В 1392 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобного Никона. Но Никон, по любви к уединённому богомыслию, скоро оставил управление монастырём и затворился в особой келии; „братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву в Великую лавру“. 3 Здесь преподобный Савва „добре пасяще порученное ему стадо, елико можаще, и елико отца его блаженного Сергия молитвы спомогаху ему“. Древнее предание ко времени начальствования его в Лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу. В рукописи о новоявленных чудесах преподобного Сергия, писанной келарем Троицкого монастыря Симоном Азарьиным 4 , о кладезе Саввы сказано: «Место тогда было безводно (при обители Сергия) и кроме источника, его же св. Сергий молитвою изведе, не бысть иныя воды под его обителию. Ныне же всем зримо, многи источницы явишася. Первее по нем ученик его преподобный Савва, иже ныне на Сторожех, молитвами св. отца своего преподобного Сергия, изведе источник воды чистый выше конюшенного двора, из него же и доныне почерпают, благодаря Бога». 5 – Вероятно, в Лавре же преподобного Сергия преподобного Савву, во время его игуменства, узнал и князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича. Он часто посещал обитель преподобного Сергия и ущедрял её богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил к себе любовь и почтение и в Юрие – и князь избрал его своим духовником. 6 В одно из посещений Троицкой обители Юрий просил преподобного Савву идти с ним в город Дмитров, подать благословение его дому. Благочестивый старец, умоленный князем, согласился исполнить его прошение и вместе с ним предпринял путь, надеясь скоро возвратиться в обитель свою. Но промысел Божий устроил иначе. Юрий, желая навсегда иметь при себе такого святого и мудрого старца, неотступно начал умолять его, чтобы он никогда уже от него не отлучался, «да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи». Преподобный Савва, видя душевное желание князя, согласился и на это его прошение, и с полным упованием на помощь Божию, пошёл на «Сторожу». Это, по всей вероятности, было в 1398 году, ибо преподобный Савва игуменствовал в Троицком монастыре около шести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Патриаршее послание, посвященное 600-летию преставления преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигродского чудотворца 1 февраля 2007 г. 18:38 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Первосвятительское послание, посвященное 600-летию преставления преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигродского чудотворца. Возлюбленные о Господе братия и сестры! Быстротечна жизнь христианина. Незаметно приближаемся мы к концу земного странствования — к чаемому единению со Христом Спасителем. На пути к сей желанной цели Церковь духовно утешает и поддерживает нас сменяющейся чередой церковных праздников и торжеств. Кажется, совсем недавно, в августе 1998 года, мы отметили 600-летие основания главной святыни Звенигородской земли — Саввино-Сторожевской Обители, и вот ныне, спустя почти десять лет, вновь приближаемся мы к знаменательному юбилею — 600-летию преставления преподобного Саввы, которому в церковном календаре посвящен 2007 год. Возвращение святых мощей преподобного Саввы в основанную им Обитель поистине стало не только большим церковным, но и весьма значимым государственным событием, убедительно свидетельствующим о возрождении духовно-нравственных начал в общественной жизни России, примером благотворного сотрудничества Церкви и государства на благо нашего народа, всей нашей страны. Имя преподобного Саввы, вместе с подвижниками Руси преподобным Сергием Радонежским, князьями Александром Невским и Дмитрием Донским вновь стало одним из символов всероссийского единства. Более чем 600-летняя история монастыря исполнена молитвами и трудами предыдущих поколений братии и, в первую очередь, подвигом самого преподобного Саввы. Придя в Сергиев Троицкий монастырь под Радонежем юным послушником, будущий святой уже в скором времени кротостью и послушанием стяжал множество добродетелей, приобретя искреннюю любовь и уважение братии и самого преподобного Сергия. Став настоятелем монастыря, которому Промыслом Божиим уготовано было превратиться в великую Троице-Сергиеву лавру, преподобный Савва не отступил от заветов своего наставника — в его кротких речах черпали мудрость и силу все приходящие на Маковец за духовной помощью и утешением.

http://patriarchia.ru/db/text/190484.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чудеса преподобного Саввы 3 мин., 31.01.2015 Преподобный Савва Сторожевский еще при жизни прославился даром прозорливости.  После того как он отошел ко Господу, при его гробе стало происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их «не поддается подсчету». Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить после следующего события. Спустя много лет после преставления преподобного, в правление великого князя Ивана III Васильевича, однажды ночью святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который считался искусным иконописцем. Преподобный Савва повелел настоятелю следующее: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». Поразительно, но в явившемся Дионисий не узнал преподобного Савву, а потому спросил: «Кто ты, господине, и как твое имя?». После того как святой назвал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи молодым, видел преподобного Савву. Аввакум рассказал о том, как выглядел святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий вскоре написал икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некоторое время после этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще более усилилось. Однажды в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский сын Иван Ртищев. С собой он привез своего сына Георгия, который страдал недугом немоты. Иван Ртищев совершил необычный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот своему сыну немного монастырского кваса. После этого и произошло чудо: Георгий заговорил, а через некоторое время его недуг полностью исчез. Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтобы с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших разными болезнями). Кваса ему дали. Вернувшись домой, он сначала занимался лечением своих домашних и слуг, из которых многих исцелил, а впоследствии и сам избавился от давно мучившей его болезни.

http://foma.ru/chudesa-prepodobnogo-savv...

Вскоре после этого в Троицкую обитель прибыл благоверный князь Георгий Димитриевич. Князь Георгий был связан духовными узами с Троицкой обителью. Прп. Сергий был его крестным отцом, прп. Савва — отцом духовным. Теперь он обратился к своему отцу духовному с просьбой посетить его дом и преподать благословение всем домашним. Упрошенный князем, прп. Савва отправился к нему, думая вскоре же возвратиться в Сергиеву обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить преподобного старца, чтобы он никогда не от­лу­чался от него, но чтобы устроил монастырь в его вотчине, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, прп. Савва не отказался исполнить его просьбу. Он хотел искать подходящего места для устроения монастыря, но князь звенигородский уже заранее облюбовал и избрал такое место на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Место это показалось преподобному как бы небесным раем, наполненным благовонными цветами. Молитвенно припав к честной иконе Пресвятой Богородицы, которую подвижник носил с собою, он со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего. Не отрини меня, убогого раба Твоего, ибо Ты знаешь немощь души моей. И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей моей до самого конца жизни моей, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею». Так помолившись и возложив всю надежду на Богоматерь, прп. Савва поселился на том месте. В непродолжительном времени он построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Рождества Ее. Недалеко от нее он соорудил себе маленькую келейку. От этого времени преподобный еще больше утруждал плоть свою постническими трудами и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел к нему многих, искавших безмолвного жития, и преподобный всех принимал с любовью и был для них образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, прп. Савва, по образцу духовно воспитавшей его Троице-Сергиевой обители, устроил для них общежитие. В своих отношениях к братии он старался подражать своему великому учителю прп. Сергию, заветы которого хранил в сердце своем и соблюдал в своей подвижнической деятельности; свои распоряжения и приказания прп. Савва подкреплял собственным примером.

http://patriarchia.ru/db/text/171375.htm...

В 1398 году преподобный Савва по просьбе своего духовного сына князя Юрия Дмитриевича, пришёл в Звенигород и положил начало иноческой жизни на горе Стороже. Сколько было пролито им покаянных слёз и вознесено молитв о новой Обители и собирающейся братии — то ведает Господь. Но предшествующие века её существования и нынешнее возрождение убеждают в том, что преподобный Савва предстоит перед престолом Божиим, молясь о своём монастыре, его насельниках и прихожанах. Закончив жизнь в тесной келье основанного им монастыря, Звенигородский игумен стал образцом для последующих поколений монашествующих: в молитвенном подвиге и уединённом богомыслии, в общественно-государственной деятельности и церковно-административном служении. Песнопение праздничного богослужения выражает отношение современников к преподобному такими словами: «Забрало Москве, укрепление царства, всем сирым прибежище...». Как пример церковно-государственного соработничества предстаёт перед нами отношение царя Алексея Михайловича Тишайшего к Саввино-Сторожевскому монастырю. Полюбив «Дом Пречистой на Сторожах», ревностный почитатель преподобного Саввы, усердный богомолец и твёрдый правитель Руси, устроил здесь «собственное государево богомолье». Ныне монастырь вновь обретает былое благолепие. Ежедневные богослужения, усердные труды по благоустройству и восстановлению некогда разорённых храмов, окормление паломников и прихожан, духовно-просветительская, образовательная и издательская деятельность, забота о детях, престарелых и заключённых и, главное, молитвенное заступничество покровителя сего святого места преподобного Саввы — всё это привлекает многочисленных богомольцев под своды древнего Богородице-Рождественского собора к честным и многоцелебным мощам Звенигородского чудотворца. Явив пример иноческого служения и молитвенного подвига, преподобный Савва и в наше время продолжает укреплять насельников обители, которые выбрали служение Богу и ближним, как благое иго Христово. Ныне мы готовимся к 600-летию преставления основателя Саввино-Сторожевского монастыря. Дай Бог, чтобы предстоящие торжества стали ещё одной крепкой нитью, духовно связующей наше общество, чтобы в молитвах и богослужениях мы почувствовали единство душ, единство веры, и, взирая на житие преподобного Саввы, ощутили присутствие Божиего промысла в нашей истории и осознали величие Православной Руси. Вдумаемся: насколько созидательной и благодатной была жизнь преподобного, память о котором народ с любовью хранит в течение шести веков.

http://patriarchia.ru/db/text/190484.htm...

Архив Пн Участники Рождественских чтений совершили паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде 2 февраля 2007 г. 18:05 Большая группа участников Рождественских чтений со всей страны приняла участие в праздничных мероприятиях в честь преподобного Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевском монастыре. 1 февраля гостей монастыря из Москвы в Звенигород доставили на специальных автобусах. В этот день Церковь празднует обретение мощей (1652) преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца. По случаю праздника в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре в Звенигороде состоялось богослужение. В сослужении епископов Дмитровского Александра , а также Южно-Сахалинского и Курильского Даниила Божественную литургию совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий . После окончания богослужения в 14 часов в Преображенском храме Саввина монастыря под председательством епископа Дмитровского Александра начала работу юбилейная конференция «Преподобный Савва Сторожевский — забрало Москве, утверждение Царствию, всем грешным прибежище», посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, организованная Саввино-Сторожевским монастырем. Конференция проходит в рамках направления «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие» XV Международных Рождественских образовательных чтений и открывает собой программу научных мероприятий юбилейного года Преподобного Саввы Сторожевского, который открыл Святейший Патриарх Алексий 16 декабря 2007 года. На конференции прозвучали выступления о истории святых мощей Саввы Сторожевского, о традиции почитании Преподобного в России в XV-XX вв., о новомучениках Звенигородских, о Ските прп. Саввы, о новых фактах из жития Преподобного и программе юбилейных торжеств, которые пройдут в течении 2007 года в России. Юбилей 600-летия Преподобного Саввы нашел подробное отражение в рамках Рождественских чтений. 29 января к открытию XV Рождественских Международных образовательных чтений в фойе Государственного Кремлевского дворца была принесена икона с изображениями и частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Саввы Сторожевского, а также представлена экспозиция, посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы, Звенигородского и всея России Чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/191071.htm...

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского. Изъятие честных мощей преподобного осиротило Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины св. Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного напечатали даже в советских газетах тех лет как доказательство контрреволюционности монашества. Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к радости и укреплению веры православных и недоумению и злобе властей века сего. Чудом является уже то, что часть честных мощей преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню. О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтёте нужным».

http://pravoslavie.ru/36941.html

Митрополит Ювеналий в своем слове вспомнил те дни в начале 90-х гг., когда по поручению Святейшего Патриарха Алексия он вел переговоры с работниками Звенигородского музея о возможности служения в Саввино-Сторожевского монастыре «сначала только в одном храме, а потом – о совместном использовании обители музеем и Церковью». «Кажется, это было недавно. А сегодня мы вернулись в возрожденную обитель, …и чувствуем как бы соединение времен». В ответном слове наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Савва (Фатеев) поблагодарил всех, кто принимал участие в восстановлении обители. Со своей стороны, он тоже вспомнил события десятилетней давности, когда обитель «в кратчайшие сроки приготовилась к прибытию св. мощей, и богомольцы увидели ее обновленной». Празднество продолжилось во второй половине дня 23 августа, когда митрополит Ювеналий совершил освящение фундамента одной из четырех гостиниц для паломников, число которых растет с каждым годом. Предполагается, что эта гостиница будет восстановлена уже через год. Далее почетные гости – представители городской администрации, общественных организаций возложили цветы к памятнику прп. Савве у стен монастыря. В воскресенье, 24 августа, праздничная литургия была совершена в восстановленном скиту преподобного Саввы, а у пещеры, где он провел свои последние годы, был отслужен молебен чудотворцу. Празднества завершатся в понедельник, 25 августа, литургией в соборе Успения Божьей Матери на Городке (XIV в.) в Звенигороде. Справка: Преподобный Савва был ближайшим сподвижником преподобного Сергия Радонежского. В 1398 году по просьбе своего духовного сына, князя Юрия Дмитриевича, он основал близ Звенигорода, на пустынной горе Сторожа, монастырь. В этой обители в январе 1652 года произошло первое обретение мощей святого подвижника. До 1919 года святыня хранилась в Рождественском соборе монастыря, а затем была конфискована вместе с другими церковными ценностями и считалась безвозвратно утраченной. В 1990-х годах стало известно, что глава преподобного Саввы была передана члену комиссии по охране памятников архитектуры Московской области Михаилу Успенскому, который перед смертью передал ее в московский Данилов монастырь. В августе 1998 года состоялось торжественное возвращение мощей святого в основанную им звенигородскую обитель.

http://pravoslavie.ru/27446.html

А его духовным наставником был первый ученик Сергия Радонежского , заменивший преподобного Сергия на посту игумена Троицкого монастыря после его кончины, бывший духовником преподобного Сергия, а именно — Савва Сторожевский , который потом ушел к Юрию Дмитриевичу в Звенигород и основал Саввино-Сторожевский монастырь. Это одно из самых почитаемых мест в России по количеству паломников, до полумиллиона паломников в год, на третьем месте после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители. Вот так же и митрополит Макарий b XVI веке, в 1547 году, решив его канонизировать как святого, говорил: «Ну что его все время замалчивают? А Вы видите, как люди идут туда? Вы видите, сколько людей приходит к нему на поклон? Мы не можем его не канонизировать». И сделал это одновременно с  Александром Невским и многими другими известными личностями. Елена Зелинская: Константин, вот Вы уже несколько раз сказали — замалчивали, не хотели канонизировать. А в чем была причина? Я понимаю, почему в советский период, тогда никого не канонизировали, и жизнь великих святых подвижников вообще мало кого интересовала в тот период, но до 1917 года и в настоящее время, почему замалчивали? В чем дело? Константин Ковалев-Случевский: Я отвечу сейчас, это очень важно. Но для этого надо прочитать последовательно и с интересом, потому что это написано в жанре исторического расследования. Я не люблю читать лекции, как я говорю студентам, и не люблю писать исторические монографии. Мне они малоинтересны. Я пишу в жанре исторического расследования, и в этом жанре написаны книги в ЖЗЛ «Савва Сторожевский» и «Юрий Звенигородский». Это такой исторический детектив в хорошем смысле слова, потому что там все построено на фактах и документах. Дело в том, что Дмитрий Донской написал знаменитое завещание, где он отдавал власть своему старшему сыну. Было лествичное право наследования, то есть, наследовали не от отца к сыну, а от брата к брату. Это была такая демократическая монархия, удивительная вещь, на самом деле. Такие монархии существуют до сих пор на планете Земля, то есть, все не зацикливалось на одной конкретной семье, это очень интересно.

http://pravmir.ru/konstantin-kovalev-slu...

После кончины преподобного Леонтия игуменом Свято-Успенского монастыря стал другой ученик преподобного Сергия Радонежского — Савва.Савва Стромынский, по преданию, был не только игуменом здешнего монастыря, но и духовником Троице-Сергеевой Лавры, — говорит отец Пётр. — И пешком ходил из Стромыни в Лавру и обратно. Гугл-карты показывают около 11 часов ходьбы в один конец. — Преподобный Савва вообще был человеком удивительным, хоть и неказистой внешности: говорили, что он плешив и слеп на один глаз, но по-монашески очень скромен и незаметен. — Его даже, кажется, путают с другим преподобным СаввойСторожевским, — замечает мой брат. — Великие святые, и оба — ученики Сергия Радонежского. Преподобный Савва Стромынский (+1392). Фреска Троице-Сергиевской Лавры. Фото: С.А. Жуков В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилась фреска преподобного Саввы Стромынского. Известный русский историк граф Михаил Толстой написал в 1860 году, что " изображение сего Саввы отличается от икон преподобного Саввы Сторожевского или Звенигородского тем, что Савва Стромынский изображен кривым, с закрытым правым глазом» . Преподобный Савва отошел ко Господу в 1392 году и был похоронен здесь же, в Стромыни, в крепко устроенном им монастыре. «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». Полузабытая святыня В XVIII веке, во время церковных реформ Екатерины II, Свято-Успенский монастырь упразднили Простоял Свято-Успенский монастырь как столп духовный Стромынского края без малого четыре столетия. В конце пятнадцатого века здесь принял постриг, а потом стал и игуменом святитель Серапион Новгородский. А потом, в веке восемнадцатом, во время церковных реформ Екатерины II, Свято-Успенский монастырь, как и многие другие святые русские обители, упразднили. Но осталась церковь. Осталось старинное кладбище, где пребывали до времени честные мощи преподобного Саввы Стромынского. И осталась икона Божией Матери. Чья чудотворная сила тоже до времени, по неисповедимому Промыслу Божию, оставалась скрытой. До самого того 1841 года, когда исцелилась Мавра Иоакимовна Фаёва, восемнадцати лет, неходящая.

http://pravoslavie.ru/144236.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010