(Тотемское музейное объединение) М. изображен с др. Тотемскими святыми: прп. Вассианом Тиксненским, прп. Феодосием, блж. Андреем и неизвестной святой, к-рых обеими руками благословляет Спаситель на облаках в центральной верхней части композиции. М. закутан в светлую драпировку с оранжево-желтыми тенями, к-рая прикрывает тело чуть ниже колен. Его ноги босы; волосы короткие, пышные. Обширную лысину, характерную для более ранних образов, заменили глубокие залысины с пучком волос на темени, борода той же формы, но длиннее. Из Воскресенской ц. в Варницах происходит икона посл. трети XVIII в. «Деисус» с коленопреклоненными преподобными Вассианом Тиксненским и Феодосием Тотемским, блж. Андреем и М. Святой представлен стоящим на коленях справа от подножия сидящего на престоле Спасителя, рядом с блж. Андреем. Фигура М. в 3/4-ном повороте влево, руки перед грудью в жесте моления, черты лика тонкие, вьющиеся волосы зачесаны 3 волнами набок, на лбу большие залысины, вокруг макушки короткая прядь, борода имеет более заостренную форму, усы короче, чем на др. иконах. Те же избранные святые предстоят в молении Казанскому образу Божией Матери на иконе из Сретенской ц. Тотьмы (Тотемское музейное объединение). Одной из особенностей иконы является развернутый текст подписей, к-рый включает информацию о днях памяти изображенных святых. Надпись на оборотной стороне иконы сообщает, что образ создан «усердием монаха Глеба 1855-го Июля 26 д[ня]». М. изображен крайним слева, в рост, в длинной белой рубахе с напуском у талии, с длинными рукавами и воротником, ноги босые. Ладонь правой руки прижата к груди, левая скрыта за гробом прп. Феодосия Тотемского. Иконография лика близка к наиболее ранним образам М.: высокий лоб и обширная лысина, седые брови и вьющиеся волосы лежат 4 волнами, почти не вьющиеся усы и борода, недлинная, пышная, округлой формы. Надпись, сделанная желтой краской, расположена по внутреннему контуру нимба: «Св. Праведный Максим 16 Января 16 дня». Большинство сохранившихся икон святого находится в Тотьме, являвшейся центром его почитания.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Император Александр I также при собственнаручном письме прислал (5 сент. 1801 г.) пятичную икону св. князя Александра Невского в золотом окладе, украшенную алмазами и бриллиантами, потом (21 декабря того же года) покров на раку преподобного малинового бархата с золотым шитьем и кистями, а игумену Израилю алмазный наперсный крест на золотой цепи (20 мая 1801 г.) 213 . В следующем 1802 году Государь пожертвовал монастырю серебряные позолоченые сосуды (6 фун. 40 зол.) евангелие в серебряных досках, крест и кадило; в 1803 г. серебряный золоченый ковчег для св. Даров, сосуд для благословения хлебов и лампадку пред образ Александра Невского (во всех весу 9 ф. 83 зол.) – и многие другие церковные утвари. Соревнуя Августейшей фамилии многие из частных лиц также делали немалые пожертвования в пользу обители пр. Феодосия как вещами, так и деньгами, так что вскоре по обретении мощей обитель пришла в цветущее состояние, каковою пребывает и доныне. Ныне мощи пр. Феодосия почивают в каменном главном Вознесенском храме, под аркою между ним и северным приделом во имя самого угодника, в богатой серебряной раке под балдахином. Рака весом 6 пуд. 7 фун. 42 зол. серебра 84 пробы. На ней по сторонам 4 клейма с изображениями окрестных угодников Божиих: Максима и Андрея тотемских, Вассиана Тиксненского и Прокопия Усьянского. Пред ракою в киоте за стеклом стоит икона Божией Матери, именуемая Суморинскою и принесенная пр. Феодосием из Прилуцкого монастыря в 1553 году. В нижнем этаже храма, в том месте, где были обретены мощи, также устроена церковь во имя всех вологодских чудотворцев. В 1844 году для большей чести и прославления пр.Феодосия в монастыре его учреждена архимандрия. Чудесные исцеления, начавшиеся совершаться при гробе пр. Феодосия чрез 38 лет после его кончины и особенно во множестве происходившие при обретении его мощей, продолжаются и ныне. Угодник Божий, любвеобильный и сострадательный ко всем при жизни, никому не отказывает в молитвенном предстательстве и в благодатной помощи и по своей кончине, когда обретает у прибегающих к нему веру и сердечную восприемлемость и когда просимое истинно полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стремясь к уединению и безмолвию он в 1594 г. удалился на реку Тиксну, в 50 верстах к западу от г. Тотьмы. Поселившись здесь, он питался только тем, что иногда приносили, ему добрые люди. Чтобы не нарушать своего уединения, он никого не принимал к себе, кроме одного только духовника, если же приходили к нему или для духовной беседы, или с подаянием, то он беседовал с приходящими и принимал приносимое чрез оконце своей келлии. Постелью ему служил голый пол, но часто он не позволял себе и того, все ночи, стоя на молитве и изнуряя себя множеством поклонов и коленопреклонений. Для большего умерщвления плоти, он возложил на себя вериги и надел на свои плечи цепи, на чресла широкий железный обруч, на руки и на ноги оковы, покрыв их своею монашеской одеждой, а на голову надел тяжелую железную шапку, закрытую иноческим кукулем. Тридцать лет так подвизался преподобный в своем затворе, каждый день начиная трудиться с таким усердием и охотой, как бы он еще ничего не делал прежде и только теперь принимался за труд, и каждый день кончая так, как бы это был последний день его жизни. Достигнувши уже преклонных лет и украсившись сединами, он, предузнав свою кончину, пригласил духовника своего старца Ферапонта, причастился от него св. Таин, простился с ним и, сказавши: «Господи в руце Твои предаю дух мой», – в радости предал Богу чистую свою душу, в 1624 г. Через несколько лет на месте, прославленному его подвигами, основалась иноческая обитель (упраздненная в 1764 г.). Мощи его в Тиксненской приходской, прежде монастырской, Преображенской церкви почивают под спудом. Богомольцам показывают пещеру, где он был погребен, и железные его вериги. – Пренесение мощей св. праведного Симеона Верхотурского. Он быль из дворян, но, скрывая свое звание, в бедной одежде ходил из селения в селение, безмездно помогая в работе поселянам. Наконец, он поселился в Пермской губернии среди диких Вогуличей, которых и учил вере Христовой. Скончался он в 1642 г. Мощи его в 1695 г. (по другим, в 1692 г.) были обретены нетленными и в 1704 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В XII в. в Вологде был основан Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь, в XIII в.- Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Наиболее раннее сообщение о постройке храмов в Вологде относится к 15 авг. 1303 г., когда Новгородский еп. св. Феоктист в присутствии владимирского вел. кн. Андрея Александровича освятил храм во имя Пресв. Богородицы. В XIV-XV вв. трудами учеников прп. Сергия Радонежского и выходцев из Троице-Сергиева мон-ря преподобных Кирилла , Ферапонта и Мартиниана Белозерских , Афанасия и Феодосия Череповецких , Димитрия Прилуцкого , Дионисия Глушицкого , Сергия Нуромского , Павла Обнорского и др. в Вологодском крае были основаны многочисленные мон-ри. Их деятельность активно поддерживали местные удельные князья (ростовские и ярославские - потомки блгв. кн. Константина Всеволодовича , родственники московских вел. князей), чьи владения располагались к югу и востоку от Вологды. Устюг впервые упоминается в 1178 г., в XII в. в городе были основаны Иоанна Предтечи и великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри. До кон. XV в. территория совр. В. о. входила в Новгородскую и Ростовскую епархии . В 1492 г. Вологда была передана из Новгородской епархии в Великопермскую, в 1658 г. к Вологодской епархии от Ростовской присоединились Устюжский и Тотемский уезды (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Вологодской и Великоустюжской епархии. К кон. 2004 г. в епархии действовали 105 приходов, 4 мон-ря (3 муж. и 1 жен.). Н. А. Дойникова, А. В. Камкин, А. В. Кузьмин Первая проповедь старообрядчества на территории края связана с деятельностью Иоанна Неронова , сосланного в 1653 г. в Спасо-Каменный, затем в 1665-1666 гг. в Спасо-Прилуцкий мон-рь и оставившего после себя учеников. Ок. 1670 г. П. Осипов, крестьянин д. Рупосовой Комельской вол. Вологодского у., вместе с женой проповедовал «старую веру» в близлежащей дер. Сычёвой, вотчине Спасо-Прилуцкого мон-ря; в нояб. 1685 г. 55 крестьян сожгли себя в избе Осипова. Под влиянием Выголексинского общежительства в 40-х гг. XVIII в. сформировались центры старообрядчества в Белозерье и Чаронде, старообрядцы из Пошехонья переселялись в район р. Шексны, нижнего течения Суды и г. Грязовца (здесь в 1786 жили более 400 старообрядцев, в 1771 произошло самосожжение 15 чел.). Отдельные группы последователей «старой веры» в сер. XVIII в. известны в Тиксненской вол. Тотемского у. и на Кокшеньге (здесь произошло самосожжение в 1727), а также в ряде волостей Вологодского у.

http://pravenc.ru/text/155165.html

Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

Клировая ведомость Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, Вологодской епархии Тотемского уезда, 2-го благочинного округа за 1910 год Церковь построена в 1764 году. Преображенская, тщанием прихожан, и Живоначальной Троицы в 1781 году, тщанием прихожан. Зданием: каменная и крепка. Колокольня: в отдельном корпусе, каменная. Престолов: семь Преображения Господня, пр. Феодосия и Вассиана, Успения Божьей Матери, Николая Чудотворца, апост. Андрея Первозванного и муч. Параскевы и Живоначальныя Троицы. Утварью: достаточна. Штату при ней положены: два священника, диакон и 2 псаломщика. Жалование положено: на весь причт 358 руб. 68 коп. Кружечных доходов за 1910 год: 684 руб. 70 коп. Другие источники: Земли при церкви состоит: всего 54 дес. 2124 саж. кв. Качество церковной земли: ниже среднего. Средний доход ею приносимый: 90 руб. Дома священников и священнослужителей и другие здания: построены тщанием самого причта. Состояние домов: находятся в исправном состоянии и застрахованы в 1907 г. 9 июня. Расстояние сия церкви от консистории в верстах: в 150 вер., от местного благочиния в Стрелицком Преображенском в 38 вер., от Тотьмы в 50 вер., от почтовой станции в 2 вер., почтовый адрес: Фоминское, телеграф - почт. отд. Вологодской губ. Ближайшие к сей церкви: Тафтенская Николаевская в 15 вер., Нутренская Николаевская в 20 вер., Устьтолшемская в 15 вер. и Царевская Воскресенская в 28 вер. Приписанные к сей церкви и часовни: восемь, все они построены с разрешения Вологодской духовной консистории. Опись церковного имущества: заведена с 1891 г. и проверена в 1908 г. Приходно-расходные книги даны: Вологодской духовной консисторией даны октября 6 дня 1909 года. Копии с метрических книг хранятся в целости с: 1780 года.В обыскной книге, выданной в: 1907 году сентября 6 дня за шнуром и печатью 138 писаных листов, 65 неписанных. Исповедные росписи находятся в целости с: 1780 года. Книги для церковного круга подлежащие: имеются все. В церковной библиотеке: 265 томов. Церковные деньги в целости за ключем.

http://sobory.ru/article/?object=27699

Но если кн. Андрей Боголюбский был прославлен по причине праведной жизни, то К. его сына, по всей видимости, была связана с хорошей сохранностью его мощей. Исторические свидетельства о благословении на прославление святых со стороны местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) отсутствуют. В Сибирской епархии при митр. Филофее (Лещинском) были осуществлены К. св. прав. Симеона Верхотурского († 1642, прославлен местно в 1704 при перенесении мощей) и св. прав. Василия Мангазейского († ок. 1602, прославлен местно в 1719). Начало почитания этих 2 святых было связано с обретением их нетленных останков, что в данном случае явилось главным основанием для прославления. Предположительно к 1707-1716 гг. относится местное (в Устюжской епархии, при архиеп. Иосифе) прославление блж. Андрея Тотемского († 1673) и блж. Вассиана Тиксненского († 1623 или 1624), первые свидетельства о почитании которого датируются 1647 г. В 1715 г. произошла местная К. блж. Максима Тотемского († 1650); для прославления оказалось достаточным наличия неск. чудес при практически полном отсутствии информации о жизни блж. Максима, о котором известно лишь, что он был священником и принял на себя подвиг юродства. Подобные местные К. имели место в условиях отсутствия патриарха в Русской Церкви и были осуществлены архиереями самостоятельно. Основанием для прославления святых было их народное почитание. Обращает на себя внимание тот факт, что все чаще происходило прославление в чине Христа ради юродивых. Это свидетельствует о распространенности подвига юродства во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. и о его популярности в народной среде. В Вологодской епархии при еп. Павле (Васильеве) были совершены местные К. прмч. Галактиона Вологодского († 1612, прославлен в 1716-1717) и прп. Иосифа Заоникиевского († 1612, прославлен в 1717). Согласно «Слову на память Иосифа Заоникиевского», составленному в 1717-1718 гг. (РГБ. Ф. 354. 74), инициатором К. этих 2 святых был вологодский архиерей. Показательным является тот факт, что еп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Вологодского уезда, из-за Великого озера, Борисоглебского игум. Моисей , 1659. Сойгинской Екатерининской пустыня иг-нья Александра , 1665–72. Куфтыревской Троицкой пустыни строит. Игнатий , 1676. Сученской пустыни строит. Евфросин , 4 янв. 1684. III, 415; VI, 698, 180. Борисоглебского Сольвычегодского игум. Дионисий , 1548. В 1680 г. мнтрь упом. как церковь с попами. Лусской Пермцы 236 , Спасова Устьвожинская пустынь упом. в 1684.Строит. Даниил , в февр. 1704. VI, 328, 579. Спасской, на реке Вычегде, построен лета 7170-го, чёрным священником Филаретом ; существовал 1707. Покровской, в Пыелдине погосте, (Яренской), строит. Иоасаф , 1707. VI, 258, 1022. Игнатиевы пустыни строит. Григорий Неронов , 1665. Мнтрь запустел 1721. Южской волости, Спасской пустыни чёрный поп Григорий , в мар. 1659. Харитонцовой пустыни строит. Варсонофий , 22 мар. 1664. III, 298. Архангельской пустыни игум. Адам , 1737 и 38. III, 414; V, 376. Борисоглебская. III, 429. Боровинская. III, 464; VI, 1024. Белавиной: Строит. Иоасаф , 1738. – Аполлоний в 1818 перев. в Спасо-Суморин. – Иона , 3 нояб. 1834–37, 27 янв. перев. в Сямский. III, 530. Верхосицкая. III, 610. Вондожская. IV, 62. Дуниловой пустыни строит. Иосиф , 1764. IV, 72, Дедовская. IV, 76. Дюдикова. IV, 214. Зубовская. IV, 322. Кайсаровский. IV, 628. Коптев. IV, 774. Коровина пустынь. V, 13. Лешская. V, 21; VI, 958, 1022. Ломовская. V, 142. Негренской строит. Ефрем , 1702–4. V, 354; VI, 1032. Ножемская. V, 370. Орловский Устюжский. V, 465. Перевысьевская. V, 517. Перцова. V, 525. Песочного: Игум. Пимен , 1588. – Иосиф , 1626. Чёрный поп Рафаил , в июле 1659. Келарь Киприан , в февр. 1663. Строит. Филарет , 1729; после игум. Озерский. – Гавриил , 1738. – Дионисий , около 1760; в 1764 перев. в Сямский. V, 550. Печорская. V, 623. Кубенская. V, 670. Ржаницына. V, 733. Рябининой строит. Александр , 1738. VI, 69. Святолуцкая. VI, 184. Сольвычегодский Сретенский. VI, 239, 1047. Шуйская. VI, 366. Тиксненская. VI, 467. Ульяновская. VI, 606. Христофорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как отличный мастер своего дела, принимаемый везде с радушием как свой и нужный человек, он мог хорошо знать жизнь людей, их цели и желания и как не был уже темным человеком в деле веры, то ему стало казаться удивительным и странным то, что все хлопочут и стараются только о злобе дня, о телесных потребностях, почти не думая о душе. Он понимал, как мало такой образ жизнн согласен с требованиями Евангелия и приличен христианам, – его чистому и неиспорченному сердцу стало казаться противным такое превратное настроение мира, каждый слух о какой-нибудь неправде и обиде возмущал его так, как бы они были сделаны ему самому. Не лестны для него стали и получаемые им хорошие заработки и то радушие и почет, с которым его везде принимали, даже привязанность к родине и друзьям, к жене и детям перестали по прежнему занимать и привлекать его к себе. Какая польза человеку, аще и мир весь приобрящет, да душу свою отщетит думал он, почувствовав в своем сердце тайное призвание и голос Отца небесного. Чем более он размышлял об этом, тем большее ощущал в себе отвращение к миру, тем сильнее возгоралось в его душе стремление к иной, новой, духовной жизни, желание жить только для Бога и для спасения своей души, так что наконец он решился совершенно оставить мир. Зная, что встретит себе противодействие со стороны жены и детей, и что ему трудно будет устоять против их слез и рыданий, он не сказав им ничего о своем намерении, тайно ночью вышел из своего дому, не взявши с собою ничего и пошел искать себе места, удобного для спасения. Когда он пришел на Тиксну к церквам Христа Спасителя и святителя Николая, находившимся на крутой возвышенности между реками Тиксной и Вопрой – вблизи озера Семенкова, то ему понравилось это место и пришла мысль поселиться тут. Как было бы хорошо, думал он, на таком прекрасном месте, под сенью храмов Божиих выстроить себе небольшую келью и молиться в ней Богу – хотя и посреди мира, но в совершенном безмолвии и уединения? Тиксненские церкви действительно находились в уединении, в стороне от большой дороги и отделялись от крестьянских селений реками и озером.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юбилейный. Церковь Вассиана Тиксненского. Карта и ближайшие объекты Строительство деревянной церкви в пос. Юбилейный началось в 1996 году с водружения креста и закладки камня в основании храма. Первая божественная литургия состоялась в апреле 1998 года. Освящен храм в честь одного из тотемских святых - Вассиана Тиксненского 28 июля 1998 года. http://tourizm-totma.ru/dejstvuyushhie-xramy --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23346

   001    002    003    004    005    006   007     008