Впрочем, для тебя послушание общежития заменяет сие: исполняй все то, что сказал тебе святой; без совета и без спроса ничего не предпринимай и никуда без совета не ходи, ибо как сказано: муж безсоветен — сам себе враг. Выслушай, о, уединенник, еще одну притчу, как прекрасно блестят камешки на морском берегу… Невозможно постичь искусство монашеской жизни и обрести мир душе (т. е. свободу от страстей), без пособия послушания… …Ушедший из общежития в одиночество потом возропщет и скажет: “Зачем не остался я в общежитии, ибо я теперь страдаю от внутренней мысленной брани” (гл. 2, часть 3)». На это Феофан возразил: «Что же ты-то, расхваливая так общежитие, живешь одиноко и не поступаешь в него? Наверное оттого, что деньги имеешь, не хочешь лишиться их, и много у тебя всякого добра». Святой же продолжал: «Да, предпочитают одиночество общежитию именно ради того, что дорожат своими деньгами и своими кастрюлями… то есть следованию своей воле и помыслам…» Посем, завершив свою речь о преимуществах общежития, святой коснулся и главного порока в нем, многословия, и, сравнив многословие с ехидною, рождающею только подобных ей ядовитых ехидн, истолковал троякое девство души, и отсюда, сравнив добродетели с голубем, горлицею и соловьем, голубь — образ чистоты и незлобия, горлица — целомудрия и молчания, соловей — любви к Богу и молитвы, начал многие свои поучения и слова о разных предметах. Толкование преподобного, как неверие и похоть рождают грех и как грех рождает смерть; толкование грехопадения прародителей и сказание о том, как Бог готов был простить людей, если бы они покаялись, и как люди ожесточились сердцем, после чего святой сказал: «Вот и ты с твоим советником творите то же самое: предпочитаете путь погибели. Как Бог дал Адаму заповедь, чтобы он спасся чрез соблюдение ее, так и преподобный отец ваш Нил дал вам спасительную заповедь, чтобы она послужила бы для вашего спасения, но вы так же презрели спасительную для вас заповедь преподобного, как Адам и Ева презрели заповедь Божию…»

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Кроме того, в беседе мы затронем вопрос о последних временах: посмотрим, что говорит об этом в Евангелии Господь наш Иисус Христос. Мнение о том, что ИНН — это печать антихриста, к сожалению, иногда исходит даже от духовных людей, и тогда оно становится опасным, поскольку слова таких людей часто принимаются на веру без всякого рассмотрения. В одной из бесед мы с вами уже говорили, что ошибаются не только опытные духовники, но и святые отцы. Например, известны грубые догматические ошибки у двух знаменитых учителей Церкви: святителя Григория Нисского и блаженного Августина . Может быть, вы читали небольшую, но очень интересную книгу отца Серафима Роуза «Вкус истинного Православия». В ней он как раз рассуждает о том, почему святые отцы ошибались и как к этому правильно относиться. Я хочу привести также рассуждение преподобного Нила Мироточивого из книги «Посмертные вещания». В этой книге описаны явления преподобного Нила спустя два с лишним столетия после его кончины некоему афонскому иноку, которому он открыл судьбы афонского монашества и преподал советы о том, как спасаться в последние времена. Говоря о служении духовника и служении епископа, преподобный Нил сравнивает Церковь с овчарней, то есть загоном для овец (может быть, он заимствовал это сравнение из Евангелия), и говорит, что диавол — это волк, который родил семерых волчат, то есть семь смертных грехов, пытающихся задрать овец — христиан. А пастух, то есть Господь, оставил овчарку и ее щенка. Овчарка, охраняющая ограду (то есть догматическое учение Церкви) — это епископ. А щенок — это духовник, который находится внутри, во дворе, и охраняет людей от нравственных преткновений 26 . Каждый знает свое дело. Это очень мудрое сравнение. Бывает так, что человек, упражняющийся в каком-либо деле, имеет в нем опыт, но опыт этот узок, и если этот человек переходит к другому делу, которое ему как будто бы близко, но которым он постоянно не занимался, то может в этом деле ошибиться. Епископ, постоянно упражняющийся в учении Церкви, охраняющий церковную ограду от проникновения в нее ересей, в духовном отношении может оказаться неопытным (имеется в виду в узком смысле слова, то есть в отношении внутренней жизни).

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Об этом говорится и в древнеегипетских трактатах, и во многих древних текстах всех языческих народов. Поэтому христиане при любом удобном случае обязательно ломали идолов как реальное вместилище мятежных, злых духов, которые губили людей. Так и лжепророк при помощи магии подселит демона в «икону» зверя, так что само это изображение, точнее, демон, живущий в нем, будет убивать того, кто ему не поклонится. Это самая настоящая пародия на чудотворные иконы. Только если через икону Бог оживляет, восстанавливает людей, то здесь диавол будет убивать всех, отказавшихся признать его посланника – антихриста. И вот с этого поклонения начнется то самое запечатление людей: поклоняющимся поставят знак, клеймо, по-гречески – «харагма», то есть знак принадлежности некоему владельцу. Христиане имеют печать Святого Духа, которой их запечатлел Бог во время Миропомазания, она ставится на чело (лоб), руки, ноги, грудь и органы чувств и «запечатывается» знамением Креста и святым миром. Эта печать означает, что христиане принадлежат Господу Богу и находятся под защитой Творца. Что же означает клеймо антихриста? Почти то же самое, только наоборот – ведь он пародист. Клеймо это означает, что человек, его принявший, принадлежит антихристу и является его собственностью, поэтому знак антихриста будут ставить на лоб или на правую руку. Святитель Андрей Кесарийский и преподобный Нил Мироточивый объясняют, что клеймо на лоб получат те, кто признает идеологию антихриста, а на правую руку – те, кто признает его действия. А преподобный Ефрем Сирин объясняет, что знак зверя появится именно на этих места для того, чтобы человек не мог перекреститься. И, заметьте, древние отцы, начиная со святого Ипполита Римского века), говорили, что принятие этого клейма будет добровольным. Человек должен будет произнести некую формулу отречения от Христа, например: «Отрекаюсь от Бога Отца, Творца неба и земли, Сына Его, Иисуса Христа, и Святого Духа, и от Его Церкви, и сочетаюсь тебе нелицемерно». Вопреки расхожему мнению, клеймо не будет содержать чип с персональными данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Старец Паисий Святогорец. (6, с. 103.) Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью. Старец Иосиф Исихаст. (11, с. 46.) Страсть осуждения есть одна сверхъестественная проказа в человеке; человек от нее прокажается в большей степени, нежели от других своих прегрешений, которыми согрешает Богу. Преподобный Нил Мироточивый. (3, с. 59—60.) Совесть – самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям. Старец Паисий Святогорец. (6, с. 42.) Не будь огорчений, будь только одни радости и спокойствие, – можно забыться и потерять из виду райский путь, – путь узкий и трудный, полный терний и ежечасных преткновений. Иеросхимонах Сергий Святогорец. (8, с. 429.) Диавол обладает не силой, а злобой и ненавистью. Всесильна любовь Божия. Старец Паисий Святогорец. (6, с. 54.) Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. Преподобный Никодим Святогорец. (4, с. 159.) Покаяние есть примирение с Богом и творение дел, противоположных тем, которыми мы Его прогневали. Старец Иосиф Ватопедский. (12, с. 349.) Расположить себя духовно – значит, радоваться не тому, чему радуются люди мирские, а противоположному. Например, радоваться, что тебя не ставят ни во грош. Мы будем двигаться в духовном пространстве, только если наши устремления будут противоположны мирским. Старец Паисий Святогорец. (6, с. 234.) Осознание глубочайшего смысла жизни. «Ищите прежде Царствия Божия…» (Мф. 6: 33). Простота и всякое правильное отношение к вещам начинаются с этого. Старец Паисий Святогорец. (6, с. 180.) Всякое подозрение, поднимающееся в сердце против кого-нибудь, отсекай в конец, потому что оно расстроивает мир и любовь. Святитель Феолипт Филадельфийский. (2, с. 175.) Некоторые спорят о вере, и конца нет этим спорам, а ведь спорить не надо, а только молиться Богу и Божией Матери, и Господь без спора просветит, и скоро просветит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Убегавший человеческой славы при жизни, прп. Нил не восхотел ее и по смерти. Посему, умирая, сделал клятвенное завещание, чтобы никто не дерзал отрывать его останков (как то водится во Святой Горе, где кости умерших отрываются через три года). Согласно этому, почитатели святого похоронили святое тело в небольшой пещерке, под его пещерою, утвердив над изголовьем надпись с запрещением отрывать тело преподобного. Но Господь, по неложному слову Своему поставляющий светильники на свещницах, прославил святого угодника Своего тем, что его девственное и от юности посвященное Богу тело, очищенное и утонченное постами, омытое слезами, облагоуханное молитвами, — сие святейшее тело Бог превратил в миро и благоволил ему истечь в явление людям, из гроба, чрез малое отверстие и по отвесной скале стекаться к морю. Неслыханное чудо такого небывалого истечения мира сделалось вскоре известно всему православному востоку; отовсюду стали нарочно приходить корабли почерпнуть мира из чудесного потока. Место, куда стекало миро и куда сходились корабли почерпать его, тоже весьма знаменательно в истории Афона; оно называется Каравостас (ибо некогда против него остановился неподвижно среди моря корабль с плывущим на нем святым Петром Афонским, не двигаясь вперед до тех пор, пока не высадили Петра на берег, где он должен был положить начало афонскому пустынножительству). Итак, теперь, много лет спустя, избраннейшее чадо, подвизавшееся в пещере по образу отца своего, в благодарность отцу почтило место его высадки на афонский берег благоуханным миром. Безчисленные исцеления и чудеса, последовавшие от мира преподобного Нила, побудили святую Церковь причислить его к лику святых, с присвоением ему имени Мироточивого. Рассказывают, что ученик, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего старца при земной его жизни, не вынося молвы от множества стекающихся мирян, тревоживших покой Святой Горы, будто бы решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что он, вопреки своим словам — не искать и не иметь славы на земле, а желать ее только на небесах, — скоро весь мир наполнит славою своего имени и нарушит через то спокойствие Святой Горы, когда во множестве начнут стекаться к пещере для исцелений? Это так подействовало на святого мироточца, что тогда же миро иссякло.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

103 О сей беседе неизвестного лица с воинами в Евангелии ничего не сказано. 104 По освящении даров, в ектении «Вся святыя помянувше», св. Церковь молит Господа, чтобы Господь, приняв освященные дары в пренебесный и мысленный Свой жертвенник, «в воню благоухания духовного», возниспослал молящимся Божественную благодать и дар Св. Духа. 105 Конечно, не всякий подвиг в общежитии приводит непременно ко спасению, равно как не всякий подвиг уединенный ведет непременно к погибели, но слова прп. Нила следует понимать лишь в смысле предостережения неопытных от затворничества, а отнюдь не в смысле восхваления одного лишь общежития и отрицания всякого значения за отшельничеством. 106 Итак, преподобный, обличая распространенный в общежитии порок — празднословие, сим ясно свидетельствует, что он лишь предостерегает от увлечения одиночеством, а отнюдь не ставит одну форму подвига выше другой. 107 Церковь Христова с ее установлениями, богослужением, храмами и т. д. является кораблем, ковчегом спасительным для людей, охраняющим их от потопления в волнах мира сего, во зле лежащего. В римских катакомбах древние христиане иногда изображали на стенах Ноев ковчег. И поныне храмы христианские нередко строятся наподобие корабля. 108 Т. е. не оплакиваешь слезами покаяния своей греховной измены Небесному Жениху, Христу, пострадавшему и распятому ради тебя. 109 Прекрасное наставление! О, если бы все иереи соблюдали его! 110 Смысл наставления следующий. Для избежания фарисейского тщеславия иногда можно схиму прикрыть иною одеждою (общею с другими монахами), но и в таком случае схима должна быть все-таки одета под сею одеждою, как и воин всегда находится при оружии. 111 Если это сказано о рясофоре, то, конечно, еще в большей степени сказанное приложимо к мантии, не говоря уже о схиме. 112 Ср.: Стихира, глас 6 на «Господи воззвах». 113 Т. е. греховными наклонностями. 114 Сими подробностями, которых в Библии не находим, прп. Нил наглядно живописует великую силу смирения. 115 Т. е. проявивший добродетели сугубо обильнее, по сравнению с прп. Антонием.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

1. 20 января 1998 года Дорогая мамуля! Выполняю твою волю и сразу пишу ответ, хотя времени на это нет, в приемной ждут люди, еще гора неразобранной корреспонденции. Почти каждый день беру остаток работы на дом, а дома хотелось бы что-нибудь интересное почитать, да времени нет. Завтра надо отдать в редакцию «Горницы» новый материал — записал воспоминания о втором обретении святых мощей преподобного Серафима и путешествии в Дивеево в 1991 году. Преподобный мне помогает. Прошлый год в день его памяти (15 января) после Литургии просил у губернатора помощи — денег на строительство храмов. За год получил более двух миллиардов. Сегодня завез в администрацию аналогичное письмо, помолись, чтобы нашли возможность мне помочь. Пью таблетки — сбиваю давление, но когда устану, болят плечи. Врачи говорят — отложение солей (остеохондроз). Ну да это для спасения души полезно. Праздники прошли замечательно. Приеду — привезу кассету с видеозаписью и все расскажу. Послезавтра начнем проводить Рождественские чтения — надо учителей и директоров приводить к Богу, но они, многие, остались в душе атеистами. Во грехе им жить легче, а о детях они мало думают. Твои проблемы по школе мне известны. Такая картина везде — где директор инициативный и думающий, там нас приглашают и слушают. Но с этого года таких стало меньше, а жаль! Думаем, с этого года начнем выпускать «Епархиальные Ведомости» — пишу статьи и туда. На днях, наверное, встречусь с Игорем Николаевичем, врачом-психиатром из Иркутска — духовным чадом дедушки Николая. Он в свое время часто бывал на К. Маркса, увозил духовную литературу в Сибирь сумками. Есть для тебя от него подарок. Но это сюрприз, привезу в начале февраля в Москву. А может быть, успеют в типографии напечатать книгу о дедушке (автобиографию). Пока писал, уже трижды прерывали. Телефон звонит, но я его не поднимаю, потому что пишу письмо моей мамочке. Крепко целую. Храни вас всех Господь. До встречи. Твой Сергий, бывший Серафим. 2. 1999 год И вот уже весна девяносто восьмого. До конца двадцатого века остается менее двух лет. Вчера услышал приятную весть: опубликовали Указ Президента России Б. Н. Ельцина «О подготовке к встрече третьего тысячелетия и о праздновании тысячелетия христианства». Как же все изменилось за какие-то десять лет! Разве могли верующие россияне семидесятых годов представить себе такой ход событий? Пожалуй, что нет. Разве что те, кто хорошо знал пророчества старцев, таких, как преподобный Серафим Саровский и афонский старец Нил Мироточивый, могли ожидать того, что уже произошло, а это — распад Советского Союза, дарование подлинной свободы в вопросах веры и все вытекающие отсюда последствия.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

1, с. 8–9]. Собственно, то состояние мрака, обмана, наваждения, уловления или даже пленения, в котором по действию духов-богопротивников оказывается человек, и называется «состоянием обольщения», «прелестью бесовской» (или просто: «обольщением», «прелестью») . Для того чтобы раскрыть суть этого противоестественного для человека состояния, нередко прибегают к аналогиям, в частности, к аналогии с опьянением: и там, и там – угар, помутнение душевных начал и изменение телесных. Самое же прискорбное усматривается в том, что уподобление обольщаемых бражникам не ограничивается лишь схожестью их состояний, а распространяется и на отношение к этому состоянию. «Как пьяницу влечет вино в корчемницу, так и грешника влечет грех в западни диавольские, – констатирует преподобный Нил Мироточивый. – В корчемницу идут упиться соком хмельной лозы. Грешник идет в западню диавольскую, чтобы упиться вином греховной лозы; как только выпьет, опьяневает; когда же пьет и опьяневает, то, пока не отрезвится, не ведает, что с ним происходит, – царских повелений не боится, безчестия себе не вменяет, презрения не избегает, на поругание не глядит; он единственно поглощен упоением той лозы, одного только (желая) – иссушить то существо лозное» с. 38]. В принципе, подпасть под обольщение сатаной и его темными ангелами может любой человек (за исключением, разумеется, Искупителя и уже почивших о Господе святых (умалчиваем о вознесшихся на Небо Енохе и Илие, которым еще предстоит испытать лютость диавола перед Вторым Пришествием Христа)). В связи с этим нередко утверждается, что состояние прелести свойственно всем людям вообще (не считая перечисленных в скобках). Одно из «таких» утверждений встречаем в сочинении святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести...»: «Ученик. Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое прелесть? Старец. Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести... Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною» с. 8].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

2013-05-21 03:49 Андрей : Полностью согласен с православными и просто честными людьми - этот содомский беспредел становится возможным в обществе, живущем без Бога. Современные нео язычники всех мастей выполняют установку своего хозяина - диавола на истребление человечества. А то что уничтожить народ можно без оружия и силы знали ещё древние (пример приводится в статье). Выход у человечества всегда был один - отвергнуть идолов и кумиров (бесов) и жить по ЗАКОНУ БОЖИЕМУ. 2013-05-21 02:39 Oxana Naranovich : Одно облегчение: еще есть кому-то дело до детей и есть люди думают как и я и еще объединяются на борьбу. В Голландии такая " свобода " слова, что сильно не вылезешь. Страшно! я лично уже 3й месяц потеряла покой, как гром прошли у нас программы сексуальность и весенняя лихорадка. До сих пор лихорадит. Бедные дети. им внушают, что может быть 2 мамы! да у меня тетя-близнец мамы, как 2 капли воды- а мамочку никто не заменит! изучила все страшилки про конец света, антихриста, и то, что происходит- и природа плачет, весь это срам и стыд по всей планете- все говорит о том, что нам христианам предстоит огромная борьба! Как преподобный Нил Мироточивый писал: настанут времена и дети будут такими развращенными... А Святая Матронушка говорила: эх, жалко мне вас, доживете до таких времен... Нас лишили эти моральные уроды сводобы совести, мы рискуем жизнью, если скажем им, что думаем. Вот вам и евросоюз " гуманный " ! А еще, смотрите какая идет лукавая подмена слов- хомо " homo " значит вообще-то человек на латыни, а его используют в адрес геев! Значит еще и гомофобией назвали, т.е. боязнь человека! Но мы же все люди, равные, правда?!... ну чем вам не революция 1917, тоже боролись-то за равенство! А самое страшное,что европейские старики на ура воспринимают этот разврат, им мол в детстве ничего не говорили вообще... Видите, как лукавый все продумал. Будем молиться всем христианским миром! Господи помилуй! 2013-05-21 00:42 Фурсенко : Господи вразуми правителей Банбинтоновых Журавликовых Шариковых

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

28. Панагия («всесвятая» — греч.) — название части просфоры, вынутой на проскомидии в честь Божией Матери. Она переносилась в ящичке (панагиоре) по особому чину в монастырях в трапезу где одну ее часть вкушали до трапезы, другую — после трапезы. 29. Преп. Серафим Саровский (1759 или 1754–1833) — величайший русский святой XIX века подвижник и чудотворец. Эпизод из его жития с кормлением медведя послужил сюжетом многочисленных фресок и лубочных картин. 30. Сергиево Подворье и Богословский институт в Париже основаны в 1925 г в честь преп. Сергия Радонежского. 31. Имеется в виду «Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших». Составление его начато Святогорцем и закончено монахом Азарией. Издание Русского Пантелеймонова монастыря, печаталось в Москве Патерик неоднократно переиздавался: 1-е изд. — 1883-й, 7-е — 1897 г. Преподобный Нил Мироточивый — подвижник XVII века. Память его празднуется 12 ноября. 32. Колокол Св. Пантелеймона весит 818 пудов 10 фунтов. (Утверждение Зайцева, что это величайший колокол православного Востока, неточно: колокол Гефсиманского скита весил 1000 пудов.) Колокол Св. Пантелеймона отлит в Москве и пожертвован в монастырь в 1894 году самарскими жителями И. М. Плешаковым и А. М. Шумовой. 33. Имеется в виду живописный образ Христа из так называемого «евангельского цикла» (вторая половина 1880-х — 1910-е годы) В. Д. Поленова. Цикл состоял из 68 полотен и экспонировался в 1910-х годах в Москве и Петербурге. В настоящее время полотна находятся в различных музеях, цикл как единое целое не существует. Современный Поленову искусствовед трактует неиконописный, покрытый темным загаром невозмутимо спокойный лик Христа с глубоко сидящими глазами, напоминающий лицо восточного мудреца, как выражение крайней реалистичности и рационализма (Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Сергиев Посад, 1915). 34. Генисаретское озеро (Галилейское море, Тивериадское море) находится в Палестине. На нем и вблизи него происходили важнейшие события в жизни Иисуса Христа: из рыбарей этого озера он избрал себе учеников, там явился им по своем воскресении; на берегах озера расположены города Капернаум, часто упоминаемый в Евангелии, Магдала — родина Марии Магдалины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010