Глава 5 1–7. Песнь о неблагодарном винограднике и его судье. 8–10. Седмикратное горе на ненасытных приобретателей недвижимого имения, 11–17. на преданных пирам, 18–19. на неверующих насмешников, 20. на не признающих различия между добром и злом, 21. на гордых, 22. на пьяниц, 23. и на нарушителей справедливости. 24–30. Угроза нечестивому израильскому народу нашествием далекого чужого могучего народа. Ис.5:1–7 . Пророк выступает здесь как лирический поэт, но его песнь заключает в себе истину вполне трагического характера. Пророк поет о деле своего возлюбленного Господа, который насадил свой виноградник, т. е. избранный народ в прекрасном месте и даровал ему все условия благополучного существования. Однако этот виноградник принес не прекрасный виноград, а дурные, негодные к употреблению в пищу ягоды. Слушатели этой притчи – песни должны сами сказать, что Всевышний вправе сделать с таким виноградником. Но так как слушатели не могут признать себя виновными, то Сам Господь определяет Своему винограднику или, что тоже, иудеям, их будущую судьбу, которая обещает быть очень печальной. Ис.5:1 . Во­с­по­ю Возлюблен­ному моему песнь Возлюблен­ного моего о винограднике Его. У Возлюблен­ного моего был виноградник на вершине утучнен­ной горы, «Воспою» с евр. «я начинаю петь о моем Друге: это – песнь о Его любви к Своему винограднику». Пророк хочет изобразить отношение своего друга (как образно называется здесь Сам Сущий) к Его винограднику, как нередко называется в Писании народ избранный (ср. Ис.3:14 ; Иер.2:21 ; Иер.12:10 ; Мф.21:33 ). Виноградник этот был разведен на самой удобной почве – на выступах горы, наиболее открытых для действия солнечных лучей. «Вакх любит открытые холмы», – говорит Виргилий, (Георг. II, 113). Ис.5:2 . и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и по­стро­ил башню по­среди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он при­несет добрые грозды, а он при­нес дикие ягоды. «И Он обнес его оградою» – точнее с евр. окопал или вскопал для посадки черенков виноградных лоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да, эта тайна свидетельствует о том, что Иисус – Господь! Эта тайна заключалась в том, что смысл рождения и служения Иисуса был предсказан пророками, что Он являл Собой исполнение этих пророчеств и был величайшим откровением, когда-либо дававшимся человечеству. Слова Его были направлены не только на спасение людей, но и судили их, ведь об этих людях сказано: “…слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите…” (Матфея 13:14), так как многие из слушающих притчи не желали покаяться и покориться Богу. Многие люди, поклонники учения Иисуса, приходили слушать Его из-за красивых рассуждений на моральные темы и чудесно подобранных Им притч, но не многие стали Его последователями, так как плата была слишком высока (см. Луки 9:57–61; 14:25–27, 33). Но именно это начинали постигать Его ученики, будучи истинными учениками Иисуса. Итак, секреты или “тайны Царства небесного” – это то, что Он рассказывал Своим ученикам и о чем написано (и объяснено) в Матфея 13:16–17: “Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат [ в отличие от остального народа ], ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали”. Секрет заключается в том, что Иисус – Господь, Иисус – Царь, Иисус – Мессия, Иисус – Тот, о Котором говорили все пророки, Спаситель человечества, великое откровение Божие, Альфа и Омега (Откровения 21:6–8, 22:12–16), единственный путь примирения с Богом (Иоанна 3:36, Римлянам 6:23). 52. Где был Иисус в шестой час, в день распятия: на кресте (Марка 15:23) или во дворце Пилата (Иоанна 19:14)? (категория: непонимание исторического контекста) Простой ответ заключается в том, что синоптические авторы Евангелия (Матфей, Марк и Лука) пользовались иной системой нумерации часов, в отличие от Иоанна. Они использовали традиционную еврейскую систему, в которой часы считались от восхода солнца (приблизительно с 6:00 утра в современном исчислении), откуда следует, что распятие происходило в 9:00 утра, т.е.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Домовладыка именует его другом. Но это ведь напоминает обращение царя к человеку, зашедшему на пир по случаю брака царского сына не в брачной одежде: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? ( Мф.22:12 ). Указав же не неосновательность ропота, домохозяин предлагает роптавшему взять свое и идти. Но этим еще не оканчивается разъяснение и выговор домовладыки. Он указывает на свои права распоряжаться своею собственностью, как ему угодно. Нельзя, и никто не имеет права, осудить его за это. Только не доброму, завистливому глазу есть дело до распоряжений домохозяина. Но ведь всякий поймет, что таковой глаз не побудит его к отмене его свободных и благих раздаяний. Если от приточного языка мы обратимся к истории Церкви, то усмотрим, что неоднократно Господь Бог свидетельствовал иудеям о неправоте их превозношения пред христианами из язычников. Самые разительные примеры: обращение сотника Корнилия и апостольский собор в Иерусалиме. Сотника Корнилия сподобил крещения св. ап. Петр по-особенному Божию откровению ( Деян.10 гл.). «Когда же Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». Вот ропот трудившихся в Божием винограднике с раннего утра. Апостол Петр в свое оправдание по порядку рассказал, как Господь Бог послал его к Корнилию и как необрезанный Корнилий получил Святого Духа. «Тогда, закончил Петр, вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» ( Деян.11:1–17 ). Если так явно проявилось милосердие Божие к язычнику, то станем ли роптать на Бога? Будем ли заявлять о своих каких-то особенных правах на царство Божие? Всем в нем найдется место, и не будет тесно. Таков ответ апостола Петра. Он понял и в сердце свое принял предостережение Спасителя. Нет в нем кичения, превозношения и похвальбы обрезанием и исполнением других предписаний закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И что еще, говорит, скажу? ведь недостанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (см.: Суд. 7: 1, 7), и Вараке, верой своей победившего войско Сисара (см.: Суд. 4: 7), и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиной челюстью тысячу человек (см.: Суд. 15: 15), и Иеффае, который своей верой разрушил 22 города Аммонитских (см.: Суд. 11: 33), и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (см.: 1 Цар. 17: 4), и Самуиле, который своей верой победил Филистимлян (см.: 1 Цар. 7: 10), и о других пророках» . Так, мы видим, что «в глазах апостола военные подвиги – не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы» . Итак, в Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. А «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором при­зван (1 Кор. 7: 20) – давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам» . Священное Писание во многих местах дает указание для полководца, собирающегося вести войну: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний» (Прит. 24: 5–6); «Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну» (Прит. 20: 18), «Не советуйся… с боязливым о войне» (Сир. 38: 11). На необходимость для военачальника обдуманно подойти к планированию будущей кампании, взвешивая все за и против и обсуждая это на военном совете, ссылается и Господь, беря это как пример для притчи: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук. 14: 31) Святитель Григорий Двоеслов так говорит об этом изречении: «Царь против царя, равный против равного, идет на войну, и однако же, если сознается, что он не может противостоять, то отправляет посольство и просит мира.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Лк.20:20 . И наблюдше послáша лáятели, притворяющих себé прáведники быти: да имут егó в словеси, во éже предáти егó начáлству и области игéмонове. Лк.20:21 . И вопросиша егó, глагóлюще: учителю, вемы, яко прáво глагóлеши и учиши, и не на лицá зриши, но воистинну пути Бóжию учиши: Лк.20:22 . достóит ли нáм кéсареви дáнь даяти, или ни? (И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?) После обличения в притчи, вместо того, чтобы сознаться и раскаяться, первосвященники и книжники воспылали еще большею злобою к Иисусу Христу, по Матфею, совещались, как бы уловить Его в словах ( Мф.21:15 ), т. е. заставить Его высказать что-либо такое, например против царя, за что можно было бы обвинить и погубить Его, – предать Его начальству и власти правителя (области игемонове); так и сделали – предложили Ему хитрый вопрос: позволительно ли им, евреям, платить подать кесарю или нет (достоит ли нам кесареви дань даяти или ни)? Подослали лукавых людей, которые притворились благочестивыми (послаша лаятели, притворяющих себе праведники быти, т е. строгими законниками, которые будто бы по побуждению своей совести пришли спросить Господа о беспокоившем их предмете, а не потому, что их подослали другие. У Матфея и Марка прямо сказано, что подосланы были некоторые из фарисеев и Иродиан. О фарисеях чит. в объяснении 7 ст. 3 гл. Иродиане, это были приверженцы царя Ирода. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и из Рима прислан был царь, не еврейского происхождения, тогда между ними образовались две партии. Одни утверждали, что должно платить подать кесарю, и противников сего мнения почитали мятежниками; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от языческих народов, платить только дань – Богу, в Его храме, по полсиклю ( Мф.17:24 ) с души, как предписано в законе Моисеевом, а что платить подать римскому кесарю идолопоклоннику значит оскорблять истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.4:22 . Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу. Еда светильник приходит (для того ли приносится свеча), да под спудом положат или под одром (чтобы поставить ее под сосуд или под кровать) и пр. Эти и дальнейшие слова Христовы, по еванг. Матфею, сказаны Им при других случаях, а не вместе с притчей о сеятеле ( Мф.5:15; 10:26 ). Можно думать, что Господь повторял некоторые из Своих изречений при разных случаях, чтобы ученики и слушатели Его лучше могли усвоить их. Сказанные изречения Христовы имеют следующий смысл: тайны веры, или Царствия Божия, сообщаемые Христом, напр. в притчах или прямо, не будут оставаться тайнами навсегда, вечно, но должны со временем открыться, чтобы они светили всем, подобно свече. Апостолы, приняв эти тайны от Христа, сами будут распространять их по всей вселенной. В этих же словах Господь указывает Апостолам и причину, почему Он учит народ в притчах – потому, что народ еще не способен принять и понять принесённые и возвещаемые Им истины; со временем же, когда народ сделается способнее к сему, эти истины будут предлагаться Им, или Апостолами прямо, без покрова притчи. (См. выше в объясн. 11 и 12 ст.). Мк.4:23 . Если кто имеет уши слышать, да слышит! Чит. объяснение этих слов в объясн. 9 ст. Зач. 17. Учение Иисуса Христа о мере и притча о семени. Читается во вторник 14-й недели по Пятидесятнице. Мк.4:24 . И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам, и прибавлено будет вам слушающим. Мк.4:25 . Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. В нюже меру (какою мерою) мерите и пр. Эти слова Господа есть и в Евангелии Матфея ( Мф.7:2 ). По сказанию сего евангелиста, они были произнесены Господом при другом случае, а не при том, что у еванг. Марка, – именно при учении о неосуждении других. Слова сии служили поговоркой у Евреев. У еванг. Марка приводятся они в следующем смысле: насколько будет внимательности у Апостолов к учению Христову, настолько приложится им ведения (Зигабен). Иже бо аще имать (ибо кто имеет) и пр. И эти слова тоже есть в Евангелии Матфея ( Мф.13:12 ). Там они сказаны Господом при том случае, что и у Марка – при учении притчами. Они были также еврейской поговоркой, которая взята с того, что богатый, трудясь, более и более богатеет, а бедный при лености теряет и последнее. Смысл этих слов по отношению к Апостолам и народу следующий: Апостолы с дарованным им от Бога познанием тайн царствия небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ же, не имея этого старания без помощи притчей потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

( Мф. 21:17–22 ; Мк. 11:12–14; 20–23 ) Столько чудес сотворил Он пред ними и они не веровали в Него» ( Ин. 12:37 ) Трагедия еврейского народа заключалась в том, что он, будучи избранным народом Божиим, в течение тысячелетий ожидавшим Мессию, – не узнал Его, однако, когда Он пришел на землю. В лице своих официальных и неофициальных, гражданских и духовных вождей, он отверг своего Спасителя. Начиная от царя Ирода, избившего младенцев в Вифлееме и кончая кликой Синедриона, увлекшего за собой народные массы, кричавшие Пилату: «распни, распни Его», иудеи с самого начала стремились к убийству Иисуса Христа и, в конце концов, добились своей цели. Но почему же случилась эта трагедия? Почему евреи не могли уверовать во Христа, явившегося пред их собственными глазами? Почему ни учение Его, ни Его чудеса, не убедили их в истине? В сущности говоря, этот вопрос и до сих пор остается исторической загадкой духа Израиля. Однако, пророк Исайя предвидел случившееся, и за много столетий предсказал, говоря: – «потому не могли они веровать, что парод сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». «Сие сказал Исайя» – добавляет Евангелист Иоанн, «когда видел славу Его и говорил о Нем». ( Ин. 12:41 ). Чудо с засохшей смоковницей, сотворенное Иисусом Христом в самые последние дни Его жизни и проповеди в Иерусалиме, оказалось заключительной притчей-символом о трагической судьбе еврейского народа, не принесшего плодов покаяния. После торжественного входа в Иерусалим и в храм, где Христос исцелил всех подошедших к Нему хромых и слепых и «как время было уже позднее, Иисус вышел в Вифанию с двенадцатью». Переночевав там, Христос рано утром опять пошел в Иерусалим, уже без всякой торжественности. И здесь, приближаясь к городу, почувствовал голод. «И увидев при дороге одну смоковницу, подойдя к ней и, ничего не нашед на ней кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» ( Мф. 21:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

На вопрос боявшихся, не лишились ли они данной им Христом силы исцеления учеников, почему они не могли изгнать духа нечистого, Христос ответил: « Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста » (Мк.9:29). Таким образом, Господь указал, что должно поститься и тому, кто страждет от бесов, и тому, кто хочет исцелять; благодатная сила, данная Богом христианам, должна соединиться с духовным усердием и аскезой. Служение Господа Иисуса Христа в Галилее подходило к концу. После Преображения Господь направляется в Иерусалим, чтобы там пострадать. Перед Собой Господь посылает с проповедью семьдесят Своих учеников, чтобы дать последнюю возможность иудеям еще раз услышать Его учение и поверить благовестию Царства Божия (Лк.10:1–20). Путь в Иерусалим на страдания: учение и чудеса (Мф.17:22–20; Мк.9:30–10; Лк.9:51–19.28; Ин.7–11) Притчи о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, о милосердном самарянине, о мытаре и фарисее. Благословение детей. Беседа с богатым юношей. Притча о богаче и Лазаре. Притча о работниках в винограднике. Исцеление десяти прокаженных. Случай с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Исцеление слепорожденного. Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона. Обращение мытаря Закхея.  Время, когда нужно было пострадать Христу, приближалось, и Он постоянно приучал к мысли о страданиях Своих учеников, говоря: « Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет » (Мф.20:18–19). В поучениях же и притчах, произносимых при народе, Господь, как и в галилейские дни, говорил преимущественно о том, что должен делать человек, чтобы стать достойным Царства Божия и что может помешать спасению. Притча о пропавшей овце (Лк.15:1–7) Христос никогда не пренебрегал мытарями и грешниками – тех, кого фарисеи и книжники более всего презирали и общением с кем гнушались. Он вкушал пищу вместе с грешниками, приходил в их дома, беседовал с ними; и расположение Христа привлекало к нему тех, кто понимал недостойность своего образа жизни. И когда фарисеи возроптали на Него, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними», Христос сказал им следующую притчу: « Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ».

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Не ведет ли...» (стих 15). Согласно Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу. «Сию же дочь Авраамову...» (стих 16). Господь делает заключение высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу – освободить эту страдалицу от болезни, которую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих служителей – бесов). «О всех славных делах» (стих 17) – пропущено: бывающих или совершающихся ( τος γενομνοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся. Лк.13:18 .  Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Лк.13:19 .  Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Лк.13:20 .  Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Лк.13:21 .  Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Объяснение притчей о зерне горчичном и о закваске (см. Мф.13:31–32 ; ср. Мк.4:30–32 ; Мф.13:33 ). Таким образом, согласно Евангелию Луки, эти две притчи были сказаны в синагоге, и здесь они вполне на месте, так как в 10-м стихе сказано, что Господь в синагоге «учил», но в чем состояло Его учение – этого евангелист там не сказал, теперь он и восполняет это опущение. «В саду своем», т.е. держал под своим ближайшим наблюдением и постоянно заботился о нем ( Мф.13:31 : «на поле своем»). Лк.13:22 .  И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Евангелист опять (ср. Лк.9:51–53 ) напоминает своим читателям, что Господь, проходя по городам и селениям (по всей вероятности, евангелист подразумевает здесь города и селения Переи, заиорданской области, которой обыкновенно ходили из Галилеи в Иерусалим), направлялся к Иерусалиму. Он счел нужным здесь напомнить об этой цели путешествия Господа ввиду того, что далее у него изложены предсказания Господа о близости Его смерти и о суде над Израилем, что, конечно, имело ближайшее отношение к цели путешествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но Господь по Своему милосердию не дал нам всем таковой заповеди, а совет Его богатому юноше держи на уме и говори, что ты человек немощный и совета Господа исполнить не можешь, хотя и возлюбил его. Но за сие не делай из богатства себе кумира, не служи ему всею душою. Ведь Господь же сказал: «никто не может служить двум господам; ибо, или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» ( Мф.6:24 ). Но если же ты, ради хозяйства или торговой прибыли, не находишь времени для исполнения важнейшего христианского долга, то ясно, что ты усердствуешь богатству более, чем Богу. Ты имеешь своего идола, которому служишь до забвения Господа. Теперь сам посуди, что может тебя ожидать в будущей жизни. Бойся услышать голос Праведного Судьи: «иди от Меня, проклятый, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Одни из званных на брачный пир царского сына отказались от участия в нем по суете мирской, по пристрастию к наживе, а другие поступили еще хуже. Прочии же емше рабов его (царя), досадиша им, и убиша их ( Мф.22:6 ). Никакого зла рабы эти не сделали званным. Она были исполнителями воли пославшего их. Но Сам Пославший действовал по великой любви к званным. Много огорчений и обид причинили они царю. Пророков избили, вознесли на крест и единородного Сына Царя. А он еще любит злодеев и следующим послам, т.е. апостолам, велит идти снова звать уже прежде званных. Апостолы так и делают. По вознесении Спасителя на небо, они остаются в Иерусалиме. В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа на них, они благовествуют о Христе иудеям. Успех проповеди возбуждает гнев в книжниках фарисеях и саддукеях. После чудесного исцеления хромого, апостолов Петра и Иоанна влекут в судилище для допроса, как будто они совершили какое преступление, и запрещают им проповедовать о Христе. Апостолы исполняли Божие повеление, а потому и властям заявили, что не могут слушаться их. Когда же они проповедовали безбоязненно и совершали великие чудеса, исцеляя больных, то «первосвященник и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу; а на другой день подвергли побоям» ( Деян.4:18, 5:17–18, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010