Приехав летом 1890 г. в Шамордино, старец Амвросий заболел и должен был зимовать здесь. Последний год своей жизни он провел в Шамординской обители, где и скончался 10 октября 1891 г. после чтения канона на исход души. Лицо его было светло, на губах осталась улыбка тихой радости. За несколько лет до кончины старец заказал икону Богоматери, благословляющей жатву, и назвал ее Божия Матерь «Спорительница хлебов». Он установил ей празднование 15 октября. В этот именно день преподобный иеросхимонах Амвросий был погребен возле могилы его учителей старцев Леонида и Макария. На его надгробии начертаны слова апостола Павла: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу». Почитатели старца Амвросия никогда не сомневались в том, что он имеет великое дерзновение перед Богом. По замечанию продолжателя его великих трудов преподобного Иосифа, «осень, когда скончался батюшка отец Амвросий, была суха и грозила на будущий год неурожаем, но со дня перенесения тела из общины (Шамординской) в Оптинский монастырь, как испрошенная им у Господа милость, пошли дожди». Одновременно с преподобным иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным , † 1911) в пустыни старчествовал схиархимандрит Варсонофий (Плиханков , † 1913). Последние Оптинские старцы преподобные Анатолий и Нектарий дожили до 20-х гг. 20 в. Иеромонах Анатолий (Потапов) преставился в 1922 г., а иеромонах Нектарий – в 1928 г. Старец Нектарий отличался особой сердечностью, теплотой, милосердием. В пустынь он пришел отроком и провел в ней почти всю жизнь. Лишь после кончины старца Иосифа он ради послушания взял на себя подвиг старчества. Оптина пустынь в течение почти всего 19 столетия была рассадником духовно опытных устроителей монастырского подвижничества. В 30-х гг. строителем Калужской Тихоновой пустыни был назначен оптинский иеромонах Геронтий. Настоятелем Малоярославецкого Свято-Николаевского монастыря стал родной брат архимандрита Моисея (Путилова) игумен Антоний. На духовных традициях Оптиной воспитан великий учитель монашества святитель Игнатий (Брянчанинов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Такие интересы Николая II могли находить отклик у людей искусства, но в целом в обществе они были обречены на непопулярность. В целом, интересы общества клонились совсем в другую сторону. И поэтому можно сказать, что Николай II в духовном смысле был весьма несовременным человеком. – Как оценивали личность Николая II современные ему подвижники и более поздние духовные авторитеты? – Предсказание преп. Серафима: «Будет некогда Царь, который меня прославит… Бог Царя возвеличит». Св. Иоанн Кронштадский: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем…: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Оптинский старец Анатолий (Потапов): «Нет греха большего, чем сопротивление воле Помазанника Божия. Береги Его, ибо им держится земля Русская и Вера Православная… Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь – радоваться будет и Россия. Заплачет Царь – заплачет и Россия… Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». Оптинский старец Нектарий: «Этот Государь будет великомученик». Свят. Тихон Московский: «Он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе…» Митрополит Антоний (Блюм): «Государь и себя самого и всю свою семью отдал на мученичество потому, что считал, что в его и их лице на Крест идет Россия и что, представлявши ее в мирные годы, он с ней неразлучен и в лихолетии. О том, как государь и Царская семья закончили свое земное страдание, мы может судить из пометок, сделанных ими на полях Святоотеческих писаний, которые были у них на руках… и писем Государыни и детей… Эти отрывки говорят о полной самоотдаче Царской Семьи в руки Божии без горечи, с трепетом, так дивно выраженным в Стихотворении одной из Великих Княжен».

http://pravoslavie.ru/31205.html

Можно назвать такие храмы как Феодоровский Государев собор в Царском селе и храм святителя Алексия в Лейпциге, построенный к столетию Битвы народов в 1913 г. Такие интересы Николая II могли находить отклик у людей искусства, но в целом в обществе они были обречены на непопулярность. В целом, интересы общества клонились совсем в другую сторону. И поэтому можно сказать, что Николай II в духовном смысле был весьма несовременным человеком. Как оценивали личность Николая II современные ему подвижники и более поздние духовные авторитеты? Предсказание преп. Серафима: " Будет некогда Царь, который меня прославит... Бог Царя возвеличит " . Св. Иоанн Кронштадский: " Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем...: " Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю " . Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами " . Оптинский старец Анатолий (Потапов): " Нет греха большего, чем сопротивление воле Помазанника Божия. Береги Его, ибо им держится земля Русская и Вера Православная... Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь - радоваться будет и Россия. Заплачет Царь - заплачет и Россия... Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим " . Оптинский старец Нектарий: " Этот Государь будет великомученик " . Свят. Тихон Московский: " Он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... " Митрополит Антоний (Блюм): " Государь и себя самого и всю свою семью отдал на мученичество потому, что считал, что в его и их лице на Крест идет Россия и что, представлявши ее в мирные годы, он с ней неразлучен и в лихолетии.

http://pravoslavie.ru/guest/asmus.htm

Известно множество случаев прозорливости старца. Многим он предсказывал будущие события в их жизни: одному священнику предсказал место служения, инокине – то, что она поедет в Италию. Одна женщина пришла с сыном Димитрием, старец хотел благословить его иконой великомученика Димитрия Солунского, но вдруг сказал сам себе: «Нет, не то», – и благословил образом святого Димитрия Донского, имя которого и носил мальчик. Однажды пришел к старцу Анатолию попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Ему неоткуда было получить помощи. От горя он впал в отчаяние, по-деревенски закручинился и первым делом решил пропить последние деньги, оставить жену с ребятишками, а самому идти в Москву в работники. Прежде чем так поступить, решил сходить к старцу Анатолию. Старец благословил его и сказал: «Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь». Так оно и случилось: по молитвам старца Господь помог ему и дом построить, и другим человеком стать. Как и все Оптинские старцы, отец Анатолий имел великий дар исцелений, но совершал их прикровенно, посылая страждущих, как правило, на источник преподобного Пафнутия Боровского или на могилку старца Амвросия или посредством какой-нибудь вещи. Одна духовная дочь старца рассказывала, что однажды батюшка с ней послал грушу ее брату. Она удивлялась, почему именно младшему, а когда приехала, оказалось, братишка очень болен и врачи говорят, что надежды мало. Брат стал есть грушу по маленькому кусочку и вскоре выздоровел. Другая духовная дочь рассказывала, как выздоровела, укрывшись подаренным батюшкой подрясником. Преподобному Анатолию суждено было стать свидетелем исполнения грозных пророчеств Оптинских старцев. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина Пустынь была официально закрыта. Монахов ссылали, арестовывали, издевались над ними. В 1919 году первый раз был арестован настоятель Оптиной отец Исаакий II. С каждым днем приходили всё более тревожные вести, страшные слухи. Старец при этом сохранял удивительное спокойствие, ободряя тем самым и монашескую братию.

http://pravoslavie.ru/63368.html

Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники: старец иеросхимонах Анатолий (Потапов), прославленный ныне как преподобный (память 30 июля), и скитоначальник игумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца, жившего «во граде яко в пустыни». Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий». Святой патриарх Тихон всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии и даже предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Дважды отца Алексия вызывали на собеседование в ОГПУ, запрещали принимать народ. Во второй раз его отпустили сразу, ибо увидели, что он тяжело болен. В последних числах мая 1923 года отец Алексий уехал в Верею, где обычно отдыхал. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своем храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом, проливая обильные слезы. Скончался святой Алексий 9 июня (ст. ст.) 1923 года. Гроб с его телом был доставлен в храм святителя Николая в Кленниках. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и служили панихиды. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище святой патриарх Тихон, освобожденный в этот день из заключения. Святейший отслужил по усопшему литию, опустил гроб в могилу и первым бросил в нее горсть земли. Через десять лет, в связи с закрытием Лазаревского кладбища, останки святого праведного Алексия и его супруги были перенесены на Лефортовское Введенское кладбище. Тело батюшки было нетленным. Отец Алексий Мечёв причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Канонизация его совершилась на Божественной литургии в храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года. В 2001 году, на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершилось обретение мощей святого Алексия. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе разлилось дивное благоухание, напоминавшее аромат святого мира.

http://pravicon.com/info-1717

Монастырь расположен в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни (в 15 километрах от города Козельска на берегу реки Серены). До этого небольшой хутор возле деревни Шамордино принадлежал помещику Калыгину. На склоне лет Калыгин поселился в скиту, а его престарелая жена устроилась работницей на Оптинском скотном дворе. За год до этого, выйдя из своего дома, он увидел церковь , стоящую на облаках. Помещик рассказал об этом старцу Амвросию. Вскоре по совету иеросхимонаха Амвросия жившая при Оптиной Пустыни монахиня Амвросия (в миру А.Н. Ключарева) купила это имение для своих внучек Веры и Любы, оставшихся после рождения без матери. Когда сестры, заболев дифтеритом, скончались, в их доме появилась община, первыми насельницами которой стали 30 женщин, работавших до этого в поместье. С этой общины и началось создание святой обители. Первой ее настоятельницей была схимонахиня София (Астафьева, урожденная Болотова). В 1901 году община была преобразована в монастырь. Здесь по молитвам прозорливого старца Амвросия находили приют немощные, обездоленных женщины, сироты и вдовы. 10 октября 1891 года старец Амвросий скончался в устроенной им обители. После его кончины духовниками в ней были Оптинские старцы –– преподобный Анатолий (Зерцалов) , преподобный Иосиф (Литовкин) и преподобный Анатолий (Потапов). В начале прошлого века в Шамординском монастыре было 1500 монахинь и послушниц. В 1917 году в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. Управляла монастырем игуменья Валентина. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали: приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников. Через 38 лет со дня открытия Шамординского монастыря обитель закрыли. В 1919 году в монастыре был устроен совхоз, а 1 октября 1919 года, на Покров Пресвятой Богородицы, представители власти созвали монахинь к величавому 15-ти главому Казанскому собору и с его паперти объявили о закрытии обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наиболее почитаемыми из старцев были иеросхимонахи Лев, Макарий, Амвросий, Иларион (Пономарёв) , Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , Иосиф (Литовкин) , схиархим. Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов) , Нектарий (Тихонов) и иером. Никон (Беляев). Монашествующие регулярно открывали старцам свои помыслы и получали от них духовные наставления. Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих: монахов и монахинь из др. мон-рей, мирян, вели с ними переписку. По благословению старцев во 2-й пол. XIX в. основаны мн. жен. общины в Калужской и других епархиях, напр. в 1884 г.- Шамординская в 12 км от О. п., получившая в 1901 г. статус мон-ря (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Старцы духовно окормляли сестер. О. п. получила огромную известность и стала одним из признанных духовных центров России именно благодаря старцам. Среди их многочисленных посетителей были архиереи (митр. свт. Иоанникий (Руднев) , архиеп. Никон (Рождественский) , митр. свт. Макарий (Невский) , мн. Калужские епископы и др.), члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна ), обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от артиллерии Н. И. Иванов, ученые, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь , братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский , К. С. Аксаков и И. С. Аксаков , С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой , С. А. Нилус , П. А. Флоренский , Е. Н. Погожев , С. Н. Дурылин и др.) и др. Особенно тесными связи с О. п. были у Леонтьева и Нилуса, к-рые часть своей жизни провели при мон-ре: первый - в 1887-1891 гг. (в 1891 принял тайный постриг), а второй - в 1907-1912 гг. Оба находились под руководством оптинских старцев и способствовали распространению известности обители, рассказывая о ней в лит. работах. По словам Нилуса, О. п. «стала едва ли не важнейшим центром православно-русского духа: совершающееся в ней как в центре неминуемо должно отозваться так или иначе, как на периферии, и на всем организме русского, а с ним и вселенского православия» ( Нилус. 2000-2002. Т. 4. С. 22). Свящ. П. Флоренский писал: «Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной, как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух… Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть… как целое, могучий коллективный возбудитель духовного опыта, я осмелюсь сказать, единственный в России, по крайней мере в таком роде и в такой силе» ( Флоренский П. А., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1999. Т. 2. С. 412).

http://pravenc.ru/text/2581451.html

   В Оптиной у старца Амвросия побывали выдающиеся деятели русской культуры: Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, ибеседы с ним оставили благотворный след в их творчестве. Л.Н. Толстой имел несколько бесед с отцом Амвросием, которые крепкозапомнились ему. Непомерная гордость Толстого привела к тому, что он был отлучен от Церкви. Одинокий, больной, он за несколько дней до смерти в порыветоски отправился к сестре-монахине в Шамордино, чтобы только взглянуть на Оптину, побродить около ее скита, но так и умер он без покаяния..    Приехав летом 1890 году в Шамордино, старец Амвросий заболел и должен был зимовать здесь. В Шамординской обители он провел последний год своей жизни, где искончался 10 октября 1891 года, после чтения канона на исход души. Лицо его было светло, на губах осталась улыбка тихой радости. За несколько лет докончины, старец заказал икону Богоматери, благословляющей жатву, и назвал ее Божия матерь Спорительница хлебов». Он установил ей празднование 15 октября. Вэтот именно день теле схииеромонаха Амвросия было погребено возле могилы его учителей старцев Леонида и Макария. На его надгробии начертаны слова апостолаПавла: «Бых немощным яко немощен, да немощных приобрящу. Всем бых вся, да всяко не кия спасу».    Почитатели почившего старца никогда не сомневались в том, что он имеет великое дерзновение перед Богом. По замечанию продолжателя его великих трудов старцаИосифа, «осень, когда скончался батюшка отец Амвросий, была суха и грозила на будущий год неурожаем, но со дня перенесения тела из общины (Шамординской) вОптинский монастырь, как испрошенная им у Господа милость, пошли дожди».     Одновременно с иеросхимонахом Иосифом (Литовшшым) (†1911) в пустыни старчествовал схиархимандрит Варсанофий (Плиханков) (†1914). Последние оптинские старцы Анатолий и Нектарий дожили до 20-х годов XX века. Иеромонах Анатолий (Потапов) преставился в 1922 году, а иеромонах Нектарий – в 1928 году. Старец Нектарийотличался особой сердечностью, теплотой, милосердием. В пустынь он пришел отроком и провел в ней почти всю свою жизнь. Лишь после кончины отца Иосифа онради послушания взял на себя подвиг старчества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С.А. Нилус в Оптиной. Искушения, постигшие старца Варсонофия. Перемещение его в Старо-Голутвин монастырь Глава 32. Духовный подвиг отца Варсонофия. Его кончина и погребение в Оптиной пустыни. Некрополь 1900-х годов Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) Глава 36. Всероссийский Церковный Собор 1917 года (восстановление патриаршества). Декрет 1918 года о закрытии монастыря Оптина пустынь. Жизнь обители под видом трудовой артели. Открытие музея в монастыре. Отец Феодосий (Поморцев). Кончина старца Анатолия Глава 37. Старец Нектарий (Тихонов). Власти разгоняют монахов из обители Глава 38. Аресты монахов. Оптинские монахи в Козельске. Старец Нектарий в ссылке в селе Холмищи. Отец Никон (Беляев). Крестный путь рассеянного братства Глава 39. Духовная деятельность отца Никона в Козельске. Его арест Глава 40. Кончина старца Нектария. Жизнь и смерть отца Никона в ссылке Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Глава 42. Оптинские монахи в рассеянии: служение в миру, тюрьмы, лагеря, расстрелы, ссылки. Их святое стояние в непоколебимой вере и верности Христу Список цитируемой литературы Памяти монаха Лазаря (Афанасьева)     Пролог Русский летописец под 6545 (1037) годом отмечает, что от крещения Руси «нача вера хрестьяньска плодитися... и манастыреве починаху быти. И бе Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» 1 , то есть более всего любил монашество. В те времена и многие века позднее монашеским духом пронизан был вообще весь быт православных 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29 июля 1922 года в монастырь приехала чрезвычайная комиссия. Старца долго допрашивали и хотели увезти. Батюшка сохранял мирное расположение духа и смиренно попросил отсрочить арест на один день, чтобы ему можно было приготовиться в путь. Чекисты согласились, пригрозив келейнику, чтобы назавтра старец был обязательно готов к отъезду. После этого преподобный Анатолий уединился у себя в келье и в молитве предал свою душу Богу. На другой день утром приехала комиссия. Спросили келейника: «Старец готов?» «Да, – ответил он, – готов», – и открыл перед посетителями дверь кельи, посреди которой уже стоял гроб с телом почившего. Так Господь чудно призвал к Себе Своего верного раба, исполнившего все Его повеления и заповеди, сподобив Своего угодника в последнюю ночь молитвенно приготовиться в последний путь и не попустив надругаться над Своим избранным сосудом. Старец сподобился быть погребенным возле своего великого наставника – преподобного Амвросия , на том самом месте, где преподобный Анатолий сам хотел быть похороненным и за две недели до своей кончины долго стоял, повторяя: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз…» По свидетельству очевидцев, могила старца Анатолия после погребения несколько дней благоухала неизреченными ароматами. Мощи старца почивают сейчас в Оптинском храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Преподобне отче Анатолие, моли Бога о нас! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии вв 8 февраля 2021, 14:39 Я неоднократно бывала в Оптине: её благодать не оскудевает и ни с чем не сравнится. Многим прозорливость помогает утвердиться в вере. Но, уж когда утвердились, задумайтесь, достойно ли бесконечно бегать за гаданием о будущем. Учитесь доверять Богу! Всем Веры и Упования римма 12 августа 2020, 11:22 Святой преподобный Анатолий Оптинский, благодарю тебя за скорую помощь. Спасибо за любовь к людям и доброту. Не остави и дальше нас грешных и недостойных. Веди семьи моих детей путем праведным,огради их от всякого зла и дурных привычек. Даруй мне здоровья и сил, чтобы я все успевала и на работе и дома. Помоги моим внукам, чтобы они были все счастливы и здоровы.

http://pravoslavie.ru/63368.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010