Господь известил Ирину о времени кончины. Она вошла в пещеру, простилась с учителем своим Апелианом и с другими своими спутниками, попросила завалить вход в пещеру камнями и тут скончалась. Через 3 дня Апелиан с другими христианами пришел к пещере, но тела ее уже там не оказалось. Преподобный Михей был ближайшим учеником св. преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Насколько угодил Богу своей жизнью сей ученик святого учителя, это видно из того, что он вместе с учителем удостоился видеть небесную Гостью, Пресвятую Богородицу. «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение», – сказал однажды св. Сергий Михею. И лишь только произнесены были эти слова, как раздался в келье неведомый голос: «Пречистая грядет», и тотчас осветил келью необыкновенный свет, и в ней явилась Пресвятая Богородица, в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна, Михей был поражен небесным видением, пал ниц и лежал без движения. «От ужаса душа моя едва не разлучилась с телом», – говорил Михей после того, как, по удалению Богородицы, Сергий поднял Михея, Св. Михей скончался в 1385 г. несколько раньше своего учителя. Мощи его почивают под спудом в Троицкой лавре, в церкви, которая устроена в честь явления Божией Матери св. Сергию. Преподобный Адриан родился в Костроме. Родителям хотелось женить его, когда он достиг совершеннолетия, и нашли было ему невесту; но душа Адриана искала не мирской жизни. Он заболел, и во время болезни виделся ему одинокий храм между двух рек, и при этом слышался голос: «Здесь твое место». После сего видения, лишь выздоровел Адриан, тайно ушел из дома своих родителей и поселился в Толгском монастыре, близ Ярославля. Родители нашли его здесь и возвратили в дом. Но скоро он снова ушел от них и принял пострижение в Геннадиевом монастыре Костромской епархии. Отсюда он путешествовал по многим монастырям, ища показанный ему в видении храм. Наконец, нашел это место. Это – в 20 верстах от Костромы, при впадении Монзы в Кострому, в глухом лесу запустелый храм. Адриан поселился тут. Скоро собрались к нему искатели пустыннической жизни, и таким образом основана была здесь обитель. Однажды литовцы хотели сжечь обитель Адриана, уже разложили огонь среди нее; но по молитве святого обитель осталась невредимой. Адриан скончался в 1619 г. Мощи его почивают в Благовещенской церкви упраздненной его обители. 6-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Согласно данным кон. XVII - XVIII в., М. «преставися в лето 6893 маиа в 6 день» (Описание о российских святых. С. 78; Голубинский. С. 440. Примеч. 98). Записи о кончине М. нет ни в Троицкой (свод 1408/09 г.), ни в Симеоновской летописи кон. XV в., ни в Рогожском летописце 40-х гг. XV в., в текстах к-рых отразился ранний летописный материал, связанный с Троице-Сергиевым мон-рем, ни в поздних троицких летописцах XVII в. Еще в сер. 50-х гг. XVII в. 1385 г. как год кончины М. не был известен Симону (Азарьину) , и он не отражен в его Месяцеслове (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173/I. 201. Л. 332 об.). Т. о., неизвестно, из каких источников появилась эта дата, поэтому строгих оснований для отнесения кончины М. к 1385 г. не имеется. Не исключено, что М. скончался уже после смерти прп. Сергия. Почитание Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Поскольку преподобный относился к числу младших современников св. игумена, его имя было хорошо известно троицким монахам кон. XIV - 1-й пол. XV в., к-рые могли рассказать о нем автору первоначального Жития прп. Сергия прп. Епифанию Премудрому и позднее Пахомию Логофету. Встречающиеся с нач. XVI в., в основном в произведениях, связанных с Троице-Сергиевым мон-рем, изображения М. с нимбом могут рассматриваться в качестве свидетельства о начале местного почитания преподобного в Троицкой обители. Имя М. встречается в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мон-ря кон. XVI в. вместе с именами преподобных иноков Исаакия Молчальника и Романа . Вместе они характеризуются как «ученицы» прп. Сергия (РГБ. Ф. 304/I. 43. Л. 12; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 219. Примеч. 110).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Мощи почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в пятнадцати верстах от города Дорогобужа. Болдин Троицкий монастырь 3-го класса (с 1764 года), Смоленской губерни, Дорогобужского уезда, при речке Болдинке. В конце XVI столетия здесь спасался и погребен затворник Аркадий, память которого уважается и поныне. 6-й день. Преподобный Михей Радонежский Михей был любимый келейник преподобного Сергия, «возливавший, по выражению Епифания, воду на руце его». Под руководством великого старца, подвизаясь в простоте сердца, Михей достиг такой высокой степени духовной чистоты, что один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Вот что поведает об этом посещении Небесной Гостьи другой ученик Сергиев, Епифаний. Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий совершал свое келейное правило и пред иконой Богоматери пел акафист, что он делал, по своему обычаю, ежедневно. Часто взирал он на святую икону и усердно молил Матерь Божию о своей обители. «Пречистая Мати Христа моего, – взывал святой старец, – Ходатаица и Заступница и крепкая Помощница роду человеческому! Буди и нам недостойным Ходатаицей, присно моли Сына Твоего и Бога нашего, да призрит Он милостиво на святое место сие, посвященное в похвалу и честь Его святого имени навеки! Тебя, Матерь сладчайшего моего Христа Иисуса, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты имеешь великое дерзновение у Сына Твоего и Бога! Будь же всем спасительное упокоение и пристанище!» Так молился преподобный; его чистое сердце горело благодатным пламенем, его смиренный ум весь погружен был в молитву, и он, как дитя, в простоте души беседовал с Пречистой Материю всех, возлюбивших чистым сердцем Ее Божественного Сына. Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Михей Радонежский, преподобный Михей был любимый келейник преподобного Сергия, «возливавший», по выражению Епифания, «воду на руце его». Под руководством великого старца, подвизаясь в простоте сердца, Михей достиг такой высокой степени духовной чистоты, что один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Вот что поведает об этом другой ученик Сергиев, Епифаний. Однажды, в глубокую ночь, преподобный Сергий совершал свое келейное правило и перед иконою Богоматери пел акафист, что он делал, по своему обычаю, ежедневно. Часто взирал он на святую икону и усердно молил Матерь Божию о своей обители. «Пречистая Мати Христа моего, — взывал святой старец, — Ходатаица и Заступница и крепкая Помощница роду человеческому! Буди и нам недостойным Ходатаицей, присно моли Сына Твоего и Бога нашего, да призрит Он милостиво на святое место сие, посвященное в похвалу и честь Его святого имени на веки! Тебя, Матерь Сладчайшего моего Иисуса Христа, призываем на помощь, рабы Твои, ибо Ты имеешь великое дерзновение у Сына Твоего и Бога! Будь же всем спасительное упокоение и пристанище!» Так молился преподобный; его чистое сердце горело благодатным пламенем, его смиренный ум весь погружен был в молитву, и он, как дитя, в простоте души беседовал с Пречистой Матерью всех возлюбивших чистым сердцем Ее Божественного Сына. Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!» Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром первоверховным и Иоанном девственником — Богословом. Не в силах будучи вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц, но благая Матерь прикоснулась к нему рукою и ободрила его словами благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

А.      Коринфский Михей камнеклад (Михей тиховей) Народное название дня пророка из 12-ти Михея (VIII в. до Р. Х.), 14/27 авг. Этот день считался днем каменщиков, строителей храмов и крепостей, мастеров каменных дел ветру. По нему определяли погоду на осень, наблюдали отлет журавлей, продолжали пахать поле под озимые. Крестьяне спешили закончить работы и помочь соседям вывезти снопы, управиться с пахотой. Помощь в этот день оказывалась всем нуждающимся, нередко устраивались помочи. В первую очередь помогали вдовам, многодетным семьям и семьям, потерявшим кормильца. Михей Радонежский Преподобный († 6.05.1385), любимый келейник и ученик прп. Сергия Радонежского, присутствовал при явлении ему Пресвятой Богородицы. В 1608 во время осады Троице- Сергиевой лавры шайками Сапеги и Лисовского прп. Сергий троекратно являлся пономарю Иринарху. В третий раз он сказал ему, что послал в Москву с вестью учеников своих Михея, Варфоломея и Наума на слепых лошадях, которых из-за бескормицы выустили за монастырскую ограду, но врагам настигнуть их не удастся. Оказалось, что разбойники действительно видели трех старцев на плохих лошадях, но догнать их не удалось – лошади летели как на крыльях. В тот же день в Москве увидели идущего к Лаврскому подворью (Богоявленский монастырь) старца, а за ним ехали 12 возов с хлебом. На расспросы он отвечал: «Все мы из дома Пресвятой и Живоначальной Троицы». Его стали расспрашивать о том, что же там происходит. Старец продолжал: «Не предаст Господь имени Своего в поношение неверующим, только вы сами не смущайтесь и не предавайтесь отчаянию». Память прп. Михею отмечается 6/19 мая. Младенцев день см.: Страшный вечер. Младенчество и детство Русские женщины кормили ребенка грудью больше года, а в большинстве случаев – до следующей беременности. Нормальным сроком считалось время «трех постов», т. е. 1,5–2 года, поскольку учитывались только 2 поста в году: Великий и Успенский (в августе). Очень часто, однако, кормление грудью длилось 3 и даже 4 года, т. к. существовало твердое убеждение, что в период кормления не может наступить новая беременность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ближайшие от монастыря деревни расположены в радиусе 70-80 километров; кругом леса, болота, протоки, реки, которые впадают в озеро. Красота и тишина благоприятствуют уединенной жизни, молитве. В древности святые уходили подальше от городов и поселений, чтобы жить в подвиге ради Господа. Так и преподобный Сергий Радонежский ушел из дома в свое время, и другие святые. Духовная связь между северной обителью и Троице-Сергиевой лаврой очевидна: настоятель монастыря и автор книги иеромонах Михей (Разиньков) является пострижеником Лавры. Детство будущего иеромонаха прошло в Сергиевом Посаде. Отец — протоиерей Иоанн Разиньков — более 50 лет служит Церкви, из них 28 лет являлся протодиаконом в Преображенском храме с. Богородское (г. Москва). Мать — матушка Валентина — 18 лет пела в Патриаршем Богоявленском Елоховском соборе г. Москвы, была солисткой Патриаршего хора; позже 9 лет пела в храме Воскресения Христова в Сокольниках , где находится чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная на Афоне по благословению Патриарха Никона. В 1988 году о. Михей поступил в Оптину Пустынь, где до 1994 года управлял братским хором и по благословению скитоначальника иеромонаха Михаила (Тимофеева) (ныне — иеросхимонах Серафим), создал знаменный праздничный хор в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни. В 1995 году о. Михей перешел в Троице-Сергиеву лавру, где нес послушание регента братского хора на левом клиросе и одновременно некоторое время управлял знаменным хором в Троицком соборе. Это послушание ему дал архимандрит Даниил (Доровских) , бывший тогда благочинным в Лавре, а ныне являющийся митрополитом Архангельским и Холмогорским. Основное попечение настоятеля Кожеезерской обители иеромонаха Михея (Разинькова) в лавре — благоустроенное чтение и пение. Именно это, по убеждению отца Михея, определяет монашескую настроенность. Сегодня во время богослужений в Кожеезерском монастыре часто звучит древний знаменный распев неизменяемых песнопений, догматиков, стихир, тропарей, что обычно производит глубокое впечатление на паломников, посещающих обитель.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Прп. Михей Радонежский. Роспись старой братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. 1955 г. Прп. Михей Радонежский. Роспись старой братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. 1955 г. На месте кельи прп. Сергия, в Серапионовой палате, судя по литографии 1865 г. (СПГИАХМЗ), была устроена часовня с иконостасом и большим образом под сенью на месте явления Пресв. Богородицы. В 1950 г. там была установлена икона «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» письма мон. Иулиании (Соколовой) (Иконописец мон. Иулиания: Посвящается 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 152-153). Она же разрабатывала изображение М. на иконе «Радонежские чудотворцы» (1962-1973, сохранилась фотография образа из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 227), на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» - 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Там же. С. 231-239) и на подготовительных эскизах к ним кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (частное собрание). Образ М., как и др. Радонежских святых, был включен в роспись 1955 г. старой братской трапезной лавры (мон. Иулиания). Ок. 1980 г. обновлен интерьер Михеевской ц. ТСЛ, новые иконы для иконостаса написаны на металле в академической манере архим. Николаем (Самсоновым) и иеродиак. Рафаилом (Берестовым). На крайней справа иконе с фигурным завершением, стоящей возле раки М., под образом Св. Троицы представлены преподобные Сергий и М. (в куколе, правая рука на груди); рядом с ракой - ростовой золотофонный образ М. посл. четв. XX в. Тогда же новую раку над местом погребения М. покрыли живописным образом, выполненным под рук. мон. Иулиании (вероятно, на основе иконы на семисвечнике из алтаря Успенского собора): преподобный в схиме, на куколе Голгофский крест, борода округлая, седая, средней величины, глаза прикрыты, руки возложены на грудь. В кон. XX в. на предприятии «Софрино» создан поясной образ М. для ризницы Троице-Сергиевой лавры (М.- средовек, его голова не покрыта). Совр. мастера обращаются к образу М., как правило, в иконописных и монументальных композициях «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» (роспись диаконника Покровского собора Хотьковского женского мон-ря, 2010, худож. И. Р. Кайсин; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 180), хотя встречаются и единоличные изображения. Один из таких примеров (в одной программе с др. ближайшими учениками прп. Сергия) - роспись в традиции живописи Дионисия юж. притвора Троицкого собора, перед входом в придел прп. Никона (бригада под рук. А. В. Алёшина, худож. М. Буровский).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. С. 295. 606; Воронцова Л. М., Зарицкая О. И., Шитова Л. А. Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. М., 1992; Чугреева Н. Н. Прп. Сергий Радонежский: Альбом. М., 1992; она же. Прп. Сергий Радонежский. СПб., 2014. (Рус. икона); Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 81-82, 164-165. Кат. 93, 95; Лифшиц Л. И. Иконография явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве кон. XIV - нач. XV в.//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 79-94; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455, 480-481, 486-489; Т. 2. С. 173; Маясова Н. А. Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию»)//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 120-138; Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры: Альбом. Серг. П., 2003; Костромская икона XIII-XIX вв./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 475, 611. Кат. 20, 263. Ил. 28, 420; Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого: Кат./ГМЗРК. М., 2006. С. 204-209, 304-307. Кат. 57, 86; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006-2007. Кн. 7; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 264-265, 460-463. Кат. 108, 196; Житие прп. и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.], 2010. 2 т.; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Кат. выст./Сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. М., 2013; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декоративно-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст./СПГИАХМЗ. М., 2014; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014; От прп. Сергия Радонежского до прп. Серафима Саровского: Монастырские традиции в рус. искусстве/Авт.-сост.: Л. И. Алехина, С. В. Гнутова, Я. Э. Зеленина. М., 2014. С. 4-5, 7-9; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014; Ризница Св.-Троицкой Сергиевой Лавры/Сост.: Л. М. Воронцова, Г. П. Черкашина, Л. А. Шитова. Серг. П., 2014. 2 т.; Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 109, 118-119, 145, 255-256, 261. Кат. 5, 20, 83; Русское искусство. М., 2014. 2: Сергий Радонежский и его эпоха. С. 53, 76, 83-84; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 176-185. Кат. 43-44.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов На цветной гравюре 1825 г. «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь» гравера И. Зубова (см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Ил. 606) над изображением мон-ря представлены в облаках 2 группы святых, созерцающих Благовещение Пресв. Богородицы. М. Г.- в левой группе, за прп. Сергием Радонежским, рядом с прп. Михеем Радонежским. Образ М. Г. есть и на подобной композиции литографии 1845 г. «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (СПГИАХМЗ), где М. Г. изображен за преподобными Никоном и Дионисием Радонежскими, в правой группе, в молении иконе Св. Троицы. Образ М. Г. помещен в нижнем фризе с изображением просветителей на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутого в Новгородском кремле в 1862 г. (скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер, В. А. Гартман). Он представлен сидящим, сверяющим текст книги по длинному свитку, перекинутому через правую руку и свисающему с правой стороны. На правом колене - раскрытая книга, на которую М. Г. поставил указательный палец, отмечая место сверки с текстом на свитке. На преподобном подрясник, полумантия, клобук. Его широкая борода волнистыми прядями спускается чуть ниже груди. Появившиеся после общецерковного прославления святого в 1988 г. иконы с его образом в основном повторяют иконографию, сложившуюся в XVII - нач. XX в. Это иконы с поясным изображением М. Г.: у него в левой руке раскрытая книга, правая рука развернута вовне ладонью (напр., иконы кон. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры; нач. XXI в., ц. Иверской иконы Божией Матери на Всполье в Москве; 2000, из Благовещенского собора г. Павлодара (Казахстан); 2002, собрание Иконописной школы при МДА и др.). На нек-рых иконах книгу заменяет закрытый свиток (напр., на иконе 90-х гг. XX в., иконописная школа МДА; на крышке раки М. Г., выполненной в 2001 В. А. Звёздкиным); нередко встречается изображение развернутого свитка с текстом на нем, как на ранней иконе, написанной в кон. XX в. греч. иконописцем Х. Лиондасом. Она стала образцом для мн. совр. икон этого типа, причем на этой иконе появляется новый элемент иконографии М. Г.- в правой руке преподобного мученический крест.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание) В качестве избранных святых на полях главные Радонежские чудотворцы, в т. ч. М., вероятно, написаны на иконах «Чудо о Флоре и Лавре», «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай Мене, Мати», XVI в. (?) с поздними поновлениями (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 182-183, 186. Кат. 584, 589. Ил. 64). В редких случаях преподобных Сергия, Никона и М. изображали втроем - напр. (в куколе, с небольшой седой бородой), в одном из клейм на эмалевой иконе «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 1994. С. 82, 84, 220-221. Кат. 100, 103; см. также: Там же. С. 140, 204-205, 230, 239. Кат. 182, 254, 255). В XVIII в. образ М. вводили в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами Выговской пуст. В частности, он изображен в правой группе преподобных в 4-м ряду, за прп. Андроником Московским, на иконах 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), нач. XIX в. (ГИМ), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints/fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. На иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) М.- в 1-м ряду слева в группе преподобных. Святой изображен прямолично (русый, со свитком в руке) в верхнем регистре слева на центральной иконе триптиха с фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010