выступили в поход против вторгнувшихся половцев и решили дать сражение на Альте. Когда они пришли за благословением к Пр. Антонию, он со слезами предсказал им поражение, а полководцу Шимону-Симону невредимость в бою и обстоятельства, имевшия последовать долго после битвы. В 1068 году мирное уединение святого было снова возмущено житейской бурею. Изяслав, изгнанный из Киева кн. Всеславом Брячиславовичем полоцким, возвратился в Киев и начал гневаться на Антония, думая, что тот благоприятствовал Всеславу. Тогда кн. Святослав черниговский прислал ночью за преподобным и взял его в Чернигов. Там Пр. Антонию понравились Болдины горы; он выкопал пещеру и пребывал в уединении. Точно неизвестно время его возвращения в Печерскую обитель. Скончался он в ней в 1073 г. в той пещере, в которую удалился до отбытия в Чернигов. Уединенной затворнической жизни Пр. Антония следовали при нем и после него многие. Летописи показывают таких подвижников даже в 1154 и в 1174 годах. Известны прославленные подвижники уединения: Исаакий, Никита, Лаврентий, Иоанн и Пимен, многострадальные: Иоанн и Афанасий. Два первые показали своим примером трудности подвижничества уединения, и как благодать Божия укрепляет немощь человеческую. Пр. Исаакий провел семь лет в пещере в подвиге и борьбе с бесами и однажды подвергся такому сильному бесовскому искушению – бесы, принявшие вид ангелов, побудили его поклониться им и потом обрушились на него. Он дошел до потери сознания и телесных сил. Потребовались многие годы, чтобы святой оправился от болезни. Выздоровев, он потом ушел опять в затвор, где и подвизался до кончины в 1090 г. «Был», пишет Поликарп, «во дни Пр. Никона один брат, именем Никита, пожелавший быть славимым от людей; избрав дело великое не Бога ради, он просил у старца дозволения взойти в затвор. Игумен возбранял ему и говорил: чадо! ты молод, а посему не полезно для тебя сидеть праздным: лучше тебе среди братии трудиться, и не потеряешь мзды своей; ты самовидец брата нашего св. Исаакие печерского, как прельщен он был, если бы не великая благодать Божия спасла его, – того Исаакие, который и ныне творит многия чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Так проповедь учеников Ап. Андрея принесла обильные плоды между южными Славянами. Преп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника Печерских Мощи их почивают в Феодосиевых пещерах; сведения см. 28 августа. Преподобной Вассы Родом из Солуни, игуменья монастыря близ Иерусалима, бывшая образцом чистоты и христианского подвижничества, ревнительница веры против еретиков евтихиан, была уважаема царственными лицами и вела переписку с императрицей Пульхерией († 451 года). 211 Народные имена страдальцев писались не одинаково. В Васильевом менологе: Ιννα, Ρημα κα Πιννα. В Белградском синаксаре 1340 года Енен (Инна), Нирин (Ирин, Рим) и Пень (Пинна). Нирин и Пень – понятны; не совсем понятен Енен. 216 VII, 6. Скимн Хиосский: «при подошве горы Эмоса (Балкан) гор. Месемврия, пограничный между Фракией и Гетиею» (Orbis descrip, v. 742–744) По словам Феофана, «Варна близ Одисса». Вблизи же Греческая колония Маркианополь, у Славян великая Преслава. 218 Tristium lib. 5. Eleg. 7. 12. Образчик языка Гетов у Страбона, который говорит, что Геты называли реки богами. 220 См. Ист. Рус. Ц. 1, 3. пр. 12. Даже для имп. Константина Славяне Стримонской области – Скифы (De provinciis). Но Никифор и Феофан, говоря о занятии Фракии Болгарами 678 г., называют жителей малой Скифии Славянами. «Перейдя реку (Дунай) достигают Вирны и соседнего Одиссоса, проходят серединные поля... покоряют жившие там племена Славян в числе семи». Stritteri Bulgarica р. 507, 508. 221 Theophilacti Simocatti hist., ed. Venet. lib. VII, c. 2, p. 253, lib. III, c. 6, p. 24. Временник X, 106–110. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беса изгнали, и вместе с ним исчезла и мнимая мудрость Никиты. После этих злосчастных опытов, Лаврентию старцы просто запрещают затворяться в пещере. Он должен удовлетворять своему вкусу к духовному безмолвию в другом, Дмитровском, монастыре в Киеве. Его путь протекает благополучно, хотя он и не достигает той благодатной мощи (в изгнании бесов), которая свойственна лучшим старцам печерским. Однако этот страх перед опасностями затвора, отличающий печерских старцев конца XI – начала XII в., впоследствии совершенно исчезает. В XII веке здесь подвизаются затворники Афанасий, Иоанн, Феофил и другие, достигающие высокого совершенства. Об особых искушениях их мы не слышим. Более того, их жития оказываются в духовном средоточии Патерика. Это они освещают своим пещерным светом целое столетие монастыря. Если мы вправе были видеть в раннем затворничестве личное влияние Антония, то приходится сказать, что в посланиях XIII века, вошедших в состав Патерика, личность Антония, заслоненная первоначально Феодосием, снова вырастает. Имя его поминается часто, всегда впереди имени Феодосия, иногда и без него... И Симон, и Поликарп часто ссылаются на его житие, не дошедшее до нас. Вместе с Антонием в монастыре торжествует не палестинская, а иная традиция: традиция св. Горы (Афонской). «Благословение св. Горы»  беспрестанно повторяется в устах Преп. Антония. Это воскрешение традиции Антония и св. Горы, конечно, было возможно благодаря новому духовному току с Афона и благодаря литературным влияниям той же школы. Такими были древние патерики, египетские и сирийские, следы которых обнаруживаются в Киевском Патерике. Литературные источники Патерика еще недостаточно исследованы, но восточная традиция явственно проступает. Так повесть о кающемся Феофиле, который собирает свои слезы в сосуд и которому ангел приносит другой благоуханный сосуд слез, незаметно уроненных им, – эта мудрая повесть целиком взята из египетского патерика. Жестокие, искушения, жестокая демонология, жестокие страдания – такова атмосфера, в которой совершаются подвиги посмертных учеников Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– К кому ты посылаешь меня? Я не смею даже приблизиться к пещере, так как в ней почивает много святых. В самом же монастыре есть тридцать святых черноризцев, которых я боюсь, – а с прочими я веду борьбу. Когда бесноватый поведал это о благодати, почивающей на святом Печерском монастыре, блаженный снова повелел отвести его туда насильно, чтобы лучше удостовериться во всем, сказанном им. Ведшие бесноватого, зная, что он никогда не бывал в Печерском монастыре и никого не знает там, спрашивали его: – Кто эти подвижники, которых ты боишься? В это время всех братий в Печерском монастыре было сто восемнадцать. Бесноватый перечислил по именам тридцать из них и сказал: – Все они одним словом могут изгнать меня. Тогда ведшие его сказали ему снова: – Мы хотим заключить тебя в пещере. Он на это ответил им: – Какая мне польза вести борьбу с мертвыми? ибо они имеют гораздо большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и о всех приходящих к ним. Если же вы хотите видеть мою способность вести борьбу, то ведите меня в монастырь: кроме указанных тридцати мужей, я могу бороться со всеми остальными. Затем он начал показывать свои способности, произнося речи по-еврейски, по-римски, по-гречески, словом – на всех языках, которых он никогда и не слышал. Провожавшие его устрашились и много дивились изменению его речи и способности говорить на разных языках. После этого, прежде чем они вошли в монастырь, нечистый дух оставил бесноватого; исцелившийся начал со смыслом рассуждать, и бывшие с ним пришли в радость. Затем, все вместе, они вошли в святую чудотворную Печерскую церковь воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен пришел со всею братией в церковь . Исцеленный не знал ни игумена, ни кого-либо из тех тридцати мужей, именами которых называл во время беснования. Тогда стали спрашивать его: – Кто исцелил тебя? Он, взирая на чудотворную икону Пресвятой Богородицы, ответил: – С нею встретили нас святые мужи, числом тридцать, и я исцелился. При этом имена всех их он помнил, а в лицо не знал ни одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Частицы мощей святых угодников Божиих: вмч. Георгия Победоносца; свт. Димитрия, митрополита Ростовского; свт. Нифонта, епископа Новгородского; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Пимена Постника; прп. Лаврентия Затворника, епископа Туровского; прп. Макария; сщмч. Кукши; прп. Анатолия; прп. Сильвестра; прп. Авраамия Трудолюбивого; прп. Исаии Чудотворца; прп. Илии Муромца; прп. Алипия Иконописца; прп. Василия Мученика, великомученицы Екатерины; сщмч. Константина Богородского; свт. Феофана Затворника; прп. Серафима Саровского; прп. Феодора Санаксарского; прп. Аристоклия Московского; прмч. Феодора; свт. Павла Тобольского; прп. Ефросинии Московской; св.блгв.кн. Андрея Боголюбского; преподобных Киево-Печерских отцов, в Ближних и дальних пещерах подвизавшихся. Находятся в храме Иерусалимской иконы Божией Матери. Частица мироточивой главы священномученика Климента, Папы Римского; частица мощей великомученицы Екатерины. Находится в Крестовоздвиженском храме. Престольные праздники [ править править код ] 9 января - память святителя Филиппа, Митрополита Московского Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября 25 октября - Иерусалимской иконы Божией Матери Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь Крестовоздвиженский монастырь с высоты птичьего полета " Вера, Надежда, Любовь " : Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Часть 1 " Вера, Надежда, Любовь " : Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Часть 2 Как добраться [ править править код ] Проезд транспортом: м. Домодедовская, последний вагон из центра, сразу наверх поднимаетесь, перед Вами магазин " Снежная королева " , если стоять к нему спиной, то чуть левее на дороге останавливается 871 маршрутное такси. Водителю сказать, что едете до монастыря (чтобы он повернул от трассы к обители). Также можно сесть на любой автобус, следующий в аэропорт " Домодедово " , доехать до остановки " Санаторий " , далее 15 минут пешком - перейти по мосту трассу, и идти прямо до ворот монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Преподобный священномученик Лукьян, пострадавший в 1243 г. Далее преподобный Лаврентий, он пожелал подвизаться в затворе, святые отцы отговаривали его, и он ушёл к св. Димитрию в монастырь Изяславов, где и затворился, «и за крепкое житие его Господь дал ему благодать исцеления». Преподобный: Пафнутий, всегда помнивший о смертном часе, – диакон Мартирий, отличавшийся особенной силой молитвы, – схимник Иларион, Федор, князь Острожский, борец за православную веру. Затвор преподобного Дионисия, бывшего блюстителя Дальних пещер. Сохранилось предание, что во время пасхальной заутрени, полный радости душевной, Дионисий обратился к угодникам: «Святые отцы н братия! Христос воскресе!» Преподобные ответили ему: «Воистину воскресе!» После этого Дионисий удалился в пещеры и закончил жизнь в затворе. Преподобный Афанасий, тоже затворник. Отличался он благочестивой жизнью и крайней бедностью; когда, умер, тело его не было вовремя погребено, и когда на другой день пришли, то застали Афанасия ожившим и в слезах. Он дал братии короткое наставление молиться, каятся и повиноваться игумену, – ушёл в пещеру, затворился и 12 лет жил там, лишь пред кончиной созвал братию и снова повторил ей своё наставление. Преподобный Феофил, епископ новгородский, живший во время царя Uoahha III ; после заточения в Чудовом монастыре, он оставил мир, удалился в Киев и провёл в Печерском монастыре остальную часть жизни. Преподобные – постники Григорий и Зинон, из коих первый питался несваренным зельем. Преподобные: Ипатий целебник, служивший больным, – Моисей чудотворец, носивший на себе крест и пояс из железа, – Иосиф болезненный, переселившийся в Печерскую обитель и получивший исцеление от болезни, – Павел послушливый, служивший для братии образцом постоянного труда, враг праздности, – Сисой схимник, усердной молитвой побеждавший страсти и злых духов, – Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские. Преподобный Нестор «некнижный»; прозванный так в отличие от мудрого и книжного летописца Нестора, мощи коего почивают в Ближних пещерах. Преподобные затворники: Феодор молчальник, – Памво, чудесно спасённый из плена, – Софроний, ежедневно читавший псалтирь, – Панкратий, молитвами исцелявший больных, – Анатолий, Мардарий, Аммон, Пиор, Мартирий, Руф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За это потребовали Феодора и стали мучить, когда он отговаривался, – говорил, что забыл, где снова зарыл клад. Потом послали за Василием, не выходившим уже 15 лет из пещеры: Василий, разумеется не зная, что происходило под его именем, привел в недоумение и досаду князя Мстислава своими неясными ответами, и тот, думая, что он запирается, тогда как сам же прежде ему доносил, застрелил его стрелою. Василий, умирая, предрек Мстиславу лютую смерть, и она сбылась в битве с Давыдом Игоревичем. При умственной покорности – знание не считалось достоинством. В повестях Печерского монастыря, знание и земная мудрость являются даром бесов. Так о преподобном Никите рассказывают, что к нему явился бес и научил его понимать одни только книги Ветхого Завета, так что он мог пророчествовать. По составившемуся некогда юному понятию о знании, вместе с ним соединялось верование в пророчество; знать, быть мудрым, значило вместе – делать чудеса, говорить то, чего другой не скажет, одним словом, делать то, чего другой никто не может сделать и для чего нельзя придумать обыкновенных способов. Но когда святые отцы, сошедшись около Никиты, прогнали бесов, Никита стал прежним невеждою и сподобился впоследствии низводить дождь с неба на произрастения земные. О Лаврентии-затворнике рассказывается, что когда он пошел в затвор и получил благодать целить беснующихся и к нему приводили больных, бесы научили его по-гречески, изощрили его способности; но когда другой святой молитвами исцелил его от бесовского искушения, Лаврентий забыл все свои знания. Печерский монастырь неблаговолил к иноверцам. Так в житии св. Агапита, безмездного врача, рассказывается, что когда к нему пришел врач Армянин, то несмотря на свое смирение, как скоро он узнал, что это Армянин, то воскликнул: почто смел еси внити и осквернити келию мою и держати за грешную мою руку? Изыди от мене, неверне и нечестиве! В ответе св. Феодосия Изяславу Ярославичу на вопросы о варяжской вере, святой муж порицал варяжскую веру: там не только обвиняют последователей западного христианства в ядении кошек и псов, и удавленины, но говорят и о крайних непристойностях при брачном обряде. В поучении и ответе советуется – не давать католикам есть и пить из сосуда своего, и если придется дать по крайней нужде, то непременно вымыть сосуд; приказывается не только не принимать чужеверного к себе, но проклинать всякое чужеверье. Так как раздаяние богатств нищим не имело в себе цели, а само по себе составляло цель, так точно и труд предпринимался и считался полезным не по плодам его, а сам по себе, в своем процессе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Таковы краткие сказания о святых отцах Даль­них пещер. Они поучительны для всякого. Святые отцы своею жизнью показали пример различных добродетелей. Так, преподобный Лонгин прославился подвигом послушания при хранении врат, Игна­тий – добрым пастырством и благоговейными свя­щеннодействиями, Силуан – чистотою, Агафон и Григорий – постническою жизнью, Ипатий – слу­жением болящим, Паисий и Меркурий – взаимною братскою любовью, Лаврентий и другие затворни­ки – великим безмолвием, молчанием и молитвою, Моисей и Сисой – умерщвлением страстей плотских, Иларион, Захария и Кассиан – победою над нечистыми духами, Памво и Лукиан – страданием за Христа, Арсений и Пимен – трудолюбием, Леонтий и Геронтий – служением в должности клири­ков, Павел – послушанием, Феодор, князь Острож­ский, – ревностью по вере, Аммон – посещением святых мест, Мардарий – великим нестяжанием, Вениамин, богатый купец, – нищелюбием, Иосиф – молитвою и упованием на Бога в болезни. Подобным образом и прочие святые отцы показали пример или смирения, или безропотного послушания, или поста, а все вместе – всегдашних молитв и благоугождения Богу. При всем таком разнообразии своих подви­гов и благодатных дарований святые отцы Дальних пещер во многом сходны добродетелями с отцами Ближних пещер. Так, в тех и других есть хранители врат (Никола и Лонгин), постники (Пимен, Захария и прочие), терпеливые в болезнях (Пимен и Иосиф), послушливые (Сергий и Павел), священномученики (Кукша и Лукиан), затворники, молчальники (Ону­фрий, Феодор и Евфимий), чудотворцы (Григорий, Агафон и др.), целебники (Дамиан, Агапит, Ипатий и Панкратий), прогонители злых духов (Григо­рий чудотворец, Иларион и прочие), делатели пла­ча (Афанасий и Пафнутий), победители плотских страстей (Моисей Угрин, Иоанн Многострадальный и Сисой схимник). Так и прочие святые отцы обеих пещер имеют между собою духовное единение. Ибо все они духовные чада и подражатели подвигов и жизни общих своих наставников и первоначальников, препо­добных Антония и  Феодосия Печерских .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аминь. Житие преподобного отца нашего Лаврентия затворника (29 января) Тогда Лаврентий, испросив прощение, ушел в монастырь св. великомученика Димитрия, который создан был князем Изяславом, и там иночествовал в затворе. Начал он жить подвижнически, и прилагать великое тщание о спасении своем, со всяким днем предпринимая все большие труды, умерщвляя все страсти похотей голодом воздержания, и посекая их мечом духовным, то есть голосом молитвы, а разженные стрелы лукавого угашая водою слез. Итак, благодатью Божией, не только сам был предохранен от уязвления бесовского, но получил от вседаровитого Бога дар исцелять чудотворно различные язвы и недуги в людях и изгонять бесов. К этому блаженному, между прочим, приведен был однажды для исцеления, из Киева человек, одержимый бесом, лютым и сильным, так что дерево, которое с трудом несли десять человек, он поднимал и забрасывал один. Блаженный же затворник, желая, чтобы была прославлена благодать духовного его отечества, то есть Печерского святого монастыря, повелел вести туда этого человека. Тогда бесноватый стал вопить: «К кому посылаешь меня, я не смею и приблизиться к пещере, ради святых, положенных в ней. В монастыре есть тридцать живущих черноризцев, которых я боюсь, с прочими я веду борьбу». Когда он исповедал это о благодати Печерского святого монастыря, снова приказал блаженный силою влачить его туда, чтобы то, что он сказал, было доказано. Провожатые, зная, что бесноватый никогда не бывал в Печерском монастыре и никого не знает в нем, спросили его: «Кто те, кого ты боишься?» всех братий было тогда в монастыре 118. Бесноватый перечел по имени тридцать и сказал: «Эти все могут меня изгнать единым словом». И сказали опять ведшие: «Мы хотим затворить тебя в пещере». Он же отвечал: «Какая мне польза бороться с мертвыми? Ибо те имеют теперь большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и приходящих к ним. Но, если хотите видеть борьбу мою, ведите меня в монастырь, ибо, кроме тридцати (как я сказал) могу бороться со всеми прочими». И начал показывать он силу свою, говоря по-еврейски, потом по-римски и по-гречески, и, коротко говоря, всеми языками, которых тот человек никогда и не слышал, так что ведшие его сильно устрашились, дивясь изменениям языка его и разногласию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Спешу принести Вам душевную мою благодарность за добрую память Вашу о моем недостоинстве и за всегдашние милости ваши, которыми Вы меня ущедряете. Молю Господа воздать Вам за них наградами небесными! Пописываю я по-прежнему акафисты и службы для Св. Церкви; сотрудничаю по-прежнему в Душеполезном Чтении; живу по-прежнему тихо и почти затворнически в своем имении, слабея здоровьем все более и более, но пока силы будут, буду трудиться во славу Бога, дивного во Святых, что составляет для меня немалое утешение и поддержку при моем уединенном образе жизни. В сем году Господь помог мне написать службу полиелейную в честь Любечской чудотворной иконы Богоматери для графа Милорадовича, владельца местечка Любеча Черниговской губернии, родины преподобного Антония Печерского, где эта икона обретается, и акафисты: святителю Савве Сербскому , для сербского митрополита Михаила; святителю Леонтию Ростовскому, для ростовского собора, который уже разрешен Св. Синодом и печатается в Москве; св. Кириллу и Мефодию, учителям Словенским, который послал Обер-Прокурору Св. Синода К. Победоносцеву еще в прошлом апреле, но до сих пор ничего о нем не знаю, и жалею, ибо вышел очень хорош; св. праведному Лаврентию Калужскому, для его обители в г. Калуге; св. праведному Прокопию Устюжскому, в г. Великий Устюг, где взошел уже в рукописи в церковную практику у Его святых мощей, как оттуда мне пишут; и наконец последний – св. Ярославским Князьям Феодору, Давиду и Константину, для Высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Ярославского, который на днях только окончил и ему отослал. В Душеполезном Чтении тоже несколько статеек моих в сем году появились и появятся, в том числе две большие: биографические очерки «Архимандрит Лаврентий, настоятель Иверского Новгородского монастыря», и «Игумения Эмилия, настоятельница Верхо-Харьковского Николаевского монастыря»; обе довольно интересные и душеназидательные, из коих первая с августовской книжки началась, а вторая за ней последует. Вот все мои пока убогие труды сего года. Здоровье мое очень плохое и усиленно трудиться пером уже не могу. Господь еще посетил нас сей год засухой и полным неурожаем на сено и хлеб, так что предвидится немалое бедствие нам в грядущую зиму. Бедствие у нас и духовное: паства восстала на архипастыря 526 , преследует его пасквилями и доносами; недавно очень скандальный акафист на него написали и распространили везде в высших и низших слоях народа, говоря и в Синод и Обер-Прокурору послали, о чем скорбим зело, ибо как бы Архипастырь не был достоин порицания, но не дело пасомых – так его порицать; да опять же, и Бог весть еще, правда ли все это, в чем его порицают. Жаль и совестно даже за свою паству, что до этого себя довела, и Бог весть, чем кончается все эти неурядицы. Во всяком случае очень они нежелательны и прискорбны для всех благомыслящих беспристрастных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010