Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

2000. С. 43-45). Этот вариант Краткой редакции с 16 чудесами был положен в основу Пространной редакции Жития (перечень списков: Он же. 2001. С. 62). По мнению исследователя, она создавалась в Унженском мон-ре по инициативе игумена. В предисловии редактор признаётся: «...воли повелевшего не преслушавшу ми, убоях бо ся преслушанию смертнаго прещения, раб бо есмь и рабское теку житие». Об этом же сообщается и в последнем чуде Пространной редакции: «…и рещи, хощу аще Бог благоволит ми и поспешит не дерзновением же хотельным ми, но завещанием повелительным». Ерофеев уточнил и время создания Пространной редакции - 1625 г., обратив внимание на ее сообщение о принесении в Москву ризы Господней (хотя Пространная редакция связывает это событие с 1615 г.; Там же. С. 63-64). Текст Жития в Макариевском сборнике, по мнению Ерофеева, относится к 4-й редакции памятника (начало такое же, как и у Пространной: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»; Тарасенко называет ее Унженской редакцией кон. XVII - нач. XVIII в.). К фактическим добавлениям этой редакции относятся сообщение о поставлении М. игуменом Желтоводского мон-ря, известие о пострижении преподобным Григория Пельшемского, включена новая гл. «О Богодарованном источнице воды, егоже преподобный отец Макарий от земли произведе», более подробно изложен рассказ о преставлении и погребении преподобного. К известным по тексту Пространной редакции 16 чудесам добавлены 23 чуда и приведены краткие описания 66 исцелений, происшедших в Унженском мон-ре (Там же. С. 65). По мнению Ерофеева, составление этой редакции относится к 1688-1740 гг. (Там же); Т. В. Марелло датирует ее написание временем после 1730 г., возможным автором называет настоятеля Унженской обители Леонтия (1714-1727) ( Марелло. 2004. С. 461). Однако этой датировке и атрибуции противоречит известность Унженской редакции Жития свт. Димитрию Ростовскому, на основе к-рой им была создана своя редакция Жития для Четьих-Миней (К., 1705.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

По-видимому, 1-м об этом написал П. И. Пискарёв, считавший, что прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня монастырь , «бежал в пустыню на реку Лух», где основал «обитель во имя Богоявление Господа Иисуса Христа, которая находится доныне в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решме и известна под именем Макарьевской пустыни» ( Пискарёв. 1846. С. 4). С этим предположением согласился и иером. Макарий (Миролюбов) , написавший, что, побывав на р. Лух, прп. Макарий «остановился на берегу Волги, близ слободы Решма Юрьевского уезда... Для собравшейся братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, которая находится сейчас в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решма и известна под именем Макарьевской пустыни» ( Макарий (Миролюбов), иером. Житие Макария Желтоводского и Унженского//Обитель на Желтых водах: Макарьевский Желтоводский мон-рь. Н. Новг., 2010. С. 26). Однако в этом утверждении Макарий (Миролюбов) ошибочно совместил слободу Решма на Волге и с. Богоявленское на р. Лух в Юрьевецком у., где находился основанный прп. Макарием Богоявленский монастырь. К тому же Решма никогда не входила в состав Юрьевецкого у. и ни в одном из храмов М. Р. м. или слободы Решмы не было престола в честь Богоявления. На основание М. Р. м. в нач. XVII в. указывал историк Костромского края прот. М. Я. Диев (Первые два десятилетия XVII в. для Костромской стороны//Костромские ГВ. 1854. 45. С. 331). Он отмечал, что в 1609 г. «решемцы, призвав в помощь молитвы угодника Макария Унженского, защитника Северной Руси,- одни без помощи других отразили неприятелей, в память чего и построили близ Решмы монастырь преподобного Макария, доселе существующий» ( Диев М., прот. Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 20). В. В. Зверинский также писал об основании в нач. XVII в. обители «во имя преп. Макария, предстательством которого их сторона избавлена от поляков» ( Зверинский.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_32.html

МЕСЯЦА ИЮЛЯ В 25 ДЕНЬ ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО И УНЖЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА Благослови, отче! Сей преблаженный отец наш Макарий родился в Нижнем Новгороде, он сын славных и благоверных родителей – имя отца Иван, а матери Мария, – он райская лоза и юный побег совершенного разумом мужа. Еще был он грудным младенцем, но всякий раз, когда слышал глас церковного «проповедника», пробуждался в своей колыбельке и плакал младенческим плачем так, что отец и мать огорчались, не понимая, что с ребенком. Обычно младенец не плакал, но только в то время, когда мир воссылал утреннюю молитву к Богу; и было так множество раз. Однажды был большой праздник. Когда мать и отец, как всегда, хотели идти на утреннюю молитву ко святой церкви, ребенок заплакал. Отец же и мать тогда решили между собой: «Если бы ребенок прекратил плакать у святой церкви, то повелел бы он всегда носить его туда». И приказали воспитателю нести ребенка к церкви. Младенец же в церкви святое пение услышал и возвеселился, и стал к матери радостно ласкаться. И в следующие дни, когда слышал он церковный звон, то снова плакал, повелевая отцу и матери нести его к церкви. Младенец в церкви утешался и был радостен, когда его приносили оттуда. И это было им знамением о том, что есть некий Божий замысел о ребенке, и согрет он от Святого Духа. Когда подрос отрок и родители отдали его в обучение грамоте, то с Божией помощью учение было успешным. Не только книжное учение осваивал отрок, но и заповеди Божии глубоко воспринимал, и приходил каждый день к святой церкви, и услаждался пением. С юными же никогда он не вступал ни в игры, ни в иные дела этой мимолетной жизни. Любил он смирение и тишину, еще же более любил целомудрие и кротость, без которых никто никогда не может спастись и узреть Господа. И любили его все люди за его добродетели. Родители же его дивились этому, радовались такому дару и благодарили за него Бога. Обычай имели родители – а с ними и ребенок – ходить в святой великий Печерский монастырь, стоявший на Волге в трех поприщах от города. Любил отрок беседовать с иными и вопрошать их о спасении человеческом, хвалили они при этом иноческое житие. Слышал это ребенок и распалялся сердечным пламенем. Полюбил он иноческий чин с такой силой, что возникло у него желание облечься в светлый иноческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

20. Юго-западная башня (XVII в.) 21. Западная башня, надвратная (XVII в.) 22. Северная башня, надвратная (XVII в.) 23. Северо-восточная башня (XVII в.) 24. Северо-западная башня (разрушена) 25. Ограда бывшей западной территории монастыря (разрушена) 26. Руины Гостиного двора 27. Колодец 28. Защитная дамба Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в 1435 г. преподобным Макарием, уроженцем Нижнего Новгорода, иноком печерского нижегородского монастыря, удалившемся в здешние края, в урочище, известное тогда под именем Желтые воды, или Желтые пески. Преподобный Макарий построи кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Но в 1439г. монастырь был до основания разорен татарами Улу-Махмета, а преподобный Макарий пленен. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест в унженские леса, где основал Макарьев Унженский монастырь, а Желтоводский моностырь с тех пор пришел в запустенье. Обитель была восстановлена спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшенского монастыря Авраамий, уроженец Мурома в 1620 г. В 1624 г. была срублена Троицкая церковь, через 2 года построена Успенская церковь. А в середине 17 столетия, с 1651 по 1667 гг., здесь был создан на редкость целостный ансамбль. В 1651 гг. была построена Успенская церковь с трапезной, а в 1658 г. - пятиглавый Троицкий собор, а в 1670 г. - надвратная церковь Михаила Архангела над святыми воротами и кельи, в 1662-1667 гг. возвели стены и башни монастыря. Автором главных монастырских дел был подмастерье Максим Апсин. Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Его украшал резной золоченый иконостас, с потолка свисали громадные паникадила, ризы икон сверкали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стены собора сверху донизу покрывали яркие нарядные фрески. " Впечатление роспись производила поистине ошеломляющее, - пишет М.П. Званцев, один из последних, кто видел росписи Троицкого собора. - Она была величественна, сдержанна по цвету, рисунок и цветовое решение росписи отличались высокими художественными достоинствами " .

http://sobory.ru/article/?object=00889

В свою очередь монахиня Нина (Антонова) поздравила всех собравшихся с престольным праздником и преподнесла Преосвященным архиереям заздравные просфоры. Кроме того, митрополиту Георгию она подарила четки и икону преподобного Макария, Желтоводского и Унженского. Обратившись к собравшимся с архипастырским словом, управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с днем памяти преподобного Макария Желтоводского. «Традиционно в эти жаркие августовские дни мы собираемся под сводами этой древней обители, чтобы воздать славу и хвалу Господу Спасителю, — сказал он. — Это первый год, когда мы празднуем день обители без ныне усопшей матушки Михаилы , которая более двух десятилетий несла здесь свое служение, много потрудилась для возрождения обители и создания здесь монашеской общины. Мы вспоминаем игумению Михаилу сегодня и молимся, чтобы Господь простил ей всякое согрешение вольное и невольное и даровал Царствие Небесное». «Сегодня мы воздаем особую хвалу и благодарение преподобному Макарию, — продолжил митрополит Георгий, — который своим подвигом поста, молитвы и бдения достиг особой святости и основал обитель, которая имеет непреходящее значение не только для земли Нижегородской, но и для всей святой Руси. Сегодня древние монастыри являются теми маяками духовной жизни, через которые люди трезвятся сердцем, просвещаются умом и следуют по пути заповедей Господних. На этом пути нас ждут искушения и соблазны, раздирают страсти и борют сомнения, пленяют бесы. Своими человеческими силами зачастую трудно, и, как правило, невозможно устоять от соблазнов и силы тьмы века сего. Но когда мы притекаем в древнюю обитель, призываем на помощь угодников Божиих, таких как преподобный Макарий, то эта темная сила отступает и распадается как прах. И мы сегодня восклицаем вместе с Церковью небесной, торжествующей, с преподобным Макарием, память которого сегодня совершаем, и Церковью земной, воинствующей: " Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! " » Глава Нижегородской митрополии поблагодарил владыку Силуана за труды по благоукрашению древней обители, монахиню Нину за подарки и пожелал ей с сестрами помощи Божией в монашеских трудах. «Дай Бог, чтобы вы продолжали монашеское делание своей предшественницы игумении Михаилы, упражняясь в посте, молитве и бдении. И пусть поможет вам в этом преподобный Макарий!» — добавил он.

http://patriarchia.ru/db/text/5834400.ht...

Источник: сайт  Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины XVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он тайно от родителей бежал из дому в Вознесенский Печёрский монастырь. Настоятель Дионисий принял его в число братии, а вскоре совершил над ним иноческий постриг. Макарий недолго оставался в Печёрской обители. Ища уединения, он отправился вверх по течению Волги, дошёл до слияния реки Лух и Добрица, здесь и поселился. Народное предание хранит легенду, связавшую это место с первым чудом преподобного Макария. Жителям ближнего села очень хотелось, чтобы у них был красивый храм, а Макарий, бывший в это время сельским священником, больше времени уделял молитвам, чем устроению церкви. Вот собрались как-то селяне все вместе и пришли ругать священника. А Макарий будто бы подошёл к реке, встал на камушек - да и уплыл на нём. С тех пор село получило прозвище Худынское. Обиженный недобрым отношением людей, Макарий прошёл 60 вёрст по реке Добрице и остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решмы. Здесь он устроил небольшую келью, в которой провёл несколько лет в посте и молитве. Постепенно к отшельнику стали приходить жители близлежащих селений, а некоторые даже решили поселиться на этом месте. Так возникла здесь мужская обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшая известной как Макарьевская пустынь. А Макарий тайно удалился в поисках безмолвного уединения. Отправившись вниз по Волге, он в дальнейшем основал ещё две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую, в которой подвижник и окончил свой земной путь летом 1444 года. Ему было 95 лет. Согласно преданию, обитель (в виде ли приходского сельского храма, в виде ли мужского монастыря - историки до сих пор расходятся во мнении) вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Или Макариевский Унженский мужской 3 класса монастырь находится в Костромской Губернии и Епархии при уездном городе Макариеве, который от сего монастыря название своё получил, на правом берегу реки Унжи от города в 1½ вёрстах. О начале сего монастыря повествуется следующее: Преподобный Макарий, Основатель Желтоводского монастыря (см. Макариев Троицкий Желтоводский монастырь), в 1439 году по разорению оного Татарами, быв от них отпущен с честью, отошёл в сии места, вселился в пустыню за 15 вёрст от бывшего города Унжи на реке того же имени и там, построив этот монастырь, пребыл в оном до своей кончины, последовавшей в городе Унже в 7012/1504 году, Июля 25, при Великом Князе Василии Иоанновиче, и погребён в сем монастыре. По преставлению Преподобного, в скором времени над мощами его поставлена церковь . И обитель по имени Основателя наименована Макариев, а по реке Унже – Унженский монастырь. После сего до 1596 года никаких сведений о нём не имеется, а в 1596 году Государь Царь Фёдор Иоаннович послал в этот монастырь Строителем монаха, Боярского сына Давида Хвостова (тогда в монастыре сем монашествующих было 20 человек). Этот Строитель по благословению Святейшего Патриарха Иова построил в монастыре сем соборную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Флора и Лавра. В 1607 году по донесению Строителя сего Хвостова, что монастырь строить и содержать нечем, Государь Царь Василий Иоаннович пожаловал на устроение и содержание оного несколько деревень; и с того времени монастырь этот начал приходить в лучшее состояние касательно строения, и монашествующие умножились. Поскольку же здания все были деревянные, то в различные времена от пожаров часто опустошались. Но с 1664 года начались строения каменные, и первой сооружена соборная Троицкая церковь на месте деревянной. В этой обители ныне находится 7 каменных церквей великолепного сооружения, из которых в одной почивают мощи Основателя, Преподобного Макария, в богатой гробнице. До Штатов 1764 года крестьян было за монастырём сим 3.031 душ. Настоятельство Игуменское и Строительское, а по Штатам положен в 3 класс степенью 96 с настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается. Из Настоятелей монастыря сего упоминаются Игумены:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010