Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 нояб.), происходит из афонского Свято-Андреевского скита; прославилась многочисленными чудесами. Икона (не сохр.) представляла собой створчатый складень размером 40 ´ 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак. Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы» (Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»//Наставления и утешения св. веры христианской. 1898. 12. С. 1108). Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» По преданию, икона принадлежала свт. Афанасию III Пателларию , патриарху К-польскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском мон-ре. В день открытия Андреевского скита (22 окт. 1849) митр. Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В авг. 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в С.-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В нояб. он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игум. Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

http://pravenc.ru/text/155570.html

Сохранились иконы, некогда принадлежавшие к числу личных моленных образов насельников мон-ря. Такова икона вмч. Димитрия Солунского (ок. сер. XVII в.), на нижнем поле к-рой имеется подпись, удостоверяющая, что эта икона - «моление раба Божия монаха Анфима». Святой изображен сидящим на троне, в полном вооружении: с луком за спиной, с копьем в правой руке, с мечом, зажатым под левой рукой и обращенным рукоятью вниз. На голове великомученика венец-стемма; по сторонам украшенного рельефным рисунком нимба - 2 медальона, на их красном фоне золотыми буквами воспроизведено имя святого, что напоминает принципы оформления драгоценной церковной утвари. Древний тип иконографии - святой, сидящий на престоле (известен по рус. иконе нач. XIII в. из Дмитрова, ГТГ), с венцом на голове, подобно правителю,- соответствует деталям убранства трона, имитирующего мрамор, и узор одежд. Жесты святого иные, чем на древнейшей рус. иконе, представляющей вмч. Димитрия как патрона рус. княжеского дома: тем, что меч вмч. Димитрия находится в ножнах, подчеркивается мирный характер св. воина. Испещренная мелкими узорами красная сорочка святого должна была напоминать об одной из реликвий Фессалоники - сорочке святого, впитавшей его кровь и еще с визант. времени являвшейся предметом поклонения для греков и русских. В нач. XX в. Н. П. Кондаков видел в древней ц. вмч. Евстафия Плакиды, расположенной в «пустыни св. Афанасия» недалеко от И. м., 2 иконы XVII в. замечательной сохранности: икону Божией Матери Одигитрии с полуфигурами ангелов в среднике и с клеймами акафиста на полях и икону с поясными изображениями Христа Пантократора, Богоматери и св. Иоанна Предтечи в среднике в окружении сцен двунадесятых праздников на полях. Исследователь относил обе иконы к «молдо-влахийскому периоду греческой иконописи XVI-XVII вв.», отмечал сохранение древних иконографических деталей в композициях праздников, связанных с византийской традицией, напр. олицетворение Иордана в сцене «Богоявление». К искусству Нового времени относятся неск. икон, связанных с принадлежащим И. м. скитом св. Иоанна Предтечи и образами новомучеников. Это икона преподобномучеников Акакия, Игнатия и Евфимия со сценами из жизни на полях работы мон. Досифея из г. Печ в Сербии (ок. 1818). В среднике иконы находятся 3 фигуры молодых святых. Акакий держит в руках икону Воскресения Христова и финиковую ветвь, Игнатий - икону Христа и мученический крест, Евфимий изображен с пальмовой ветвью в правой руке и с крестом в левой; голубой живописный фон имитирует небеса и пейзаж. Сцены верхнего и нижнего полей заключены в рамки, напоминающие барочную золоченую резьбу с картушами витиеватых форм. Еще одна икона, написанная темперой, посвящена нмч. Константину с о-ва Идра. Она создана мон. Анфимом в 1837 г. Святой в образе молодого монаха с крестом в руках представлен на фоне о-ва Родос, где он пострадал в 1800 г.

http://pravenc.ru/text/293365.html

На правом верхнем клейме изображена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем. Справа и слева от трона — Архангелы Михаил и Гавриил. Вновь обратимся к Великому канону: «Судие мой и Ведче мой, хотяй паки приити со ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякаго естества человеча согрешивша» (песнь 9-я). Милостивным оком взирает на приносящих покаяние Младенец Иисус; милость и во взоре Его Пречистой Матери, пред образом Которой приносят покаянный плач кающиеся: «Радость яко родившая, плач мне подаждь, имже Божественное утешение, Владычице, в будущем дни обрести возмогу» (Богородичен трипеснца в четверг 5-й седмицы Великого поста). Изображение Богоматери с предстоящими архангелами соотносится с субботой Акафиста — Похвалой Пресвятой Богородицы на 5-й седмице Великого поста. На двух нижних клеймах — соборы святых угодников Божиих, ходатаев наших о спасении. В левом клейме размещены апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай Угодник и другие. В лике святителей можно различить и двух митрополитов Русской Церкви, вероятно, это святители Петр и Исаия (или Леонтий) Ростовский. В лике пророков — Моисей, Самуил, Давид псалмопевец с премудрым Соломоном, Даниил с тремя отроками: Ананией, Азарией и Мисаилом. На втором нижнем клейме изображены лики мучеников и преподобных. Здесь можно различить первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Среди жен-мучениц — Фекла, Екатерина, Параскева. В лике преподобных изображены Евфимий Великий, Савва Освященный, Антоний, Онуфрий, а также преподобная Мария Египетская и иные. Видимо, иконография изображенного здесь собора святых восходит к известному тропарю, звучащему на утрени в субботу 2-й седмицы Великого поста: «Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивши и веру соблюдшии, дерзновение имущии ко Спасу, о нас Того яко блага молите спастися, молимся, душам нашим». Сходно и содержание тропарей четверопеснца того же дня: «Святии множайшими муками, многия врагов тьмы низложити сподобишася, Спасе, и многих благ Твоих улучиша; молитвами их яко благ, многая моя очисти прегрешения». Во втором тропаре речь идет уже не только об общем ходатайстве о спасении, но и о самом посте: «Воспоим Христовы страстотерпцы, и возопим к ним единомудренно; Владычним подобницы страстем, душ наших страсти исцелите, поститися же от злаго обычая нас укрепите».

http://pravoslavie.ru/52006.html

Вероятно, Иоаким сам присутствовал на Соборах, бывших по книжному исправлению, находясь тогда в пресвитерском сане. Из числа весьма многих, в особенности упоминаются у него следующие книги: 1) Греческая Триодь Постная и Цветная, писанная в 6852 (1344) году; она принесена в соборную Московскую церковь Фотием Митрополитом Московским и всея России: ее освидетельствовал и подписал своею рукою Максим Грек ; 2) Старинный Греческий письменный Служебник; 3) Русский Служебник св. Евфимия Новгородского Чудотворца, за 344 года пред тем писанный; 4) Служебник Преподобного Иосифа Волоколамского; 5) Книга св. Григория Богослова , писанная в Новгороде на хартии при св. Иоанне Архиепископе Новгородском за 500 лет ранее; 6) Древний харатейный Часослов, в Успенском Соборе дотоле находившийся; 7) Письменная Четь-Минея Макария Митрополита, председателя Собора Стоглавного; 8) Письменная древняя книга св. Кирилла Иерусалимского ; 9) Старописьменные Преподобного Никона Черногорца правила, находившиеся в Чудове Монастыре; 10) Книга монаха Зиновия, ученика Пр. Максима Грека ; 11) Книги св. Григория Архиепископа Солунского о Вере, бывшая келейная Макария Митрополита, председателя Стоглава; 12) Псалтирь с возследованием, келейная Преподобного Зосимы Соловецкого, по коей отправлял он келейное свое правило; 13) Часослов Успенского Собора, писанный при Фотии Митрополите; 14 и 15) Два Требника, из которых один писан в Афонской горе в древние времена, другой – в России писан в 6989 (1481 г.); 16) Книга Пр. Иоанна Дамаскина , древняя, харатейная Болгарского перевода; 17) Древний харатейный Устав, положенный Чудотворцем Евфимием Архиепископом Новгородским в Хутынь Монастырь 6949 (1441 г.); 18) Харатейный Требник Греческого Царя Иоанна Кантакузина , писанный 6856 (1348 г.); 19 и 20) Требник и Устав, принесенные с горы Афонской; 21) Служебник, по которому служили Преподобные Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Чудотворец Сергий Радонежский, святые Архиепископы Новгородские Иоанн, Евфимий, Серапион, Киприян, Митрополит Московский, Иов, первый Патриарх Московский и пр.; 22) Номоканоны Преподобных Антония и Феодосия Печерских ; 23) Требник Всероссийского Митрополита Макария, председателя Стоглава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

икону Её, прославляются в самых глухих и отдаленных местах России. Ныне св. икона находится в Петербурге в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, при подворье Старо Афонского Андреевского скита, на песках. В обители же Андреевской на Афонской Горе, в соборном храме во имя сей св. Иконы, стоит точная копия с Неё. Сия святая икона представляет из себя створчатый складень (по образцу древнехристианских диптихов, или поминаний). Мера иконы 9 вершков вышины, ширины 7 вершков; икона Богоматери составляет главную часть складня, на дверках же изображены св. Великомученики: Георгий и Димитрий Солунский на конях, святители: Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский чудотворцы; на самой иконе внизу изображены св. Антоний Великий , Евфимий Великий, Савва Освященный и преподобный Онуфрий, и по сторонам Божией Матери: св. Иоанн Предтеча и св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. В этой иконе хранятся части Св. мощей: первом ученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита , преподобного мученика Михаила, из числа избиенных в обители св. Саввы Освященного, новых преподобном учеников: Игнатия, Евфимия и Акакия Афонских 61 . Пошиб византийского письма и все иконографические черты указывают на многовековую древность этой иконы. По усердию боголюбивых жертвователей, св. икона украшена нееколькими ризами, из коих одна золотая с драгоценными камнями. Празднование в честь сей чудотворной иконы совершается 19 ноября. XXX. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Тихвинская, находящейся в Русском Ильинском ските Икона Тихвинской Божией Матери, находящаяся в скиту, есть точный снимок с подлинной иконы и пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным. Икона эта помещена на горнем месте в алтаре соборного храма скита. О знамении, явленном от сей св. иконы Богоматери, мы получили, за печатью скита и за подписом, старшей скитской братии, следующую современную запись, которую и помещаем здесь дословно 62 : «1877 года февраля 17 дня, в четверток на второй неделе св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Исихастская школа преподобного Феодосия Тырновского (версия для печати)/Православие.Ru Исихастская школа преподобного Феодосия Тырновского Православие.Ru , 16 сентября 2010 г. Игумен Петр (Пиголь) Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. / Книжная Тырновская школа, основанная преподобным Феодосием Тырновским, всегда привлекала внимание ученых как культурно-исторический феномен. Они отмечали многосторонность ее деятельности, разнообразие научно-культурных ее аспектов при единстве духовного направления. Это и книгописание, и новые переводы книг, и православное просвещение через создание религиозных училищ. Важнейшее направление деятельности – введение так называемой «архаизирующей» реформы церковнославянской письменности, по сути являвшейся средством сохранения духовной и языковой чистоты. Реформа противостояла духовному оскудению, обмирщению культуры и ориентировала научно-литературную мысль исключительно на святоотеческие образцы. Поражает обилие духовно-культурных плодов, которые принесла Тырновская школа за сравнительно короткий период своего существования. Они заключаются, прежде всего, в формировании таких гениальных личностей, какими были патриарх Евфимий Тырновский, святитель Киприан Московский и другие знаменитые воспитанники школы. Они не только усовершенствовали в ней свое научное образование, но и в полную меру раскрыли дарования духовные, полученные ими от своего наставника преподобного Феодосия, и достигли святости. Главным же плодом деятельности Тырновской школы было сохранение в чистоте и неприкосновенности православного вероучения и обрядов церковных. Известно, что плоды и результаты деятельности не появляются без соответствующей подготовки и воспитания самих деятелей. Воспитание и передача духовных знаний от опытных старцев-наставников своим ученикам велась во всех духовных исихастских центрах, возникших под руководством и влиянием преподобного Григория Синаита. По их образцу и в соответствии с исихастскими принципами дело образования было поставлено и в школе преподобного Феодосия Тырновского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В скорбях и печалях Утешение – в Андреевском скиту Сия чудотворная икона была келейною собственностью основателя общежительного Новорусского Андреевского скита, первого игумена Виссариона, и поднесена им в дар и благословение братству сего скита при открытии оного в 1849 году 11 октября. Мера иконы 91/4 вершков вышины, 7 вершков ширины; она составляет собою створчатые складни, на дверках которых изображены: св. великомученики Георгий и Димитрий Солунский на конях; святители Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский, чудотворцы. На самой иконе внизу изображены св. Антоний Великий , Евфимий Великий, Савва Освященный и преподобный Онуфрий, а по сторонам Божией Матери – св. Иоанн Предтеча и св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. В этой иконе хранятся частицы св. мощей: первомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита , преподобномученика Михаила; из числа избиенных в обители св. Саввы Освященного – новых преподобномучеников Игнатия, Евфимия и Акакия Афонских. Замечательное византийское письмо и все иконографические черты указывают на многовековую древность этой иконы. Икона Божией Матери В скорбях и печалях утешение неоднократно находилась в России и прославилась многочисленными чудотворениями и благодатными исцелениями страждущих душевными и телесными болезнями. По усердию благочестивых жертвователей св. икона украшена несколькими ризами, из коих одна золотая, с драгоценными камнями. Празднование в честь сей чудотворной иконы совершается 19 ноября. 20.11. Олонецкая Об этой иконе в Агиологии востока архим. Сергия сказано, что «20 ноября празднуется Олонецкия Божией Матери», и более нет никаких сведений. 20.11. Соболевская В рукописных святцах Кайдалова Соболевская икона названа чудотворною, и других о ней сведений не имеется. 21.11. Введение во храм пресвятой Богородицы – в Серпухове 130 Чудотворная икона Введения во храм Богородицы находится в Серпуховском Владычном женском монастыре, в каменной церкви, освященной в 1360 году митрополитом Московским Алексием, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По повелению святителя Алексия в 1377 году написана была икона Введения во храм в том виде чудесного явления, которого удостоился ученик его, строитель монастыря прп. Варлаам. Икона сия благоговейно почитается чудотворною в продолжение более 500 лет и доныне не иссякает от нее источник благодатных исцелений и чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Феоктиста, сестра известного Платона, игумена монастыря Символов (Συμβλων) на Олимпе (в Вифинии), происходила из знатного и довольно состоятельного рода. Во время чумы 741 г., с особенной силой свирепствовавшей в Константинополе, родители её умерли, и она, вместе с другой сестрой и братом Платоном, была взята на воспитание родным дядей. Последний, следуя обычаям времени, всё внимание своё обратил па воспитание и образование Платона, а заботы о Феоктисте и её сестре свёл к одному – к приисканию им выгодных женихов из высшего Константинопольского общества. Феоктиста, уже будучи замужем, должна была заняться самообразованием, для чего выучилась грамоте и всё свободное время посвящала чтению книг, особенно псалтири. Как жена и мать семейства, она отличалась весьма высокими добродетелями. Всегда скромная, сосредоточенная, мало внимания обращавшая на наряды и вообще далёкая от увлечения великосветской жизнью того общества, к которому принадлежала, она вся была предана заботам о правильном ведении своего хозяйства и религиозно-нравственном воспитании детей, коих у неё было четверо: Феодор, Иосиф (впоследствии архиерей Солунский), Евфимий и одна дочь, имени которой история не сохранила нам. К слугам и рабам она относилась с любовью и никогда не смотрела на них, как на чуждых её семье. Она внимательно заботилась об их материальных нуждах и строго наблюдала за их религиозно-нравственной жизнью. Иногда она сердилась на них, бранила и даже била, так как от природы была вспыльчива и обладала характером властным, строгим и решительным 14 ; но сердце её было полно любви к окружающим, почему она и пользовалась взаимной любовью и уважением всех, кто близко её знал. Весьма усердная к исполнению семейных своих обязанностей, Феоктиста была ещё более усердной в служении Богу и ближним. «Её высшее счастье было – почитать Бога и любить Его от всего сердца» 15 . Отличаясь безукоризненной чистотой нравов, самым строгим благочестием и даже некоторой наклонностью к аскетизму, она хорошо понимала, что служить Богу можно только через служение ближним. Поэтому она была милосердна ко всем страждущим и нуждающимся, в которых видела образ Христа, и ни один праздничный день не проходил без того, чтобы она не приглашала к своему столу кого-либо из бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Пасши стадо свое богоугодно четырнадцать лет и оставаясь неизвестным для своих родственников 42 года, святой наконец дознан был ими — как Иосиф своими братьями. Призвав их к себе, мужей определил он в свою обитель, а жен — в женский монастырь, который тогда создал на купленном нарочно для того месте, и сделал начальницей над ними сестру свою, названную во святой схиме Евфимиею. После сего, поручив оба эти монастыря главному смотрению и попечению солунского митрополита Мефодия и таким образом освободившись от всех забот, святой Евфимий опять взошел для безмолвия на древний свой столп. Но, не найдя там желаемого безмолвия по причине множества приходивших к нему, святой снова удалился на высоты Афона, где, однако ж, тоже обеспокоиваем был приходившими. Предузнав наконец день своего успения и желая, по крайней мере, провести его в покое и наедине, преподобный 7 мая, в память перенесения мощей святого Евфимия, призвал к себе на трапезу бывших с ним братий и, в обществе их отпраздновав этот день, простился с ними, а на другой день, никому ничего не объявляя, взял для служения себе только некоего Георгия-монаха и удалился с Афона на остров, так называемый Священный. Там нашел он одну пещеру, поселился в ней и, подвизаясь до пяти месяцев, наконец, как человек, после краткой и легкой болезни, 15 октября [ 278 ] почил о Господе — и приложился ко всем святым, которых добродетелями постоянно украшался. Спустя два месяца после отшествия святого ко Господу узнали о том иноки обители его Перистеры и, желая иметь в нем своего стража и заступника даже по смерти, послали на остров тот монаха Павла и иеромонаха Власия, чтобы они священные его мощи перенесли в обитель. Прибыв туда, они нашли тело святого в пещере, где он почил целым и без всякого признака тления, хотя оно лежало там очень долго, и 13 января перенесли его в богатый мученическими мощами город Солунь [ 279 ], к ученикам его. Находясь здесь, святой священными своими мощами чудесно исцеляет телесные наши болезни, а святою душою предстоя престолу Всевышнего, молит Его о душевном нашем спасении и улучшении [ 280 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Все эти чудесные знамения совершились в городе Слободском. Но образ Богоматери еще более прославился, когда его перевезли в Вятку. В настоящее время этот образ находится в Санкт-Петербурге, в Благовещенском храме, при подворье Старо-Афонского скита. В обители же на Афоне оставлена точная копия с этой иконы. Икона «В скорбех и печалех Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на ней изображены свв. великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, св. Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Образ около 91/4 вершков в вышину и около 7 — в ширину. Благоговейные жертвователи украсили его несколькими ризами, из которых одна золотая. Помощь Богоматери русским воинам в сражении против турок 19 ноября 1853 года 19 ноября 1853 года при Баш-Кадык-Ларе, между Александрополем и Карсом, русский отряд в числе 9000 человек одержал блестящую победу над большим турецким отрядом из 36.000 человек, имевшем еще с собой 46 орудий. Разбитые наголову турки обратились в бегство и оставили в добычу русскому войску множество пленных, 24 орудия и много разных военных припасов. Причину такой поразительной победы сами турки объясняли чудесным образом. Во время битвы они увидели сходящую с небес светозарную Жену с двумя воинами. В руках Она держала знамя. При виде Ее турки пришли в неописуемый ужас. В рядах их произошла паника, и сражение ими было проиграно. Русское войско этого явления не видело. Турки же уверяли, что в их армии все заметили это дивное знамение помощи Божией, но начальство их запретило говорить об этом, стараясь затмить это событие. Рассказ о дивном заступлении Богоматери передал генерал-майор князь Багратион-Мухранский экзарху Грузии, высокопреосвященному Исидору, а этот последний в письме своем от 24 декабря 1853 года сообщил о замечательном событии Московскому митрополиту Филарету. 20 ноября Соболевская икона В рукописных святцах Кайдалова Соболевская икона называется чудотворной. О ней известно только, что она явилась под Киевом в 1282 году, 20 ноября.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010