Тучи плачутся над тобою, Ястреба рассекают рассвет, И проселки бегут гурьбою, И на каждом – Господень след. Я хочу, чтобы эти дороги Снова стали – твои и мои, Чтобы месяц светил двурогий На твои и мои колеи. Верю, верю: раздвинув просторы, Буйный ветер качнет тополя, Все моря твои, все озера Всколыхнутся, моя земля!.. Я твои города и села, Будто ладанку, берегу, В час унылый и в час веселый Позабыть я тебя не могу. Видишь: нежность еще не иссякла… Ну а если умру, не вернусь, – Знай, что я перед смертью заплакал, Поминая тебя, моя Русь. Иван Новгород-Северский Новгород-Северский (настоящие имя и фамилия Ян Плешкевич) Иван Иванович (1893–1967) – поэт, прозаик. Участник Первой мировой войны. В Добровольческой армии был произведен Врангелем в полковники. Эмигрировал в 1920 году в Константинополь. Учился в Парижском богословском институте. Первая книга стихов «Как растут кресты» вышла в 1921 году в Константинополе. За ней последовало еще более тридцати поэтических и прозаических книг, в основном религиозных. Наиболее известные из них «Чудны лики Твои, Пресвятая» и «Матерь Божья Державная» вышли в 1958 и 1961 годах в Париже. Утоли моя печали 25 января празднуется икона Божией Матери «Утоли моя печали». Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли… Тропарь Богородице День осенний переменчив За кладбищенской стеной. На иконе желтый венчик Пахнет солнцем и весной. Дарья плачет. Отпеванье Точит ладаном – дымком. Про надгробное рыданье Веет ветер шепотком. – «Утоли моя печали!» – – «Слышу Дарья! Вижу скорбь! Ты не плачь, что закопали, Ты, вдова, спину не горбь! Муж иной теперь работник, Вам иной взыскует кров С ним Иосиф, Божий плотник, Строит град. Он вечно нов: Ни болезни, ни печали – Свет да радость, да покой. Там поющие скрижали Божьей писаны рукой, Там ликуют херувимы, Собеседники святых, И, Архангелом хранимый, Храм из лилий полевых!..» – Убаюкала в печали Утешающая всех. И яснее стали дали, Виден отблеск новых вех. Над парчевою тайгою Осень ткет незримый путь…

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Эти произведения относятся к 1-м десятилетиям XIX в. и отличаются общими стилистическими признаками, что может служить указанием на их принадлежность к одной местной мастерской. Наиболее ранней иконой этой группы является икона Божией Матери «Утоли моя печали» (1806) из ц. вмч. Георгия «за верхом», где находился придел, посвященный этому образу. По местному преданию, чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» пребывал в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы на Пупышах), его точную копию для ц. вмч. Георгия «за верхом» заказал калужский купец Сысоев после избавления от болезни, которая застигла его в Кёнигсберге. Вероятно, в связи с этим событием на иконе появились кондак и надпись: «Утоли болезни», а также образы избранных святых на полях ( Малинин. 1912. С. 112). Икона отличается высоким мастерством исполнения: великолепным рисунком, точными пропорциями, тонким многослойным письмом личного, к-рое во многом продолжает традиции живописи более раннего времени. Мастер использует излюбленный калужанами холодный колорит. В той же мастерской написана еще одна икона Божией Матери «Утоли моя печали», хранящаяся в ц. вмч. Георгия «за верхом». Их объединяют не только стилистика и время создания, но и совпадение в деталях, включая повторение состава святых на полях. К произведениям данной мастерской могут быть отнесены иконы Божией Матери Казанской, образ к-рой прославился в Калуге. В описаниях калужских древностей упоминается чудотворный образ, принесенный из Вязников в Калугу местным купцом Тимофеем Никитичем Судовщиковым, по прозвищу Смирной, по молитвам перед этим образом исцелилась жена Судовщикова. Его списки получили широкое распространение (Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, что в г. Калуге, в Преображенской под горою церкви//Калужские ЕВ. 1863. 18. Приб. С. 309-316; Пуцко. 2009; Чугреева. 2009). Один из них в наст. время находится в Спасском соборе московского Андроникова мон-ря. На его нижнем поле помещена надпись, удостоверяющая происхождение и бытование списка: «Истинное изображение и мера с чюдотворного образа Казанския Пресвятыя Бцы что слывет Смирных в Калуге пот горою близь Оке реке».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Не правда же ли, сестры о Господе, что преподобная Ксения может служить для вас и прекрасным примером, и ободрением, и укреплением в вашей жизни монашеской? В самом деле, каких подвигов она не совершила? Каких добродетелей пример вам не подаёт? Воздержания её, как слышали, боялись бесы; молитва её была непрестанная, в сердце её был постоянный мир. А при этом: и бдение непрестающее, и смирение неизреченное, и любовь безмерная. Тут ли не почерпать вам силу к безропотному несению вашего креста? Тут ли не найти побуждение к терпению при каких-либо имеющих встретиться трудностях в вашей жизни? Тут ли, наконец, мало спасительных уроков того, как лучше служить Богу духом, верою, любовью и чистотою и как облегчить себе путь в Его Небесное Царствие? Да, поистине, представленная сейчас жизнь угодницы Божией, несомненно, есть для вас урок великий, помощь крепкая, ободрение и укрепление в ваших подвигах существенные. Представляйте же чаще себе образ этой великой праведницы, подражайте ей в мыслях, словах, желаниях и делах ваших; следуйте по стопам её – и верно, что иго ваше сделается благим для вас и бремя – лёгким. Аминь. 25-й день 151. Поучение в день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Утоли болезни многовоздыхающая души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли; Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушаеши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево. Нам кажется, что этот тропарь праздника в честь Пресвятой Богородицы, именуемого «Утоли моя печали», который Святая Церковь совершает 25-го января, должно отнести по справедливости к числу наипрекраснейших песнопений церковных. В самом деле, как, например, трогателен этот вопль ищущего помилования грешника: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея!» И с каким чувством далее в немногих словах выражены благодеяния Царицы Небесной людям и упование их на Её предстательство и заступление. «Утолившая всяку слезу от лица земли! Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушаеши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево!» Поистине чудная песнь и трогательная; песнь, исполненная умиления и чувств смирения и сокрушения сердечного; песнь, полная надежды и упования на милости Царицы Небесной, и при всём том ещё и поучительная во многих отношениях для всех нас. Да, подлинно и поучительная; ибо если глубже вникнем в содержание оной, мы увидим, что каждое слово её может дать нам добрый и спасительный урок, и не останется для нас безназидательным. Приникнем же умом и сердцем к словам её, и во славу славимой присно нами Царицы Небесной, и на пользу собственную послушаем, чему она поучает нас, хотя грешных, но вселюбимых чад Премилосердной Матери Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

По традиции жених с родителями приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы эти ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней. Если кого-нибудь из родителей нет уже, то благословляет оставшийся в живых. В старые времена крестные родители также участвовали в благословении. К сожалению, в наше время восприемники редко участвуют в духовном воспитании своих крестников. Не участвуют они и в устроении их брака. Что написано на свитке в руках Спасителя на иконе «Утоли моя печали»? иеромонах Иов (Гумеров) На иконе Матери Божией «Утоли моя печали» Младенец Спаситель держит развернутый свиток, на котором написано: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левая рука Богоматери, приложенная к голове, символически показывает, что Пресвятая Богородица не только слышит все наши молитвы, но сопереживает наши печали. Древняя икона Божией Матери находилась в местечке Шклове Могилевской губернии. В 1640 году казаки принесли список с нее в Москву. Икона была поставлена в храме святителя Николая Чудотворца в Пупышах в Замоскворечье ( церковь была разрушена в период гонений). По каким-то причинам позже икона была перенесена на колокольню и находилась в забвении. Прославление ее относится ко второй половине XVIII века, когда от нее произошло исцеление расслабленной женщины. Будучи знатной, женщина эта имела возможность пользоваться услугами врачей, но они не смогли ей помочь. В сонном видении она услышала голос, повелевавший ей ехать в Москву: «Там на Пупышеве в храме святого Николая есть образ Божией Матери с надписью: «Утоли моя печали»; молись пред ним, и ты получишь исцеление». При этом ей был показан сам образ.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Читайте также: В 2005 году из Ватикана в Москву привезли список Казанской иконы Божьей матери. А где подлинник? Владимирская икона Божией Матери Храм святителя Николая в Толмачах, Малый Толмачевский переулок, д. 9. День памяти: 6 июля. Чудотворная Владимирская икона Богоматери — одна из самых древних святынь Русской Православной Церкви. Это очень нежный, проникновенный образ. По преданию, его иконография восходит к апостолу и евангелисту Луке. Владимирская икона Богоматери не только святыня, но всемирно известное произведение искусства. При советской власти она стала экспонатом Третьяковской галереи и долгое время не была доступна верующим. Сейчас икона находится в в храме Святителя Николая в Толмачах, который имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Она помещена в киот-капсулу, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Вход в храм свободный, здесь регулярно проводятся службы. Читайте также: Владимирская икона Божией Матери: почему она раскрывается далеко не каждому человеку? Чудотворная икона «Утоли моя печали» Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Фото: nikvkuz.ru Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, Вишняковский пер., д. 15, стр. 7. День памяти: 7 февраля. Название «Утоли моя печали» — это, по сути, молитва к Божией Матери, где мы просим об избавлении от многочисленных болезней и скорбей. Особенность иконы в том, что Младенец Христос держит в руках свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Почитаемый список иконы в Москве, изначально прославившийся тем, что по молитвам перед ним исцелилась парализованная женщина, находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе. Икона «Нечаянная радость» Храм пророка Илии в Обыденском переулке, 2-й Обыденский пер., д. 6/3, стр. 1. День памяти: 22 декабря, 14 мая. На иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Сюжетом для образа послужило предание, записанное святителем Димитрием Ростовским. Оно рассказывает, что некий юноша был одержим многими грехами и вел порочную жизнь. При этом он имел привычку молиться перед иконой Богородицы словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, когда он молился, изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и закровоточили раны на руках и ногах, из ребра Его потекла кровь. На вопрос пораженного молодого человека: «Госпожа, кто это сделал?», Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Тогда юноша раскаялся.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

8); «Радуйся, от смертоносныя раны словом Твоим нас исцеляющая» (ик. 9); «Спасти хотя род человеческий от прелести вражия человеколюбец Господь, Сам вознесся на небо, Тебе же Матерь Свою дарова земным на помощь» (конд. 10); «Радуйся, Стамно златая наше недостоинство осиявающая; радуйся, естество наше тленное в нетленное обращающая; радуйся, Солнце правды нас обличающее» (ик. 10); «Радуйся, не почитающих иконы Твоея святыя, яко прах от лица земли, развевающая» (ик. 12). «Приведенные выражения, – пишет преосвященный, – такого характера, что или недостаточно отчетливо и правильно выражают прославление Божией Матери, или приписывают Богоматери то, что в строгом и точном смысле принадлежит Богу». «В отношении правильности логического построения речи, – по замечанию преосвященного Феоктиста, – нуждается в исправлении начало 2-го икоса: «Разум (к чему) подаждь нам, всемогущая Предстательнице наша, Небесная Царице, из уст бо наших скверных, как можно певаему быти имени Твоему, яко благих еси нам Ходатаице«». Кроме вышеприведенного отзыва о рукописи, епископ Феогност представил Святейшему Синоду еще дополнительное донесение: «Вменяю себе в обязанность благопочтительнейше присовокупить, что рассматриваемый акафист существенно сходен с акафистом Пресвятой Богородице «Утоли моя печали», всецело составлен по нему и в сравнении с ним представляет те особенности, что одни выражения по местам заменены другими, некоторые воззвания выпущены и икосы изложены в более сокращенном порядке или же вставлены иные воззвания; только два кондака, 6-й и 8-й, составлены так, что по содержанию и изложению не представляют сходства с соответствующими кондаками акафиста Пресвятой Богородице «Утоли моя печали»». Святейший Синод 2 мая 1886 года за 969 постановил отклонить напечатание рукописи ввиду многих недостатков ее, а также несамостоятельности изложенного в ней акафиста, существенно сходного с напечатанным уже и находящимся в употреблении акафистом «Утоли моя печали», по содержанию несравненно лучшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

До ближайшей церкви в селе Малино было довольно-таки далековато, по сей причине жители села Щапово подали прошение на возведение в селе каменного храма. Разрешение было получено, и ныне существующая кирпичная церковь во имя Пресвятой Троицы была построена на средства владельца села, князя Семёна Фёдоровича Волконского и торжественно освящена в 1765-м году. По мере разрастания села и усиления его значения, возникла необходимость пристроить к основному храму, тёплую трапезную с пределами во имя Святителя Николая Мирликийского и второй предел был пристроен во имя, глубоко почитаемой в тех краях, иконы Божьей Матери «Утоли моя печали». «По сложившейся традиции, с 1871-го года, после крестного хода, совершенного из Белопесоцкого Свято-Троицкого монастыря по окрестностям села Малино, где свирепствовала холера, по принесении Святой иконы Божьей Матери «Утоли Моя Печали» холера прекратилась и с того времени Крестные ходы с Чудотворной иконой совершались ежегодно с 1-го августа по 7-е августа». Эта чудотворная икона до «переворота» 1917 гада находилась в Москве, в церкви Святителя Николая, что на Пупышках. Полагают, что она была принесена в Москву во времена Алексея Михайловича, казаками. В 1760-м году эта Икона явилась в сонном видении одной неизлечимо больной женщине, знатного происхождения, жившей вдали от Москвы. И в видении ей было сказано, чтобы страдалица была привезена в Москву к иконе Божьей Матери в церкви на Пупышках. Когда, уже будучи в Москве в означенной церкви, она не нашла явленной ей в видении Святой Иконы, то местный священник , услышав об этом, приказал принести с колокольни, хранившиеся там, древни иконы. Среди них оказалась и виденная в видении женщиной, икона «Утоли Моя Печали» – женщина сразу же узнала Её. После совершённого пред этой иконой молебна, болящая приложилась к Святому Образу и сразу же получила исцеление. Чудо это совершилось 25-го января 1760-го года. Аминь. Помимо трапезной, с выше означенными пределами, построили, так же, изящную трехъярусную колокольню, с возведённой над третьим ярусом, шатровой крышей с арками переходящими как бы в закомары и слухами по сторонам света. На строительство всего этого чуда ушло всего лишь четыре года – начав строительство в 1896-м году, в 1900-м году храм был торжественно освящён, отражая своё великолепие, в рядом расположенном, огромном пруду. Лепота необычайная, особенно в солнечный день.

http://sobory.ru/article/?object=01033

Причина болезни – грех . Поэтому лечение всякой болезни прежде всего в отречении от греха, живущего в человеке – в просветлении и очищении души от порчи и ржавчины, которые только через дух разложили тело. Лучшая гигиена совпадает с гигиеной духа, и предупредить болезнь тела можно, заботясь о гармонии и целости души. И, наконец, чтобы родным не пришлось на постели нести своих расслабленных детей к Богу, они должны помнить те же слова Господа: – Смотрите, он заболел, но вот Я прощаю его грех. Он заболел телом, потому что вы не спасли от порчи его душу. Свящ. П. Миртов Перед образом Пресвятой Богородицы. «Утоли моя печали» (Праздн. 25/1) Я зажгу свою лампаду Перед образом святым – «Утоли моя печали» Помоги рабам Твоим! О, Владычица Святая! Сердце рвется к небесам Сердцем слышу, Всеблагая, Шлешь Ты помощь Свою нам. Будто зорька заблистала… Будто близится рассвет… Сила зла уж меньше стала И отчаянья уж нет. И яснее мысли стали Пред иконою Твоей – «Утоли моя печали» Благодатию своей. Инокиня Из древнего патерика 1 В Древнем Патерике рассказывается о таких случаях: однажды Макарий Великий (называется он потому так, что являл собою великого целителя душевных болезней и пастыря людского стада), идя по пустыне, где спасались отшельники, встретил злого духа. Властью Бога, он вопросил его, много ли находит он слуг среди рабов Божиих. Демон же ответил: – Единого слугу надеюсь я пробрести себе в пустыне, и слуга этот – брат Феопемт, дух которого смущен и близится к гибели. Услыхав это, наутро покинул Макарий свою пещеру и стал обходить всех пустынножителей. Но ни у кого не имел пребывания долгого, а дойдя до Феопемта, сказал ему, что будет у него ночевать. И всю ночь провели они вместе в молитве и чтении Писания. И тщился Макарий различными мудрыми словами привести брата к признанию и покаянию. Но Феопемт ни в чем не признавался. Тогда, увидя, что жало диавола глубоко проникло в душу брата, и что одних мудрых слов и молитв недостаточно, говорит ему Макар наутро: – Брат, мне хочется покаяться пред тобой: знай, что мучает меня бес унылый.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Святейший Синод 14/31 декабря 1860 года, рассмотрев дело об акафисте св. великомученику Пантелеймону, разрешил согласно с отзывом преосвященного Антония, епископа Кишиневского, рукопись напечатать 156 . 23 июня 1862 года Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет разрешил напечатать его вторым изданием. Но в 1863 году в Святейшем Синоде возникли некоторые недоумения относительно акафиста в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В указе от 10 апреля 1863 года за 1073 Синод сделал Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету запрос: «В 1860 году напечатана была в Санкт-Петербурге первым, а в 1862 году – вторым изданием служба Пресвятой Богородице в день празднества чудотворной Ее иконы «Утоли моя печали» с присоединением акафиста и молитвы к Божией Матери. Между тем из дел Синодальной канцелярии и Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета усматривается, что: а) разрешение дано было на напечатание только службы, б) на издание акафиста совсем не было испрашиваемо разрешение, а молитва же была положительно запрещена». Синод предписал Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету представить объяснения. Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет во исполнение указа от 10 апреля 1863 года доносит Святейшему Синоду, что « " Служба Пресвятой Богородице в день празднества чудотворной Ее иконы «Утоли моя печали» с присоединением акафиста и молитвы к Божией Матери (напечатана в Санкт-Петербурге в 1860 году первым изданием, а в 1862 году – вторым изданием) разрешена была к напечатанию указом Св. Синода от 24 февраля 1860 года за 705. При сем комитет представляет, что акафист и молитва , находясь в одном составе и одной рукописи со службой, в этом именно составе были представлены в Св. Синод и в этом же составе одобрены были Св. Синодом к напечатанию, заключаясь под общим заглавием рукописи «Служба Пресвятой Богородице». А что акафист и молитва находились в одной рукописи и в одном составе со службой и вместе с ней разрешены к напечатанию, в этом могут удостоверить: а) представивший рукопись, а потом двукратно напечатавший ее в 1860 и 1862 годах иеромонах Александро-Невской Лавры Сергий; б) Преосвященный Агафангел, бывший епископ Ревельский, ныне Вятский, рассматривавший ее по поручению Св. Синода, и в) самый оригинал рукописи, находящийся в здешней Синодальной типографии. Молитва же – это совсем иная против напечатанной в службе Пресвятой Богородице».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Когда страдающая женщина была привезена в Москву и внесена в означенную церковь , то не нашла в ней явившейся ей в видении св. иконы. Узнав об этом, местный священник приказал принести с колокольни хранившиеся там древние иконы. Среди них оказалась и икона «Утоли моя печали». Она вся была покрыта пылью, но больная сразу узнала в ней ту, которую удостоилась видеть во сне. По совершении молебствия пред этой св. иконой, больная приложилась к св. образу и получила исцеление. Это чудо совершилось 25 янв. 1760 г. В ознаменование прославления св. иконы, в честь ее был устроен придел, где она и была поставлена. Богоматерь на ней изображается с прислоненной к голове левой рукой и с прямо сидящим Младенцем у левой же руки 38 , держащим в обеих руках свиток. Благоговейное почитание этой св. иконы особенно проявилось во время чумы 1771 года. 39 Есть особая «служба с акафистом Пресвятой Богородице, «Утоли моя печали», изд. Киево-Печерской типографией, 1888 г. (О первом издании этой службы см. Собр. мн. и отз. Филарета, митр. Москов., т. V, 391 – 4 стр.). Тропарь, гл. 5. Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши, и грешных скорби разрушаеши: Тебе бо еси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево. Кондак, гл. 6. Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну окаянный всегда побеждаем, и утешения не имам, разве Тебе Владычице мира, упование и предстательство верных: не презри моление мое, полезно сотвори. Молитва. Надеждо всем концем земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение мое! не гнушайся мене грешнаго, на Твою бо милость уповаю: угаси ми пламень греховный и покаянием ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, приими мольбу от души и сердца, с воздыханьем приносимую Тебе; буди о мне ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти гнев Его матерними Твоими молитвами: душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалию сокрушенное сердце мое утеши, да славлю Тя до последнего издыхания моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010