Скачать epub pdf Июль 14 Стефан Махрищский Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям литовским, а затем – польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился на север, в православную Москву. Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Uoahha II (1353–1359), сына Калиты и отца св. блгв. кн. Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня), который предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой Стефан решил поселиться в пустыне и отправился на северо-восток, где избрал себе место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали приходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к безмолвию, не разрешал им поселиться около него, но затем уступил их просьбам. Не позднее 1358 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского († 1378; память 12/25 февраля), преподобный Стефан основал монастырь. Братия построили храм во имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

К.А. Аверьянов Глава 6. Борьба за митрополию Исчезновение Сергия из Троице-Сергиева монастыря. Мнения исследователей о его причинах. Выяснение подлинных обстоятельств ухода преподобного. Его приход к Стефану Махрищскому. Основание монастыря на Киржаче. Выбор великого князя в пользу Митяя как будущего митрополита. Определение хронологии этих событий. Реакция Киприана на провал своего плана. Его поставление в киевские митрополиты. Неудачная попытка Киприана распространить свою власть на Москву. Желание великого князя, чтобы митрополит Алексей благословил Митяя как своего преемника. Негативное отношение к этому Сергия Радонежского. Вражда Митяя к преподобному. Удаление Стефана Махрищского. Основание московского Симонова монастыря – попытка спасти троицкую братию от нападок Митяя. Споры историков относительно времени создания этой обители. Определение точной даты. Смерть митрополита Алексея. Действия Киприана и Митяя. Дионисий Суздальский и поручительство за него Сергия Радонежского. Бегство Дионисия и опала преподобного. Отъезд Митяя в Константинополь и последующие события. Перемена отношения великого князя к Сергию. Выяснение причин этого. Основание Успенского Дубенского монастыря. Примирение великого князя с Киприаном Об исчезновении Сергия Радонежского из основанного им монастыря Пахомий Логофет рассказывает следующим образом. В один из субботних дней Сергий, находясь в алтаре, готовился к службе. В это время его старший брат Стефан, находясь на левом клиросе, увидел канонарха (устроителя церковного пения) с книгой. Она, вероятно, была очень ценной и Стефан спросил монаха: «Кто ти дасть книгу сию?» Тот отвечал, что ее дал ему игумен. В ответ на это Стефан в раздражении сказал: «Кто есть игумен на месте сем? Не аз ли преже седохъ на месте сем?» Тем самым он намекал на то, что во время основания Троицкого монастыря был уже иноком, тогда как Сергий еще мирянином. «И ина некая изрек, их же не лепо бе», – добавляет агиограф. Всю эту перепалку услышал Сергий. Обидевшись на брата, высказавшего претензии на верховенство в монастыре, он молча вышел из церкви и, не заходя в собственную келью, покинул в одиночестве обитель, и пошел по дороге в соседнюю с Радонежем переяславскую волость Кинелу. На пути его застала ночь и, переночевав в дороге, на следующий день он достиг Махрищского монастыря 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архим. Иаков I. Житие преподобного Кирилла от рождения его до основания им обители Кирилло-Белоезерской Рождение и воспитание Кирилла Преподобный Кирилл родился в 1337 г. от благородных и благочестивых родителей, живших в Москве. Мирское имя его было Косма. Попечительные родители озаботились воспитать сына в страхе Божием и в чистоте, и попечение их было благословлено самым вожделенным успехом. Вместе с обучением грамоте, Косма обучался и ведению закона Божия, и чрез чтение Священного писания и творений отцов Церкви приобретал духовное разумение. Просвещая свой разум, он проводил и жизнь чистую, так что его не только любили, но и уважали знавшие его. Перед своею кончиною родители Кирилла поручили его покровительству своего родственника, окольничего при великом князе Дмитрии Иоанновиче, Тимофея Васильевича Вельяминова 1 . Честность Космы во всех делах, добродетельная его жизнь, его благочестие, обнаруживавшееся в частом посещении храма Божия, усердии к молитве и в постничестве привлекли к нему любовь и доверенность Вельяминова, и он сделал его участником трапезы своей, и потом назначил его управителем всего своего имения. Склонность к иноческой жизни Но Косма, с самой кончины своих родителей, питал в душе своей желание удалиться от мира и проводить иноческую жизнь. Он должен был в глубине души скрывать это желание, не открывая никому из домашних; ибо ему известно было, что Тимофей Васильевич не желал этого. Он искал случая, удобного к приведению в исполнение своего намерения. Посему нередко посещал московские и окрестные монастыри с мыслию, не найдет ли где возможности принять пострижение. Но страх гнева от сильного при князе боярина удерживал настоятелей от пострижения Космы. Ему оставалось, возложив упование на Господа, жить и в мире, как живут иноки. И он по своему усердию к храму Божию, частым постам, продолжительным молитвам, милостыням и по заботе о чистоте сердца, по своему незлобию, был иноком. Игумен Махрищский Стефан Много лет жил так Косма. Но наконец Господь исполнил желание его сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нововоскресенское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Ново-Воскресенский приход в настоящем его виде существует с 1770 года. Ранее приходская церковь находилась в селе Тимофеевском, где, по народному преданию, в 14 веке останавливались на ночную молитву Сергий Радонежский и его друг преподобный Стефан Махрищский. Здесь проходил путь Сергия Радонежского из Троицкого монастыря в Махрищский монастырь. Церковь Воскресения Христова в селе Тимофеевском существовала ещё до 17 века, но потом запустела. В 1756 году по просьбе прихожан преосвященный Амвросий, епископ Переяславский и Дмитровский, разрешил построить новую церковь вместо обветшавшей. Сменивший его преосвященный Геннадий в 1770 году по просьбе генерал-аншефа С.К.Нарышкина (1710-1775) разрешил «из села Тимофеевского церковь Святого архистратига Михаила за неспособностью быть в том селе Тимофеевском перенесть и перестроить со всякою исправностью вновь в вотчине его превосходительства в деревне Воскресенской во имя святителя Кирилла, архиепископа Александрийского с приделом в трапезной на левой стороне во имя архистратига Михаила». С этого времени приход получил название Ново-Воскресенского. В 1865 году вместо деревянной церкви на деньги прихожан устроен каменный храм с такой же колокольней. Престолов три: в холодной – в честь Вознесения Господня, в приделах – во имя архангела Михаила и великомученицы Параскевы (Пятницы). В том же году храм был освящён преосвященным Феофаном (Говоровым, умер 6 января 1894 году), епископом Владимирским, впоследствии затворником Вышенской пустыни, церковным писателем, причисленным к лику святых. Храм расписан фресками в 1910 году. Приход состоял из села Ново-Воскресенского и деревни Лизуново (в версте от церкви). В деревне Лизуново деревянная часовня в честь Святой Живоначальной Троицы сгорела в начале 20 века. В Ново-Воскресенском было народное училище, открытое в 1872 году на средства купца А.Баранова. В 1930 году церковь закрыта и разграблена.

http://sobory.ru/article/?object=06644

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXVI — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности в нем содержатся биографии деятелей церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И. В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами РПЦ. Она несомненно будет полезна для учащихся ВУЗов и школ. В материале о И. Е. Старове, рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма, тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском. Фундаментальная статья посвящена теме «Страстей Христовых». В ней подробно анализируются события евангельской истории после Входа Господнего в Иерусалим и установления Тайной вечери, от взятия Спасителя под стражу и до Его крестной смерти. Статья «Страшный Суд» рассказывает о предреченном в Священном Писании событии, ожидаемом в конце времен. «Апостольская» тема представлена материалом об апостоле от 70 Стахии, византийском епископе, друге апостола Павла. Ее продолжает статья об апостоле Стефане. Отдельные разделы посвящены его проповеди, речи перед Синедрионом, мученической кончине, истории изучения источников, образу Стефана в патристической литературе, храмам, освященным в его честь, а также иконографии святого. Статья снабжена впечатляющей библиографией. Том содержит биографии деятелей РПЦ с именем Стефан. Епископ Владимиро-Волынский Стефан известен в основном по «Повести Временных лет» и Житию преп. Феодосия Печерского. Широко почитается 1-й пермский епископ Стефан, первым агиографом которого был Епифаний Премудрый. Далее идут статьи о преподобном Стефане Махрищском, основателе и игумене Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря, преподобном Стефане Комельском, преподобном Стефане Радонежском, старшем брате преподобного Сергия, труднике Стефане, «иже на Осинках у окиана моря беша», преподобном Стефане (Куртееве), основателе Александро-Невского Филейского монастыря.

http://pravenc.ru/shop/2693027/

Июнь 9-й день. Преподобный Кирилл Белозерский При великом князе Димитрии Иоанновиче жил в Москве у родственника своего, боярина Тимофея Вельяминова, Козьма, сирота с ранней юности. Боярин любил кроткого юношу и поручил ему присмотр за хозяйством и слугами, но Козьма, не чувствуя расположения к светской жизни, стремился душой на служение Господу. Не надеясь, что боярин отпустит его в монастырь, он открыл сердце свое преподобному Стефану, игумену Махрищскому, который пришел в Москву по делам обители. Стефан, провидя в юноше будущего подвижника, решился просто облечь его в рясофор и, назвав его Кириллом, предоставил прочее на волю Божию. Сам он пришел к боярину; Тимофей, обрадованный посещением известного старца-подвижника, с честью встретил его в дверях своего дома и просил благословения. «Богомолец твой Кирилл благословляет тебя», – сказал ему Стефан. «Кто сей Кирилл?» – с изумлением спросил боярин. Игумен отвечал ему: «Козьма, бывший твой сродник, ныне же инок, работающий Господу и о вас молящийся». Боярин прогневался на Стефана, но преподобный, не переступая его порога, сказал: «Повелено нам от Спаса нашего Господа Иисуса Христа пребывать там, где нас послушают и приемлют, а если нет, то отрясать и прах, прилепившийся к ногам нашим, во свидетельство неприемлющим нас» 99 . Стефан удалился; но богобоязненная жена боярина, услышав такое слово, более Христово, нежели Стефаново, начала увещевать мужа своего: как решился он оскорбить такого старца, и боярин, раскаявшись, послал возвратить его. Оба они взаимно испросили друг у друга прощение; боярин позволил нареченному Кириллу исполнить желание его сердца, и Кирилл раздал все свое имущество нищим, после чего игумен Стефан привел нового инока в обитель Симоновскую, только что основанную на новом месте архимандритом Феодором, племянником преподобного Сергия. Феодор с радостью принял Кирилла и совершенно облек его в иноческий образ, поручив наблюдению старца Михаила, который проводил весьма строгую жизнь в обители и впоследствии был епископом города Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона преподобного Сергия с учениками из Успенского собора Лавры Радонежские святые: Симон, Ксенофонт, Варфоломей, Иаков, Наум, Василий, Иаков, Макарий, Авраамий Галицкий, Стефан Махрищский, Мефодий Пешношский, Кирилл Белоезерский, Онисим, Григорий Авнежский, Никита Серпуховской, Сергий Нуромский, Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Пермский, Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский, Савва Сторожевский, Павел Комельский, Феодор Ростовский, Иоасаф, Михей, СЕРГИЙ, НИКОН, Дионисий, Максим Грек , Серапион. Благочестивому читателю Однажды в глубокий вечер, когда преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он услышал голос, звавший его по имени: «Сергий!» Удивился Преподобный столь необычному зову в тишине ночной. Сотворив молитву, он открыл оконце своей келлии и увидел дивное видение: в высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную, так что стало светлее дня, а неведомый голос снова говорит ему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, – летают и поют несказанно – сладостно... А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» И подлинно, подобно птицам небесным, умножились ученики и подражатели преподобного Сергия, причем одни из них остались в гнезде своем, в родной своей обители Троицкой, другие разлетелись по разным странам и концам нашего обширного отечества, всюду стараясь верно сохранять духовные заветы своего великого аввы Сергия и следовать стопам его в подвигах иночества. И повсюду, так или иначе, они славили имя его, которое сделалось известным и почитаемым не только на необозримом пространстве отечества нашего, но и далеко за пределами России, в странах православного Востока и инославного Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мужской, упразднённый. Находился в Вологодской Епархии в Тотемском уезде близ реки Сухоны в нынешних Авнежских волостях, кои прежде составляли Авнежское Княжество, от Вологды к востоку в 60 вёрстах. Он первоначально основан был Преподобным Стефаном, начальником бывшего Махрищского Троицкого монастыря (ныне приписного к Сергиевой Лавре) и учениками его, Преподобными Григорием и Кассианом, Авнежскими чудотворцами, при державе Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского около 1370 года (о Преподобном Стефане смотри в описании Махрищского монастыря). Преподобный Григорий был уроженец одного селения, ближнего к Стефанову Махрищскому монастырю, и в Махрищах Преподобным же Стефаном пострижен, а Алексием, Епископом Суздальским, хиротонисан в Иеромонаха. Потом, когда Преподобный Стефан, стужив пребыванием своим на Махрище, сошёл с учеником своим Григорием в Вологодские страны, то избрал для уединения своего с ним пустыню в Авнежском Княжестве близ Сухоны реки при потоке, называемом Юрьев, и поставил там церковь сперва во имя Святой Троицы, почему и именовался этот монастырь Авнежским Троицким; а потом вскоре и другую, во имя Великомученика Георгия, и около них соградили они кельи. Сему строению способствовал наипаче один из ближних к этой пустыни поселян богатый и отличного рода человек Константин Димитриевич, который много дал и подаяний Преподобному Стефану, а после от него в пустыне той и сам принял монашеское пострижение и наименовался Кассианом. Вскоре обитель сия прославилась во всех окрестностях, и сам Великий Князь Димитрий Иоаннович прислал в оную милостыню довольную и книги; но при том отозвал к себе в Москву Преподобного Стефана на прежнее Настоятельство в Махрищский монастырь. А потому он, оставляя сию обитель, поставил Настоятелем в ней Преподобного Григория, а келарем Преподобного Кассиана. По кончине сих Преподобных монастырь этот от нашествия Казанских Татар и Вятичей, тогда ещё не покорённых Российской державе, и часто набегавших на Вологодскую страну, весь до основания был разорён, и самое место оного заросло всё лесом. По некоторым запискам значится, что в сие самое нашествие убиты были и Преподобные оные Григорий и Кассиан лета 6900, Июня 17/15. А в 7032/1524 году одним Авнежским селянином при расчистке леса найдены мощи Преподобных сих, и поставлена была над ними часовня. В царствование же Царя Иоанна Васильевича в лето 7068/1560, по благословению Всероссийского Митрополита Макария, Игуменом Троицкого Махрищского монастыря Варлаамом возобновлён и выстроен вновь над гробами сих Авнежских Чудотворцев монастырь на Царское иждивение, и поставлены паки две церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский) (+ 1427) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 июня в день преставления, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Кирилл, в миру Косма, был сыном обедневшего боярина и получил воспитание в доме богатых родственников, бояр Вельяминовых. Они любили его как сына, и он управлял всем домом. Но с юных лет Косма стремился к иночеству, и родственники его, не желавшие с ним расставаться, сильно противились этому. Наконец прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), который хорошо знал Вельяминовых, сломил их противление, взял Коему под свое покровительство и отвел его в Симонов монастырь, где настоятельствовал его основатель архимандрит Феодор (память его 28 нояб.), племянник и постриженник прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). Косме тогда было 30 лет. Его немедленно постригли с наречением имени Кирилл и отдали под руководство строгого подвижника — старца Михаила (ставшего впоследствии епископом Смоленским), который научил его непрестанной Иисусовой молитве и борьбе с демонами. Послушание новоначальному иноку назначили на кухне. Это было тяжелым послушанием: часто, смотря на пламя раскаленной печи, Кирилл говорил себе: «Терпи, Кирилл, дабы сим огнем избежать тамошнего». Но, трудясь на кухне, стяжал он дар умиленных покаянных слез. Когда же, желая облегчить его жизнь, поручили ему переписывать книги, слезы эти исчезли, и он стал молиться, чтобы его вернули на кухню. Желание его исполнилось, и благодатные слезы вернулись к нему. Иногда прп. Кирилл немного юродствовал ради навлечения на себя поношений и приобретения смирения. Часто прп. Сергий посещал монастырь своего родственника и ученика, но каждый раз он шел на кухню и проводил долгие часы в духовной беседе со смиренным монастырским поваром: великий прозорливец провидел в нем истинного своего преемника по духу и продолжателя его заветов.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Кирилла, игумена обители Пречистой Богородицы, которая на Белом озере 152 Преподобный отец наш Кирилл был рожден и воспитан в преименитом городе Москве, в семье благородной и благочестивой, наречен же во святом крещении Косьмою. С юных лет отдан был изучению книг святых. Отрок отличался остротою ума, вскоре изучил Божественное Писание и, прилежа чтению книжному, возрастал в деле спасения. Рос в воздержании и чистоте, преуспевая в делах Божиих. Не достиг он и совершенного возраста, как родители от временной этой жизни отошли. Умирая же, вручили отрока Косьму, сына своего, сроднику Тимофею. А он был одним из вельмож великого князя Димитрия 153 , управлял округом. Блаженный же отрок в сердце своем Божественное хранил желание, желая в иноческий чин облечься. Испытывал же места, и образы, и жилища иноческие, где бы можно было удобно спасаться, но никто не осмеливался постричь его, боясь вельможи Тимофея. В миру Косьма жил подобно иноку: всегда посещал церковь , соблюдал чистоту и целомудрие, умерщвлял плоть постом и воздержанием и во всяких добродетелях упражнялся. Все это наблюдая, радовался Тимофей и весьма любил его. Когда же достиг Косьма возмужания, доверил ему Тимофей управление домом своим, как человеку верному, как сроднику, боящемуся Бога. Но Косьма в сердце своем думал лишь о том, как бы ему стать иноком: Божественною любовью, словно огнем, изнутри распаляем. Тайну же эту никому не раскрывал, чтобы, уведав ее, не стал господин его Тимофей чинить преград на избранном пути. Печалился часто Косьма блаженный, наблюдая, как обременен мирскими делами. И не знал, как их избежать. И молился о том прилежно Богу, дабы каким-либо образом избавил его от житейской суеты и к иноческому привел безмолвию. Господь, благоприятствуя намерению его, устроил так, что пришел в Москву игумен Махрищского монастыря, блаженный Стефан 154 , человек добродетельный и совершенный, которого все знали и почитали ради богоугодной его жизни. Узнав о его прибытии, Косьма с радостью устремился к нему: от многих людей слыша о нем, жаждал увидеть его. И припав к честным ногам его, проливая слезы, рассказал о желании своем и умолял его, да возложит иноческий образ на него. «Тебя, – говорил, – освященная глава, давно хотел повидать, ныне же сподобил меня Бог видеть честную твою святыню. Молю же тебя, ради Бога, не отринь меня грешного, как и Христос не отринул мытаря и блудного сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010