«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» — повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих (Числ. 15, 38) в напоминание о том, что они — избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия большими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех. Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах — на пиршествах и в синагогах — они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа — смирению. И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». Вместо того чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, — говорит апостол Иаков, — кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1—2). «А человек совершенный, — добавляет преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех — Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь — по дару Его — приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви.

http://moral.ru/больший-из-вас-да-будет-...

Главное – не количество добрых дел, а то, насколько они способствовали внутреннему изменению человека. Что касается Божественного суда и нашей участи в вечной жизни, то часто мы смотрим на этот предмет юридически: если количество наших добрых дел будет превышать количество злых, мы окажемся в раю, если наоборот – в аду. С христианской же точки зрения главное значение имеет не количество дел, а то, какой след эти дела оставили в человеке, насколько они способствовали внутреннему изменению человека. Священное Писание открывает нам, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2: 4). Святые отцы говорят, что Господь даже ищет повода, чтобы нас спасти: «Авва Епифаний, епископ Кипрский, говорил: “Бог за эту самую малую цену продает оправдание тем, которые ищут купить оное, как то: за малый кусок хлеба, за убогую одежду, за чашу холодной воды, за один овол”». Основная же трудность находится в нас самих, и трудность эта заключается в состоянии нашей души. Если в нашей душе царствуют гордость, злоба, презрение, жадность, похоть и другие страсти, то в вечности сами эти страсти прежде всего прочего станут нашим мучением. Они будут подобны неким хищным существам, пожирающим душу. Для человека, находящегося в таком духовном состоянии, нахождение в раю не принесет ни блаженства, ни радости, а скорее лишь большее мучение. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Гордого если и силою посадишь в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: “Почему я не на первом месте?”» В человеке, обуреваемом страстями, как бы не остается того о ргана, которым он мог бы испытывать блаженство. Точнее, о рган у него остается, но наполнен он теми чувствами, которым недоступно блаженство. Сам Господь сказал: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 19–21).

http://pravoslavie.ru/70049.html

Господи, Духом Твоим Святым просвети народ Твой, чтобы все познали любовь Твою. Господь Сам внушает молиться за людей, и Сам дает силы на молитву, и за это награждает душу. Такова милость Господа к нам. С детства я любил мир и красоту его. Любил я рощи и зеленые сады, любил я поля и весь свет Божий, как он красиво создан. Любил я смотреть на светлые облака, как несутся они в голубой высоте. Но с тех пор, как познал я Господа моего, и Он пленил душу мою, все изменилось в душе моей, и я уже не хочу смотреть на этот мир, но душа моя непрестанно влечется в тот мир, где живет Господь. Как птица в клетке, так томится душа моя на земле. Как птица желает и рвется улететь из тесной клетки в зеленую рощу, так душа моя влечется снова увидеть Господа, ибо Он привлек душу мою, и она скучает по Нему и зовет: Где Ты обитаешь, Свете мой? Ты видишь - я слезно ищу Тебя. Если бы ты не явил мне Себя, то не мог бы я искать Тебя так, как ныне ищу. Но Ты Сам взыскал меня грешного и дал мне познать любовь Твою. Ты дал мне увидеть, что любовь Твоя к нам привела Тебя на крест, и Ты в страданиях умер за нас. Ты дал мне познать, что любовь Твоя свела Тебя с небес на землю и даже до ада, дабы мы видели славу Твою. Ты сжалился надо мною и явил мне Твое Лицо, и ныне душа моя влечется к Тебе, Господи, и ни в чем не находит покоя день и ночь, и плачу, как дитя, потерявшее мать. Но и дитя свою мать, и мать свое дитя забудут, когда увидят Тебя: душа, видя Тебя, забывает весь мир. Так душа моя влечется к Тебе, и скучает по Тебе, и не хочет видеть красоту этого мира. Когда душа в Духе Святом познает Божию Матерь; когда в Духе Святом она станет родною апостолам, пророкам, святителям и преподобным; и всем святым и праведным, тогда неудержимо влечется она в тот мир, и не может остановиться, но скучает, и томится, и плачет, и не может оторваться от молитвы, но хотя и изнемогает тело и хочет лечь в постель, но и в постели лежа, душа рвется к Господу и в Царство Святых. Пришла старость, ослабело тело и хочет лежать на койке, но дух не лежит; он рвется к Богу, своему Отцу, родному, небесному. Он сроднил нас с Собою телом и пречистою кровью Своею и Духом Святым; Он дал нам познать, что есть вечная жизнь. Отчасти мы познали: Дух Святой есть вечная жизнь, душа живет в любви Божией, в смирении и кротости Духа Святого; но Духу Святому надо дать простор в душе нашей, чтобы Он жил в ней, чтобы душа ощутимо чувствовала Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Господь говорил: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34). Самый явный признак этой любви - любовь к врагам. Если человек исполнит все остальные заповеди, но не будет любить врагов, он уже не ученик Христа страдающего, он не христианин, он внутренне чужд Христу. Великий афонский подвижник нашего столетия преподобный Силуан говорит: «Как нам узнать, правильно ли мы верим в Бога, как нам узнать, в благодати ли мы, или чужды Богу?» И сам отвечает: «Если у тебя есть любовь к врагам, значит ты в благодати, значит вера твоя права и истинна. А если нет у тебя любви к врагам, то знай, что ты далек от Духа Святого, далек от Христа Спасителя, ты чужд Ему». Итак, первая заповедь, данная с Креста - любовь к врагам, которая определяет всю нашу вечную жизнь. Около Христа были распяты два разбойника, два злодея. Всю жизнь свою они занимались этим страшным ремеслом. Жили в пещерах, скалах. Бросались на людей, точно дикие звери на свою добычу, грабя и убивая. Их тоже преследовали как диких зверей. Наконец поймали, закованных привели на суд и осудили на крестную казнь. И эти два злодея вместе с толпой насмехались и хулили Христа. Так иногда и мы в страданиях еще больше ожесточаемся и вместо покаяния хулим Бога. Но вот один из разбойников услышал слова Спасителя, услышал Его молитву о врагах. И он понял, что около него - Сын Божий и Мессия, около него распята Сама воплощенная Любовь. Открылись у него очи сердца, и он увидел Христа в Божественном сиянии, и сказал товарищу своему: мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И, обратившись ко Христу, воскликнул: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23, 41-42). Он исповедал Господа Царем, хотя не царская мантия, а раны и кровь были на теле Его. Вместо золотого престола - страшный Крест, вместо скипетра - гвозди, которые пронзили руки Христа. Но разбойник сердцем своим познал, что около него - Владыка Неба и Земли. Он сказал: достойное по делам нашим приняли. Это первое покаяние! Он винил не кого-нибудь, а только самого себя в том, что он заслужил грехами своими, своими злодеяниями мучительную смертную казнь. Помяни меня!.. Он не просил у Господа вечного спасения, он только просил, чтобы Господь вспомнил его в Царствии Своем. И вот разбойник получает царственно-величественный ответ: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/06/o_k...

Господь показал, что мы должны молиться за врагов своих — и в этом заключается совершенство христианской жизни. Преподобный старец Силуан Афонский справедливо считает, что критерием духовного преуспеяния является любовь человека к врагам своим. Для нас, плотских людей, эти вещи непостижимы, но мы должны о них задумываться. К сожалению, нет в нас той любви, которой обладает Христос Спаситель и которая должна бы быть в нас как в Его последователях. Нет в нас заботы о людях, которые окружают нас, делают нам добро, готовы положить за нас свою душу и этим дают нам пример жертвенной любви. Когда охваченный покаянием разбойник, пригвожденный к кресту рядом с со Спасителем, обратился к Нему со словами: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Господь со Своего Креста ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:42-43 ). Этим Христос показал, что заботу Свою обращает на грешников кающихся. И мы с вами должны помнить, что рай обещан только тем, кто идет стопами Божиими, не отчаивается в своих грехах, а кается в них и радеет о своем исправлении. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя выносить приговор тем людям, которые нам кажутся очень грешными — для этого есть власть Божия. Кающийся грешник может оказаться впереди нас и услышать слова Божии: Ныне же будешь со Мною в раю. А тем, кто с осуждением относится к грехам других людей, Господь может сказать совсем другие слова: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф.7:21 ). Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Хочу обратить внимание на одну деталь, которая показывает, какие чудовищные страдания претерпевал Сын Божий на Кресте. В те времена под ногами распятого прибивали доску для того, чтобы человек на кресте мог дышать, опираясь на нее ногами и делая очередной вдох, который еще на некоторое время продлевал его жизнь, а вместе с тем и бесконечные мучения. Но иудеи эту доску для Господа прибили криво, чтоб Он левой Своей ногой тянулся еще больше и еще сильнее от этого мучился. Терпя такие невообразимые для нас мучения, в эти мгновения Он думает не о Себе, а о тех, кто находится рядом с Ним: о Своей Матери, Которая даровала Ему жизнь по плоти, о том, чтобы нашелся человек, который будет хранить Ее, когда Он Сам уже не сможет заботиться о Ней.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода - в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это не важно для души. Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно. И кто больше любит Бога на земле, тот в большей славе будет в Царствии. Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу, тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. И я узнал, что любовь бывает разная по силе своей. Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить - это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов - это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей - это третья любовь, еще большая. Четвертая, совершенная любовь к Богу - это когда имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных. Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания. Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте. При полноте любви Божией душа не прикасается миру; хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире. И горе наше в том, что по гордости ума своего мы не стоим в этой благодати, и она оставляет душу, и душа ищет ее, плача и рыдая, и говорит: «Скучает душа моя о Господе». VII. О покаянии ДУША МОЯ познала Тебя, Господи, и я пишу милости Твои народу Твоему. Не скорбите, народы, что вам трудно жить. Боритесь только с грехом и просите у Господа помощи, и даст вам, ибо Он милостив и любит нас. - О, народы. Слезно пишу я эти строки. Душа моя хочет, чтобы вы познали Господа и созерцали милости Его и славу. Мне 72 года; я скоро должен умереть, и пишу вам о милости Господней, которую дал мне Господь познать Духом Святым; и Дух Святой научил меня любить народ. О, я посадил бы вас на высокую гору, чтобы с высоты ее вы могли увидеть кроткое и милостивое лицо Господа, и возрадовались бы сердца ваши. Истину говорю вам; я не знаю в себе ничего доброго, и много у меня грехов, но благодать Святого Духа изгладила мои многие грехи, и знаю я, что тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, Который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Далее исцеленный слепой видит Христа как пророка. Когда его спрашивают: «Что ты думаешь об этом Человеке, который исцелил тебя?» — он говорит: «Это пророк». То есть человек, который близок к Богу и входит в советы Божии. Человек, для Которого истина и правда Божия простираются на все, что существует в жизни. Мы должны слышать Христа как пророка. Как Того, Кто не только говорит о том, что будет с каждым из нас, с каждым народом и со всем родом человеческим, но как Того, Кто всегда возвещает истину и правду. Мы должны научиться слушать Его слово, потому что от того, как мы воспринимаем слово этого Пророка, большего из всех возможных пророков, зависит наша земная и вечная жизнь. И наконец, прозревший слепорожденный исповедует Христа Сыном Божиим. Он с изумлением видит то, что совершил для него Христос, и не находит уже нужных слов, чтобы дать этому определение: Он больше, чем человек, и больше, чем пророк. И чем больше мы узнаем Христа, чем больше прозреваем, тем больше Христос становится в наших глазах. По отношению к другим людям обычно все бывает наоборот: чем больше мы узнаем, казалось бы, очень хороших людей, тем больше видим какие-то их слабые стороны и тем больше можем в них иногда разочаровываться. Со Христом все не так. С Ним мы видим возрастание чуда в нашем прозрении. До конца своей жизни мы будем удивляться тому, какой у нас дивный Господь, как говорит преподобный Силуан Афонский. И в вечности это чудо познания Господа нашего Иисуса Христа будет возрастать. «Ты веруешь ли в Сына Божия?» — спрашивает Господь исцеленного от слепоты человека. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» — отвечает тот. «И видел ты Его, — говорит ему Господь, — и Он говорит сейчас с тобою». Исцеленный же сказал: «Верую, Господи! — и поклонился Ему». Все мы, слепорожденные духовно и прозревшие даром Христа, даром Его Крестных Страданий, даром Его светоносной Пасхи, призываемся к такому видению нашего Господа. «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Этот исцеленный от слепоты человек исповедал свою веру в Господа. «Верую, Господи!» — сказал он и поклонился Ему. И мы тоже, завершая святую Христову Пасху, говорим: «Веруем, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, что Ты Сын Божий, что Ты Свет мира». И вместе с ангельскими ликами, со всеми святыми, со всей Церковью, Небесной и земной, покланяемся Христу, Воскресение Его святое видевше.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/_k...

Долготерпеливый Господь взывает к разуму слушающих. Кто поверит, что сатана добровольно оставит тех, кем он владеет? Как может сатана изгонять сатану? «Если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его». Господь предлагает им здраво рассудить происходящее, да всякие уста заградятся. Было ясно, что учение Христово — война против царства диавола. И было так же ясно, что изгнание сатаны из несчастных людей подтверждало Христово учение. Сатана вынужден отступать, он не может идти против собственных интересов. Жизнь — борьба сил зла и силы Божией. Но Господь не просто объясняет, откуда исходит зло, — Он немедленно вступает с ним в сражение. Неразумно, когда мы посвящаем много времени попытке объяснить происхождение зла, и очень мало времени — реальной борьбе со злом. Когда дом охвачен огнем, невозможно представить хозяина дома лежащим на диване за чтением брошюры о причинах пожаров. Христос будет вести наступление на бесовские силы, где бы они ни укрепились — будь то человеческое тело или человеческая душа. Ясно, что цель Христа — войти в дом сильного и расхитить все, что есть у этого врага. Потому естественно предположить, что прежде Он должен связать сильного. Господь уже теперь связует сатану, чтобы все видели Божию победу. Четверг Мк, 14 зач., 3, 28—35 Сказал Господь: истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. К книжникам, обвинявшим Его, Христос обращается с предупреждением о хуле на Духа Святого, грехе, которому не может быть прощения. Святые отцы много размышляли о природе этого непрощаемого греха. И для многих до сих пор непонятно, как это Бог, бесконечно милостивый, может кого-то не простить. Дело в том, что прощение, которое принес Спаситель, надо принять. Как говорил преподобный Силуан Афонский, всегда может кто-то в самый последний момент сказать: «А я не хочу».

http://moral.ru/седмица-13-я-по-пятидеся...

Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует. Христос – Божественный Учитель – не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» – спрашивает преподобный Силуан Афонский . И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией. Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляется по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и – по отношению к человеческим душам, которые они обманывают. И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в преступлении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа, якобы за нарушение Закона. Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению. «Не судите по наружности, – говорит Господь, – но судите судом праведным». Те, кто являет себя праведными перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нем. И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в храме. Может быть, Он, действительно, Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришел, – рассуждают они, – Его дом – в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Есть изречение, принадлежащее светскому мыслителю, которое довольно справедливо: «Время – это люди». Действительно, что такое время? Что изменилось? Часы стали ходить быстрее или Земля стала иначе вращаться? Все изменяется только в нас, в людях. И все, что вокруг нас происходит, – это также плод человеческой деятельности, внутреннего состояния человека. Неблагоприятное время – это «неблагоприятные» люди. Если кто-то будет по своему духовному состоянию подобен Паисию (Величковскому) , значит, он уже не будет человеком XXI века. Он будет человеком апостольского века. Преподобный Силуан Афонский в ХХ веке или Софроний (Сахаров) , его ученик, стремились к Богу всей душой и достигли высокого благодатного состояния. И нам неизвинительно нерадение. Мы не можем оправдать себя тем, что в наше время никто не понимает, что человек должен быть умом непрестанно соединен с Господом. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают 385 . Если мы не оживотворяемся благодатью, Божественной энергией, которую можем получить только от Господа Иисуса Христа через непрестанное умственное прилепление к Нему, – мы засыхаем и в конечном счете сгораем. Нас начинает жечь огонь наших страстей, ибо мы оказываемся совершенно «сухими», «пригодными» для огня страстей, огня греховности и безнравственности. Тогда даже и таинства не приносят нам пользы. В одном из посланий апостол Павел говорит, что кто ест Тело Христово и пьет Кровь Христову без рассуждения, в осуждение себе ест и пьет 386 . «Без рассуждения» – значит, не подготовившись. Когда человек, будучи в грехах, не покаявшись, не исправившись, причащается, тогда это ему бывает в осуждение. Таким образом, таинство может оказаться нам во вред. Не потому что таинство само вредно, но потому что мы делаем себя недостойными его и благодать Божия нас наказывает. Лучше, конечно, чтобы Бог нас наказал в этой жизни, чем в будущей. Но еще лучше было бы, если бы Бог нас облагодатствовал, усовершил через причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010