Неразумных, Сам Владыко, вразуми. Язычников обрати на христианство, и будут братьями нашими. Тех, кто в темницах, в оковах и в нужде, избави от всякой печали. Тем, что в затворах, столпах и в пещерах, и в пустыне, братия наша, Ты, Господи, подай крепость им к подвигу. Помилуй сущих в недостатках и ослабленных нищетой: подай им богатую милость». Житие св. Феодосия написал современник его, Преподобный Нестор 398 . Преподобный Нестор летописец Преподобный Нестор летописец род. 1056 г., † 1114 г. Он 17 лет пришел странником в Киево-печерский монастырь, незадолго до кончины Феодосия. Там был пострижен и затем возведен в диаконский сан. Нестор был человек необыкновенно даровитый и обладал разнообразными богословскими и историческими сведениями, которые приобрел посредством чтения книг, которому предавался с любовью. Он старался собрать самые достоверные сведения о преп. Феодосии и изложить их в порядке и с поучительной занимательностью. Он писал это житие с особенной любовью к угоднику Божию, и слово его лилось прямо из сердца и от полноты убеждений. Еще ранее он написал житие св. мучеников Бориса и Глеба. Сочинение это написано весьма красноречиво и назидательно; в св. братьях представлен высокий образец братской любви и повиновения старшим. Оно было любимым чтением у наших предков. С именем Нестора связано название летописца, и ему долго приписывалось составление «Повести временных лет». Может быть, он и составил первоначальную летопись, которая до нас не дошла; но «Повесть», не принадлежит ему. Впрочем, важно не имя, а настроение. А дух, которым проникнута летопись 399 – тот же, что воодушевлял Нестора. Это весьма важное сочинение, навсегда обессмертившее имя его составителя. Источником для этого труда служили прежде нсего устные предания, жившие в народе, потом государственные акты, церковные записи и, наконец, собственные наблюдения. Без него мы имели бы весьма скудные сведения о некоторых событиях из первоначальной жизни нашего отечества по одним только Византийским и западным источникам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Перенесение святых мощей преподобного Феодосия Печерского произошло через семнадцать лет после его Блаженной кончины (1074). В 1091 году на совете братии Киево-Печерского монастыря во главе с игуменом Иоанном было решено раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследствии описал их обретение. За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они определили место, где нужно копать. Игумен обители запретил преподобному Нестору сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет. На следующий день преподобный Нестор взял с собой двух братий. Пропев псалмы, он первым начал дело, а утомившись, передал лопату другому иноку. Так иноки копали до полуночи. Их охватило чувство сожаления. В это время ударили в монастырский колокол, созывая братию на молитву, и в тот же миг преподобный Нестор обнаружил святые мощи. Тем временем два инока тайно наблюдали за пещерой. Когда ударил колокол к утрени, они увидели над пещерой три огненных столпа, которые как дуги перегнулись к куполу храма и остановились над ним. Чудесное знамение видел в эту ночь и епископ Владимирский Стефан, который в 1074–1078 годах был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей преподобного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой большое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над ней множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего. Обретя гроб преподобного Феодосия, святой Нестор послал за игуменом Иоанном, чтобы он изъял мощи. Игумен монастыря пришел с двумя братиями. Все вместе открыли гроб и обрели нетленные мощи преподобного Феодосия. Преподобный Нестор повествует об этом так: «Мы, преклонившись, увидели мощи преподобного. Все составы их были целы, лицо преподобного было светлое, глаза сомкнуты, губы соединены, волосы присохли к голове. Мы положили мощи на мантию и на плечах вынесли на верх пещеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. кн. 1. 34 П. собр. р. лет. 1. 55 Труды Общ. ист. и древн. росс. Ч. 3. Кн. 1. С. 166–167 Под 11 ч. июля значится память ее и в сербском Прологе XIII в. (Оп. рукоп. Румянц. муз. С. 452 И по древнейшей летописи (П. собр. р. лет. 1. 34 Лет. Переясл. 35 и по Сказанию мниха Иакова (приложен. 1), и по Прологу XIII в. (Румянц. муз. С. 453 они были рождены от болгарыни: свидетельства достоверные естественно предпочесть несогласному с ними свидетельству сомнительной летописи Иоакимовой, будто Борис и Глеб родились от греческой царевны Анны (Татищ. Ист. росс. 1. 40; 2. Прим. 184 Разве согласиться, что Анна была только двоюродная сестра греческих императоров Василия и Константина и дочь болгарского царя Петра? Этим, действительно, удобно примиряются означенные разноречия (Лавровск. О летописи Якимовской, в Учен. записк. II Отд. Ак. наук. 2. Вып. 1. С. 153–155 «Быша сынове мнози у Владимера, в нихже беста святая сия... тако светящися, аки две звезде светле посреде темных» (Нестор. в рукоп. житии св. Бориса и Глеба. Рум. муз. 152 Мних Иаков. Жит. св. Бориса и Глеба. Хр. чт. 1849. 2. 340 Преподобный Нестор в житии их (отрывки см. в Русск. истор. сборн. 4. С. 438–440 говорит а) о святом Борисе: «Много показа милосердие во области своей, не точию ж к убогим, но и ко всем людем, якоже всем чудитися милосердию его и кротости; бе бо блаженный кроток и смирен»; б) о святом Глебе: «Многу ж милостиню творя нищим, и вдовицам, и сиротам»; в) об обоих вместе: «Пребыста в поучении Божиих словес, милостиню творяща нищим, и убогим, и вдовам, яко не имети у себе ничто ж» (рук. Румянц. муз. 152 Известно, что между частными сказаниями преподобного Нестора о святых страстотерпцах, какие изложил он в житии их и потом в своей летописи, есть некоторые разноречия и одно даже противоречие (Кубарев. Нестор. в Русск. истор. сборн. 4. 409–413 Казанск. в Отеч. записк. 1851. Январь Но эти разногласия, которые, впрочем, более или менее удобно примиряются (Бутков. Разб. трех памятн. русск. дух. литер. Прим. 37. С. 99. СПб., 1852 не дают права отнимать у преподобного летописца какое-либо из означенных сочинений, а предполагают только, что и он, подобно всякому историческому писателю, мог исправлять в позднейшем своем сочинении ошибки или неточности, допущенные в прежнем, пользуясь новыми, достовернейшими известиями. Потому в случае невозможности примирить какое-либо из подобных разногласий справедливее следовать показанию летописи как сочинения, написанного Нестором после отдельных Слов о святых Борисе и Глебе и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам ‘Повести временных лет’. 9 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Нестора Летописца. Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году. В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников, о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром и Крещении Руси. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР Прп. Нестор Некнижный. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Нестор Некнижный. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам.: 27 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Некнижный, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни Н. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24 и др.) следует признать необоснованным. Рака с мощами прп. Нестора Некнижного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Нестора Некнижного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. В отличие от известного древнерусского писателя прп. Нестора Летописца (XI-XII вв.), мощи которого почивают в Ближних пещерах, Н. Дальних пещер получил в лавре и в агиографической лит-ре прозвище Некнижный. С этим прозвищем он упоминается уже в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее Н. не указан в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Мощи Н. присутствуют на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 141). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд. 1862), сообщалось, что Н. был «некнижный и рода простого». Оставив «свет и хлопоты светския», он «Господеви горячо служил», во время богослужений никогда не дремал, а только молился: «негды иншого не мыслил, едино к Богу», «день ото дня старался лепшим быти, подвигом себе причиняючи, за что заслужил себе, иже при молитвах видал аггелы и Самаго Бога, и ведал день смерти своея» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56).

http://pravenc.ru/text/2565116.html

Проводя строго монашескую жизнь в молитвах, трудах телесных, посте, чтении, богомыслии, преподобный Нестор избрал себе в обязательный труд, кроме указанных подвигов, святое дело – письменно передать потомству память не только о замечательных благочестием лицах, но и о событиях в Русской жизни его времени. Написавши житие преподобного Феодосия Печерского и житие и страстотерпческую кончину св. благов. князей Бориса и Глеба, нареченных во св. крещении Романа и Давида, – сыновей Владимира Равноапостола, – Нестор начал писать свою замечательнейшую летопись. В ней он изложил по годам историю Русского государства от его начала и основание в 862 году по 1110-й год, предпославши сведение о происхождении и образе жизни наших предков славян до начала у нас жизни государственной. В 1114 году, благочестивый летописец наш скончался. Господь прославил в отечественной церкви память труженика чудесным нетлением тела Несторова, которое и до наших дней открыто почивает в пещерах Киевских среди множества других святых мощей 9 . Церковь отечественная причислила прославленного нетлением мощей летописца к лику святых и празднует святую память его 27 числа октября, а благодарное отечество, почитая память преподобного Нестора, как бытописателя нашего, над гробом его изобразило краткую, но красноречивую на серебряной, позлащенной доске надпись: преподобному Нестору» отцу Российской истории, от Императорского Исторического Общества Московского 1828 года 10 . Летопись Нестора по смерти его продолжали многие. Известны, как летописцы, священно-иноки Сильвестр, Василий и др. В период удельный, при общем раздроблении земли Русской явились летописи местные: Волынская, Псковская, Новгородская и т д. и продолжались до конца XVII-ro столетие, когда по распоряжению блаженного Никона, патриарха Московского и всея великие и малые России, сделан был местным летописям Русским общий свод. Но само собою разумеется, что этот свод не мог быть совершенно полным и окончательным собранием всех летописей. 18-го февраля 1837 Высочайше повелено археографической комиссии издать в свет полное собрание Русских летописей. Для исполнения таковой Высочайшей воли блаженной памяти почившего в Бозе Императора Николая I-ro, по справедливости Незабвенного, и за это в числе прочих великое дело Его царствование, в археографическую комиссию собрано было к 1846 году сто шестьдесят восемь летописей. Они поступили в ведение комиссии из библиотек разных общественных учреждений и от частных лиц. Все эти сто шестьдесят восемь летописей 11 признаны были нужными к употреблению при издании, которое и начато было в 1846 году и до настоящего времени совершено в семи больших томах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

За преподобным Нестором давно усвоено почетное название Отца Российского бытописание. И подлинно не будь Нестора, мы не имели бы и Русской истории, для которой его летопись послужила первым и прямым источником. Все остальные летописи наши имели своим основанием Несторову. Она проливает свет на глубокий север 9, 10 и 11-го столетий, увековечивает бытие Руси непреложностью сказаний о ее происхождении и о единстве Русской земли. Несторова летопись сообщает нам сведение о деяниях самых первых князей на пространстве трех веков, непосредственно следовавших за временем государственного возрождение Руси. И поскольку преподобный Нестор в своей летописи с совершенною верностию и искренностию пересказывает все, что слышал и видел, (в его правдивости можно убедиться, сличая с летописью источники, из каких он пользовался) 14 ; то летопись сие по всей справедливости есть священная книга русского народа. На нее ссылались, как на скрижаль, сообщившую святость истины предание о начале Русского имени и о древности царственной династии, неусыпно бодрствовавшей над судьбами России и в течение веков делившей с нею славу и бедствие. Что касается века, в котором жил сам летописец, то с ним Нестор знакомит нас во всех отношениях. «Нестор, – говорит один ученый наш, – не только добросовестно передал политическую историю времени Изяслава, но удачно познакомил нас и с другими сторонами народной жизни. Его описание Киево-печерского монастыря и тамошних иноков, прославившихся подвигами благочестия, заслуживает полное изучение и превосходно очерчивает религиозную сторону народной жизни; а рассказы о волхвах и кудесниках, являвшихся в Новгороде, Ростове, Киеве и Беле-Озере, и производивших большие движение в народе, указывают нам на нравственную и умственную сторону народного духа. Из всех этих описаний, с первого взгляда кажущихся приставными и лишними, вытекает полная и стройная история России XI -го века; здесь мы видим, как возможность многих политических событий утверждается на нравственных явлениях и как, наоборот, сии последние получают свою достоверность от первых. Здесь заслуга и ум Нестора неоценимы; он во всех фазах (явлениях) жизни умел подметить движение и борьбу старого с новым и нового со старым, борьбу элемента Скандинавского со Славянским и христианства с язычеством и передал эту борьбу с изумительною точностию». 15

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

На основании этого можно составить некоторое понятие о начальном киевском летописце. В молодости он жил уже в Киеве, в конце XI и в начале XII в. был, наверное, иноком Печерского монастыря и вёл летопись. С половины XI в., даже несколько раньше, и летописный рассказ становится подробнее и теряет легендарный отпечаток, какой лежит на известиях летописи до этого времени. КТО ОН БЫЛ? Кто был этот летописец? Уже в начале XIII столетия существовало предание в Киево-Печерском монастыре, что это был инок того же монастыря Нестор. Об этом Несторе, " иже написа летописец " , упоминает в своём послании к архимандриту Акиндину (1224 - 1231) монах того же монастыря Поликарп, писавший в начале XIII столетия. Историограф Татищев откуда-то знал, что Нестор родился на Белоозере. Нестор известен в нашей древней письменности, как автор двух повествований, жития преподобного Феодосия и сказания о святых князьях Борисе и Глебе. Сличая эти памятники с соответствующими местами известной нам Начальной летописи, нашли непримиримые противоречия. Например, в летописи есть сказание об основании Печерского монастыря, где повествователь говорит о себе, что его принял в монастырь сам преподобный, а в житии Феодосия биограф замечает, что он, " грешный Нестор " , был принят в монастырь уже преемником Феодосия, игуменом Стефаном. Эти противоречия между летописью и названными памятниками объясняются тем, что читаемые в летописи сказания о Борисе и Глебе, о Печерском монастыре и преподобном Феодосии не принадлежат летописцу, вставлены в летопись составителем свода и писаны другими авторами, первое монахом XI в. Иаковом, а два последние, помещенные в летописи под 1051 и 1074 гг., вместе с третьим рассказом под 1091 г. о перенесении мощей преподобного Феодосия представляют разорванные части одной цельной повести, написанной постриженником и учеником Феодосиевым, который, как очевидец, знал Феодосии и о монастыре его времени больше Нестора, писавшего по рассказам старших братий обители. Однако эти разноречия подали повод некоторым учёным сомневаться в принадлежности Начальной летописи Нестору, тем более что за рассказом о событиях 1110 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

И сбылись слова сии с ясностью и точностью: Шел борец на муки в дивной непорочности, С ликом светлым, радостным удары принимал И Христа Спасителя пред всеми величал. Возносил о Церкви он теплые молитвы, Стало то судилище новым полем битвы. Хоть годами молод – духом был велик Славного учителя верный ученик. Юностью пожертвовал Нестор за Христа. Выбрал путь тернистый, не сошел с креста. Кровью его праведной Церковь утвердилась, А душа – во славе вечной водворилась. 2. Преп. Нестор Летописец . На 17-м году жизни поступил в Киево-Печерский монастырь, еще при игуменстве преподобного Феодосия. Написал первую историю русского народа, в которую [искусно] включил и историю русского подвижничества. Отличался необычайным смирением и кротостью. В своем достославном литературном труде преподобный Нестор часто называет себя недостойным, грубым, невежественным, исполненным всякого греха. Но Бог, ведающий людские сердца, прославил сего дивного Своего угодника. Когда 27 октября 1114 года Нестор упокоился, от его мощей источилось множество чудес. 3. Благоверный князь Андрей Смоленский . Горя любовью ко Христу, оставил славу и честь, укрылся в некоем монастыре, где переодетый и никем не узнанный 30 лет служил пономарем. Мирно упокоился в Господе в 1390 году Его чудотворные мощи были обретены в 1539 году 158 . Рассуждение Чудо, совершенное святым Димитрием Солунским . О том, что Божии святые жительствуют на небесах, облеченные в великую славу и силу, православный христианин знает не по неким собственным умозаключениям, а по истинной помощи [получаемой от них] и по явлениям святых [небожителей]. Иногда они являются так, что человек и видит их, и слышит; иногда он их только видит или слышит, а порой они незримо и неслышно влияют на наши мысли, на наше положение и на наш образ действий. В ряду многих чудес, сотворенных святым великомучеником Димитрием, отмечено и такое. В храме святого Димитрия в Солуни на должность пономаря был поставлен некий юноша Онисифор. Главным его делом было следить за свечами и лампадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Преподобный и в начале, и в конце его говорит, что благоговейная любовь к преподобному Феодосию управляла им в этом занятии. И точно все говорит в этом сочинении, что оно написано любовью святою. Преподобный старался собрать самые подробные и верные сведения о преп. Феодосии и слово льется потоком из сердца одушевленного святым предметом; он следит за жизнью Феодосия с самого детства шаг за шагом, передает события в порядке и с поучительною занимательностью: труды и подвиги великого игумена изображает с особенною подробностью; не оставляет и лиц, с которыми был в сношениях Феодосий. Сочинение писано с целью святою, «чтобы и будущие, после нас черноризцы, читая житие его и увидев доблести мужа, прославили Бога, прославили и угодника Его и укрепились на подвиг, особенно тем, что в сей стране явился такой муж и угодник Божий». Несторово житие преп. Феодосия во все века служило самым назидательным чтением и для иноков, и для всех православных христиан. Оно драгоценно и для науки, как один из древнейших и самых достоверных источников истории. 491 «Нестор написа летописец, – блаженный Нестор в летописце написа о блаженных отцах», так писал печерский инок в самом начале 13 века. В одном списке летописи Нестор, говоря о обретении мощей пр. Феодосия, пишет: «аз грешный, иже и летописанье се в то время написах». 492 Эта заметка, если бы не принадлежала только одному списку, показывала бы, что Нестор около 1091 г. начал писать свою летопись, после того, как написаны два жизнеописания. Летопись преп. Нестора писана столько же красноречиво, с одушевлением искреннего благочестия, сколько с осмотрительностью, которая весьма дорожит правдою. О древних временах говорит она кратко, слухи и известия подвергает поверке. Рассказами 90-летнего Яна, рассказами русских торговцев, воинов и путешественников, дополняются в ней краткие письменные записки прежнего времени, в пособие взяты повествования греческие, переведенные в Болгарии, Пален (исторический сборник), летописи Малалы и Георгия Амартола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010