Преподобный Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович) родился 19 июля 1754 г. Решение посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь возникло у Прохора в детстве. В 1778 г. он поступил в Саровскую пустынь. 18 августа 1786 г., пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял постриг с именем Серафим. Через год, в декабре 1787 г., был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб. Днем преподобный Серафим трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье. В 1793 г., в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. После смерти настоятеля ушел в пустынную келью в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу, где предавался суровому аскетическому подвигу. После подвига отшельничества преподобный взял на себя подвиг молчальничества. В безмолвии старец провел около трех лет, перестав посещать обитель даже в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Весной 1810 г. возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 г. в сонном видении старцу явилась Богородица вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей кельи для всех. В последний период земной жизни он особенно заботился о своем детище – Дивеевской женской обители. Преподобный Серафим преставился 2 января 1833 г. По молитвам преподобного Серафима происходили многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 г. совершилось прославление угодника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Это детское незлобие проявилось и при иных трагических обстоятельствах. Потерпев в результате столпнического подвига преподобного Серафима поражение в невидимой брани, враг рода человеческого отомстил ему внешним образом. 12 сентября 1804 г. к келье преподобного Серафима пришли трое крестьян и, найдя его в огороде, приступили с требованием денег. Хотя преподобный Серафим и говорил им, что ничего не имеет, они отказались ему верить и бросились на него. В эту минуту, когда дело шло о его жизни, преподобный Серафим обнаружил, как глубоко в своем сердце носил он образ Того, Кто, как овца незлобивая, предал себя на заклание: хотя от природы он обладал значительной физической силой и к тому же был вооружен топором, так что мог бы обороняться, он бросил топор на землю и сказал: «Делайте, что вам надобно». Злодеи жестоко избили его и, думая, что он уже мертв, бросились в его келью на поиски денег; когда же все поиски их оказались тщетными, они бежали, охваченные внезапным страхом. С великим трудом добрался Преподобный на другой день до обители. Восемь суток пролежал он без сна, без малейшей перемены к лучшему. На восьмой день, заснув на несколько мгновений, преподобный Серафим удостоился в тонком сне нового посещения Богоматери. Она явилась к нему вновь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и произнесла в сторону окружавших ложе больного врачей: «Что вы трудитесь? Этот – нашего рода». Придя в сознание, больной в течение четырех часов пребывал в состоянии особой духовной радости, а затем смог встать с постели и начал с этого дня поправляться. Однако прошло пять месяцев, прежде чем преподобный Серафим оказался в состоянии вернуться в пустыньку. Вскоре после вторичного удаления его в пустыньку были открыты избившие его крестьяне, но преподобный Серафим вновь явил пример истинно христианской кротости и всепрощения, категорически заявив настоятелю, что он навсегда удалится из обители, если эти люди подвергнутся какому-либо наказанию. По прошествии некоторого времени обнаружились и плоды святого незлобия преподобного Серафима. Злодеи раскаялись и сами явились к нему просить прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

1. Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. (Изд. Саровской пустыни). 4-е изд. М., Тип. И.Ефремова, 1884. 211 с. 2. Вениамин (Федченков) , митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . (ПСТБИ). М.: «Паломник», 1996. 342 с. 3. «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца»/Сост. Л.И. Денисов. 3-е репринт. изд. М.:Изд. Совет РПЦ, 2003. 704 с. 4. «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского иеромонаха, пустынножителя и затворника»/Сост. Н.В.Елагин . Репринт. воспр. изд. 1904. (Изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия Павла Флоренского). СПб.: ИПК «Вести», 1998. 368 с. 5. «Житие Преподобного Серафима Саровского »/Публ. А.Н.Стрижёва//«Литературная учёба». 1990. 5. С. 126–153. 6. «Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца»/Сост. автор «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря» сщмч. Серафим (Чичагов) . Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь, 2004. 84 с. 7. «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима». М.: «Отчий дом», 2005. 416 с. 8. «И именем и духом Серафим»: К 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского //Альманах «К Свету». Вып. 21.М., 2003. 9. Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский . М.: Лента–Пресс,2003. 192 с. 10. «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтенаго старца Серафима иеромонаха Саровския пустыни и затворника» [Электронный ресурс]. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 304.2 Житие Серафима Саровского [рукопись]. [Б.м.], XIX в. [web-caйm], http://www.rsl.ru. 11. «Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей её: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С.Мельгуновой »/Сост. Архимандрит Серафим (Чичагов) . Свято-Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь. Нижний Новгород: Изд. Братства св. Александ ра Невского, 2004. 728 с. 12. Мельник В.И. Преподобный Серафим Саровский : хроника жизни (документы и даты). М.: Изд-во ГАСК, 2012. 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Патриаршее приветствие участникам презентации книги «Всюду Серафим!» 14 июня 2005 г. 16:04 Святейший Патриарх Алексий обратился с приветствием к участникам презентации книги «Всюду Серафим!», прошедшей В Большом зале Храма Христа Спасителя: Возлюбленные о Господе архипастыри, уважаемые представители власти, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую членов Попечительского Совета по комплексному возрождению мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря «Коренная пустынь», участников презентации книги «ВСЮДУ СЕРАФИМ!», посвященной итогам Всероссийского празднования в 2004 году в городе Курске 250-летия со дня рождения великого святого Русской земли преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Серафимовские торжества 2004 года были одним из важнейших событий православной жизни всей России. Миллионы людей приняли в них участие, тысячи городов и сёл нашего Отечества преобразились в ожидании праздника, десятки тысяч паломников посетили Курск и Дивеево. Впервые в истории Русской Православной Церкви честные мощи преподобного Серафима посетили Курск – место, где родился будущий святой, и где впервые было преподано ему особое заступничество Пресвятой Богородицы. Как пишут в предисловии к книге «Всюду Серафим!» её составители, «…нам, мирянам, посчастливилось стать очевидцами этого великого события. А все наши помыслы и труды, связанные с изданием книги, – всего лишь попытка поделиться этой радостью с теми, кто по воле обстоятельств не смог побывать на празднестве. И с теми, кто сегодня еще только находится на пути к Богу, но для кого вот эта наша общая и искренняя радость станет еще одним свидетельством, что через Своих угодников Господь дарует нам примеры и настоящей веры во Христа, и примеры достойной человеческой жизни». Делиться такой радостью – благое дело. А природа этой радости все та же – особая, Пасхальная, Серафимовская радость о Воскресении и вечной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Ею преподобный Серафим Саровский делился со страждущими и немощными. Ею он укреплял в вере оступившихся. Ею он приветствовал каждого, кто встречался на его пути. Её воспреемлет любая чистая душа, и до скончания века мы будем видеть как от человека к человеку, из уст в уста, тайно или гласно, уединенно или прилюдно будет передаваться великая весть, дарующая нам спасение: «Христос Воскресе!»

http://patriarchia.ru/db/text/24844.html

Но значение святых не только в том, что они оставили нам примеры для подражания, но и в том, что они являются вечно живыми членами Церкви, оказывающими нам реальную, живую помощь. «Они не поэтический образ, а люди, и потому не смогут пройти мимо душ страдающих. ...Эта помощь... в свою очередь приобретается нами молитвой святых, их ходатайством перед Господом» 2 . В связи с этим наиболее ценным плодом изучения жизни и наставлений святых подвижников является порождаемое таким изучением непосредственное молитвенное общение с ними, укрепляющееся по мере того, как мы глубже проникаем в их жизнь и в их возвышенный духовный мир. И в этом отношении особенно ценные духовные плоды приносит благоговейное духовное соприкосновение с ближайшим к нам по времени и по силе своей пламенной любви к людям подвижника русской православной церкви, преподобного Серафима Саровского . Реальную благодатную помощь, оказываемую этим святым подвижником всем, кто к нему обращается, прекрасно выразил Е. Поселянин: «Как чудно то, что вы по опыту знаете, какое близкое участие в вашей жизни, во всех ваших обстоятельствах может принимать, если вы призываете, этот небожитель! И чем дальше вы думаете о нем, тем светлее и чище становится на душе – вы точно переродились и на время вернулись назад, в лучшие дни отрочества и юности... Все, все нечистое, печальное, темное смыто с вашей души, когда вам светит преподобный Серафим. И на все зло в мире, на всякое свое горе вы можете воскликнуть: «А преподобный Серафим?» Пусть перед вами люди грызут друг друга, вы не скажете, что жизнь зла, когда мелькнет в вас мысль: «преподобный Серафим». «Пусть люди слабы, и лучшие намерения идут прахом. Вы не скажете, что правда недостижима, когда вспомните: «преподобный Серафим». И легче от всякого горя, светло в темные дни станет кругом вас, когда вы назовете: «преподобный Серафим» 3 . Непостижимая сила духовного влияния преподобного Серафима объясняется тем, что он дал своим современникам живой пример пламенной, не ослабевающей ни на миг любви ко Христу и Божьей Матери, возлюбленным избранником Которой он был по слову тропаря, и благодатный покров Которой осенял его в течение всей его жизни; тем, что колоссальным подвижническим трудом он достиг той высшей цели истинно христианской жизни, которую он сам определил в беседе со своим близким учеником, как стяжание Духа Святого Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский Святые — живые иконы Христа, воплощения евангельской жизни, были главным предметом размышлений владыки Вениамина (Федченкова). «Всемирный светильник» посвящен Серафиму Саровскому — возможно самому великому русскому святому. Фактически, это житие Серафима Саровского, но как всегда, у Федченкова, написанное просто и безыскусственно. Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский Глава I. Под кровом матери Земною родиною этого истинно небесного человека, о котором Сама Божия Матерь сказала: “Сей – от рода Нашего”, был град Курск, милостиво покрываемый чудотворною Ее иконою Знамения, именуемою “Коренною”. Под Ее особым попечением возрос до великой высокой святости преподобный Серафим и удостоился услышать от Нее пресладкое и славное наименование: “Любимиче Мой!” Телесным же родителем его был благочестивый купец и трудолюбивый строитель Исидор Иванович Мошнин. У него были свои кирпичные заводы, и он занимался постройкой каменных храмов и домов. Для этого дела требуется душа сильная и благоразумная, но Исидор Иванович отличается еще и твердою верою, и истовым благочестием. Еще более украшалась добродетелями мать будущего угодника Божия, истинная раба Господня, Агафия Фотиевна: она отличалась милосердием к бедным; в особенности же помогала сиротам-невестам выходить замуж. Но кроме этого она была одарена и глубоким разумом и мужественною душою, как мы это скоро увидим. От таковых родителей произросли три ветви: первое дитя – Параскева, старший сын – Алексей и младший брат его, будущий светильник вселенной, Прохор. В мире Божием нет ничего случайного; и даже малые, по-видимому, события имеют свой смысл: будущий богоносец, пламенный Серафим, прославленный еще на земле Фаворским светом славы преображения, родился в ночь с 19 на 20 июля  , то есть под день славного небошественника, огневидного Илии пророка, великого ветхозаветного постника и созерцателя славы Божией на Хориве, и собеседника Христу Господу на Фаворе. При крещении младенцу дано было имя Прохора, одного из 70 апостолов и первых диаконов церкви (Деян.6,5), память коего празднуется 28 июля, то есть в девятый день по рождении богоизбранного младенца; по церковному закону полагается нарекать святое имя в восьмой день (Лк.2,21); здесь дано на день позднее. При размышлении о сем небесном покровителе святого, диаконе – или “служителе” Христовой Церкви и попечителе о бедных и вдовицах (Деян.6,1), естественно приходит мысль и о преподобном, который сам называл себя слугою Божией Матери и по Ее повелению создал обитель для дивеевских “сирот” – девиц и вдовиц. А как истинный “наставник монахов” и инокинь и всему миру учитель о благодати, святой Серафим достойно получил свое имя, которое значит “начальник хора”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа 2015 г. 17:25 1 августа 2015 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию на соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Высокопреосвященство и Преосвященства! Уважаемый Валерий Павлинович, губернатор Нижегородской земли! Матушка Сергия с сестрами святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры, паломники! Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем — 112-й годовщиной со дня прославления преподобного Серафима Саровского. Радуюсь возможности вновь посетить эту святую землю, поклониться цельбоносным мощам преподобного, помолиться вместе со всеми вами, еще раз увидеть дивную красоту сего святого места, которое гармонично сочетается с духовной красотой преподобного Серафима. Хотя старец Серафим был смиренным затворником, а обитель Дивеевская блещет своими золотыми куполами, между преподобным и монастырем, между духовным подвигом и видимой красотой — огромная внутренняя связь. Этот монастырь стал именно таким, потому что преподобный Серафим явил духовную красоту Богом зданной человеческой природы. Сегодня в чтении из Послания к Галатам мы слышали дивные слова апостола Павла: «А те, кто Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» (см. Гал. 5:24). Преподобный Серафим действительно распял похоть плоти и всякую страсть и, как результат, обрел ангелоподобную жизнь. Что же такое похоть плоти? Мы часто употребляем эти слова, не очень задумываясь об их смысле. По учению святых отцов, похоть — это господство плоти над человеческим разумом, волей и чувствами. Когда закон плоти торжествует, а закон духа отступает — это и есть похоть плоти. Почему же апостол соединяет похоть плоти со страстями? Страсть есть видимое выражение господства плоти над человеческим духом. Гнев, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие, наконец, ничем не стесняемые чувственные наслаждения — всё это проистекает от господства плоти над человеческим духом.

http://patriarchia.ru/db/text/4184456.ht...

Кроме Никольского, протоиерей Павел Недосекин стал настоятелем еще нескольких храмов в Бельгии: Свято-Троицкого Патриаршего подворья, а также другого Свято-Троицкого храма – в Шарлеруа. Его тщанием были куплены еще два здания и устроены в них храмы – в Льеже, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и в Монсе – архангела Михаила, почти на границе с Францией. В здании при Свято-Троицком подворье разместилось представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях. На отце Павле лежит множество самых разных обязанностей: постоянные разъезды по стране, переговоры, регулярные богослужения, преподавание на трехгодичных богословско-катехизаторских курсах. Ему приходится также выполнять нелегкую работу по сбору средств для бельгийских храмов. Отец Павел является основателем и председателем Попечительского совета Архива Русской Эмиграции, который с 2009 года публикует книги по истории Русского Православия в Бельгии и других странах. Дети отца Павла готовятся к церковному служению: сын закончил Московскую духовную академию, дочь окончила магистратуру Московской духовной академии. В короткие свои отпуска, когда отец Павел приезжает в Россию, он все же находит возможность побывать в дорогих ему с детства местах: в Переславле, селе Вашка, где прошло его детство, в Годенове, куда он 17-летним юношей совершил свое первое самостоятельное паломничество, чтобы приложиться к чудотворному Годеновскому кресту. Младший из детей отца Владимира, Серафим, как уже говорилось, был на двадцать лет моложе старшего брата. После службы в армии Серафим, как и старшие братья, поступил в семинарию и окончил ее в 1998 году. 1 марта того же года Серафим был посвящен в академическом Покровском храме в чтеца. Летом он женился на дочери священника Александра Хаустова девице Наталье. Венчание происходило 3 августа 1998 года в домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского Художественно-производственного предприятия «Софрино», где служил муж сестры Анны. 27 сентября Серафим Недосекин был рукоположен во диакона и назначен к московскому храму свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке 116 . В сан иерея диакон Серафим был рукоположен 1 сентября 1999 года Патриархом Московским Алексием II. В храме свт. Григория Неокесарийского отец Серафим прослужил шесть лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нет сомнений, что преподобный Серафим не оставлял этого подвига и в течение окутанных глубочайшею тайной первых пяти лет его затворничества по возвращении в обитель. Известно, во всяком случае, что, когда начиная с 1815 г. Преподобный постепенно ослабил затвор, он в течение недели прочитывал весь Новый Завет и, читая, толковал себе Писание вслух, так что многие иноки приходили к его двери и с радостью слушали его. Иногда же он, сидя над книгой, как бы замирал, погруженный в созерцание, не читая далее. Уже в самом конце своего земного существования, говоря в беседе с молодым послушником о неизреченной радости, которую испытывает дух, возносящийся в небесные обители, преподобный Серафим сообщил ему: «Вот я, убогий Серафим, для сего прохожу св. Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея от начала до конца; во вторник от Марка; в среду от Луки, в четверг от Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и Послания Апостольские; и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелия или Апостола дневного и Святому. Чрез это не только душа моя, но и самое тело услаждается и питается от того, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдание Его; и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне недостойному» 69 . В это время Преподобный знал уже наизусть все Евангелие. В одной из своих предсмертных бесед, стремясь утешить дивеевскую сестру, пораженную глубокой скорбью от предсказания святым старцем своей скорой кончены, он прочитал ей на память Евангелие от Матфея, зачало II «Вы есте свет мира», а затем – 14, 15 и 16 главы Евангелия от Иоанна» 70 . Вообще преподобный Серафим нередко сам читал Евангелие своим посетителям, причём прочитанное всегда глубоко западало в душу этих людей и запоминалось на всю последующую жизнь. Приводим рассказ одного посетителя о потрясающем действии, произведенном на его душу таким чтением: «Старец пригласил меня взять единственную в келии скамейку и сесть возле него, а сам, раскрыв бывшую у него в руках книгу, которая оказалась Евангелием, начал читать 7-ю главу от Матфея, стих: не судите, да не судимы будете, в нюже меру мерите, возмерится вам» – и читал далее всю главу. Он читал без всяких объяснений и даже не сделал и малейшего намека на мой проступок (бестактный смех в присутствии Преподобного), глубоко сознал мою виновность, и это чтение произвело на меня такое потрясающее впечатление, что слова евангельские врезались в мою память, и я, достав Евангелие, после несколько раз перечитывал эту главу от Матфея и долго помнил почти наизусть ее всю. Окончив чтение, преподобный Серафим снова благословил меня и, отпуская, советовал мне почаще читать Евангелие, что я принял к сердцу и начал делать с того времени» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Почитаемый православным народом еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых русского народа, так же, как и Преподобный Сергий Радонежский. Незадолго до его блаженной кончины один благочестивый монах спросил: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому, – ответил преподобный Серафим, – что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши; потому что благодать и помощь верным и всем сердцем, ищущим Господа ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию, – Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и во веки» ( Евр. 13, 8 ). Литература: 1 . Жизнь, подвиги и чудеса преподобного Серафима Саровского с приложением описания Саровской пустыни. М., 1903. 2 . Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. – Журнал Московской Патриархии, 1947, 8. 3 . Денисов Л. И. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904. 4 . Серафим (Чичагов) , архимандрит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. 5 . Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. СПб., 1903. 6 . Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. М., 1908. 7 . Дмитриев Д. С. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. 8 . Чудеса при открытии мощей преподобного Серафима Саровского . М., 1903. Преподобныя матере нашея Макрины, сестры святителя Великаго Василия, и преподобнаго отца нашего Дия НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры святыя, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Нетленно соблюла еси девство и нескверно,/чисто поживши,/и богатство раздала еси,/Христово исполнивши законоположение,/Емуже последовала еси,/землю оставльши и яже на земли./Темже тебе Небесная и Небо/дарова Иисус Человеколюбец/и Спас душ наших. Любомудренно душевное/самодвижимо и безсмертно показала еси./Темже и потщалася еси не примеситися скверне греховней/и чиста от всякаго кала/пременитися соуз телесных,/ни едины скверны имущи,/ни враски, Богоприятная,/но чиста и всенепорочна Жениху твоему предстати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010