С 29 августа, до 8 сентября бывает хождение с теми же Иконами в Новоржев и Опочку. Настоятельство Монастыря сего исстари было Игуменское, которое и по Штатам Духовным 1764 года оставлено там в третьем классе степенью 45. До штатов за Монастырем сим считалось 967 душ крестьян, и несколько приписано было к оному ближних Монастырей. Подробнейшее описание сего Монастыря напечатано особо 1821 года. VIII. Т0Р0ПЕЦКИЙ ТР0ИЦКИЙ НЕБИН мужской 3 класса Монастырь, находится в предмесптии Уездного города Торопца при реке Торопе, основан в 1З92 году Иеромонахом Сергием. В оном Соборная Церковь каменная о двух ярусах, создана в 1718 году, в верхнем Храм во имя Св. Троицы, а в нижнем во имя Животворящаго Креста с Приделом Тихвинския Иконы Богородицы. От самого основания до 1670 года Настоятельство там было Игуменское; а в 1670 году по просьбе Торопецких граждан и по Грамоте Патриарха Иоасафа учреждено Архимандричье, и в сан сей произведен тамошний же Иеромонах Варлаам. По нем сряду были Настоятелями Архимандриты до состояния Духовных Штатов 1764 года; а но оным положено быть Игуменам 3 класса степенью 51. До Штатов за сим Монастырем считалось 145 душ крестьян. IX. НИКАНДРОВА БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ во Псковском Уезде расстоянием от города Пскова к востоку в 60 верстах, находится близ речки Демьянки среди лесов и мхов отдаленно от окрестных селений. Она основана в половине 16 столетия Преподобным Никандром, уроженцем недальнего оттуда села Виделебья, постриженцем Преподобного Саввы Крыпецкого, скончавшимся 1582 года сентября 24. Но Преподобный Никандр сам жил там уединенно, а Монастырь на том месте устроил и Братию собрал уже Монах Исаия, там поселившийся с 1585 года, который и первую Церковь Благовещенскую древянную создал на месте гроба Преподобного Никандра. Сей Монастырь в 1665 году ворвавшимися в Новгородскую Область Поляками разорен и разграблен был, Монахи побиты, а Игумен их уведен в плен и находился в оном около года: а в I668 году марта 30 оставшиеся три Церкви Благовещенская, Александросвирская и Никандровская со всем прочим Монастырским зданием погорели. После сего по просьбе Игумена для возобновления Обители пожалованы оной от Государя многие земли без переоброчки, которые ныне утверждены за нею и межеваньем. Мощи Преподобного Никандра обретены и свидетельствованы в 1687 году; а с того времени Московским Патриархом Иоакимом Соборне признаны Святыми и сочинена ему Служба. Потом Монастырь выстроен каменный. До состояния Духовных Штатов 1764 года за оным было крестьян З19 душ и состоял он в Новогородской Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Возбранный от Начальника и Совершителя веры, Господа Иисуса, данный во образ последования Православныя Церкве сословию, доблественный подвижниче и чудотворче предивный, преподобне отче Никандре! Похвальная со благодарением приносим ти молитвенницы твои: ибо теплым твоим предстательством у Царя Небеснаго вся полезная и спасительная ходатайствуеши нам. Яко имея дерзновение ко Престолу Благодати, от всяких нас злоключений свободи, да зовем ти: Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Икос 1 Ангельскими девяточисленными силами окружаемый славы Господь, предъуведев неуклонное сердца твоего изволение, яко хощеши быти покоривым учеником и тщаливым исполнителем заповедей Его, вдохну тебе, якоже древле пророчице Анне, еже прибегати ко храму Господню, да научишися тамо началом премудрости, яже есть страх Господень: темже и научи нас со удивлением воспевати тебе таковая: Радуйся, благочестиваго корене благое прозябение. Радуйся, чудное всех христианских добродетелей плодоприношение. Радуйся, младенче, при купели обновления посвятивый себе Господу на служения верная. Радуйся, помазанниче, восприемый свыше всеоружия духовная. Радуйся, теми от юности на тело свое, на мир сей и диавола себе ополчивый. Радуйся, разум свой ко свету боговедения восперивый. Радуйся, очима твоима всюду Господа искавый и в нем намерение полагавый. Радуйся, слухи твоя на восприятие глаголов Божиих, имиже возраждается вера, обративый. Радуйся, уста твоя на славословие Божие и псалмопение, на назидание искреннему твоему в душеполезнем отверзаяй. Радуйся, руце твои на творение благодеяния требующым устрояяй. Радуйся, нозе твои шествовати по путем оправданий Господних управляяй. Радуйся, вся твоя душевная и телесная чувства на благоугождение Подателю всех благ устремляяй. Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Кондак 2 Видя преподобный Никандр душевныма очима, яко в мире сем всяческая суета, и яко недостойны суть страсти нынешняго века, имущей славе явитися на небесех, потщался, отвергся себе, мира и яже в нем, наставляемь преподобным Евфросином и Саввою, тесным и прискорбным шествовати путем в горний Небесный Иерусалим, егоже достигнув ныне, предстоя Престолу Агнчу, достойно веселится с ними и со всеми избранными, поя Всесильному Богу: Аллилуиа. Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

К концу XV и в начале XVI столетий явились новые светила в русском монашеском мире: Иосиф Волоколамский, Нил Сорский , Инокентий Вологодский, Александр Свирский , Корнилий Комельский, которые также, если даже не более, благодетельно действовали и на своих учеников, и на все русское монашество, и на всю отечественную церковь . Вслед за ними, и отчасти вместе с ними, в течение всей первой половины XVI века, подвизались и светили для всех своим высоким благочестием другие основатели и устроители монастырей – Даниил Переяславский, Кирилл Новоезерский, Герасим Болуинский, Арсений Комельский, Антоний Сийский. Даже во второй половине XVI века, в среде монашества не прекращался ряд строгих подвижников и настоятелей монастырей, каковы были: Филипп Соловецкий, впоследствии митрополит, Трифон Кольский – просветитель Лопарей, Феодосий Тотемский, Арсений Новгородский, – словом, мы могли бы поименовать до пятидесяти черноризцев, и преимущественно настоятелей, которых воспитали наши тогдашние обители и которые за свое благочестие или причислены Церковью к лику святых, или доселе чтутся местно. Справедливость требует присовокупить, что в числе этих достойных черноризцев находились не одни, жившие в монастырях, но и пустынники, между которыми особенно замечательны два пострижинника Крипецкого монастыря: преподобный Нил Столобенский, подвизавшийся 27 лет в пещере близ Осташкова, и преподобный Никандр Псковский, проведший много лет, и до пострижения и после пострижения своего, в глубокой пустыне между Порховом и Псковом на реке Демьянке 26 . В 1864 г. отобраны были церковные и монастырские имущества в ведение государства. Поводом к такой мере усиливаются выставлять только одни злоупотребления духовных властей в управлении имениями; 28 но не то говорят лица, достойные полного внимания и уважения, с спокойствием историков вполне исследовавшие этот щекотливый вопрос. Так, преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, в своей истории русской церкви, в томе пятом, стр. 15, пишет: «Ни кафедры, ни монастыри не увеличивали числа своих деревень ни покупкою, ни принятием пожертвований; но имения росли от того, что слишком берегли церковную собственность: если беднел крестьянин, его наделяли всем нужным – лошадью, двором и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIX веке он заслонил в народном почитании древнего Кирилла. Новгородская область в XVI веке продолжает давать великих подвижников, многие из которых идут на поморский Север. Для большинства мы лишены возможности установить направление их духовной жизни. Преподобный Александр Свирский, постригшийся на Валааме, основал свою обитель близ реки Свири. Мы знаем, что он пребывал в отношениях духовной любви с Корнилием Комельским, к которому послал одного из своих учеников. Постриженник псковского игумена преподобного Саввы Крынецкого Нил Столбенский († 1555) избрал подвиг совершенного уединения. Тринадцать лет он скрывался в ржевских лесах, пока стечение народа не заставило его переселиться на озеро Селигер, на остров Столбенский, или Столобенский, давший ему его прозвание. Двадцать семь лет спасался он в своей келье, не имея никаких учеников. Он не построил даже часовни – пример чрезвычайно редкий среди русских подвижников. Молился перед иконой Божией Матери и кадил ей. В его келье были водружены два костыля, на которые он опирался во время сна, не зная постели. Вот все, что могли рассказать о нем окрестные жители, от которых святой перенес немало зла: два раза они даже выжигали бор на острове, чтобы выгнать пустынника. Лишь много лет спустя на острове основался монастырь. Житие преподобного Нила написано, по просьбе столбенцев, в Болдинском монастыре св. Герасима; может быть, отсюда некоторая суровость, окружающая неясный для нас облик селигерского отшельника. Исключительности его подвига соответствует и одна исключительная черта его народного почитания. В Столбенском монастыре до последнего времени продавали богомольцам небольшие деревянные статуэтки святого, пережившие общее синодальное запрещение резных икон. Никандр Псковской († 1582) тоже спасался в пустынной хижине и не основал обители. Он начал лесную свою жизнь даже ранее пострижения, совсем в юном возрасте. Но уединение его прерывалось годами монашеского искуса в Саввином Крыпецком монастыре, в котором он постригся, и который дважды оставлял из-за несогласий с недовольными строгой дисциплиной и завистливыми монахами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

48 . Никандр Псковский, уединенный отшельник, подсинившийся там, где после него была устроена пустыня, названная по его имени Никандровой, которая находится при дороге из Пскова в Порхов, расстоянием от первого в 60-ти, а от последнего в 25-ти верстах (По Ист. Иер., – V, 181), скончавшийся 24-го Сентября 1581-го года. Существует известие, что по благословению Новгородского митрополита, последующего патриарха, Никона, одним почитателем его памяти была построена церковь , послащенная его имени 253 ; следовательно, местное празднование ему установлено не позднее 1649 – 1652 годов, в продолжение которых Никон был Новгородским митрополитом. В Истории иерархии сообщается, что перед 1673-м годом в Никандровой пустыне была уже церковь , посвященная имени преподобного Никандра и сгоревшая в этом последнем году (V, 183 fin.). Но затем в повести об обретении мощей преподобного, которое имело место в 1686-м (1687-м?) году, говорится, что для свидетельствования мощей была присылана в пустыню патр. Иоакимом комиссия, состоявшая из епископа, архимандрита, игумена и священника и что после свидетельствования и было установлено патриархом празднование ему 254 . На основании сказанного нужно думать, что празднование преп. Никандру было установляемо дважды, – сначала епархиальным архиереем и потом подтвердительно самим патриархом 255 . 49 . Герман Соловецкий, вместе с Савватием и Зосимою один из троих основателей Соловецкого монастыря, скончавшийся в 1484-м году 256 . Местное празднование (30-го Июля) установлено в 1690-м или в 1691-м году (Братия Соловецкого монастыря обращались в первом году к архиепископу Холмогорскому Афанасию с просьбою о дозволении праздновать в монастыре память препод. Германа; архиепископ, изъявив собственное согласие, отвечал братии монастыря, что этого нельзя сделать без воли великих государей с патриархом и без свидетельства, и относительно сего последнего писал в своей грамоте в монастырь: «не яко уничижая его (Германа) предодобство, но храня целость святые церкви догматов (надлежит сделать это, т. е. испросить согласие великих государей с патриархом и произвести свидетельство), яко издревле во св. православной вере нашей обыкоша о св. Божиих угодниках предлагатися прежде о житии и чудесех их свидетельства достоверные, по свидетельству ж со благоволения общего православных монархов и архипастырского составляются им службы и каноны, и тако устрояются праздновати, без свидетельства же и без благословения государского и святейшего патриарха никако же сие состоятися и прочно быть может» 257 . Не имеем прямых сведений, когда архиепископ исходатайствовал у государей и патриарха согласие на празднование преп. Герману, но думаем, что более или менее вскоре после написания своей грамоты в монастырь, которая от 16-го Сентября 1690-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ИЛЬИНСКИЙ-ВРЕВСКИЙ, муж. в 28 верст. от уездного города Острова, в пригороде Вреве. О сей обители упоминается в 1623 году; о начале ж ее и уничтожении ничего неизвестно. ПОКРОВСКИЙ-ВРЕВСКИЙ, женский в том же пригороде Вреве. О времени основания и уничтожения его сведений нет; в начале же XVII века он существовал. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ-ВЫБОРСКИЙ, муж. Эти монастыри, существовавшие некогда в пригороде Выборе, в 50 верстах от уездного города Острова на реке Выборке, во время нашествия польского короля Стефана Батория, 1581, были разорены, и потом приписаны к Святогорскому мон. О времени основания их неизвестно. ВАРВАРИНСКИЙ-ВЫБОРСКИЙ, женский ИЛЬИНСКИЙ-ОПОЧСКИЙ, муж. в Порховском уезде, в погосте Опочском, на берегу реки Шелони. Основан был в конце XVI века Преподобным Иоакимом, который и был здесь первым игуменом; упразднен в 1688 году. В бывшей монастырской, а ныне приходской церкви, св. Пророка Илии почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Иоакима. ДЕМЬЯНСКИЙ, муж. существовавший в древности в Порховском уезде, при впадении речки Демьянки в реку Шелонь, близ того места, где жил уединенно Преподобный Никандр, который сюда хаживал для причащения св. Таин, а потом от игумена здешнего и схиму принял, в 1574 году. О времени основания и уничгожения обители неизвестно. УСПЕНСКАЯ-КОНЕВСКАЯ-ФЕОФИЛОВА, пуст. муж. в 65 верстах от уездного города Порхова, при реках Шелони и Омучи. Основана в XIV веке преподобными иноками Феофилом и Иаковом, которых и мощи почивают здесь, в Успенской церкви, под спудом. Пустынь упразднена в 1764 году. СПАСКИЙ-ВЕЛЬСКИЙ, муж. существовавший некогда в Опочецком уезде, при озере Велье, где ныне село того ж имени. Обитель эта сгорела в 1460 году от молшии; неизвестно, была ли она после возобновлена; также и о времени основания ее сведений нет. КУДИН-ТРОИЦКИЙ, муж. в 3 верстах от уездного города Торопца, на острове озера Кудина. Основан в XVI веке Преподобным Харитоном, бывшим здесь первым игуменом, которого и мощи почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской, церкви Благовещения Богородицы; тут же хранится гроб Преподобного Исаакия, Печерского Затворника, Торопецкого уроженца, привезенный сюда из Киева, в 1748, Торопецким купцом Петром Абаконовым, и часть мощей сего святого, перенесенная из Киева ж игуменом Кудина монастыря, Иосифом. Когда сия обитель упразднена, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Греки свои богослужебные книги давно уже печатали в католической Венеции. Когда греческие архиереи дневали и ночевали у нас, прося богатые милостыни, подарки, люди видели, что это люди сребролюбивые, что они, так сказать, далеко не бесстрастные. «После расспросов и разысканий мы нашли, что большинство приезжающих за милостыней в Москву архимандритов и светских лиц, не рассчитывая только на милостыню, привозят с собою деньги для закупки товаров: соболей, белок, горностаев и проч., которые могут принести им большой барыш в турецкой стране. В этих видах большинство их и приезжает, ибо, со времени въезда в Путивль до возвращения и выезда своего оттуда, они ровно ничего не тратят: если у них есть с собой товар, то не платят ни пошлины, ни за провоз на лошадях, и не делают расходов на еду и питье, так как получают ежемесячно содержание, каждый по своему положению; очень бедные по четыре копейки в день и пива для питья. Поэтому они выгадывают большую пользу, если имеют с собою товары или много денег…» – пишет в своих записках архидиакон Павел Алеппский. Конечно, не все представители греческого духовенства были такими. Среди них были и подвижники благочестия. Вспомним преподобного Максима Грека. Великий подвижник и страдалец. Учёнейший человек. Выпускник Падуанского университета. Или великий художник-иконописец Феофан Грек. Один из учителей преподобного Андрея Рублёва. Но встречались и авантюристы типа Паисия Лигарида. – Гм, то есть тогда Северная Фиваида могла дать им фору? – Да еще какую. В то время у нас был и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский и прочие великие – известные и не известные – святые, накануне всех этих реформ. Если взять псковскую землю, так вообще тут одни преподобные: Евфросин и Серапион Спасо-Елизаровские, Иларион Гдовский, Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Онуфрий Мальский. Здесь только одни пустыни, куда ни ступи. В Русскую землю шли спасаться из других стран. У наших подвижников учились благочестию. В XV веке на Псковщину приходит Савва Серб.

http://pravoslavie.ru/111006.html

Святой угодник Божий иногда уже в детстве обнаруживает свое особое призвание. Он рано начинает понимать жизнь не как игру или забаву, а как серьезное дело. Преподобный Никандр Псковский прославляется в акафисте как обнаруживший в детстве недетскую серьезность, «вся детская игралища, яко поползновение ко злу, презревый» (ик. 2). О прп. Макарии Желтоводском говорится в акафисте, что он еще младенцем при звоне церковном изъявлял желание, чтобы его несли в церковь (конд. 2). В акафисте свт. Алексию, митрополиту Московскому, передается: «Разум свыше прием, мал детищ сущ, еже не труждатися всуе в ловлении птиц, потщался еси вся, яже на земли красная, оставити» (ик. 2). Это рано проявляющееся стремление юных подвижников к молитве, посту, чтению Священного Писания и т. д. 313 укрепляется добрыми влияниями и обучением. Эти влияния оказывают благочестивые окружающие лица 314 . Иногда оказывают влияние те факты, какие преподобный мог услышать о житии святых. Так, в акафисте Даниилу Переяславскому передается о том, как он, слыша о подвиге прп. Симеона Столпника, в подражание ему обвил себя веревкой (конд. и ик. 2). Обучение юных подвижников, предызбранных к высокому служению, как излагается в акафистах, сводилось главным образом к научению их читать Священное Писание . В акафисте Петру, митрополиту Московскому , рассказывается такая подробность из времени его обучения: «Видевше честнии родителие твои, яко косно в учении книжнем преуспевал еси, о сем тужаху; сие же бысть по смотрению Божию, да не от человек, но свыше от Бога, навыкнеши учению небесному. Явивыйся бо тебе муж светел, в святительския ризы облеченный, рукою коснувся твоего языка, благословением своим разреши косность твою и преисполни тя разума» (конд. 2). Подобное рассказывается и в акафисте св. Сергию Радонежскому: «Господь отверзе тебе ум разумети Писания, Сергие преподобне, прежде косну и неудобну ко изучению книжныя премудрости бывшу, да явится, яко не от человек, но от Бога приял еси разум книжный; о немже обрадованный от явльшагося тебе во образе иночестем Ангела, приими от нас радостное пение сие: Радуйся, изучивый во первых чести слово, еже в начале бе у Бога» (ик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Настоятель Андреевского Кронштадтского Собора, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев 2000 р. 00 к. 150 р. 00 к. Тихон, Архимандрит, Настоятель Московского Данилова монастыря 2000 р. 00 к. 100 р. 00 к. Базанова, Юлия Ивановна 5100 р. 00 к. Быстрицкий, Василий Андреевич, священник Московский 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. Владимирский, Павел Сергеевич, Действительный Статский Советник 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. Кек, Ольга Никитична, дворянка Кельх, Варвара Петровна (урожденная Базанова) 3100 р. 00 к. Орлов-Давыдов, Сергей Владимирович, граф, каждогодно отпускающий на содержание одного студента 220 р. 100 р. 00 к. 300 р. 00 к. Профессор Московской Духовной Академии Петр Иванович Цветков II. Пожизненные члены. а) Высокопреосвященные: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Агафангел, Архиепископ Рижский и Митавский 50 р. 00 к. 50 р. к. Афанасий, Архиепископ Воронежской и Задонский 100 р. 00 к. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Гурий, Архиепископ Новгородский и Старорусский 100 р. 00 к. Димитрий, Архиепископ Казанской и Свияжский 100 р. 00 к. Никандр, Архиепископ Литовской и Виленский 100 р. 00 к. Сергий, Архиепископ Финляндский и Выборгский 300 р. 00 к. б) Преосвященные: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Антоний, Епископ Волынский и Житомирский 100 р. 00 к. Арсений Епископ Псковской и Порховский 100 р. 00 к. Евлогий, Епископ Люблинский 100 р. 00 к. Иаков, Епископ Кишиневский и Хотинский 100 р. 00 к. Иоанн, Епископ, Управляющий, Московским Симоновым монастырем Лаврентий, Епископ Тульский и Белевский Мисаил, Епископ, бывший Могилевский и Мстиславский Нестор, Епископ, бывший Смоленский. Никанор, Епископ Якутский и Вилюйский Тихон, Епископ Пензенский и Саранский Трифон, Епископ Дмитровский В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Алипий, архимандрит 100 р. 00 к. Андреев, Василий Алексеевич, потомственный почетный гражданин 100 р. 00 к. Андроник, Архимандрит, ректор Уфимской дух. семинарии 150 р. 00 к. Астрова, Юлия Михайловна, вдова доктора

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Княгиня увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча» Таинственными путями духовной преемственности через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому. Бронзовая клыковская княгиня Ольга укрывает собой свое продолжение, в том числе (и в первую очередь) и духовное – внука Владимира. Композиция учитывает их неразрывность и преемственность, поскольку, несомненно, эти образы, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории. Памятник св. княгине Ольге во Пскове. Скульптор В. Клыков. Фото 8 июня 2014 г. Белый цоколь памятника начальнице христианства на Руси окружают очень красивые барельефы святых, выполненные в стилистике древнерусских резьб. Клыков использовал прием, которым неоднократно в своей работе руководствовался знаменитый скульптор Михаил Микешин: главный персонаж памятника подпирается – словно духовными столпами, стоящими в веках – двенадцатью фигурами святых, в данном случае преимущественно псковских, что совершенно логично и духоносно. Это – словно общерусские духовные корни, пущенные Ольгой: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр, Марфа Псковская и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея Руси), Корнилий Псково-Печерский (коему, как помним, царь Иоанн Васильевич Грозный лично отсек главу), митрополит Вениамин, Великая княгиня Елисавета Феодоровна и блаженный Николай Салос. Сегодня и всегда следует помнить, что небольшой град Псков издревле является северо-западным воинским форпостом России, славным как ратной силой, так и целым сонмом небесных покровителей. Указом Президента Российской Федерации 1387 от 5 декабря 2009 г. Пскову присвоено почетное звание «Город воинской славы». Памятник св. княгине Ольге в Киеве. Скульптор И. Кавалеридзе Вспомним и микешинскую Ольгу на знаменитом памятнике «Тысячелетие России», что в Великом Новгороде. Образ «Великой княгини Российской» попал и в фокус художественного внимания в празднование 900-летия Крещения Руси. В те годы княгиня Ольга появились в работах В.М. Васнецова и многих других живописцев. Н.А. Бруни написал суровую, несокрушимой веры, прекрасную обликом княгиню для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге. Известна драматическая судьба памятника княгине Ольге в Киеве, созданного известным киевским скульптором Иваном Кавалеридзе в начале ХХ в. Монумент был утрачен и лишь в наши дни восстановлен. Сегодня памятник предтече великого русского Крещения стоит в Киеве возле Михайло-Златоверхого собора, в ряд с фигурами апостола Андрея Первозванного и учителей словенских Кирилла и Мефодия. И.П. Кавалеридзе выиграл конкурс на лучший проект памятника княгине Ольге в Киеве вместе со скульптором Сниткиным и архитектором Рыковым в 1910-м г. По настоянию митрополита Флавиана оригинал был подвергнут редактированию: княгиню лишили меча, наделили наперсным крестом, а согнутая в локте рука легла на грудь.

http://pravoslavie.ru/140692.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010