30 . [е] Святых мученик Зиновиа и Зиновии. 31 . [д] Святых апостол: Стахиа, Амплиа, и иже с ними: И святаго мученика Епимаха: И преподобных печерских Спиридона и Никодима. Месяц ноемврий. 1 . [г] Святых и чудотворцев, безсребреников Космы и Дамиана, иже от Асии. Разрешение вина и елеа. 2 . [в] Святых мученик: Акиндина, Пигасиа, Аффониа, Елпидифора и Анемподиста. 3 . [а] Святых мученик: Акепсимы епископа, Иосифа пресвитера, и Аифала диакона: И обновление храма святаго великомученика Георгиа, иже в лиде, идеже положено есть честное тело его. 4 . [з] Преподобнаго отца нашего Иоанникиа великаго: И святаго мученика, Никандра, епископа Мирскаго: И Ермеа пресвитера. е. [з] Святых мученик, Галактиона и Епистимии: И преставление иже во святых отца нашего Ионы архиепископа, Новгородскаго чудотворца. 6 . [е] Иже во святых отца нашего Павла  исповедника, архиепископа Царяграда: И преподобнаго и богоноснаго отца нашего Варлаама Хутынскаго, Новгородскаго чудотворца. 7 . [д] Святых мученик 33, иже в Мелитине: И преподобнаго отца нашего и чудотворца Лазаря, в галисийстей горе постившагося. 8 . [г] Собор архистратига Михаила и прочих безплотных сил. Праздник, и разрешение вина и елеа. 9 . [в] Святых мученик Онисифора и Порфириа: И преподобныя матере нашея Матроны: И преподобныя Феоктисты, яже от лезвы. 10 . [а] Святых апостол: Ераста, Олимпа, Родиона, и иже с ними. 11 . [з] Святых мученик: Мины, Виктора и Викентиа: И святыя мученицы Стефаниды: И преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита: И преставление святаго и блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца. 12 . [з] Иже во святых отца нашего Иоанна милостиваго: И преподобнаго отца нашего Нила. 13 . [е] Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго. Праздник, и разрешение вина и елеа. 14 . [д] Святаго и всехвальнаго Апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Припев: Преподобнии отцы Печерстии, молите Бога о нас. Онисифоре блаженне,/предвидевый вся и предвещая ясне,/со Иеремием же Матфее,/яко пророцы, предвидяще,/беды, належащия скоро, мя избавите молитвами вашими. Припев: Преподобнии отцы Печерстии, молите Бога о нас. Исаакий, премногими страдании низложивый диавольскую прелесть,/Тя, Христе, молит:/избави нас от того искушений и спаси, Многомилостиве. Припев: Преподобнии отцы Печерстии, молите Бога о нас. Лаврентие, затворивый себе Господеви и дерзновение многое стяжавый оттуду к Нему,/не престай молися всегда,/еже изъятися нам от различных страстей. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Предварите, раби Божии,/прежде даже не поглотит мя до конца всегубитель,/избавите вскоре душу мою от лютых и мир вожделенный даруйте. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Зол множество смущает мя отвсюду,/и беззаконий потоцы обуревают мя,/потщися, предвари и настоящия нужды изми мя, Владычице,/ходатайством Твоим. Седален, глас 8 Повеленная от Бога тепле исполняюще/и советом Того право шествующий,/в пустынях, и горах, и разселинах земных обиташа великодушнии постницы,/всякаго лишени человеческаго утешения,/темже труды плодов своих пожинающе, ныне с Господем радуются. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Безплотных Твоих, Христе, и Предтечи Твоего,/и ученик, пророк и мученик, преподобных и всех святых/и Богородицы Неискусомужныя и благия Матере Твоея молитвами/умолен быв, даждь нам во свете Твоем ходити/и сподоби нас улучити Царствие Твое за милосердие милости Твоея. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство, I paзyмex дела Твоя/и прославих Твое Божество. Припев: Преподобнии отцы Печерстии, молите Бога о нас. Алипие, добре соблюдый образ Божий в души твоей/и зраки изобразуя святых,/немощныя исцеливый тростию своею,/изобрази и во мне добродетельныя виды, всеславне.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Лицемерие Горькая участь лицемеров В житии преподобного Онисифора рассказывается следующий случай: у преподобного Онисифора печерского был духовный сын и друг монах, который старался подражать ему и казаться постником; выставлял себя целомудренным, но ложно: тайно ел и пил, и грешил телом. Хотя Онисифор и был прозорливец, но лицемерное поведение друга было от него, по высшим намерениям, сокрытым. А братия монастыря и совсем не понимали лицемера. Но Бог наказал его и открыл его лицемерие: монах, будучи дотоле здоровым, вдруг умер. От праха его пошел такой смрад, что никто не мог к нему подойти. Так и отпели его, стоя вдали. Во время отпевания слышен был чей-то крик, будто кого били. Тогда преподобному Онисифору явился преподобный Антоний (мощи коего покоятся в киево-печерских пещерах) и грозно сказал: «Зачем ты положил здесь такого гнусного беззаконника? Выбрось его вон, в пищу псам: он недостоин быть здесь». Почему от прозорливца Онисифора были сокрыты дела его друга? Явившийся ему ангел Божий сказал: «Затем Господь сокрыл дела инока, чтобы показать его в действительном виде всем согрешающим и не кающимся; пусть, увидев, покаются» («Киево-печерский патерик»). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И сего не трьпяще преподобнии ти отци: Никон-игумен, 23 Иван 24 , иже бысть по нем игумен 25 , Пимин Постник, Исаиа, иже бысть 26 епископ Ростову 27 , Матфей Прозорливец, Исакый 28 святый Печерник, Агапит Лечец, Григорий Чюдотворец, Никола 29 , // л. 35 иже 1 после епископ бысть 2 Тмутороканю, Нестер, иже mjй написа 3 Летописец 159 , Григорий 4 , творец кануном 5 , Феоктист; иже бысть епископ Чернигову, Онисифор 6 Прозорливец. Сии 7 вси приидоша богоносци ко прелщеному, помолившеся Богу, отгнаша 8 беса от него, и ктому не виде его. Изведоша же его 9 вон 10 и bjnpaшaxy 11 его о Ветсем законе, хотяще слышати от него что. Сий же кленяшеся 12 , яко николиже 13 читав книг 14 ; иже преже умеяше изусть жидовскыя книгы, ныне же ни единого слова не свесть, непроста рещи, ни азбукы знаяше; сии 15 же преблажении отци 16 едва научиша и грамоте. И оттуду дасть себе на воздержание, чистое, и смиреное, 17 и послушное житие 18 , яко превзити всех добродетелию; его же 19 после поставиша 20 епископом Новугороду за многую 21 добродетль его 22 , иже многа чюдеса сотвори 23 : помолився Богу, дождь с небесе сведе и пожар граду 24 угаси. И 25 ныне со святыми чтут святаго и блаженаго Никиту 160 . 26 Слово о Лаврентии Затворнице Посем ин некто брат, именем Лаврентий 27 , восхоте в затвор 28 . Сему же 29 ти святии отци отинудь не повелеша того 30 сотворити 31 161 . 32 Сий же Лаврентий 33 шед ко Святому Дмитрию 34 во Изяславль манастырь 162 , затвори себе. И крепкаго 35 ради // л. 35 об. его 1 житиа его 2 дарова ему Господь благодать исцелением. К сему приведен бысть некто от Кыева беснуяся; его же затворник не возможе изгнати, бе бо лют зело: яко древо неудобь носимо десятью муж и сий един, взем, заверже. Пребывшу же ему много время 3 неисцелевшу, и повеле его затворник вести в Печерскый манастырь. Тогда бесный нача впити: «X кому посылаеши мя? К печере не смею ни приближитися святых ради, положеных в ней, в манастыри же 4 тридесятих 5 единех боюся, с прочими 6 борюся». Влекуще же 7 и 8 того ведуще 9 , яко николиже бывал в Печерском манастыри и 10 ни когоже в нем знает, вопросиша же 11 того 12 : «Кто суть, ихже ты боишися?» Бес же нареже вся их по имени: «30, 13 сиречь словом единем ижьжденут мя 14 ». Бе бо тогда всех черноризец 15 100 и 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем, на иврите «праведный» – цадик , а «благотворительность» – цидака . Блаженный Феофилакт так истолковывает эти слова: «Говорит так не потому, будто лицемеры носили при себе трубы, но чтобы более опорочить их намерение, так как они желали, чтобы об их милостыне трубили. Лицемеры суть те, которые в сердце своем не то, чем показываются. Так, они кажутся милостивыми, но на самом деле не таковы. Они показываются милостивыми, чтоб видели их другие» 3 . Иными словами, эти люди не думали, как надо жить правильно в глазах Бога, они думали, как они будут выглядеть в глазах других людей. Они не ходили перед Богом, как это делали праведники Енох, Ной и Авраам. Они, напротив, ходили и величались перед людьми; они как бы трубили и орали перед собою: «Посмотрите, какие мы хорошие, какие мы религиозные и какие мы праведные». Христос не хотел Своих последователей видеть такими, как книжники и фарисеи, как иудейские архиереи и старцы. Он заботился о том, чтобы вся наша награда была бы не на земле, а на Небе. Ибо, как сказано, «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 8). Тот, кто думает только о том, как другие люди смотрят на него, и творит добрые дела только напоказ, сам, оставаясь злым, сеет в плоть и пожинает тление; но тот, который в Боге богатеет, «от духа пожнет жизнь вечную» 4 . Итак, иудеи, современные Иисусу Христу, были как ходящие медные трубы, которые ходили и трубили всем о своей праведности 5 . Они были, как сказано в Писании, «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд. 1: 12). Иудеи отпали от истины благочестия и истины веры, но это не означает, что отпадение свойственно только этому народу. Апостол Павел говорил об иудеях и христианах: «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11: 20–21). Был у блаженного Онисифора Печерского духовный сын и друг, некто из черноризцев.

http://pravoslavie.ru/96073.html

Итак, иудеи, современные Иисусу Христу, были как ходящие медные трубы, которые ходили и трубили всем о своей праведности. Они были, как сказано в Писании: «…безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» ( Иуд. 1:12 ). Иудеи отпали от истины благочестия и истины веры, но это не означает, что отпадение свойственно только этому народу. Ап. Павел говорил об иудеях и христианах: «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» ( Рим. 11:20–21 ). Был у блаженного Онисифора Печерского духовный сын и друг, некто из черноризцев. Он лицемерно подражал житию этого святого: представлялся постником, притворялся целомудренным, втайне же ел и пил и худо препровождал лета жизни. И утаилось это от того духовного мужа, и никто из братий не узнал этого. Однажды, совсем здоровый, он умер без видимой причины. От его тела шел такой смрад, что никто не мог и приблизиться. Страх напал на всех. Насилу вытащили его, но отпевать не могли: положили тело особо и, встав поодаль, творили обычное пение; иные же затыкали ноздри. Схоронили, положили его внутри пещеры, и оттуда исходил такой смрад, что бессловесные твари отбегали от пещеры подальше. Много раз слышался и горький вопль, как будто кто-то мучил умершего брата. И явился святой Антоний пресвитеру Онисифору и с угрозами говорил ему: «Что это ты сделал? Зачем положил здесь такого скверного, многогрешного, какого еще никогда не было положено! Он осквернил это святое место». Очнувшись от видения, Онисифор пал ниц и молился Богу, говоря: «Господи! Для чего Ты сокрыл от меня дела этого человека?» И, приступив, Ангел сказал ему: «Это было в назидание всем согрешившим нераскаянным, чтобы, видев это, покаялись» (Киево-Печерский патерик). Раскаянный грешник имеет надежду на спасение, а лицемер не имеет надежду на спасение, ибо сокрыл от других и от самого себя свое действительное состояние под личиною лживой «праведности».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кто верует, тот не идет широким путем, ведущим в пагубу тех, которые идут им; но идет тесным путем и прискорбным, веруя, что, поскорбевши на нем немного, будет вечно радоваться с Господом и святыми Его (57,437). Кто верует, тот никакого дела не делает с лицемерием, но все дела свои делает для Господа и как пред лицем Его, ибо к Нему имеет прикованными очи души своей и от Него единого чает прияти воздаяние за дела свои (57,438). Кто верует, тот идет правою стезею заповедей Божиих, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, и ни на кого не разливает худость свою, потому что развращающий других хуже диавола (57,440). Был у блаженного Онисифора Печерского ученик. Он лицемерно подражал житию святого. Являлся постником и целомудренным притворялся. Втайне же он ел и пил и худо проживал дни свои. И утаилось это от старца и от братии. В один день он неожиданно умер без видимой причины. И такой смрад был от тела его, что никто не мог приблизиться к нему. Страх напал на всех. Насилу вытащили его, но отпевать не могли и, стоя поодаль, творили обычное пение. Иные затыкали ноздри. Затем положили в пещеру, но от смрада даже животные убегали прочь. Часто слышались от умершего горькие вопли, как будто кто мучил его. И явился святой Антоний пресвитеру Онисифору и сказал: «Зачем ты положил в пещеру сего скверного, он оскверняет святое место». Онисифор пал на лице свое и стал вопиять: «Господи, для чего Ты скрыл дела этого человека?» Ангел же сказал ему: «Это в назидание братии, чтобы не скрывали грехов, лицемерно живя на земле» (81,27). ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 88. (21,43–46) О ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что евангельская правда больше правды подзаконной (3,348). Как в царство диавола вступают через совершение пороков, так Царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотою сердца и духовным знанием (50,177). Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело… (24,263).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Лицемерство, далее, есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию Иисуса Христа и христианства. Начало обращения ко И. Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает к И. Христу посредством смирения, веры и покаяния. Но лицемер, недугуя недовольно приметными для человеков страстями: – тщеславием, гордынею, сребролюбием, завистью, лукавством, злобою, прикрывая их лицемерством и притворством, неспособен, как неспособен сатана, к признанию себя грешником. Душа лицемера поражена слепотою: почему и Господь назвал фарисеев безумными «и слепыми» ( Матф. 23 ). Лицемер есть тот злосчастный, по мнению своему, праведник, который отвергнут Богом: «не приидох», сказал Спаситель, «призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Матф. 9, 13 ). Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовыя постановления закона Божия относительно жертвы, омовения и т. п., и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, – всего существа человеческого по воле Божией, в любви к Богу и ближним. В омрачении и ожесточении своем фарисеи даже хвалились неспособностью к познанию и принятию Искупителя: «еда кто от князь верова в онь, или от фарисей», говорили они ( Иоан. 7, 48 )! На эту неспособность их к истинному Богопознанию указал и Господь: «аминь глаголю вам», сказал он им, «мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божии» ( Матф. 21, 23 ), явный грешник, грешник, впавший в смертные грехи, грешник, привлекший к себе презрение и омерзение человеков, способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению неукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собою. Фарисейство есть страшный недуг духа человеческого, подобный тому недугу, которым недугует падший ангел. «Внемлите себе», заповедал Господь ученикам Своим, «от кваса фарисейска, еже есть лицемерие» ( Лук. 12, 1 ). Лицемерие названо закваскою, потому что оно, вкравшись в душу, проникает во все мысли, во все чувствования, во все дела человека, делается его характером, как бы душою его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Желающий предохранить себя от лицемерия должен, во-первых, по завещанию Господа, все добрыя дела совершать втайне ( Матф. 6 ); потом должен отречься от осуждения ближняго. Кто совершает добрыя дела в тайне, пред лицом всеведущего Бога, а не пред людьми, от которых не ожидает похвал, тот истинно служит Богу и от Бога, видящего все его дела, тот получит в день суда великую награду пред лицом всех ангелов и святых; кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большие суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов – тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу. Осуждение ближняго, от чего нужно освободиться, если мы искренно объявляем войну наружному благочестию, есть признак лицемерства по всесвятому указанию Евангелия ( Матф. 7, 5 )! Чтоб не осуждать ближняго, должно отказаться от суждения о ближнем; потому что в евангельской заповеди, воспрещающей осуждение ближняго, предварительно воспрещено суждение о нем. «Не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждени будете» ( Лук. 6, 37 ). Сперва человеки позволяют себе суждение о делах ближняго, а потом невольно впадают в осуждение. Не посеем семени – и не возрастут плевелы: воспретим себе ненужное суждение о ближних – и не будет осуждения. (См. Поучения Игнатия, еписк. кавкасск. и черноморского). Спросят здесь: какая связь между осуждением ближняго и лицемерством? Эта связь очевидна: осуждающий и уничижающий ближняго, невольно выставляет себя праведником, может быть, не произнося этого словом и даже не понимая этого. Мы все грешники; всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство. Св. Евангелие преследует грех осуждения, ища нашего спасения: «всяко слово праздное», угрожает оно нам, «еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес бо твоих оправдишися, и от словес твоих осудишися» ( Матф. 12, 37 ). Будем, братия, вглядываться в начала грехов, будем охранять себя от начал греховных: и избегнем греховного развития. Семена греховныя, как например, празднословие, по-видимому, ничтожны; неприметно засевается ими нива душевная. Но когда эти семена дадут ростки, в особенности когда ростки усилятся и возмужают: тогда грех охватывает всего человека, и уничтожение его делается крайне затруднительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятый день. Поучение1-е. Препод. Онисифор печерский. (Грех лицемерия). I. Был в печерском монастыре муж, украшенный добродетелями, именем Онисифор, саном иерей, память коего совершается ныне. У блаженного Онисифора был духовный сын, чернец и друг, который казался постником, смиренным, благочестивым, а тайно ел, пил и веселился. В один день он умер. И никто не мог приблизиться к телу его, по причине смрада. На всех напал ужас, никто не решался совершить над ним погребения. Наконец некоторые решились погребсти его в пещере. Тогда Онисифору явился пр. Антоний и сказал: «зачем ты положил здесь беззаконника? Такого еще не было здесь. Он осквернил святое место». Онисифор начал плакать и говорил: «Господи, зачем Ты сокрыл дела этого человека»? – «Затем, сказал ему ангел, чтобы показать его всем согрешающим и не кающимся». На другую ночь повелено было выбросить тело инока вон. Но Онисифор начал молиться Богу и тело инока перестало издавать смрад. Так обличен был грех лицемерия, т. е. наружного благочестия. II. Бр.-христиане! велик грех лицемерия, и истинный христианин должен чуждаться его, как чуждается человек опасной болезни, могущей погубить его. а) Лицемер не способен к вере в Бога. «Како вы можете веровати», говорил Господь иудеям, которых большая и главнейшая часть заражена была фарисейством, или лицемерным, т. е. притворным, благочестием, благочестием на-показ, «славу друг оть друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете» ( Иоан. 5, 44 )? Доказал опытом неспособность лицемера к вере во Иисуса Христа, к принятию Искупителя, старшина сонмища иудейского, упоминаемый во Евангелии. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвал и человеческого почитания, сознававшая себя вполне достойною их, не могла стерпеть, что невольные похвалы и удивления человеков привлечены были совершившимся пред всеми чудом Иисуса Христа. Эта душа воскипела завистью. Отвергнуть чуда было невозможно: она стремится унизить его, уничтожить его, возведя на Божие чудо обвинение в нарушении Божия закона; потому что исцеление больного было совершено в субботу. Лицемер с решительностью вступает в богоборство, с решительностью приступает к хуле на Святого Духа и произносит ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010