Сольвычегодский Николаевский Коряжемский монастырь См. Коряжемский Николаевский Сольвычегодский. Сольвычегодский Сретенский монастырь Девичий, упразднённый при Штатах 1764 года, находился в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в уездном городе Усольске или Сольвычегодске. Этот монастырь построен был жившими там именитыми людьми Строгановыми в XVII столетии и на их иждивении содержался. Настоятельницами были Игуменьи и в монастыре 26 сестёр, на коих от Строгановых отпускалось руги 125 рублей. Сорочинский Святомихайловский монастырь Женский упразднённый, находится в Полтавской Епархии в Миргородском уезде, от города Миргорода в 30 вёрстах над рекой Пслой, от местечка Сорочинец, по которому называется Сорочинским, в 4 вёрстах; построен в 1670 году Полковником Миргородским Павлом Апостолом. Первым Строителем оного и начальником был некто Польский уроженец Попович, постриженный после в монашество и произведённый в Игумена. Здания в этом монастыре были все деревянные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ Архистратига Михаила Соборная 48 ; Мужская заштатная, находится в Курской Губернии в уезде города Путивля при большом болоте, называемом Молче, от города расстоянием в 30 вёрст. Когда пустынь начало своё возымела и от кого, никаких сведений не имеется; но в лето 7101 (1593) именовалась она уже монастырём, и в скором потом времени, при разорении Путивля от Татар, той же была подвержена участи, и пребыл этот монастырь пустым более 20 лет. Около 1630 года создана в нём церковь каменная во имя Рождества Богородицы, но чьим усердием, неизвестно. И за неимением определённого Священника была она долго без служения. В 7161 (1653) году, при Государе Царе Алексее Михайловиче, по прошению разных жителей города Путивля, велено к оной пустыне определить Иеромонаха с причтом церковным и братии 6 человек, дабы была служба вседневная, и чтобы из Большого Молченского, что в городе Путивле, монастыря и одежда производилась им. Почему в силу этой Государевой грамоты, посланной в Путивль к Воеводам, Окольничьему Князю Фёдору Андреевичу Хилкову и Петру Даниловичу Протасьеву и определён в оную пустынь иеромонах Александр с братией, который и служение отправлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По случаю разобрания ветхой Благовещенской церкви рака пр Логгина 18 марта 1872 г. была перенесена в теплую Спасскую церковь и поставлена близ северной стены ее, за левым клиросом. Служба пр. Логгину составлена в половине XVII в. Александром. Епископом вятским и великопермским. По штатам 1764 г. Николаевский Коряжемский монастырь поставлен в третьем классе, но в 1863 году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Преподобный Симон Сойгинский Преподобный Симон, сын Никиты Тентюкова, одного из жителей Сольвычегодска, рано почувствовал в себе отвращение от мирской жизни и в молодых годах оставив дом родителей, пришел в монастырь к пр. Корнилию Комельскому, усердно прося себе пострижения. Прозорливый старец,. склонясь на неотступные просьбы и слезы юноши и провидя в нем истинного подвижника Божия, принял Симона, и после пострижения в мантию, поручил его одному опытному старцу. Преподобным Корнилием дан был своей обители особый устав, строго определявший обязанности каждого инока. Симон всего себя посвятил тщательному исполнению его и подвигам поста и молитвы, стараясь во всем подражать своему великому наставнику. Проходя различные монастырские послушания в среде таких подвижников, каковы были ученики пр. Корнилия: Геннадий Любимский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский и Лаврентий Комельский, новый инок скоро и сам приобрел навык в иноческой жизни и в течении многих лет, до самой кончины пр. Корнилия, неисходно подвизался в его обители. Более и более возрастая и укрепляясь в жизни духовной, Симон сделался примером для многих из братии и от всех заслужил себе уважение. За долго до кончины пр. Корнилия Симон случайно познакомился с единоправным себе иноком соседнего Павлова монастыря Логгином и стал питать к нему братскую любовь, так как оба они стремились к одной цели. Начиная тяготиться многолюдством своих обителей и частым присутствием в них мирских людей, Логгин и Симон во взаимных беседах часто выражали друг другу желание жизни пустынной, отшельнической, оба находили уединенную жизнь более для себя полезною и спасительною.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель Архангельска, 64-летний Павел Ганичев. В 2005 году Феодосий (Соболев), архимандрит Сольвычегодского монастыря причислен к лику святых. С 8 ноября 1917 года Леонид (в миру Лев Петрович Молчанов) назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. 26 октября 1918 года исполком Сольвычегодского Совета рабочих и крестьянских депутатов направил настоятелю документы за 2960, 2971, которые гласили: «В силу декрета Правительства от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» все церкви и принадлежащее им имущество, как предметы для богослужений и обрядовых целей, так и прочее имущество – дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы и т.п., подлежат изъятию и переходят в непосредственное заведывание местных Советов. Церковные же капиталы подлежат перечислению в доход казны и передаче их для этого также в Советы». Настоятель монастыря обязывался срочно доставить опись храма и всего имущества обители. Отец Леонид прочел эти документы и молча возвратил их рассыльному исполкома. На следующий день рассыльный вновь принес их настоятелю для исполнения. Игумен документы не принял, а рассыльный, не выполнив поручение, возвратился в исполком. Когда о. Леониду принесли эти документы в третий раз, он письменно изложил свое мнение о них и передал рассыльному. Уже на следующий день, 28 октября, следователь Чрезвычайной комиссии допрашивал игумена Леонида. 29 октября 1918 года, Сольвычегодская Чрезвычайная комиссия вынесла решение. В нем сказано, что «…в связи с непризнанием настоятелем Введенского монастыря Леонидом (Молчановым) советской власти, принимая во внимание, что настоятель сам сознается в непризнании власти, и его упорного отказа исполнить просьбу городского исполкома, кроме того, нанесения оскорбления учреждению» вынесен приговор: расстрелять Леонида (Молчанова), открыто агитировавшего против советской власти. По установленному тогда порядку решение о расстреле должна была утвердить вышестоящая Чрезвычайная комиссия. Как и следовало ожидать, решение Сольвычегодской ЧК губернская Чрезвычайка одобрила. 13 ноября 1918 года в 6 часов утра настоятель Сольвычегодского Введенского монастыря Леонид (Молчанов) был расстрелян. Спустя 75 лет отец Леонид в судебном порядке был признан невинно убиенным и реабилитирован посмертно.

http://sobory.ru/article/?object=41850

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Церковь Лонгина Коряжемского. Карта и ближайшие объекты Церковь Лонгина Коряжемского. Действующая, даты строительства с 1904 по 1912 годы,  четырёхстолпный четверик, примыкающий к корпусу с трапезной и братскими кельями, первоначально имел пятишатровое завершение. Более поздняя постройка, кирпичный двухэтажный храм в духе эклектики, сохранился относительно неплохо. В советское время здание использовалось под склад, а на втором этаже располагались кабинеты конторских служащих. В 1970 году заброшен, купола сломаны. В 1989 году храм возвращён верующим. Началась реконструкция.   ...Нашли и откопали, а затем и восстановили колодец Лонгина. Перевезли из Сольвычегодского музея вериги и власяницу Лонгина, поместили в раку преподобного, под его же иконой, изготовленной на средства прихожанки. По чертежам, разработанным отделом главного конструктора КЦБК, силами ремонтно-механического производства изготовлены и установлены кресты, главы и купола. Построили часовню над колодцем, колокольню, где располагаются воскресная школа, квартиры для молодых священников, а вверху под шатровой кровлей, повесили колокола. В верхнем храме Лонгина Коряжемского был проведен косметический ремонт. Поставили новый центральный подсвечник и престол в алтаре, на амвоне развернули красивое бронзовое ограждение, высоченный иконостас заполнили иконами, а также элементами резьбы по дереву. Сейчас там идут постоянные богослужения. Много сил и средств было вложено в восстановление нижнего придела. Его оформлением занимались исключительно талантливые люди. Иконы, написанные яркими красками на библейские сюжеты, «фресковая» роскошь стен и потолка привлекают к себе взгляд прихожанина, заставляя его задуматься о жизни и о суете земной. Но самая впечатляющая красота – это, конечно, иконостас. Резьба по дереву – взлет человеческого мастерства. Автор резного великолепия, создатель и исполнитель, – житель Коряжмы А. Г. Панферов, профессиональный художник. Его творческий потенциал, высокие духовные стремления и золотые руки по молитвам и благословениям настоятеля отца Михаила создали это необыкновенное чудо. Сейчас там реставрационные работы закончены. C сайта Заповедная Россия Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06311

«Иконы» Ивана IV Действительно, до нас дошло несколько иконографических изображений Ивана Грозного, причем на некоторых из них Царь изображен с нимбом. Это – фреска Царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля (Х I Х в. по образцу XVI в.), «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием перед иконой Владимирской Божией Матери» (XVI в.), фреска «Царь Иоанн» в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря ( XIX в. по образцу XVII в). Кроме того, существует изображение с нимбом великого князя Василия III, отца Иоанна Грозного, на иконе св. Василия Парийского (XVI век, собрание Государственного исторического музея). Между тем, эти изображения никак не свидетельствуют о почитании царя Ивана или великого князя Василия в лике святых. В Византии изображали с нимбом всех Императоров и Патриархов, причем многие из них со временем были отдельно прославлены Церковью, некоторые были признаны еретиками, а об иных не было сделано никаких определений церковной власти. На Руси, следуя византийской традиции, изображали с нимбами всех крещеных Великих Князей. В качестве примера можно привести фрески в Архангельском соборе Московского Кремля с изображением князей из династии Рюриковичей, а также рисунки из «Царского Титулярника» 1672 года, напечатанные в издании « Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» 3 . Изображенные с нимбом, но не прославленные Церковью патриархи, цари и князья могли относиться к разряду почитаемых усопших, но никак не святых, даже местночтимых (как мы увидим дальше, почитаемые усопшие и местночтимые святые – это далеко не одно и то же). На их изображениях сделаны надписи: «Великий князь…», «Царь Иоанн», «Благоверный князь…», «Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный Великий Государь и Царь…». Слово «святой» отсутствует. Иконописец руководствовался каноном и точно знал, какая надпись полагается каждому изображаемому лицу. C вятцы Коряжемского монастыря Действительно, существуют подлинные «Святцы Коряжемского монастыря», в которых сказано: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна».

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

Известный иконописец и бард дал концерты в колониях Архангельской области 20 января, 2012. Новостная служба Выступление Константина Золотарева состоялось и в коряжемском исправительном учреждении ИК-5. Везде слушатели тепло встречали исполнителя, вдумчиво воспринимали его песни. 20 января. ПРАВМИР. По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила Константин Золотарев, бард и известный иконописец, дал концерты в колониях Архангельской области. Как сообщает сайт Архангельской и Холмогорской епархии , первое выступление состоялось в Успенском храме Архангельска на Рождественском утреннике. Затем автор выступил перед заключенными ИК-12 (село Матигоры, Архангельская область). Концерт состоялся после окончания Божественной литургии, которую совершил игумен Антониево-Сийского монастыря отец Варсонофий (Чугунов). Выступление Константина Золотарева состоялось и в коряжемском исправительном учреждении ИК-5. Везде слушатели тепло встречали исполнителя, вдумчиво воспринимали его песни. Константин Золотарев родился 29 декабря 1980 года в Челябинске. Он учился и несколько лет преподавания в Иконописной школе имени преподобного Алипия в городе Дубне. За это время он успел расписать немало храмов, выработать свой собственный стиль в иконописи, при этом продолжая заниматься светским искусством, которое очень близко его церковному творчеству. В 2004 году Константин стал лауреатом фестиваль православной песни и поэзии «Серебряная псалтирь» в номинации «Автор-исполнитель». Творчество Константина можно определить как некий синтез народного пения и арт-рока. Его песни о вере в Бога, смысле жизни, умении найти свой путь в этом мире. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/izvestnyj-ikonopisec-i...

10/23 Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского и иже с ним (202). Преподобного Лонгина Коряжемского (1540). Преподобного Прохора Печерского, Лебедника, в Ближних пещерах почивающего (1107). Благоверной княгини Анны Новгородской (1056). Собор Новгородских святителей. Иконы Божией Матери «Огневидная». Тропарь священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, глас 4 Яко столп избранный Церкве Христовой/и светильник присносветлый всея вселенныя,/премудре, показася, Харалампие,/возсия в мире мучением,/разруши идольское мракобесие, блаженне,/сего ради явися предстатель Христу,/молися спастися нам. Ин тропарь, глас 2 Молитвами твоими ко Господу/от зол, бед, напастей свободи,/верно к тебе прибегающих/и сетей избави вражиих,/велий страстотерпче Харалампие. Кондак, глас 8 Подобствовав благодатию священства, славне,/Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/честный, светильниче всемирный, осияваяй концы,/яко непобедимый. Тропарь Харалампию на молебне, глас 4 Страстотерпцу Харалампию приступим/и образу его поклонимся, от сердца вопиюще:/мучениче Харалампие и отче,/от всякаго обстояния и всех бед своих раб избави нас,/в Церкви Божией выну пребывающих. Ин тропарь, глас тойже Яко столп избранный Церкве Христовой/и светильник присносветлый всея вселенныя,/премудре показася, Харалампие,/возсия в мире мучением,/разруши идольское мракобесие, блаженне,/сего ради явися предстатель Христу,/молися спастися нам. Ин тропарь, глас тойже Пострадавый мужески и мученическим увенчан венцем,/священномучениче преславне Харалампие,/свободи раб твоих от губительства и всякаго зла, напастей и бед,/святе, с любовию твое призывающих чудное имя. Кондак Харалампию на молебне, глас 6 Яко мученик и исповедник цвет,/двойным венцем Христос тя увенча,/возвеличив безчисленными чудесы на земли,/но яко благодать Господню являя нам,/верно к тебе прибегающим,/даруй мир, помози в напастех и лютых бедах,/святейший Харалампие. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару (Моисеев Иван Яковлевич; 16.02.1849, дер. Дресвище Грязовецкого у. Вологодской губ.- 30.09. 1918, близ Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Сольвычегодского у. Вологодской губ. (ныне Архангельской обл.)), прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из крестьянской семьи. Обучался грамоте самостоятельно, читать и писать учился по Псалтири. В возрасте 31 года решил постричься в монашество. 19 марта 1880 г. был принят послушником в братию Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . 9 окт. того же года пострижен в монашество с именем Павел. 16 нояб. 1880 г. рукоположен во диакона и 24 июня 1881 г.- во иерея. В 1887 г. по поручению епархиального начальства в течение полугода управлял мон-рем, после этого был утвержден в должности казначея. В 1890 г. назначен временно управляющим заштатным Николаево-Прилуцким мон-рем, расположенным на берегу р. Сев. Двины (близ совр. пос. Приводино Котласского р-на Архангельской обл.). В 1896 г. назначен временно исполняющим обязанности благочинного мон-рей Великоустюжского викариатства Вологодской епархии. 2 мая 1898 г. утвержден в должности благочинного и 24 июня возведен в сан игумена. 13 марта 1902 г. переведен на должность настоятеля Коряжемского мон-ря. 21 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. Награждался набедренником (1889), наперсным крестом (1899), орденом св. Анны 3-й степени (1908). В сент. 1918 г. один из крестьян донес в Сольвычегодскую ЧК, что в Коряжемском мон-ре видел «сомнительных типов, от чего-то укрывающихся». 30 сент. в мон-рь приехали военком и члены уездной ЧК. Они потребовали показать тайники, в которых хранятся деньги и др. ценности. В результате допроса П., иером. прмч. Никодим (Щапков), иером. прмч. Серафим (Кулаков) и приехавшие в это время в монастырь находившийся на покое архим. прмч. Феодосий (Соболев) и архангельский купец Павел Ганичев были признаны виновными в неподчинении и противодействии властям и приговорены к расстрелу. В тот же день они были вывезены на пустынный остров на р. Вычегде и расстреляны.

http://pravenc.ru/text/2581889.html

Как ни глухо и ни пустынно было место, избранное Симоном для своего уединения, скоро однако узнали о нем окрестные жители и к нему стали собираться любители пустынного безмолвия, так что преподобный вынужден был переменить первоначальное свое намерение касательно уединенной жизни и, построивши храм, принять начальство над образовавшеюся обителью. Строгий постник и усердный молитвенник вел своих учеников к блаженной вечности примером собственной святой жизни, он в том только и поставлял честь своего игуменства, чтобы трудиться и молиться всех более. Двадцать лет пр. Симон подвизался в своей обители, под конец жизни имел утешение слышать о чудесах и прославлении друга своего пр. Логгина и сам, достигши маститой старости, тихо и мирно скончался, оплаканный своими учениками. Мощи его почивают под спудом в церкви св. великомученицы Екатерины, построенной в память его преставления. Это одна из трех каменных церквей, оставшихся от его обители, упраздненной в 1791 году. В древних рукописных святцах XVII века пр. Симон Сойгинский именуется новым чудотворцем. Память его совершается в день его преставления 24 ноября. Преподобный Христофор Коряжемский В 1537 году, когда пр. Логгин поселился при устье речки Коряжемы и стал принимать к себе учеников, желавших разделять с ним пустынные труды, блаженный Христофор был одним из первых его постриженников и сподвижников. Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню; но, принимая во внимание то, что он пришел к пр. Логгину вскоре после его прибытия на Коряжему, о чем не могли знать жители дальних мест, надобно полагать, что он родом был или из Сольвычегодска или из ближайших его окрестностей. То обстоятельство, что не смотря на существование монастыря в городе, где можно было и принять монашество и проводить жизнь в довольстве и спокойствии, – Христофор пришел в пустыню в Логгину, показывает, что это был человек с глубоким религиозным чувством, с высокими стремлениями и с сильным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ныне уже упразднённая, была прежней Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде в верховье речки малой Коряжемки, от Коряжемского монастыря к югу в 20, а от города Сольвычегодска через Едомские горы в 27, а через Коряжемский монастырь в 33 вёрстах. Положение имеет на нагорном берегу речки при деревнях и окружена лесами. Основателем оной был Преподобный Христофор, ученик и постриженец Преподобного Лонгина, начальника Коряжемского монастыря, в котором и жил он в числе братства. Но по кончине учителя своего, проведя ещё десять лет в его монастыре, наконец, решился искать себе пустынного уединения. Найдя вышеупомянутое место в Верховье речки Малой Коряжемки, поселился там один. Однако же начали сходиться к нему послушники и принимать от него пострижение. А потом, около 7063 (1555) года, составилась в его местопребывании под его же настоятельством обитель и построена церковь во имя Иконы Божьей Матери Одигитрия, которую он первоначально с собой на это место принёс, и от коей потом происходили многие исцеления молящимся. Вскоре обитель эта прославилась примерным житием трудников и при том открывшимся близ оной в 150 саженях целебным из камня источником, от воды которого и Царица Анастасия, супруга Царя Ивана Васильевича, получила облегчение в болезни. Это обратило к Христофоровой пустыни усердие и самого Царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву Христофора с братией щедрым денежным подаянием на строение. По окончании всех обительных зданий Преподобный Христофор в 7080 (1572) году, оставив братию свою, тайно отошёл, и где скрылся или каким образом скончался, осталось никому неизвестным. После сего вскоре расстроилась и опустела эта обитель, и как храмовая Икона Одигитрии, так и всё церковное имущество перенесено в Николаевский Коряжемский монастырь, где Икона и стояла 12 лет в Николаевской церкви. А потом, около 7090 (1532) года, Коряжемским Игуменом Иовом на прежнем пустынном месте построена новая деревянная Церковь во имя этой Иконы, которая туда через два года перенесена к поставлена; а вблизи воздвигнута после и другая церковь деревянная.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010