На л. 2-м внизу скорописная подпись XVII в.: «кнга Лазарева». На об. 52 л. внизу подпись в три строки: »город (нъпь)сал». Почерк и чернила рукописи. Наконец, на об. последнего листа внизу подпись еще нового писца: «ста Бце помогаи рабоу своемоу Дъмък на мънога лта аминь. простите м гршнаго». Примеч. Судя по подписям, рукопись писана, очевидно, разными писцами: но почерк письма во всей рукописи, от начала до конца, совершенно почти одинаков. 2) Минеи служебной месяц ноябрь, перг. в 4 д., пис. средним уставом разных почерков, на 174 л. (1-й тетр. не достает), 1097 г. 1249 / 44 ). Рукопись начинается 2 тропарем 4 песни канона на 1-е ч. ноября, святым бессребр. Косме и Дамиану: »Свсьца црква. Прливающа млко ицлни просвщевана безмьздника, прпитающа всх, стым брашьньмь, пта боудта радостьном Внизу 1-го л. скорописная подпись XVII в.: «Сковородскаго мнтр». 367 На об. 89-го л. мелкая уставная подпись: »ги помози рабоу своемоу Михаил, а б...» (см. снимок с этой подписи). На об. 171 л., посредине страницы, в конце 1-го канона ап. Андрею Первозванному подпись писца: «в л – Видно, что здесь писец хотел закончить свой труд: но потом нашелся другой канон ап. Андрею, который и написан вслед за первым, но другою уже, по-видимому, рукою, или, по крайней мере, совершенно другими чернилами. Но представьте, какое счастье: не дальше, как на два перста ниже подписи года, лист обрезан. Что, если бы неразумная и дерзкая рука, отрезавшая лист, захватила и ту строку, на коей означен год написания рукописи?! 3) Минеи служебной месяц июль, перг. в 4 д., писан красивым уставом XII в. на 150 л. 1259 / 54 ). Здесь на об. 3 л. читаем: »мца тогоже в кд митрополита роусьскаго стыма мчнкома. Бориса и Глеба». Далее следует: – седален, кондак, икос, стихиры вечерние и утренние, и канон святым мученикам. Все это находится и в других, не менее древних, списках той же Типографской библиотеки, с более или менее значительными вариантами, но без означения имени автора. Служба эта сохраняется у нас и теперь в печатной Минее под 24 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Р. началась в апостольский период и связана в первую очередь с именем ап. Андрея Первозванного. В источниках III-IV вв. говорится о том, что ап. Андрей проповедовал в греко-рим. крепостях на землях между нижним Дунаем и Понтом Эвксинским (Чёрным м.) - т. е. на территории румын. исторической обл. Добруджа, к-рая составляла часть Внутренней Мёзии со столицей в Маркианополе (Marciana Ulpia Traiana, ныне г. Девня, Болгария) и при рим. имп. Диоклетиане (284-305) была преобразована в отдельную провинцию Римской империи - М. Скифию. В сочинении, приписываемом автору III в. Ипполиту Римскому, «О двенадцати апостолах» ( Hipp. De duodecim apostolis//PG. 10. Col. 951-952) сообщается о проповеди ап. Андрея среди скифов и даков. Писатель того же века еп. Кесарийский Евсевий Памфил в «Церковной истории», ссылаясь на 3-й том «Толкования на Бытие» Оригена, также писал о том, что по жребию ап. Андрею достался удел в Скифии ( Euseb. Hist. eccl. III 1). Эти сведения косвенно согласуются с утверждением Тертуллиана (ок. 160-220), который в трактате «Против иудеев» упоминал «покоренных Христу» даков и скифов ( Tertull. Adv. Iud. VII 3). Более поздние источники о миссии ап. Андрея в Добрудже основываются на традиции, а также на уже утраченных к тому времени источниках (в т. ч. апокрифических): это Житие ап. Андрея, написанное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом (PG. 120. Col. 229-230), повторившим путь апостола и собиравшим о нем сведения на местах; Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.; SynCP. Col. 265-266), в котором под 30 нояб. указывается, что в результате жребия ап. Андрею достались обширные территории в Вифинии, а также в Понте, Фракии и Скифии (регионы, расположенные от устья Дуная и простирающиеся до Чёрного м.); труд визант. историка Никифора Каллиста Ксанфопула (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335) «Церковная история» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. II 39//PG. 145. Col. 860). В румын. церковной лит-ре эта традиция стала широко известна в XVII в. благодаря митр. Молдавскому Досифею (Барилэ; 1671-1674, 1675-1686), который между 1682 и 1686 гг.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?! В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти. Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем… Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом… Фото: ТАСС/kremlin.ru   Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России. Апостол Андрей Первозванный: иконы Молитвы Андрею Первозванному Тропарь апостолу Андрею Первозванному: Яко апостолов первозванный/и верховнаго сущий брат,/Владыце всех, Андрее, молися,/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость.

http://pravmir.ru/andrej-pervozvannyj/

Максимилла сообщила святому Андрею, что анфипат повсюду ищет его, чтобы обречь на казнь. Но мужественный Апостол и не думал скрываться – мученичество во Христе должно было увенчать его земное служение. Святой Андрей сам явился к злобствующему правителю, когда тот понуждал толпу узников-христиан к идольскому жертвоприношению, и обратил к нему слово обличения: – Тебе, судье людей, следовало бы познать своего Судию, Сущего на Небесах и, познав, поклониться Ему, поклонившись же Истинному Богу, следовало бы отвращаться от ложных богов. Егеат, уже готовый принять на себя роль палача, отвечал: – Ты, Андрей, склоняешь людей к появившейся недавно волшебной вере, которую Римские цари повелели истребить. За такую проповедь вашего Иисуса иудеи пригвоздили ко кресту. – Велико Таинство Креста! – воскликнул Апостол Господень. – О, если бы ты захотел познать эту тайну: как Создатель человеческого рода, по Своей Любви к нам, добровольно претерпел страдания на Кресте. Добровольно – потому что Он и о времени Своих страданий знал, и о тридневном Своем Воскресении пророчествовал, и, сидя с нами на последней вечери, возвестил о Своем предателе, говоря о будущем, как о прошедшем, и добровольно пошел на то место, на котором имел быть предан в руки иудеев. Христос, Сын Божий, Распятый иудеями, есть Истинный Бог. Он, будучи умерщвлен, воскрес и жив во веки веков, и Крест Его – это тайна человеческого обновления. – Если не сделаешь того, что я приказываю, то понесешь на себе ту же тайну креста! Если не послушаешься моего повеления, не захочешь принести жертвы богам Римского царя, то, избив палками, я распну тебя на кресте, – заявил Егеат. Во все времена главным аргументом лжи против истины, зла против добра, ненавистника-диавола против Бога Вселюбящего было и остается насилие. Но силы зла бессильны против верных Господних. Прислужник бесноватого кесаря Нерона, нечестивый Егеат, угрожая служителю Христа Спасителя святому Андрею казнью на кресте, не понимал, что возвещает ему высочайшую Небесную радость. И на угрозу Первозванный Апостол отвечал словами сострадания к своему палачу:

http://pravoslavie.ru/50295.html

Когда же после этого весь город радовался спасению про­консула, отовсюду стали стекаться толпы, неся своих немощ­ных, охваченных различными болезнями. Помолившись о них и призвав спасительное имя Господа Иисуса, он возложил руки на каждого из них и тут же всех исцелил, так что от этого всех охватило изумление и потрясение, и они громким голосом воскликнули: «Велика сила чужого Бога, велик Бог, проповедуе­мый чужестранцем Андреем, благодаря которому случились ве­ликие чудеса». И с этими словами все, единодушно ринувшись на идольские храмы, все их сожгли в огне, а богов, сокрушив, разбив и уничтожив, попрали ногами, и одного лишь Бога Анд­рея вся толпа призывала и величала. А проконсул Лесбий радо­вался восклицаниям народа и содействовал поступкам толпы 230 . Когда же собралось большое множество людей, слово Бо­жье благодаря апостолу умножилось и его проповедь беспрепят­ственно дошла до всех, тогда цезарь послал Лесбию преемника и отстранил его от власти, узнав о его благонравии. А тот, с радостью приняв императорский приказ, приходит к блаженно­му Андрею и говорит ему: «Теперь я еще горячее верую в Господа, совлекшись пустой славы и отринув житейскую суету. Так возьми же меня себе в спутники, о человек Божий, прими меня, верного, чтобы мне соединиться с верными и свидетельствовать всем людям об общем Спасителе Христе». Оставив дела в прето­рии, он сопровождал апостола по всей ахейской стране, следуя за ним, возвещавшим божественную проповедь 231 . И пока все обстояло таким образом, зритель величайших откровений наблюдает следующее видение: показалось ему, что он видит Спасителя Христа, стоящего напротив него и говоря­щего ему: «Андрей, возложи дух на Лесбия и подай ему от сво­ей благодати, а сам, взяв свой крест, следуй за Мной, поспешив в Патры, ведь скоро уйдешь ты из человеческой жизни». И вот, проснувшись, апостол поведал содержание видения присутство­вавшим там верным и, сделав, как было повелено, в тот же день прибывает в Патры. А жена нового проконсула, которого звали Эгеат, по име­ни Максимилла, узнав о нем и о совершаемых им чудесах, посылает к нему сначала свою самую верную служанку Ифидаму, способную увидеть, поговорить и послушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

В 18 день Генваря случилось мне служить не по силам, и я занемог по обыкновенному: но встретилась другая болезнь, более трудная. Идучи по комнате, я упал на левый бок, употребил много усилий, чтобы встать. Оказалось, что вытянуты некоторые мускулы, и после нескольких трудных дней, теперь менее затрудняют меня, однако же затрудняют чувством слабости в левой стороне тела, и больше при некоторых движениях. Не знаю, дарует ли Господь приближиться к естественному положению, и что могло бы сему способствовать. Поверзите меня к стопам преподобнаго отца нашего Сергия, да испросит мне от скорби облегчение, а в скорби терпение, и да обратится скорбь плоти в пользу душе. Февраля 3-го 1867. В Академической библиотеке есть Богослужебныя книги на греческом. Попросите о. ректора, чтобы велел списать тропарь св. Андрею Первозванному, и прислал бы ко мне. 1649 Мир Господень отцу наместнику и братии обителей. Наказа мя Господь: смерти же не предаде мя. Слава его милосердию. И наказание Его, – то мя да научит. – Пошлите от меня г. Бухареву 100 рублей. Не надобно ли и сказать, что это от меня, дабы он знал, что мы смотрим на него мирно, и не имел против нас немирной мысли. Прошение его по принятому порядку должен я оставить без действия; потому что я ограничен делами и пределами вверенной мне епархии. А он живет не в Московской епархии, а просит по делу не епархиальному. Правом члена Св. Синода пользуются действительно в нем присутствующие, а отсутствующие, когда их спросят. В прошении же г. Бухарева есть скрытая жалоба на решение Св. Синода и требуется изменение онаго. Прочитал я, или точнее, пересмотрел часть книги, где говорится об Апокалипсисе. И как видев начало труда г. Бухарева, когда он был еще в Академии, не советовал ему продолжать сие дело: так и теперь не получаю убеждения ходатайствовать по сему делу. Впрочем попрошу преосвященнаго викария прочитать книгу, и, если найдет причины, убедит меня в ея пользу. Февраля 9-го 1867. 1650 От Господа благословение отцу наместнику и братии обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Один из руководителей партии «Родина» прокомментировал скандал вокруг строительства церкви в Крыму Москва, 30 июня 2006 г. Руководитель международного управления исполкома партии «Родина» Михаил Демурин прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM ситуацию вокруг строительства православного храма преп. Серафима Саровского в селе Голубинка Бахчисарайского района Крыма. «То, что происходит — еще одно свидетельство, характеризующее неблагоприятное положение в сегодняшнем украинском обществе и, собственно, в Крыму, — отметил Демурин. — Что значит — крымские татары выступают против строительства православного храма, когда православных в этом селе большинство? Более того, мусульманская мечеть там имеется. Украинские власти просто обязаны защищать право верующих свободно исповедовать свою религию и крайне странно, что представитель президента Украины в Крыму это право не готов обеспечивать. Примечательно, что это уже не первый случай, когда г-н Москаль, постоянный представитель президента Украины в Крыму, препятствует православным Крыма в реализации права исповедовать свою веру. Печальную известность приобрело его предложение православной общественности уступить татарам и перенести место установки памятника апостолу Андрею Первозванному в Феодосии, который якобы оскорбляет чувства мусульман изображением креста. На днях памятник был все-таки установлен. Но факт остается фактом, межрелигиозная напряженность в регионе растет». «Если наступление на права православных верующих в Крыму продолжится, — подчеркнул руководитель международного управления исполкома партии «Родина», — то они будут, видимо, вынуждены еще более жестко защищать свои права, как они боролись против расширения военного присутствия НАТО в своем регионе. Правительство России должно поддерживать наших соотечественников и двусторонним ресурсом и активной позицией по этой проблеме в международных организациях, занимающихся обеспечением прав человека, к которым относится и право свободно совершать религиозные обряды». 30 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17923.html

Когда мучитель христиан Егеат заключил святого Апостола Андрея Первозванного в темницу, тогда верующие, собравшись в большом числе, порешили убить Егеата, а Апостола из темницы вывести. О своём намерении они сказали Андрею, думая, что это будет ему угодно, но вышло напротив. Апостол сказал им: «Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в мятеж дьявольский, помня, что когда Господь наш был осуждён на смерть, тогда показал всякое терпение, никому не противоречил, ни пред кем голоса Своего не возвышал и на стогнах никто не слыхал Его. Будьте же подобны Ему и вы, молчите и храните себя в мире. И не о том заботьтесь, чтобы избавить меня от страданий, но о том, чтобы самих себя показать доблестными воинами Христовыми и чтобы самим приготовиться к тому, чтобы презреть угрозы мучителей и понести страдания с терпением. При этом не забывайте, что всем нам не того нужно бояться страха, который временен, но того, который не будет иметь конца. И знайте, что угрозы человеческие ничтожны и дыму подобны, ибо сегодня страшат нас, а на утро внезапно исчезают. И болезней и страданий, всем нам, не телесных и временных нужно бояться, а тех, которые перейдут с нами в вечность и которые могут быть с нами там, где плач непрестанный, и вопль, и рыдание и где муки бесконечны. Оставьте же моего мучителя в покое, но самих себя уготовляйте на то, чтобы через временные скорби перейти к радости вечной, где будете всегда веселиться, всегда процветать и всегда царствовать со Христом». После сего Апостол добровольно пошёл на страдания, был распят на кресте и, подобно своему Божественному Учителю, с креста предал дух свой Господу. Слышите ли, что говорит Апостол своим защитникам? «Не делайте, – говорит, – мятежа, берите пример в страданиях с Господа, не бойтесь временных скорбей и оставьте моего мучителя в покое». А отсюда ясно, что святой Апостол подтверждает ту нашу мысль, что лучше мы сделаем, если, при нападении врагов, останемся без защитников, предоставим всё в волю Божию и смиримся. И это последнее становится ясным даже и без примера, по одному здравому рассуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Среди произведений Никиты Давида самым известным является «Житие патриарха Игнатия». Оно составлено после 906 г. и имеет антифотианскую направленность. В нем содержится описание осады Константинополя и разграбления его окрестностей «народом Рос» – «запятнанным убийствами более, чем кто-либо из скифов» (21.14–19). Однако ряд ученых считает, что Никита Давид, епископ Дадибры, и автор «Жития» Никита Пафлагон – не одно и то же лицо, полагая тем самым, что «Житие» и другие произведения являются сочинениями двух разных авторов. В риторическом произведении, сохранившемся под именем Никиты Философа Давида, посвященном св. Андрею, автором создается классический, по византийским меркам, образ учителя-просветителя. Этот текст имеет очень важное значение и для отечественной истории, ибо запечатлевает образ Андрея Первозванногопервоучителя восточноевропейских народов. Он обошел весь «северный край», просвещая язычников, «охватив Евангелием все области севера и все побережье Понта». На этой основе позже родилась версия о пребывании ап. Андрея на территории будущей Киевской Руси. В одной из речей конца IX в. Никита говорит, что в Амастриду стекаются, словно на общий рынок, скифы, населяющие как северные берега Эвксина (Черного моря), так и южные. Эти «скифы» обычно идентифицируются с русскими купцами, так что данное свидетельство является древнейшим упоминанием торговых контактов русских с Византией. Издание: PG 105. Col. 15–488; Smithies A. Nicetas Paphlago’s Life of Ignatius. Diss. Buffalo, 1988; Греческие предания о св. Апостоле Андрее/Изд. А. Ю. Виноградов. М., 2005. Т. 1. С. 236. Перевод: Виноградов А. Ю. Деяния апостола Андрея. М., 2004. Литература: Васильевский 1913. Т. 2. С. 213–295; Латышев 1914. С. 53–65; Латышев 1916. С. 1505–1522; Dvornik 1958; Jenkins 1965. Р 241–247; Les actes apocryphes 1978. Vol. 1–2; Podskalsky 1982; Виноградов 2004; Виноградов 2005. Житие Игнатия 21/14–19. В это время 461 запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому Понту придя к Стенону 462 и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия 463 острова, грабя все (драгоценные) сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и, схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Группа парфийская(парфянская династия арсакидов царит в Персии и Армении, держит в своей зависимости Месопотамию, господствует на востоке до пределов Индии).7. 8. 8. 6. Фома11. 11. 10. 10. Симон Зилот„ „ 11. 11. Иуда Иаковлев, обыкновенно признаваемый тождественным с10. 10. „ „ Фаддеем Леввеем( Мф.10:3 , Мр.3:18 ). Такое деление на группы соответствует отчасти тогдашнему политическому делению. 1) Область первой группы, понто-воспорское царство, в то время подвергалось разложению, по частям оно уже примыкало к римской империи, но тем не менее предание о его самостоятельном существовании было еще живо; один из его царей, Полемон II (временно бывший иудейским прозелитом), фигурирует даже под именем Полимия в актах ап. Варфоломея. Район деятельности этой северной группы очерчивается в 1Пет.1:1 («κλεκτος παρεπιδμοις διασπορς Πντου, Γαλατις, Καππαδοκας, σας κα Βιθυνας») и отмечается в приведенных выше словах Оригена («Андрею – Скифия»), Центром деятельности ап. Андрея по актам был г. Синоп. За историчность этого известия говорит то важное обстоятельство, что здесь была очень значительная иудейская колония; о Синопе упоминается в талмудической литературе; один из переводчиков Священного Писания – Акила был родом из Синопа. Около этого центра держалась и вся проповедь ап. Андрея Первозванного, а именно: по берегам Черного моря – по северному побережью. Апокрифические деяния ставят его в соприкосновение то с тем, то с другим апостолом. Непререкаемо известно, что ап. Андрей проповедовал в пределах Скифии, как сказано и у Оригена . Но где искать Скифию? В древнейшем известии предполагается Скифия великая; мы читаем, что он проповедовал в Скифии, в Согдиане и у Саков. Затем, в дальнейшем развитии сказания скифов стали искать ближе к римской империи, по восточным берегам Черного моря, именно, деятельность ап. Андрея локализируется около Севастополя великого (близ нынешнего Поти). Далее, по сказанию, живут «эфиопы»; это название прилагается ко всем варварским народам. По Епифанию монаху, апостол доходил и до Крыма. Место деятельности ап. Андрея указывают еще во Фракии «ν Θρκαις», но, по всей вероятности, последнее название получилось от недосмотра и смешения с «ν Σκαις». В 357 году император Константин перенес мощи ап. Андрея в Константинополь, в храм св. Апостолов. Сюда мощи были перенесены из города Патр в Ахаии. Таким образом, место кончины ап. Андрея, по этим сведениям, – гор. Патры. Но если позднейшие сказания направляют его в Ахаию, то среди кавказских народов тогда были некие ахеи и их легко было отожествить с жителями Ахаии и, таким образом, отнести проповедь апостола в Европу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010