Слава: Молебный глас мой услыши, Боже Триипостасне, и учини душу преставленныя в недрех Авраамлих, Избавителю. И ныне: Ты, Пречистая Богородице, Егоже без искуса мужеска заченши родила еси, моли Сына Твоего подати покой рабе Твоей преставленней, имярек. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. В месте злачне, в месте покойне, идеже лицы святых веселятся, душу рабы Твоея преставленныя покой, Христе, Едине Милостиве. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. Идеже лицы святых, тамо вчини, Владыко, послужившую Тебе всем сердцем и воздвигшую иго Твое на рамо свое, яко Един Владыка живота и смерти. Слава: Небесный Отче Вседержителю, и Сыне Единородный, и Душе Святый Исходный, презри умершия согрешения, и в Церкви первенец всели ю, славити Тя со всеми угождшими Тебе. И ныне: Яко Мати Святая Пресвятаго Бога, Владычице всяческих, Марие Богородице, со всеми святыми Сего моли душу покоити рабы Твоея, имярек, в небесных селениих. Господи, помилуй (Трижды) Седален, глас 5-й Покой, Спасе наш, с праведными рабу Твою, и сию всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения ея вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Слава, и ныне, Богородичен: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою показавый, помилуй нас. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. Сошедый в преисподняя, Христе, совоздвигл еси умершия вся, и преставльшуюся от нас покой, Спасе, яко щедр. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. Никтоже без греха есть, токмо Ты Един, Владыко, сего ради преставленней и грехи остави, и в рай тую всели. Слава: Услыши, Троице Святая, гласы молебныя, приносимыя Тебе в церкви о усопшей, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привержении. И ныне: Родила еси, Пречистая, без мужеска семене, Бога совершенна и Человека совершенна, вземлющаго грехи наша, Дево. Того моли, Госпоже, преставльшейся рабе Твоей подати покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы. И читаем канон. После канона читаем Окончание общее для всех заупокойных канонов . Канон, глас 1-й Начало канона, общее для всех заупокойных канонов. Егоже краегранесие : «Верою усопшим первую песнь приношаю» Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися: та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая. Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (поклон). Врата смерти и вереи, Твоею смертию сокрушил еси, Безсмертне, врата отверзи Владыко, паче ума, безсмертия усопшим, молитвами страстотерпец Твоих. Покой, Господи, души усопших раб Твоих (поклон) 23 . Да Божественнаго живота сподобимся, сошел еси к смерти, тоя же испроверг сокровища, нас оттуду извлекл еси: ныне же, Жизнодавче, преставленныя упокой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

И ныне: Иже естеством Содетель, содетельствуется в ложеснах Твоих, полный, яко Бог, истощавается, Всенепорочная: един Безсмертный, за всех спасение умирает смертию. Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне. Кондак, глас 8-й Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос Сам един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека; земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия. Песнь 7 Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Все желание мучеников простреся ко единому Владыце, любовию Тому соединяемое, и поющее: благословен еси, Господи Боже, во веки. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Подаеши верою преставльшимся светлость Божественнаго Царствия, нетления одежду даруяй вопиющим: благословен еси, Господи Боже, во веки. Слава: Исполни радости и веселия яже преставил еси рабы Твоя, Щедре, сподобивый их взывати Тебе и пети: благословен еси, Господи Боже, во веки. И ныне: Разрешая Евину клятву, в пренепорочную вселился еси Деву, благословения источник источая вопиющим: благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева. Песнь 8 Ирмос: Мусикийским органом 40 согласующим и людем безчисленным, покланяющимся образу в Деире, три отроцы не повинувшеся, Господа воспеваху и славословляху во вся веки. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Земленыя подвиги прошедше, небесныя прияша венцы мученицы истиннии, вопиюще Ти непрестанно: Господа пойте и превозносите Его во вся веки. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Сошед в ров преисподнейший, иже во гробех живущия воскресил еси живоначальною дланию и подал еси рабом Твоим, верою прежде усопшим покой, Щедре. Слава: Яко источник жизни присносущныя, яко сладости сый поток, рабы Твоя, благочестно к Тебе преставленныя сподоби пети и славословити Тя во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Песнь 7 Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Ныне неприступнаго света насытитися подаждь, Спасе, преставленым, мольбами страстотерпец Твоих. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. В Церкви первенец, Христе, в вере скончавшихся, Щедре, сопричти. Слава: Украшены одеждами нетления Твоя рабы, преставленыя к Тебе, Спасе, упокой. И ныне: Ток смертнаго существа отсекла еси, Пречистая, жизнь без семене заченши, Всенепорочная. Песнь 8 Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына и Бога и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы пойте, людие превозносите во вся веки. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Иже святых мученик подвиги приемый и тех ради упокояяй в вере Твоей усопшия, Тебе, Спасе, поем, и превозносим во вся веки. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Премирныя Твоея славы сиянием озарятися яже от нас преставленыя сподоби, яко благоутробен, Тебе, Спасе, поющия и превозносящия во вся веки. Слава: С лики святых, ихже преставил еси, учини, и Аврааму в недрех с Лазарем причти Тебе, Спасе, поющих, и превозносящих во вся веки. И ныне: Украшена добротою чистоты, Дево Мати, добротворнаго благолепия жилище бывши; темже Тя поем и превозносим Чистую во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Тя, паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Страданий священных мученицы, воздаяния приемше, даровати Тя ныне молят, верою преставленым, Спасе, ослабление. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Умерщвление претерпел еси, Едине Спасе Безсмертне, иже воскресение мертвым подая, яко благоутробен, и безсмертия светлость. Слава: Исправил еси нас, падших в смерть, и на живот вечный надеятися научил еси, егоже улучити Твоим рабом, Спасе, даруй. И ныне: Закона сени преидоша рождеством Твоим, истина возсия, благодать даровася, Богородице; темже Тя величаем. Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон). Окончание общее для всех заупокойных канонов. Канон, глас 3-й Начало канона, общее для всех заупокойных канонов. Песнь 1 Ирмос: Пресекаемое море жезлом древле Израиль пройде, яко по пустыни, и крестообразно яве предуготовляет стези. Сего ради поим во хвалении чудному Богу нашему, яко прославися. Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (поклон). Погребением Твоим смерть умертвив, и низложив адово мучительство, на небеса предтеча нам восшедый, страстотерпческий лик совознесл еси. Ныне же души упокой преставленныя к Тебе, Христе. Покой, Господи, души усопших раб Твоих (поклон) 32 . Иже Божественныя мученики укрепляяй, и теми прелесть потребивый, мольбами их, яко Бог , скончавшимся яже о Тебе, Спасе, безсмертие и блаженное наследие улучити благоволи. Слава: За рабы, Владыко, Твою кровь заклався, излиял еси, яко щедр, долг же за них воздая: сего ради, Милосерде, Тебе молим, преставленныя рабы Твоя к Тебе упокой. И ныне: Чистую воспоим Богородицу, Бога рождшую, смертию Своею смерть нашу испровергшаго, жизнь источившаго нестареющуюся, и во веки пребывающее блаженство. Песнь 3 Ирмос: Иже от не сущих вся приведый, словом созидаемая, совершаемая Духом, Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди мене. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Создавый мя от земли, и к земли возвращена окаяннаго обновивый светлее, души усопших упокой молитвами мученик. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Страстотерпец мученик биеньми же и вязаньми, ранами и язвами, умолен бывая, души раб Твоих во святых селениих учини, Щедре. Слава: Избави, Человеколюбче, рабы Твоя геенны, огня же и мрачных селений ада, иже верою, Владыко, усопшия Твоею надеждею. И ныне: Священнейшая, яко Мати Зиждителя твари сущи, смерти разорившаго силу, Богородице Пречистая, и нетление нам даровавшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

—327— исправления богослужебных книг, пострадавший вместе с ним, характеризуя московских начётчиков, выступивших врагами Дионисия, называет их «людьми, не знающими ни православия, ни кривославия, и божественная писания точию по чернилу проходящими». «Иные (из них) едва и азбуки умеют, а то ведаю, что не знают кои в азбуце письмена гласныя, и согласныя, и двоегласные; а еже осмь частей слова разумети и к сим пристоящая, сиречь роды, и числа, и времена, и лица, звания же и залоги, то им ниже на разум всхаживало. Священная же философия и в руках не бывала, её же кто во искусе не бывал, удобь может погрешити не точию в божественных писаниях, но и в земских делех, аще и естеством остроумен будет» и т. д. (Челобитная Арсения – рукоп. М.Д.А. 177; А.В. Горский О духовных училищах в Москве в XVII ст. стр. 8–9). Умолкла и проповедь, а на попытки восстановить проповедничество смотрели как на еретичество. «К чему де нам учители, к чему проповедники? Слава Богу, христиане есмы и православнии». (Феофан Прокоп. Слова и речи II, 66). Такое положение вещей привело к самым печальным результатам. Его следствиями были; крайнее невежество народа, огрубение его верований и нравов в такой степени, что можно было даже говорить о возвращении язычества, широкое распространение «болгарских басней и бабских бредней» и самое неимоверное обрядоверие и ханжество. «Если мы припомним все указания Стоглава и преп. Максима на суеверия русского народа, на жалкое неразумие в вере и жизни христианской; если вспомним постановления самого Стоглава о крестном знамении, о сугубой аллилуйи, о брадобритии и пр., писаные, по справедливому отзыву отцов великого московского собора 1667 года, нерассудно, простотой и невежеством; если припомним нелепые подробности жития преп. Евфросина, писаного клириком Василием и одобренного вместе со службою преподобному (в том же духе) к церковному употреблению, то увидим крайнее измельчание мысли и потемнение религиозного смысла в большинстве русского народа, сильную суеверную привязанность к внешности, к букве в делах веры». Что всего примечательнее и поучительнее, –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом году в апреле, индиктиона 4, послан был кубикуларий Нарсес в Рим с поручением вести войну против готфов, завладевших Римом. Ибо после того как Велизарий владел Римом, опять вошли в силу и захватили Рим готфы. 9 июля было великое и страшное земетрясение во всей стране Палестинской и Аравийской, и Месопотамской, и Сирийской, и Финикийской, и пострадал Тир и Сидон, и Берит, и Триполис, и Библос. И погибло в этих городах множество народа. А в городе Бостры от приморской горы, называемой Лифопросопон (Каменное лицо) оторвалась большая часть и свалилась в море и образовала пристань удобную для помещения многих громадных кораблей тогда как прежде того этот город был без пристани. Царь послал денег для возобновления разрушенных зданий в городах. Убежало и море в бездну на одну милю (1000 шагов) и погибли многие корабли. И опять, по Божию повелению, возвратилось море в свое обычное ложе. л. м. 6044, Р. Х. 544. В этом году в сентябре, индиктиона 15, было обновление св. Ирины по ту сторону залива 136 в Сиках. И преносимы были св. мощи из великой церкви двумя патриархами, Миною Константинопольским и Аполлинарием Александрийским. И сидели оба патриарха на царской колеснице, держа на коленах св. мощи. И проследовали до переправы, и переправились, и встретил их царь. И совершили открытие оной церкви св. мученицы Ирины. В том же году очищена была пристань Евдома. В том же году умирает Мина патриарх Константинопольский, а на его место был назначен Евтихий, апокрисиерий Амасийский, монах Амасийской обители и пресвитер, и притом назначен в тот же день, когда непогребенное тело Мины еще лежало во храме. В августе месяце прибыли победные вестники и триумфы из Рима от Нарсеса кубикулария и экзарха римского. Ибо сразившись с Татилою, вождем готфским, Нарсес разбил его на голову и взял Рим и убил Татилу и окровавленные одежды его вместе с украшенною дорогими камнями камилавкою прислал в Константинополь. И повергнуты были эти трофеи к ногам царя в секрете 137 . Нужно причислить к патриаршеству Мины еще один год Анфима для того, чтобы образовалось 11 лет. л. м. 6045, Р. Х. 545.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

При восхождении солнца, царь занимал место свое на восточной стороне к врагам, и блеском солнца ослепило персов, которые поклонились ему, как своему Богу. Царь дал вид своему войску, будто оно обратилось в бегство, и враги, оставя ряды фаланг, бросились стремительно преследовать их. Римляне вернувшись мужественно приняли их, обратили в бегство и многих истребили, прогнавши их до горы, низвергли их в пропасти, загоняли в непроходимые места и таким образом докончили поражение; которые пали в пропасти, те бродили там как дикие козы; многих и живыми отвели они в плен; овладели всем лагерем и всеми военными запасами. Римляне воздвигши руки свои к небесам, благодарили Бога и единогласно с царем, доблестным предводителем, молились. И те самые, которые прежде не смели смотреть на пыль от ног персов, те самые теперь ограбляли их шатры, оставленные нетронутыми, как они были. Кто думал, чтоб персы, народ непреодолимый, обратил тыл свой римлянам. Между тем, оставя войско с военачальником на зимних квартирах в Армении, сам царь возвратился в Византию. В том же году явился Мамед Амирас, правивший девять лет, в тринадцатое лето царствования Ираклия. л. м. 6114, Р. Х. 614. В сем году марта 15, индиктиона 11, царь Ираклий оставя столицу с поспешностью прибыл в Армению. Хозрой, царь персидский послал Сарваназа с войском сделать вторжение в землю римскую. Ираклий между тем писал к Хозрою предлагая, или согласиться на мир, или он сам с войском своим вторгнется в Персию. Но Хозрой не согласился на мир и не уважил слова, чтобы Ираклий осмелился приблизиться к Персии; но царь апреля 20 вторгнулся в Персию, после чего Хозрой приказал Сарваразану возвратиться: и собравши из всей Персии свои войска, поручил их Сайну с приказом наискорее соединиться с Сарваразаном, и потом идти против царя. Ираклий же, призвавши к себе все войско, возбуждал его увещательными словами: «мужи, братья мои, возмем себе в разум страх Божий, и будем подвизаться на отмщение за поругание Бога. Станем мужественно против врагов, причинивших много зла христианам; уважим величие римлян, чуждое порабощения, и станем против врагов нечестиво вооружившихся; примем веру, убивающую убийства; представим себе, что мы теперь в земле персидской и бегство нанесет нам великие бедствия; отмстив за растление дев, за поругание над воинами, которых мы видели с отрезанными членами и поболим об них сердечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Прежде не мог он проехать пяти миль в день, а теперь в бегстве сделал двадцать пять миль; прежде жены и дети не могли видеть друг друга, теперь все бежали в куче и толкали друг друга. При наступлении ночи Хозрой нашел убежище в хижине одного бедного земледельца, в которую едва мог пролезть и которую потом, увидев Ираклий крайне удивился. В три дня прибыл он в Ктезифонт. За двадцать четыре года он получил предсказание от своих волшебников и астрологов, когда во времена Фоки осаждал он Дарас, что он погибнет, когда прибудет в Ктезифонт. Прежде не смел он пуститься на одну милю в эту сторону из Дастагерда, теперь прибыл сюда, но и тут не осмелился остаться, но прошедши чрез мост на Тигре, в город по нашему называемый Селевкией, по-персидски Гугдесир, здесь положил свои сокровища, и остановился сам с женою своею Сиремою и с тремя другими женами, своими дочерьми; а прочих жен и детей, которых у него было много, отослал за сорок миль далее на восток, в укрепленное место. Некоторые из персов оклеветали пред Хозроем Сарвароса, что он предан римлянам и порицает его. Хозрой послал своего оруженосца к Кардаригу, товарищу Сарваразана в Халкидон с повелением убить Сарваразана, и с войском персидским поспешить к нему на помощь в Персию. Несший сие повеление в Галатию был схвачен римлянами; и схватившие его тайно от персов привели его в Византию, и предоставили его сыну царя, который, узнавши истину от посланника, тотчас призвал Сарваразана; сей явился к царю, и царь дал ему письмо к Кардаричу 288 , показал ему посланного; Сарваразан прочитал письмо, убедился в истине и тотчас переменил свои мысли, сделал мирные условия с царем и с патриархом, изменил письмо Хозроя, написав в нем приказ об избиении вместе с собою других сорок сатрапов, начальников; тысяченачальников, сотников и приложивши искусно печать, собрал вождей, пригласил и самого Кардаричу и, прочитавши письмо, сказал ему: согласен ли ты сделать это? Начальники исполнившись ярости, провозгласили Хозроя лишенным престола, заключили с царем мирные условия, и с общего согласия положили, выступить из Халкидона, и возвратиться в свои страны, не причиняя никаких опустошений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Двое из римлян перебежали к персам, и уверили их, что римляне бегут от робости. Дошла до них и другая молва, что Саин, полководец персидский, идет к ним на помощь с другим войском. При сем известии Сарвазан и Саравлагас наперерыв старались сразиться с Ираклием, пока еще не подоспел Саин и не присвоил себе славы победы. При том поверивши переметчикам, пошли против Ираклия, и приблизившись к нему приготовлялись, чтобы на другой день сразиться. Но Ираклий пустившись в путь с самого вечера, шел во всю ночь, и остановившись далеко от них на злачной долине, здесь и сам приготовлялся. Варвары, думая, что он бежал от робости, без порядка пустились догонять его. Он вышедши навстречу к ним, начал бой. Занявши лесистую возвышенность, и сгустивши около себя свое войско, с Божьею помощью он прогнал персов и преследуя их по оврагам, великое множество истребил. Во время сих сражений пришел и Саин с своим войском и его Ираклий разбил, много войска его истребил, а прочих рассыпал в бегстве, и главное знамя их взял. Сарваразан, соединившись с Саином собрал спасшихся воинов, и опять думал идти против Ираклия; но царь 248 пошел в страну гуннов 249 , в страны их непроходимые 250 , по дорогам шероховатым и трудным. Варвары шли вслед за ними. Тогда лазы вместе с абазгами, убоявшись, отступили от римлян. Саин, обрадовавшись тому, с великим мужеством пошел на Ираклия. Царь, собравши войско ободрял его словами и так увещевал: «многочисленность да не смущает вас, братья. Если Бог похощет, то один прогонит тысячи. Итак пожертвуем Богу собою за спасение наших братий; примем мученические венцы, чтобы и потомство нас похвалило и Бог воздал бы нам мзду». Такими и подобными словами ободрил он войско, и с ясным челом начал устроять войну; оба войска сошедшись на близкое пространство, делали сшибки с утра до вечера. При наступлении вечера царь отступил, и варвары опять позади его следовали; потом переменивши дорогу, хотели обойти его, но зашли в болотистые места, рассыпались и пришли в великую опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010