2 . г. воскресный день падает на 1389 г.). Землю под строительство дали местные «христолюбци» Илья и Исидор, по прозвищу Выпряг. Преподобный предсказал смерть великого князя Дмитрия (19 мая 1389 г.), сам же преставился 11 февраля 1392 г. Сходная судьба оказалась и у Стефана Махрищского. По сбивчивому рассказу его жития (составленному во второй половине XVI в.), Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, пришел в Северо-Восточную Русь при великом князе Иване Ивановиче и митрополите Феогносте (?), получил разрешение поставить монастырь (во имя Св. Троицы) на Махрище, в пределах Переяславского княжества. Но выше мы видели, что Стефан реально жил в середине 60-х годов XIV в. и был одним из «собеседников» Сергия Радонежского. Вражда соседей-вотчинников Юрковских вынуждает Стефана уйти вместе со своим учеником Григорием в северные леса, где он основывает Ав- нежский Троицкий монастырь (в 60 верстах к северо-востоку от Вологды, близ реки Сухоны). По призыву великого князя Дмитрия Стефан возвращается на Махрище, оставив в созданной обители игуменом Григория, а келарем Кассиана. По одной редакции жития, Григорий и Кассиан Авнежские были впоследствии убиты «безбожными татарами», а по другой (более ранней) – местными крестьянами 243 . Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо-Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в 244 Умер Сергий Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на Реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в 245 Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 3 . г 46 К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице-Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения 246 , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в четырех верстах от Спасо-Нуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет. 247

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анализируя источники по указанной теме, можно сказать однозначно – на протяжении всей истории монашества от его зарождения до наших дней, прежде всего, личность одного человека, преуспевающего в духовной жизни, являлась краеугольным камнем в процессе формирования сильной жизнеспособной монашеской общины. По сути существует два основных способа организации монастыря: 1. Естественным путем вначале формируется монашеская община, во главе которой стоит сильная духовнаяличность. Когда эта община последовательно проходит все необходимые ступени на пути к формированию монастыря, она принимает форму монастыря. То есть вначале люди, объединенные одной целью начинают общаться между собой, между ними складываются определенные отношения, а уже потом они начинают жить вместе, следовать одному уставу. 2. Второй способ: есть стены, место, предполагаемое для устройства монастыря, возможно уже даже на этом месте живут люди, которые желают жить монашеской жизнью, но нет человека, нет той сильной, духовной личности, которая бы все это возглавила. Иногда так случается, что для этой цели может быть совершен перевод монашествующего из другого монастыря.   Первично формирование общины во главе с духовным руководителем Если мы рассмотрим как происходила организация монашеской общины обители  прп. Сергия Радонежского, то увидим, что он  не думал организовывать монастырь, не желал собирать около себя братию, он имел желание стать отшельником, укрыться от мира и пребывать с Богом. Но постепенно, узнав о его святой жизни, и, желая под его духовным руководством идти монашеской стезей, возле него начала собираться братия. Только после долгих уговоров монахов за послушание он согласился стать игуменом монастыря. Впоследствии братия его монастыря разошлись по всей Руси, и сами стали основателями монастырей.Преподобные Авраамий Галицкий, Мефодий, игумен Пешношский, Павел Обнорский, Сильвестр Обнорский прожив в общежитии достаточно времени и пройдя все послушания,  испросили у прп. Сергия благословение жить в уединении. Но затем к каждому из них начали приходить любители безмолвия и просить позволения жить вместе. Так основывались обители на Земле Русской возле сильной духовной личности.

http://bogoslov.ru/article/4717898

Преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец, не только великий светильник благодати, но и особенный избранник Божий для распространения иноческой жизни: он отец монашества средней северной Руси; последующие судьбы основанной им Лавры показывают в нем дивного заступника земной отчизны его. «Благодарение Богу, – скажем с блаж. Епифанием, 145 – что он даровал нам такого богоугодного старца, святого и преподобного Сергия». «От юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, и более всего желал уклониться от шума мирского, мужественно поселялся в пустыне, и в ней возрастил чада послушания, плоды смирения. Всех, приходящих к тебе с верою, ты просвещаешь чудесами и всем обильно подаешь исцеления. Подвижник добродетелей, истинный воин Бога-Христа, ты много подвизался против страстей в жизни временной, был образцом для учеников своих в молитвах, посте и бдении; а потому и вселился в тебя пресвятой Дух, светло украсив тебя Своими дарами. Предстоя престолу святой Троицы, поминай стадо, которое ты мудро собрал, и не забудь посещать, по обещанию, чад твоих, Сергий, преподобный отец наш». 146 Глава VI Видение преп. Сергия об учениках его.– Преп. Никон Радонежский. – Обители иноческие, основанные преп. Сергием. – Ученики его, основатели монастырей: Роман Киржачский, Андроник и Савва Московские, Феодор и Павел Борисоглебские, Феодор Симоновский (после архиепископ Ростовский), Мефодий Пешношский, Афанасий Серпуховский, Савва Стромынский, Григорий Голутвинский, Никита Высоцкий, Ферапонт Боровенский, Аврамий Чухломский, Савва Дубенский и Сторожевский, Ксенофонт Тутанский, Иаков Железноборский, Афанасий и Феодосий Череповские, Пахомий Нерехотский, Никита Костромские Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский, Сергий Муромский, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский. Однажды, в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! –говорил голос – Господь услышал молитву твою о чадах твоих»! Чудотворец увидел множество прекрасных птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

82 Например.в благословенной грамоте 1590 года, предписывается священникам и диаконам, чтобы они, «положа антиминсы (т. е. новые, освященные Архиереем), старые антиминсы тех престолов полагали в исподе, а новые антиминсы на верху старых антиминсов». (Акт. Арх. Экспед. т. 1, 346, стр. 419). 83 В благословенной грамоте Патриарха Иосифа на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, где ныне существует приходская Воскресенская церковь , в которой почивают мощи преподобного Сильвестра, 7156 (1648) сентября 25-го дня, сказано: « церковь Воскресения Христова покрыть на ново, и в церкви престол поставить нов, а старую кровлю тоя церкви и престол велеть вывести в поле, в чисте месте огнем спалить, а старой антиминс велеть заделать в новом престоле в десном столбце от восточныя страны». (Церковь села Воскресенского на Обноре, где прежде был мужский монастырь. Ярославль 1862 г., стр. 65). В благословенной грамоте Калужского Крутицкого Митрополита Павла, данной в 1675 году на освящение церкви Троицкого монастыря в селе Запрудном, сказало: «а старого престола антиминс велеть заделать в новый престол в десной столбец «(Чт. в Имп. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1865, кн. 4, стр. 93). В благословенной грамоте Митрополита Ростовского и Ярославского Ионы, данной в 7195 (1686) году декабря 16-го на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, сказано: «а старую церковь разобрать, и во едино место скласть и огородить, чтобы никакая нечистота не прикасалась, а с престола святый антиминс положить нового престола в восточную страну в правый столбец, а индитию и срачицу, свив старым препоясанием, положить под престол, а верхнюю деку и столбцы сохранить под церковию в земле и о всем учинить так, как в большом Требнике напечатано». ( Церковь села Воскресенского, на Обноре. Ярославль 1862, стр. 73). 84 Так, в храмозданной грамоте Митрополита Суждальского и Юрьевского Илариона, данной году февраля 25-го на построение церкви Богоявления, сказано: «а старой церкви антиминс с престола велеть священнику снять и положить в новой церкви под престолом, в среднем кресце, на десной стране вытесав ящиком». (Богоявленская слобода Мстера, Владимирской губ. Вяземского уезда, состав. И. Голышев. Владимир. 1865, стр. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелие от Марка, написанная на тонком египетском папирусе, по преданию, рукою самого Евангелиста [ 36 ].    Тропарь, глас 3: У верховнаго Петра научився, Апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, александриом удобрение быв блаженнее: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещь вся яко свет, столп церковный. Сего ради твою память чтуще светло празднуем, Марко богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашым.    Кондак, глас 2: С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси Апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, божественное проповедав Евангелие. Память преподобного отца нашего Сильвестра Обнорского О происхождении и месте рождение преподобного Сильвестра ничего неизвестно [ 1 ]. Известно только, что иноческое пострижение он получил от преподобного Сергия Радонежского [ 2 ] и сначала подвизался в его монастыре. С благословения знаменитого Радонежского подвижника, Сильвестр, жаждавший уединения, отправился на дальний северо-восток и остановился на берегах реки Обноры [ 3 ]. Тогда здесь были дремучие леса, и поблизости никакого жилья не было. Устроивши себе убогую тесную келью, преподобный Сильвестр стал подвизаться в полнейшем уединении, перенося всякие нужды, но предавшись неустанной молитве и бдению. Долго никто не знал, что в глухом лесу подвизается отшельник. Но раз один из жителей того края сбился с дороги и в глухом лесу неожиданно наткнулся на келью пустынника. К изумленному путнику вышел отшельник, одетый в рубище, смущенный появлением человека в таком пустынном месте, где никого до того времени он не видал, да и не хотел видеть. Путник сказал преподобному о себе, кто он и как попал сюда. При этом он сообщил, что над местом, где живет отшельник, он издали нередко видал то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения стало известным. Путник упросил отшельника сказать, как его зовут, и как он тут живет. Сильвестр рассказал, что он живет тут уже не малое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала без хлеба он обессиливал от голода и от изнеможения, падал на землю, но потом раз явился ему некий чудный муж, прикоснулся к нему своею рукою и с тех пор он уже не испытывает бедственного состояния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Каптерев П.Н. Дело о несостоявшейся канонизации Сильвестра Обнорского//Богословский вестник 1915. Т. 3. 10/11/12. С. 545–562 (1-я пагин.) —545— (Переписка и документы) Преподобный Сильвестр Обнорский, один из учеников препод. Сергия, был особенно чтим С.К. Смирновым, который молитвенному ходатайству преподобного приписывал выздоровление своей супруги, Софии Мартыновны, в апреле-мае 1861 года от тяжкой болезни (родильная горячка). В том же 1861 году С. К-ч составил житие препод. Сильвестра и напечатал его в «Душеполезном Чтении» (1861 г., 11), издав впоследствии его отдельной книжкой (в 1884 г.). Служба преподобному Сильвестру была составлена С. К-чем в феврале 1862 года, причем первоначально он предполагал составить и акафист, но, по-видимому, от этого его отговорил А.В. Горский (см. письмо его к С.К. в сборнике «У Троицы в Академии» стр. 478, от 26 июня 1861 г.), и акафиста в бумагах С.К. нет. Служба эта не была одобрена к печатанию и употреблению, так как препод. Сильвестр не был канонизован, однако в селе Воскресенском на Обноре (Любимск. уезд Ярославск. губ.) издавна совершались службы препод. Сильвестру по Общей Минее, с включением лишь особых тропаря и кондака, составленных, по предположению С. К-ча, в начале XVII века. Эти тропарь и кондак включены С. К-чем и в составленную им службу препод. Сильвестру. Фактических сведений о преподобном сохранилось весьма мало, не сохранилось даже ни одного экземпляра жития его, что и препятствовало в особенности, по мнению А.В. Горского, составлению акафиста. С. К-ч дважды (в 60-х и 80-х годах) предпринимал с семейством поездки на Обнору, и в доме своем всякий год 25 апреля, в день памяти преподобного, со- —546— вершал службу ему по рукописной тетрадке; после смерти С. К-ча вдова его некоторое время поддерживала эту традицию. 3162 1. Ваше Высокопреподобие Досточтимый о. Ректор, По письму Вашему от 16 Сент. честь имею препроводить настоящею почтою рукопись под 774 об Афонской горе, о получении коей благоволите меня уведомить, – а по миновании в ней надобности, – возвратить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже в шитой надписи на воздухе 1599 г. преп. Сильвестр называется чудотворцем. На шитом шелками и золотом покрове находится такая надпись: «1664 г. дал в дом Сильвестру чудотворцу покров чёрный старец Сильвестр на Обнору реку по себе и родителех». В середине покрова вышита икона преп. Сильвестра, а по сторонам – тропарь и кондак св. Сильвестру. Дошедшее до нас описание чудес преп. изображает чудеса с 1645 г. Заметим два из них. В обители Воскресения Христова и преп. Сильвестра был строителем иеромонах Иов. Он собрал крестьян и велел рубить на дрова бывшую за монастырём чудотворцеву рощу. – Крестьяне начали рубить лес, а Иов, прогневавший преп. Сильвестра самовольным распоряжением, вдруг ослеп и четыре недели ничего не видел. Он начал приносить покаяние и просил преп. Сильвестра даровать ему прощение в грехе и прозрение очам, обещаясь отслужить молебен преподобному и вперёд не делать по своей воле, а всё по совету братии. После молебного пения, когда приложился он к св. иконам и облобызал чудотворцеву раку, Бог молитвами преподобного даровал ему опять зрение. Это случилось в 1645 г.». Земледелец-скоморох Прохор Дружина сошёл с ума; его связывали цепями, но он грыз цепь зубами, драл себе волосы и лицо, навешал себе на ворот и на пояс лаптей старых. Соседи повели его в обитель преподобного и, когда совершено было молебное пение, с трудом подвели его приложиться к раке чудотворца, после чего он сделался совсем здоров. Это было 3 августа 1646 г. С половины 1860 г. исцеления от гроба преподобного потекли обильной струёй и текут доныне 306 . 306 Чудеса преп. Сильвестра и жизнь его описаны г. Смирновым в Душеп. Чт. 1861 г. III, 229–269. По переписи 1662 г. за Воскресенским монастырём 42 двора. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Апрель. – 316, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Улыбнулся слезам моим преподобный и трижды слегка коснулся меня прутом, так что не почувствовал я никакой боли и с тем проснулся. И вот внезапно ослабела моя правая рука, длань пригнулась к запястью, и едва мог я поднять три верхних перста, чтобы сложить для крестного знамения, два же перста нижних прикорчились 86 . (Вот как в обители преподобного Александра в 1562 году слагались персты для крестного знамения, – в самые дни Стоглава: три “верхние” перста – следовательно, первые три перста! Какое обличение для наших мнимых ревнителей старины! Пусть они размыслят об этом по совести.) Увидев себя в таком положении, познал я, что согрешил и наказан за мое маловерие. Я поспешил исповедать видение и болезнь свою старцу Елисею, который утешил меня надеждой на милость Божию. После того пришел я ко гробу Александрову и начал омочать слезами раку его, взывая к нему: “Верую, помози моему неверию!” Я показал свою больную руку всей братии и игумену и просил всех помолиться за меня. Все, что у меня было, я велел отнести в казну монастырскую, ибо уже не надеялся жить, и часто приходил на гроб преподобного, уже не прося себе многолетия, а только прощения, дабы с миром скончаться в обители. Однажды, выйдя из притвора, я почувствовал облегчение в болезни; тогда вспомнил, что при самой угрозе преподобный милостиво мне улыбался, и уразумел, что данные мне три удара предзнаменовали трехнедельную болезнь. С тех пор моя болезнь стала проходить и совсем миновала. В пятую неделю по Пасхе я начал уже совершать литургию и снова приступил к описанию жизни и чудес преподобного...» Александро-Ошевенский Кириллов монастырь 3-го класса (с 1764 г.) находится в Олонецкой губернии, Каргопольского уезда, в 41 версте к северо-западу от Каргополя при реке Чуруге. Соборный двухэтажный храм во имя Успения Богоматери наверху и Сретения Господня внизу построен в 1707 году; в нем покоятся мощи основателя в приделе его имени. 25-й день. Преподобный Сильвестр, Обнорский чудотворец Прежде всех других пустынножителей пришел в Комельский край преподобный Сильвестр и поселился на самом краю глухого леса, на берегу реки Обноры, не в дальнем расстоянии от жилищ человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евангелист переносил мучения кротко, благодарил Бога, что удостоил его пострадать за Христа, и с молитвой: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» – скончался. Это было около 68 года по Р. Х. Мощи св. Марка почивают в Венеции, куда в 828 г. перенесены были по случаю нашествия в Египет арабов-магометан. Глава хранится в Египте, в Александрии. Здесь же в храме хранится весьма древняя рукопись Евангелия Марка, писанная на египетском папирусе. Полагают, что она писана им самим. Частица мощей апостола имеется в Киево-Печерской лавре. Св. евангелист Марк изображается со львом потому, что начинает свое Евангелие проповедью Иоанна Предтечи в пустыне, подобно голосу льва там. Преподобный Сильвестр основал обитель на берегу реки Обноры, невдалеке от города Любима, Ярославской губернии, отчего и называется Обнорским. Он жил в XIV веке, во времена святителя Алексия, митрополита Московского, и Сергия Радонежского и был учеником сего последнего. По любви к уединению, с благословения своего учителя, удалился в дремучий лес, на берегу реки Обноры, где с открытием его уединения построил храм и основал монастырь. Святитель Алексий дал ему антиминс для храма, а самого поставил игуменом. Скончался св. Сильвестр в 1379 г. и погребен в своем монастыре. В 1764 г. монастырь обращен в приходскую церковь . Цареградская икона Божией Матери явилась в 1071 г. Список с нее находится в Успенской церкви, в Москве, на Малой Дмитровке. 26-е число Священномученик Василий был епископом в Понтийском городе Амасии, где и родился. Жил в начале IV века; он обличал идолопоклонников и утешал Христиан, страдавших от язычников; присутствовал на двух поместных соборах касательно церковного благоустройства и писал обличительные речи против лжеучения Ария. Император Ликиний, зять Константина Великого , воспылал страстью к служанке своей жены, прекрасной собой и благочестивой девице Глафире, и хотел удалить царицу, а на ней жениться. Но Глафира сказала об этом царице и просила, чтобы она спасла себя и ее от позора. Царица отправила Глафиру в Амасию, где святитель Василий принял ее на свое попечение. Царю же сказали, что Глафира умерла. В Амасии строили храм. Глафира, извещая царицу о своем пребывании в Амасии, просила о присылке пособия на храм. Ликиний узнал о переписке царицы с Глафирой и, разгневанный, потребовал к себе святителя и Глафиру. Дорогой Бог послал смерть Глафире. Святитель же был посажен в темницу. Через несколько времени Ликиний требовал, чтобы св. Василий отрекся от Христа. «Доколе будет дыхание в моем теле, до тех пор я буду верен Христу», – говорил святитель царю. Царь приказал отсечь ему голову и тело бросить в море. Перед казнью святитель молился о своем стаде, о возрастании Церкви Божией и рассеянии языческого нечестия. Мощи его, обретенные рыболовами в Синопе, были погребены в Амасии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

правой стороне, против местной иконы Спасителя, стоит бронзовая вызолоченная рака. Изображение преп. Сильвестра поверх раки украшено серебряною ризою. Под полом, на поверхности земли, стоит гроб с мощами преподобного, сохранившийся неповрежденным и окруженный четвероугольным бревенчатым срубом. Гроб можно видеть чрез прорезанный пол сверху из-под пьедестала раки, от которого с южной стороны для сего отодвигается доска. Память празднуется в день преставления. Житие не сохранилось. (Извлечено из книги: «Преп. Сильвестр, игумен Обнорский», доктора богословия прот. С.К. Смирнова). В наши дни Господу угодно было вновь прославить память угодника Своего. В 1860 году открылся неистощимый источник исцелений и других чудес от гроба преп. Сильвестра. (Ярославские и Вологодские Епарх. Ведомости 1860–1870 г.). По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Сильвестр подобием сед, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, на главе власы не с ушей, просты, ризы преподобническия; схима на плечах». (Филимонов, стр. 16). 255. Преподобный Иннокентий игумен Предтеченскаго монастыря, иже бысть на речке Елде преставися в лето 7909 месяца марта в 19 день Сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых, принял иночество в обители Кирилла Белозерского; потом вместе с наставником своим преп. Нилом Сорским долго странствовал на востоке и несколько времени жил на Афоне. С востока он последовал за преп. Нилом на речку СОрку и здесь несколько времени жил с ним. Прозорливый старец, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других, сказал Иннокентию: «иди на Нурму: там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить по одному в келлиях». Послушный ученик, погрузясь в глубину Комельского леса, избрал себе место на р. Елде, в 10 верстах от Нурмы и в 55 от Вологды. Это было в 1491 году. Здесь собрались к нему любители пустыни, и он устроил общежительный Преображенский (а не Предтечевский) монастырь. Не задолго до кончины, он написал завещание братии («Ист. Рос. Иерар.», IV, 301–302), где оно, по свидетельству А.Ф. Бычкова, напечатано с неисправного списка. (Бычков, Опис. Сбор. I, 15–16). Ум. 19 марта 1521 года, что согласно с годом кончины наставника его, преп. Нила (ум. 1508, а не 1491). «Рус. Св.», март,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010