Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР РОСТОВСКИЙ Инок Александр Ростовский (справа). Клеймо иконы «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский, в житии». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Инок Александр Ростовский (справа). Клеймо иконы «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский, в житии». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) (Алексий; 2-я пол. XVI в.- 1-я пол. XVII в.), инок, ученик прп. Иринарха Ростовского († 1616), автор его жития, сохранившегося в большом числе списков XVII-XIX вв.,- единственного источника сведений о жизни самого А. Р. Научного издания жития и его текстологического исследования нет. Житие прп. Иринарха было написано А. Р., как предполагал В. О. Ключевский , вскоре после кончины преподобного - в 1616 г. О себе А. Р. сообщает очень кратко, но тем не менее образ его как усердного ученика, день и ночь проводившего в молитве, послушании и посте, возникает на страницах жития довольно часто. Узнав о подвижнической жизни прп. Иринарха, подвизавшегося в затворе в ростовском Борисоглебском мон-ре , А. Р. пришел к нему с просьбой о постриге и ученичестве. Это произошло ок. 1586/87 г., когда настоятелем обители был строитель Варлам (в миру Владимир), бывш. ключарь московского Архангельского собора . А. Р. жил рядом с прп. Иринархом 30 лет, долгое время оставаясь его единственным учеником. Лишь в описании событий 1610 г. на страницах жития появляется имя еще одного ученика - Корнилия. 3 раза по поручению прп. Иринарха А. Р. побывал в Москве. В 1608 г. А. Р. сопровождал своего учителя, шедшего сообщить царю Василию (Шуйскому) о видении, предвещавшем разорение Московского царства от поляков. 2-й раз А. Р. приходил в Москву к кн. М. В. Скопину-Шуйскому, чтобы вернуть крест прп. Иринарха, к-рым последний благословил князя на борьбу с литовцами в 1610 г. Также А. Р. приходил и к кн. Д. М. Пожарскому за благословенным крестом прп. Иринарха и просьбой об освобождении Борисоглебского мон-ря от сборов в ополчение по случаю разорения обители и ее слобод литовцами. По мнению А. Р., благословение прп. Иринархом князей Скопина-Шуйского и Димитрия Пожарского сыграло большую роль в победе этих князей над интервентами. А. Р. делил со своим учителем не только труды и молитвы, вместе с ним он смиренно переносил гонения от игумена и братии. По словам Ключевского, житие прп. Иринарха «ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность в русском монашестве, обнаружившуюся с половины XVI в.».

http://pravenc.ru/text/64394.html

В Борисо-Глебском монастыре отмечается память преподобного Иринарха Затворника Москва, 26 января 2005 г. 26 января Православная Церковь чтит память преподобного Иринарха Затворника. Удивительным образом переплетаются события. Совсем недавно российским правительством был учрежден День народного единства, в честь освобождения Москвы от польских интервентов, который будет отмечаться 4 ноября. 4 ноября – день основания Ростовского Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря (Ярославская епархия), в котором подвизался в XVII веке преподобный Иринарх, всея России чудотворец. Преподобный был непосредственным участником событий смутного времени. Вчера в Борисо-Глебском монастыре начались празднования в честь преподобного Иринарха. Игумен Иоанн (Титов) в сослужении священников Ярославской епархии отслужил всенощную, сегодня будет отслужена праздничная литургия. В феврале в Борисоглебском откроются ежегодные Иринарховские чтения. Вериги преподобного Иринарха Еще до нашествия Литвы, как пишет о преподобном святитель Димитрий Ростовский, во время тонкого сна Иринарху было видение: город Москва разорена Литвою, все Российское царство пленено и пожжено по местам. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божьих церквей. Чудесный голос повелел ему пойти в Москву и поведать о своем видении. Старец Иринарх отправился в путь. В Москве царь Василий Шуйский любезно принял старца и подивился великим " трудам " , которые он носил на себе. На плечах и груди преподобного висели вериги, на шее– железное путо, на ногах – цепи, на голове тяжелый обруч… Старец сказал царю: «Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью». Келья Иринарха Затворника Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва. Князь Михаил Скопин-Шуйский получил благословение преподобного Иринарха – медный крест.

http://pravoslavie.ru/12470.html

Ненавидяй добра, враг рода человеческого – диавол, чтобы отвлечь преп. Иринарха от великих его подвигов, внушил братии сказать Игумену на преподобного, что он постится, сидит в затворе, носит на себе тяжелые железа, хмельного не пьет, учит и братию, чтобы и она также трудилась и постилась, а хмельного никогда в рот не брала. Что всего тяжелее и несноснее для нас, так этот его совет – быть монахом как ангелом, ни о чем не заботиться, плоти своей не щадить и не миловать, многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное ( Деян.14:22 ); не велит Братии к службам церковным ходить, а налагает на них такие же великие труды, какие сам носит. Игумен Гермоген, слыша такие наговоры братии на преп. Иринарха, приказал выгнать его вон из монастыря. Преподобный же в изгнании утешал себя сими словами Божественного писания: Аще вас ижденут из дому святаго, бежите во ин. Аз есмь с вами до скончания века. Из Борисоглебского монастыря ушел в Ростовский Лазаревский. Здесь он пробыл год и две недели в трудах и посте. Игумен же Гермоген, вспомнивши, что преп. Иринарх выгнан из монастыря невинно по одному братскому наущению, послал за ним в Ростов одного старца. Старец пришед к преподобному, говорит ему: «Не вспомни, старче, нашего наговора на тебя игумену, иди опять в наш монастырь на свое обещание». Преп. Иринарх пошел в свой монастырь из Лазаревского с такою молитвою: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, не лиши меня вечных твоих благ и обещания мною тебе данного. Дай Господи мне грешному старцу Иринарху долготерпение». Взошед в свою келью опять принялся за прежние свои труды, – молиться Богу за Государя и всех православных христиан. §8. О даре прозорливства Преп. Иринарх получил от Бога дар прозорливости. Многие из городов и селений, узнавши о сем даре, стали к нему стекаться, прося его молитв и благословений на добрые дела. В знак благодарности и признательности за добрые советы делали ему разные приношения, которые он раздавал нищим и странникам. Приходящих к нему наставлял на путь добродетели, обличал в грехах и советовал удаляться от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Борисоглебском открыли памятник преподобному Иринарху пос. Борисоглебский, 9 июня 2006 г. Второй раз в поселок Борисоглебский Ярославской области приехал известный скульптор Зураб Церетели. Мастер подарил поселку уже второй памятник. Первый был установлен осенью 2005 года при въезде в поселок. Памятник герою Куликовской битвы святому иноку-воину Александру (Пересвету) находится недалеко от южных ворот Борисо-Глебского монастыря, в котором, по преданию, принял постриг инок Александр (Пересвет). Сегодня, 9 июня 2006 года, памятник установлен на площади около автовокзала, недалеко от северных ворот монастыря. Этот памятник – преподобному Иринарху Затворнику Борисо-Глебской обители. Преподобный Иринарх жил в смутное для Руси время, когда поляки захватили власть в Москве. Преподобный Иринарх, великий подвижник и чудотворец, благословил Пожарского идти на Москву против поляков. Мощи святого угодника Божьего почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора монастыря. В 40 километрах от Борисоглебского поселка находится родина преподобного Иринарха – село Кондаково. Там восстанавливается храм, благоустроен святой источник преподобного, к которому ежегодно в июле идет крестный ход, освящая молебным пением Борисоглебскую землю. В действующих храмах по пути шествия служатся литургии, в разрушенных – молебны, на кладбищах литии. Много чудес совершается по молитвам к преподобному – исцеляются болящие, устраиваются дела просящих, восстанавливаются храмы. Преподобный Иринарх не оставляет без помощи никого. Особо дорог он борисоглебцам – монахам, прихожанам и паломникам монастыря. Поэтому открытие памятника – особый праздник, порадовавший всех, кому удалось побывать на нем. Перед собравшимися выступил глава Борисоглебского муниципального округа Виктор Почернин, вице-губернатор Ярославской области Николай Воронин, скульптор Зураб Церетели. После торжественных речей благочинный Ростовского округа архимандрит Сильвестр, насельники монастыря с игуменом Иоанном и клирики епархии отслужили торжественный молебен и окропили памятник святой водой, «чтобы стоял он на века», как сказал отец благочинный. 9 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17668.html

Преподобный Иринарх внимательно следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав учеников Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой 13 января 1616 года. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника. Использованные источники : Жизнь преподобного Иринарха, затворника Борисо-Глебского монастыря, что на Устье-реке. Сост. архим. Амфилохием. 2014 (по изданию 1869 г.); Преподобный Иринарх Затворник. Акафист и житие. 2015. ЧИТАЙТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИРИНАРХОВСКОГО КРЕСТНОГО ХОДА В МАТЕРИАЛЕ ЕКАТЕРИНЫ ПЯТУНИНОЙ 24 июля 2017 г. 16:00 HTML-koд для сайта или блога: Одним миром Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

Св. преп. Иринарх Ростовский Преподобный Иринарх, в мире Илия, родился в земледельческом быту дер. Кондаковой, Ростовского округа 176 . Во время бывшего здесь голода, два года жил он в Нижнем Новгороде, и, потеряв отца, перешёл с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На 30-м году жизни, оставив мир, постригся в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелёгкого подвига к тяжёлому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, который наносили ему люди, не понимавшие его, благотворны были душе его. Он начал подвижничество своё тем, что стал ходить босой и в рубище. Монах босой и в рубище – какое неприличие. Так говорили дорожившие нарядом, а не своей душой! Чтобы заставить Иринарха носить обувь и рясу, его то запирали на несколько дней в холодную келью, то в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный переносил всё это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырём, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешёл в Авраамиев монастырь. Здесь назначили ему должность келаря. Строгий к себе самому, он сильно скорбел, что другие без страха Божия расточают собственность обители. По смерти матери уединился он в келье отшельника Лазаря. В это время в Авраамиевой обители подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха 177 . Спустя 3 года, возвращённый новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, блаженный явился в ней с тяжёлыми веригами на плечах и с оковами на ногах. Страдания распятого Спасителя более и более становились предметом любви его, душа его глубже и глубже наполнялась ими. Он молился в храме пред распятым Спасителем об указании ему пути спасения и, получив тайное извещение, затворился безвыходно в келье, достал трёхсаженную цепь и ею приковал себя к стулу. Послушник Алексий вызвался служить строгому затворнику и с именем Александра стал жить при нём; он-то впоследствии и описал жизнь наставника своего. По совету блаженного Иоанна большого колпака, Иринарх устроил себе сто медных крестов и повесил их на вериги; к ним присоединил он и ещё 30 крестов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Грушно дерево, сады… Два пруда – из них широкий – Преподобного труды. Еще в начале XX века пруд был наполнен водой, рядом с ним бил святой источник. Над источником была устроена деревянная часовенка. Много чудесных исцелений совершалось в монастыре у этого святого источника. Об одном из них повествует запись в монастырской летописи, датируемая 15 нюня 1904 года: «Некто крестьянин Александр Алексеевич Маринин, член Ростовской земской управы, заявил настоятелю Борисоглебского монастыря архимандриту Ювеналию, что его дочь Мария 12 лет страдала пороком сердца, воспалением легких и ревматизмом. Ростовские доктора отказались ее лечить. Маринин решился вести дочь в Борисоглебский монастырь.    Это было 6 июня 1903 года. Здесь в монастыре отец с больной дочерью отслужили молебен преподобному Иринарху, и из колодца больную напоили водицей. По исполнении сего религиозного обряда дочь Маринина получила исцеление вопреки определению врачей, что якобы девочка не может быть жива». У кельи прп. Иринарха Затворника. Фото: Сергей Воронин/Православие.Ru Преподобный Иринарх был не единственным монахом в Борисоглебском монастыре, несшим подвиг добровольного затвора. До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги. Были ученики и у преподобного Иринарха. Это затворник Иоаким, который подвизался в Николо-Шартомском монастыре в Суздальском уезде, затворник Дионисий из Переславского Никольского монастыря на болоте и преподобный схимонах Корнилий – затворник из Переславского Борисоглебского монастыря. «Сии вси един образ имуще жития, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы ж и масло, ни скоромному, и мягких явств не прикасахуся. И житие их единому Богу ведома. Людие мнози к ним прихождаху, и житие их ублажаху, и пользу от них, сказывают, велию приимаху». Житие прп. Иринарха – один из самых достоверных источников по истории Смутного времени

http://pravoslavie.ru/89988.html

Велика была радость по случаю уничтожения казацкой грабительской шайки милостью Божьей и заступлением Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев, и молитвами и слезами затворника Иринарха. С того времени настала на Руси тишина. Старец же Иринарх по–прежнему непрестанно молился и поливал слезы, постился, принимал странных и защищал обидимых от притеснения сильных. Еще при жизни Бог прославил Своего угодника Иринарха чудесами: его молитвами Бог исцелял больных и бесноватых, чудесную силу имело его благословение для приходивших к нему с верою. Составитель жития Иринарха, ученик его Александр, записал девять чудес Божьих совершенных молитвами борисоглебского затворника и страдальца при его жизни. К преподобному Иринарху приходили, или были приводимы больные разными болезнями, особенно же одержимые духом нечистым. Старец молился, заставляя и больных молиться и поститься, возлагал на них свой честный крест, нередко налагал на больных часть своей цепи или приказывал лежать на сих цепях. Иногда издалека от больных посылали к Иринарху за благословением, которое он давал и вместе посылал просфору или крест, которым святили воду и давали ее больным пить. Так преподобный исцелил бесноватого из села Давыдова возложением на него своего креста; другой бесноватый из Вощажникова был исцелен, когда на буйного ученик Александр возложил старцеву цепь и привел больного к старцу и к образу Пресвятой Богородицы. На заболевшего исступлением ума в Борисоглебском монастыре воеводу, сына боярского Матфея Тихменева, преподобный Иринарх возложил свой крест и привязал к своей цепи, приставив для охраны двух воинов; так больной провел целую ночь, а утром старец послал воеводу в церковь молиться; от литургии больной пришел здоровым, но преподобный заповедал ему всю неделю поститься, ни мяса не есть, ни вина, ни пива не пить. Подобным же образом получил исцеление иступивший из ума в монастыре крестьянин Никифор: старец повелел возложить на него свой крест и привязать цепью к грядке; через час старец снял крест и цепь и приказал больному лечь на свои цепи, где он и спал целую ночь, – встал же совершенно здоровым.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Торжества по случаю 400-летия преставления преподобного Иринарха Затворника прошли в Ростовском Борисоглебском монастыре 27 января 2016 г. 11:44 26 января 2016 года в Борисоглебском мужском монастыре в поселке Борисоглебском вблизи г. Ростова Ярославской области молитвенно отпраздновали 400-летие преставления преподобного Иринарха Затворника. Почтить память святого в обитель прибыли  митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин и епископ Переславский и Угличский Феодор . Радость праздника с насельниками и прихожанами обители разделили сотни верующих из Ярославской области, Москвы, Тулы, Костромы, а также паломники из Польши вместе со священнослужителями Супрасльского Благовещенского монастыря. Божественную литургию в Борисоглебском соборе обители совершили архиереи Ярославской митрополии в сослужении духовенства Ярославской , Рыбинской и Переславской епархий, а также священнослужителей Супрасльского монастыря. После богослужения верующие совершили крестный ход к келии преподобного Иринарха, расположенной у восточной стены обители. Затем в Илиинском приделе Борисоглебского собора, где под спудом покоятся мощи преподобного, было совершено славление святому. По окончании богослужения епископ Феодор поблагодарил митрополита Пантелеимона и епископа Вениамина за совместное богослужение и рассказал о традициях празднования памяти преподобного Иринарха. В свою очередь, митрополит Пантелеимон поздравил всех молящихся с торжествами. Паломникам были предложены обзорные экскурсии по Борисоглебскому монастырю и праздничная трапеза. Преподобный Иринарх около 30 лет нес подвиг добровольного затвора. Его подвижническое служение пришлось на период Смуты, когда русские земли были разорены польско-литовскими интервентами, под угрозой находилось существование самого государства. Преподобный поддержал князя Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина, собиравших ополчение и приехавших к нему. Он благословил их идти освобождать Москву, дав свой крест. Литовский военачальник Я. Сапега посещал монастырь. Пораженный подвижничеством преподобного, он повелел солдатам не разорять обитель. Преподобный предсказал Сапеге скорую смерть, если тот не покинет Русскую землю. Преподобный Иринарх Затоворник преставился ко Господу в январе 1616 года. Ярославская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4358701.ht...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010