См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает писатель и журналист Марина Ахмедова//Фома. - — март 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Реклама: С.19.   Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком?   Должен ли верующий быть слабаком? Письмо в редакцию/ Елена. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — март 2019. - С.20-21. - (рубрика « Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком? »).   Кроткие не сдаются. В каких случаях христиане имеют право на протест. На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко .  Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — март 2019. - С.22-28. - (рубрика « Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком? »). Патриарх Кирилл. Смиренный — не значит слабый. Из слова после литургии на московском подворье Троице-Сергиевой лавры, 23 февраля  2018 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — март 2019. - С.29. - (рубрика « Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком?» ) .     ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Именины: Симеон. [Инфографика]. Значение имени : Симеон – имя еврейского происхождения, переводится как «услышанный»;  Дата : 25 марта – день памяти прп. Симеона Нового Богослова; Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) . ... В конце жизни Симеон оставил игуменство и много времени уделял работе над богословскими текстами. Из наследия святого до нас дошли «Деятельные и богословские главы», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». Также преподобный написал 70 небольших поэм - «Гимнов Божественной любви»; Гимн Учение с богословием, где говорится о священстве и о бесстрастном созерцании (отрывок). Перевод с греч. иеромонаха Пантелеимона (Успенского); Другие святые и известные люди с именем Симеон :  Преподобный Симеон Столпник (390-459), аскет и подвижник, основатель подвига столпничества. Симеон Полоцкий (1629-1680), просветитель, драматург, богослов и поэт. Семен Франк (1877-1950), русский философ и религиозный мыслитель; И нтересные факты . Подготовил Тихон Сысоев ; Ил.: Преподобный Симеон Новый Богослов. Иконографическое изображение; Студийский монастырь, куда в 25 лет, оставив светскую карьеру, поступил преподобный Симеон. Фото; Иоанн Богослов и Григорий Богослов. Икона; Принятие Святых Тайн в храме. Фото vera-troitsk.ru (Преподобным Симеоном Новым Богословом написана одна из молитв, которую христиане читают, готовясь ко Святому Причащению: «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой...»)//Фома. - – март 2019. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-191-...

Вскоре после периода религиозного воодушевления, как это случалось и с другими подвижниками, Симеон несколько охладел и вернулся к обыденной жизни. Правда, при этом, молитвами старца, он всё же избегал бесстыдных греховных желаний, грязных греховных поступков и дел. В таком состоянии Симеон пребывал несколько лет. Монашеская жизнь Наконец, при содействии Божьем, Симеон принял окончательное решение отречься от суетной светской жизни и вступить в ряды монашеского братства. Поступив в Студийский монастырь, он встретил здесь своего духовного отца, давнего наставника, Симеона Благоговейного . Питая к нему неподдельное, искреннее уважение, Симеон с ревностью исполнял все его требования. Между тем, многие монахи отнеслись к столь сильной привязанности Симеона (к своему духовному отцу) неоднозначно. Им казалось, что такая привязанность слишком чрезмерна, что его послушание духовному отцу противоречит общему правилу подчинения игумену. Симеон, искренне полагая, что духовника даровал ему Бог, не желал ослаблять послушания, и в результате неудовольствия братий был вынужден покинуть обитель. Его новым пристанищем стал небольшой монастырь святого Маманта, также именуемый Ксерокеркской обителью. При этом он продолжал пребывать в послушании у Симеона Благоговейного (продолжавшего подвизаться в Студийском монастыре). В новой обители Симеон вскоре принял монашеский постриг. Искренняя вера, ревность и добродетельность преподобного не остались незамеченными братиями и начальством монастыря, и уже вскоре Симеон удостоился возведения в иерейское достоинство, а спустя три года был возведён в сан игумена. Симеону был тогда тридцать один год. Игуменство Ко времени избрания Симеона на должность игумена обитель св. Маманта пребывала в плачевном состоянии: существенная часть зданий представляла собой полуразрушенные постройки; духовно-нравственный уровень немногочисленных монахов, страдавших от отсутствия надлежащего руководства, оставлял желать лучшего. Возглавив обитель, преподобный бросил все свои силы и на восстановление её внешнего благообразия, и на преобразование внутренней жизни. На этом поприще он проявил себя как хороший организатор, чуткий, отзывчивый наставник и отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Наделив преподобного Симеона именем Новый Богослов, Предание поставило его в один ряд с Иоанном Богословом – самым мистическим из четырех евангелистов – и с Григорием Богословом (Назианзином) – автором созерцательной поэзии. Это произошло не случайно, ибо Симеон Новый Богослов – певец мистического единства с Богом, а мистицизм в восточном христианстве традиционно рассматривался как вершина и венец всякого богословия. Произведения преподобного Симеона были полностью опубликованы лишь в самое недавнее время. Официально он был канонизирован в позднейшие времена, и в его честь долгое время не существовало ни особого праздника, ни канонов, ни стихир. Жизнь преподобного Симеона подробно описана его учеником Никитой Стифатом , придворным писателем патриарха Михаила Керуллария, написавшим помимо жития Симеона также трактат против употребления опресноков и комментарий на псевдо-Дионисия. В наше время ведущим специалистом по Симеону следует признать архиепископа Василия (Кривошеина) , исследования которого позволяют предположить, что Стифат, отдавая дань своей слабости к псевдо-Дионисию, смягчал и даже видоизменял взгляды преподобного Симеона. Симеон Новый Богослов родился в 949 году в Пафлагонии, в богатой и знатной семье. Он получил хорошее воспитание и образование, но уже с ранних лет обнаружил склонность к монашеской жизни и в 973 году поступил в Студийский монастырь, где некоторое время подвизался под руководством старца этой обители Симеона Благоговейного . В Студийском монастыре Симеон не ужился, так как был, по-видимому, плохо приспособлен к строгой монашеской дисциплине студитов. Но самый факт его поступления в монастырь предполагает, что он разделял убеждения, господствовавшие в монашеской среде того времени, касательно вредности обучения после 18 лет и особенной духовной опасности чтения греческих философов. Как бы то ни было, атмосфера Студиона не благоприятствовала мистическому умонастроению Симеона. Его духовный отец приказал ему покинуть монастырь и пожить некоторое время в миру. Симеон повиновался, но в 977 году опять вернулся в Студийскую обитель, где и на этот раз остался ненадолго. По совету своего духовного наставника он добился назначения в монастырь святого Маманта, где в то время было очень мало монахов. Симеон возродил затухавшую жизнь монастыря, а в 980 году был рукоположен в сан священника и избран игуменом монастыря. В этом качестве он развил чрезвычайно бурную деятельность, установил в своем монастыре строгую аскетическую дисциплину и прославился как блестящий проповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Еще будучи юношей и послушником, учеником святого Симеона Студита, известного как Симеон Благоговейный, он сподобился видений Божественного света, когда во время молитвы крыша его кельи отверзалась и Божественный нетварный свет сходил на его голову. И когда он бы рукополагаем в сан иерея, Божественный свет в виде огня сошел на его голову, о чем свидетельствует его ученик преподобный Никита Стифат, который написал его житие. Это житие вчера и сегодня читалось здесь за трапезой. Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что каждый человек, который того желает, может лицом к лицу увидеть Бога и что если человек не созерцает Бога в молитве, если он не видит Божественного света, то это потому, что он того не хочет и потому, что он недостаточно усердно подвижничает и молится для того, чтобы встретиться с Богом. Среди прочего преподобный Симеон учил о том, что главным средством достижения единения с Богом является Божественная Евхаристия и причащение Святых Христовых Таин. Он причащался на протяжении своей монашеской жизни ежедневно и ежедневно совершал Божественную литургию. Преподобный Симеон описывает в своих «Божественных гимнах», как, приходя после Литургии в свою келью, он видел, что все его тело является обоженным и пронизанным Божественным светом. Он пишет: «Я поднимаю руку и вижу, что она наполнена светом. Все свое тело я вижу наполненным Божественным светом, и это потому, что в причастии Святых Христовых Таин Господь соединяется с человеком не только духовно, но и телесно». Преподобный Симеон был великим учителем обожения. Он говорил о том, что каждый человек предназначен к тому, чтобы соединиться с Богом духовно и телесно, и что это соединение должно произойти не в будущей жизни после смерти, но в этой земной человеческой жизни. Земная жизнь именно для того дана нам, чтобы мы соединились здесь с Богом, чтобы мы умертвили человеческую волю, а на ее место пришла воля божественная, чтобы каждое наше действие, каждый помысел были пронизаны Божественным присутствием. Человек не видит Бога потому, что сопротивляется Ему. Человек иной раз не чувствует присутствие Бога не потому, что Он где-то далеко, а потому, что человек далеко от Бога. Бог всегда близок к человеку, но человек часто далек от Бога. Господь всегда сияет на человека своим Божественным светом, но человек бывает духовно слеп и не способен этот свет увидеть. Бог всегда желает, чтобы человек жил по Его воле, но человек часто хочет жить по своей воле и закрывает сердце от присутствия Божия, допуская в свою голову посторонние, греховные помыслы. Преподобный Симеон Новый Богослов вслед за другими отцами Восточной Церкви учит тому, что нет предела человеческому совершенству. Пределом является обожение, но, поскольку Сам Бог беспределен, то соединившись с Богом, и человек становится нетленным и бессмертным. И происходит это уже в земной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1305437.ht...

Библиография работ о персоне: Преподобный  Никита Стифат. Жизнь преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 1. (Репринт 1917 г.). Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова/Пер.Л. А. Фрейберг под ред. игумена Илариона (Алфеева)//Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Сост. и общая редакция игумена Илариона (Алфеева). – Клин: Христианская жизнь, 1999. Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка/Пер. Л.А.Фрейберг//  Церковь и время. – М., 1999. – 2 (9); 2000. – 1(10). Преподобный Никита Стифат. На книгу божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 3. (Репринт 1917 г.). Никита Стифат. О гимнах преподобного Симеона Нового Богослова//  Церковь и время. – М., 2000. – 1.   Beyer H.V. Попытка научного подхода к анализу исихазма на примере (Пс.) Симеона Нового Богослова//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).     Аверинцев С.С. Симеон Новый Богослов//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.   Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. С.273–275.   Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв..//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.45–48.   Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.     Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.277–282.   Алексидзе А.Д. " Свет тихий, мягкий. " : Попытка художественно–психологического анализа поэзии Симеона Нового Богослова//Византийские очерки: Труды советских ученых к XVIII Международному конгрессу византинистов. – М.: Наука, 1991.

http://bogoslov.ru/person/3089571

За духовным к нему обращались многие высокопоставленные лица. Однако нововведения преподобного Симеона, требовавшего неукоснительного соблюдения строгого монашеского устава, оказались не по силам для некоторой части насельников святой обители. Дело дошло до открытого выступления тридцати монахов, дерзнувших подать жалобу на своего игумена Патриарху Сисинию II (996-999). Внимательно во всем разобравшись, Патриарх распорядился наказать жалобщиков из монастыря и полностью поддержал преподобного Симеона, который, однако, по великой доброте своей простил своих недругов и сумел уговорить Патриарха вернуть заблудшее стадо в лоно обители. Через несколько лет, в 1005 году, преподобный Симеон передал игуменство своему ученику монаху Арсению, а сам поселился в келье при монастыре для неотлучного пребывания с Богом в молитве и богомыслии. С этого времени начался новый этап в жизни святого Дар учительства, который прежде выражался в частных и церковных поучениях, раскрылся теперь во всей своей полноте в многочисленных писаниях, дошедших до нас под общим названием «Слова преподобного Симеона, Нового Богослова». В это же время он приступает к написанию своих замечательных «Гимнов», уже позже, в период своего изгнания. Изгнание преподобного Симеона из возрожденной им обители святого Маманта явилось результатом двухлетних преследований со стороны митрополита Никомидийского Стефана, человека хотя и образованного, но завистливого, весьма ревниво относившегося к славе богомудрого затворника. После тщетных попыток обнаружить что-либо предосудительное в писаниях и жизни преподобного Симеона митрополит Стефан придрался к установленному преподобным обычаю праздновать память своего духовного Симеона Благоговейного. Сочтя этот обычай чрезмерно и необоснованным, митрополит Стефан, заручившись поддержкой отдельных архиереев, поднял кампанию против с такой шумихой, что в дело пришлось вмешаться самому Патриарху. Последний не усмотрел ничего зазорного в почитании преподобным Симеоном своего учителя, но, желая положить конец смуте, предложил ему найти себе место для жизни подальше от Так преподобный Симеон оказался в пустынной местности, принадлежавшей одному из его почитателей, Христофору Фагуре, который предоставил ему возможность жить при небольшом храме во имя святой Марины. Он же выделил необходимые средства для основания обители, в которой преподобный Симеон собрал новое братство, установил в нем строгий устав и вновь удалился в уединение. Здесь в тишине затвора, изредка нарушаемой приходящими за духовным наставлением, преподобный Симеон всецело предался богословскому и поэтическому творчеству.

http://isihazm.ru/?id=9

Итак, Господь не хочет, чтобы мы приписывали своим поступкам, особенно религиозным, какую-либо ценность в глазах Бога и ближних. Преподобный Симеон Новый Богослов писал: «…диавол сделался многоискусен в воевании с людьми и воюет с ними пятью кознями: еллинством, иудейством, ересями, противоправославным образом жизни и (неразумными) подвигами добрых деланий» (4,1). О последнем заблуждении, об увлечении некоей значимостью своих собственных дел, преподобный Симеон поясняет: «опять и подвигами добрых дел и самоумерщвления ввергает он (диавол) подвижников в гордость, которая есть корень всякого зла, равно как и пристрастие к славе и чести людской. Этою прелестию гордыни, которая есть всех добродетелей истребительница, превращает (извращает – О.С.) он и в пропасть низвергает души бедных подвижников, живущих в преподобии и правде, и некоторых из них уговаривает показать ревность Божию не по разуму и строгость жизни нерассудительную. Через это он делает их тиранами самих себя, и они мучат себя всякими лишениями и злостраданиями, да славимы будут от человек – что достойно крайних слез, потому что они лишаются за то и настоящих, и будущих благ. Пагубность, которой подвергаются все другие люди, о коих мы сказали, ничто в сравнении с потерями, какие несут сии люди» (44,1). Соглашаясь с тем, что никакими собственными усилиями мы не можем искупить нашей прежней порочной жизни, преподобный Симеон восклицает: «…ибо противостояние и преодоление этого врага нашего никаким другим способом не бывает, как только единым Христом Господом» (44,1). По мнению преподобного Симеона Нового Богослова , сами по себе наши добрые дела не обладают никакой спасительной силою, их назначение несколько иное. Преподобный Симеон пишет: «Эти последние суть средства для двух великих вещей – умилостивления и благодарения» (44,2). То есть, своим аскетизмом, равно как и своими добрыми делами, мы только можем попытаться отблагодарить Бога за тот дар спасения, который дан нам даром, независимо от наших добрых и злых дел; даром, чтобы никто не мог и хвалиться; или, умилостивив Бога своими духовными подвигами, сумеем только обратить Его внимание на нас. Итак, в деле нашего спасения слава принадлежит только Богу. И если мы хоть чем-то восхитим эту славу в деле нашего спасения, присвоим ее себе, тут мы все и потеряем. Симеон Новый Богослов пишет в своем 44-м слове: «Итак, те, которые творят показанные добродетели, просто лишь как добрые дела, а не для этих двух целей, то есть умилостивления и благодарения, – грешат и умирают грешниками» (44,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Молитвенные гимны, воплощенные им в стихотворной форме, охватывают широкий круг богословских тем, таких, как Святая Евхаристия и другие Таинства, монашество и мир, сознательный мистический опыт просветления и обожения, тайна спасения, учение о Пресвятой Троице и многие другие. Основной пафос и главная отличительная особенность богословского учения преподобного Симеона, Нового Богослова, заключаются в утверждении возможности ощутить и воспринять Бога еще в этой жизни — обожения, достигаемого посредством покаяния и причащения Телу и Крови Христовой. «Не говорите, — он, — что невозможно принять Божественный Дух, не что без Него возможно спастись, не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что люди не видят Божественного света или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим» (Гимн 27-й). С особенной силой преподобный Симеон призывал своих следовать за Христом, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Но это невозможно без созидания в себе сокрушенного и сердца. Смирение является «главной чертой христианина», мерой его близости к Богу, точно так же, как гордость есть мера удаленности от Бога. «Пусть некто возьмет все свое имущество, — пишет Симеон, Новый Богослов, — и раздаст бедным, пусть совершает бдения, спит на голой земле, творит молитвы день и ночь, а не взыщет от Бога стяжать себе сердце сокрушенное и смиренное, такой не получит никакой пользы от трудов своих» (Слово 31-е). Вся жизнь преподобного Симеона, Нового Богослова, явила пример стяжания смиренного и сокрушенного сердца. Последние тринадцать лет жизни в изгнании были отмечены исполнением многочисленных предсказаний и исцелениями по преподобного, советовавшего помазывать болящих елеем из лампады, теплившейся перед образом святой Марины. 12 марта 1022 года в возрасте семидесяти трех лет преподобный Симеон преставился ко Господу. Автор его жизнеописания Никита Стифат свидетельствует, что день кончины преподобного был им предсказан. Тридцать лет спустя были обретены святые мощи преподобного Симеона.

http://isihazm.ru/?id=9

С 1003 по 1009 год Симеон был в разладе с церковными властями, особенно с синкеллом Стефаном, митрополитом Никомидийским. Стефану, занимавшему высокое положение в Константинопольской патриархии, не нравился учрежденный в монастыре святого Маманта обычай ежегодного празднования памяти Симеона Благоговейного , в сущности равнозначный его канонизации. Это было спонтанное движение местного значения, и ничего необычайного в нем не было – именно так и происходила канонизация святых в ранней Церкви. Но верхушка константинопольской иерархии предпочитала более формальный и бюрократический подход к канонизации. Стараниями Стефана Симеон был изгнан из Константинополя, но впоследствии был прощен и скончался мирно в 1022 году. Часть творений преподобного Симеона были впервые опубликованы в 1790 году в Венеции греческим епископом Дионисием Загорейским. Эта публикация представляла собой пересказ писаний Симеона на новогреческий язык. На русском языке существует перевод епископа Феофана (Затворника), пользующийся большой популярностью. Полное издание творений Симеона осуществлено недавно во французской серии «Sources chretiennes». Творения преподобного Симеона 1. «Катехизические слова», обращенные не к оглашенным, а к монахам (название предполагает, что пострижение в монашество равнозначно второму крещению; ср. «Катехизические проповеди» преподобного Феодора Студита ). 2. Проповеди на богословские и нравственные темы. 3. «Главы» и короткие «Слова». 4. «Гимны», представляющие собой наиболее оригинальную и дерзновенную часть наследия преподобного Симеона. По поводу его гимнов нужно заметить, что это не церковные песнопения, но чистые возвышенные стихи, в которых поэтические образы служат для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта. Формулируя мысль Симеона кратчайшим образом, можно сказать, что для него христианская вера предполагает личный опыт общения с Богом. Продолжая традицию преподобного Макария Великого , он говорит не об интеллектуальном богопознании, а о непосредственном опыте. Как уже упоминалось в предыдущих лекциях, Макарий неоднократно обвинялся в мессалианстве – монашеской ереси харизматического толка, также настаивавшей на непосредственном, личном опыте богообщения, но вместе с тем – в отличие от преподобного Макария – отрицавшей необходимость таинств. К этому же направлению богословской мысли принадлежал и Симеон. Сутью христианства для него является богопознание. В своих писаниях он уникальным образом подчеркивает личный характер своего опыта с удивительной откровенностью, свойственной на Западе блаженному Августину , но обычно чуждой восточным отцам:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

«Не так есть, братья, не так, не заблуждайтесь; Но как те, кто имеет жизнь, и жену, и детей, И устремлены к богатству и временной славе…» Преподобный Симеон Новый Богослов сожалеет «о живущих в миру и пребывающих под ярмом жизни» , он считает, что отречение от мира полезно для души человека: «Отречение от мира и совершенное удаление, сопровождаемое отчуждением от всех житейских вещей, обычаев, мнений и лиц, отрицанием тела и воли, в короткое время становится источником огромной пользы для того, кто так горячо оставил мир» . Уединение в близости Бога превосходит все существующее в мире: «Пребывание с Богом, общение и видение Его несказанных благ превосходит всякое блаженство и превышает всякую славу, и счастье, и радость, и удобство, а также возвышается над всякой честью, роскошью, наслаждением и так называемым благом нынешней жизни» . Потому то и должно оставить мир, отделиться от него. «Оставь весь мир и тех, кто в мире» , отделив себя «телесно от мира и от мирских вещей» , – убеждает святой. Причем надо стремиться не только оставить мир, но и перестать любить все земное. «Как говорит Божий апостол: “Не любите мир и мирское”, так как никто не может послужить Богу и жить как человек, поскольку все мирское есть препятствия к любви и благоприятности к Богу» , – пишет преподобный Симеон. Ибо для аскета важно возненавидеть мир, который понимается как страсти, желания и вещи: «Возненавидьте мир и все, что в мире, возненавидьте плоть и страсти, рождаемые из нее, возненавидьте всякое плохое желание и всякое излишество вплоть до ничтожнейшей вещи» . В назидание преподобный Симеон приводит пример человека, познавшего Бога. Такой отныне уже никогда не сможет предпочесть Богу что-либо мирское, «никогда не захочет беседовать с кем-нибудь другим и не предпочтет что-либо из мирских вещей памяти о Нем и любви к Нему» . А если к миру относится и «все человеческое», преподобный Симеон Новый Богослов горячо взывает: «Отбросим все человеческое» . Тот же, кто не отречется от мира, тот не в состоянии служить Богу , так как мирские привязанности и вещи связывают душу, ибо «душа, которая не чувствует, что полностью освободилась от привязанности и пристрастия к видимому, не может беспечально переносить случающиеся с ней печали и находящие на нее от демонов и людей оскорбления, но, будучи связана пристрастием к человеческим вещам, страдает, терпя материальный ущерб, скорбит при лишении вещей и сильно печалится от наносимых ее телу ран» .

http://pravoslavie.ru/3088.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010