Как бы некоторым видимым знаком особенного присутствия здесь Богородицы являются три леторасли, чудесным образом произросшие из каменного помоста алтаря под Ее образом Знамение. Благодаря особому покровительству Божию Анзерский скит сделался местом благоговейного почитания и паломничества окрестных жителей. Много прибегающих сюда за духовной помощью и с верою молящихся здесь получали исполнение прошений и исцеление недугов своих как от иконы Пресвятой Троицы, так и от мощей преподобного. Много чудесных знамений, совершенных по его молитвам, было собрано его почитателями, но еще более было предано забвению. Будем и мы, благочестивые читатели, памятуя труды и подвиги преподобного Елеазара и великое дерзновение его к Богу, прибегать к его помощи. Мощи преподобного Елеазара, обретенные в 1757 году, почивают под спудом в каменной часовне. Память преподобного чтится местно. Иринарх, затворник Ростовский, преподобный Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, во святом крещении Илия, родился в июне 1548 года в селе Кондаково, в 43 верстах от Ростова Великого. Он был третьим сыном в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины. С раннего детства в мальчике обнаружилось стремление к монашеской жизни: в детских играх он не участвовал, но старался сдержать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога…» С юных лет Илия мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского († 1483; память 17/30 марта и 26 мая/8 июня), тайно носившего тяжелые вериги, житие которого он услышал от приходского священника Василия. Когда в округе случился голод, 18-летний Илия отправился на заработки в Нижний Новгород. После кончины отца, о которой он был извещен свыше, Илия вместе с матерью и старшим братом Андреем переселился в Ростов Великий. Здесь родные Илии стали вести торговлю, но Илия тяготился мирскими заботами и находил утешение в чтении Священного Писания. Стремление уйти в монастырь окончательно окрепло. В 1578 году, испросив благословение матери, Илия ушел в Борисоглебский монастырь на реке Устье, близ Ростова Великого, где принял постриг с именем Иринарх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

6 Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу. Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь. В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог. 7 Екатерина Вторая отдала земли монастыря фавориту, а в XX веке здесь устроили антирелигиозный музей Конец благоденствию Борисоглебского монастыря пришел в царствование Екатерины II. Императрица передала монастырские земли своему фавориту графу Григорию Орлову.  С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован. И лишь через семьдесят лет сюда вернулись монахи. 

http://sever.foma.ru/borisoglebskij-mona...

Особенностью совр. иконографии И. является стремление к разработке новых композиций с его изображением. На иконе «Собор Ростовских чудотворцев» (1993, иконописец З. И. Боровских, ц. свт. Иакова Ростовского в Спасо-Иаковлевском мон-ре) святые представлены прямолично в 3 ряда на фоне Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря. И.- в левой части композиции, во 2-м ряду, в монашеском одеянии, у него седые волосы и длинная, узкая, с волнистыми прядями борода. В нижней части иконы св. князей Бориса и Глеба (1996, московский худож. А. В. Стекольщиков, собор Борисоглебского мон-ря) изображена Борисоглебская обитель с припадающими святыми, слева - основатели мон-ря преподобные Феодор и Павел, справа - И. и блж. Алексий Стефанович. И. написан коленопреклоненным, босым, руки в молении протянуты вперед, на нем цепи, большой крест на груди и многочисленные металлические кресты. Прп. Иринарх Ростовский благословляет кн. Д. М. Пожарского и К. Минина. Икона. 2006 г. Иконописец К. Н. Назаров (Ильинский придел собора Борисоглебского мон-ря) Прп. Иринарх Ростовский благословляет кн. Д. М. Пожарского и К. Минина. Икона. 2006 г. Иконописец К. Н. Назаров (Ильинский придел собора Борисоглебского мон-ря) В Ильинском приделе собора Борисоглебского мон-ря находится икона, к-рая является списком правой части триптиха ратной иконы «Спасители Отечества», созданной к 60-летию победы в Великой Отечественной войне (2005, иконография разработана В. И. Максимовым, иконописец К. Н. Назаров; триптих принадлежит Военно-патриотическому движению «Россия молодая», Москва). Список подарен обители как ратная икона (2006, Назаров). На нижнем поле образа надпись: «Благословение преподобным Иринархом затворником Борисоглебским - православного русского воинства, народных героев - вождей и спасителей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году». На верхнем поле - 8-конечный крест и надпись: «     h  ». Справа представлен благословляющий И. с крестом в левой руке, на груди - вериги (большой крест, многочисленные кресты, железный пояс, цепи), борода длинная и седая. Перед И. преклонил колени кн. Пожарский, за ним стоит Минин со шлемом в руке, позади него - М. В. Скопин-Шуйский (обобщенно-условный образ - воин в латах и шлеме, с поднятым мечом), к-рого И. среди первых благословил на защиту Отечества. Вверху - красное знамя с образом Господа Вседержителя и вид Московского Кремля; над И.- Казанский образ Божией Матери, иконы арх. Михаила и блгв. князей Бориса и Глеба.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Кондаково. Часовня Иринарха Затворника. Святой источник с колодчиком преподобного Иринарха Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Иринарха Затворника Год постройки:2010. Адрес: Ярославская обл., Борисоглебский район, с.Кондаково Координаты: 57.284188, 38.774077 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Святой источник преподобного Иринарха Затворника находится в месте рождения преподобного — деревне Кондаково. Преподобный Иринарх Затворник после пострига обосновался в Ростовском Борисоглебском монастыре, а до 18 лет жил в Кондаково. Колодец будущий преподобный Русской Церкви вырыл в лесу в своей деревне. При жизни старца к источнику приходили и жители деревни, и монахи. Вода в роднике помогала избавиться от всех болезней. Сегодня на источнике построен деревянный колодец с крестом. За источником находится деревянная часовня с купальней. Ежегодно перед праздником Илии пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, близ села Кондакова - родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. По материалам: http://www.ruist.ru/; В 1548 году в Кондаково в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины родился будущий святой преподобный Иринарх, затворник Борисоглебского монастыря. В селе Кондаково он прожил 18 лет. По сохранившемуся преданию, преподобный Иринарх любил молитвенное уединение на источнике близ села. Увидев набожность юноши и узнав о его желании построить на этом месте часовню, один из земляков Иринарха, занимавшийся изготовлением кирпичей, стал давать их ему. Возможно, первая часовня над святым источником и была выстроена из кирпичей, принесенных самим Преподобным. Позже ее неоднократно перестраивали, последний раз в 1916 году. Сейчас от часовни остались лишь две кирпичные глыбы.

http://sobory.ru/article/?object=14651

После погребения своей матери, преп. Иринарх, желая оставить видную для него келарскую должность в Авраамиевом монастыре, дабы вести себя смиреннее, решился переселиться в другой Ростовский же монастырь – Лазарев. Здесь он пробыл три с половиною 3 года в посте и молитве, терпя тесноту и хлад, по многу дней не вкушая никакой пищи. Иоанн юродивый часто посещал его здесь и утешал. Для духовного утешения преподобный постоянно ходил в собор и молился там Богу и Пречистой Богородице со слезами. Однажды, по окончании службы, преп. Иринарх сидя в своей келье молился со слезами, так говоря к св. страстотерпцам Христовым Борису и Глебу: «Как у вас в монастыре всей братии есть место, а мне грешному нет». С произнесением сих молитвенных слов задремал, и видит как бы в тонком сне идущих к монастырю св. Лазаря, Святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный сказал им: «Страстотерпцы Христовы Борис и Глеб!». Святые князья сказали ему: «Мы, старец, идем за тобою, ступай в наш монастырь». Пробудившись от сна, преп. слышит у окна своей кельи творящего молитву Борисоглебского старца Ефрема. Сей старец говорит преп. Иринарху: «Строитель наш Варлаам прислал меня за тобою, чтобы ты шел к нам в монастырь на свое обещание. Коня ли за тобою прислать, или ты сам придешь пеший в монастырь». Преп. сказал Ефрему: «Строителю Варлааму от меня поклон, а в монастырь ваш я приду пеший». §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Преп. Иринарх, оставив Лазаревский монастырь, пошел в Борисоглебский. Утрудившись на пути сел отдохнуть и заснул. Во сне видит, что к нему подполз змий и хочет его ужалить. Преп. ударил его палкой, и змий ушел от него. Пробудившись от сна и оградив себя крестным знамением пошел с радостию в Борисоглебский монастырь. Приблизившись к монастырю сильно возрадовался, и подошед к монастырским воротам, помолился воротным иконам, потом пошел к строителю Варлааму за благословением. Строитель, благословив его, поцеловал его, о Господе с любовью и поставил его с собою рядом. В это время пришел к строителю один старец Никифор, по внушению сатанину стал говорить строителю сии слова: «Зачем ты принимаешь этого старца, который игумена не слушает, ходит босой и в ветхой одежде, и носит на себе тяжелые вериги». Строитель за сии оскорбительные слова ударил своим посохом Никифора, а преп. Иринарха принял с радостию опять в свой монастырь и дал ему особую келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иринарх, муж праведный и многострадальный, предвидя свою кончину, призвал к себе своих учеников и сказал им: «Братия моя и спутницы молю вас. Вот я теперь отхожу от сей жизни ко Господу Богу моему, молите за меня Бога и Пречистую Богородицу, дабы душа моя, по преставлении моем, была взята милостивыми Ангелами, дабы я избегнул сетей вражиих и воздушных мытарств вашими молитвами, поскольку я грешен. Вы же пребывайте в посте и молитве, в бдении и слезах, в любви между собою, без ропота, в послушании, писано бо есть: Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». И проч., и другое многое говорил старец в назидание своим ученикам. Они же, увидев старца при последнем уже издыхании, сильно опечалились и сказали: «О добрый наш пастырь и учитель! Мы видим тебя уже при конце жизни, после тебя к кому мы прибегнем, от кого послушаем в сладость душеспасительных наставлений, кто позаботится о наших грешных душах? Но молим тебя, угодниче Христов! Если ты по отшествии своем из сей жизни обрящешь благодать пред Богом, то моли там за нас неослабно Бога, Пречистую Богородицу, потому что все наши страдания тебе известны». Старец Иринарх сказал: «Я отхожу от вас телом, но духом неразлучно». Еще прибавил: «Если кто станет вас обижать, или нападать на сию св. обитель мою, им судит Бог». Дав ученикам последнее целование, и став на молитву, говорил так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного, избави Господи Боже мой грешную мою душу от рук миродержителей тьмы века сего. Все мои грехи, тайные, дневные, и ночные написаны в книге Твоей: посли Господи милость свою и загладь рукописания грехов моих молитвами Пречистой Владычицы, свят. великомученицы Екатерины и всех святых, аминь». И отыде ко Господу, в вечный покой лета 7124 (1616), января в 13 день, на память святых мученик Ермила и Стратоника, раб Божий, старец, схимонах Иринарх, в пятницу на субботу, в 9-м часу ночи. По благословению и по повелению Преосвященного митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла похоронил тело старца, инока схимонаха Иринарха, Борисоглебский игумен Петр, отец его духовный, иеромонах Тихон, диакон Тит, ученики, старцы: Александр и Корнилий. По его, старцеву благословению погребли его в заповеданном им месте в могиле, которую он своими руками выкопал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Раз зимой увидел он босого странника и сжалился над ним и взмолился ко Господу: «Дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на его ноги!» Бог дал ему терпение; и одежды стал с тех пор он носить ветхие. Игумен же вернул его на прежнее послушание и стал его гнать. Раз пошел он в лютый мороз в Ростов спасать одного боголюбца от правежа и отморозил себе пальцы на ногах. Три года проболел он после того, но подвига своего не оставил. Но игумен хотел послать его на работы далеко от монастыря. Иринарх не стерпел такого отгнания от Божия храма и перешел в Авраамиев Богоявленский монастырь, Там поставили его келарем. Старец же скорбел на сию начальственную должность, а еще более скорбел на то, что иноки расхищают монастырские запасы. И он молился таю «Преподобный Авраамий, не я твоему монастырю разоритель!» Раз явился ему преподобный во сне и сказал: «Что скорбишь, избранное праведное семя, житель святого рая? Давай им невозбранно, ибо они захотели жить здесь безбедно, а ты алчешь и наготуешь; и ты в вышнем Царствии поживешь пространно и насладишься небесной пищей, а они взалчут во веки...» Однажды во время пения Херувимской прп. Иринарх заплакал и сказал: «Мать моя преставилась!» Еще не окончилась литургия, когда пришел брат его Андрей с вестью о кончине матери. Преподобный взял благословение настоятеля и пошел с братом по-гребсти ее. После этого он прожил три с половиной года в затворе в монастыре св. Лазаря, горько скорбя о своей первоначальной обители и непрестанно молясь святым страстотерпцам Борису и Глебу. Раз явились они ему во сне и сказали: «Идем, старец, за тобой, иди в наш монастырь!» В то время он уже носил вериги. По дороге он устал и заснул и во сне увидел, что змея хочет его ужалить, он же прогнал ее посохом. Строитель о. Варлаам принял его ласково и не внимал наветам. Раз старец молился со слезами пред иконой Распятия Господня и спрашивал, как ему спастись. И был ему глас от иконы: «Иди в келью твою, будь затворником — и спасешься!» Тогда старец благословился у о. Варлаама на неисходный затвор, наложил на себя тяжелые цепи и приковал себя цепью к стулу.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

На миниатюре (Л. 318 об.) И. изображен в правой части композиции, стоящим на берегу водоема, в молении образу Пресв. Богородицы, пальцы правой руки сложены троеперстно, в левой - четки. У И. впалые щеки, короткая борода; одет в желтоватую рясу, темную мантию, синюю схиму и куколь. Образ Богоматери в облаках необычен: Она стоит на коленях, красный плащ скреплен на груди, на голове венец, на левой руке восседает обнаженный Младенец; подпись: «    ()   #    ()   «     h   #       h         h     h   #        ». В рукописи службы И. («Служба Преподобному отцу нашему Иринарху Затворнику ростовскому Борисоглебскому чудотворцу, что на реке Устье»), написанной в июне 1881 г. послушником Борисоглебского монастыря Семеном Ивановичем Горским (Архив ГМЗРК. Р-535), имеется миниатюра (Л. 3) с поясным изображением И. на голубом фоне в круге с красной 8-конечной звездой. И. представлен прямолично, в темно-коричневой мантии, в голубом куколе, в правой руке - свиток. У И. короткая борода, желтый нимб с киноварной точечной обводкой, имя написано киноварью по сторонам нимба («Иринархъ»). Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) «Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) «Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Под влиянием композиций сохранившейся житийной иконы И. были созданы графические произведения, картины, др. иконы. Для 1-го издания Жития И., к-рое было осуществлено архим. Амфилохием (Жизнь прп. Иринарха. 1865), иконописец И. И. Самойлов (крестьянин Борисоглебских слобод имения гр. В. Н. Панина, ученик иконописцев Сапожниковых) в 1855 г. выполнил с клейм житийной иконы рисунки, в 1862 г. их перерисовал З. Фон-Берг. Литографии Д.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Перед кончиной старец сказал ученикам своим Александру и Корнилию: «Братия и сопостники мои, вот ныне отхожу от жизни моей ко Господу, Богу моему Иисусу Христу. Помолитесь за меня Богу и Пресвятой Богородице, дабы я избежал сетей вражиих и воздушных мытарств, ибо я грешен. Вы же после смерти моей пребудьте в посте и молитве, в бдении и слезах, а также в любви между собой, без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете заповедь Христову о блаженствах». Ученики просили молитв его. Старец же продолжал: «Я отхожу от вас телом, духом же буду неразлучен. Если же кто будет притеснять обитель мою, свыше, данную от Бога, искупленную и выпрошенную у игумена и братии, то пусть их судит Бог и Матерь Божия!» Простясь со всей братией, старец стал на молитву, молился долго и тихо отошел ко Господу. Погребли его б пещере, им же самим уготовленной. Прожил он 68 лет и 4 месяца, из них жития его иноческого 38 лет и 4 месяца. «Труды» его хранились при раке его в монастыре, в постройке, где была келья, а часть их — в церкви родного его села Кондакова. Во время молебнов больные надевали их на себя. • Село Кондаково, родина преподобного, расположено между Угличем и Ростовом на р. Устье. Борисоглебский монастырь, в котором принял постриг прп. Иринарх, ныне находится в Ростовском р-не Ярославской обл. Монастырь основан в 1363 г. по благословению прп. Сергия (память его 25 сент). Ав-раамиев Богоявленский монастырь, в котором прп. Иринарх пробыл до смерти матери, основан прп. Авраамием Ростовским (память 29 окт), находится в Ростове Великом (Ростов Ярославский), на берегу оз. Неро. Обитель прав. Лазаря — на берегу того же озера. В начале века здесь была церковь. Все места, связанные с подвижничеством прп. Иринарха, сейчас сосредоточены в Ярославской обл. (Ярославская епархия). • Исторически Ростов Великий с 1207 г. был столицей Ростовского княжества, в 1474 г. вошел в состав Московского государства. В 1589—1788 гг. там была резиденция митрополита. В описываемое время митрополитом Ростовским был Кирилл IV, лишенный кафедры Лжедимитрием, и Филарет (отец Михаила Романова и будущий Патриарх Московский), плененный в Смутное время.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

В собрании ГМЗРК имеются 2 большие иконы И., с к-рыми, очевидно, совершали Иринарховский крестный ход в XIX - нач. XX в. На иконе нач. XIX в. (135×77,5 см) И. представлен стоящим прямолично, правая рука раскрыта ладонью возле груди, в левой - развернутый свиток. Икона имеет сплошной металлический оклад, изготовленный позднее, открыты только лик и руки, написанные масляными красками c использованием приемов светотеневой живописи и закрытые сверху слюдой (от дождя во время крестного хода). На др. иконе (сер. XIX в., оклад 1876 г.; 127×70 см) И. стоит прямо, в схиме, правая рука прижата к груди, в левой - свиток и четки, борода короткая. Справа у ног И.- келья, слева - дерево. Этот образ тоже закрыт металлическим окладом с серебряным накладным венцом, на к-ром имеются клеймо Москвы и клеймо пробирного мастера В. Савинкова с датой 1876 г. Обе иконы вставлены в деревянные рамы, с тыльной стороны обшиты парчовой тканью, на обороте одной из них сохранилась скоба для несения иконы. Прп. Иринарх. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX – нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Прп. Иринарх. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX – нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Согласно монастырской описи 1752 г., в соборе во имя блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба находилось 2 житийные иконы И.: «...в приделе образ преподобного в житии...», «...у придела над дверьми в стене в киоте образ Иринарха в житии писан на красках...» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417). Одна из них сохранилась, датируется кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 360-365. Кат. 110). Святой представлен в рост в повороте влево, в молитвенном обращении к Иисусу Христу в облачном сегменте, пальцы десницы сложены для крестного знамения, в левой руке - четки. И. в схиме, на голове куколь, борода волнистая темно-русая, средней величины, почти без проседи; в надписи именуется затворником. Фигура преподобного сильно укрупнена по сравнению с др. изображениями. В нижней части средника свободно размещены 5 житийных композиций: 1. Рождение И. (Илии); 2. И. (отрок Илия) беседует со свящ. Василием; 3. И. отдает свои сапоги нищему; 4. И. в затворе; 5. Преставление И.

http://pravenc.ru/text/673961.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010