Преподобный Антоний Сийский был сыном богатых и благочестивых земледельцев Новгородской области. Учась грамоте, он учился иконописанию. По смерти родителей служил у одного боярина, по совету которого женился. Через год жена его умерла, и он покинул мир и отправился в Пахомиеву пустынь, в каргопольских пределах. На пути явился ему некий старец во время сна и, вручив крест, сказал: «Возьми крест свой и подвизайся!» Св. Антоний постригся, будучи 30-ти лет. С усердием проходя все послушания, он прежде всех являлся в храм на молитву и постоянно имел в сердце память о смерти и суде. Но любя уединение, св. Антоний с двумя из братий удалился из монастыря искать пустынное место. Зверолов указал им на Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекой Сией. здесь поставили они часовню и келлию. По времени число учеников у св. Антония умножилось, построен был храм и основан монастырь. Местный образ для храма был написан им самим. Антоний скончался восьмидесятилетним старцем в 1556 г. Мощи его почивают в соборном храм обители под спудом. Преподобный Нил Столобенский. Читать о нем под 27 мая. Преподобный Павел большую часть своей подвижнической жизни провел в странствовании по св. местам; любил предаваться уединенной молитве на горах и в пустынных местах. На горе, близ Константинополя, он и скончался. О преподобном Иоанне постнике , подвизавшемся в лавре св. Саввы, читай под 30 марта. Преподобный Иоанн Постник Печерский подвизался в XIII веке. Мощи его – в Антониевой пещере. Мученик Афинодор пострадал во время Диоклетианова гонения на христиан. Его мучили всячески, но он с такой твердостью переносил мучения, как бы совершенно не чувствовал их, и многие, видя такое чудо, уверовали во Христа. Правитель приказал обезглавить святого; но лишь поднял меч над его головой палач, как сам упал замертво, а св. мученик, помолившись, скончался. О Селигерской иконе Божией Матери читать под 27 мая. 8-е число Преподобный Патапий происходил из Фив, в Египте. Там в пустыне он и подвизался. Избегая славы, удалился в Константинополь и поселился близ Влахернской церкви. Здесь св. подвижник получил дар чудотворения, – исцелял больных и изгонял бесов. Скончался в глубокой старости. Жил в VII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Преподобный Давид Солунский Аудио С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес­ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле­довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо­настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре­рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по­стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя­щенным Писанием и житиями святых. Особое его восхищение вызывали святые столпники Си­меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин­дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж­ник терпеливо переносил лю­бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч­ной опоры, которую имели свя­тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет­ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз­носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий. Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав­лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави­ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да­вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова­нии и благодарственных песнопениях.

http://pravoslavie.ru/54697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас [Максим Кавсокалив; греч. Μξιμος Καυσοκαλβης; Καψοκαλβης, Καυσοκαλυβτης] (ок. 1270, Лампсак, М. Азия - ок. 1365, Афон), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. В поздневизант. агиографической традиции прозвище М. К. передается как Кавсокалив, «сжигающий каливы», т. е. хижины или шалаши (или реже как Капсокалив), и остается преобладающим в поствизант. период. В рус. традиции за этим святым утвердилось вторичное прозвище Кавсокаливит (т. е. житель афонской местности Кавсокаливии, к-рая в свою очередь была названа в честь М. К.), оно встречается также в некоторых совр. греч. источниках и изданиях. М. К., по мнению известного итал. исследователя А. Риго,- один из самых значительных представителей среди афонского монашества XIV в. ( Rigo. 2005. P. 182; ср.: Idem. 1986. P. 11). Тем не менее до последнего времени ему уделялось незаслуженно мало внимания ( Idem. 2005. P. 182; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 22). Наиболее полные просопографические очерки с глубоким анализом агиографических текстов, посвященных М. К., и его учения принадлежат Риго и еп. Каллисту (Уэру) ( Rigo. 2005; Kallistos (Ware). 1988). Недавно афонский мон. Патапий Кавсокаливит составил наиболее полный свод сведений о М. К., включающий подробное описание всех Житий преподобного и их переводов и парафраз, а также гимнографических текстов и иконографии ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010). Источники Свидетельством особого почитания М. К. на Афоне в кон. XIV - 1-й четв. XV в. стало достаточно необычное явление: за этот короткий период было составлено 4 Жития М.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

Памвон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Памфалон и Памфамир, мучч. Халкидонские при Максимиане, с Солохоном. 17 мая. Памфил пресв., Валент диакон, Павел и др. мучч., постр. в Кесарии Палестинской от Фирмилиана в 309 году. 16 февр. Памфил и Капитон мучч. 12 авг. Панкратий священномуч., еп. Тавроменийский, ученик ап. Петра. 9 февр. и 9 июля. Пансофий, муч. Александрийский при Декии, ок. 250 года. 15 янв. Пантелеимон, или Пантолеон, безмездный врач, муч. Никомидийский, ок. 305 года. 27 июля. Панхарий, муч. Никомидийский, ок. 302. 19 марта. Папий, муч. Диррахийский при Траяне, с Перегрином и др. 7 июля. Папий, муч. Коринфский 252 г., с Викторином и др. 31 янв. Папий, Диодор и Клавдиан мучч., постр. в Перге Памф. при Декии от Павлина. 3 февр. Папий воин, муч. Римский ок. 305 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Папий, пли Папа, муч. Ликаонский при Максимиане. 16 марта и 14 сент. Папп, еп. Китрский (в Кипре). Субб. с. Папила, диакон Фиатирский, муч. Пергамский при Декии, с Карпом еписк. и др. 13 окт. Парамон, и с ним 370 мучч., при Декии. 29 ноября. Параскева, муч. Римская при Нероне, с сестрою Фотиной Самаряныней. 20 марта. Параскева, преподобномученица при Антонине. 25 июля. Параскева, великомученица Иконийская при Диоклетиане. 28 окт. Параскева, преподобная Сербская. 14 окт. Пард, отшельник горы Арион. 15 дек. Паригорий, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Пармений, пресв. Вавилонский, муч. кордувский ок. 251 г., с еп. Полихронием. 30 июля. Пармен, ап. из 70, с Прохором, и др. 28 июля. Парод преп., муч. Болгарский, с Мануилом и др., ок. 815 года. 22 янв. Парфений, еписк. Лампсакский, сконч. при Константине Вел. 7 февр. Посикрат и Валентин, мучч. из Доростола. 24 апр. Пассарион, преп. Иерусалимский, ранее 5 века. В субб. сырную. Патапий, преп. Египетский. 8 дек. Патермуфий, из 156 мучч. Тирских при Диоклетиане от Ветурина. 17 сент. Патермуфий и Коприй препп., и Александр воин, мучч. Египетские при Иулиане, и Патермуфий и Коприй, препп. Египетские 4 в. 9 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Родители ее, видя великое и преславное чудо это, весьма обрадовались и поспешили идти в обитель, боясь, чтобы опять не пострадать на дороге за медленное шествие. Придя в обитель, припали ко святому гробу милостивого исцелителя, прося у него прощения о своих согрешениях и, воздавая ему великую благодарность, что сотворил великую свою милость с ними; затем попросили отслужить молебен. Тогда больная получила совершенное исцеление и рассказала всем о великом и преславном том чудотворении преподобного отца Александра, как он явил на ней милосердие свое, как чадолюбивый отец, наказал ее и после помиловал. И воздали все прославление Господу Богу и дивному в чудесах угоднику Его, преподобному Александру. Исцелившаяся с великою радостью возвратилась в дом свой, славя Бога и угодника Его, сотворившего с нею милость. Чудо о муже расслабленном Один человек, по имени Патапий, живший верст за четыреста пятьдесят от обители Преподобного, года три находился в расслаблении, имея при этой болезни сильно чрезмерный сон, от которого, а равно и от расслабления, он подвержен был безпамятству. Однажды, придя в чувство, пожелал он сходить в обитель преподобного, так как слышал о многих чудесах, бывающих у гроба его, и озаботился, как ему поскорее достигнуть обители преподобного и цельбоносного гроба его и там получить исцеление. И вот отправился он в путь, проходя с места до места, странствуя с великим трудом по причине болезни. Не доходя восьми верст до обители преподобного, сильно изнемог. Желая немного отдохнуть, опустился на землю и, стесняемый своею болезнию, он недоумевал, что ему делать и откуда в странствии получить себе помощь; так он ослабел силами, что не мог и с места двинуться. И начал он плакать и рыдать, что не в состоянии добраться до обители милостивого целителя и любителя странников; мысленно же обратился к нему с такою молитвою: «О преподобне отче Александре, помози ми, и избави мя от недуга сего тяжкаго, и даждь ми видети честную и многоцелебную раку мощей твоих». О, какой скорый предстатель и врач, обилующий целебным даром! Лишь только подумал больной призвать его на помощь, как он, по находящейся в нем обильно благодати Духа Святаго, уразумев мысли его, тотчас же является к нему на помощь, показуя ему дорогу к неисчерпаемому источнику исцелений, говоря так: «Человече! Аще хощеши получити исцеление, то иди во обитель Пресвятыя Троицы и приложися ко гробу моему, и желаемое получиши, и воздаждь славу Богу». Сказав это, сделался невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

3 . 11 литографированных в России снимков с изображений, находящихся в книгах церковных, греческих и арабских. 4 . 34 листа на которых помещены снимки с следующих афонских икон: 1. Перстосложение на иконах. Он же. Из Афонопавловск. монастыря с образа, писанного на стекле. Господь Вседержитель. Еммануил, – Нен17;, из Афонской лавры. Божия Матерь. Подобие иконы Божьей Матери Скоропослушницы. Подобие иконы Божьей Матери Достойно есть. Святой архангел Михаил. Святой архангел Гавриил. Из иконы Собор св. Архангелов в Руссике. Святой Иоанн Предтеча. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Святой апостол Петр. Святой апостол Павел. Два рисунка с древней медной иконы. Святой Феодор Стратилат и святой Феодор Тирон. Образ серафима. Мучение св. Георгия. Рисунок диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Из Диптиха (т.е. помянника) в Кутлумуше. Часть железного щита св. мученика Меркурия в монастыре Пандократорском. Катапетазма (занавес) царя Ивана Васильевичи Грозного и подпись под ней. Шитый образ Божьей Матери на катапетазме (завесе) царя Ивана Васильевича Грозного. Николай чудотворец. Столешник Андроника Деспота в Ватопеде. Надписи на столешнике Андроника Деспота. Господь Вседержитель. Образ пресв. Богородицы. Святитель Николай. Свящевномученик и целебн. Пантелеимон и пресв. Богородица, все написаны красками; еще священномученик Пантелеимон на бумаге. Все последние изображения помещены па 5-ти листах. 5 . 24 листа афонской живописи стенной, на которых представлено следующее: 1. Господь Вседержитель. Фрески в трапезе монастыря Хиландарь на Афоне. Святой пророк Илия Фесвитянин. Апостол Филипп. Димитрий великомученик. Георгий великомученик. Артемий великомученик. Прокопий великомученик. Святой бессребреник Дамиан. Св. Николай архиепископ Мир Ликийских. Святой Патапий. Преподобный Моисей Мурин. Живопись Фралга 1560 года, на западной стене соборного придела в Афонской Лавре. Изображение притчи: Премудрость созда себе дом, в нартике Хиландарского собора. Стенное изображение св. пророка Илии, возносящегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

- Профессор Пражков, что Вы испытали, когда первые фрагменты древней живописи стали показываться из-под верхнего слоя? - Мы забыли о сне и о еде. Если начинали работать над одним образом, то уже не останавливались до тех пор, пока не открывался весь лик. Каждый новый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо. Святитель Василий Великий - А что изображено на фресках? - В алтаре - в апсиде святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, мелисмос (композиция, распространившаяся, по мнению Г.Бабич, в конце XII в.), или раздробление агнца, выше во втором регистре - убрус с Христом - Эммануилом (до пояса) с благословляющей десницей и св. апостолы Петр и Павел по сторонам от него в рамках, на своде Вознесение, в боковых алтарных компартиментах - свт. Николай, прп. Патапий, на предалтарних столбах - Благовещение, остатки Преображения, Лонгин воин из Снятия с креста, на стенах и колоннах - святые Феодор Стратилат, Димитрий, преподобные Антоний, Евфимий Великий, царь Константин - Что Вы можете сказать о художественном стиле? - Абсолютный аналог я нашел пока только для Иоанна Златоуста в ц. Георгия Хостос в Линдосе на о. Родос. Это византийский стиль, характерный монументальной живописи комниновского периода (XI-XII вв.). - Когда же, по Вашему мнению, построена церковь и выполнены фрески? - И по историческим, и по стилистическим соображениям, храм был построен и расписан в промежуток от 80-х гг. XI века до 80-х XII века, когда Болгария, как вы помните, входила в состав Византийской империи (1018-1195 гг. -А.Н.). - Как складываются в Болгарии отношения между церковной и государственной музейной собственностью? - Учитывайте, что таких проблем, как у вас здесь не было и нет. Монастыри всегда принадлежали Церкви. Раз государство дает деньги на реставрацию, Церковь обычно не препятствует проведению этих работ. Однако, реставраторам не всегда удается договориться с духовенством. Например, в Риле очень трудно - сменилось священноначалие, и реставраторов перестали допускать к работам, приходилось возвращать государству целевые деньги.

http://pravoslavie.ru/40536.html

Характеристика образа П. обоих чинов сходна: седовласый старец с клиновидной бородой средней длины, различается в основном составом одежд и атрибутами (П.-епископ облачен в фелонь, омофор, в руках держит Евангелие). В рус. иконописных подлинниках сведения об облике П. представлены в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Потапий сед, брада аки Власьева (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.); обема рукама держит свиток, ряска дымчата, лазорь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 50). К этому тексту восходят описания в подлинниках Палехской редакции нач. XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208) и сводной редакции XVIII в. ( Большаков. Подлинник иконописный. C. 55), оба с уточнением: «риза преподобническая». Изображение в лицевой части подлинника из собрания С. Т. Большакова соответствует описанию в части месяцеслова (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 55). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) дает пространное описание облика П., основанное на его Житии: «Глубокий старец египетского типа, с большой седой бородой, лицом худ и бледен, так как был в затворе; одежда: власяница, подпоясанная ремнем, мантия, на голове куколь. Можно писать и хартию, по сказанию Жития: «Безмолствоваше, аки в пустыни, не знаемый быв никомуже, точию единому Богу, ведущему сущыя Своя, и Тому Единому собеседоваше непрестанною молитвою»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 97). Упоминание П. в ранних месяцесловах и подлинниках под 8 дек. как единственного святого (позже - 1-го в списке святых, память к-рых празднуется в этот день) определило устойчивое включение образа преподобного в иконные и гравированные минеи. П. изображен, напр., на иконах на дек. из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 61) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. С. 39-40. Кат. 33.4; С. 50-51. Кат. 35.4).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

м. был построен каменный однокупольный Афанасиевский храм вместо бывш. часовни. Архиеп. Мефодий в 1818 г. инициировал в Синоде процесс канонизации свт. Афанасия Патиллария. В июле 1825 г. в обители скончался бывш. архиеп. Тобольский и Сибирский Амвросий (Келембет) , проживавший в ней с правом управления в 1823-1825 гг. С 1843 г., когда архимандрития была упразднена, монастырем управляли наместники Полтавского архиерея. 13 нояб. 1875 г. в обители была открыта псаломщическая школа для детей-сирот из семей лиц духовного звания. В 1901 г. М. м. получал оклад из казны в размере 1249 р. Назначенный в 1910 г. наместником обители архим. Александр ( Петровский ; впосл. епископ) добился преобразования обители в самостоятельную и с 1911 г. титуловался уже настоятелем. Архим. Александр упорядочил архив, назначил архивариусом иером. Иосифа (Зеленского). С переездом архиеп. Александра в 1917/18 г. в Полтаву настоятелем стал архим. Амвросий. В ночь на 19 авг. 1919 г., накануне престольного праздника Преображения Господня, по обвинению в оказании помощи частям Белой армии архим. Амвросий был расстрелян красноармейцами. Вместе с ним были убиты 16 насельников обители: иеромонахи Аркадий, Иоанникий, Иона, Иосиф, Никанор, Афанасий, Феофан, Серапион, Никострат, иеродиакон Иулиан, монахи Иоанникий, Герман, Назарий, Парфений, Патапий, Доримедонт. Синод УПЦ 8 мая 2008 г. принял решение о их прославлении в Соборе преподобномучеников Мгарских (день памяти 6 авг.). В 1923 г. обитель была захвачена раскольниками, все насельники, не поддержавшие их, изгнаны. В сер. 20-х гг. XX в. в кельях размещалась загородная резиденция главы местных раскольников Ф. И. Булдовского. В нач. 30-х гг. на территории М. м. был создан интернат, где содержались дети «врагов народа», с 1937 г.- дисциплинарный батальон, с 1946 г.- войсковые склады, с 1985 г.- пионерский лагерь. В 1993 г. здания М. м. возвращены Церкви. Первым настоятелем стал архим. Филипп (Осадченко), хиротонисанный 30 дек. 2001 г. во епископа Полтавского и Кременчугского (ныне митрополит), оставаясь священноархимандритом мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Календарь Материалы 20 декабря 2012 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения. [Интернет-журнал/Колонка главного редактора] Антон Поспелов Я очень доволен нашими хористами: они по-настоящему самоотверженно провели этот месяц. График был тяжелейшим: за 22 дня мы побывали в девяти городах Америки, – и за всё это время у них был только один выходной. [Гость сайта] Анастасия Рахлина За блистающими архиерейскими ризами, пышностью богослужений и внешней устроенностью жизни скрывается много скорбей и трудностей. Это тот крест, – ежедневное умирание за паству, – который возлагается в хиротонии на архиерея, – сказал год назад Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к новому епископу Русской Церкви. Возглавивший только образованную Покровскую и Николаевскую епархию владыка Пахомий запомнил эти слова навсегда. [Интернет-журнал/Культура] Александр Богатырев Майкл рассказал: «Я ходил по берегу океана и говорил: “Иисус, сделай так, чтобы я перестал быть наркоманом. Помоги мне. А я буду всегда славить Твое имя и всем рассказывать о Тебе”. И Он помог…» [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Однажды он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» Преподобный узнал, где находится озеро, и, придя туда, был поражен его красотой: в середине озера – покрытый густым лесом остров. Там святой нашел небольшую гору и выкопал пещеру. [Встреча с Православием/Православная библиотека] А вот случай из жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Как-то раз отец Иоанн послал прихожанку храма святителя Николая, в котором он служил в те годы, за краской. Была зима. Возвращается она из города с краской, сошла с поезда на полустанке, а транспорта, чтобы добираться в деревню, в которой служил батюшка, нет. И начала она всем святым молиться. Вдруг появляется дедушка на санях. Подвез ее до начала деревни и уехал.

http://pravoslavie.ru/archive/121220.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010