Ордынок. Ордынская Поречская мужская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1764. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Жарковский район, Ордынок Координаты: 55.90604, 32.038021 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ордынская Поречская заштатная (с 1764 года) общежительная мужская пустынь (почтовое отделение при пустыни) на левом берегу реки Межи, при впадении реки Ордынки, в 4 верстах от ближайшей деревни Закеевой, в 100 верстах от уездного города Поречья Смоленской губернии. Время основания с точностью неизвестно; по одним преданиям, она основана в половине XV века укрывшимися сюда от нападения ордынцев иноками; затем была разорена разбойниками; возобновлена была около 1700 года. Храмов три: 1) двухэтажный, внизу в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 году), верхний в честь Сошествия Святого Духа (освящен в 1730 году и возобновлен в 1845 году); 2) каменный соборный во имя Софии Премудрости Божией (освящен в 1857 году) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери Одигитрии; 3)каменный во имя Николая Чудотворца. В монастыре храниться местночтимая Владимирская икона Божией Матери. 24 июня, 29 августа и 13 августа совершаются крестные ходы в приписной Предтеченский скит, а 23 июня бывает крестный ход вокруг монастыря. В правом приделе Софийского собора, в каменном склепе, покрытом чугунною плитою, покоится тело архиепископа смоленского Тимофея († в 1862 году). Пустынь владеет 696 десятинами земли и рыбными ловлями на озерах Щучьем и Сошенском. Игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 2, монахов 3, послушников 76. При пустыне: Предтеченский Ордынский мужской скит, основанный игуменом Палладием в 1857 году, в 1 версте от пустыни. Храм каменный двухэтажный: внизу во имя св. Иоанна Предтечи, а вверху во имя св. Тихона Задонского. Церковно-приходская школа с ремесленным отделением (с 1892 года). В 12 верстах от пустыни, на земле, пожертвованной купеческою вдовой Ираидою Маковою, во владении пустыни находится, построенный Маковой, каменный храм во имя Святой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=38515

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Георгий Никомедийский. Два слова на Зачатие Богородицы Два слова свт. Георгия Никомедийского на Зачатие (одно еще и на Рождество) Богородицы. О богословском смысле праздника (собственно события конечно) и о том, не оставляет ли в тени богородичное богословие Христа святитель Георгий говорит (своим ярким риторическим языком транслируя веру Церкви в то, что богородичное богословие не есть что-то отдельное от Христа, но наоборот — славить Богородицу, значит славить Ее Сына; мариология — не более чем часть христологии): «Есть люди, которые говорят, что такое ликование и благодарение принадлежит богоявлению Владыки, потому что оно сделало все это и стало завершением таинства и дарованных благ. Но выставляющие это на вид пусть знают, что приятность настоящаго дня была виною приятности того дня и началом как примирения нашего с Богом, так и той радости, которая возсияла для нас чрез оное. Залоги, полученные по поводу примирения, служат знаком твердаго мира и суть начало того удовольствия, которое мир доставляет примиренным благами своими […] Таким образом, настоящее торжество есть предтеча неизреченной радости, проистекающей от воплощения Христова, а предтеча оно не в том смысле, будто не соединено с воплощением тем, или отлично от него, но в том, что оно руководило к несомненности всего события и притом свойственным и приличным нам образом, потому что доставило нам совершеннейшую радость чрез ту, которая от нашего рода. Поэтому нужно, чтобы торжество это, как предпразднество и основание воплощения Христова, мы увенчали похвалами с веселою наружностию, а еще более с веселым душевным расположением, и во время его составляли радостныя ликования, не столько телом, сколько духом прыгали от радости, соревновали в восторге мысленным и божественным чинам и все возбуждали всю тварь к томуже самому.» Слово на зачатие Пресвятой Богородицы Величественно и блистательно торжество настоящаго праздника; но от ревности собравшихся на нем оно представляется гораздо величественнейшим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Пролог Прошло уже более тридцати лет с того дня, как я познакомился с приснопамятным старцем Софронием (Сахаровым) . Впервые мы встретились в 1976 году в монастыре Святого Иоанна Предтечи (Эссекс, Англия), и с тех пор я поддерживал регулярное общение с ним и с насельниками монастыря (особенно с отцом Захарией), питаясь учением старца. Все эти годы я постоянно говорил и писал о старце. Время от времени я давал себе слово, что, если Господь сподобит, обязательно напишу книгу о сем великом старце, нашем современнике. К сожалению, обстоятельства позволили мне это сделать только теперь. Сия книга состоит из двух частей. В первую часть, «Духовная автобиография», входят несколько глав о личности и учении старца Софрония. Во второй части, «Повседневная жизнь – пастырское служение», повествуется о духовническом служении старца, о его отношениях с людьми, о благодатном состоянии безмолвия, исходившем от него и передававшемся всем, кто приходил к нему и просил помощи. В конце приводятся мысли, которые он высказывал во время наших многочисленных встреч. За тридцать лет человек обычно сближается с предметом своего исследования, и написанное им должно представить читателю плод его кропотливой работы. И если плод незрелый, всю ответственность несет автор. Это имеет место в моем случае. Я благодарен святому триединому Богу за этот дар. Благодарю наместника ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи архимандрита Кирилла, архимандрита Захарию и всю братию за то, что они хранят наследие приснопамятного великого старца Софрония. Автор этих строк жил по временам в этом монастыре, окруженный любовью братии. Хочу выразить благодарность также всем, кто помог в издании этой книги: архимандриту Каллинику (Георгатосу), иерокирику святой митрополии Навпакта и Святого Власия, за подготовку макета книги и другую помощь, старице монастыря Рождества Пресвятой Богородицы (Пелагия) монахине Фотинии и другим сестрам, особенно монахине Силуане, взявшей на себя заботу об издании книги, преподавательнице Афинского университета госпоже Элефтерии Сербети и доктору филологии госпоже Василики Меликиду, прочитавшим текст и составившим примечания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Сретение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святыя праведныя Елисаветы, матере святаго Иоанна Предтечи На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше: Совет превечный/сокрывая в Себе Отроковица,/Гавриилом о Предтечи Ей вещанный,/иде в Горняя со тщанием, во град Иудов,/и, целовавши южику, не праздну сущу,/радуйся,– рече ей,– радости исполненная;/радуйся, глаголемая неплоды, мати зримая;/радуйся, безчадства поношение упразднившая;/радуйся, естества уставы превозмогшая;/радуйся, начало Божественнаго снизхождения;/радуйся, скончание праматерняго осуждения;/радуйся, заре, денницу Солнца изводящая;/радуйся, раждающая в рожденных женами большаго. Являеши ми ся яко человек,–/глаголет Елисавета Богородице,/но вем Тя, превышшую всех тварей,/Цареву Дщерь, воспетую Давидом/Исаиину Деву, Матерь Еммануила,/моим плодом утробным ныне мне явленую./И откуду мне и како мне сие,/да Мати Господа моего ко мне прииде?/Блаженна Ты, уверовавшая/глаголанным Тебе от Господа,/благословенна Ты в женах/и благословен Плод чрева Твоего. Бог, идеже хощет,/творит державу мышцею Своею,–/глаголет южике Богоотроковица,–/низложит сильныя и вознесет смиренныя,/алчущия исполнит благ и богатящияся отпустит тщи,/расточит гордыя мыслию сердца их/и помилует боящихся Его в роды родов./Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем,/яко призре на смирение Рабы Своея,/се бо от ныне ублажат Мя вси роди,/яко сотвори Мне величие Сильный,/и свято всесвятое Имя Его. Слава, и ныне, глас тойже, самогласен. Иоанна монаха: Послан бысть с Небес Гавриил Архангел/благовестити Деве зачатие/и, пришед в Назарет,/помышляше в себе, чудеси удивлялся:/о, како в Вышних непостижим Сый от Девы раждается!/Имеяй престол Небо и подножие землю/во утробу вмещается Девичу!/На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут,/словом единем от Сея воплотитися благоизволи./Божие есть слово настоящее./Что убо стою и не глаголю Деве:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою;/радуйся, Чистая Дево;/радуйся, Невесто Неневестная;/радуйся, Мати Живота,/благословен Плод чрева Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. В начале XV в. в окрестностях Вологды активно шел процесс монастырской колонизации одним из деятелей которой был прп. Дионисий Глушицкий С именем этого святого связано появление трех монастырей, одну обитель он возродил Монастыри, основанные преподобным, располагались на реке Глушице: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанно-Предтеченский Сосновецкий и женский во имя св. Леонтия Ростовского, а также возобновленный Никольский Свято-Луцкий на реке Сухоне недалеко от Кубенского озера О времени возникновения Глушицкой обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы высказано несколько мнений. Митрополит Евгений (Болховитинов), Н. И. Суворов и В. К. Лебедев временем основания обители считали 1400 г. Эта дата была принята и глушицкой братией, поскольку именно в 1900 г. праздновалось 500-летие монастыря П. И. Савваитов считал, что Покровский монастырь прп. Дионисий основал в 1402 г., его поддержала А. П. Анишина В. В. Зверинский полагал, что начало монастыря было положено в 1403 г. Его мнение получило признание в трудах М. К. Любавского и В. А. Кучкина Предлагались и иные датировки. Самую раннюю дату основания монастыря — 1395 г.— указал А. Ратшин Несогласованные сведения приводит И. К. Степановский о том, что монастырь был основан в 1492 г., тогда как 1412-й г. он называет «годом преставления Дионисия Глушицкого» (в Житии — 1 июня 1437 г.). Две даты предложил А. А. Амосов — около 1392 г. и около 1403 г. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, сначала преподобный поставил «келейцу малу», на месте, которое он «усмотрел» Вскоре Дионисий «разчинил» место по «лаврскому строению», и через некоторое время к преподобному стали «приходити овогда един, иногда и два, и трие» инока Будущей братии Дионисий говорил: «Братие… хощу на сем месте монастырь съставити». Далее в Житии названа точная дата: «В лето 6908 (1400 г.)» и следует сообщение о том, что братия «сътвориста себе келийци мали» Полагаю, что именно с этого момента можно вести отсчет истории существования Глушицкого Покровского монастыря. В 1402 г. Дионисий ходил в Ростов Великий за благословением епископа Григория а на следующий год была создана церковь малая во имя Покрова Богородицы, появилась трапеза, кельи по чину и остальное, «потребное братии»

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Астрахань. Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Селении. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Инициатором строительства Покровского собора выступил известный астраханский благотворитель – купец Иван Иванович Губин. Строился собор по проекту астраханского архитектора Знаменского. Освящён 29 сентября 1885 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и великомученика и целителя Пантелеимона. До 1944 года этот храм считался приходским. При архиепископе Филиппе (Ставицком) стал кафедральным сбором епархии. Сам архиепископ похоронен в стене храма, под левым алтарём. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. После закрытия Успенского и Князь-Владимирского соборов роль кафедрального храма Астрахани исполнял Покровский собор, расположенный в северной части города, за рекой Кутум. В XIX веке это была глубокая окраина: здесь селились казённые крестьяне, вынужденные обустраивать свои хозяйства на солончаках Болдинской степи. Полноценное освоение и застройка района начались лишь после сильного пожара 1858 года, когда Закутумную часть города отстраивали фактически заново. Сюда переселили большое количество бондарей, колесников и кузнецов. Старые храмы стали тесны для разросшегося местного населения. Стало очевидным, что в центре Селения (как тогда назывался этот район) нужен новый большой храм. Инициатором постройки собора выступил известный астраханский купец Иван Иванович Губин. Он взял на себя большую часть расходов по строительству - а это без малого, 95 тыс. рублей. В благодарность за финансирование и дальнейшую помощь по благоустроению храма Губина избрали пожизненно церковным старостой. В 1878 году строительное отделение Астраханского Губернского Правления одобрило проект архитектора Павла Апполосовича Знаменского, и в 1879 году начались строительные работы. Изначально предполагалось сделать купол пятиглавым, однако, как это нередко бывает, уже в процессе строительства выяснилось, что на пять глав средств определённо не хватит. Поэтому купол Покровского храма одноглавый, с массивным барабаном с восемью высокими прорезными окнами. 31 марта 1885 года, через шесть лет после начала строительства, на колокольню храма повесили колокола. Архиепископ Евгений Шершилов освятил главный алтарь 29 сентября в канун праздника Покрова Богородицы. Роспись Покровского собора, как и его внутреннее убранство, были выполнены на средства благотворителя - всё того же Губина. По его заказу местные художники М. И. Цветков и Е. Т. Серов в 1899 году специально для собора написали двенадцать икон - они до сих пор украшают храм. Иконостасы для центрального и придельных алтарей тоже изготовлены мастерами Астрахани.

http://sobory.ru/article/?object=01041

В.Березин, В.Добронравов Четвертый благочиннический округ В состав означенного округа входят церкви следующих сел: Алексина, Быкова, Воскресенского 1-го, Воскресенского 2-го, Всегодич Большних, Всегодич Малых, Дубакина, Егория за Вазалью, Зименок, Лучкина, Милюкова, Михайловой пустыни (погост), Михалева, Ряполова, Спас-Юрцева, Хватачева, Хотимля, Шапкина, Шижегды (погост) и Щербова. Алексино Село Алексино, при прудах, находится от уездного города в 30 верстах, а от губернского города в 90 верстах. Село было вотчиной Троице-Сергиевского монастыря; по упразднении же населенных монастырских вотчин в 1764 году, оно перешло в казенное ведомство. До начала XIX столетия в селе существовали три деревянные, имевшие при себе отдельные приходы и причты, церкви: Предтеченская, Богородице-рождественская и Иоакимовская. О Предтеченской церкви находятся известия в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 164 (1656) годом записано: « церковь Усекновения честныя главы Иоанна Предотечи да в пределе Сергия чюдотворца в вотчине Троицкаго Сергиева монастыря в селе Алексине дани два рубли семнатцать алтын полторы денги заезда гривна»; а под 180 (1672) годом о сей церкви показано: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». Церковь Иоанна Предтечи в 1802 году, вместе с церковию Рождества Пресвятые Богородицы, сгорела; после пожара она уже не возобновлялась; приход и причт, по распоряжению Епархиального Начальства, причислены к церкви Рождества Пресвятые Богородицы, вскоре построенной после пожара. В настоящее время в селе существуют две церкви, с самостоятельными приходами: Богородице-рождественская и Иоакимовская. Богородице-рождественская церковь . Из истории этой церкви известно немногое, а именно: в 1802 году она, вместе с Предтеченскою церковию, как сказано выше, сгорела; вместо сгоревшей деревянной церкви, прихожане своими средствами, по благословению Владимирского епископа Ксенофонта, построили в 1818 году ныне существующую пятиглавую каменную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Городня. Церковь Рождества Богородицы построена в 1391 г. Бывшая дворцовая церковь тверских князей. Самая старая постройка, сохранившаяся в области. Действует. Городня впервые упоминается в летописях в 14 веке, тогда она носила имя город Вертязин, который защищал подступы к Твери со стороны Москвы. В этих местах находилось несколько монастырей и церквей. В клировых ведомостях 18 века указывалось, что построена эта церковь «неизвестно когда и кем». Строительство церкви связывают с именем Тверского князя Бориса Александровича. Предположительно построена она в 1390 году в ознаменование победы в Куликовской битве (1380). В то время это была соборная церковь Тверских князей. Это единственный каменный храм, сохранившийся с тех времен, хотя от постройки 14 века сохранился лишь белокаменный подклет.  За время существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 года она была возобновлена на старом основании и заново расписана. В 18 веке церковь стала приходской. После пожара 1716 года храм был восстановлен на средства помещика Петра Алексеевича Бема в 1740-1745 годах, была построена кирпичная трапезная, и церковь приобрела свой современный вид. Тогда же был сооружен главный иконостас, который удалось спасти при следующем пожаре, случившемся в 1801 году. Позднее тесовая крыша храма была заменена на металлическую. Во второй половине 19 века интерьер заново расписали масляными красками. Здание было сильно повреждено во время Великой Отечественной войны. В 1966 году начали капитальный ремонт храма под руководством архитектора-реставратора В.П. Альтшуллера, который продолжался до начала 1980-х годов. При проведении реставрационных работ в подклете были найдены уникальные фрески 15 века, которые в настоящее время находятся в музеях Твери и Москвы. В настоящее время это храм с трапезной, в которой размещается придел Иоанна Предтечи, и шатровой колокольней. Объем храма, прямоугольный в плане, увенчан золоченой луковичной главкой. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными вратами, также увенчанными золоченой главкой.

http://sobory.ru/article/?object=00850

Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Замечательный образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. Церковь на подклете, построенная на средства князя Я.Н. Одоевского, состоит из одноглавого четверика, с трёх сторон охваченного пониженными папертями, над каждым из углов которых поставлен четверик придела. Колокольня построена в сер. XIX в. Приделы Предтеченский и Никольский, два западных придела были упразднены в XVIII в. Закрыта в 1930-х гг., к 1990-м гг. пришла в аварийное состояние. В 2000 г. отдана верующим, отреставрирована. В начале XVII ст. Московского уезда, в стану Замосковном Раменце «в порозжих землях» находилось «Образцовое поместье Ондреева пустошь Марковская», проданная из Поместного приказа в 1629 г. Борису Дворянинову в его вотчину. Борис Дворянинов поставил на пустоши Марковской для себя двор, поселил крестьян и здесь же построил новую деревянную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделами. В 1642 г. Марково – село поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и за ним утверждено того же года отказною книгою, в которой говорится: «в селе церковь Пречистой Богородицы Казанской древянна верх, да в приделах Иоанна Предтечи, придел Бориса и Глеба, придел Николы чудотворца, придел Макария Унженского чудотворца, а церковь и образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково Бориса Дворянинова, да в селе двор попов, двор дьячков, двор вотчинников Борисов, 8 дворов людских крестьянских пустых; а попа и дьячка и людей своих и крестьян Борис Дворянинов вывез с собою». В 1672 г. селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский. В 1678 г. при церкви были священники: Артемон Михаилов и Алексей Васильев, диакон Андрей Васильев; в селе двор вотчинников, двор приказчиков, 2 двора бобыльских и 4 двора конюхов, в них 14 чел.». В дозорных книгах Патриаршего приказа 1680 г. написано: «28 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского и подьячего Михаила Арцыбушева, в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского, в селе Маркове церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской; а по сказке той церкви попа Алексея Васильева, та де церковь Воховской десятины строение боярское; живут у той церкви два попа, диакон с причетники, а руги им с причетники: денег 17 руб. 23 алтына 2 деньги, хлеба – ржи 40 чети, овса тож, да им же на прокормление на собор дано из боярского жалования, из его боярской земли 10 чети в поле, сена 20 копен».

http://sobory.ru/article/?object=06634

Ржев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая). Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 17 апреля 1905 года последовал Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», в котором впервые за два с половиной века старообрядцам были даны определенные права. Старообрядцам было дозволено открыто строить свои храмы, иметь своих священников, звонить в колокола, совершать публичные шествия. Последующие за упомянутым указом 12-15 лет считаются «золотым веком» старообрядчества. За эти годы два старообрядческих храма были построены и в Ржеве, причем оба в короткие сроки. Первым откликом на манифест 1905 г. послужила закладка в 1906 г. на Предтеченской улице в 115 квартале, на собственной земле ржевского купца Григория Ивановича Пояркова, деревянного летнего храма во имя Святой Троицы с зимним приделом во имя Архангела Михаила. Последним перед революцией в городе был построен старообрядческий храм во имя Покрова Богородицы, что на Смоленской улице, и так сталось, что он единственный только и сохранился из всех храмов и моленных. Воздвигнутый по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова, он располагался недалеко от места бывшей Покровской моленной. Особые старания в созидании храма приложили члены совета купцы и мещане М.Я. Зетилов, И.А. Поганкин, В.А. Колпашников, А.В. Сазонов. Уже 5 апреля 1910 года состоялось торжественное поднятие колоколов на нововыстроенный храм, а 9-10 апреля приехавший из Петербурга старообрядческий епископ Санкт-Петербургский и Тверской Кирилл (Политов) торжественно совершил освящение храма. Первые служители Покровской церкви – протоиерей Игнатий Червяков и диакон Симеон Савельев (которые ранее служили в Покровской моленной), а так же о. Григорий Ширяев. Покровская община под руководством своих пастырей сразу активно взялась за благотворительную деятельность: рядом с храмом был выстроен большой двухэтажный деревянный дом с мансардой – «Покровский дом», в нем прежде всего была организована церковно-приходская школа, в классах которой в разные годы обучалось до 60 детей, а позже - богадельня для нуждающихся в попечении и престарелых христиан.

http://sobory.ru/article/?object=06217

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010