25:1-2) [ 36 ]. Вот какой христианский индиктион празднует ныне, вместо древнего языческого, Православная Церковь, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется по образу Создавшего его» (Кол. 3:9-10). Будем же праздновать новолетие так, как советует нам апостол: в обновлении жизни ходим, чтобы, нам служить в «обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:6) [ 37 ]. Будем праздновать индиктион, повинуясь повелениям Господа Бога нашего, данным через Моисея, в книгах которого ныне читается: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев 26:3-4, 6-7, 11, 12) [ 38 ].   Тропарь индикта, глас 2: Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея Господи, сохраняя в мире императора, и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.   Кондак, глас 2: В вышних живый Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире православнаго императора, и град и люди Твоя, многомилостиве. Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника В стране Каппадокийской 1 ], в селении Сисан, жили христиане Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею крещения 2 ]. Не в книжном научении, а в простоте и незлобии воспитывался этот отрок; но премудрость Божья часто вселяется и в простых людей и их избирает своим орудием, дабы посрамить мудрование века этого (1 Кор. 15:21). Будущий пастырь словесных овец 3 ] Симеон, когда ему исполнилось тринадцать лет от роду, стал пасти стада овец своего отца. Подобно Иакову, Моисею и Давиду, которые также пасли овец и удостоились Божественных откровений, был призван Богом и Симеон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Я для того и пришел сюда, — отвечал Даниил игумену, — чтобы жить для Христа и умереть для мира; если бы даже от совершеннейших иноческих подвигов мне пришлось и умереть, то всё же это несравненно лучше, чем уйти отсюда ни с чем и — скажу словами Евангелия: возложшу руку свою на рало и зрящу вспять возвратиться (Лк. 9:62). Игумен снова долго увещевал Даниила отказаться от своего намерения, но и от него услышал много возражений. Наконец, будучи не в состоянии отговорить Даниила от его намерения и усмотрев в нем твердую решимость и искреннюю любовь к Богу, игумен созвал братию и советовался с нею, можно ли принять в монастырь столь юного отрока. Братия, удивляясь мужеству отрока и твердости его духа и усматривая в нем призвание Божие, соизволили принять его в сожительство с собою. Даниил же пламенел духом, преуспевал в добродетели и жизни по Боге. Между тем, по прошествии некоторого времени, родители Даниила узнали, что он находится в том монастыре. Они возрадовались, но вместе с тем и удивлялись тому, что столь юный отрок сам себя отдал на служение Богу. Отправившись к нему и увидевши его еще не постриженным и ходящим среди иноков еще без иноческого одеяния, они стали просить игумена о том, чтобы он постриг их сына на их глазах и облек бы его в одежду иноческую. В воскресный день, после совещания с братией, игумен постриг Даниила в иноческий чин, причем не велел родителям приходить к сыну часто. После этого они с радостью возвратились в свой дом; блаженный же Даниил преуспевал и укреплялся духом, возрастая не только летами, но и добродетелями. Преподобный Симеон Столпник Началом досточудного сего жития и источником всех происшедших отсюда последствий было следующее. Сердце Даниила воспылало божественною любовью и он возымел непреодолимое желание поклониться Святым местам, где пострадал за нас Господь наш Иисус Христос, где Он был погребен и воскрес и откуда Он вознесся на Небеса. Вместе с тем он горел духом увидать великого подвижника того времени — святого Симеона Столпника .

http://pravoslavie.ru/89119.html

Сам Господь наш Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь, также необыкновенно строго постился. Сразу после крещения Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал 85 . Сорок дней и ночей Спаситель не только не вкушал никакой пищи, но и не пил воды. Нам это, может быть, кажется невозможным, но из церковной истории мы знаем, что некоторые подвижники, правда весьма немногие, повторили этот подвиг Господа Иисуса Христа. Например, преподобный Симеон Столпник более восьмидесяти лет провел в подвиге столпничества. Он стоял на высокой башне – именно стоял, – день и ночь молясь. Когда он в Великий пост ничего не ел и не пил, то первые двадцать дней стоял, а остальное время от изнеможения сидел, но пост не нарушил. Возле него были хлеб и вода, которые он взял, как говорится, на всякий случай, но он к ним не притронулся. Отсюда, между прочим, можно сделать вывод, что он чувствовал большую пользу от такого поста, если не оставлял его несмотря на необыкновенное телесное ослабление. При этом в обычное время, которое мы называем мясоедом, он вкушал пищу только по воскресеньям. И если при помощи благодати Божией такой строгий подвиг возможен для людей, то тем более он был возможен для Господа Иисуса Христа. Итак, если Спаситель подготовил себя к подвигу проповеди таким строжайшим постом, то никто после этого не может говорить, что Господь будто бы пренебрегал постом и не придавал ему никакого значения. Те, кто так думает, проповедуют ложную свободу. Апостол Павел говорит: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти 86 . Господь даровал нам свободу для того, чтобы мы проявили к Нему больше любви, больше ревности, чем требовал Моисеев закон, а не для того, чтобы мы, воспользовавшись этой свободой, впали в нерадение, как часто это у нас бывает. Господь разрешил вкушение всякой пищи, но в тоже время призвал и к посту. В Новом Завете верующим было разрешено многое из того, что было запрещено в Ветхом, но, несмотря на это, мы видим, что многие и многие подвижники христианского времени совершали необыкновенно строгие постные подвиги. Например, так называемые воски – подвижники, жившие в Сирии, – питались только растениями. Они носили при себе серпы, выкапывали ими корни, скашивали траву и этим питались на протяжении многих лет. Вот пример свободы истинно христианской, которую люди употребляют для того, чтобы усугубить подвиг, придумать новые способы угождения Богу, а не наоборот, чтобы впасть в нерадение и саможаление под предлогом того, что Бог есть любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ослабляя и удручая плоть, легче высвободить дух из-под власти греха. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой 92 . О чем здесь идет речь? Спаситель сравнивает пост с новой заплатой. Если мы будем приступать к посту неразумно, не исправив свою жизнь во всем остальном, то будет только хуже – подобно тому, как если бы мы к ветхой одежде пришили новую заплату. Лучше было бы эту старую одежду совсем не трогать, а заменить ее новой. Так и всю нашу жизнь нужно переменить: стяжать не только один пост, но и все остальные добродетели. Это очень важно. Мы с легкостью налагаем на себя пост, думая, что это единственная существенная добродетель, потому что она видима и ясна. Иное дело, например, научиться послушанию или внимательной молитве – это очень тяжело. Также и любовь к ближним – необыкновенно трудная добродетель. А вот пост представляется нам очень простым: не ешь – и ты уже будто делаешь нечто существенное. Но это не так. Если мы не обновим свою жизнь, а захотим только строго поститься, то эта добродетель может причинить нам зло: породит гордость, тщеславие и в конечном счете может привести к прелести. Неразумный пост без помощи благодати Божией может крайне ослабить тело и лишить нас возможности совершать самые главные, духовные добродетели, например молитву. Симеон Столпник, о котором мы уже упоминали, когда в первый раз Великим постом ничего не пил и не ел, то вторую половину поста лежал, а в следующие посты в эти дни сидел. То есть потом ему как будто бы легче было нести пост. Отчего? Разве он стал крепче? Нет, человек, из года в год совершающий тяжкие телесные подвиги, стать физически крепче не может. Но благодать умножилась, и она его поддерживала. Святой апостол Павел, перечисляя плоды духовные, говорит очень мудрые слова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание 93 . Таким образом, воздержание есть плод духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Самым откровенным, ясным учением о том, что заботу о душе нужно предпочитать заботе о теле, является повествование об искушении Господа Иисуса Христа в пустыне. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф. 4, 1–3 ). Казалось бы, Господь наш Иисус Христос впоследствии сделал нечто подобное, ведь умножить пять хлебов, чтобы насытить ими несколько тысяч человек, или из ничего сотворить ученикам пищу в виде хлеба и рыбы, или претворить воду в вино – это то же самое, что и камни превратить в хлебы. Никакой принципиальной разницы нет. Подобное же чудо, превращение камней в пищу, совершали даже подвижники Христовы, то есть не только Сам Господь мог это сделать, но и Его ученики уже спустя много веков, как, например, украинский подвижник блаженный Феофил. Желая накормить богомольцев, шедших издалека, он помолился о том, чтобы разжегся огонь, положил в котелок с водой несколько камешков и велел своему ученику бросить туда мелкой травы. Тот из послушания это сделал. Феофил, помолившись, благословил котелок и размешал. Потом говорит ученику: «Пробуй». Он попробовал и изумился: «Отче! Каша!» Таким образом, если это мог сделать подвижник благочестия, живший в XIX веке, то, конечно же, и для Того, Кто дал ему эту силу, для Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ничего невозможного не было. Но Он не захотел, чтобы камни сии сделались хлебами, по той причине, что одно дело заботиться о других людях, а другое дело – заботиться о Себе. Он не захотел этого сделать, хотя и взалкал после того, как сорок дней и ночей ничего не ел и не пил, что для человеческого естества является крайним пределом возможного. Вообще, без благодати Божией столько времени не пить человек практически не способен. Хотя были немногие подвижники благочестия, такие как Симеон Столпник, весьма строго постившиеся, но даже для человека, укрепляемого благодатью, сорок дней без пищи и без воды – это предел, это пребывание на грани жизни и смерти. Тем не менее Господь Иисус Христос не захотел удовлетворять Своего голода и ответил диаволу: Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4, 4 ). Этому примеру Христа мы и должны следовать. Конечно, мы имеем право заботиться о своем пропитании (и если с удовольствием вкушаем дозволенную пищу, в этом нет никакого греха), но необходимо понимать, что мы живем не столько подкреплением своего тела едой, сколько исполнением воли Божией, то есть следованием всякому слову, исходящему из уст Божиих. Именно это мы должны всегда предпочитать, заботясь о своей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Поняв, что это не что иное, как лесть лукавого, блаженный сказал ему: «Тьма твоя да погибнет вместе с тобою! Вижу твою лесть и обман: я – человек грешный, благодать Бога моего и упование на Господа Спасителя моего Иисуса Христа со мною, я не боюсь тебя, именем Его заклинаю тебя, нечистый и лукавый!» Лишь только произнес это блаженный, как в ту же минуту сатана исчез. Через несколько дней сатана снова, во время молитвы блаженного ночью, топором стал разрушать его келью и, прорубив, закричал: «Спешите, друзья мои, спешите, войдем и задушим его!» Услышав этот возглас, блаженный сказал: Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им ( Пс. 117, 10 ), и враг исчез, а келья осталась невредима. Прошло еще несколько дней; в полночь, когда святой стоял на рогоже и пел псалмы, рогожа вдруг загорелась сильным пламенем, но он не смутился, хорошо зная, что это наваждение диавола, и, затоптав огонь, произнес: На аспида и василиска наступлю и попру льва, и змия, и всю силу вражию именем Господа нашего Иисуса Христа, помогающего мне ( Пс. 90, 13 ), и диавол вдруг с криком обратился в бегство. Однажды к пещере святого Петра, подвизавшегося на Афонской горе, диавол собрал всех зверей и гадов и сам с клевретами своими превратился в различных зверей и гадов. Зрелище поистине было ужасное: одни ползали у ног подвижника, другие свистели страшным голосом, иные уже раскрывали пасти, намереваясь поглотить его живого, и устремлялись на него. Но подвижник знал уже, что это козни вражий, а потому лишь только оградил себя крестным знамением и призвал имя Господа, как лукавый далеко отбежал от него. Желая искусить великого подвижника Симеона Столпника, диавол принял на себя вид светлого ангела, явился однажды к Симеону с огненной колесницей и такими же конями, как бы сошедший с неба, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин того за твое житие, и пришел уже час, чтобы получить тебе венец за труды твои от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Применяя эту притчу к людям, увидим, что деревья – это люди; железо – возбуждение бесовское; а деревянная рукоятка – воля человеческая.  Многострадальный Иов, сидящий на гноище, – несравненно более убедительнейший проповедник величия, благости и всемогущества Божия, нежели Адам, первозданный в раю; Иов гласит: как угодно было Господу, так и сделалось ( Иов 1, 21 ), а Адам: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся ( Быт 3, 10 ).  Прекрасно выражается об Иове Тертуллиан 120 : «Иов нечистое разгноение своих язв прекращал великодушием, и выползающих оттуда червей опять клал на те же язвы, и говорил шутливо: “идите, паситесь!”» 121 Хорошо знал муж этот, что все делается по воле Божией, и потому-то он возвращал каждого свалившегося с тела червя на прежнее место, приговаривая: «Зачем убегаешь? Ты послан для съедения тела моего, исполняй же свою должность: ешь мою плоть. Ибо не кто другой, но Единый Бог, даровавший мне столько тысяч овец, ослиц и другого скота, Он же милостиво послал и этих червей, грызущих меня: то и другое послано милосердной Десницей Божией, а потому и должно быть равно принимаемо благодарным сердцем».  Так же и преподобный Симеон Столпник 122 говорил червям, падающим с его тела: «Ешьте, что вам Бог дал». Но совершенно в другом расположении духа находился снедаемый червями, расслабленный и нетерпеливый Ирод. Злобно огребая с себя червей, он говорил: «Ступайте в ад, мерзкие насекомые, находите для пищи себе висельников, ваше дело – уничтожать труп, а я еще живу, что же живого разъедаете?» Таковы речи нашего своеволия против Божественной воли. Отсюда открывается, по словам святителя Златоуста, что собственная наша воля бывает причиной всех зол 123 . Не порицай красоту добродетели и не говори: такого-то погубила его доброта; нет, извращенное своеволие было, есть и будет причиной всех зол; а потому еще в Ветхом Завете Бог угрожал людям за их своеволие и за непокорность воле Божией: вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне ( Ис 65,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Самым откровенным, ясным учением о том, что духовное нужно предпочитать телесному, что заботу о душе нужно предпочитать заботе о теле, является повествование об искушении Господа Иисуса Христа в пустыне. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: " Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами " (Мф.4:1-3). Казалось бы, нечто подобное Господь наш Иисус Христос впоследствии сделал: умножил пять хлебов, чтобы насытить ими несколько тысяч человек, сотворил ученикам из ничего пищу в виде хлеба и рыбы, пекшейся на костре, претворил воду в вино - разве это не то же самое, что камни превратить в хлебы? Никакой принципиальной разницы нет. К тому же, подобное чудо, превращение камней в пищу, совершали даже подвижники Христовы, то есть не только Сам Господь мог сделать это, но и Его ученики уже спустя много веков, как, например, украинский подвижник блаженный Феофил. Желая накормить богомольцев, паломников, шедших издалека, он велел своему ученику бросить камни в котелок с кипящей водой и помешивать ложкой, посолив. Тот из послушания все это сделал. Феофил потом говорит ему: " Пробуй " . Ученик попробовал и изумился: " Отче! Каша! " Таким образом, если это мог сделать подвижник благочестия, живший в девятнадцатом веке, то, конечно же, и для Того, Кто дал ему эту силу, для Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, ничего невозможного во время пребывания Его в пустыне не было. Но Он не захотел, чтобы камни сии сделались хлебами, по той причине, что одно дело заботиться о других людях, а другое дело заботиться о себе. Он не захотел этого сделать, хотя и взалкал после того, как сорок дней и ночей ничего не ел и не пил, что для человеческого естества является крайним пределом возможного. Вообще столько времени не пить человек практически не способен без благодати Божией. Хотя были немногие подвижники благочестия, такие как Симеон столпник, весьма строго постившиеся, но даже для человека, укрепляемого благодатью, сорок дней без пищи и без воды - это предельная возможность, это на грани жизни и смерти. И тем не менее Господь Иисус Христос не захотел удовлетворять Своего голода предложенным диаволом способом: Он же сказал ему в ответ: " Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф.4:4). Этому примеру Христа мы и должны следовать, хорошо понимая, что мы, конечно, имеем право заботиться о своем пропитании и, если с удовольствием вкушаем дозволенную пищу, в этом нет никакого греха, но предпочитать должны всегда Слово Божие, волю Божию, заботиться о своей душе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Воскресение. О наибольшей заповеди Неделя 15-я Мф.22:35–46 2Кор.4:6–15 Однажды некий законник спросил Иисуса, искушая Его: «Какая наибольшая заповедь в законе»? А Господь Своим ответом дал ключ вообще к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Задача не в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, но – чтобы любовь была сердцевиной всякого дела. А сами дела порой могут выглядеть очень противоречиво. Сказано: «чти отца и мать». А преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери. Сказано: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». А Иоанн Златоуст , по просьбе матери, медлил оставлять мир, и сделал это только после ее кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушел и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор.10:32 ), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал веревкой свое тело, что оно начало гнить, и распространяло такой смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как иные подвижники, вопреки церковному закону, при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:3 ). Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца, и Которого они возлюбили всею душою своею, и всем помышлением своим? Всегда поступающий по любви, – идет по жизни, как по острию меча: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии, хорошо понимали это, и только первые три года жизни Малютки, избранной Богом послужить воплощению Сына Божиего, они наслаждались великой радостью тесного общения с Нею и горячей любви к Ней. Но когда Ей исполнилось три года, они оторвали Ее от своих сердец и привели в Иерусалимский храм, чтобы оставить там на воспитание Самому Богу. И не только Иоаким и Анна плод своего чистого брака посвятили Богу. И раньше, и позже их так же поступали святые и мудрые матери, чьи имена следует помнить вам, нынешние матери. Во времена Судий неплодная жена, праведная Анна, в пламенной молитве просила Господа дать ей дитя и обещала отдать его Ему на служение. Господь услышал молитву Анны, и она стала матерью великого пророка Самуила. Подобно ей святая Марфа, мать преподобного Симеона Столпника, еще до рождения посвятила своего сына Богу. В ранней молодости прп. Симеон взошел на столп и пребывал на нем до смерти, как негаснущая и немерцающая свеча пред Богом. Помните же, благочестивые матери нашего времени, как велик и свят ваш долг воспитывать детей в страхе Божием, в неразрывном и непрестанном единении с Истинной Виноградной Лозой – Господом нашим Иисусом Христом и Его Церковью. Только тогда ваши дети научатся Закону Божию, если вы сами будете усердно внимать ему в святых храмах, поучаясь у служителей Божиих – священников и епископов. Да помогут вам всесильные пред Богом молитвы Пресвятой Богородицы. Аминь. 1956 г. Слово в день Преображения Господня Великий праздник Преображения Господня дает нам повод вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец, во Мне, и Я в Нем ( Ин. 10:37–39 ). Велики и бесчисленны чудеса Господа нашего Иисуса Христа: одним словом воскресил Он умершую дочь Иаира, начальника синагоги, сына Наинской вдовы и даже Лазаря, четыре дня лежавшего в гробу; одним словом Своим повелел утихнуть бурному ветру и высоким волнам Генисаретского озера и настала великая тишина; пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек, кроме жен и детей, и семью хлебами – четыре тысячи. Ежедневно исцелял Он больных различными болезнями, и изгонял злых духов из бесноватых; возвращал зрение слепым и слух глухим одним прикосновением Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010