Прожив в скиту двадцать пять лет, римлянин получил дар прозрения и сделался славным. Вот, приходит к нему один из великих подвижников египетских, надеясь найти у него какой-нибудь необыкновенный образ внешней жизни, и видит, что римлянин одет довольно роскошно; под ним рогожа, покрытая кожею, небольшая подушка; ноги у него чисты, обуты в сандалии, ему прислуживают; за обедом подают вареные овощи и вино. Египтянин соблазнился. Тогда сказал ему прозорливый римлянин: «Я, грешный, оставил город и пришел в эту пустыню; прозрев богатство, поместился в эту малую келлию; вместо драгоценных одежд, ношу теперь это недорогое одеяние; прежний роскошный стол заменяют мне вареные овощи и небольшая чаша вина; вместо музыки и пения, я прочитываю по двенадцати псалмов с вечера; то же малое мое служение совершаю я и ночью, за содеянные мною грехи. И так, прошу тебя, авва, не соблазняйся моею немощию!» Рассказ этот тронул египтянина: он понял, что римлянин от довольства пришел к скорбям, от великой славы и богатства пришел к уничижению и бедности! 12 – Заклинаю тебя, – умирая, говорил преподобный Пахомий великий любимому своему ученику, Феодору Освященному, – не оставляй заботы о ленивых в служении Господу, непрестанно увещевай их жить благочестиво. – Преподобному была открыта Господом судьба монастырей. Однажды, во время молитвы, Пахомий великий видел, что одни из его братий окружены пламенем, из которого они не могут выйти, других оплели тернии и колют их отвсюду, третьи стоят на краю страшной пропасти и не могут отойти от нее. В другой раз, во время же молитвы, глазам его представился ров, наполненный монахами. Все стремятся выйти из рва, но только немногие, с великим трудом, из него выходят, и их осиявает свет. С рыданием повергся тогда преподобный на землю. «Господи, – взывал он, – если такова судьба монахов, то зачем Ты восхотел, чтобы были киновии и монастыри?» – И был ему Божественный глас: «Все держится Моим милосердием. Твое духовное семя не оскудеет до конца века. Многие из будущих монахов выйдут из глубины мрачного рва и явятся высшими нынешних, потому что спасутся без руководителей; иные спасутся чрез напасти и скорби, и явятся равными великим святым! 13 » Во дни цвета монашества, в V веке, однажды пресвитер пелусиотский, услышав, что некоторые братия часто бывают в городе, ходят в баню и ведут себя беспечно, пришел в собрание и снял с них монашеские одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

предисловие к изданию: Die Briefe Pachoms. Griechischer Text der Handschrift W. 145 der Chester Beaty Library eingeleitet und herausgeben von H. Quecke. Regensburg, 1975. S. 9–95. См. также предисловие к английскому переводу: Pachomian Koinonia. Vol. 3. Instructions, Letters, and Other Writings of Saint Pachomius and His Disciples. Kalamazoo, 1982. P. 3–5. 588 См.: Μγας Αντνιος. Αμμνας. A= μμων η Αμμνιος. Παχμιος. Παχμιου ελληνικο βοι. Πρτος βος. Παραλειπομνα. τερος βος// Βιβλιοθκη ελλνων πατρων και εκκλησιαστικν συγγραφων. Τ.40. Αθαι, 1970. Σ. 168. 589 Ср. суждение: «Сложной, если вообще разрешимой, является проблема понимания того тайного письма (или языка?), которым Пахомий пользовался в своих “Посланиях” и которое в 6-м “Послании”, дошедшем только в латинском переводе, названо spiritale alphabetum. По всей вероятности, речь идет здесь о тайнописи или тайном языке при устном общении, которые изобрел Пахомий и его ближайшие ученики для передачи информации, которую им хотелось скрыть от непосвященных» (Хосроев А. Л. Указ. соч. С. 28). 591 При обзоре посланий преподобного мы ориентируемся на английский перевод (см.: Pachomian Koinonia. Vol. III. P. 51–83), используя и греческий текст (см.: Die Briefe Pachoms. S. 99–110). 595 См.: Lefort L.-Th. A propos d’un aphorisme d’Evagrius Ponticus//Bulletin de lAcademie Royale de Belgique. 1950. P. 70–79. 596 См.: Veilleux A. La Liturgie dans le cénobitisme pachômien au quatrième siècle. Roma, 1968. P. 134. 597 Данное учение запечатлено в древнейших памятниках церковной письменности: «Дидахе», «Канонах святых Апостолов» и «Послании Варнавы». Подробно см.: Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. С. 57–58, 62, 116–117 (переизд.: Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. M., 2011. С. 83, 88, 156–157, 473–474, 477–478). 599 См. предисловие Л. Лефорта к изданию: Oeuvres de S. Páchôme et ses disciples//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Автор, по мнению И. Троицкого , опирался на те же источники, что и создатель первой греческой редакции «Жития», однако выбирал из них те, которые «были забракованы им, выброшены за борт, оставлены без внимания, как совершенно не заслуживающие вероятия. Менее критичный и более снисходительный в своих требованиях автор Паралипомена увидел в них нечто достойное исторической памяти и таким образом создал прибавление и добавление к главной βος». Написано произведение было, скорее всего, во второй половине V века 633 . Впрочем, можно отметить, что некоторые современные исследователи менее строги в своих суждениях об этом сочинении, полагая, что отдельные элементы древних преданий о преп. Пахомии включены в него, а поэтому пренебрегать им совершенно вряд ли целесообразно 634 . Во всяком случае, «Паралипомена» принадлежат к агиографической традиции пахомиевского монашества и, хотя отнюдь не является шедевром этого жанра, запечатлевает в себе некоторые черты ее, без которых наше представление о духовном мире древних иноков было бы, несомненно, неполным. Например, в самой первой главе этого сочинения передается интересный эпизод: однажды преп. Пахомий поручил «говорить с братьями» вместо себя преп. Феодору, «который был в монастыре двадцать лет». Тот «стал говорить им о вещах, им полезных». Но некоторые из наиболее «старых братий» возмутились тем, что их поучает «новичок», и удалились, объяснив свой уход Пахомию так: «Ты сделал ребенка учителем столь многих старцев и других братьев». На это преп. Пахомий указал им, что они впали в тот грех , из-за которого грех вошел в мир, то есть впали в гордыню, а поэтому «отнял у вас диавол всю вашу добродетель, – у вас, не знающих, что матерь всех зол – это гордыня». Подобных поучительных эпизодов в «Паралипомена» достаточно много, а без них наше видение мира древнего монашества остается явно неполным. «Послание Аммона» Это сочинение, состоящее из 36 глав, носит полное название «Послание епископа Аммона об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора» 635 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Теперь раскройте передо мною ваши сказания. Чем вы извините ваше почитание безсловесных? Слышал я, что вы стараетесь все это прикрыть иносказанием; но и в таком случае вы не почитаете Бога, а служите твари вместо Творца. Как бы ни был прекрасен мир, вы только должны удивляться ему, а не боготворить его, чести Зиждителя не отдавать созданию, так как вместо Зодчего не отдают чести зданию, не приписывают победной почести воину вместо вождя». Пристыженные философы смотрели друг на друга в недоумении. Преподобный Антоний видел их замешательство и продолжал: «Все это так представляется даже с первого взгляда. Но вы диалектики, не любите ничему верить без доказательств и, обладая искусством словопрения, хотите, чтобы и мы по убеждению доказательств почитали Бога. Скажите же мне: познание вещей и преимущественно познание Бога чем лучше и вернее достигается – умозаключениями или силою веры? И опять, что древнее – вера или убеждение доказательств? Разумеется вера, сказали философы, которая одна только доставляет познание твердое». Так, прибавил Антоний, потому что вера происходит от внутреннего расположения души не так, как ваша диалектика – изобретение человеческое. Значит в ком действует живая вера, для того излишни, даже совсем не нужны ваши доказательства. Мы верою понимаем то, до чего вы должны доходить вашими умозаключениями; даже часто, что мы понимаем, того вы и выразить не можете. Что ж после сего ваши софистические доказательства пред верою? Мы Христиане обладаем тайнами мудрости не от изучения еллинских хитростей, но силою веры, данной нам Богом чрез Иисуса Христа. Что сказанное мною справедливо, это видно из того, что мы, не учившись вашим наукам, знаем Бога, как Творца и Промыслителя. Что вера наша сильна, видно из того, что, утвержденные ею во Христе, всюду распространяемся; а вы, вооруженные вашим софистическим многословием, уменьшаетесь и исчезаете с вашими идолами. Вы вашими умозаключениями и софизмами ещё не обратили ни одного Христианина к язычеству; а мы успели победить ваши нелепые суеверия, и как? – только проповедуя веру во Христа, только заставляя признавать Его Богом и Сыном Божиим. Вы красноречием своим не положили препоны Христианству; а мы, именуя только Христа распятого, прогнали ваших демонов, которых вы чтите, как богов. Где только знамение креста, там безсильна магия, там не действительно чародейство».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В другой раз пришли к нему Диалектики. Между прочим разговором, они упрекнули его в том, что у него нет книг. Моя книга – природа вещей, отвечал Антоний. – Она всегда готова, как скоро мне захочется читать слово Божие. Скажите вы мне, что прежде было – разум или письмена? Конечно разум, отвечали диалектики, потому что никто другой был изобретателем и творцом письмен. Стало быть, сказал Антоний, у кого есть неповрежденный разум, тому не нужны и письмена. Еще пришли к нему мужи образованные по всем правилам мipckoй философии, уважаемые всеми за свою глубокую ученость. Разспрашивая Преподобного Антония об основаниях веры во Христа и вооружаясь хитрыми софизмами против искренних слов праведника, они между прочим дали волю своим насмешкам над учением о кресте. Тронутый старец умолк на короткое время, потом, изъявив свою глубокую скорбь об их ожесточении, так начал говорить: «Скажите мне, бедные мудрецы, что честнее, почитать ли крест Христов или мерзости богов, коим вы поклоняетесь? Скажите мне, мудрецы, не лучше ли проповедовать непременяемость и присносущность Слова Божия, приявшего тело человеческое для спасения нашего, для обожения природы нашей, нежели Божество уподоблять безсловесным и кланяться потом четвероногим, пресмыкающимся животным и идолам? А таковы все предметы поклонения вашего, мудрецы. Как вы можете порицать Христиан за то, что они исповедуют Иисуса Христа явившимся истинным человеком, когда вы, низводя бедную душу с неба, заставляете её витать в телах не только человеческих, но даже и скотских?» «Что же касается до креста, то скажите мне, не лучше ли терпеть и не страшиться никакого рода смерти, которую готовит нам нечестие, нежели разсказывать нам басни об Озирисе и Изиде, о коварствах Тифона, – о бегстве и пожирании детей Сатурна и об отцеубийствах? Все это, как видите, ваша премудрость! Притом, для чего вы, понося крест, молчите о воскресении? Для чего, упоминая о смерти крестной, не говорите о прозрении слепых, об исцелении бесноватых, об очищении прокаженных, о хождении по морю, о воскресении мертвых и о других чудесах, доказывающих Божество Иисуса Христа. Те, кои говорили о кресте, писали и о всем этом. Вы, кажется, нечистосердечно читали наши Писания. Но будьте внимательнее, – и вы увидите, что дела Иисуса Христа показывают в Нем Бога, пришедшего спасти человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Когда говорится о монашеском типе сознания, то под этим следует прежде всего подразумевать определенным образом организованное сознание. Эта особая организация сознания достигается практикой различного рода правил. Правило представляет собой фундаментальное и крайне емкое понятие, и, не входя в подробное рассмотрение этого понятия, мы коснемся здесь лишь некоторых его аспектов, непосредственно связанных с богослужебным пением. Прежде всего правило следует понимать как правило жизни, как порядок жизни, установленный благословением аввы и выполняемый его духовными чадами в качестве послушания. В этом смысле правило есть практическое осуществление послушания и жизненный нерв монашеской жизни. Правило – это и общий принцип монашеской жизни и конкретные правила, составляемые такими первоустроителями монашества, как Антоний Великий , Пахомий Великий , Савва Освященный, Бенедикт Нурсийский . В России традиция составления подобных правил – уставов монашеской жизни – была продолжена преподобным Нилом Сорским . Здесь крайне важно подчеркнуть, что в понятие правила входит не только определенная организация жизни, но и определенный порядок последования молитвенных текстов. Очень часто под правилом подразумевается именно определенная система молитвенных текстов, периодически повторяемых на протяжении суток изо дня в день. Предельно схематизируя исторический процесс, можно утверждать, что именно эти монашеские келейные правила, развиваясь и объединяясь между собой, превратились в конце концов в общую последовательность богослужебных текстов, образуемую суточным, седмичным и годовым текстовыми кругами, регламентируемыми Типиконом, который по сути своей есть не что иное, как Устав, или Правило. Таким образом, все последование богослужебных текстов, весь богослужебный текстовой континуум есть максимально расширенное и всеобъемлющее молитвенное правило, включающее в себя не только практически все ветхозаветные и новозаветные тексты, но содержащее также и молитвенные тексты, посвященные памяти святых, чудотворным иконам, церковным праздникам и другим событиям церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Преподав устав, ангел добавил, что дает его таким, «чтобы и слабые удобно, без отягощения могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе». И «устав дал я тем, у которых ум еще не зрел, чтобы они хотя, как непокорные рабы по страху к господину, выполняя общее правило, достигали свободы духа» . Устав преподобного Пахомия Устав от ангела был получен преподобным Пахомием, когда он проходил подвижническую жизнь под руководством старца Паламона. Это был прославленный строгостью жизни отшельник. Многие к нему приходили, но не многие могли остаться, не выдержав строгости жизни старца. И когда Пахомий пришел к нему, чтобы стать монахом, Паламон отговаривал его, рассказывая о своей суровой жизни. Здесь встречается один из тех образцов монашеских правил, которыми еще до появления устава преподобного Пахомия руководствовались египетские монахи: «Во всякое время мы бодрствуем половину ночи, размышляя о слове Божием; очень часто мы остаемся с вечера до утра работать своими руками, делать веревки, чтобы бороться со сном и снабжать себя тем, что нужно для поддержания нашего тела. То, что остается сверх нашей нужды, мы отдаем бедным. Что же касается того, чтобы есть масло или что-нибудь вареное, пить вино, мы не знаем, что это значит. Мы постимся всякий день до вечера в продолжение летнего времени, а зимою мы постимся по два дня подряд или по три. Правило общих молитв – 60 раз молиться днем и 60 раз ночью, кроме тех молитв, кои мы творим в каждое мгновение и коих счета мы не знаем» . Правила были разнообразные. Иногда иноки сами их меняли. Или могли вовсе уйти из мест своего пребывания. О таких лжемонахах пишет в своих наставлениях святитель Василий Великий, призывая их лучше оставить отшельничество и собираться в общины, потому как некоторые самочинные отшельники, наложив сами на себя строгие правила, не могли им следовать и возвращались в мир, служа соблазном для людей. Основанная преподобным Пахомием Тавеннисская обитель, с которой началось устроение им монашеских поселений, и все последующие стали образцом общежительного строя, который оказался наиболее спасительным для большинства приходящих.

http://pravoslavie.ru/31506.html

Отец Пахомий с братией на обратном пути как раз поспели к погребению матушки Александры. Отслужив Литургию и отпевание соборно, великие старцы похоронили первоначальницу Дивеевской общины у алтаря Казанской церкви. Весь этот день шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не остался даже обедать в женской обители, и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. Читайте также: Великий Серафим – святой Саровской пустыни По святым местам Дивеева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 октября, 2019 3 октября, 2019 21 мая, 2021 18 апреля, 2021 11 июня, 2020 20 мая, 2020 27 апреля, 2020 25 апреля, 2020 17 апреля, 2020 8 октября, 2019 3 октября, 2019 21 мая, 2021 18 апреля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/prepodobnaya-aleksandr...

Но для достижения такой цели необходим еще тяжкий подвиг телесной аскезы и духовный труд по очищению себя от скверны греховных страстей, без которых немыслимо никакое подлинное богомыслие. Однако описание пути избавления от страстей, как и разработанная «психология греха», отсутствует в произведении св. Серапиона, ибо сам жанр «энкомия» не способствует подобному анализу. Тем не менее они, несомненно, предполагаются, ведь «для христианского анахорета важно не деяние, а источник, из которого оно вытекает. Он уединялся и замыкался в себе, чтобы “очистить внутреняя стклянницы”, чтобы достигнуть совершенной чистоты духа, не омрачаемой ни одною дурною мыслию, ни одним дурным движением чувства или воли. Для достижения этого необходима упорная борьба с дурными мыслями и чувствами. Задача внутреннего очищения сосредоточивала все внимание подвижника на внутренних движениях духа, уединение и замкнутость этому содействовали, необходимость борьбы с греховными поползновениями побуждала искать точек приложения для воли и средств, которые давали бы возможность владеть воображением и всевозможными видами похоти. Не удивительно, что в этих условиях изощрялась психологическая наблюдательность. Но психология страстей, разработанная в аскетической литературе, есть дело скорее коллективного, чем индивидуального творчества. Это – опыт отцов, сокровища которого тщательно собирались и сохранялись отчасти в памяти духовных руководителей монашества, отчасти в различных сборниках и специальных аскетических произведениях» 582 . Данный опыт психологии борьбы с грехом, одновременно и соборный, и личный, остается у св. Серапиона на заднем плане, хотя, вне сомнения, присутствует. Эта, так сказать, «кухня духовной жизни» не стоит в центре его внимания, ибо задача его другая – показать великолепие тех «кушаний», которые приготовляются на этой «кухне», и предложить отведать их желающим вкусить от плодов небесной сладости, взращенных на ниве подвижничества тяжким трудом и многим потом. Эту свою задачу св. Серапион, без всякого сомнения, выполнил, и его похвала иноческой жизни представляет собой, безусловно, один из самых блестящих по форме и глубоких по содержанию памятников древнецерковной аскетической письменности. II. Преп. Пахомий Великий и его сподвижники как церковные писатели

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебреженна еще более...» 383 . Преподобный Пахомий Великий видел монахов последних времен в какой-то очень глубокой, крутой и мрачной яме: «В этом рву ходили в бесчисленном количестве иноки, не различая один другого и наталкиваясь друг на друга. Некоторые делали страшные усилия, чтобы выйти из этого рва. Одни успевали достигнуть половины глубины, но потом стремглав падали. Другие скатывались вниз, когда уже успевали достигнуть самых верхних пределов рва. Многие от слабости падали. Многие жалостно взывали о сострадании. Некоторым удавалось, наконец, добраться до самой верхней точки этой бездны, до самого отверстия...». Затем Господь открыл преподобному Пахомию, что «настанет время, когда вера ослабеет и пороки усилятся. Нерадение и пристрастие к чувственным благам будут отличительными чертами иноков того времени. Духовный мрак усилится... Истинных подвижников станет очень мало. Они не будут иметь руководителей и должны будут сами себя возбуждать к деланию добра и удалению от зла. Конечно, их подвиги будут иметь мало цены по сравнению с подвигами первых монахов. Однако они получат награду наравне с первыми, потому что им придется немало страдать, перенося тяжелые для иноков условия современной им жизни...» 384 . Как наивно звучат на фоне этих древних пророчеств слова современного инока: «...предание послушания 385 может быть восстановлено в любую, даже самую страшную эпоху, даже «на заре третьего тысячелетия». Для восстановления послушничества (а значит, и старчества) не нужно многого. «...» Нужно лишь одно: чтобы кто-то решился на смерть – смерть ради Христа...» 386 . Неужели же в эпоху глубочайшего духовного оскудения, которое в таких страшных образах было приоткрыто древним отцам, один из высочайших монашеских подвигов – всецелое послушание старцу – может оставаться все в той же силе и полноте? Но что значит тогда откровение святому Пахомию о том, что в последние времена не будет руководителей и большинству монахов придется самим возбуждать себя к деланию добра? Да ведь и мы воочию видим сегодня, как эти откровения сбываются со всей точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010