Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем встретился с учащимися Московских духовных школ 20 мая 2009 г. 10:49 19 мая 2009 года состоялась встреча учащихся Московских духовных школ с игуменом афонского монастыря Ватопед архимандритом Ефремом. Гостя приветствовал проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев). Игумен Ефрем, уже не в первый раз встречающийся с студентами в стенах Московской духовной академии, отметил особый интерес россиян к опыту духовной жизни насельников Святой горы. Ниже приводится представленный Пресс-службой МДА отчет о содержании выступления архимандрита Ефрема и его ответах на заданные слушателем вопросы:   Эпоха Православия Мы живем сегодня в трудную эпоху — человек пребывает в «многомятежной атмосфере», не зная, откуда пришел и куда идет. Современная Европа не связывает себя с христианством. Причина этого в том, что европейцы приняли ложное христианство. Бог, о котором их учат родители, отвергается ими, а души их не находят упокоения. Люди ищут чего-то более глубокого, а именно — Православия. Они могут научиться Православию у тех, кто правильно славит Бога. Задача духовной школы — показать то Православие, которого жаждут люди. Учась в духовной школе, нужно благодарить Бога за то, что Он сподобил находиться в школе с большими духовными традициями, жить в православном окружении, наслаждаться свободой внешней и, главное, внутренней — свободой сердца. Божия Матерь — покровительница монахов и всех подвизающихся Визит отца Ефрема совпал с престольным праздником обители — днем памяти преподобного Михея, ученика преподобного Сергия Радонежского. Известно, что святой Михей был свидетелем явления Богородицы преподобному Сергию. Явление это означает благоволение Пречистой Девы к монахам. На Афоне также часты случаи явления Божией Матери, в которых она наставляет, утешает, поддерживает, вразумляет братию. Пресвятая Дева почитается особенной покровительницей святогорцев и всех монахов. Святитель Григорий Палама назвал Ее самой совершенной молитвенницей среди людей, первой монахиней после Своего Сына. И не случайно Она, познав полноту божественной благодати в молитве, просила Афон Себе в удел. Она радуется, видя умножение и духовное возрастание монахов.

http://patriarchia.ru/db/text/648652.htm...

XIV века: 67 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его смерти 1467 , что заставляет предполагать раннее установле- —222— ние его почитания. В 1667–1668-м году над его мощами в Благовещенском монастыре, в котором он был погребен, была устроена рака одним усердствовавшим к его памяти Московским боярином (князем Ромодановским). В 1786-м году мощи его перенесены были из Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и в последнем монастыре в 1827-м году устроен был придел, посвященный его имени. 1468 68 . Моисей, архиепископ Новгородский, скончавшийся 25-го Января 1362-го года. Память его чтится местно с ΧV века. 1469 69 . Кирилл Челмский или Челмогорский, основатель упраздненной Покровской Челменской или Челмогорской пустыни, которая находилась в Олонецкой губернии, в Каргопольском уезде, в 43-х верстах к северо-западу от города Каргополя, скончавшийся 8-го Декабря 1367-го года. Начало местного празднования памяти, судя по тому, что у гроба преподобного вскоре после его кончины начались чудотворения, с вероятностью должно быть относимо к древнему времени. 1470 70 . Сильвестр Обнорский, основатель упраздненного Воскресенского Обнорского монастыря, который находился в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 25-го Апреля 1379-го года. Местное празднование памяти началось не позднее второй половины XVI века. 1471 71 . Пахомий Нерехотский, основатель упраздненного Троицкого Сыпанова монастыря, который находился в Костромской губернии, близь города Нерехты, скончавшийся 23-го Марта 1384-го года. «Почитание» памяти с устроением гробницы над могилою и написанием иконы началось еще при жизни учеников преподобного. 1472 За " почи- —223— танием», вероятно, скоро последовало и местное празднование. 72 . Михей, ученик преп. Сергия Радонежского, скончавшийся 6-го Мая 1385-го года. О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой Лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII века 1473 , нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первый, по сказанию Епифания, нарушил уединенные подвиги Сергия, некто старец Василий, по прозванию Сухой, пришедший к нему от пределов северной Двины. Так далеко распространился слух о Сергии! Не сохранилось никаких сведений о первом ученике Сергия Василии Сухом; вероятно, потому что Василий был очень стар и болезнен, что видно от части по прозванию его, и пожив не долго с преподобным, – скончался. Вскоре за Василием пришел в пустыню Сергия простолюдин земледелец Иаков, который между братией назывался уменьшенным именем, Якута, и служил для пустынножителей в виде посыльного. Пришел за тем к Сергию Онисим – диакон, тот самый, который вместе с родителями Сергия и другими бедняками около 1330 года выехал из разграбленного Ростова и поселился в местечке Радонежском. Смирение и кроткий характер Онисима побудили его оставить дела своего звания и подчиниться водительству своего соотечественника Сергия. Онисим слыхал уже в Ростове о необыкновенном младенчестве Сергия, его чудном детстве и подвижнической жизни в юности, и потому нашел за лучшее оставить изменчивый мир и сделался учеником преподобного. Из первых же учеников Пр. Сергия известны: Сильвестр (Обнорский) Дионисий, Мефодий (Пешношский), Симон Екесиарх, Исаакий Молчальник, Макарий, Андроник, Феодор, Михей и др. С сими учениками мы еще встретимся в дальнейшем описании монашества. Когда собрались к пр. Сергию до двенадцати учеников, а следовательно – когда построены были двенадцать отдельных келий, то Преподобный вокруг всего пространства застроенного келиями сделал деревянный высокий тын с вратами, для безопасности от зверей, и привратником поставил диакона Онисима, келия которого оказалась около самых врат. Тихо и безмятежно потекла жизнь отшельников в новоустроенной обители. Хотя до прибытия в сию обитель старца Митрофана, облекшего Сергия в иночество, в ней не было ни одного пресвитера, однако, во исполнение заповеди Псалмопевца; седмижды в день восхвалять Господа, ( Пс. 108 ) Преподобный с братией ежедневно собирались в церковь , к полунощнице, утрени, третьему, шестому, девятому часу, вечерне и повечерию, совершая между тем частые молебны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Загорске: Науч. отчет 1949-1952 гг. Машинопись. М., 1955), напротив преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского (М. единственный из предстоящих ¾ в островерхом куколе). В стенописи ц. в честь Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; поновления - 1871, 1947) ростовой образ М. в поздней лаврской иконографии выделен в соответствии с посвящением храма и находится в нише на юж. стене (по сторонам от святого - преподобные Сергий и Никон). В ряду учеников прп. Сергия М. написан (тоже в куколе, руки на груди, в левой - четки) лаврскими мастерами в академической манере на оконном откосе юж. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966). В посл. трети XVII в. появились первые изображения Собора Радонежских чудотворцев, где М. отводилось, как правило, сравнительно почетное место. Наиболее ранний известный пример этого времени - образ в окладе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ). Фигура М. в молении помещена в нижнем регистре справа, между преподобными Иаковом и Елисеем; он в схиме, куколь лежит на плечах, в волосах и средней величины бороде проседь; на дробнице оклада надпись:«Прп(д)бны(и) мuxeui». Сокращенный вариант композиции - на иконе «Радонежские чудотворцы» 1702 г. («моление старца Антониа Болотникова», СПГИАХМЗ). М. представлен напротив прп. Сергия в центре 1-го ряда справа, в молении, в округлом монашеском куколе с воскрылиями, борода с проседью, до середины груди. Очевидно, на основе гравюры И. Ф. Зубова 1725 г. создана икона «Вид Троице-Сергиевой лавры, с Радонежскими святыми и 16 клеймами праздников» 3-й четв. XVIII в. (частное собрание), после того как обитель получила статус лавры: в среднике над монастырем в облаках написаны 6 полуфигур небесных покровителей обители, в т. ч. 2-й слева М. по облику уподоблен прп. Никону, с непокрытой головой, седые волосы разделены на прямой пробор. Тогда же сложился тип образа Радонежских чудотворцев, мощи к-рых почивают в Троицкой обители, с прп. Сергием в центре, как на небольшой «раздаточной» иконе кон. XVIII - нач. XIX в., выполненной в слободе Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (частное собрание; М. вверху слева, напротив - прп. Максим Грек), или на профессиональном по исполнению образе сер. XIX в., к-рый связывают с мастерской Малышева (Ильинская ц. в Сергиевом Посаде). К этому же типу относится икона 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) - М. в клобуке изображен немного в глубине между преподобными Сергием и Никоном; литография «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» с цензурным разрешением от 10 апр. 1845 г. (ГИМ - лист с раскраской, СПГИАХМЗ - цензорский экземпляр), называемая в документах «угодники лавры» (образ М.- в левой группе).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

С южной стороны церкви сошествия Святого Духа, в 1867 году, устроен придел во имя праведного Филарета Милостивого. В сем храме погребены тела в бозе почивших настоятелей Лавры, Московских митрополитов: Филарета (+ 1867) и Иннокентия (+ 1879) 5) Церковь во имя Явления Богородицы святому Сергию, построенная в 1784 году, по повелению императрицы Анны Иоанновны, на том месте, где погребён свидетель его чудесного явления, ученик святого Сергия преподобный Михей, которого мощи почивают здесь под спудом. 6) Церковь святого Сергия Радонежского, основанная в 1692 году патриархом Адрианом, вместо прежней деревянной – каменная. При ней обширная братская трапеза. 7) Церковь Рождества Иоанна Предтечи, над святыми вратами. 8) Церковь Смоленской иконы Богоматери, именуемой Одигитрия, устроенная в 1736 году. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери Одигитрия. 9) Церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия – в 1635 году. 10) Церковь во имя святых великомучениц Варвары и Анастасии – в 1853 году. 11) Церковь апостолов Петра и Павла, сооружённая в 1793 году митрополитом Платоном вместо прежней, бывшей во имя Казанской иконы Божией Матери. Величественная колокольня, которая украшает собою Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, почитается одной из замечательнейших в России колоколен. Начало основания её положено было в 1741 году, по повелению императрицы Анны Иоанновны и окончена в 1769 году. Она отличается необыкновенной вышиной и превосходной архитектурой; высота её имеет более 40 саженей. Всех колоколов на ней около 40; самый большой из них весит 4000 пуд 127 . В обители преподобного Сергия помещается Духовная академия с домовой церковью Покрова Божией Матери; она переведена была сюда из Московского Заиконоспасского монастыря в 1814 году. Главнейшей достопамятностью Троицкой Сергиевой Лавры почитается ризница. Здесь хранятся вещи, принадлежавшие преподобному Сергию и ученику его преподобному Никону, как-то: а) крест преподобного Сергия, присланный ему от Царьградского патриарха Филофея, украшенный золотом, серебром и разными драгоценными каменьями;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Исследователи, сообщая об этом эпизоде из жизни Сергия, пытались датировать его. Основой для этого послужило указание, что данное событие произошло в «40-цу Рожества Исус Христова, день же пяток бе при вечере». Речь, таким образом, должна идти, как верно отметил Б. М. Клосс, о пятнице 14 ноября, кануне Рождественского (Филиппова) поста. Но какого года? На взгляд Б. М. Клосса, в данном случае следует говорить о 1385 г. В подтверждение этого он сослался на то, что одна из старших редакций (вторая) труда Пахомия Логофета сохранила уникальное свидетельство, что данный эпизод относится к последним годам жизни преподобного: «в последняя лета живота своего». Датировка сверху ограничивается 1385 г., так как свидетель чуда Михей скончался 6 мая 1386 г., а другой очевидец, монах Исаакий, умер зимой 1387/88 г. 969 Но Б. М. Клосс, датируя это событие 1385 г., ошибается. В данном году 14 ноября являлось вторником. В 70-е – 80-е годы XIV в. указанный день совпадал с пятницей в 1371, 1376 и 1382 гг. 970 Исходя из свидетельства агиографа, что видение Богородицы было Сергию «в последняя лета живота своего», следует остановиться на последней дате. Ей отвечают и реалии тогдашней обстановки – укажем на слова Божьей матери, обращенные к Сергию, чтобы он не скорбел о братии и монастыре, очевидно, пострадавших от нашествия Тохтамыша. Вместе с тем, если рассматривать эпизод явления Богородицы с позиций рационализма, окажется, что в нем несомненно отразились тревоги, обуревавшие троицкого игумена в сложную для него позднюю осень 1382 г. Восстановление обители требовало весьма значительных затрат как материальных, так и трудовых ресурсов. В этой связи любопытно одно наблюдение, отмеченное Б. М. Клоссом. Во время видения Богородица явилась преподобному не одна, а с апостолами Иоанном Богословом и Петром. Исследователь отметил, что в 1381 г. преподобный крестил сына удельного князя Владимира и назвал его Иваном, а в 1385 г. – сына великого князя Дмитрия и назвал его Петром 971 . Явление Богородицы можно было бы трактовать как стремление Сергия отыскать необходимые ресурсы для возрождения Троицкого монастыря у великого князя Дмитрия Ивановича и его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского. Но поскольку речь идет о событиях 1382 г., вряд ли возможно провести данную параллель. Да и просить поддержки у верховной власти в условиях тяжких последствий татарского нашествия вряд ли было приемлемо для преподобного. Тем не менее, мысль Б. М. Клосса представляется достаточно плодотворной. Такие же имена, что и у апостолов в эпизоде явления Богородицы, носили самые близкие к Сергию люди: его племянник Феодор Симоновский, до пострижения носивший имя Иван, и брат Петр. Очевидно, именно с их помощью и восстанавливался Троицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем об Афоне, Православии и современной жизни Источник: Официальный сайт Московской православной духовной академии 19 мая 2009 года состоялась встреча учащихся Московских духовных школ с игуменом афонского монастыря Ватопед архимандритом Ефремом. Гостя приветствовал проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев). Игумен Ефрем, уже не в первый раз встречающийся с студентами в стенах Московской духовной академии, отметил особый интерес россиян к опыту духовной жизни насельников Святой горы. Эпоха Православия Мы живем сегодня в трудную эпоху – человек пребывает в «многомятежной атмосфере», не зная, откуда пришел и куда идет. Современная Европа не связывает себя с христианством. Причина этого в том, что европейцы приняли ложное христианство. Бог, о котором их учат родители, отвергается ими, а души их не находят упокоения. Люди ищут чего-то более глубокого, а именно – Православия. Они могут научиться Православию у тех, кто правильно славит Бога. Задача духовной школы – показать то Православие, которого жаждут люди. Учась в духовной школе, нужно благодарить Бога за то, что Он сподобил находиться в школе с большими духовными традициями, жить в православном окружении, наслаждаться свободой внешней и, главное, внутренней – свободой сердца. Божия Матерь – покровительница монахов и всех подвизающихся Визит о. Ефрема совпал с престольным праздником обители – днем памяти преподобного Михея, ученика преподобного Сергия Радонежского. Известно, что святой Михей был свидетелем явления Богородицы преподобному Сергию. Явление это означает благоволение Пречистой Девы к монахам. На Афоне также часты случаи явления Божией Матери, в которых она наставляет, утешает, поддерживает, вразумляет братию. Пресвятая Дева почитается особенной покровительницей святогорцев и всех монахов. Святитель Григорий Палама назвал Ее самой совершенной молитвенницей среди людей, первой монахиней после Своего Сына. И не случайно Она, познав полноту божественной благодати в молитве, просила Афон Себе в удел. Она радуется, видя умножение и духовное возрастание монахов.

http://pravoslavie.ru/37480.html

Arhiva Adunarea general a clerului protopopiatului Patriarhal din Thailanda a acordat sprijin hotrârii Sinodului privind încetarea comunicrii euharistice cu Patriarhia Constantinopolului 24 ianuarie 2019 14:50 22 января 2019 года в Николаевском соборе г. Бангкока состоялось общее собрание духовенства Патриаршего благочиния приходов Московского Патриархата в Королевстве Таиланд . Собрание возглавил представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд архимандрит Олег (Черепанин) . В работе собрания приняли участие: протоиерей Даниил Ванна, председатель комитета Фонда Православной Церкви в Таиланде, настоятель храма Всех святых г. Паттайи (провиниция Чонбури); иерей Иоанн Мороз, секретарь благочиния приходов Московского Патриархата в Королевстве Таиланд, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Паттайи (провинция Чонбури); иеромонах Александр (Ващенко), настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Хуахина (провинция Прачуап Кхирикхан); иерей Алексей Головин, настоятель храма Вознесения Господня на о. Самуи (провинция Сураттхани); иеромонах Паисий (Ипате), настоятель учебного Иннокентьевского храма, ректор Православного духовного училища на о. Пхукет; иерей Роман Бычков, настоятель храма Живоначальной Троицы на о. Пхукет; иеромонах Серафим (Васильев), и.о. настоятеля храма преподобного Серафима Саровского на о. Панган; иерей Андрей Иващенко, настоятель храма свтого равноапостольного князя Владимира г. Чиангмай; иерей Сергий Шапкин, и.о. настоятеля храма преподобного сергия Радонежского на о. Чанг (провинция Трат); иеромонах Михей (Пхиаксаявонг), второй священник Николаевского собора г. Бангкока; иерей Роман Бородич, и.о. второго священника храма Всех святых г. Паттайи (провинция Чонбури); диакон Константин Иващенко, клирик Николаевского собора г. Бангкока; Вадим Маршалковский, регент хора Николаевского собора; послушник Антоний Боровков, насельник Успенской мужской монашеской общины в Ратчабури. Собравшихся приветствовал новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Таиланд Е.Ю. Томихин, прибывший в Николаевский собор, чтобы познакомиться с духовенством храмов Представительства Русской Православной Церкви в Таиланде. Посол заверил духовенство во всемерной поддержке Представительства Русской Православной Церкви в стране и продолжении совместных проектов Представительства и Посольства в социально-благотворительной деятельности, направленной на помощь как местным жителям, так и соотечественникам, рассказал о планах консолидации русскоязычной диаспоры в Таиланде. Е.Ю. Томихин также подробно ответил на многочисленные вопросы присутствующего духовенства. Состоялось обсуждение различных направлений взаимодействия Патриаршего благочиния и Посольства России в Таиланде.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5359515...

Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик. На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета. Правда, в собрании Н. П. Лихачева есть образ «Сергиева видения» начала XV века, на котором преп. Сергий изображен коленопреклоненным. Снимок с сего образа дан в «Истории русского искусства» И. Грабаря, том VI, стр. 99. Но при внимательном рассмотрении этого образа нетрудно установить, что здесь древнерусский иконописец изображает преподобного не во время более или менее длительной беседы его с Богоматерию, а лишь короткий момент первой встречи. Как известно, в древней Руси не только монахи, но и все миряне при встрече их с старшими и уважаемыми людьми, приветствуя их, кланялись им до земли. Естественно, что и преподобный Сергий, узрев Царицу Небесную, с благоговейным восторгом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый приветственный поклон для принятия благословения от Высокой Гостьи, а не стояние на коленях на все время беседы. И преподобный, преклонившийся до земли, изображается начинающим уже вставать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Но той, якоже твердый адамантъ, никакоже на се уклонися. Възыде же на престолъ архиерейскый нкто архимандрит, Михаилъ именем, 741 и дръзнувъ облещися въ одежду святительскую и възложи на ся блый клобукъ. Начат же и на святого въоружатися, мнвъ, яко присцает дръзновение его преподобный, хотя архиерейскый престолъ въсприати. Слышавъ же блаженный, хвалящася Михаила на нь, рече къ учеником своим, яко Михаилъ, хваляйся на святую обитель сию, не имать получити желаемаго, понеже гръдостию побженъ бысть, ни Царьскаго града не имать видти. Еже и бысть по пророчьству святого: повнегда бо пловяше къ Царьскому граду, в телесный недугъ впаде и скончася. 742 Вси бо имаху святого Сергиа яко единаго от пророкъ. О ПОСЩЕНИИ БОГОМАТЕРЕ КЪ СВЯТОМУ Нкогда убо блаженному отцу молящуся въ обычнмь своем правил пред образом Матере Господа нашего Исуса Христа, и чясто взирая на икону, глаголаше: «Пречистая Мати Христа моего, ходатайце и заступънице, крпкаа помощнице роду человечьскому! Буди нам недостойным ходатайце, присно молящися къ Сыну своему и Богу нашему, яко да призрит на святое мсто сие, еже възложенно есть в похвалу и честь святому имени въ вкы. Тебе бо, Мати сладкаго ми Христа, ходатайцу предлагает и молитвеницу, яко много дръзновение к нему стяжавше раби твои, яко всм спасеному упокоению и пристанищу». И тако ему молящуся и поющу благодарный канонъ Пречистй, еже есть акафисто, съвръшившу же ему правило и сдшу мало почити, рече ученику своему, емуже имя Михей: «Чадо! Трезвися и бодръствуй, понеже посщение чюдно хощеть нам быти и ужасно в сий часъ». И се ему глаголющу, и абие глас слышашеся: «Се Пречистаа грядет!» Святый же слышавъ, скоро изыде ис келиа въ прустъ, еже есть сни. И се свт велий осни святого зло, паче солнца сиающа; и абие зритъ Пречистую съ двема апостолома, Петром же и Иоанном, в неизреченнй свтлости облистающася. И яко вид святый, паде ниць, не могый тръпти нестръпимую ону зарю. Пречистаа же своима рукама прикоснуся святого, глаголя: «Не ужасайся, избранниче мой! Приидох бо постити тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010