Преподобный Иоанн Дамаскин

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Преподобный Иоанн Дамаскин / Патриархия.ruИскать в Источникеpatriarchia.ru
... Иоанн Дамаскин Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя. В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром ( 717-741 ) . Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата " Против порицающих святые иконы " . Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал ... далее ...
Византийские представления об исламeИскать в Источникеpravmir.ru
... из многочисленных шуток в дурном вкусе по поводу мусульманского представления о рае. Как недавно продемонстрировал проф. Р. Дж. Х. Дженкинс, настоящий автор памфлета — некий Лев Хиросфакт 58, которого Арефа высмеивает в диалоге, озаглавленном Coiros­fЈkthj А MisogТhj 59. Для нас интерес к этому документу обусловлен тем обстоятельством, что византийская анти-исламская полемика могла одновременно вестись на очень разных уровнях и что дипломати­ческая вежливость и интеллектуальное понимание на уровне правителей не препятствовали клевете и окарикатуриванию на ином уровне. 4. В начале VIII в. преп. Иоанн Дамаскин с ужасом описывает ересь, появившуюся “во времена Ираклия”: “обманчивое заблуждение исмаильтян 60, предвестие Антихриста. ” Шесть веков спустя Иоанн Кантакузин в почти таких же словах говорит о той же катастрофе, “которая случилась во время правления Ираклия”. Между двумя религиями была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире, так ... далее ...
Слово об усопших в вере, о том, какую пользу ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни Преподобный Иоанн Дамаскин Древний враг, который уязвляется братолюбием, раздирается верою, умерщвляется упованием, поражается милосердием, внушил некоторым странную и богопротивную мысль, будто все богоугодные дела, совершаемые по смерти, не приносят никакой пользы для умерших. «В Писании, говорят, сказано: приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2 Кор. 5, 10 ) . Во аде кто исповестся Тебе ( Псал. 6, 5 ) ». А мы скажем таким мудрецам: испытайте и уразумейте, что ужасны угрозы Владыки всяческих, но неизглаголанно и человеколюбие Божие; страшны осуждения, но и бесконечно море щедрот Господних. Смотрите: Священное Писание говорит, что Иуда Маккавей за грех каждого из павших в сражении принес очистительную жертву Господу, готовому к помилованию, и тем явил великое благочестие и братолюбие свое ( 2 Макк. 12, 43-45 ) , почему и Священное Писание прославляет Иуду Маккавея, как за прочие деяния его, так наипаче за это. А таинники и самовидцы Слова не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих ... далее ...
Преподобный Максим Исповедник о единовременности ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... право мыслить человеческую природу. Такое изначальное единство людского естества возникло еще при создании Богом первого человека – Адама. Для святоотеческой мысли подобную одновременность творения Богом человеческих души и тела было очень важно доказать в том числе и в рамках полемики с оригенизмом, постулировавшим идею предсуществования душ. Как пишет святой император Юстиниан в Послании к Мине, «Бог вместе и образовал тело, и сотворил душу, создав таким образом полного человека; ибо ни тело без души, ни душа без тела не составляют человека» [5]. Исходя из такой богословской позиции, и преподобный Иоанн Дамаскин также решительно настаивает: «Тело и душа сотворены совместно, а не так, как пустословил Ориген, что одно сначала, а другое потом» [6]. Эту идею об одновременности сотворения Богом тела и души Адама более подробно развивает в своем трактате «О душе» ученик преподобного Симеона Нового Богослова преподобный Никита Стифат. По его мысли, Бог «творит человека необыкновенным образом как границу между умопостигаемыми существами и чувственными, одновременно тело и одновременно душу, ни одну из этих природ не утвердив раньше другой, когда одно было бы старейшим или ... далее ...
Преподобный Иоанн Дамаскин : Православный ...Искать в Источникеmospat.ru
... ru Месяцеслов Библия. Ветхий Завет Библия. Новый Завет Посты и праздники в 2014 году Пасхалия 2010-2030 Преподобный Иоанн Дамаскин Вторник, 4 декабря (ст. ст.) 17 декабря 2018 (нов. ст.) Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя. В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741) . Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни ... далее ...
«Леонид бо мученик веры ради за Христа ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... — пастушеская свирель сладчайшая; Мануил ритор — восклицающий кимвал; И Фекла — сладчайшее эхо» [5]. Церковные жанры являются разновидностями гимнов. Еще в древние времена песнопения, посвящаемые богам, именовались гимнами. Самый ранний автор византийской гимнографии прп. Роман Сладкопевец о своих акростихах писал: «Гимн смиренного Романа» [6]. Церковный историк И. А. Гарднер, впоследствии епископ Филипп, делит церковные жанры на шесть групп [7]. 1. К первой части можно отнести песнопения догматического характера, так называемые догматики. Известным автором таких текстов является преп. Иоанн Дамаскин. 2. Ко второй части принадлежат песнопения повествовательно-исторического характера, где говорится о событии двунадесятого праздника либо о житии празднуемого святого. Сюда можно отнести стихиру на стиховне в службе на Богоявление: Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося Безгрешный, да очистит мир от лести вражия, и крещается от раба Владыка всяческих, и очищение водою роду человеческому дарует. Тому возопием: явлейся Боже наш, слава Тебе. 3. К третьей группе относятся нравственно-дидактические песнопения, через которые гимнограф хочет ... далее ...
преподобный Иоанн ДамаскинИскать в Источникеazbyka.ru
... он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей. О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение. Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном) , из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт) . Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему ... далее ...
Протоиерей Валентин Асмус: «Евхаристия» / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... дан двумя указанными греческими словами точнейший эквивалент позднейшего metousiosis) ; «прелагая медь в золото» (Эней Газск. PG 85. 984) . Параллельно употребляемые термины эквивалентны metabole и metaballo. Poieo выражает в первую очередь христианское понятие творения, вплоть до творения «из не сущих» ( 2 Мак. 7, 28 ) . К этому слову примыкает metapoieo — претворять. Иисус претворил (metepoiesen) воду в вино (Ориген PG 14. 517 D) . «Причастимся тельца упитанного, приобщимся Агнца пасхального, наполнимся нового винограда рождения, вкушая Плоть Божию из хлеба и Кровь Божию из вина истинно призыванием и неизреченно претворяемую (metapoioumenon) » (преп. Иоанн Дамаскин.) Слово на Великую Субботу PG 96. 637 C (. В этом фрагменте ясно сказано, что Тело и Кровь претворяются из хлеба и вина, которые таким образом перестают быть хлебом и вином.) Metastoicheiosos — изменение стихий, т. е. элементов: превращение земли в воду, змеи в посох и т. п. Буквальное значение этого слова — та самая «атомистическая химия», которая вызывала благородное негодование Хомякова. Перейдем и к пререкаемому термину metousiosis. Мы готовы признать его аристотелианское происхождение. Но это не ... далее ...
Святой Иоанн Дамаскин - житие: размышления ...Искать в Источникеpravmir.ru
... св. Иоанна Дамаскина (ок. 675–753) , крупнейшего богослова и гимнографа, разве не укрепило бы сердца мальчиков, жаждущих героического, и девочек, устремленных к красоте? По церковному преданию, ему, важному лицу в государстве, по подложному письму, якобы свидетельствовавшему о его измене халифу, всенародно отрубили правую руку, повесив ее на базаре. По горячей молитве к Богородице рука, отданная ему халифом, приросла. Святой воспел восторженный благодарственный гимн «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», впоследствии включенный в литургию св. Василия Великого. Изображение руки святой постоянно держал у иконы Богородицы (отсюда берет начало известный иконный образ Богородицы — «Троеручица») . Великой любовью окружено имя Иоанна в русском светском искусстве. «Восторженный канон Дамаскина У всенощной сегодня пели, И умилением душа была полна, И чудные слова мне душу разогрели» (А. Н. Апухтин, «Год в монастыре. Отрывки из дневника», 1883) . «Простым рожден я быть певцом, Глаголом вольным Бога славить! » — восклицает святой во вдохновенной поэме А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин», послужившей основой пленительно-прекрасной одноименной кантаты Танеева — ее должны знать ... далее ...
Протоиерей Валентин Асмус: «Евхаристия» / Статьи ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... позднейшего metousiosis) ; «прелагая медь в золото» (Эней Газск. PG 85. 984) . Параллельно употребляемые термины эквивалентны metabole и metaballo. Poieo выражает в первую очередь христианское понятие творения, вплоть до творения «из не сущих» ( 2 Мак. 7, 28 ) . К этому слову примыкает metapoieo — претворять. Иисус претворил (metepoiesen) воду в вино (Ориген PG 14. 517 D) . «Причастимся тельца упитанного, приобщимся Агнца пасхального, наполнимся нового винограда рождения, вкушая Плоть Божию из хлеба и Кровь Божию из вина истинно призыванием и неизреченно претворяемую (metapoioumenon) » (преп. Иоанн Дамаскин.) Слово на Великую Субботу PG 96. 637 C (. В этом фрагменте ясно сказано, что Тело и Кровь претворяются из хлеба и вина, которые таким образом перестают быть хлебом и вином.) Metastoicheiosos — изменение стихий, т. е. элементов: превращение земли в воду, змеи в посох и т. п. Буквальное значение этого слова — та самая «атомистическая химия», которая вызывала благородное негодование Хомякова. Перейдем и к пререкаемому термину metousiosis. Мы готовы признать его аристотелианское происхождение. Но это не имеет никакого отношения к пресловутому «западному пленению», не ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Иоанн Дамаскин
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера