Глубоко тронутый, молча следовал я за Владыкой, из кельи преподобного Феодосия, вдоль тесного перехода, идущего кругом его церкви. Несколько праздных углублений, изготовленных для святых мощей, видны были по сторонам, в стенах пещерных. «Места есть ещё, но по грехам нашим ныне уже некем их исполнить! – сказал со вздохом Владыка, проходя мимо, – и этот отрок нас обличает!» Он указал на мощи Геронтия, другого канонарха Печерского. – Захарий постник, схимник Силуан, Агафон чудотворец и Игнатий, архимандрит Печерский, почивают ещё в том же переходе, на конце коего достигли мы до бывшего гроба преподобного Феодосия, против входа в церковь Рождества Христова. – Гроб сей устроен в углублении, совершенно по образцу Антониева: лик преподобного изображён на доске и богатое паникадило освещает по сторонам три иконы, Богоматери и святых основателей Лавры, в серебряных ризах. – В темноте подземелья, в полусвете лампады, невольно вспомнил я, над гробом преподобного, живой и пространный рассказ Нестора летописца, об открытии святых мощей Феодосия, восемнадцать лет после его блаженной кончины. «Истинно и верно расскажу вам, – говорит Нестор, – ибо не от других о том слышал, но сам был начальник делу сему. Пришёл ко мне игумен (Иоанн) и сказал: «пойдем, чадо, к преподобному Феодосию», и мы пришли в пещеру, тайно от всех; рассмотрев же место, назнаменовали, где раскопать, и удалились. Тогда игумен сказал мне: «возьми с собою кого хочешь, чтобы помог тебе, но кроме тех никому не говори, чтобы никто из братии не узнал, доколе не вынесем святые мощи из пещеры». Я устроил в тот же день орудия для копания; это был вторник, и в глубокий вечер взял я с собою двух из братий, мужей чудных в добродетели; тайно от всех мы пришли в пещеру, где, сотворив молитвы с поклонением и воспев псаломное пение, устремились на дело. Я начал копать и, много потрудившись, вручил лопату другому; но копая до самой полуночи, мы не могли обрести честных мощей святого, и стали много скорбеть, испуская слёзы из очей, ибо помышляли, что святой не благоволит себя нам явить; и вот пришла нам иная мысль: не копаем ли мы в другую сторону? – Тогда я опять взял орудие и стал прилежнее копать; один из бывших со мною братий стоял пред пещерою, и услышав било церковное, ударяющее к утрени возгласил ко мне, что уже ударили в церковное било. Я же прокопал тогда над честными мощами святого и отвечал ему: «прокопал и я уже, брате!» Когда же прокопал, внезапно объял меня страх великий, и я начал взывать: «преподобного ради Феодосия, Господи помилуй мя!» – Потом послал к игумену сказать: «прииди отче, да изнесем честные мощи преподобного»; пришел игумен с двумя из братий; я же прокопал более и, наклонившись, увидел мощи святолепно лежащие: ибо составы были все целы и непричастны тлению, лицо светло, очи сомкнуты и уста, власы же присохли ко главе; итак, возложивши на одр честные мощи святого, мы вынесли их из пещеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С этой целью он странствовал с епископами по Русской земле до Новгорода и Ростова, повсюду крестя и поучая народ, устрояя церкви и рукополагая к ним священников и диаконов. Нетленные мощи его доселе почивают в Киево-Печерской Лавре. Вторым Киевским митрополитом был святой Леонтий (992–1008), поставивший первых епископов Новгороду, Белгороду, Чернигову, Ростову и Владимиру на Волыни. После святого Михаила из первосвятителей русских отличались святостью своей жизни и духовным просвещением: Блаженный Иларион – первый митрополит из русских (1051–1067). Будучи еще священником в селе Берестове, он был известен как муж благий, книжный и постник. Не довольствуясь отправлением священнического служения, он нередко удалялся на уединенный, покрытый лесом днепровский холм и, выкопав в нем двухсаженную пещеру, проводил здесь время в молитве и богомыслии. Такие подвиги расположили к нему великого князя Ярослава I и доставили ему общее уважение. Почему, когда скончался митрополит Феопемпт, то на его место по желанию великого князя избран и рукоположен был Иларион. Посвящение совершено было русскими епископами без сношения с Константинопольским патриархом; впрочем, впоследствии он испросил себе у Константинопольского патриарха благословенную грамоту на митрополию. Русский душой, он глубоко понимал нужды своей паствы и умел находить средства к удовлетворению их. С его времени, по сказанию Нестора, «начат вера христианская плодитися». К его же времени относится устройство церковного Богослужения и насаждение в России духовного просвещения и благочестия. Иоанн II (1080–1089) по сердечной доброте и мудрости заслужил имя Доброго и пророка Христова. Нестор говорил о нем: «Подобного ему еще не было в Руси, да и не будет. Был муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, равно ласковый к бедному и богатому, смиренный и молчаливый, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных». Блаженный Ефрем (1090–1096), любимец и казначей великого князя Изяслава, потом постриженик и сподвижник преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник; ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него. Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги, и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее; ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к в. кн. Изяславу сказать: «сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот, что обличило пророка. Никита знал наизусть все книги ветхого завета, но ничего не мог сказать из нового, и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные: Никон игумен и преемник его Иоанн, Пимен постник, Исаия епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола епископ Тмутараканский, Феоктист епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам, не задолго пред тем временем, тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы, и едва был спасен молитвами святых отцев печерских. Этот живый сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силою своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели вон из затвора и стали спрашивать о ветхом завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть и это подтвердил клятвою. «К сим же, прибавляет списатель его жития, и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте». Освободившись таким образом молитвами св. отцев от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех , и долго, и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание, и провождал столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелью».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Киевские пещеры разделяются на Ближние и Дальние. Ближние иначе называются Антониевы, а Дальние – Феодосиевы, по именам их великих основателей. Те и другие находятся на крутом берегу реки Днепра и разделяются между собою глубоким оврагом. Место, занимаемое теми и другими пещерами, открыто только с восточной стороны, с прочих же сторон оно закрыто горами. На открытой стороне раскинуты сады, богатые растительностью и делающие местность весьма красивой. Выйдя из нижних ворот Лавры, мы вступаем в галерею, устроенную на каменных столбах и закрытую. Галерея эта приводит нас по склону горы, к церкви во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; церковь эта устроена почти 200 лет тому назад над пещерой. Наиболее замечательный в этой церкви предмет – большой крест с частью древа Креста Господня; он вделан в храмовую икону Воздвижения. Налево от входа в эту церковь находится дверь, ведущая в пещеры. Пред этой дверью обыкновенно богомольцы зажигают свечи и входят в пещеры не иначе, как в сопровождении монаха, который проводит всех и объясняет, мощи какого святого почивают в той или другой гробнице, и чем этот святитель прославился. Самые гробницы или деревянные лакированные, или же обложенные серебром. Поразительную картину представляет это путешествие в тёмном подземелье! Благоговейная тишина. Каждый полон невыразимого чувства радости. Раздаются глухо в тесном коридоре звуки голоса: то монах называет имена святых. Вот эти святые, нетленно тут почивающие 1 : Преподобная Иулиания – дева, княжна Ольшанская; не подвизавшаяся в пещерах киевских, но удостоившаяся почивать здесь; мощи её открыты в 1624 году. Прохор чудотворец, подвизавшийся в посте, питавшийся одной лебедой и в голодные годы кормивший народ хлебом из лебеды и солью из пепла, снискавший при жизни любовь всех и молитвами творивший чудеса. Преподобный Иоаннпостник. Преподобный Антоний Киево-Печерский. Согласно его смиренной воле, мощи не были вынуты из земли, и богомольцы поклоняются гробу преподобного, изображённого на серебряной раке, молятся здесь же в церкви преподобного Антония и благоговейно созерцают подле гроба тёмную келию, в которой подвизался преподобный и которая дала начало великой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконографическая справка: В центре композиции - фронтальное изображение тронной Богоматери с Младенцем, восседающим у Нее на коленях и благословляющим двмя руками. За спинкой престола два архангела с мерилами и зерцалами. В верхней части иконы, в сегменте неба с облаками, изображена сцена Коронования Богоматери Пресвятой Троицей - Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом в виде голубя. Богоматери с Младенцем предстоят в молитве святые Киево-Печерского монастыря, возглавляемые его основателями печерскими преподобными Антонием, в одеждах схимника и Феодосием, в священническом облачении. Оба предстоят с развернутыми свитками. На свитке прп. Антония молитва с точным указанием строительства первого каменного храма монастыря во имя Успения Богоматери. На свитке прп. Феодосия слова его предсмертной беседы с монастырской братией. За прп. Антонием и Феодосием предстоят Богоматери киево-печерские святые группами по семь рядов в каждой. За прп. Антонием справа на лево и снизу вверх: 1. Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); 2. Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); 3. Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); 4. Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); 5. Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); 6. Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); 7. Кукша, свящмч. (+1114), Лаврентий, затворник (13-14 вв.), Афанасий, затворник (13 в.), Никола, святоша (+1143); За прп. Феодосием слева направо и сверху вниз: 1. Нифонт, еп. Новгородский (+1156), Симон, еп. Владимирский и Суздальский (+1226); 2. Никон, игумен Печерский (+1088), Поликарп, архим. Печерский (+1182); 3.Никодим (?), Алимпий, иконописец (+1114), Агапит, врач (11 в.); 4. Григорий, чуд. (+1093), Моисей Угрин (+1043); 5. Феодор и Василий, прпмч. (+1098), Пимен, многоболезный (+1110); 6. Евстратий, постник и мч. (+1097), Никон Сухой (12в.); 7. Еразм (+1190), Нестор, летописец (+1114). В двух нижних рядах предстоят святые, ставшие в дальнейшем епископами и игуменами, а в верхних - святые монахи.

http://pravicon.com/info-767

ЛУКА (XII-XIII вв.?), эконом, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря) НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/128885.html

МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?) - 1864), иеросхим., прп. Глинский (пам. 21 февр. и в Соборе Глинских святых) МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

Житие и время кончины не известно. Мощи в Антониевой пещере, в затворе. Память общая с другими преподобными той же пещеры (Сергий, II, 254). 75. Преподобный отец Сергий постник Вероятно тот же, который обозначен в других списках под названием «послушливого». Жил в XIII веке. Житие не известно. Память 7 октября. Мощи в Антониевой пещере (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 25). 76. Преподобный отец Савва чудотворец Житие не известно. Ум. по всей вероятности в начале XIII века. Мощи в Антониевой пещере. Память 24 апреля (Сергий, II, 106). 77. Преподобные отцы Нектарий и Елладий Старец Нектарий, по свидетельству Кальнофойского, отличался постоянным послушанием. Память его 29 ноября. Преподобный Нектарий упоминается в каноне Печерским подвижникам. Оба в Антониевой пещере. Время их жизни не известно (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 303). 78. Преподобные отцы Иоанн и Феофил братья Родные братья, соединенные сердечною любовию от юности, просили преп. Марка гробокопателя приготовить им одну общую могилу. Иоанн умер прежде и по смерти его последовало чудо, описанное в житии блаженного Марка (см. выше, 70). Мощи их в пещере Антониевой. Память декабря 29. 79. Преподобный отцы Сергий и Еразм О первом из них ничего не известно. Сказание о преподобном Эразме, истратившем все имение свое на св. иконы Великой Печерской церкви, помещено в послании св. Симона к Поликарпу (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 51). Мощи в Антониевой пещере. Память 24 февраля. Время кончины около 1160 года (Филарет, Р. Св., февраль, стр. 138). 80. Преподобные Онисим и Матфей О преподобном Матфее ничего не известно, если только он не тот же Матфей прозорливый, о котором писано выше (см. 57). Мощи Онисима затворника в Антониевой пещере. Память 21 сентября. 81. Преподобный Илия Муромец богатырь Мнение, что преподобный Илия, Муромский уроженец, по прозванию Чоботок, есть одно лицо с известным богатырем Ильею Муромцем, ничем не доказано. Кальнофойский говорит, что преподобный Илия жил за 450 лет до его времени, следовательно ум. около 1188 года, а богатырь был современником равноапостольного князя Владимира. В статье: «в каком веке жил Илья Муромец?» М.А.Максимович, между прочим, пишет: «на родине Ильи Муромца, в с. Карачарове, которое в нынешнем столетии принадлежало еще графу Разумовскому, а потом досталось графу А.С.Уварову, есть крестьяне Ильюшины, присвояемые в потомство славного богатыря. С такою же вероятностию может быть приписан ему в родню и дворянский род Чоботков, еще на моей памяти процветавший в Киеве» (Максимович, 1, 125, 128). Мощи почивают в Антониевой пещере. Память 19 декабря. Замечтально перстосложение правой руки мощей: три первые перста вместе протянуты, а два последние пригнуты к ладони» (Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 396). 82. Преподобный Исаакий затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

А здесь, здесь все еще дышит простотою времен Феодосия. Посмотри, это собственные стены его келлии; нельзя было изменить их, они ископаны им в земле! Это его, его ложе; на этом помосте он молился, здесь он плакал, и этот праг точно истерт ногами Святых. Скажи ему: что же медлит посетить нас? Здесь утолилась бы его благочестивая жажда! Здесь вместе со сладкою памятью уже усопших во Христе преподобных обретет он и искреннюю любовь еще живой своей собратии». Глубоко тронутый, молча следовал я за Владыкою, из келлии преподобного Феодосия вдоль тесного перехода, идущего кругом его церкви. Несколько праздных углублений, изготовленных для Святых мощей, видны были по сторонам в стенах пещерных. «Места есть еще, но по грехам нашим ныне уже некем их исполнить, – сказал со вздохом Владыка, проходя мимо. – И этот отрок нас обличает!» Он указал на мощи Геронтия, другого канонарха Печерского. Захария Постник, схимник Силуан, Агафон Чудотворец и Игнатий архимандрит Печерский почивают еще в том же переходе, на конце коего достигли мы бывшего гроба Преподобного Феодосия против входа в церковь Рождества Христова. Гроб сей устроен в углублении, совершенно по образцу Антониева; лик Преподобного изображен на доске, и богатое паникадило освещает по сторонам три иконы: Богоматери и Святых основателей лавры, в серебряных ризах. В темноте подземелья, в полусвете лампады невольно вспомнил я над гробом Преподобного живой и пространный рассказ Нестора Летописца об открытии Святых мощей Феодосия спустя восемнадцать лет после его блаженной кончины. «Истинно и верно расскажу вам, – говорит Нестор, – ибо не от других о том слышал, но сам был начальник делу сему. Пришел ко мне игумен (Иоанн) и сказал: «Пойдем, чадо, к преподобному Феодосию», и мы пришли в пещеру тайно от всех. Рассмотрев же место, назнаменовали, где раскопать, и удалились. Тогда игумен сказал мне: «Возьми с собою кого хочешь, чтобы помог тебе, но кроме тех никому не говори, чтобы никто из братии не узнал, доколе не вынесем Святые мощи из пещеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Антоний Сийский был сыном богатых и благочестивых земледельцев Новгородской области. Учась грамоте, он учился иконописанию. По смерти родителей служил у одного боярина, по совету которого женился. Через год жена его умерла, и он покинул мир и отправился в Пахомиеву пустынь, в каргопольских пределах. На пути явился ему некий старец во время сна и, вручив крест, сказал: «Возьми крест свой и подвизайся!» Св. Антоний постригся, будучи 30-ти лет. С усердием проходя все послушания, он прежде всех являлся в храм на молитву и постоянно имел в сердце память о смерти и суде. Но любя уединение, св. Антоний с двумя из братий удалился из монастыря искать пустынное место. Зверолов указал им на Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекой Сией. здесь поставили они часовню и келлию. По времени число учеников у св. Антония умножилось, построен был храм и основан монастырь. Местный образ для храма был написан им самим. Антоний скончался восьмидесятилетним старцем в 1556 г. Мощи его почивают в соборном храм обители под спудом. Преподобный Нил Столобенский. Читать о нем под 27 мая. Преподобный Павел большую часть своей подвижнической жизни провел в странствовании по св. местам; любил предаваться уединенной молитве на горах и в пустынных местах. На горе, близ Константинополя, он и скончался. О преподобном Иоанне постнике , подвизавшемся в лавре св. Саввы, читай под 30 марта. Преподобный Иоанн Постник Печерский подвизался в XIII веке. Мощи его – в Антониевой пещере. Мученик Афинодор пострадал во время Диоклетианова гонения на христиан. Его мучили всячески, но он с такой твердостью переносил мучения, как бы совершенно не чувствовал их, и многие, видя такое чудо, уверовали во Христа. Правитель приказал обезглавить святого; но лишь поднял меч над его головой палач, как сам упал замертво, а св. мученик, помолившись, скончался. О Селигерской иконе Божией Матери читать под 27 мая. 8-е число Преподобный Патапий происходил из Фив, в Египте. Там в пустыне он и подвизался. Избегая славы, удалился в Константинополь и поселился близ Влахернской церкви. Здесь св. подвижник получил дар чудотворения, – исцелял больных и изгонял бесов. Скончался в глубокой старости. Жил в VII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010