Преподобный Феодосий Тотемский почил в основанном им Спасо-Суморином монастыре в 1568 году. Его мощи были обретены при перестройке собора в 1768 году, началось общерусское почитание святого, и запустевший к тому времени монастырь вновь стал процветать. После революции и закрытия монастыря мощи преподобного были переданы в краеведческий музей. В 1988 году они были возвращены Церкви и хранились в Вологде, а в 1994 году вернулись в Тотьму и находятся теперь в действующем Рождественском храме, где угоднику можно поклониться в любой день. Рака с мощами преподобного Феодосия Тотемского в действующем храме Рождества Христова Тотемская земля дала Церкви еще двух святых: Христа ради юродивых Андрея и Максима Тотемских, современные мозаичные иконы которых можно увидеть на стенах Успенского и Воскресенского храмов. Местные туристические службы предлагают паломникам включить в свой маршрут также село Погорелово в 60 км от Тотьмы, где был погребен преподобный Вассиан Тиксненский (на месте могилы стоит поклонный крест), и село Погост со святым источником. Можно также посетить Музей церковной старины: в недействующем Успенском храме показывают деревянную скульптуру, иконы и предметы церковного обихода из храмов Тотемского уезда. О земном Официальные сайты анонсируют в тишайшей Тотьме два ресторана, пяток кафе и три гостиницы. Мы же не успели воспользоваться всем этим великолепием, а купили еды в малюсеньком гастрономе и отправились обратно в Вологду, откуда приехали тем же утром. На осмотр Тотьмы и небольшое путешествие по реке Сухоне (которое очень советуем при благоприятной погоде повторить, договорившись с любым местным лодочником) нам хватило одного дня. В русле Сухоны, кстати, лежит огромный камень Лось: можно взобраться на него и оценить на взгляд, мог ли Петр I на нем разместиться со всей своей свитой, как гласит легенда. Мы до русла и Лося не доехали, удовлетворившись бесконечным отражением неба и храмов в тихой реке, – а значит, вы можете увидеть в Тотьме больше нас. Остатки декора и росписей во Входо-Иерусалимской церкви

http://pravmir.ru/zachem-ehat-v-totmu-ti...

Он приковал себя к стене цепью и разделял время между трудом и молитвою; что получал от мастерства своего, все делил на три части: одну посылал в церкви Божии, другую раздавал нищим, а третьей питался сам. Богобоязненные люди подавали ему в окошко пищу; когда склонял его сон, он становился на колени и, держась за цепь, засыпал сном легким и прерывистым, пищей его был только сухой хлеб с водою. Тайно приняв пострижение с именем Галактиона, он не имел ничего в своей келлии, кроме одной рогожки и бывшей на плечах его бедной одежды. К затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, богатого и бедного; его слово исполнено было силы, утешало печальных и вразумляло беспечных. Молитва его была сильна у Бога. Раз в Вологодской стране была засуха; епископ крестным ходом пришел к церкви Святой Троицы, стоявшей вблизи келлии Галактионовой, и послал просить затворника помолиться вместе со всеми о бедствии общем. Послушный слову святителя, Галактион, вопреки своему правилу, оставил келлию и пришел в храм на всенародную молитву, и Господь послал обильный дождь жаждущей земле. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из келлии в цепях своих, явился в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас ляхов и Литву. Пусть начнут пост и молитву и поспешат построить храм Знамения Богоматери вблизи моего уединения. Царица небесная избавит Вологду, как некогда Новгород, от гнева Божия». Но один из именитых граждан Нечай Проскуров или Щелкунов сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет старец: ему хочется только иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, – прибавил он с насмешкою, – когда умрешь ты, старец?» Старец отвечал строго: «Гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог: построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и этот храм разорен будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сентябрь 9-й день. Преподобный Иосиф Волоколамский Знаменитый ревнитель и труженик православия и духовного просвещения, уроженец Волока-Ламского, преподобный Иосиф, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Саниных. Его дед, отец и три брата скончались иноками. Сам он с семилетнего возраста воспитывался под кровом святых обителей: сначала Воздвиженской, потом в обители Богородицы на Возмище в том же Волоколамске. Достигши двадцатилетнего возраста, он, по совету прозорливого старца Варсонофия, пошел в пределы Калужские к преподобному Пафнутию Боровскому, который и постриг юного Иоанна в монашество с именем Иосифа. Семнадцать лет провел здесь Иосиф в трудах святого послушания: ходил за больными, был экклесиархом, имел попечение и о хозяйстве обители. Пятнадцать лет он питал и покоил в своей келлии болящего родителя своего, который не мог сам подняться с одра, и проводил его в вечную жизнь. Ученик опытного наставника, преподобного Пафнутия Боровского, Иосиф наследовал ему, по желанию братии, в управлении монастырем. Как пламенный приверженец общежительного устава, он предлагал братии ввести в обитель чин общежития и, когда предложение не было принято, тайно ушел с несколькими братиями, в числе коих был старец Герасим, муж святой жизни; они пришли на Белое озеро, и там Иосиф несколько лет в виде простого послушника на опыте изучал устав общежития, который был составлен преподобным Кириллом и сохранялся во всей строгости. Посетив еще несколько монастырей, ревностный игумен познакомился со многими старцами-подвижниками, между прочим с преподобным Макарием Калязинским, и наконец возвратился в свою обитель, снова предложил братии правила общежития, но, получив новый отказ, решился навсегда оставить монастырь Пафнутиев и основать свой собственный, чтобы устроить его по своему желанию. Затем с семью преданными ему иноками он удалился в знакомые ему леса волоколамские. Князь Волоколамский Борис Васильевич, узнав о прибытии его в пределы волоколамские, отдал в полную его волю выбрать место для обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забудем о прелестях мира, мы тем облегчим себя. Простимся с миром, с заботами и суетами земли и скроемся от них. Покаемся всем сердцем и скажем: вот мы все оставили и идем за Тобою; отказались от всего из страха пред Тобою. Пусть покаяние наше дойдет до облаков и стенание приблизится к небу. Молитвы и милостыня да придут пред Бога! Послужим Ему со страхом и трепетом. Заповеди Божии – свет и жизнь; в твоей воле выполнять их или пренебрегать ими. Изучай их непрестанно и пребывай в них; напиши это слово на твоем сердце, обвяжи им шею твою. Оно вводит в жизнь. Этим желанным путем ходили все святые Ветхого и Нового Завета, в подвиге поста, в скорбях и нуждах, постнически и мученически угодили Богу; Ему единому служили и ликуют с ангелами в лике вечном и нерушимом. Аминь» 16 . Вот еще прекрасное наставление Преподобного о молитве общественной: «Если имеет силу молитва одного человека, тем более имеет она силу, когда возносится в собрании верующих. Что холоднее камня? Но когда будем ударять камень о камень, посыплются искры. Когда души наши совокупятся в молитве, она будет сильна и пламенна. Можно молиться дома, но нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушно пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо» 17 . 12-й день. Преподобный Афанасий Серпуховской По просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, преподобный Сергий Радонежский в 1373 году ходил в Серпухов, основал там монастырь в честь Зачатия Богородицы и дал этой новой обители нового игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Обонежской пятины, и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему из отдаленного края, и принял пострижение в Троицкой обители. С помощью благочестивого князя новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и келлии монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу реки Нары, на котором он стоит вблизи реки Оки, в версте от города.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасо-Суморин, заштатный (с 1764 г.), монастырь находится в Вологодской губ., Тотемского у., в 1 версте к сев.-зап. от Тотьмы, на мысу, между реками Ковдою и Песьей Деньгою, впадающими слева в р. Сухону. В церкви Вознесения находится чудотворная икона Бож. Матери, принесенная сюда преп. Феодосием, против образа, на возвышении, покоятся открыто мощи его в кипарисной раке, обложенной серебром. При раке сохраняются: железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно с обручем вокруг головы, железные четки и три железные вериги. 95. Преп. Вассиан Тиксненский, крестьянин деревни Бурцова, Тотемского уезда, по имени Василий, ремеслом портной, постригся в Суморинской обители. Проведя несколько лет в трудах и послушании, он перешел, с благословения своего духовного отца, для безмолвия, на р. Тиксну и там поселился при церквах Спаса и св. Николая, отделенных от селений реками и озером Семенковым. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келлию и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 году. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келье совершал иноческое правило. По благословению наставника своего возложил он на тело свое вериги, на плечи – цепь, на чресла – железный обруч, на голову – под куколем железную шапку. В таком одеянии подвизался он 13 лет. Скончался 12 сентября 1624 года. По кончине его, на месте его подвигов, устроилась обитель в честь нерукотворной иконы Спасителя. Почитание преп. Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получили исцеление. Обитель преп. Вассиана, в 50 верстах от Тотьмы к западу, давно закрыта. Мощи его почивают под спудом, в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви села Спасского-Тиксненского. Глава X. Ветвь Суздальская 96. Дионисий Суздальский , в мире Давид, с молодых лет посвятил себя на служение Богу. Он пришел в Нижний Новгород из Киева, принес с собою список с Печерской иконы Божией Матери и по примеру Киевских подвижников выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия (около 1335 г.) основал здесь монастырь в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнию, Дионисий приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под опытным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники: Евфимий Суздальский и Макарий Унженский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Поистине, «чья душа полна была любовью к Богу и ближним, тот не мог быть равнодушен к тревогам и бедам родной земли» (48). И так служили земному Отечеству те, которые отверглись мира и всего житейского, «яже в нем». «Можете ли терпеть скудость этого места? – спрашивал преподобный Сергий Радонежский желавших разделить с ним житие вне мирской суеты. – Вас ждёт здесь и голод, и жажда, и всякие недостатки». – «Всё готовы мы понести, честный отче, – отвечали пришельцы. – Всё понесём, при помощи Божией, за твои святые молитвы; только об одном просим: не удаляй нас от себя, не гони прочь от этого святого и достолюбезного места» (10). Чтобы поселиться на «достолюбезном месте», жаждущие святого жития оставляли в миру всё: богатство, славу, почёт, родную сторону – друзей, близких...с посохом простых странников приходили к Великому авве и на всю жизнь оставались с ним (см.: 13–14, 43...). Об одном из ближайших учеников Богоносного Сергия преподобном Савве Сторожевском в Патерике сказано: «...Достиг глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и, отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; тесный и скорбный путь предпочёл пространному, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия и смирения для братии» (100). Не удовлетворяясь великим, подвижники искали большего – уходили в места уединённые, болотистые, лесные, насколько возможно – недоступные (преподобный Григорий Пелъшемский. – 44–45), возлагали на себя вериги – на плечи цепи, на чресла обруч, на руки и ноги оковы, на голову – под куколь – тяжёлую железную шапку... (преподобный Вассиан Тиксненский. – 37). В одном из сборников XVII века, где называются ученики блаженного затворника Иринарха, сказано: «Сии вси един образ жизни имуще, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбе ж и масла, ни скорому, и мягких яств не прикасахуся. И житие их единому Богу ведомо» (142). Нельзя забывать, что в Северной Руси (или, как её называют, Северной Фиваиде) сами климатические условия требовали от подвижников величайшего мужества. На Соловках совсем не то, что «в жарких пустынях Востока; на крайнем Севере нельзя было круглый год находить себе растительную пищу; нельзя было обойтись в суровые зимние холода без тёплой одежды и жилища – всё это нужно было доставать себе с великим трудом. И старцы Божии терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинах, согреваясь любовью ко Господу» (227).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Представляем вниманию читателей наш разговор-прогулку по Северной Фиваиде с благочинным Тотемского округа Вологодской митрополии иереем Серафимом Розиным. Иерей Серафим Розин у памятного камня на древнем погосте …Торжественной, задумчивой, немного скорбной, но светлой тишине, к которой привыкли жители Погорелова, помешали две вещи. Сначала старший сын, Савелий, проехал на своем мопеде слишком близко к дому и был послан куда подальше возмущенными отцом Серафимом и матушкой Ольгой: «Савелий, младшую разбудишь! Места тебе мало? Греми своей тарахтелкой в поле!» Савелий, извинившись, скрылся. А потом песик Джексон, добродушный юный ньюфаундленд размером с половину одноименного острова устроил радостные скачки вокруг хлева, чем вызвал небольшое землетрясение. «Мопед ему не положен – пошли, прогуляемся с собакой, – предложил отец Серафим. – Хотя еще вопрос, кто кого выгуливает». На месте часовни прп. Вассиана Тиксненского Люди, которые живут в селе, устроены по-другому. «Свое, родное» для них – это не квадратные метры конуры в многоэтажке, а всё вокруг: и дом, и поле, и вон тот лесок, и река, и небо. И раз уж это всё – своё, то и ответственность чувствуется: чисто и прибрано должно быть не только в доме или во дворе, но вообще везде. К тем, кто это правило нарушает, и относятся по-другому. Попробуй стать «не своим» в деревне – мигом почувствуешь разницу. – И, знаешь, разница-то существенная, – говорит священник. – Я имею в виду духовную сторону, порядок не только вещественный, но и сердечный, внутренний. Вот, смотри: мы живем на той же земле, где в XVI веке жил преподобный Вассиан Тиксненский, да? Тихо себе жил, молился, спасался, других спасал, да и сейчас продолжает, как мы изо дня в день убеждаемся. Многим ли из нас свойственна эта потребность в тихой, светлой молитве, в доброй жизни? Когда подлинное счастье – это общение с Богом, а не возможность разжиться очередной покупкой? Быть «своим» святым – мощное чувство. Чуть только отказываешься от их общества – получай Вавилонский плен. Иногда мне кажется, что название Погорелово очень подошло бы для современной России: столько всего погорело за годы лихолетья! Нет, я не про лесные и прочие пожары – я про душу.

http://pravoslavie.ru/159781.html

Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГИМ) Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГИМ) В период развития монашества в XIV-XV вв. и продвижения его на север Руси устав мон-рей был по преимуществу общежительным. О З. в данный период сохранились лишь фрагментарные сведения, к-рые говорят только о существовании самого подвига. Напр., известно, что прп. Павел Обнорский († 1429) еще до основания своего мон-ря, подражая древним сир. затворникам, прожил 3 года в дупле старой липы, а прп. Кирилл Белозерский († 1427), уже будучи настоятелем Симонова мон-ря, на время затворился в своей келье. Косвенно о З. свидетельствует и наличие пещер во вновь образуемых обителях (напр., Печерский мон-рь в Н. Новгороде, основанный свт. Дионисием Суздальским († 1385)). Сведения о развитии подвижничества в XVI-XVII вв. весьма скудны, хотя данный период характерен тяготением рус. подвижничества к З. ( Смолич. С. 186-187). О З. в этот период можно узнать из житий отдельных святых: преподобных Корнилия Комельского († 1537), Александра Свирского († 1533), прпмч. Галактиона Вологодского († 1612) и др., к-рые суровостью подвига не уступали древним аскетам. Прп. Иринарх († 1616), затворник Борисоглебского мон-ря, прожил более 30 лет привязанный к скамье, а прп. Вассиан Тиксненский († 1623/24) 13 лет находился в келье прикованный к стене цепью и выходил только на богослужение. Особый период развития З. совпал с расцветом рус. монашества в кон. XVIII-XIX в. Подвиг получил распространение и чрезвычайное почитание в народе благодаря широкой известности св. затворников. Прп. Серафим Саровский († 1833) провел в затворе с 1810 по 1825 г. Известно его установление жизни в этот период - прочитывать в течение недели весь НЗ, а также наизусть совершать келейное молитвенное правило и богослужения суточного круга. Нарушить затвор преподобный отказался даже ради посетившего Саров еп. Тамбовского Ионы: «Старец не отпер ему двери и ничего не отвечал» ( Поселянин Е.

http://pravenc.ru/text/182645.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. Описания иконы Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. - житие В деревне Бурцеве Тотемского уезда Стрелицкой волости жил крестьянин Василий. Кроме обыкновенных трудов земледельческих он занимался еще портным мастерством. Каждый год, окончив полевые работы, уходил он на некоторое время в окрестные волости и селения на заработки. Был он весьма усерден к божественной службе, во все воскресенья и праздничные дни ходил в церковь, любил беседовать с Законе Божием и о спасении души с людьми, знающими и набожными. Однако он понимал, как мало такой образ жизни согласен с требованиями Евангелия. «Кая польза человеку, аще и мир весь приобрящет, да душу свою погубит»,—думал он, почувствовав в своем сердце тайное призвание и голос Отца Небесного. Чем более он размышлял об этом, тем больше ощущал в себе отвращение к миру, тем сильнее, возгоралось в его душе стремление к иной, новой духовной жизни, желание жить только для Бога и для спасения своей души, так что наконец он решился совершенно оставить мир. Зная, что встретит себе противодействие со стороны жены[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. Ок. 1790.] Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами (фрагмент). Фёдор Никоновский. Икона. Россия. Около 1790 г. 143 х 60. Из села Голоустного на Байкале. С 1974 г. в Иркутском областном художественном музее. Файл 4729.jpg:   Размер: 724x1200, 0.87 MPix, 121 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (187) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4731.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (127) , (0) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4732.jpg:   Размер: 317x1200, 0.38 MPix, 46 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (132) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1416

    Василий новгородский архиепископ, 10 февр.     Василий рязанский епископ, 12 апр.     Василий, еп. захолмский, 29 апр.     Васса псковская преп., 19 мар.     Вассиан пертоминский, 12 июня.     Вассиан тиксненский, 12 сент.     Вассиан основатель Рябовой пустыни.     Вассиан крестимировский у Белого моря.     Вениамин печерский, 28 авг.     Ветран, еп. скифский, 20 апр.     Взыграние — иконы Божией Матери, 7 нояб.     Взыскание погибших — иконы Божией Матери, 5 февр.     Византийской иконы Божией Матери, 7 апр.     Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг.     Владимир новгородский, 4 окт.     Владислав, кн. сербский, 24 сент.     Владимир, князь сербский, 22 мая.     Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг.     Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11.     Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар.     Всех скорбящих радости, 24 окт.     Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая.     Венской иконы Божией Матери, 15 февр.     Гавриил, патр. сербский, 30 авг.     Гавриил лесновский, 15 янв.     Гавриил младенец, 20 апр.     Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг.     Галактион преп. вологодский, 24 сент.     Галактион белозерский, 12 янв.     Геннадий важеозерский, 9 февр.     Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек.     Геннадий печерский, препод., 28 авг.     Георгий святоторец грузин., 27 июня.     Георгий шенкурский юрод., 23 апр.     Герасим преп., основатель Болдина мон., 1 мая.     Герасим вологодский, 4 мар.     Герасим, пермский епископ, 29 янв.     Герасим печерский, 28 авг.     Гербовецкой иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7.     Герман казанский архиепископ, 6 нояб.     Герман новгородский епископ, 10 февр.     Герман соловецкий, 30 июля.     Геронтий преп. печерский, 28 августа.     Гидльской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7.     Гликерия преп., 13 мая.     Глеб Андреевич благ. князь, 20 июня.     Гоброн (Михаил) и 133 воина груз., 17 нояб.     Горазд, 27 июля.     Григорий авнежский, 15 июня.     Григорий, епископ Мизии, 8 янв.     Григорий хандзойский грузин, 5 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008