«Покаяние» — это славянский перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей». Покаяние — не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех. Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни. Покаяние необходимо всякому христианину. Оно — дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. «Ибо после того, как мы крестились, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше». Вслед за Иоанном Лествичником, преподобный Симеон называет покаяние вторым крещением: «В первом крещении, — говорит он, — вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же крещение есть уже не образ истины, но сама истина». Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Таким образом, чем глубже погружается человек во внутреннюю, глубинную жизнь духа, тем менее интересным, менее значимым становится для него то, что происходит во внешнем мире. Каждому из нас приходится жить одновременно на нескольких уровнях. Мы всегда в какой-то степени на поверхности, ибо вовлечены в круговорот событий и впечатлений земной жизни. Но одновременно мы призваны жить на глубине – там, где и происходит подлинная жизнь, «жизнь с избытком». Духовное путешествие заключается в том, чтобы постепенно все более и более отрешаться от внешнего и прилепляться к внутреннему, приобщаться к тому, что является сердцевиной жизни. Как происходит приближение человека к Богу? На этот вопрос преподобный Симеон отвечает в главе 39 третьей сотницы: Что-то привносится нами, а что-то дается нам свыше от Бога. Ибо чем больше мы очищаемся посредством наших трудов и священных усилий, тем больше светимся светом умиления, и чем больше сияем светом, тем больше очищаемся слезами, принося свое и взамен свыше получая даруемое. Вот один из непреложных законов духовной жизни: «что-то привносится нами, а что-то дается от Бога». Наша жизнь в Боге есть сочетание того, что совершается нашими руками, и того, что творит Бог Своими руками. Мы призваны к сотрудничеству, к соработничеству, к тому, что Святые Отцы называли «синергией» – совместным творчеством Бога и человека. Есть вещи, которые зависят от нас, которые в нашей власти, а есть то, что от нас не зависит и что не в нашей власти. От нас зависит, будем ли мы исполнять заповеди Божии, посещать больных, помогать бедным, делить свой хлеб с голодными. От нас зависит, соблюдать или не соблюдать посты, посещать или не посещать церковь , подавать или не подавать милостыню. А от Бога зависит все то, что называется плодом духовной жизни – те многие и великие дары, о которых апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» ( 1Кор.2:9 ). Об этих дарах много и вдохновенно пишут преподобный Симеон Новый Богослов , святитель Григорий Палама , чью память мы празднуем в Великом посту, и многие другие Отцы Церкви. Но не меньше говорят они и о ежедневном трудничестве, о возделывании собственного сердца, об исполнении заповедей – обо всем том, что «привносится нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Весь я стал, свидетель мне Христос-Истина, как бы не облеченный телом (2 Кор. 12:2-3), ибо мне казалось, что я несу его как нечто легкое и духовное. Я не испытывал ни голода, ни жажды, ни усталости, ни бессонницы благодаря родившейся во мне свободе и легкости, благодаря сокрытому безмолвию душевных сил и помыслов разума и невыразимой тишине моего сердца. Ибо любовь Божия, на него (прп. Симеона – и. И.) излившаяся, вознесла к небесам сразу все мои чувства, и я пребывал в тихом свете, словно лишенный тела. В течение целых семи дней душа моя, не смущаемая никакой страстью или помыслом, или, можно сказать, потребностями естества (νγκης φυσικς), находилась в состоянии великого наслаждения и в неизреченной радости (δον πολλ κα φρστ χαρ). Вместе с тем от меня отдалялось всякое пристрастие к миру, либо становясь для меня чуждым, либо вовсе исчезая» . Обратим внимание на то, что, согласно описанию, улучивший таковое духовное состояние перестает испытывать какие-либо физиологические потребности. Это же выражение встречается в 46-м (50) гимне преподобного Симеона Нового Богослова: «О сладость, о неизреченное наслаждение (δονς φρστου)! Она (щедрая рука Божия – и. И.) и чашею Божественного Духа И бессмертного потока сделалась для меня, От которой причастившись, я насытился тою пищей Небесной, которою одни Ангелы Питаются и сохраняются нетленными (φθαρτοι διατηρονται)» . Здесь опять же мысль о том, что именно причастие Богу дает нетление. Что необычного в этом месте, так это то, что преподобный Симеон относит это понятие даже к ангелам. Для них, должно быть, нетление полагается в нравственном отношении, поскольку, как мы знаем из догматического учения Церкви, ангелы не могут пасть. А в 38-й главе Третьей богословской сотницы преподобный Симеон Новый Богослов говорит о воскресении души, когда она, восстав от сна греховного, «выходит из чувств и мира всего, неизреченного удовольствия исполняясь (φρστου δονς πληρουμνη), и успокаивает в Нем всякое движение свое умное (καταπαει κνησιν νοερν)» .

http://bogoslov.ru/article/6026878

Нетленность всего первозданного мира Рассмотрим теперь святоотеческие размышления, начав со слов о рае преподобного Симеона Нового Богослова, которые мы приводили в предыдущей статье. В продолжении своего слова он пишет, что не только рай, но и весь мир изначально был создан нетленным : «Адам был создан с телом нетленным, однако же вещественным, а не духовным еще, и поставлен Творцом Богом как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами» . Далее преподобный Симеон говорит: «Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков» . Свт. Иоанн Златоуст также учит, что только тогда «тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным» . Преподобный Максим Исповедник говорит: «Грехом мир превратился в место смерти и тления» , «Через человека грех влечет к смерти всю тварь» . Древний апологет свт. Феофил Антиохийский говорит, что изначально все звери были добрыми, т. е. в мире не существовало хищничества (ср. Быт. 1:30). Он пишет: «Звери (θηρα) получили свое имя от того, что они одичали (απ το θηριοσθαι), а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека и они преступили. Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу. Но когда человек опять возвратится в сообразное со своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости» . На изменение состояния всего мироздания после грехопадения указывается в Священном Писании, а именно в Божественном изречении: «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17). Преподобный Симеон Новый Богослов, толкуя это место, поясняет: «И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного. Если б не эта причина, надлежало бы проклясть его наипаче, так как внутри его совершилось преступление Адамово. Но Бог не сделал этого, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни, свободной от утомительных трудов и потов» .

http://bogoslov.ru/article/6027304

    Комментарии Всего комментариев: 12 2014/02/08, 14:09:48 Специально для Ростислава привожу ссылку . Это первая часть фильма. Последующие части там же. От себя хочу спросить. Ростислав, а вы лично знали Архимандрита Авеля, делаете достаточно серьёзные выводы из одной фотографии? Надеюсь, что за прошедший год с вашего высказывания, вы поняли свою неправоту и принесли покаяние. p.s. Вот уж не предполагал, что прочитаю подобные высказывания. На Рязанщине светло чтят память батюшки, а кто помнит его ещё живым здесь, тому даже в голову не могла прийти такая мысль: КГБ, безбожники и пр. Смотрите фильм по ссылке (4 части). Сергий 2013/06/30, 18:32:05 Ростислав, хотелось бы пообщаться на ТЕМУ...мой адрес: lenikk-07@mail.ru 2013/06/30, 18:14:01 Ростислав, у ВАС ,наверное, есть основания так думать..... 2013/06/06, 13:43:37 Из труда митрополита Илариона(Алфеева) о Симеоне Новом Богослове: " В каждую эпоху христианской истории появляются-вернее,даруются Церкви-великие мистики,которые вместе с собственным опытом передают унаследованное ими многовековое Предание своим современникам,а также и последующим поколениям верующих.Так сохраняется и продолжается непрерывная золотая цепь христианской святости. Симеон Студит-Симеон Новый Богослов-Никита Стифат.... От себя:Так было,Есть и Будет! Верую Господи! 2013/02/23, 02:44:11 За Кронштадского Вы сами вспомнили! Вылепленный облик " духовного благочестия " . Очень внимательно ознакомтесь с его трудами - сплошной плагиат из трудов свт. Иоанна Златоустаго. Для чего в последнее время столь много " пиара " вокруг " подвижников веры и благочестия " 20-го столетия. Неужели для нашего спасения и назидания не достаточно подвигов и трудов святых апостолов, святителей восточных, сонма мучеников, восточных преподобных и богоносных отцев. А святых русских до 17-го столетия; в святости которых ни у кого нет сомнения. Конечно, я понимаю откуда это веет... высказывания Кирилла Гундяева, Кураева, Осипова и прочих настроены показать, что церковь должна подстраиваться под вызовы современности... но это никак не соответствует ни Евангелию, ни Апостольским правилам с Семью Вселенскими и Девятью Помесными Соборами, ни трудам святых отцов.

http://isihazm.ru/?id=1975

Как духовный вождь святой Симеон является наследником великих духовных руководителей, Пророков, Апостолов, Мучеников, Вселенских Учителей, изначально являясь носителем аскетического и мистического духа преподобных Антония, Арсения, Пахомия, Евфимия и Саввы, как он сам об этом и говорит. Однако он в особенности ощущает свою близость к своей местной традиции, Константинопольской, и прежде всего Студийской. Как некая отрасль этой традиции, каковой он и был благодаря традиции старца Симеона Благоговейного Студита, и как связывающий ей даже и после своей кончины с духовным его сыном, Никитой Стифатом , он сам является этой горячо светящейся традицией для его чудесного ученика Арсения, его преемника по игуменству в монастыре святого Маманта. Необозримое духовное богатство святого Симеона, его божественного опыта и познаний, не могло бы появиться без присносуществующей личности прп. Симеона Благоговейного . Несомненно то, что вклад в формировании и изложении системы киновиального жительства, передаваемого от одного поколения другому, является богатым наследием. Однако, как, спрашивает наш Святой, можно вдохновить и вновь исправить членов киновии живым, вдохновенным словом какого-то богоносного человека, некоего пастыря, отца, наставника? На духовном пути самого Нового Богослова равноангельный смиренный облик прп. Старца Симеона Студита имел для него огромную силу. Еще в самом начале, когда юноша был в миру, будучи подросток в императорском дворце, он шаг за шагом и разнообразными способами с помощью которых, как он сам об этом говорит, вспоминая с легкой иронией, смогли бы создать ложное мнение о его нравственности, он познавал Бога через этого преподобного Старца, Благоговейного. Посещая широко известный Студийский монастырь, наш юноша-мирянин принимает из рук святого Старца книжечку прп. Марка Подвижника , которая была, как оказывается, излюбленным чтением для благоговейнейших христиан в Византии, вместе с заповедью исследовать свою совесть, внимая тому, что ему говорится из уст Божииих. Таким образом, длительное время находясь в бдении вплоть до глубокой ночи, внезапно является с неба ослепительный свет, который наполнил все то место, где он стоял, совершая молитву словно »облако божественной славы«. И в этом Божественном Свете молился и его духовный отец и он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Когда же дойдешь до «Господи, помилуй» и возжела­ешь воздеть руки свои к высоте небесной, тогда, взглянув на небо чувственными очами, подумав о [руках своих], вспомнив о злых делах своих и о том, сколько согрешил ты при помощи [рук своих], говори в себе самом: «Увы мне, нечистому и скверному! Да не ниспошлет Бог огонь и да не попалит меня, уви­дев меня бесстыдно простирающим руки мои к Нему и вспомнив беззакония мои, которые я при помощи их совершил!» Итак, обратив [руки] назад и соединив их, как ведомый на смерть, восстенав из глубины души, скажи жалобным голосом: «Помилуй меня, грешного и недостойного жить, достойного же всяко­го мучения», а также и другое, что благодать Божия даст тебе сказать. Вспоминая же греховные свои деяния, бей себя сильно и беспощадно, говоря: «Как сделал ты то-то и то-то, лукавый и ничтожный?» И снова соедини руки и стой, молясь Богу. Затем уда­ряй снова лицо свое, таская себя за волосы, вырывай их, говоря: «Зачем ты то и то сделал?» И таким об­разом достаточно избив себя, соедини руки впереди и встань в тишине душевной. Сотворив же два или три псалма со вниманием и поклонившись, размыш­ляй в себе о вышеуказанном. И, может быть, даст Бог, и придут к тебе слезы и сокрушение 1161 . Как указывает сам Симеон, этот метод покаяния ос­нован на «Слове о покаянии святого отца нашего Иоанна Лествичника » 1162 . В «Лестнице», в главе, посвященной покаянию, мы находим впечатляющее описание «тем­ницы» – места, куда падшие иноки добровольно за­ключали себя: Одни из них в сокрушении взирали на небо и с рыданием и воплем призывали оттуда помощь. Дру­гие стояли на молитве, связав себе руки сзади, слов­но преступники. Иные сидели на земле в пепле, скрыв лицо между колен, иные непрестанно били се­бя в грудь, иные орошали землю слезами, а другие, не имея слез, били сами себя. Иные рыдали о душах своих, другие сидели, непрестанно качая головой, подобно львам, рыкали и стенали из глубины сердца и утробы 1163 . Сравнивая это описание с «методом» Симеона, мож­но увидеть много общих элементов: руки за спиной, ударение себя в грудь, воспоминание о греховной жиз­ни – все это либо сопутствует покаянию, как в «темнице» Лествичника, либо вызывает его, как у Си­меона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На первый взгляд, можно сказать, что оба преподобных отца, Иоанн и Серафим, говорят противоположные вещи, но это не так, потому что стяжание чистоты сердца и стяжание Духа Святого неразделимы в жизни тех, кто подвизается на пути к Царству Божиему. То, что это так, подтверждает нам своими словами преподобный Симеон Новый Богослов: «Ибо стяжание огня [Святого Духа] приходит после очищения сердца. Опять же очищение сердца идет после принятия огня. На самом деле сердце получает божественную благодать по мере очищения, следовательно, оно очищается по мере принятия благодати» . Но здесь нужно показать, что стяжание Святого Духа не является само по себе конечной целью, а временной, и что конечной целью – в этом случае смыслом, как и в случае чистого сердца, – является Царство Божие. Об этом лучше свидетельствует тот же божественный Симеон: «Благодать Святого Духа как обручение или залог дается душам, которые уневестились Христу. У женщины без обручения нет крепкой уверенности, что, несомненно, когда-нибудь соединится с мужем. Так же и душа, не получившая обручение или залог благодати Божией и которая его сознательно не хранит в себе, никогда не приобретет надежную уверенность, что будет вечно пребывать со своим Владыкой и Богом» . От организаторов конференции я получил задание сказать что-нибудь о духовном преуспеянии монаха. После этого введения, думаю, что все мы согласны с тем, что монах духовно преуспевает, если очищает свое сердце от страстей и одновременно стяжает Дух Святой, что, по учению трех преподобных отцов Иоанна, Симеона и Серафима, конечная цель нашей жизни – достичь венца всего, т.е. Царства Небесного. А в том случае, если в жизни монаха этого не происходит, тогда он духовно не преуспевает, даже если это, по его или чьему-то мнению, происходит. Если кто-то несет различные труды и совершает подвиги, считая, что это показатель его духовного преуспеяния, он обманывает себя, потому что, как мы узнаем из духовной сокровищницы преподобного Иоанна Кассиана, труды, подвиги «ни есть совершенство, но средство для достижения совершенства. Поэтому тот, кто на них остановит стремление своего сердца (удовлетворившись ими как наивысшим благом), трудится тщетно» .

http://pravoslavie.ru/82205.html

Наконец, отметим, что тема нематериальности тела Христа вновь поднимается в исследовании Иствана Перцсела (István Perczel). Смущающим некоторых традиционных богословов словам преп. Симеона о неуловимости и не-причастии недостойными причастниками тела и крови Христовых здесь дается оригинальное, но неправославное толкование соприсутствия в святых Дарах нематериального тела Спасителя и материальных хлеба и вина 10 . При внимательном и контекстуальном прочтении текстов преп. Симеона, посвященных историческому и евхаристическому телу Христа, удается установить между ними важные аналогии в сотериологическом аспекте. Этот подход позволяет по-новому раскрыть мысль Нового Богослова и опровергнуть высказанную И. Перцселом гипотезу о причастности Преподобного позднейшему протестантскому учению о евхаристическом соприсутствии. Тождество исторического и евхаристического тела Христа Преп. Симеон многократно, совершенно недвусмысленно и очень образно настаивает на тождестве исторических и евхаристических тела и крови Христа. Он подчеркивает, что евхаристическое общение со Христом, при всей его реалистичности, не может быть новым воплощением Сына Божия, но является его продолжением во времени, ибо христиане причащаются «пречистой плоти» Христа, «которую принял Он от Матери Своей» 11 , «от существа и естества» 12 Ее воспринятую, «ту самую пренепорочную плоть… в которой от Нее родился, преподает нам в Таинстве» Евхаристии Господь. Вкушение евхаристических Даров ведет причастника к тому, что он имеет «внутрь себя» всего Бога, воспринявшего человеческую плоть (λον τν σαρκωθντα Θεν), становится сотелесным Христу, будучи «плоть от плоти Его» (συσσμους ατο κα σρκα ντας κ τς σαρκς ατο) 13 . Отличие в воплощении Христа «в» и «от» Девы Богородицы и во святых причастниках в Евхаристии св. Симеон видит вовсе не в сущности Обладаемого – Того, Кто преподается в Дарах, но лишь в образе Его явления. Так, во-первых, Новый Богослов отмечает, что у святых не происходит заимствования плоти Христом, как в освященной утробе Девы, но имеет место преподаяние Им той же обоженной плоти причастникам 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что многие из его современников, подписываясь под православным Символом веры, за который святые отцы полагали порой и саму жизнь, проливали кровь, затрачивали огромные интеллектуальные, духовные и душевные силы, защищая его от искажений, считали святость уделом и призванием прошлых поколений. В Византии X–XI веков, где Православие было частью государственной политики, легко было исповедовать себя христианином, подписываться под Символом веры, но жить по этому Символу конечно гораздо сложнее. И многие, особенно образованные, христиане того времени считали, что человек не может быть святым, да и не надо стремиться к святости, это некая ошибка. О таких заблуждениях писал святой Симеон: «Когда сущий над всеми Бог , стоя горе, как бы во вратах неба, и призирая долу, и зрим бывая верными христианами, взывает чрез Святое Евангелие: “приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы” ( Мф 11. 28 ), эти богоборцы или, лучше сказать, антихристы вопят: невозможно это, невозможно» 11, с. 427–428 . Похожую ситуацию можно наблюдать и в наше время, ведь все новое – это хорошо забытое старое. Подобного рода идеи звучали в дореволюционной России, звучат они и сейчас, может быть, в более грубом варианте, на либеральном Западе, который отказывается от идеалов Христианства. В современном постмодернистском мировоззрении отсутствует понятие святости, как отсутствует и понятие греха. Но для христиан всегда была, есть и будет очень острой тема святости, для каждого из нас всегда остро будет стоять вопрос – каким образом каждый в свою меру может идти этим путем. Черты святости Парадоксальность и синергичность святости. Примеры из жизни святых Может быть, не так важно, на какой точке мы будем восхищены из этой земной жизни нашей смертью , сколько важно, в каком духовном направлении мы в этот момент будем двигаться. Вспоминаются слова Христа: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» . Важна направленность личного произволения человека, когда его душа выходит из этого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010