Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец (+ 1581) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 сент. в день преставления, 29 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.). Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях. Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосией и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

встречаются в композиции «Собор Новгородских святых». Так, Н. представлен на иконе кон. XIX - нач. XX в. из новгородской ц. ап. Филиппа на Нутной ул. Он написан крайним слева в 7-м ряду вполоборота вправо, в красно-коричневой мантии, коричневом подряснике и темно-синей схиме, на голове островерхий куколь с оранжевыми крестами; у него русая борода средней величины (возможно, пропись или тонировка посл. трети XX в.). Взгляд Н. устремлен к иконе Спасителя (расположена вверху в центре), правая рука с жестом молитвы. Надпись в нимбе: «пр. Ни[ка]ндръ Грод.». Подобным образом святой представлен на близкой по композиции и деталям рисунка хромолитографии Фесенко в Одессе (1902, частное собрание). На др. иконах, где уточняющей подписи нет, скорее всего изображен прп. Никандр Псковский, почитание к-рого возникло гораздо раньше (до 1776 Порховский у., место подвигов этого святого, относился к Новгородской губ.). Святой (подпись в нимбе «Св. Никандр Городноез. 1603») изображен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в числе подвижников XVII в.: худощавый монах в черном клобуке со скрещенными на груди руками, широкая окладистая борода с проседью раздваивается. Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. работы иконописца мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. Святой включен в группу Новгородских чудотворцев, между преподобными Ефремом Перекомским и Варлаамом Хутынским. Он изображен с непокрытой головой в мантии болотного цвета; у него короткие волосы с проседью и округлая небольшая борода.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

В Крыпецком монастыре преподобный Никандр жил недолго и с благословения вернулся в свою пустынь. Впоследствии он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил там в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа " пользы ради " , ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника , " монашеское житие - свет для всех человеков " . Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую " гостиницу у дуба " , которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез. Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают - преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.

http://patriarchia.ru/db/text/913883.htm...

Долго говорил преподобный и своими назиданиями, исполненными любви, просветил душевные очи Симеона; последний еще усерднее стал славословить Господа, пославшего такого угодника Своего на землю. Между тем преподобный Никандр, видя, что приближается конец земной его жизни, начал готовиться к тому, чтобы украшенным всеми добродетелями войти в Царство Небесное. Денно и нощно молился он и просил, чтобы Всемилосердный Господь отпустил ему его прегрешения; не довольствуясь обычной строгостью своей жизни, он решился уподобиться ангелам и возложить на себя великую схиму. Для сего преподобный отправился в Демьянский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; сие было за восемь лет до его кончины, после чего святой опять поселился в своем уединении. В то время к преподобному стал часто приходить один диакон из города Порхова, по имени Петр. Много беседовал с ним святой о Божественном Писании, о вере Христовой, о добродетелях христианских. Однажды Никандр поведал Петру о некоем чуде, бывшем с ним. – Часто и сильно страдал я прежде ногами, теперь же, по милости Божией, я освободился от болезни. Взглянув на ноги святого, Петр увидел, что все голени его были обнажены от своего телесного покрова, – и сильно был поражен тем. В другой раз Никандр сказал Петру: – Скоро Господь призовет к Себе мою грешную душу; когда ты узнаешь о моей кончине, то приди и погреби мое бренное тело. – Скоро ли произойдет то, о чем ты мне говоришь, – спросил Петр, – и как дашь ты мне знать о случившемся? – Не знаю, как извещу тебя, ибо в то время будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моем отшествии к Богу, небоязненно погреби тело мое на том месте, где найдешь его; и над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь великого и славного Благовещения. Так Никандр мирно готовился оставить сей временный мир. По прошествии 47 лет и 2 месяцев с тех пор, как преподобный в последний раз поселился в своем уединении, он впал в телесный недуг; вскоре святой почувствовал приближение смерти и со слезами стал просить Господа даровать ему отпущение всех прегрешений, призывал в молитвах всех святых и вручал пустынное свое местопребывание попечению Пресвятой Владычицы Богородицы. Затем преподобный Никандр возлег на одр свой, крестообразно сложил руки свои и со словами: «Благословен Бог, так изволивый, слава Тебе», – предал Господу дух свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тихомирова (икона украдена в 2010). В 2006 г. в Свято-Троицком Никандровом жен. мон-ре состоялись первые монашеские постриги. 6 июля 2012 г. еп. Боровичский и Пестовский Ефрем (Барбинягра) освятил престол во имя прп. Никандра Городноезерского в левом приделе трапезного храма. 29 июня 2015 г. мощи Н. были перенесены из Успенской ц. с. Внуто в монастырь и установлены в Троицком храме. Ист.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в., с прил. карты. СПб., 1853. С. 182-183; Прил. С. 197, 255; Список вещам, отобранным из церквей и мон-рей в Новгородский архиерейский дом, 1728 г.//ОДДС. Т. 8. Прил. 12. Стб. CXXI; Прошение бывшего сенатского копииста Никиты Жданова о разрешении ему постричься в монашество в Никандровой пуст., 1727 г.//Там же. С. 315. 308; Верный месяцеслов. С. 43. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 180; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75; Жервэ Н. Н. Никандрова пуст.//София. Новг., 1997. 2. С. 21; Коваленко А., Коваленко Я. Святые Земли Русской: Преподобные Никандр Псковский и Никандр Городноезерский//Там же. 2003. 1. С. 27-30; Коваленко Я. В честь 400-летия памяти прп. Никандра Городноезерского//Там же. 4. С. 6; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 154. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. Прп. Никандр Городноезерский. Икона из Успенской ц. в с. Внуто. Рубеж XIX и XX в. Фотография. 1993 г. В иконописных подлинниках Н. не упоминается. Сведения о его древних иконах отсутствуют. Известны неск. изображений Н., на основе чего можно разделить единоличные образы святого на 2 извода: фронтальные и вполоборота на фоне мон-ря. К 1-му можно отнести большую храмовую икону (датировалась рубежом XIX и XX вв.), которая находилась в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто Хвойнинского р-на Новгородской обл., в 2010 г. была украдена, и в наст. время ее местонахождение неизвестно. Образ написан в академической манере на золотом фоне с чеканным орнаментом, скорее всего происходит из деревянной часовни над захоронением Н.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

На иконе рус. чудотворцев из Черновицкой обл. (нач. XIX в., НКПИКЗ) преподобный с именем «Никандр Псковский» написан дважды (в предпоследнем ряду справа и в 5-м ряду слева, в островерхом куколе). Необычный иконографический вариант (куколь святого спущен на затылок) имеется на одной из икон с расположенными 4 регистрами фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33). Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и 50-х гг. XX в. работы мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. (альбом эскизов мон. Иулиании - кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание; Н. в округлом куколе). Преподобный изображен 1-м в группе Псковских святых. Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы рус. святых (частное собрание), куда вошел Н. (со свернутым свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 42). Прп. Никандр Псковский. Роспись свода вост. подцерковья собора Покрова на Рву. До 1905 г. Прп. Никандр Псковский. Роспись свода вост. подцерковья собора Покрова на Рву. До 1905 г. Изображения Н. представлены в XIX-XX в. в монументальной живописи. В ц. Покрова на Торгу в Пскове (посл. треть XIX в.) святой изображен в варианте иконографии, восходящей к иконе на раке святого ок. 1792 г.- с таким же текстом на раскрытом свитке. В ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице в Пскове (кон. XIX - нач. XX в.) дано поясное прямоличное изображение в круге на арке перед алтарем юж. придела. В росписи вост. подцерковья собора Покрова на Рву в Москве, выполненной маслом к 350-летию закладки собора, отмечавшемуся в 1905 г., на гранях свода написаны русские святые XVI в., где образ Н. (в полукруглом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит закрытый свиток) представлен между изображениями прп. Антония Сийского и свт. Германа Казанского; выбор святых здесь отражает взгляды рубежа XIX и XX вв. на политическую и духовную историю эпохи Иоанна IV Грозного.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

На преподобном традиц. монашеские одежды, схима светлее куколя, откинутого на плечи. У Н. длинные густые волосы, волнами спадающие на плечи, широкая, почти прямая борода; в правой опущенной руке он держит объемную книгу, левую, с четками, прижимает к груди. В верхней части гравюры в облаках - 2 ангела, поддерживающие икону «Благовещение Пресв. Богородицы» - храмовый образ монастырского собора. Прп. Никандр Псковский. Гравюра. 1799 г. (РГБ) Прп. Никандр Псковский. Гравюра. 1799 г. (РГБ) В источниках встречаются сведения об иконе, находившейся на раке со св. мощами Н. В описи 1808 г. сказано: «На оной раке верхняя дска кипарисная, на коей изображен образ преподобнаго Никандра, на оном риза сребреная чеканная и позлащенная, на нем таковый же глиткий венец с сиянием, украшенный стразами. У оного венца полотко убрано зелеными просатыми камышками, а на самом венце три желтых камня, в руке преподобнаго Никандра чернем накладной свиток, да по полям оной дски тринатцать штук черневых же» (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 2. Л. 9). Эта икона упомянута и митр. Евгением (Болховитиновым): «…а на кипарисной верхней дске живописная икона Преподобнаго с венцем около главы из каменьев составленным» ( Евгений (Болховитинов). 1821. С. 24). Уточняется, что «на кипарисной верхней доске масляными красками изображен преподобный Никандр, с венцем около головы, составленным из каменьев» ( Миротворцев. 1861. С. 18). В сведениях о пустыни 1880 г. есть существенное добавление относительно текста в свитке Н.: «…а на кипарисной верхней доске лик Преподобного с венцем около главы, составленым из каменьев… В руке преподобнаго Никандра черневой накладной свиток с следующим изречением: «Братие, ежели хощем свыше стяжать помощь, всячески о добродетели да попечемся, так обо и Святаго Духа благодать получим и нынешнее житие безпечно проводим и будущая блага наследим» (Сведения о Св.-Благовещенской Никандровой пуст. 1880. С. 4-5). Т. к. эта икона на раке не называется в источниках древней и ветхой, можно предположить, что она была написана в то же время, когда была сделана рака - в 1792 г.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР (Никон; 1507 (?), с. Виделебье - 1581, Никандрова пуст.), прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник Псковский. Житие Н.- «подвижник замечательный, исключительный не только в истории псковского монашества, но и в истории монашества общерусского», он «напомнил о заветах основателей пустынножития и своею жизнью показал, что даже и высшее их требование уединенного безмолвия не может считаться непосильным подвигом для истинного монаха» ( Серебрянский. 1908. С. 306). Источниками сведений о жизни Н. являются Жития преподобного и фольклорные предания, бытующие до наст. времени на Порховской земле. Известны 14 списков Жития, которые разделяются на 6 редакций: Псковскую (80-е гг. XVI в.), Монастырскую (нач. XVII в.), Новгородскую (60-70-е гг. XVII в.), Соборную (80-е гг. XVII в.), Риторическую (кон. XVII в.), Печатную (кон. XVIII в.). Прп. Никандр Псковский. Эмалевая икона. XIX в. (частное собрание) Прп. Никандр Псковский. Эмалевая икона. XIX в. (частное собрание) Псковская редакция была создана вскоре после преставления Н., она сохранилась в 2 списках (РГАДА. Собр. МГАМИД. 145/212 (список Собакина). Л. 213-232 об., XVII в.; РГИА. Синод. 3693 (Архивный список)). В Архивном списке Житие заканчивается описанием преставления святого, в списке Собакина дополнительно читаются рассказы о 3 прижизненных и посмертном чуде святого - о старце Исаии (Чудо 4). Основным источником сведений для 1-го биографа Н. стали рассказы местных жителей Ивана Долгого, Симеона, Петра Есюкова, Иосифа. Незамысловатые истории, еще не превратившиеся в продуманные и литературно оформленные рассказы, записаны со слов современников святого. Стиль Жития близок к разговорному (автор определяет свое сочинение как «неудобренное»), текст нередко превращается в диалог Н. с его посетителями, искавшими у него духовного утешения. Псковская редакция ближе к типу «народных» Житий, в которых нашла выражение не только стихия народной речи, но и народное мировоззрение. Устным происхождением источников объясняются неточности и противоречия в хронологии Жития. Н. И. Серебрянский отмечал «сочиненность» всех дат (за исключением года преставления Н.- 7090).

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля/12 марта). Молитвами всех Псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее. Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр. С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благочестивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое житие, оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения». Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в рукоделии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прославляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшельнической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет. В дикой пустыни самая жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбойники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле живым. По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Старец Зосимовой Пустыни посоветовал юноше выучить Псалтырь и Евангелие. Когда духовный сын возразил: «Это ведь невозможно!». Прозорливый старец ответил: «Выучишь! Бог поможет… Большую часть жизни ты проведёшь в тюрьмах»… (По молитвам старца иеромонах Никита за несколько месяцев выучил Псалтырь и Евангелие. Пророчеству суждено было сбыться – в тюрьмах, лагерях, в ссылке он провёл двадцать семь лет.) В 1915 году кандидат богословия – иеромонах Никита был назначен преподавателем каноники в Самарскую Духовную Семинарию. В Семинарии с 1915 по 1918 год он преподавал также курс литургики, гомилетики и церковной археологии. С 1918 года служил приходским священником в Иоанно-Предтеченском скиту. В 1927 году иеромонах Никита был арестован. Около двадцати семи лет подвижнику предстояло провести в тюрьмах, лагерях, ссылке.(1927–1940 гг.– Сибирь, (Барабинский округ), 1941– 1946 гг. – ИТЛ, 1946–1956 гг. – Саратов) Лишь в 1956 году старец был освобожден со снятием всех судимостей и полным восстановлением во всех правах. До 1960 года с благословения Патриарха Алексия он восстанавливал здоровье. В 1960 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы он был награжден золотым наперсным крестом. С 1960 года он выполнял послушание Патриарха по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии. В 1970 году тяжелобольной старец принял решение постричься в схиму, иеромонах Никита выбрал себе имя Никандр. Когда он обратился с просьбой к владыке Иоанну (Снычеву) дать ему при постриге имя Никандр, то услышал ответ: «Ребенок сам себе имя не выбирает». После того как иеромонах Никита объяснил, что просит об этом только потому, что умрет в день Никандра, псковского пустынника, согласие владыки на постриг с именем Никандр было получено. И действительно, иеросхимонах Никандр скончался в день своего тезоименитства 24 сентября 1974 года, причастившись Святых Таин. Похоронен старец на кладбище с. Колдыбань (Самарская обл.). Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950 гг.). Схиархимандрит Лаврентий (Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карильское Черниговской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010