гимнографии, к-рые могут определяться и как локальные центры, и как хронологические периоды: 1) преславско-охридскую (кон. IX-X в.); 2) тырновскую (XIII-XIV вв.) с ее продолжением в творчестве митр. Тырновского Киприана и митр. Киевского Григория Цамблака; 3) рильскую (60-70-е гг. XV в.) и 4) софийскую (XVI в.). Во 2-й пол. 70-х гг. XX в. параллельно и одновременно с Г. Поповым К. выявил и исследовал памятники древнейшей слав. гимнографии, созданные учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ему принадлежит открытие и введение в научный оборот канона арх. Михаилу Константина, еп. Преславского («Пети достоит архистратига»: Новооткрито произведение на Константин Преславки//Литературознание и фолклористика: В чест на 70-годишнината на П. Динеков. София, 1983. С. 59-62), канона ап. Андрею Первозванному (Химнописец Наум Охридски//Проблеми на старобълг. поезия. 2004. С. 33-44) - единственного бесспорного произведения равноап. Наума Охридского и канона на Введение во храм Пресв. Богородицы, снабженного анонимным славянским акростихом (Преславски канон за Въведение Богородично: (Към проблема «акростих - реконструкция на състава»)//Старобългаристика. 1991. Год. 15. 4. С. 28-38). К. также существенно расширил сведения о произведениях тырновской и софийской книжных школ. Им были открыты (на основании акростихов) неизвестные ранее авторы: иноки XIV в. Макарий (канон прп. Параскеве-Петке) и Симеон (канон архангелам) и инок XVI в. Андрей (служба мч. Николаю Софийскому). В творчестве авторов тырновской школы К. отметил особую популярность жанра параклиса (канона-молебна). В 1978 и 1979 гг. вместе с Кодовым и Б. Райковым К. участвовал в научных экспедициях в болг. Зографский мон-рь на Афоне (см.: Райков. 1994), результатом к-рых стали подробное описание рукописей библейского содержания ( Кожухаров С., Кодов Х., Райков Б. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Зографския манастир в Света гора. София, 1985. Т. 1) и краткий каталог всего собрания ( Кожухаров С., Райков Б., Миклас Х. Каталог на слав.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

Без 2-й песни: 19 Бесплотным силам (8 нояб.); 20 свт. Иоанну Златоусту (13 нояб.); 21 ап. Матфею (16 нояб.); 22 свт. Проклу К-польскому (20 нояб.); 23 ап. Андрею Первозванному (30 нояб.); 24 преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным (14 янв.); 25 на Сретение Господне (2 февр.); 26 на Благовещение Пресв. Богородицы (25 марта); 27 вмч. Георгию Победоносцу (23 апр.); 28 сщмч. Ольвиану (26 июня); 29 на попразднство Преображения Господня (9 авг.). Еще для 5 неизданных канонов атрибуция Г. ненадежна: 30 на начало индикта и прп. Симеону и проч. (1 сент.; канон атрибутируется Г. или Андрею); 31 мч. Уару Египтянину (25 окт.); 32 свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.; канон атрибутируется Г. или Иоанну, монаху); 33 на поклонение веригам ап. Петра (16 янв.; наличие акростиха и набор ирмосов свидетельствуют против авторства Г.); 34 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня; канон атрибутируется Г. и Иоанну, монаху) (Ταμεον. Σ. 332). Кроме полных канонов именем Г. надписаны 15 полных и 5 неполных комплектов ирмосов на все 8 гласов от неизвестных канонов, опубликованные митр. Софронием (Евстратиадисом) в его Ирмологии (большинство ирмосов имеют соответствия в слав. Ирмологии). Для канонов Г. характерно наличие 2-й песни, отсутствие акростиха, авторские (а не заимствованные) ирмосы (впрочем, Г. может и заимствовать ирмосы у предшественников и старших современников - преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина). Для ирмосов Г. характерен в большинстве случаев небольшой размер текста; нек-рые ирмосы повторяются в др. гласах. Использование 3-го и тяжкого (т. е. 7-го) гласов в канонах может считаться аргументом в пользу авторства Г., т. к. эти гласы после IX в. выходят из употребления у творцов канонов. Большинство из надписанных именем Герман канонов содержатся в рукописях старше XIII в., что во всяком случае исключает авторство Германа II К-польского (чьему перу принадлежит канон Отцам семи Вселенских соборов (11 окт.)). Г. иногда приписывается (вероятнее всего, ошибочно) составление нек-рых текстов Евхология: коленопреклонных молитв на Пятидесятницу, молитв литургии Преждеосвященных Даров, чина проскомидии (последнего - в связи с ошибочной, по всей видимости, атрибуцией Г.

http://pravenc.ru/text/164781.html

208. Никон Черног. Тактик. сл. 10, л. 54 и д. 209. См. ниже «Всенощная. Степенны». 210. Арх. Сергий, Полн. мес. Востока II, 390 Может быть они принадлежат другому Симеону монаху (там же). 211. Барвинок В., Никифор Влеммид и его сочинения. Киев. 1910 г. 212. В древнейших же Псалтирях (например, одной из библ. Ксиропотамского мон. на Афоне) «припевы» к избранным псалмам, написанные здесь «творение кир-Филофея» и заменяющие нынешние величания, имеют такой вид: на Рождество Пресв. Богородицы, Введение и Благовещение: «Радуйся обрадованная Марие, Господь с Тобою, аллилуиа»; на Воздвижение: «Дал еси знамение боящимся Тебе еже убежати от лица лука крест Твой Христе Боже»; ап. Иоанну Богослову: «Приидите вси сына громова восхвалим Иоанна, девственника, Христова наперсника»; вмч. Димитрию: «Приидите мучениколюбцы, восхвалим мироточного Димитрия, ревнителя Спасова»; св. Златоусту: «Приидите вси согласно восхвалим Иоанна Златоуста, общаго учителя», ап. Андрею: «Приидите все согласно восхвалим Андрея первозванного, Петрова сродника»; прп. Савве: «Приидите вси согласно восхвалим Савву всеосвященного, Каппадоков похвалу»; св. Николаю: «Приидите вси земнороднии восхвалим иерарха Николая, миряном наставника»; мч. Евстратию и дружине его: «Приидите Евстратия, Авксентия восхвалим, Евгения и Мардария и Ореста славного»; на Рождество Христово: «Приидите с ангельскими лики возгласим: слава в вышних Богу, рожденному в вертепе»; Василию Великому: «Приидите все земленороднии в восхвалим Василия Великого кесареом похвалу»; на Богоявление: «Крещается Иисус мой от раба в Иорданстей реце просвещая всю тварь»; прп. Феодосию (так же прп. Евфимию и Савве Сербскому): «Приидите вси согласно восхвалим Феодосия общежителя, иноком наставника»; Афанасию Ал.: «Приидите вси согласно восхвалим великаго Афанасия, александром славу»; Григорию Богослову» Приидите, премудрости глубину возхвалим, второго наперсника»; трем святителям: «Приидите Василия, Григория восхвалим и Иоанна Златоустаго, Троицы поборники»; в неделю мясопустную: «Возврати, Господи, пленение душ наших и страх Твой всади в сердца наша, Насадителю благих, аллилуиа»; в неделю крестопоклонную: «Кресту Твоему покланяемся Владыко…»; на Цветоносие: «Приидите и мы яко отроцы принесем веру яко ваиа Богу, любовь же яко ветви»; св.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Декрет имп. Анны Иоанновны. 1730 г. (Свято-Пантелеимонов мон-рь) Подавляющее количество древних (до XVIII в.) слав. рукописей А.- болг. и серб., восточнослав. малочисленны (менее 10%), из нотированных ранее XV в. датируются лишь Стихирарь кон. XII в. и Ирмологий нач. XIII в. (Хиландар. 307 и 308). Поэтому ранний слав. рукописный фонд А. представляет интерес в первую очередь для истории южнослав. лит-р и книжной культуры, а также для изучения древнейшего периода церковнослав. лит-ры и языка, связанного с деятельностью равноап. Кирилла-Константина и Мефодия и их ближайших учеников. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в хранилищах А. исследователями был обнаружен ряд древнейших (XI в.) слав. рукописей (глаголические Зографское и Мариинское Евангелия , кириллические Зографские и Хиландарские листки , содержащие соответственно «Книгу о постничестве» свт. Василия Великого и Огласительные поучения свт. Кирилла Иерусалимского), а также уникальные и редкие тексты, созданные в IX-X вв., в позднейших списках («Проглас Евангелия» св. Кирилла-Константина Философа, служба равноап. Мефодию свт. Константина, еп. Преславского, в составе Добриановой и Драгановой Миней XIII в., древнейшее Житие св. Наума Охридского в Прологе кон. XV - нач. XVI в. (Зограф. 47), Житие свт. Панкратия, еп. Тавроменийского, в переводе X в. пресвитера Иоанна (РНБ. Q. п. I. 33), и др.). В кон. XX в. этот перечень пополнился службой св. ап. Андрею Первозванному, написанной Наумом Охридским ( Кожухаров С. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. 1984. Кн. 12. С. 3-19). С А. происхождением или бытованием связаны мн. древние списки сочинений кон. IX - нач. X в. («золотого века болгарского царя Симеона») - трактат «О письменах» Черноризца Храбра (РНБ. F. I. 376, 1348 г.), Евангелие учительное Константина, еп. Преславского (Хиландар. 385, 1344 г.; Вена. Нац. б-ка. Слав. 40, нач. XIV в.), его же трипеснцы на Успение Пресв. Богородицы (Париж. Нац. б-ка. Слав. 23, сер. XIV в.) и цикл блаженн бельческого (мирянского) погребения (София. НБКМ. 960 - Зайковский Требник 1-й пол. XIV в.; ГИМ. Син. 307 и 324 - серб. Требники 1423 и 1402-1427 гг.), Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского (ГИМ. Син. 345, 1263 г.), составленные по повелению царя Симеона Изборник (Хиландар. 382, 1-я треть XIV в.) и Златоструй (Хиландар. 386 и 382, нач. и 1-я треть XIV в.; ГИМ. Воскр. 115-бум., сер. XIV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Кроме канонов, вошедших в ноябрьское и триодное последования свт. Григория Паламы, по греческим рукописям известен еще один канон свт. Григорию Паламе на 14 ноября, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Theion Theoj se tois brotois doron nemei (Божественный дар Бог тебя смертным дает), ирмос: hArmatelaten Pharao ebuthise: (Колесницегонителя фараоня погрузи:), нач.: Theias Theou athanasias, endoxe (Божественного бессмертия Бога, преславне) (Tameion. S. 94), а также канон свт. Григорию Паламе, написанный патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием, 2-го гласа, с акростихом: hE se polis stephei se tois hymnois, pater (Град твой гимнами тебя венчает, отче) и именем Схоларий в богородичнах, ирмос: Deute, laoi, asomen: (Приидите, людие, воспоим:), нач.: hE epi soi lampsasa charis tou Pneumatou (Осиявшая тебя благодать Духа) (издание: Siderides. 1921; текст воспроизведен в книге: Gennade II (Georges) Scholarios. Oeuvres completes/Ed. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. P., 1931. Vol. 4. P. 394–397). В XX в. монахом Герасимом Микраяннанитом было написано множество новых песнопений свт. Григорию Паламе, как в отдельности (два полных последования, молебный канон, акафист и др.), так и вместе с другими святыми (полное последование, молебный канон и акафист святителям Фотию Константинопольскому, Марку Эфесскому и свт. Григорию Паламе; полное последование Трем святителям и свт. Григорию Паламе; молебный канон прав. Анне, матери Пресв. Богородицы, ап. Андрею Первозванному, вмч. Димитрию Солунскому, святителям Феоне Солунскому и свт. Григорию Паламе и прп. Иоанну Кукузелю и другие) (Paschos. S. 374–375). Помимо отдельных памятей свт. Григорий Палама поминается в службе собора Афонских святых во 2-ю неделю по Пятидесятнице. Во 2-й половине XX в. в православном мире также получили распространение иконографические изображения и гимнографические последования Собора Трех новых святителей или Трех столпов Православия — святителей Фотия Константинопольского, Марка Эфесского и Григория Паламы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

Согласно преданию, стук молотка, к-рым забивали гвозди в руки Господа, был услышан матерью Элиоза и она умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя» (Там же). Элиоз выкупил хитон Господень у палачей и привез его в Мцхету для своей сестры Сидонии, к-рая, взяв из рук брата святыню, прижала ее к груди и почила. Жители столицы известили об этом царя Адерка (в др. редакциях - Амазиера). Хитон так и не смогли взять из рук св. Сидонии, и она была погребена вместе с ним. Над могилой св. Сидонии вырос чудотворный кедр, это место до проповеди св. Нины (IV в.) оставалось тайным (см. в ст. Грузинская Православная Церковь ). Г. почитается уделом Пресв. Богородицы: источники ссылаются на предание, согласно к-рому в Сионской горнице по жребию именно Ей выпала Г. как место проповеди. Проповедь христианства в Г. визант. и груз. источники связывают с именами Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея и Матфея (Матафия) («Картлис Цховреба», Никита Пафлагониец, Евагрий Сицилийский, Епифаний Кипрский, Епифаний К-польский). Основателем ГПЦ считается ап. Андрей Первозванный, к-рый был послан в Г. Самой Пресв. Богородицей. Оставшись в Иерусалиме, Она передала ап. Андрею Свой Нерукотворный образ. По преданию, ап. Андрей трижды побывал в Г., где основал епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев и диаконов и оставил Нерукотворный образ Богоматери (см. ст. Ацкурская икона Божией Матери ). Ап. Матфей погребен в Апсаре (ныне Гонио близ Батуми), ап. Симон Кананит - в Никопсии. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей. Икона. Худож. прот. Теймураз Чачибама. ХХ в. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей. Икона. Худож. прот. Теймураз Чачибама. ХХ в. То, что в I-III вв. в Картли существовали христ. общины, подтверждается данными археологии и топонимики. В погребальных комплексах обнаружены предметы с христ. символикой: стеклянный сосуд с изображением павлина (Самтаврский могильник), геммы-инталии с греч. надписью (с. Цилкани), с изображением рыб, дельфина, якоря между 2 рыбами из Мцхеты (Светицховели, Самтаврский могильник, Арагвское ущелье) и Жинвали. Подобная христ. символика была широко распространена в Риме и вост. провинциях Римской империи (II в.), в Сев. Причерноморье и Рейнском крае (III в.). Геммы с аналогичным сюжетом, обнаруженные в Г., определены III-IV вв. Для отдельных памятников можно установить более точную датировку. Так, инталии с могильников Б. Мцхеты датируются 2-й пол. III в. (Погод. 17, 71) и кон. III в., а геммы из Арагвского ущелья - 1-й пол. IV в.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Игнатию, патриарху К-польскому, 23 окт. (AHG. T. 2. P. 274-283); 298 мч. Арефе, 25 окт.; 299 мученикам Артемидору и Митродору и др., 26 окт.; 300-301 мч. Нестору Солунскому, 27 окт. (Ibid. P. 313-321); 302 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт. (Ibid. P. 322-331); 303 мч. Артемидору, 27 окт.; 304 свт. Фирмилиану, еп. Кесарии Каппадокийской, 27 окт.; 305 мученикам Клавдию, Астерию и др., 29 окт.; 306 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 нояб. (Ibid. T. 3. P. 1-39); 307 мученицам Кирене и Иулиании, 1 нояб.; 308 мученикам Акиндину, Пигасию и др., 2 нояб.; 309 на обновление храма вмч. Георгия в Лидде, 3 нояб. (Ταμεον. Σ. 76); 310 апостолам от 70 Ерме, Лину, Гаию и др., 4 нояб.; 311 мч. Порфирию, 4 нояб.; 312 мч. Галактиону и мц. Епистимии, 5 нояб. (AHG. T. 3. P. 165-174); 313 мч. Антонию, 6 нояб. (Ταμεον. Σ. 79); 314 мученикам Авкту, Тавриону и мц. Фессалоникии, 7 нояб. (AHG. T. 3. P. 189-199); 315 мч. Астиону, 7 нояб.; 316 мч. Христофору, 9 нояб. (Ταμεον. Σ. 91); 317 прп. Мавре, 10 нояб.; 318 мч. Виктору, 10 нояб.; 319 мученикам Виктору и Викентию, 11 нояб. (AHG. T. 3. P. 289-298); 320 свт. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 321-322 ап. Филиппу, 14 нояб. (Ibid. P. 407-416; Ταμεον. Σ. 94); 323 мученикам Гурию, Самону и Авиву, 15 нояб. (Ταμεον. Σ. 95); 324 мч. Роману, 18 нояб. (AHG. T. 3. P. 454-464); 325 мч. Илиодору, 19 нояб.; 326 мученикам Феспесию и Анатолию, 20 нояб. (Ταμεον. Σ. 128); 327-328 на Введение во храм Пресв. Богородицы, 21 нояб. (Ibid. Σ. 101); 329 мученикам Марку и Стефану, 22 нояб.; 330 мч. Сисинию, 23 нояб.; 331 прп. Алипию, 26 нояб. (Ibid. Σ. 106); 332 мч. Филиону (Филумену?), 29 нояб.; 333-334 ап. Андрею Первозванному, 30 нояб. (AHG. T. 3. P. 545-553); 335 мученикам Инде и Домне, 3 дек. (Ibid. T. 4. P. 10-23); 336 вмц. Варваре, 4 дек.; 337 на попразднство памяти свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, 7 дек.; 338 мч. Симферу (мц. Симферусе?), 7 дек.; 339 апостолам от 70 Сосфену, Аполлосу и др., 8 дек.; 340 ап. Онисифору, 10 дек. (Ibid. P. 208-217); 341 свт.

http://pravenc.ru/text/673697.html

С XI в. цикл И. П. встречается на иконах. Это либо изображения «Рождества Пресв. Богородицы» или «Введения во храм Пресв. Богородицы» на отдельных иконах, диптихах или минейных иконах (мон-рь вмц. Екатерины на Синае: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; кон. XI - нач. XII в.); либо повествовательные циклы на иконах-эпистилиях темплонов (мон-рь вмц. Екатерины: «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; XII в.; Ватопедский мон-рь, XII в., включена также сцену «Обручение Марии с Иосифом»); либо изображение протоевангельских событий в качестве житийных клейм, окружающих расположенный в среднике образ Богоматери. На фрагментарно сохранившейся серебряной чеканной груз. иконе с клеймами (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Зарзмы представлены сцены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»; на чеканной иконе «Богоматерь Умиление» (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Шемокмеди с евангельскими сценами и житием Марии 5 протоевангельских сюжетов расположены на нижнем поле под средником: «Отвержение даров», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие прав. Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии»; на боковых створках живописного складня из Убиси (XIV в., ГМИГ) представлены сцены от «Зачатия Пресв. Богородицы» до «Встречи Марии и Елисаветы». На резной стеатитовой иконе Божией Матери «Одигитрия» в рост с 10 житийными сценами (XII в., часть диптиха - Гос. музеи Берлина) изображены: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Вручение Марии Иосифу», «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Смертное Благовещение», «Успение Пресв. Богородицы». Две последние композиции относятся к циклу «Успение Пресв. Богородицы», к-рый и в монументальных Богородичных циклах часто присоединяется к рассказу И. П. (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония, 1295).

http://pravenc.ru/text/200365.html

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Рождество Пресв. Богородицы. Икона. 90-е гг. XVI в. (ЦМиАР) Иллюстрации И. П. в книжной миниатюре встречаются с X в. Самым ранним примером являются миниатюры из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), где представлены сцены «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Пресв. Богородицы») (Fol. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (Fol. 198). Такие же сцены украшают Лекционарий XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v). В Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. 382) изображено «Рождество Пресв. Богородицы»; в т. н. Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Add. 19352) и в литургическом свитке XI в. (Hieros. Patr. Staurou. 109) - «Введение во храм Пресв. Богородицы»; в Евангелиарии XI в. из мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне (Ath. Pantel. 2. Fol. 202, 202v) - «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы». В 2 рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского, выполненных в К-поле в 1-й пол. XII в. (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162) и имеющих сходные текст и миниатюры, проиллюстрировано 6 Слов о Марии: на зачатие Пресв. Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм Пресв. Богородицы, обручение, Благовещение, встречу Марии и Елисаветы. Слово на зачатие Марии проиллюстрировано сценами: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие прав. Анне», «Возвращение Иоакима»; Слово на Рождество Марии: «Рождество Богоматери», «Воссоединение властителей Израиля», «Излияние благодати на Царицу» (?), молебная песнь царя Давида к Анне, «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереями», «Мария возвращается в Свою комнату», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; Слово на Введение во храм: «Приготовление к Введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму» (в неск. эпизодах), «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Богородицу», «Захария возводит Ее на третью ступень Святое Святых», «Питание Марии ангелом», «Иоаким и Анна посещают Марию», «Видение Захарии»; Слово на обручение: «Размышления Захарии о Марии», «Спор иереев», «Молитва Захарии», «Откровение Захарии», «Собрание вдовцов», «Захария возвращает посохи претендентам», «Захария вручает Марию Иосифу», «Прощание с Марией», «Иосиф ведет Марию в свой дом», «Водворение Марии у Иосифа», «Отъезд и наставления Иосифа», «Вручение пурпура Марии». Далее следуют многочисленные сцены, посвященные евангельским событиям Благовещения и встречи Марии и Елисаветы. Детализированные композиции миниатюр иногда буквально воспроизводились на фресках (росписи ц. Богоматери Перивлепты, Мистра (3-я четв. XIV в.)) с более чем 20 композициями.

http://pravenc.ru/text/200365.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010