Источник: сайт  Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины XVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он тайно от родителей бежал из дому в Вознесенский Печёрский монастырь. Настоятель Дионисий принял его в число братии, а вскоре совершил над ним иноческий постриг. Макарий недолго оставался в Печёрской обители. Ища уединения, он отправился вверх по течению Волги, дошёл до слияния реки Лух и Добрица, здесь и поселился. Народное предание хранит легенду, связавшую это место с первым чудом преподобного Макария. Жителям ближнего села очень хотелось, чтобы у них был красивый храм, а Макарий, бывший в это время сельским священником, больше времени уделял молитвам, чем устроению церкви. Вот собрались как-то селяне все вместе и пришли ругать священника. А Макарий будто бы подошёл к реке, встал на камушек - да и уплыл на нём. С тех пор село получило прозвище Худынское. Обиженный недобрым отношением людей, Макарий прошёл 60 вёрст по реке Добрице и остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решмы. Здесь он устроил небольшую келью, в которой провёл несколько лет в посте и молитве. Постепенно к отшельнику стали приходить жители близлежащих селений, а некоторые даже решили поселиться на этом месте. Так возникла здесь мужская обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшая известной как Макарьевская пустынь. А Макарий тайно удалился в поисках безмолвного уединения. Отправившись вниз по Волге, он в дальнейшем основал ещё две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую, в которой подвижник и окончил свой земной путь летом 1444 года. Ему было 95 лет. Согласно преданию, обитель (в виде ли приходского сельского храма, в виде ли мужского монастыря - историки до сих пор расходятся во мнении) вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги.

http://sobory.ru/article/?object=06349

В житии преподобного Максима Грека, являющемся поздним памятником, говорится о роли Чудовского архимандрита Ионы в осуждении инока-князя Вассиана (Патрикеева) и преподобного Максима Грека (Белокуров С. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1899. Приложения. С. LIX). 17 Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 143. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1997. С. 732–733; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 290. 19 ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. С. 161. См. также: Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троицкий монастырь//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 29 сентября — 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102. 20 Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., 1908. С. 62. 21 Там же. С. 64. Описание обретения мощей князя Андрея, можно сказать, аналогично описанию мощей преподобного Макария Калязинского (Die grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij Uspenskij spisok. Великие Минеи Четьи Митрополита Макария Успенский список. 12–25 марта. Weiher–Freiburg, 1998. С.810–812). 24 Там же. С. 65. Объяснить происшедшее можно так. Преподобный Даниил, несомненно, говорил Митрополиту Иоасафу об открытии мощей, но конкретно не оговорил точное время и т. д., что вызвало такую реакцию Первосвятителя. В качестве исторического примера можно указать на аналогичный случай несостоявшегося открытия мощей преподобного Макария Желтоводского (†1444; пам. 25 июля) при Патриархе Иоакиме (См.: Житие и чудеса преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Макарьев, 1997. С. 48–51). 26 Позднее он принял монашество и после святителя Макария возглавлял Русскую Церковь (см. о нем: Игумен Макарий. Всероссийский МитрополитАфанасий (1564–1566)//БТ. Сб. 25. М., 1985. С. 247–259).

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Икона Макария Желтоводского вернется в Нижегородскую область 6 августа 2005 г. 12:14 Как сообщил ранее журналистам полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сергей Кириенко, икона, хранящаяся сейчас в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, будет передана епархии 6 августа. А 7 августа в Макарьевском монастыре будет отмечаться день памяти преподобного Макария. Как пояснили РИА «Новости» в Управлении Российской службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ПФО, икона, по договору между музеем и епархией «О безвозмездном пользовании музейным предметом», передается пока на три месяца. «Если договор в части защиты и хранения реликвии не будет нарушен, то она может остаться в Макарьевском монастыре», — сказал собеседник агентства. «Например, икона должна храниться в специальном киоте, находиться в помещении, в котором не бывает больше десяти человек, подсвечники должны располагаться от нее на расстоянии метра», — пояснили в управлении, отметив, что икону преподобного Макария решено разместить в надвратном храме Михаила Архангела. Макарьевский монастырь был основан в 1435 году преподобным Макарием, а через пять лет был разорен татарами. Возобновлен лишь в 1624 году старцем Аврамием, иноком Казанского монастыря, которому св. Макарий трижды являлся во сне. В 1641 году царским указом была учреждена Макарьевская ярмарка, знаменитая на весь мир. В 1816 году происходит пожар: ярмарка горит, и со следующего — 1817 года переносится в Нижний Новгород. Место на Желтом озере постепенно пустеет. Однако находится группа женщин, которые основывают общину в стенах святой обители. Позже она была преобразована в трудовую артель. В советское время в Макарьевском монастыре находились зоотехникум, исторический музей и другие организации. А в 1991 году в обители снова началась монашеская жизнь. Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец считается покровителем пленных. Недаром Михаил Романов (первый царь из династии Романовых) ходил в Унженский монастырь и просил преподобного Макария освободить его отца из польского плена. Кроме того, преподобный считался покровителем Волжской торговли. РИА «Новости» Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/31572.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Макарьевская " Описания иконы Описание иконы Макарьевская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар. Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя из келлии, святой увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру [...] Икона Макарьевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Называется Макарьевской потому, что явилась преподобному Макарию Желтоводскому, Унженскому чудотворцу (память 7 августа по новому стилю). 17 сентября 1442 года преподобный Макарий, живший в хижине на реке Унже, оканчивал свое обычное акафистное пение ко Пресвятой Богородице. Вдруг его хижину озарил необыкновенный свет, и тут он услышал пение слов: «Радуйся, Благодатная, Мати неневестная!» Со страхом вышел преподобный Макарий из кельи и увидел необыкновенное зрелище — на северо-западном склоне неба несомую по воздуху невидимой силой икону Пресвятой Богородицы, окружённую светозарными лучами. Икона приблизилась и спустилась к его хижине. Преподобный с радостным трепетом пал лицом на землю и приветствовал явление Царицы Небесной. После этого он взял чудотворную икону и поставил её в своей келье. Ученики его назвали икону Макарьевской. Икона прославилась многочисленными чудотворениями, а при двух крупных пожарах, случившихся в 1629 и 1690 годах, оставалась невредимой. Однако позднее,[...]

http://pravicon.com/icon-187

Свияжская Макарьевская пустынь не в Свияжске, а в двух или более верстах от Свияжска. Сомнительными можно признать сведения и в икосе 10. Имена, принадлежащие гражданской и церковной истории, также без нужды внесены в сей молитвенный икос; 5) в 9-м икосе написано: «Радуйся, егоже мощи честныя, аки благовонное миро благоухают». Но святые мощи преподобного Макария не открыты, а находятся под спудом; не раз встречающиеся в акафисте выражения, из которых незнающий должен заключить, что будто святые мощи открыты, как несогласные с действительностью могут породить в верующем простом народе разные вредные для православия толки, а неверующим подать повод к глумлению и насмешкам; 6) неприлично то, что преподобный Макарий восхваляется за Нижегородскую ярмарку (см. ик. 11); 7) неуместна похвала Унженской обители, которая (будто бы) «аки крин цветет и всюду прославляется». Слава Унженской обители далее Костромской и соседних епархий едва ли простирается. Вообще в акафисте недостает церковности и духа молитвенного. Подобные произведения как не возбуждающие к молитве нельзя признать приобретением для богослужения православного». По приведенным соображениям преосвященный Платон полагал, что нужно возвратить рукопись сочинителю для исправления и разрешить ее к напечатанию не иначе, как после нового рассмотрения. Рукопись акафиста была возвращена в цензурный комитет при указе от 26 июня 1865 года за 1078, а цензурным комитетом возвращена автору. Через полтора года исправленный акафист снова был представлен в цензуру Макарием, епископом Балахнинским. Цензор архимандрит Макарий 5 ноября 1866 года дал одобрительный отзыв об исправленном акафисте св. Макарию Унженскому и Желтоводскому, свидетельствуя, что акафист «составлен сообразно с жизнеописанием преподобного и выражает благомерно чувства благочестивые и назидательные для верующих». Из Синода акафист был переслан снова епископу Костромскому Платону. На этот раз в своем донесении Святейшему Синоду от 12 ноября 1867 года за 455 и преосвященный Платон одобрительно отозвался об акафисте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В янв. 1532 г. татары напали на г. Соль Галицкая (ныне Солигалич). Местные жители, укрывшиеся в кремле, сопротивлялись из последних сил. В Житии говорится, что в Успенской ц. находился «образ Макария чюдотворца Желтоводского». Священники вынесли икону из храма на площадь, где отслужили молебен о спасении города. Пока люди молились, за городскими стенами в солеварнях шел бой с татарами. Утром следующего дня, 18 янв., жители увидели в городских воротах «мужа честна, многолпными сдинами украшена; и одежда б ему огнеобразна, иночесъкаго чину багровидну. Конь же имя под собою сивъ» (Там же. С. 286). Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице. Икона. 2-я пол. XVII в. (Музей русской иконы, Москва) Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице. Икона. 2-я пол. XVII в. (Музей русской иконы, Москва) После чудесного избавления города в Успенском соборе Соли Галицкой был устроен придел во имя прп. Макария Унженского, по которому часто храм именовался Макариевским (собор разрушен в 30-х гг. XX в.). С XVIII в. одной из главных святынь города стал скульптурный образ М., с крестом и копьем (до нач. XX в. хранился в Успенском соборе, ныне находится в Костромском музее-заповеднике). После событий 1522 и 1532 гг. почитание М. как небесного защитника и «крепкого хранителя» распространилось по всему Костромскому краю. «Макарьево Желтоводцкого добродетельное житие» было известно свт. Макарию , митр. Московскому: об этом упоминает патриарх Филарет (Романов) в письме от 1619 г. царю Михаилу Феодоровичу (Письма рус. государей. 1848. С. 28). В 1596 г. царь Феодор Иоаннович , узнав о «преславном чудодйствии, отъ честныхъ мощей его бываемом», прислал в Унженскую обитель строителя Давида Хвостова, повелев ему «монастырь той строити, и о всякихъ потребахъ возвщати его царскому величеству» ( Калинников. 1835. С. 8-9). Во время Смуты М. стал небесным покровителем земского движения, начавшегося на верхневолжских землях в 1608-1609 гг. Как следует из «Сказания о чудесех преподобнаго… во граде Юрьевце Поволском и в пределах его во время… нахождения безбожных ляхов…», известного в составе унженских сборников, жители Юрьевца, деревень Елнатской, Березниковской и Коряковской приписывали победу, одержанную ими 28 июня 1609 г.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Образ М. в разной иконографии представлен в прорисях (собрания ГИМ, МПИ, ГРМ, Музея СПбДА и др.). В XIX в. получили распространение гравюры с образом святого в молении и с мон-рем на поземе. Лит.: Духовная изустная память строителя Макарьево-Желтоводского мон-ря Авраамия (1640)//ВОИДР. 1850. Кн. 8. С. 43-50; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. 335; Херсонский И. К. Летопись Макариева Унженского мон-ря Костромской еп. Кострома, 1892. Вып. 2. С. 108-109; Костромская старина. Кострома, 1901. Вып. 5. С. 506-508; Снежницкий А., диак. Макарьевская часовня в Нижегородской ярмарке. Н. Н., 1901; Кипреев А., свящ. Чудотворная икона Преподобного Отца нашего Макария Унженского и Желтоводского чудотворца, находящаяся в Хергозерском приходе Каргопольского у.//Олонецкие ЕВ. Петрозаводск, 1910. 33. С. 687-689; Дунаев Б. И. Деревянное зодчество Северо-Востока Костромской губ. М., 1915; Сорокатый В. М. Нек-рые надгробные иконостасы Архангельского собора Моск. Кремля//ДРИ. 1977. [Вып.:] Рукописная книга. С. 405-420; Рус. живопись XVII-XVIII вв. из собр. ГРМ, ГТГ, ЦМиАР: Кат. выст. Л., 1977. С. 99; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988. С. 366. Кат. 194; Балакин П. П. Икона «Макарий Желтоводский» Симона Ушакова//ПКНО, 1988. 1989. С. 246-253; Невьянская икона. Екат., 1997. С. 205; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 311-313, 316-317, 452-453; Т. 2. С. 158-159; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999; Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского//Макарьевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 335-350; она же. Об иконографии прп. Макария Желтоводского и Унженского в связи с почитанием святого в Каргополье//Музей, общество, религия: Аспекты взаимодействия: К 70-летию ГМИР: Мат-лы IX С.-Петербургских религиоведческих чт. СПб., 2002. С. 88-90; она же. О древнейших иконах прп. Макария Унженского//VIII Филевские чт.: Тез. конф. М., 2004. C. 71-73; она же. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: Дис.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

1902; Тарасенко обнаружила еще один список - БАН. 12.8.7). А. В. Пигин датирует составление текста 60-70-ми гг. XVII в.; его вероятным автором мог быть свящ. Иоанн, настоятель Покровской ц. с. Лядины Каргопольского у. В 60-х гг. XIX в. «Сказание о преславных чудесех...» было любимым чтением жителей Каргополья. Существуют народные предания о путешествии М. по Северу и об основании им Хергозерской пуст. (см.: Пигин. 2011. С. 83-87). В XVIII-XIX вв. ежегодно 24-25 июля на Хергозеро из Каргополя совершался многолюдный крестный ход. В Каргополье было построено много часовен, посвященных М.; среди крестьян М. наряду со св. Власием почитался покровителем скота. Е. В. Романенко, И. В. Фёдорова Обретение мощей Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Желтоводском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Желтоводском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. До 1670 г. о мощах М. ничего известно не было: почиталась только рака, на ней, согласно монастырским описям, находились икона М. и «служба с житием». Однако в напрестольном кресте, вложенном в 1634 г. кн. П. Д. Пожарским в ц. Преображения с. Пурех, среди хранившихся в нем частиц мощей святых названы и мощи М. ( Макарий (Миролюбов). 1857. Т. 10. С. 335-336). В нач. июля 1670 г., как говорится в «Сказании об обретении мощей...», во время постройки храма над гробом М., в подножии раки нашли нетленное монашеское тело. Иноки решили, что обнаружили одного из 2 учеников М., умерших вскоре после его кончины. Игум. Никита (1666-1675) велел положить мощи в новый гроб и временно поставить в углу церкви. 12 окт. 1670 г., по повелению игумена по правую сторону от раки преподобного, на расстоянии сажени от нее, у самой стены, стали копать могилу, чтобы погрести тело неизвестного монаха. При работах с левой стороны от раки М. обвалилась земля, и под ней, «яко в пояс глубины», оказалась каменная плита «длиною четырехъ пядий, а толстотою - единыя пядь». Когда по повелению игумена плиту сняли, то под ней нашли «честныя и святыя мощи преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария, Унженскаго чюдотворца, многимъ нетлнием от Бога почтени, и кости в составх тверди и нерушимы, власи главнии и брада сды, видомъ же всмъ таковъ, якоже и на иконах пишется: одежда же иноческая на мощехъ, яже есть схима и мантия и прочее, весма цлы и крпки, и опеленание нетлнно» (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание… В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года. Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда. Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

http://azbyka.ru/palomnik/Желтоводский_М...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010