Когда, наконец, Иван устроился на хорошее место к благочестивому купцу, тот был так тронут чистотой и честностью юноши, что решил женить его на своей дочери. Но Господь призвал молодого человека к другому пути: однажды Иван получил письмо от сестры-монахини. Та написала ему про скит Оптиной пустыни, который славился старцами. Иван отправился туда на богомолье, а затем и вовсе остался. Преподобный Варсонофий вспоминал: «Когда мне было тридцать пять лет, матушка обратилась ко мне: «Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдёт». За послушание я исполнил желание матери… В этот день у одних знакомых давался званый обед. «Ну, – думаю, – с кем мне придётся рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор». И вдруг рядом со мной, на обеде, поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завёл со мной беседу о молитве Иисусовой… Когда же обед кончился, у меня созрело твёрдое решение не жениться». Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) Когда юному Николаю (преподобному Нектарию) исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. У горожан был благочестивый обычай советоваться с ней во всех важных делах. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину пустынь к старцу Илариону. Перекрестила его и дала чай в дорогу. Хозяин отпустил юношу в Оптину, а Николай там и остался. Уже в том, складывается у человека семейная жизнь в миру или не складывается – можно видеть Промысл Божий об этом человеке. Преподобный Анатолий (Потапов) говорил: «Молись, дитя, и Бог укажет тебе твой путь. Я сам одиннадцать лет жил в мире с матерью после того, как уже твердо решил идти в монастырь. А вот пришло время, и Бог помог осуществить мне мое желание. Другой и женится, но если Богу угодно, Он все-таки призовет его к Себе. Овдовев вдруг, примет монашество, и таким образом, в конце концов он найдет свою настоящую дорогу. Итак, молись, дитя мое, Бог просветит тебя и укажет твой истинный путь».

http://pravoslavie.ru/56923.html

Сказав это, Сын Божий оставляет землю, дав ученикам повеление идти и проповедовать Евангелие всей твари даже до края земли. Мы знаем из Священного Писания случаи, когда Господь откладывал уже назначенные события. Так гибель Ниневии, определенная проповедью Ионы через 40 дней, покаянием царя и горожан отложилась еще на 150 лет. По поводу того, что конец не наступил в 1922 году, в книге «Россия перед Вторым пришествием» приводится мнение о важном значении Земского собора во Владивостоке в июле-августе 1922 года. На этом соборе приносилось покаяние от лица России за отступничество. В книге высказывается мнение, что этим было вымолено у Бога продолжение истории. В августе 1922 г. Великий князь Кирилл Владимирович Романов объявляет себя «блюстителем Русского Престола». Таковы ли причины промыслительных деяний Божиих или нет – едва ли нам дано знать. Одновременно с грозными пророчествами о конце еще тогда, в начале века, идет как бы другая цепочка пророчеств о том, что всё еще восстановится. О восстановлении православной России говорил св. Иоанн Кронштадтский , как и тот же старец Варнава Гефсиманский . Еще ранее говорил об этом прп. Серафим Саровский , а потом и оптинские старцы – прп. Анатолий (Потапов) и прп. Нектарий. Об этом же говорил и старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (†1949 г.), в годы Второй мировой войны простоявший, подобно прп. Серафиму Саровскому , 1000 дней и ночей на камне в молитве за Россию. Так удивительно сочетается в России ожидание конца и ожидание еще и особой милости Божией и восстановления веры. А вот еще один, так напряженно ожидавшийся год, этому уже мы все свидетели – год 1992-й. Семь с половиной тысяч лет от творения мира по библейской хронологии. На этот год указывал прп. Нил Мироточивый: «Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда! До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом!» Мрачные пророчества о 1992 годе нам всем памятны. Об особенных событиях, имеющих произойти в этот год, говорил иеромонах Петроний из Румынского скита на Афоне в 1989 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В том же 1916 году посетил Оптину пустынь князь Н.Д. Жевахов, желавший посоветоваться со старцем – идти ли ему в монастырь или принять предложение Государя стать товарищем Обер-прокурора Святейшего Синода. В начале беседы князь сказал старцу: «– Иной раз так тяжело от всяких противоречий и перекрестных вопросов, что я боюсь даже думать... Так и кажется, что сойду с ума от своих тяжелых дум. – А это от гордости – ответил отец Анатолий. – Какая там гордость, батюшка, – возразил я, – кажется мне, что я сам себя боюсь, всегда я старался быть везде последним... – Это ничего, и гордость бывает разная. Есть гордость мирская – это мудрование; а есть гордость духовная – это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагают да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от него то, что он может дать, а большего не требуй... Наш учитель – смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия это всё... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: “Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия”. Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, – тогда рассеются пред тобою тучи, и выглянет солнышко, и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе» 536 . Что касается должности товарища Обер-прокурора, то отец Анатолий сказал: «Коли Царь зовет, значит – зовет Бог. А Господь зовет тех, кто любит Царя, ибо Сам любит Царя и знает, что и ты Царя любишь... Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия... Береги его, ибо им держится земля Русская и вера Православная... Молись за Царя и заслоняй его от недобрых людей, слуг сатанинских... Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России» 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анатолий II Оптинский, преподобный Преп. Анатолий (Второй или Младший, чтобы не путать с преп. Анатолием (Зерцаловым); в миру — Потапов Александр Алексеевич; 1855 — 1922) — келейник преп. Амвросия (выполнял это послушание вместе с преп. Нектарием), затем — преп. Иосифа. Окормлял преимущественно мирян. О. Сергий Четвериков писал о нем: «Отец Анатолий и по своему внешнему согбенному виду, и по своей манере выходить к народу в черной полумантии, и по своему стремительному радостно-любовному и смиренному обращению с людьми напоминал преподобного Серафима Саровского. В нем ясно чувствовались дух и сила первых великих Оптинских старцев». Будущий старец родился в купеческой семье. Занимался торговлей, был приказчиком. Его мать не хотела отпускать сына в монастырь, и уйти в иноки он смог только после ее кончины. В 1914 г. к старцу Анатолию для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна. В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев), еп. Трифон (Туркестанов), прот. Валентин Свенцицкий, сщмч. прот. Николай Загоровский, свящ. Павел Флоренский. В 21 году его арестовывают, но он быстро возвращается в монастырь. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, старец попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ana...

Нет, семья — нечто большее. Это когда, даже видясь на работе каждый день (завод-то один, градообразующий), все равно не устаешь от человека. Он тебе и друг, и советчик, и, наконец, с ним просто комфортно молчать! У одних это есть, другие всю жизнь вместе — и ничего подобного не обрели! Как-то встретила на улице стариков, так дедушка бабушку пилит и пилит: «Принеси кроссворд, принеси кроссворд». Принесла, а он ей: «Почему не такой принесла?!» А однажды в метро видела другую пожилую пару. Сидели, переговаривались, смеялись, у нее хоть и зубов уже нет, а все равно глаза горят! А над ними висит реклама модной выставки, и с нее смотрит кукольного вида модель: яркий макияж, эффектный наряд... И вот под этим плакатом — дед с бабкой радуются чему-то своему, искреннему. И пожилую женщину ничуть не смущает, что ее красота отцвела. Вот кто из них счастливее? И что это за рецепт счастья? Нет никаких рецептов, мне кажется. Юлия, Москва Выходи замуж тогда, когда почувствуешь, что жить без него не можешь. Я знаю случай такой: муж был на войне, его убили. Жена в этот же час и умирает дома. Вот тогда только и выходи. Оптинский старец Анатолий (Потапов) (1855—1922) Если колеблешься, дочь, то знай, что ты скорее за брак, чем за монастырь. Монашеская жизнь для тех, у кого нет колебаний. Святой Савва не думал надвое. Ни святая Феодора, ни Ксения, ни Евфимия, ни все прочие, бывшие истинными подвижниками монашеской жизни. Большинство этого принять не могут, но лишь те, кому это дано. Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881—1956)   Оля и Саша Я с самого детства мечтала выйти замуж, иметь большую семью. Перед глазами был пример моей мамы: а у нее шесть своих и трое приемных детей. Брак — это была идея фикс, но сейчас мне ясно, что кроме эгоизма в ней ничего не было: я хотела для себя все самое лучшее — беспроблемную жизнь, любящего мужа да послушных деток! Однажды летом мои чаяния вроде бы стали сбываться: к нам в город приехал молодой человек из Германии. Оказалось, что мы с ним очень похожи во взглядах на жизнь. Мы стали дружить. И ничего на свете меня не интересовало, кроме моего друга: церковь, родные, друзья — все стало глубоко безразлично! Я была как будто больна.

http://foma.ru/pisma-o-zamuzhestve.html

Святой Анатолий Оптинский: Мудрость в простоте Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа, 2013 Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа — память преподобного Анатолия Оптинского Небольшого роста, слегка сгорбленный отец Анатолий (Потапов) у всех, кому доводилось бывать в Оптиной Пустыни в начале XX в., оставлял впечатление радостное, светлое. Протоиерей Сергей Четвериков, побывав у старца несколько раз, отмечал в своих записках: «Около него создалась та особенная духовная атмосфера любви и почитания, которая окружает истинных старцев и в которой нет ни ханжества, ни истеричности… В нем чувствовался дух и сила первых оптинских старцев». На фотографиях тех лет его можно увидеть среди братии в обыкновенной поношенной ряске, без каких-либо признаков величия или особой аскетической сосредоточенности. Маленький, ясный с детской непосредственной улыбкой он воплощал в себе народность притекавших к нему из окрестных губерний орловских, тульских, белевских и калужских крестьян. В Оптиной батюшку так и прозвали — «Маленький», чтобы отличать его от о. Анатолия (Зерцалова) — начальника скита. Но с годами «Маленький» вырос в истинно всероссийского старца, утешавшего и укреплявшего народ перед ожидавшими Россию потрясениями. Невеста или «маму надо слушаться» Как часто порывы, по-видимому, благие, продиктованные лучшими намерениями, могут оказаться опасными. Особенно это случается в молодости, когда нет еще ни достаточного опыта, ни связанной с ним осторожности. Казалось бы, чего проще: поделись со старшими, поступи сообразно их совету, но самые простые решения тому, кто увлечен, кажутся не приводящими к цели.

http://pravmir.ru/anatolij-optinskij-mud...

Скачать epub pdf Письмо 1 Многоуважаемая о Господе С.Н., мир Вам и супругу вашему, и Божие благословение. Усердно кланяюсь вам и от души благодарю вас за ваше поздравление и добрыя пожелания. Извещаю вас, что если буду здоров, то предполагаю выехать к вам в Москву вечером в воскресение 12-го, если можно и удобно, то примите меня грешнаго; если для вас не стеснительно. Будьте вы здоровы и Богом хранимы. Остаюсь убогий грешный и недостойный Иеромонах Анатолий. Письмо 2 Достопочтенные о Господе А.С. и С.Н. Сегодня 14 вернулся в Оптину благополучно и в добром здравии, в Туле и Белеве трудов было много, и где останавливался, тоже причинял немало беспокойств и хлопот. В бытность мою в Москве много причинил вам хлопот и забот и неприятностей, прошу усердно вас простить меня и о. Нестора, за вашу любовь и труды милосердный Господь ниспошлет великую свою милость, спаси вас, Господи, за все, храни вас Царица Небесная во вся дни живота вашего. Спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. О. Нестор шлет вам сердечный привет, и за все спаси Господи. Остаюсь убогий, грешный, недостойный Иером. Анатолий. Поздравляю вас со святым постом и желаю вам всех благ, милостей от милосерднаго Бога. Аз грешный неоплатный ваш должник и не знаю и не умею как чем вам могу воздать и отблагодарить вас за все ваши милости. Посылку получил. О. Архимандрит принял нас ласково и любезно. Письмо 3 Христос воскресе! Досточтимыя о Господе Алексей Степанович и Сарра Николаевна! Приветствую Вас с праздником Светл. Хр. Воск. Молитвенно желаю Вам встретить сей светоносный праздник в духовной радости и добром здоровье. Храни вас Господь на многая лета. О. Нестор поздравляет вас с праздником Св. Пасхи и от души желает Вам всего наилучшаго, у нас погода стоит великолепная, в мае месяце редко бывает, вчера страшная гроза была, и лил обильный дождь. Милость Божия да будет с вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь убогий грешный недостойный Иеромонах Анатолий. 1913 г. Письмо 4

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

Достопочтеннейшие о Господе А.С. и С.Н. Посылаю вам икону с о. Протоиереем Сергием Четвириковым, примите его с христианской любовью, он человек очень хороший, простите, С.Н., что никак не мог написать сам ответ на ваше письмо, все дела и народ, вечером устанешь или просто поленишься, молитвенно желаю Вам и А.С. здоровья и душевнаго спокойствия, у Вас теперь дел много, помоги Господи, трудитесь, хлопочите, Христос с вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь убогий, грешный, недостойный Иеромонахъ Анатолий. Меня просил человек, не имеет ли кто нужды в экономке средних лет хотя бы за небольшое жалование, тогда напишите. Всеусердно вам кланяюсь и от души прошу у Вас прощения и извинения, я Ваш неоплатный должник, не умею как вас благодарить за все ваши милости, оказанныя вами нам и мне грешному и недостойному и немощному. Письмо 10 Достопочтенная о Господе А.С. и С.Н. Мир вам, от Господа Бога и спасение, что от вас ничего не слышно, как здоровье ваше, очень был бы рад получить от вас весточку, сообщите, пожалуйста, сообщите о себе, мое здоровье, слава Богу. У нас в обители печальная новость. Архимандрит от. Ксенофонт скончался 30 Августа в 6 часов вечера. 2 сентября будут отпевать, засим молитвенно желаю Вам от Господа Бога, милости, здоровья и всего наилучшаго. Христос с Вами, спасайтесь. О. Нестор приветствует Вас, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь убогий, грешный, недостойный Иеромонах Анатолий. Письмо 11 Достопочтеннейшая о Господе С.Н. Письмо Ваше получил, молитвенно желаю Вам и А.С. милости Божией, здоровья и душевнаго спасения. Очень жаль, что Вы так доверяетесь такому странному лицу, как Евгению, не принимайте его, пожалуйста, Бог ему судья, он ведь неисправимый, нет в нем послушания и трудолюбия, я схиму ему не давал, это он моим именем злоупотребляет, я его не видал целый год, прошлый год, когда ехал, из Белева в Оптину вместе с ним, и только всего. Если что, он говорит про меня это чистая ложь, не верьте, следовало бы непременно схиму от него отобрать. От о. Нестора примите привет и сердечныя благожелания. Христос с вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь убогий, грешный, недостойный Иеромонах Анатолий. Письмо 12

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

Другим основанием духовного единения учителя и ученика является способность учителя быть, а не казаться христианином. Исповедание христианской Истины личным примером заключается в том, что укрепившись во Христе, учитель может принять и понять мир души своего ученика. Не разговоры о добродетелях, а явление этих добродетелей в своем поведении. Не декларирование на занятиях как должно поступать, а исповедование христианской этики во всех аспектах собственной жизни, не демонстрация учительской «правильности», а деятельностное отсечение греховных влечений, не упрек и насмешка над ошибками учеников, а сокрушение, помощь и поддержка в минуты огорчения и неудач. Еще одним основанием духовного единения учителя и ученика является дух любви и заботы , который формирует такую среду воспитания, когда ученик невольно пропитывается духом христианской Истины. Доброжелательность учителя в общении заключается в передаче ученику начал сверхнормативной евангельской этики, исполненной благодатного содержания и любви, когда милосердие превышает справедливость, прощение преодолевает гнев, щедрость не знает корысти и лихоимства, радость не отравляется завистью и злом. В духовном наставничестве нет места цинизму, насмешки и ехидству. Общение в Духе Святом направляет учителя к строгой взыскательности, но без жестокости, требовательности, но без насилия. Жажда утвердить самобытность своего ученика, раскрытие его таланты, вложенные Богом, укрепление воли подопечного в соблюдении нравственных норм - главная характеристика духовного наставничества и одухотворенного учительства. Русские старцы Макарий (Иванов, 1788-1860), Серафим Саровский, Федор (Ушаков), Варсонофий (Плеханков), Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), последние оптинские старцы Нектарий и Никон, о. Алексей Мечев (1859-1923) и многие другие, обладали выдающимся даром духовного общения - того глубинного личного общения с любым человекам, которое проникая во внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом христианской истины и любви и поднимает, возводит акт общения к общению в Духе Святом. В этом акте, благодаря духовному наставлению, у человека возникают стимулы и возможности перемены себя, духовного осмысления и осиливания своей ситуации и обстоятельств. Именно этим даром русские старцы служили людям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Наше достоинство здесь, на земле, определяется мерой познания нашего недостоинства. Чем лучше мы знаем себя, тем лучше видим, сколь мы недостойны – и оттого, что видим и принимаем эту правду о себе, становимся причастны самой Правде, и через то обретаем и некоторое достоинство. прийти к подлинному пониманию нашей трагедии – это значит прийти к страшному выводу о себе – что не кто-то, а конкретно ты достоин быть в аду, и что не кто-то, а именно ты хуже всех. И через это полное осознание своего недостоинства Бог приводит человека к святости, жизни ради Него и в Нем Самом. Той самой жизни вечной, в которой человек обретает свое вечное достоинство, полноту бытия и свершения Божественного предопределения о нем – что человек есть человек только в Свете, а во тьме его нет. 1.4. НАПРАВЛЕНИЕ К СВЕТУ ЛИЦА БОЖИЯ Преподобный Анатолий «Младший» (Потапов) говорит, словно чеканит: Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыслью, словом или делом добротность твоего направления к Свету Лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы твоей над собою. Направь себя сначала молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианкой, кротким молчаливым примером, влекущей других на путь сей с.399]. Старец приоткрывает тайну жизни, в полноте известной одному Богу, но сообщаемой Им нам через все явления нашего бытия. Воля Бога говорит через всех и через все, и потому Бог не является для нас неведомой, далекой и молчащей реальностью. Он действительно рядом. И воля Бога, который рядом, состоит в том, чтобы мы имели направление к Свету Его Лица. Преп. Анатолий «Младший” говорит о том, что в жизни человека существенно именно направление к Богу. Не частные, хотя и благие цели – поиски изменения жизни, стремление иметь некий полезный результат душевной работы над собой и т.д. Эти цели не предосудительны сами по себе, но они не имеют окончательного значения. Почему не имеют? Потому что они направлены к нашей личности, ограниченной способом земного существования, но не к Богу, Светом Его Лица открывающего истинную сущность человека – и дающего ответ на вопрос, кто мы есть и зачем живем. Стремление просто исправиться, стать хорошим человеком и найти в этом смысл своего существования – иллюзия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010