Внизу под авдиториею устроена и изрядно расположена библиотека, в которой до двух тысяч книг. – По обеим сторонам авдитории покои учительские. – Четыре башни в верхнем этаже служат для классов; а прочие покои все, или жилые для Семинаристов, или службы их. Семинария начата строиться 1797 году, а всем строением окончена в прошедшем 1800 году. И в том же году, Августа 6 дня, торжественно при многолюдном собрании открыта; и введено в оную на первый случай Семинаристов 75 человек, чему есть особое печатное описание. В прошлом же 1801 году, Сентября 25 дня, как Спасо-Вифанская Обитель, так и сия Семинария удостоилась Высочайшего Его Императорского Величества, Всемилостивейшего Государя Императора, ныне благополучно Царствующего, Александра 1. с Высочайшею его Фамилиею посещения. Краткое историческое описание Махрищского Монастыря Махрищский Монастырь состоит Владимирского Наместничества, в Александровском уезде, в расстоянии от Лавры на Восток в 30 ти верстах а в десяти верстах от Александровна, окруженный со всех сторон полями и лесом; стоит он на берегу малой реки именуемой Махрища, от которой и Монастырь название свое получил, и который под самым Монастырем впадает в реку Молочку. Основатель оного Монастыря был Преподобный Стефан, Махрищский Чудотворец; современник Преподобному Сергию. Он родом был из Киева; постригся в монашество в Печерской Лавре. И понеже тогда в Киеве от Папистов людям Греческого исповедания были чинимы гонения; то избегая того Преподобный Стефан пришел в Москву и предстал Великому Князю Иоанну Иоанновичу, который приняв его благосклонно, возлюбил его и часто с ним беседовал. Избегая же шума градского, Преподобный испросил дозволение у Великого Князя, построить Монастырь в какой-нибудь пустыне. По чему приняв от него довольная, яже на потребу строение Монастыря, вышел из Москвы, и проходя многие места, достиг, наконец, места называемого Махрище. Признав оное для Обители способным, поселился на оном, и поставил, сперва одну келию деревянную. И как Преподобный Стефан был муж жития благочестивого, по которому учинился он известен в России, то многие иноки слышав о имени его начали приходить к нему на сожительство. Таким образом, собрав братии немалое число, Преподобный построил церковь во имя Живоначальныя Троицы, и потом Монастырь четвероугольный, трапезу и келлии братии, все деревянные. А потом рукоположенный от Московского Митрополита Феогноста во Пресвитера; стал Игуменом своего Монастыря. Великий Князь Димитрий Иоаннович пожаловал тому Монастырю многие урочища, как то, озера и реки для пропитания монашествующим. По смерти Преподобного Стефана, по прошествии уже многих лет, Монастырь со всем строением сгорел, а последовавшие Настоятели мало имея о нем попечения, привели его совсем в запустение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Орудием Своего промысла, для введения Космы в лик иноческий, Господь избрал одного из великих подвижников иночества, которых так много просияло в XIV в. в нашем отечестве. В половине XIV в., в тридцати-пяти верстах от только что возникшей обители св. Сергия, в местечке Махрищи, поселился выходец с юга. постриженник Киевской Печерской обители Стефан. По примеру преподобного Сергия, он построил храм во имя Святые Троицы, и для собранной им братии учредил общежитие по примеру Печерской обители. Вражда соседних землевладельцев заставила было Стефана удалиться в вологодскую страну, и там на реке Авнеже основать новую обитель. Но великий князь Дмитрий Иоаннович, знавший Стефана до его удаления, вызвал его опять в Махрищскую обитель и обеспечил монастырь разными угодьями. Стефан отправился, по возвращении из Авнежской обители, в Москву, с честию был принят великим князем, и посетил дом окольничего Тимофея, у которого жил Косма. Здесь увидел святого старца Косма и решился высказать ему и свое желание иночества, и препятствия к исполнению этого желания. Он пришел к преподобному Стефану и со слезами, припадая к стопам его, сказал: «Давно я желал видеть тебя, отче святый, и ныне Господь исполнил мое желание. Причти меня к лику иноков, и не отринь меня грешного, подражая Господу, Который принимал мытаря п блудницу. Если ты хочешь, то можешь исполнить желание сердца моего». Видя искренность просьбы Космы, Стефан решился помочь ему, и только размышлял, как лучше устроить это дело. Если просить прежде позволения у боярина Тимофея, то он может быть решительно не дозволит, и тогда уже нельзя будет постричь Косму. Стефан употребил среднюю меру. Он решился Косму облечь в рясофор и дать ему другое имя, и тогда узнать, как примет это известие боярин. Одеяние Кирилла в иноческую одежду Облекши Косму в рясофор и назвав его Кириллом, преподобный Стефан пошел к Тимофею Васильевичу в то время, как он в полдень хотел отдыхать после обеда. Боярину доложили о его приходе, и он, приказав немедленно впустить его, встал с постели и просил благословения у Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Uoahha II (1353–1359), который предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой. Стефан решил поселиться в пустыне и отправился на северо-восток, где и избрал себе место в лесном урочище Махрище в 35 верстах от обители Преподобного Сергия. Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали приходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к безмолвию, не разрешал им селиться около него, но затем уступил их просьбам. Не позднее 1358 года, по благословению святителя Алексия, митрополита Московского (†1378; память 12 февраля), преподобный Стефан основал монастырь. Братия построили храм во Имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой обители. Преподобный Стефан примером своей жизни, кроткими наставлениями учил братию монашескому деланию. Строгий к себе, он был снисходителен к другим, ни на кого не гневался и трудился более других иноков. Показывая пример нестяжания, преподобный носил грубую и ветхую одежду, покрытую заплатами. Не только иноки, но и миряне вдохновлялись подвигами святого. Некто Григорий, живший недалеко от Троицкой обители, передал монастырю свою землю и другое имущество, принял монашество и стал усердным учеником игумена. Впоследствии он мученически скончался, убиенный татарами (†1392; память 15 июня). Когда Преподобный Сергий Радонежский удалился из своей обители, то пришел к преподобному Стефану и просил у него одного из иноков, который помог бы ему найти уединенное место в окрестных лесах. Преподобный Стефан с любовью исполнил просьбу аввы Сергия и, отпустив с ним добродетельного монаха Симона, проводил его до источника, за три версты от обители. Позднее на месте расставания святых старцев, над источником, была поставлена часовня, к которой ежегодно из Махрищской Сергиевой приходской церкви совершался крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духовник Днепропетровского женского монастыря Он был назначен духовником в Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске . Сам владыка Стефан рассказывал об этом времени «как о золотом яблочке, которое Господь посылает каждому человеку». В монастыре, 2 января 1959 года был пострижен архиепископом Гурием в монашество с именем Стефана, в честь преподобного Стефана Махрищского . Вскоре после Пасхи 1959 года Свято-Тихвинский Днепропетровский монастырь был внезапно закрыт властями. Насельницы в один день выдворены из обители. Жившие в Днепропетровске отправились по домам сами, а остальных за счёт монастырских средств снабдили билетами до мест проживания. Служение в Минске Архимандрит Стефан поехал вслед за митрополитом Гурием в Минск , где был назначен клириком Крестового Казанского митрополичьего храма . Пробыл он там недолго: власти отказались его прописывать, приходилось жить на разных квартирах. Вскоре к митрополиту Гурию в гости наведался архиепископ Ермоген (Голубев) , встретил у него отца Стефана, и, будучи в Москве, порекомендовал его патриарху Алексию I как кандидата во епископа. Еп. Стефан (Никитин) Епископ Можайский 22 марта 1960 года был избран, а 7 апреля того же года - хиротонисан епископом Можайским , викарием Московской епархии , в Елоховском соборе в Москве . Назначен председателем Хозяйственного управления Патриархии в самый разгар хрущёвского гонения на Церковь. Тяжёлая болезнь владыки - инсульт, привела к тому, что 9 апреля 1962 года он был освобождён по собственному прошению от должности епископа Можайского и от обязанностей председателя Хозяйственного Управления Патриархии , и долгое время жизнь его висела на волоске, была парализована правая часть тела. На Калужской кафедре 19 июля 1962 года назначен временно управляющим Калужской епархией . Вот как описывает деятельность епископа Стефана уполномоченный по Калужской области в своем отчёте за 1962 год в Москву: «В августе месяце 1962 года патриархия прислала временно исполняющего обязанности епископа Стефана (С.А.Никитина) из Московского епархиального управления. Епископ Стефан пытается поддерживать приходящие в упадок общины, укрепить пошатнувшееся влияние Церкви. В первые же дни пребывания в Калуге он с помощью патриархии заполнил вакантные должности в трёх церквях, стремится подбирать «более достойные», крепкие в вере кадры. Знакомых священников из других епархий: Минской, Среднеазиатской, где ранее он работал, приглашает на работу в Калужскую епархию. Епископ Стефан, врач по специальности, ревностный служитель Церкви, крайне религиозный. Этого же требует и от священников. А нерадивых, допускающих нарушения или аморальные поступки, наказывает».

http://drevo-info.ru/articles/1221.html

Уже на начальном этапе своего монашеского пути он достаточно преуспел и пользовался уважением у братии монастыря: он был образованным человеком, об этом позаботились его родители; их имена, к сожалению, не известны. Он, как сказано в житии, «извыче божественных книг Писания». Дата его прихода в Московское княжество не совсем ясна: указывается, что он пришел в правление митрополита Феогноста и князя Иоанна Иоанновича Красного, но они практически не пересекались в правлении, поэтому тут тоже большой вопрос: либо он пришел чуть раньше, либо это было чуть позже. Стефан с почестями был принят на великокняжеском дворе, но светская жизнь ему была чужда, и он испрашивает у князя разрешения удалиться куда-то для подвижнических трудов. Он находит место, которое называлось Махрище, недалеко от современного Александрова, и в том числе недалеко от Лавры, и там поселяется. Вокруг него собираются ученики, он основывает монастырь, его самого рукополагают в сан священника.  И затем в житии повествуется, как к нему приходит преподобный Сергий: уходя из своего монастыря из-за конфликта с братом Стефаном, он на некоторое время останавливается у Стефана Махрищского. С Симоном, учеником Стефана Махрищского, знавшим пустынные места, преподобный Сергий уходит в Киржач и там основывает монастырь – в житии преподобного Сергия, кстати, этот момент не описан.  Отдельно в житии говорится об учениках прп. Стефана, прославленных в лике святых. Первым упоминается прпмч. Григорий Авнежский, с которым Стефан вынужден был покинуть основанный им монастырь из-за нападок со стороны юрцовских крестьян. Преподобный смирился и просто ушел из монастыря с Григорием, назначив вместо себя одного из опытных братьев, священника Илью. Уходят они в вологодские леса и поселяются в месте при впадении реки Авнеги в реку Сухону, где основывают Троицкий Авнежский монастырь. Там они строят церковь, и начинает собираться братия. Здесь упоминается и о втором прославленном ученике преподобного – о состоятельном местном жителе Константине Дмитриевиче, которого Стефан постригает с именем Кассиан и который тоже впоследствии станет священномучеником. 

http://bogoslov.ru/article/6193079

Но не все так дружелюбно относились к преподобному. Братья Юрковские, жившие недалеко от обители, нагло бранили его и грозили убить, если не уйдет из Махрищских мест. Пр. Стефан со всею кротостью уговаривал их одуматься. «Бог простит вас, друзья, но вас смущает нечистый», говорил он им. Однако Юрковские продолжали злобствовать против преподобного. Причиной такой злости были тревоги корысти; боялись, что земли, которыми владели они, отданы будут Стефану, пользовавшемуся известностью в Москве. Поручив обитель свою заведованию старца Илии, преподобный вместе с учеником своим Григорием удалился из обители, как будто по какому-то делу, в недальнее место. В Вологодском глухом лесу, на р. Авнеже, он основал пустынную обитель св. Троицы. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, но вызвал преп. Стефана в его Махрищскую обитель. Здесь с восторгом радости встретили доброго наставника ученики его. Когда же Стефан был в Москве, то и великий князь с любовью принял его, долго слушал его назидательную беседу и как-бы в знак особенного расположения к нему назначил для махрищской обители луга, озера и пахотные земли. Стефан ревностно заботился об устройстве Махрищской обители и, сделав распоряжение о чине полного общежития, преподал наставление братии строго следовать сему чину. Когда преп. Сергий от людских тревог удалился из своей обители, чтобы в уединенном месте найти себе покой, пр. Стефан со всею братиею своею вышел на встречу к нему; поклонясь один другому в ноги, преподобные долго препирались не за первенство, а за меньшее значение; Стефан лежал на земле, прося благословения Сергиева, Сергий не вставал, прося того же у Стефана, наконец Сергий в виде гостя вынужден был уступить. После молитвы и бесед любви, Стефан дал Сергию ученика своего Симона, знающего окрестность, и Сергий на Киржаче основал себе обитель. Строгий к себе, но снисходительный к другим пр. Стефан не гневался на проступки других и трудился для обители более прочих; он усердно наставлял братию путям спасения, но говорил свои наставления кротко и тихо. Одежда на нем была самая худая, в заплатах и грубая. Обитель его по его молитве и трудам пришла в цветущее состояние. Братия ревновала о благочестии, многие из мирян приходили для молитвы и выслушать совет блаж. игумена. Достигнув глубокой старости, преподобный поручил управлять обителью опытному в иноческой жизни старцу Илье, а сам, приняв схиму, готовился к переходу в загробную жизнь. Наконец, причастившись св. таин, мирно предал дух свой Господу 14 июля 1406 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Больному во сне является инок-старец, высокий ростом, с щеками впалыми, с долгой бородой, русой, но с проседью, и говорит: «встань, иди в монастырь и оставайся там до смерти». – Проснувшийся Даниил нашёл себя совершенно здоровым. – В Александровой слободе некто Архипп имел правую руку вовсе сухую, так что не мог и поднимать её. «Что ты спишь? Ступай в Махрищскую обитель и помолись на гробе Стефана», так говорил ему кто-то во сне. Пробудясь, Архипп принял это за бред. В другой раз, уже наяву, днём, в воротах дома является ему старец, высокий ростом, полуседой, с долгой бородой, и говорит: «не сказал ли я тебе, Архипп: ступай в Махрищский монастырь и там получишь исцеление». Архипп, выслушав в обители молебен, окропился св. водой и, внезапно став владеть рукой, начал креститься ею. Житель с. Семеновского Алексей не владел ногой, – тело на ней сгнило по колено и жилы скорчились. – Во время голода с трудом приполз он в обитель; игумен дозволил ему сидеть у гробницы. Часто призывал бедняк преподобного на помощь. И внезапно спали струпья с ноги его, и нога расправилась, – деревяшки, употреблявшиеся им в помощь при ходьбе, остались в обители памятником, да и он сам остался служить обители. Св. Апостола Акилы, из 70 Основал епископскую кафедру в Ираклии Фракийской и был там первым епископом; убит неверными. Св. Писание упоминает об нём в Деян. 17 гл. и Римл. 16 главе. Воспоминается ещё 13 февраля и 4 января в соборе 70. 183 Житие преп. Стефана, напис. иноком Иоасафом по воле м. Макария, при пособии кратких записок, писанных столетним иноком Серапионом, дедом современного Иоасафу игумена Варлаама. «Мне же смиренному, говорит Иоасаф, прежде написавшу о явлении мощей и о чудесах пр. Григория и Кассияна, иже на Авнеге, ученицех св. Стефана, прилучися написати и о житии св. Стефана и о чудесех его». Син. библ. 542. Обзор лит., стр. 211. 185 По житию, святой Стефан посвящён митр. Феогностом; но Феогност умер прежде велик. князя Симеона, и потому если Стефан получил грамоту у велик. князя Uoahha II , – то посвящение его в игумена было при митр. Алексии. 187 Пролог 14 июля. Ркп. святцы: «преп. Стефан, игумен Махрищский, бывый собеседник св. Сергию чудотворцу, преставися в лето 6914 (1406) июля 14 дня». Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что же касается житийной версии о причине переселения прп. Стефана, то она, вероятно, возникла под впечатлением от трудной межконфессиональной ситуации, сложившейся в Литве ко времени составления «Жития» (тем не менее, слова церковной службы, касающейся ухода подвижника из Киева – «Якоже Лот Содома древле, латынскаго зловерия избежав, аки в Сигор, в Московскую землю, крепко соблюдающую истинное правоверие, пришел еси», – остаются верными в богословском смысле: прп. Стефан покинул Южную Русь, над которой в годы его земной жизни нависла угроза окатоличивания, и немало потрудился на духовной ниве в Северной Руси). Иоанн Иоаннович предложил прп. Стефану выбрать для проживания любой монастырь города, но тот предпочел отшельничество и уединился в урочище Махрище в 85 км к северо-востоку от Москвы и 33 км к востоку от обители прп. Сергия, уже ставшей знаменитой. (Здесь вновь впору вспомнить еще одно замечание Г.Федотова о Радонежском святом: «Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», то есть, испытавшими его духовное влияние… Справедливость требует указать, что новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и преподобный Сергий как бы возглавляет его»). Позже к пустыннику стали стекаться искатели иноческой жизни. Поначалу он не позволял им селиться возле него – дорожил безмолвием. А затем уступил их просьбам. Так возник Махрищский монастырь, посвященный, как и Сергиева обитель, Святой Троице. По примеру прп. Сергия, прп. Стефан ввел у себя общежительный устав. Трогательна была встреча прп. Сергия и прп. Стефана у ворот Махрищского монастыря: взаимно кланяясь до земли, оба подвижника долго не вставали, – каждый ожидал благословения от другого, пока, наконец, Радонежский игумен, как гость, не решил уступить и подняться первым. По просьбе прп. Сергия прп. Стефан дал ему одного из своих иноков, чтобы тот помог найти уединенное место в окрестных лесах. При этом Махрищский игумен сказал другу: «Ничтоже есть в монастыре сем, еже возбранено тебе».

http://pravoslavie.ru/54938.html

Стефан посетил дом доброго окольничего Тимофея Васильевича. Здесь молодой родственник окольничего Козма желал видеть его, чтобы открыть ему свою душу. Молодой Козма со скорбию рассказал, что давно желает удалиться в обитель, но уверен, что окольничий не даст ему дозволения на то и потому не знает, что ему делать. – Стефан подумал и облек его в рясофор, предоставив прочее на волю Божию, за тем пошел к окольничему. Тимофей Васильевич рад был посещению уважаемого игумена и с честью, приняв его, просил благословения дому своему. Богомолец твой Кирилл молит о благословении дома твоего, сказал Стефан и когда окольничий спросил: кто это такой? Игумен прибавил: «Козма, сродник твой, ныне инок Кирилл, работающий Господу и твой богомолец». Окольничий вспыхнул и в гневе наговорил много грубостей игумену. Преподобный спокойно отвечал: Господь Иисус сказал: где вас не слушают и не принимают, отряхайте прах с ног ваших во свидетельство против них. И вышел из дома. Богобоязненная жена окольничего, услышав слова, произнесенные игуменом, начала говорить мужу, что напрасно оскорбил он раба Божия. Окольничий пришел в себя и послал звать к себе игумена; при новой встрече испросили они друг у друга прощение и Тимофей Васильевич исполнил желание Стефана о Козме. 717 Возвратясь в махрищскую обитель, преподобный сделал распоряжение о чине полного общежития и преподал наставление братии строго следовать сему чину. Когда преп. Сергий от людских тревог удалился из своей обители, чтобы в уединенном месте найти себе покой: преп. Стефан со всею братией своею вышел на встречу к нему; поклонившись один другому в ноги, преподобные долго препирались не за первенство, а за меньшее значение; Стефан лежал на земле, прося благословения Сергиева: Сергий не вставал, прося того же у Стефана: наконец Сергий в виде гостя вынужден был уступить. – После молитвы и бесед любви, Стефан дал Сергию ученика своего Симона, знающего окрестность, и Сергий на Киржаче основал себе обитель. В таком духе жил и начальствовал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стефан посетил дом доброго окольничего Тимофея Васильевича. Здесь молодой родственник окольничего Козма желал видеть его, чтобы открыть ему свою душу. Молодой Козма с скорбью рассказал, что давно желает удалиться в обитель, но уверен, что окольничий не даст ему дозволения на то, и потому не знает, что ему делать. – Стефан подумал и облёк его в рясофор, предоставив прочее на волю Божию, затем пошёл к окольничему. Тимофей Васильевич рад был посещению уважаемого игумена и, с честью приняв его, просил благословении дому своему. – «Богомолец твой Кирилл молит о благословения дома твоего», сказал Стефан, и когда окольничий спросил: кто это такой? игумен прибавил: «Козма, сродник твой, ныне инок Кирилл, работающий Господу и твой Богомолец». Окольничий вспыхнул и в гневе наговорил много грубостей игумену. Преподобный спокойно отвечал: «Господь Иисус сказал: где вас не слушают и не принимают, отряхайте прах с ног ваших во свидетельство против них», и вышел из дома. Богобоязненная жена окольничего, услышав слова, произнесённые игуменом, начала говорить мужу, что напрасно оскорбил он раба Божия. Окольничий пришёл в себя и послал звать к себе игумена; при новой встрече испросили они друг у друга прощение, и Тимофей Васильевич исполнил желание у Стефана о Козме 186 . Возвратясь в Махрищскую обитель, преподобный сделал распоряжение о чине полного общежития и преподал наставление братии строго следовать сему чину. Когда преп. Сергий от людских тревог удалился из своей обители, чтобы в уединённом месте найти себе покой, преп. Стефан со всей братией своей вышел навстречу к нему; поклонясь один другому в ноги, преподобные долго препирались не за первенство, а за меньшее значение; Стефан лежал на земле, прося благословения Сергиева; Сергий не вставал, прося того же у Стефана; наконец Сергий, в виде гостя, вынужден был уступить. – После молитвы и бесед любви, Стефан дал Сергию ученика своего Симона, знающего окрестность, и Сергий на Киржаче основал себе обитель. В таком духе жил и начальствовал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010