На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на иконе близкой иконографии «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. в клобуке помещено в одном из цветков «древа» в правой части композиции. На Печерской иконе Божией Матери со святыми из Киево-Печерского патерика 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Е. показан в правой части 1-м в верхнем ряду в молении образу Коронования Пресв. Богородицы в облачном сегменте, у него небольшая округлая борода с проседью, волосы короткие, вьющиеся, лоб с залысинами, клобук на плечах, в надписи назван: «прп(д) Геразмъ». На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» Е. изображен в левой группе преподобных Ближних пещер, за спиной прп. Антония. Оплечный или оглавный образ Е. в клобуке, с седой бородой средней величины помещен, как правило, вполоборота к центру в одном из верхних или в самом верхнем ряду (часто 3-м слева), напр. на раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ), на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и на аналогичной хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой, находящийся в верхнем ряду 3-м слева, ошибочно назван Герасимом. Е. представлен в правой группе Киево-Печерских чудотворцев на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. - в 8-м ряду 2-м слева, на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) - в 3-м ряду крайним справа. В иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной под рук. свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) ,- иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) - образ Е. включен в группу чудотворцев Ближних пещер в нижней части композиции.

http://pravenc.ru/text/190115.html

   Общим украшением и вместе святынею церквей служили иконы и другие священные изображения, которыми нередко расписывались все стены храма. Так, расписаны были церковь киево-печерская греческими художниками, пришедшими из Царяграда и здесь, в святой обители, скончавшимися в сане иноческом, церковь святых мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде, созданная черниговским князем Олегом, новгородский Софийский собор со всеми притворами – иждивением святых епископов Никиты и потом Нифонта, церковь в монастыре святого Антония Римлянина. Греческие художники, украсившие своим искусством киево-печерскую церковь, досгопамятны в истории русского иконописания и потому, что они принесли с собою в Россию, как догадываются, греческие подлинники, или свитки, для руководства иконописцам, хранившиеся очень долго, и образовали первого, известного по имени, русского иконописца – преподобного Алипия. Святой Алипий помогал этим художникам в расписывании печерской церкви, потом безмездно писал иконы для своего игумена и всей братии, безмездно поновлял в киевских церквах обветшавшие иконы, о которых нарочито собирал сведения, иногда писал и по заказам. Особенно замечательны были семь великих икон, которые написал Алипий по заказу одного благочестивого киевлянина для устроенной им на Подоле деревянной церкви: замечательны как потому, что они написаны были весьма искусно (зело хитро), так и потому, что во время случившегося пожара церкви сохранились невредимыми, к изумлению очевидцев. Великий князь Владимир Мономах, пораженный чудом, отослал одну из этих икон, именно Пресвятой Богородицы, в ростовскую каменную церковь, им сооруженную, и там, по свидетельству очевидца, черноризца Поликарпа, икона осталась невредимою, когда церковь обвалилась, и потом, по перенесении в деревянную церковь, совершенно уцелела, когда церковь сгорела. Кроме преподобного Алипия были в Киеве и другие иконописцы, как видно из жития самого преподобного Алипия. Однажды некто киевлянин заказал ему наместный образ Успения Богоматери, прося приготовить его к празднику Успения. Когда же преподобный по болезни не успел исполнить заказа, киевлянин сказал ему: “Зачем ты не известил меня о твоей болезни? Я бы поручил написать икону другому иконописцу”. Иногда русские покупали себе иконы в Константинополе и привозили в отечество: преподобный Варлаам, первый игумен киево-печерский и потом димитриевский, скончавшийся на возвратном пути из Царяграда, завещал, “яже бе купил в Константине граде иконы и иное, еже на потребу”, передать блаженному Феодосию Печерскому. Тогда существовал уже обычай обделывать святые иконы в золотые и серебряные ризы: преподобный Еразм Киево-Печерский, который при поступлении своем в монастырь имел много богатства, употребил все это богатство на украшение Великой печерской церкви и многие иконы в ней оковал в серебро и золото.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– «В Мое имя – “Богородицына” будет она. Вот вам и икона: пусть будет она наместной», – и при этих словах Царица подала мастерам небольшой образ Успения Божией Матери, тот самый, который и теперь находится над Царскими вратами в Великой Лаврской церкви. Получив от Богоматери икону, а также частицы мощей некоторых святых для положения при основании церкви, а от преподобных Антония и Феодосия золото, мастера разошлись по своим домам. Видение окончилось. В глубоком изумлении, с мощами и иконой, храмоздатели отправились в Киев, куда и прибыли через десять дней. Тут они, по благословению преп. Антония и Феодосия, начали постройку величественной Киево-Печерской соборной церкви на месте, указанном преподобным отцам свыше, которую через три года и окончили 24 . II. В житии преп. Евфросинии повествуется (память ее 23 мая): однажды преподобная, видя, что день ото дня умножаются сестры в ее обители, задумала создать более обширную каменную церковь , во имя Спаса. Началась постройка. Приставником при работах был благочестивый муж Иоанн. Он несколько раз во время отдыха до восхода солнца слышал голос: «Иоанн, встань и иди на созидание храма Вседержителю». Раз он спросил преподобную: «Ты ли, святая мать, присылаешь понуждать меня к работе?» Преподобная, разумея, что голос этот свыше, сказала: «Если и не я понуждаю тебя, но ты делай, что тебе велят, ибо это дело Божие». Потом, спустя некоторое время, случилось, что на окончание церкви не хватило кирпичей. Преподобная усердно молилась Господу о помощи и утром оказалась полная печь жженных кирпичей, уже остывших и очень крепких. Все с удивлением прославили Господа за Его дивную помощь 25 . III. А вот как Бог награждает благотворителей святых храмов. Преп. Еразм Печерский (память его 24 февраля), обладая большим богатством, так возлюбил благолепие храма Божия, что все, что имел, истратил на украшение Печерской церкви. Когда же он обнищал, с ним случилось искушение: им стали пренебрегать, а дух злобы начал внушать ему такие мысли: нет тебе пользы от того, что ты истратил все свое имение на церковь ; лучше было бы, если бы ты употребил его на нищих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1214 Иеремия Прозорливый, принял крещение ещё при кн. Владимире в 988 году вместе с народом киевским, пострижен при жизни преп. Антония и преп. Феодосия, а когда преставился, неизвестно. Служба вместе с Дамианом – 5 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1215 Исаия Чудотворец. Общая служба – 15 мая. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1216 Прохор Чудотворец, за пропитание своё хлебом только из травы лебеды прозванный Лебедником, пострижен игуменом Иоанном, преставился 10 февраля 1103 года. Служба с октоихом – на день преставления. Похоронен в Ближней пещере. 1218 Григорий Иконописец. Общая служба – 8 августа. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1220 Арефа, постриженец Печерский, когда жил и умер, неизвестно. Общая служба – 24 февраля. Похоронен в Ближней пещере. 1221 Ефрем, евнух, постриженный при преп. Антонии: в 1089 году, по Славенскому Патерику, избран и посвящён во епископы Переяславские и там по преставлении погребён был в кафедральной церкви Арх. Михаила в 1105 году. Но когда перенесён в Антониеву пещеру, неизвестно. В плане пещеры у Кальнофойского мощи его просто названы Старца Ефрема Резанца (скопца). Служба с полиелеем – 28 января. 1222 Еразм, постриженец Печерский. когда жил и умер, неизвестно. Общая служба – 24 февраля. Похоронен в Ближней пещере. 1223 Преп. Никола Святоша, сын Черниговского князя Давида Святославича, а внук Святослава Ярославича, основавшего Великую Церковь Печерскую, постригся 17 февраля 1106 года и трудился сначала в поварне, потом в страже у Монастырских врат и наконец в Трапезе: преставился около 1136 года. Он много книг церковных дал вкладом монастырю, а имение своё роздал нищим. Служба с полиелеем – 14 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1228 (?) Преп. Сильвестр. Общая служба – 2 января. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1229 Пимин Постник. Прозрел смерть Кукши и того же дня преставился (жил до 1152 года). Служба с октоихом – 27 августа. Похоронен в Ближней пещере; или Пимин Постник, живший во времена игуменства Никона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 86-87, 186; Древнерус. патерики: Киево-Печерский Патерик, Волоколамский Патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 32-33. Лит.: СИСПРЦ. С. 96; Филарет (Гумилевский). РСв. Февр. С. 136-138; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195; Описание о российских святых. С. 25; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 199-201; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 55, 91, 92, 124, 125, 129; Жиленко I. В. Святиня: Icmopiя лаври XI-XVII ст. К., 2005. Е. В. Лопухина Иконография На ксилографии мастера Илии в 1-м издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) Е. представлен в рост на фоне холмистого пейзажа с Успенским собором Киево-Печерской лавры на заднем плане. Вверху на облаках изображена Пресв. Богородица с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими; Е. молитвенно простирает руки к Богоматери, обращенной к нему. Диавол, искушающий преподобного, стоит за его спиной. Внизу вырезаны вирши: «Еразмъ украшей црковь невозмоглъ оумрти: дондеже npiяmъ время душу оукрасити» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630-631). Рака с мощами прп. Еразма в Ближних Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Еразма в Ближних Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. На гравюре Леонтия Тарасевича , выполненной для издания Патерика 1702 г., Е. изображен сидящим в печали за столом. Перед ним - преподобные Антоний и Феодосий, к Е. обращается Богородица, представленная справа среди облаков. В левой части композиции изображен диавол, трогающий преподобного за плечо, вдали - Успенский собор. Композицию Тарасевича повторяет написанная на металле икона 40-х гг. XIX в. из собрания НКПИКЗ (работа иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры?). По-видимому, образ находился ранее над ракой с мощами Е. в Ближних пещерах. В наст. время возле раки помещена икона, написанная в нач. XXI в. Это погрудное изображение преподобного в мантии и клобуке, с молитвенно сложенными на груди руками с четками, вверху справа - Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием, слева за плечом святого - диавол.

http://pravenc.ru/text/190115.html

Дали ему выпить той воды, надели на него власяницу - и он вдруг стал здоров, и все прославили Бога и угодников Его. С тех пор Изяслав всегда брал и надевал на себя эту власяницу, когда заболевал - и тотчас выздоравливал. И во всякой битве имел он с собой эту власяницу, и оставался невредимым. Однажды же после греха не дерзнул надеть ее на себя и тогда был убит на брани, но сперва заповедал положить себя в ней, надеясь, что исцелеет хоть от вечных болезней и язв. И мы, надеясь на этого преподобного князя, которого знаем спасительную силу, да сподобимся исцелеть под кровом молитв его от всяких болезней и язв, временных и вечных, благодатью Князя смирения и, вместе с тем, Царя славы, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава с Богом Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.  Житие преподобного отца нашего Еразма " Венец мудрых - богатство их " , - говорят притчи (Притч. 14:24), но особенно тот венец, которым люди украшают невесту Царя небесного, - Церковь Христову; и через это сподобляются царствия Божия. К таким людям принадлежал преподобный отец наш Еразм, черноризец Печерский. Ради того получил он венец из рук Венчающего милостью и щедротами, что, имея большое богатство отцовского своего наследия и размыслив, что не хорошо иноку сохранять его, по любви своей к благолепию Дома Господня, истратил все, что имел, на украшение церкви, и оковал в церкви Печерской многие иконы серебром и золотом. Взирая на них, он украшал и свою душу, как церковь и образ Живого Бога, не серебром и золотом вещественным, но чистотой и любовью и всякими добродетелями иноческого звания, говоря о благолепии своем с пророком: " Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра " (Пс. 118:72). С этим преподобным случилось такое искушение. Когда он сильно обнищал и был в пренебрежении у всех, злохитрый прельститель диавол стал влагать ему в сердце мысль, что он не имеет никакой мзды за богатство свое, истраченное на украшение церкви, но лучше было бы истратить ему на милостыню нищим. Он же, не поняв искушения, впал в отчаяние и стал жить нерадиво и совершенно небрежно, бесчинно проводя свои дни. Но Бог щедрый и праведный, поминая прежние добродетели блаженного, спас его от погибели таким образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г.

http://pravenc.ru/rubrics/121756_4.html

Так, к типу мытарь относятся не только отверженные древнееврейским обществом сборщики податей, какими были до призвания их Христом евангелист Матфей (16 ноября) и иерихонский начальник над мытарями Закхей (20 апреля), но и любые стяжатели земных богатств, немилосердные к должникам. Наиболее известный великий грешник такого типа – Петр-мытарь (22 сентября), который до своего раскаяния сочетал в себе оба значения этого слова: мытарь по профессии, он был известен своей жадностью и жестокостью по отношению к нищим. Последнее обстоятельство и становится завязкой действия его остросюжетного патерикового Жития. Тип мытарь весьма редок, хотя изучение ранней русской агиографии обнаруживает среди иноков Киево-Печерского монастыря несколько раскаявшихся стяжателей; к ним могут быть отнесены преподобные Арефа (24 октября), Еразм (24 февраля), Феодор (11 августа), отчасти Вениамин (13 октября) Печерские. К типу блудница/блудник относятся не только представительницы древнейшей женской профессии, но и нарушители седьмой заповеди, распутники и прелюбодеи обоего пола: прелюбодейка Феодора Александрийская (11 сентября) или распутники Вонифатий и Нифонт (соответственно 19 и 21 декабря) 14 . Включен в этот ряд в качестве примера от противного и преподобный Виталий, избравший для своего юродского подвига маску блудника и одновременно посвятивший свою жизнь делу спасения душ падших женщин (22 апреля). Несколько раскаявшихся разбойников, вошедших в галерею «грешных святых», дали название одноименному типу. Среди них наиболее известны преподобные Давид Ермопольский (6 сентября), Варвар Луканский (6 мая) и Моисей Мурин (28 августа). Тип отступник включает в себя не только отрекавшихся от своей веры по малодушию или из корысти. (Вслед за апостолом Петром (29 июня) этот вариант пути «падения и восстания» прошли каждый в свое время св. Панхарий, погибший при императоре Максимиане (19 марта), приближенный языческого князя Иоанн Литовский, отуреченный грек Михаил Вурлиот (соответственно 14 и 16 апреля)). К этому же типу условно отнесены агиографические персонажи, временно попавшие под власть Сатаны: заключивший договор с дьяволом Феофил-эконом (23 июня) или по неопытности впавшие в грех гордыни печерские затворники Исаакий (14 февраля) и Никита, будущий новгородский епископ (31 января). К этому же типу нами отнесены «непослушные» пророки Иона (22 сентября) и Иоад (30 марта), св. Иоанникий Великий, временно поддавшийся ереси иконоборчества (4 ноября), а также нарушители монашеских обетов, например, св. Малх Сирийский, о котором еще будет сказано подробнее, и русский инок Серапион Спасо-Елеазерский (9 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Святое тело его положено было в стене природной пещеры монастыря печерского, а в 1690 г. перенесено в Успенскую церковь . 448 В 1581 году одному благочестивому старцу открыто было, как преподобный Корнилий сопутствовал небесной Царице вместе с преподобным Антонием на защиту Пскова, как умолял он Ее простить грехи людей и спасти виновный Псков. «Стоявщие по правую руку, говорит современная повесть, игумен Корнилий, Савва и блаженный Николай пали пред Нею со слезами и молились: преступники они; умоли Сына твоего и Бога нашего за людей, согрешивших». Потом и благоверные князья молили Ее пощадить город. И Псков спасен от Батория, не смотря на все усилия Батория. 449 23 ч. Память о преп. МИСЕ белозерском и преп. ПОЛИКАРП брянском По описанию святых белозерских, «преп. Моисей прозорливый инок, на посаде Белоозера в троицком монастыре», почил после преп. Кирилла белозерского (1427 г.) и прежде преп. Кирилла новоезерского (1532 г.). Поскольку же троицкий устьшехонский монастырь перенесен на посад белозерский ок. 1480 г. 450 , то подвиги преп. Моисея прозорливого надобно отнести к концу 15 века. Преп. Моисей чтится местно. 451 О преподобном Поликарпе брянском известно только то, что он был основателем брянского спасского монастыря, и что он после долгой подвижнической жизни скончался игуменом своей обители февраля 23. В описи монастырей 1662 г. читаем: «за спасским (брянским) монастырем и Поликарпа чудотворца 13 дворов». Поэтому известно, пр. Поликарп скончался прежде 1662 г. и в этом году уже известен был по чудесам. Мощи его почивают под спудом в брянском спасском храме, с 1764 года, по упразднении монастыря, приходском. 452 24 ч. преп. ЕРАЗМ печерский Блаженный Симон епископ владимирский в наставление другу своему Поликарпу, между прочим, писал: «Был в печерском монастыре черноризец Эразм. Он стяжал наследие славы в небесном царстве и за то, что все, что имел, употребил на украшение печерской церкви, оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение: когда обнищал он, то им стали пренебрегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010