Рад был и сам старец, видя такое усердие и единодушие братии, он всех обнимал и целовал с отеческою любовью и всем преподавал благословение. Достойный ученик его игумен Кассиан, по избранию самого старца управлявший монастырем во время двухлетнего его отсутствия, тотчас же сложил с себя начальство, желая по прежнему быть в послушании своего учителя. Принявши снова управление монастырем, пр. Корнилий, не смотря на свои преклонные лета, предался обычным трудам, рубил лес и возделывал землю для хлебопашества. Однажды братия, поваливши лес, пошли отдохнуть, а старец остался собирать хворост, чтобы сжечь его и очистить место, но когда он зажег хворост, пламя и дым окружили его со всех сторон и огонь столько усилился, что не было возможности выйти из него, тем более, что от дыму невидно было куда надобно бежать. Предстояла неминуемая опасность быть сожженным за живо, старец, видя это, призвал Бога на помощь и в ту же минуту с запада подул столь сильный ветер, что дым и пламя мгновенно рассеялись и он как по улице невредимо вышел из среды огня. Чудо было столь очевидно, что сам старец почёл нужным рассказать о нем братии и, благодаря Бога за свое избавление от огня временного, напоминал братии об огне геенском. Так при каждом удобном случай старец, как мудрый и опытный наставник, старался назидать братию, особенно внушая им ни в чем не иметь своей воли, во всем хранить смиренномудрие, пребывать в непрестанных трудах и в совершенном отчуждении от всего мирского, молитвенно ожидая часа смертного. «Ибо, говорил он, нынешняя временные страдания, лишения и труды ничего не стоят в сравнении с наградами и славою, которые уготованы нам в будущем. Никто не должен считать за великое и хвалиться тем, если оставил какие-либо блага в мире, богатство, славу, честь и тому подобное. Ибо, если бы он не оставил их сам, так они и против его воли оставили бы его при смерти». Побуждая всех к трудам и подвигам, особенно юным советовал всячески избегать праздности, обуздывать свои страсти телесными трудами и беречься всего, что может возмущать покой души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8) Тотемского посадского человека Василия Кузнецова дочь девица Феодора, два года будучи так больна, что не могла ни ходить, ни даже двинуться с места, видела во сне человека старого образом и с ним другого молодого, стоявшего на воздухе. Человек стоявший на воздухе приказал ей взять рукою персты правой ноги его и потереть ими по своей ноге правой, а перстами левой ноги его потереть левую свою ногу для того, чтобы быть ей здоровой, и когда она исполнила это, он сказал ей: обещайся праведному Прокопию Усьянскому чудотворцу, который почивает поверх земли, что она тотчас же и сделала в сновидении. Пробудившись от сна, Феодора нашла себя совершенно здоровою. 9) Той же Верюжской волости крестьянина Агапита Кашина жена Анна Прокопьева в 1707 г. страдала зубною болью, от которой щеки ее распухли, и не могла она даже говорить три недели. В одно время явился ей во сне человек бел и млад лицом и сказал ей: Утрись моею одеждою, и обещайся праведному Прокопию, и будешь здорова. Пробудившись от сна, Анна стала молиться и обещаться и болезнь мгновенно прошла. 10) Чадромской волости, деревни Бобинской у крестьянина Гавриила Матвеева Бобина в 1737 году случилась боль рожа, и лицо и вся голова у него опухли. В этой болезни, продолжавшейся 4 недели, 12 суток не мог он ни есть ни пить, и ждал уже себе смерти. В одну ночь явился ему человек во сне и сказал: молись св. праведному Прокопию Усьянскому чудотворцу, обещайся петь ему молебен, и даст тебе Господь Бог здоровье. Гавриил, пробудившись от сна, начал в уме своем (говорить он не мог от болезни) молиться пр. Прокопию, и обещаться поклониться его мощам, и болезнь начала проходить и Гавриил вскоре совершенно выздоровел. 11) Той же Чадромской волости, деревни Пакшенской житель Трофим Иванов Кашин, бывши в г. Риге, в военной службе, молился Богу о том, чтобы сподобил его Господь получить отставку от службы и быть на родине, в доме родительском, так как уже 26 лет находился он в службе, вдали от родных, и все еще не было для него надежды к возвращению домой, и он начинал уже отчаяваться в том.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ефрем, когда увидишь, что мирские люди жившие с женами и детьми и заботившиеся о мирском, удостоены дарения небеснего, а мы, которые все оставили, отца и мать, жену и детей и присных и весь мир и все, что в нем есть сладкого, мы, постоянно пребывающие в скорбях и бедах, борясь с телесными страстями нашими, как бы со львом и змием, мы осуждены будем с мытарями и грешниками, ради малого небрежения и преслушания? Каким образом, оставив большее, неразумно прельщаемся ничтожным и ради того отпадаем от любви Христа Бога и в страшный час смерти люто истязаны будем! Если, по словам Василия великого , сами духовные отцы наши великие светильники и св. мученики не без истязания проходили мытарства воздушный в час разлучения души от тела, то мы окаянные как избежим их? И какое помилование получим ежечасно прогневляя Господа, живя беззаботно во всяком довольстве, имея готовыми пищу и одежду и все, что потребно для тела, если о единой душе нашей не хотим позаботиться? Мы не только не имеем в памяти нашей того, что совершенно отреклись от мира и обещались Христу терпеть всякую скорбь и тесноту иноческого жития, в постоянном послушании и нищете; но даже и о малом своем правиле не хотим иметь заботы, – о том, как подобает нам быть в церкви и в келье и таким образом без всякой заботы о нашем спасении живем в обители просто, как миряне. Нам кажется уже весьма важным то, что мы отреклись от мира словом, хотя на деле нисколько и не хочем подумать о том, что вскоре должны умереть, как отцы наши и братия предстать нелицемерному судилищу Христову, чтобы воздать Ему ответ за все наши дела, слова и помышления. По истине страшен и немилостив суд сей нерадивым. Аще бо праведник едва спасется, нечестивый же и грешник где явится? ( I Nemp. IV, 18 ). Потому, хотя отныне попечемся о заповедях Господних, о отеческих преданиях, написанных нам в уставе на основании священного Писания и по завещанию великого Василия, который говорит, что прежде всего подобает инокам, находящимся в общежитии, не иметь ни в чем своей воли, но во всем повиноваться настоятелю и держаться послушания со смирением и трудиться телесно сколько есть сил и быть готовым на всякое послушание, особенно же молодым, чтобы все исполнять в обители со тщанием и благообразно по установленному порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XVIII веке об этом прикладе упоминает сольвычегодский летописец Алексей Соскин: «на том же образе немалое число положено святых крестов и протчих привесов чеканных и резных, серебряных и обложенных из дерев и костей серебром, а иные и с жемчюги» 1389 . В XIX – начале XX века эти небольшие кресты вместе с другими вещами приклада хранились в ризнице Благовещенского собора 1390 . Среди них крест наперсный корсунский красной яшмы с серебряными золочёными накладками 1391 и нательный крест с резным изображением на кости великомученика Никиты, побивающего беса, в серебряной оправе (кат. 8). Этот четырёхконечный нательный крест с изображением великомученика Никиты, побивающего беса, можно датировать второй половиной XVI века. Такой крест имеет аналоги среди меднолитых нательных крестов XV–XVI веков 1392 . В отдельных случаях в описи указывались вкладчики подобных привесных крестов. Так, «инока» Евфросиния Несторовна Строганова 1393 к иконе Богоматери Одигитрии приложила «дна креста серебряные вольяшные (т. е. литые. – В. И.), с ручками; весом оба креста одинадцать алтын две деньги; а те кресты оба позолочены на обе стороны» 1394 . Большая часть рассмотренных нами крестов разных типов была создана в Сольвычегодске местными серебряниками, которые работали в мастерских Строгановых наряду с мастерами других специальностей. Скорее всего, серебряники и крестечники относились к дворовым «рукодельным» людям Строгановых, но могли и приглашаться из Москвы, Новгорода, Ярославля или других художественных центров для временной работы. В Сольвычегодске при своих хоромах Строгановы в 1570-е годы создали художественные мастерские – «иконные горницы» 1395 , где работали иконописцы 1396 , серебряники 1397 , крестечники 1398 и другие мастера. Здесь писались иконы, вырезались кресты и складни, создавались для них драгоценные оклады и другие предметы, необходимые для внутреннего убранства Благовещенского собора с многочисленными приделами, для Введенского и Коряжемского монастырей, а также для многочисленных отдалённых храмов в вотчинных землях Строгановых 1399 . Создание крестов и икон в драгоценных окладах было необходимо также для «поставления» их в хоромы среди домашних святынь. Такие художественные мастерские по производству икон и предметов церковной утвари были во дворе Никиты Григорьевича 1400 и, скорее всего, во дворе Максима Яковлевича Строгановых. Расцвет этих мастерских приходился на последнюю четверть XVI – первую четверть XVII века 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Священниче Божий Харлампие, благостию великий, о всем мipe ходатайствуяй! молим тя: якоже пред святою кончиною твоею Владыку Господа нашего о всех чтущих память твою молил еси, тако и ныне, одесную престола Божия предстоя, не забуди нас грешных и повинных гневу Божию, но молися о нас, память твою совершающих: да не будет на месте нашем и всяком ином глад и мор, или тлетворный воздух, погубляяй плоды, скоты и человеки, но да будет на местех тех, идеже призывается в ходатайство ствятое имя  твое, мир и телесем здравие и душам спасение, изобилие же всякаго жита и всего, еже на потребу человеком. Молися о нас, угодниче Божий, святый священномучениче Харлампие, да оставит нам Господь вся прегрешения наша вольная и невольная, в слове и в деле нами содеянная, да простит Господь вся грехи юности и неведения, праздности и уныния: прочее же время жития нашего управи святыми твоими молитвами ко спасению и жизни вечней, да вси в веселии и радовании со благодарным сердцем прославляем человеколюбиваго и благоуветливаго всех благ Подателя, в Троице славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Февруариа 10 и октовриа 16. Молитвы преподобному Логгину Коряжемскому. Из службы Молитва 1 О великий угодниче, преславный чудотворче и обители твоея богодухновенный наставниче, Логгине преблаженне, душею на небеси престолу всех Царя предстояй, телом же в обители сей почиваяй и различная чудеса повсюду молитвами твоими совершаяй! Призри милостивно на люди предстоящыя и твоего ко Христу Богу ходатайства во обдержащих нуждах просящыя: вси бо мы, по множеству грехов наших, не смеем ниже возвести очес наших на небо: ты же, яко стяжавый дерзновение, принеси за всех, ко честней раце твоей притекающих, теплыя молитвы ко Господу, еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча и брани, от людей и от диавола бывающия, и от всякия душевныя и телесныя болезни: да сих избежавше и Господу, Емуже предстоиши, работающе, внидем в некончаемый покой и прославим тамо с тобою всех благих Подателя Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Комельский-Корнилиев, Волог. г., II, 884. Комельский-Павлов-Обнорский, Волог. г., II, 1033. Комельский-Стефан. – Николаев. -Озерс., Волог. г., II, 1208. Кондинский-Троиц., Тоболь. г., II, 1269. Кондрицкий-Никол., Бессар. г., II, 882. Коневецкий-Рожд.-Богород., Выборг. г., I, 255. Константиновский, Ворон. г., II, 1222. Константино-Еленовский, Влад. г., II, 1350. Константино-Еленовский с Росткины улицы-Новгородский, II, 1135. Корельский-Арханг.-Михаилов, Арх. г., II, 629. Корельский-Николаев., Арх. г., II, 987. Коренная-Рожд.-Богород., Курс. г., II, 883. Корецкий-Воскрес., Волын. г., II, 745. Коржовецкий-Рожд.-Богор., Подольск. г., II, 1132. Корнилиева-пустынь, Ярос. г., II, 1157. Корнилиев-Комель., Волог. г., II, 884. Коровье-Рукьевская, Новг. г., II, 955. Коротоякский-Вознес., I, 119. Коротоякский-Казан., II, 849. Корочунский, Ворон. г., II, 655. Корсунский-Онуфриев.-Гуляницкий, Киев. г., II, 885. Коряжемский-Никол., Волог. г., I, 321. Косинский-Никол.-Рожд., Новгор. г., II, 886. Косоцкий-Спасо-Ник.-Змиев., II, 1000. Костельников Иоанно-Богосл.-Псковский, II, 836. Костромская-Казан.-Богор., II, 847. Костромской-Богоявл., I, 69. Костромской-Ипатиев-Троиц., II, 834. Костромской-Крестовоздв., I, 260. Котельниц. Иоан.-Богосл.-Пск., II, 836. Кочатковская – Владимирск. – Богород., Харьк. г., II, 714. Крапивенский-Троицк., II, 1255. Красноборская – Филиппова-Ирапская, Новг. г., I, 557. Красногородищенская-Введ., Смол. г., II, 887. Красногорская-Никол., Твер. г., I, 306. Красногорский-Богор., Арх. г., II, 888. Красногорск.-Богосл. – Преобр. – Спас., Полт. г., I, 259. Красногорский- Знам.– Богор. – Елецкий, I, 200. Красногорский-Гадяцкий, II, 889. Красногривский-Знам.-Гороховецк., II, 812. Краснокутский-Петропавл., II, 1049. на Красном Дворе Пантелеймонов- Псковский, II, 1037. Красно- Островский- Благов.-Назарет- Богород., Черниг. г., II, 637. Краснослободский-Покров., II, 1062. Краснослободский-Предтеч., II, 1080. Краснослободский-Спасо-Преображ. или Спасова пустынь, II, 1169.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Архангельской области займутся поиском захоронения святого Лонгина Коряжемского 13 октября 2016 г. 16:47 В Архангельской области займутся поиском предполагаемого захоронения святого преподобного Лонгина Коряжемского (XVI в.). Поисковые работы будут проведены ненарушающим культурный слой геофизическим методом на территории бывшего Коряжемского Николаевского монастыря (сейчас административный центр Котласской епархии ). По историческим данным, мощи святого Лонгина покоились под спудом монастырского собора Благовещения Пресвятой Богородицы, разрушенного в советское время. Организатором поисков выступила ассоциация «Северное информационное агентство», победившая в открытом конкурсе по предоставлению грантов. Его провела ООО «Союз пенсионеров России» в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». Реализацию проекта благословили митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Котласский и Вельский Василий . Методическое и организационное сопровождение окажет Институт археологии РАН. Главным итогом проекта станет создание методической модели по поиску и подъему утраченных или сокрытых захоронений святых во всех регионах РФ. «В результате гонений XX века утрачены тысячи церквей и святынь, почитавшихся Русской Православной Церковью. Подобных неисследованных захоронений святых на территории Архангельской области существуют десятки, при этом обретенных и доступных для почитания мощей в митрополии сегодня нет. Возрождение церковной жизни после прекращения гонений почти не коснулось, к сожалению, этой проблемы. Значительные средства направляются Министерством культуры РФ на реставрацию храмов и монастырей, тогда как финансирование поисков и исследований захоронений святых фактически не ведется. Однако для верующих обретение мощей святого — событие не менее важное, чем реставрация храма. Кроме того, как показывает опыт, количество паломников и туристов в монастыри и храмы, после перенесения туда святых мощей, увеличивается в разы (иногда — в десятки и сотни раз). Это в свою очередь является важным фактором не только духовного возрождения, но и социально-экономического развития региона. Кроме того, исследование захоронений святых и сопутствующее изучение археологического слоя могут иметь большое значение в деле сохранения историко-культурно наследия», — сообщили организаторы проекта.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

С сайта  Южный Куст Николо-Коряжемский монастырь (город Коряжма). Дата постройки: Николаевский собор (1904-1913), Спасская церковь (1746), Колокольня (1996-1998), надкладезная часовня (1994), часть бывшей монастырской ограды с кельями и главными воротами (нач. ХХ века). Время основания монастыря относится к 1535 году, когда двумя преподобными Лонгином и Симоном здесь были построены часовня и деревянная церковь в честь святого Николая Мирликийского чудотворца. Отсюда и название монастыря - Николаевский. Коряжемский - от речки Коряжемка, в устье которой он расположен. До 1665 года все строения в Николо-Коряжемском монастыре были деревянные. В 1665 году взамен деревянной Благовещенской церкви был основан каменный пятиглавый соборный храм с колокольней. " Строил его по великому обету о памяти родителей своих и себя Великий Господин просвященный Александр, Епископ Вятский и Великопермский своею келейною " казною в 1667 - 1671 годах. В 1746 году была построена и освящена каменная Спасская церковь. В 1764 году монастырь получил статус III класса, но через сто лет в 1863 году был упразднён и приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Это произошло из-за частой смены игуменов, малочисленности братии и наличии на ближайшей территории множества монастырей. 32 года монастырь был " приписанным " , т. е не имел самостоятельности и штата. В 1896 году по указу Святого Синода монастырю была восстановлена самостоятельность. Этому способствовало завещание первой гильдии купца Хаминова, в котором он назначил 40000 рублей на Коряжемский монастырь при условии восстановления его самостоятельности. С этого момента в монастыре возобновляется строительство. В результате были построены Николаевский собор (собор Преподобного Лонгина Коряжемского), Архиерейские палаты и монастырская ограда-кельи. Новый каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года. В начале ХХ века за оградой монастыря возвышались архиерейские палаты, колокольня и три каменные церкви, самой значительной из которых являлась Николаевская. Её двухэтажный объем, увенчанный восьмигранной звонницей с шатром, доминировал в округе. В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. Между ними в 15-20 метрах от последней размещался каменный пятиглавый Благовещенский собор и шатровая восьмерик на четверике колокольня. В двух-трех метрах от юго-западного угла Благовещенского собора находился каменная часовня над колодцем, вырытым Лонгином.

http://sobory.ru/article/?object=06309

Священник Гавриил из Устюга, церкви великомученицы Варвары, долгое время был нездоров ногами, так что не мог перейти с места на место. После долгого лечения у многих врачей, невидя пользы от лекарств и чувствуя, что болезнь еще более усиливается, он велел везти себя в Коряжемский монастырь для поклонения гробу пр. Логгина. Родственники исполнили его желание и оставили на некоторое время в монастыре, поместив его в келье, находившейся против дверей часовни, в которой почивал преподобный. Однажды днем Гавриил, выползши из кельи в сени и отворив немного наружную дверь, читал канон преподобному, со слезами прося себе исцеления. Во время молитвы он вдруг слышит голос, назвавший его по имени: «Гавриил, Гавриил!». Взглянувши на часовню, он увидел в дверях ее преподобного, стоявшего в блестящих, священнических ризах и призывавшего его к себе. Гавриил напрягает все свои силы, с великим трудом и с нестерпимою болью в ногах ползет к часовне, стараясь скорее достичь до преподобного, но когда он добрался до часовни, в ней уже никого не было. Припадая к гробу, Гавриил со слезами стал призывать преподобного на помощь, во время своей молитвы он ощутил необыкновенное благоухание от гроба преподобного и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Крестьянин Лупп Опухляпов, из деревни Емышева, принадлежавшей Коряжемскому монастырю, работая в своем доме, посек себе топором руку. В досаде и ярости на это, он вышел из себя, бросил топор и начал сквернословить, проклинать тот день и богохульствовать; не успокоившись еще совершенно от своего безумного гнева, он пошел в лес за каким-то крестьянским делом и там мало по-малу начал ослабевать телом и приходить как бы в исступление ума. Почувствовав в себе болезнь, он поспешил возвратиться и едва добрался до дому, болезнь быстро развивалась, не уступая никаким лекарствам, и вскоре усилилась до того, что он не мог двинуть ни рукою ни ногою, непрестанно кричал от боли и ежечасно ожидал себе смерти. Страдая так долгое время и уже напутствованный св. тайнами, он лежал однажды в своей постели, закрывши глаза и как бы погрузившись в сон, – вдруг ему показалось, что двери его комнаты отворились и в нее вошел светлообразный старец, подошел к его постели и начал веять над ним своею одеждою. «Не хули Бога творца своего, говорил старец, чтобы не было тебе еще хуже, иди своро в Коряжемский монастырь, отправь молебен Спасителю и Божией Матери, поклонись гробу Логгина ибудешь здоров». Лупн, открывши глаза никого уже не увидел в комнате, кроме своих родственников печальных и плачущих, которые думали, что он уже умер. Он рассказал им свое видение и, чувствуя облегчение болезни, встал с постели и начал ходить, сперва поддерживаемый домашними, а потом вскоре пришел в монастырь уже совершенно здоровым. Видение было ему 2 мая 1646 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Логгин, и стали усерднее отправлять по нем панихиды. Анна, жена крестьянина Пачеозерской волости Антипы Надозерского, «бе добротна телом и лицем красна. И позавиде ей супостат наш диавол, устрели некоих юнош нечистою к ней любовью, кои всякими сатанинскими мечтаньми и словесы льстивыми покушахуся привлещи ю на свое лукавое хотение; она же, целомудренна сущи, никакоже того восхоте и все их ласкаше попра и отрину». Чтобы достигнуть своей цели, юноши прибегли сперва к колдовству, а когда и то неподействовало, они, ослепленные страстью и озлобленные не успехом, решились отравить ее. «И даша ей отраву смертную, да Быша не зрели доброты ее». Как скоро совершилось это беззаконное дело, несчастная страдалица начала чувствовать в своем животе такую боль, как бы змея терзала ее внутренности, так что приходила от того в исступление ума, подвергалась икоте и начинала кричать разными неестественными голосами. Невозможно и высказать всего того, что вытерпела страдалица от злых людей за свое целомудрие. Находись в столь бедственном положении и ни от чего не получая себе ни малейшего облегчения, Анна обратилась с молитвою к Богу и стала призывать себе на помощь пр. Логгина, а мужа своего просила свезти ее в Коряжемский монастырь. Лишь только она высказала свое желание, как внезапно лишилась рассудка и подверглась такому тяжкому припадку, что едва осталась жива, во всем теле ее не было члена, которым бы она не билась и не страдала. В то же время явился ей старец и сказал: исполни скорее то, что задумала, иди в Коряжемский монастырь, поклонись гробу Логгина и Господь избавить тебя от болезни». Очувствовавшись больная рассказала о своем видении и муж поспешил свезти ее на Коряжему. Здесь в цервви, во время литургии, сделался с нею снова припадок умоисступления; когда ее вывели из церкви в гробовую палатку, Анну ударило о землю столь сильно, что долго она лежала при гробе преподобного как мертвая. Потом как бы пробудившись от сна, скоро встала и чувствуя себя свободною от своей страшной болезни, со слезами, во всеуслышание стала благодарить Бога и угодника его пр. Логгина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010