– Отче, попроси Бога, чтобы мертвец воскрес, – обратились цари к треблаженному. – А вы веруете, что я могу это сделать? – Веруем, что точно так же, как исцелил мать ребенка, ты сможешь поставить его живым перед нею. – А если ребенок воскреснет, вы уверуете в Распятого Иисуса и креститесь? – Да, уверуем и крестимся. Тогда святой перекрестил тело знамением Животворящего Креста и, моля Бога, сказал ребенку: – Во имя Иисуса Христа Распятого воскресни, чадо! И в тот же час ребенок воскрес и сел на кровати, а цари тут же попросили Крещения. – Я принимаю ваше благочестивое намерение, но без разрешения местного архиерея не смогу вас крестить, – ответил им епископ. Тогда цари призвали Папу Римского и рассказали ему обо всем произошедшем. Услышав о чуде, Папа очень обрадовался и позволил святому Епифанию их крестить. Когда братья зашли в Крещенскую купель и было совершено все последование перед Таинством Крещения, то Аркадий, поскольку он первым зашел в купель, внимательно посмотрев, увидел трех мужей в белых одеждах, которые стояли один справа, другой слева от святого, а третий позади его. Царь очень испугался этого видения, но преподобный успокоил его: – Внимай себе, чадо, и храни тайну, которую видел. Чудотворец привык никого не крестить, если прежде не увидит возмущения воды. И в этот раз, как только вода возмутилась, он крестил Аркадия. Затем настал черед и Гонория, которому тоже было видение. Позже великое Таинство было совершено над воскресшим сыном царской сестры, а потом и над Проклиани, его матерью, которая была женой одного патриция. После Крещения авва провел с новокрещеными семь дней, наставляя их в истине. По окончании этого срока, когда новые члены Церкви Христовой сменили крестильные одежды на обычные, святой обратился к царям так: – Чада, пребывайте в тишине, волк больше не будет вами обладать. Убежала всякая скорбь, печаль и воздыхание. Размышляя о том, что будет воскресение мертвых, не печальтесь об умерших, потому что те, кто уверовали во Христа и крестились, облеклись во Господа и имеют Его Помощником. А ребенок, который прежде умер и воскрес, чтобы приять благодать Святого Крещения, отойдет к Спасителю и увидит Его в великой славе, воспеваемым Ангелами. На другой день, когда Епифаний поучал царей, между нами разлилось неизреченное благоухание. Тогда божественный сказал царям:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– Не хочу быть больше с тобой из-за греха, который ты сделал Златоусту, – сказал он Епифанию. Мы провели в монастыре три дня, и святому с трудом удалось убедить Исаака, что он не участвовал в решении о ссылке святителя. Только после этого он последовал за нами туда, где мы остановились. Однако и сам божественный Златоуст поверил в то, что преподобный Епифаний дал согласие на его ссылку. – Премудрый Епифаний, ты дал согласие на мою ссылку, но и ты не будешь больше уже сидеть на своем престоле, – написал ему святитель Иоанн. – Зря ты поверил в мое согласие на твою ссылку, но ты не доедешь до того места, куда сослан, – ответил ему Кипрский архипастырь. Нам же Владыка пояснил, что сии строки он написал по Промыслу Божию для того, дабы никто не упрекал святого Златоуста, ибо невозможно, чтобы сотворивший столько добрых дел пал в такую глубину греха. Когда перед отъездом на Кипр мы отправились во дворец проститься с правителями, царь Аркадий спросил авву Епифания, сколько ему лет. – Мне сто пятнадцать лет, без трех месяцев. Когда я стал епископом, мне было шестьдесят. В епископстве, без трех месяцев, я провел уже пятьдесят пять лет, – ответил епископ. Взойдя на корабль, чудотворец расположился в трюме, с ним сели и мы. У святого же был обычай – никогда не выпускать из рук Священное Евангелие. Трижды простонав и заплакав, он открыл Евангелие, затем снова закрыл его, заплакал и помолился. Затем архиерей снова сотворил молитву, заплакал и стал говорить нам: – Чада, если вы любите меня, то исполните мои заповеди, и любовь Божия пребудет в вас. Вы знаете, сколько скорбей я испытал в этой жизни, не обращая внимания ни на какую скорбь, но всегда радовался, взирая на Бога. Создатель же никогда меня не оставлял, но сохранял от всех наветов вражиих. Как говорит апостол Павел: «любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим. 8: 28 ). Так что, чада мои возлюбленные, однажды, когда я находился в пустынном месте и молился Творцу, чтобы Он избавил меня от всякой напасти вражией, пришли бесы и, бросив меня на землю, схватили за ноги и стали волочить по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Как мы видели, объяснение самого прп. Максима сложнее: сначала он дает толкование «одной воли», исходя из непосредственного контекста, где это выражение встречается, в смысле воли Бога при воплощении (и отсутствия греховной похоти в рождении Христа), затем (245А) добавляет, что с этой волей всецело сходится и единится воля человеческая Христа, а затем, уже основываясь на другом месте послания Гонория, признает в качестве возможного понимания слов Гонория и толкование аввы Иоанна (подробнее см. во вступительной статье, гл. 13). Ларше, ссылаясь на Мейендорфа , утверждает, что в настоящее время комментаторы признают, что Гонорий, хотя он выразился и крайне неаккуратно, в догматическом отношении был свободен от ереси (Larchet 1998, p. 33). Такая точка зрения не разделялась не только отцами VI Вселенского собора, осудившими Гонория наряду с Сергием и Пирром, но и многими исследователями, в том числе такими известными, как Хефеле и Каспар, считавшими ее натяжкой ( Максим Исповедник 2004, с. 271). 1588 Интересно, что прп. Максим описывает здесь то, что он сам назовет «гномической волей», но этот термин здесь не использован. 1590 Согласно примечанию в издании Миня, речь идет, вероятно, об Аркадии, архиепископе Кипра. – Прим. перев. Святитель Аркадий Кипрский был предстоятелем Кипрской Церкви в 626–642 гг., архиепископом Саламина (тогдашней столицы Кипра). Память – 29 августа. 1591 Этого иерарха. – Прим. перев. Выражение незатененный свет (τ σκιον φς) встречается у Климента Александрийского (Clem. strom. 6.16.138.2.2) применительно к свету истины. Светом Невечерним, т. е. «незаходящим, немеркнущим», в церковной традиции именуется Христос (ирмос 5 песни канона Сретению). 1592 Хотя Поликарп Шервуд допускал, что сочинение могло быть написано либо в 646, либо в 633 г. (соотнося датировку со временем предполагаемого посещения прп. Максимом Сицилии), мы, вслед за Ларше (Larchet 1998, p. 22), с высокой степенью уверенности относим его к началу полемики против моноэнергизма или ко времени, непосредственно предшествующему ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В этом же году Аркадий поставил колонну в Ксиролофе, и построил Аркадиополь во Фракии. л. м. 5896, Р. Х. 396. В сем году Иоанн Златоуст славился жизнью своею, красноречием, божественными дарами и строгими правилами добродетели. Народ, назидаемый его учением, чрезмерно любил его, но развратные ненавидели его до того, что всеми силами содействовали вражде против него. В числе врагов св. Иоанна находился и евнух Евтропий. К этой поре относится ссора Севериана Габальского с Серапионом, архидиаконом Иоанна; далее, бегство монахов из Египта, по причине Феофила, и наконец, письма, посланные Феофилом к Епифанию. Все это употреблено было против служителя Христова Иоанна. Епифаний Кипрский , прибывши в Евдомон 32 без позволения Иоанна, совершал рукоположения и созывал собрания. Иоанн, по божественной любви, оставил это без внимания и даже просил Епифания жить с ним в одном епископском доме, но тот, возбужденный клеветами Феофила против блаженного Иоанна, не принял его предложения. л. м. 5897, Р. Х. 397. В сем году Иоанн Златоуст говорил слово против злых жен, которое недоброжелатели его и враги истины выдали за выходку против царицы Евдоксии, чем сильно вооружили ее на него. Она жаловалась Аркадию, что Иоанн жестоко обижает ее и настояла послать за Феофилом, отъявленным врагом Иоанна, который, прибывши в так называемый ныне Дуб – поместье Руфиново, 33 раскинул сети против Иоанна и присудил его к изгнанию из столицы. Народ, узнав это, произвел великое возмущение, не допуская изгнать Иоанна. Тогда сама Евдоксия, тронутая плачем народа, просила за него царя Аркадия, и он, послав евнуха Врисона, призвал его назад из Препета. Иоанн не хотел войти в город до решения собора и жил в предместье, в Анапле; но народ воплем принудил царя ввести Иоанна в город и возвратить ему престол, а Феофил и сообщники его пришли от того в такой страх, что бежали из города. Тогда шестьдесят четыре епископа составили собор и, следуя справедливости, признали ложным все, что ни постановил было Феофил с товарищами против Иоанна. л. м. 5898, Р. Х. 398.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Оба вместе с их сторонниками были казнены примерно в 648 г. (Кулаковский 2004, Т. III, с. 163–165). Неизвестно, имела ли партия Мануила–Георгия религиозную окраску, но исключать это нельзя. Как бы то ни было, можно предполагать, что сведения о судьбе Георгия дошли до прп. Максима до Латеранского собора (649) и вряд ли оставили его равнодушным. 282 Напомним, что Аркадий не разрывал общения с Константинополем и не вступал в открытое противостояние с ним, однако, как свидетельствует сменивший его на Кипрской кафедре в 643 г. архиеп. Сергий, да и сам прп. Максим, был противником Экфесиса и всячески старался убедить церковные власти в Константинополе отказаться от него (подробнее см. прим. 132–134 и текст к ним). 283 Но не Экфесисом, отменить который он, по словам прп. Максима, умолял церковные власти в столице (см. opusc. 12: PL 129, 575B). 284 В этом монастыре, как традиционно считалось, прп. Максим одно время сам подвизался (об этом Георгии см. Larchet 1998, p. 25). Ф. Бут в рамках своей критики греческого Жития не согласен с причислением Георгия к константинопольцам, считая, что его местонахождением была либо Апамея (Сирия), либо Палестина (Booth 2013, p. 198, n. 300). Зато Янковяк и Бут считают, что письмо, на которое откликнулся прп. Максим в Письме А Фалассию, пришло к нему из Константинополя (Jankowiak 2009, p. 170f), значит, и по их версии связи прп. Максима со сторонниками в Константинополе сохранялись. 285 См., в частности, датировки в: Sherwood 1952, p. 59–60; Léthel 1979; Larchet 1998; Winkelmann 2001. Мы также используем соображения, высказанные о датировке сочинений прп. Максима Батреллосом (Bathrellos 2004). 286 Согласно Шервуду, это сочинение было написано ок. 640 г., вскоре после издания Экфесиса, и является одной из первых реакций на него (Sherwood 1952, p. 63); по мнению А. Череза-Гастальдо, оно относится к 646–647 гг., то есть написано одновременно с opusc. 15 (см. Larchet 1998, p. 40). Аргументацию см. в примечаниях к данному сочинению. 287 Шервуд (Sherwood 1952, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

12. святитель Алексий, архиепископ Кипрский . 13. святой Амвросий . 14. мученик Аммон . Пострадал вместе со св. Александром, который был его учителем. Память в тот же день - 9 февраля. 15. преподобный Анастасий Чудотворец . Память – 17 сентября. Упоминается среди христиан, переселившихся из Палестины на Кипр. Могила его находится рядом с храмом, посвящённом его имени в местности Перистерон. 16. святой Андроник . 17. святитель Априон . Память – 7 февраля. 18. святая Арга . В области Никосии сохранился храм, посвящённый ей. 19. святой Аристон . В деяниях апостола Варнавы упоминается как служитель языческого храма в Кроммиакитине (ныне деревня Кормакитис в области Никосии). Аристон уверовал во Христа и стал верным последователем Варнавы. Церковный историк Евсевий приводит его как пресвитера Аристона, одного из «старцев», сообщавших апостольское предание святому Паппию Иерапольскому. 20. апостол Аристовул . Упоминается как брат апостола Варнавы. Рукоположен во епископа апостолом Павлом. Был послан в Британнию, где проповедовал язычникам. Память – 15 марта. 21. святитель Аристоклиан . Ученик апостола Варнавы. Был прокажённым и был исцелён в Антиохии. Поставлен апостолами Павлом и Варнавой во епископа и послан проповедовать на Кипре среди языников. 22. мученик Аристоклий Пресвитер . Память – 20 июня. Происходил из города Тамаса, ныне деревня Политику в области Никосии. Во время гонения Максимиана услышал от Бога повеление переехать в Саламину. Отправился вместе с мучениками Димитрианом Диаконом и Афанасием Анагностом. Сразу по прибытию в Саламину исповедовал Христа и вместе с другими был казнён через отсечение головы. Память – 23 июня. 23. святитель Аристон . Был епископом на Кипре, арестован и сослан во время гонения Диоклетиана, освободившись из ссылки (δεσμν), написал житие мученика Филонида. 24. святитель Аристон Арсинойский . Был епископом Арсиное (ныне место Хрисохус в Пафской области). Св. Неофит пишет о нём как о победителе демонов. 25. святитель Аркадий . Был предстоятелем Кипрской Церкви в 626-642 гг., архиепископом Саламина (тогдашней столицы Кипра). Память – 29 авргуста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Впрочем, он не терял надежды найти себе союзников в этой борьбе, а поэтому обращается к своей последней надежде среди греческого епископата – Аркадию, архиепископу Кипрскому 1486 . Это был влиятельный в свое время архиерей, поддерживающий тесные связи с главными кафедрами христианского мира – Константинопольской, Римской, Александрийской и прочими. О событиях, связанных с этим обращением св. Софрония, повествуется в сирийской биографии преп. Максима. Она написана неким Георгием Решайнским – бывшим учеником св. Софрония, принявшим сторону монофелитства. По сути своей данная биография представляет собою памфлет, направленный против преп. Максима, а поэтому содержит много искаженных или выдуманных фактов, посредством которых автор пытается выставить преподобного отца в самом невыгодном свете 1487 . Несмотря на это, некоторые контуры реальных событий можно уловить и в этом кривом зеркале. Здесь говорится 1488 , что преп. Максим, будучи главным инициатором догматических споров, убедил св. Софрония направить послание к Аркадию Кипрскому с просьбой созвать на Кипре собор 1489 . Кипрский архиерей сразу же откликнулся и послал приглашения папе Римскому и двум патриархам – столичному и Александрийскому. Кир Александрийский прибыл на собор с пятью епископами, Гонорий послал диакона Гайя, а Сергий Константинопольский – архидиакона Петра. Когда они приплыли на Кипр, Аркадий пригласил св. Софрония. По словам Георгия, преп. Максим отказался плыть на Кипр, а поэтому Иерусалимского предстоятеля сопровождали «я, Георгий, двое моих учеников и еще восемь других епископов, находящихся под [канонической] юрисдикцией Софрония». Всего на соборе присутствовало 46 человек. Начавшиеся прения по спорному догматическому вопросу привели к расколу: одни участники поддерживали «учение Максима», другие отрицали его. Вследствие чего решено было направить делегацию к императору Ираклию, в которую вошли Георгий, архидиакон Аркадия, Лев, диакон Кира Александрийского, и Илия, нотарий св. Софрония. Ожидать ответа от императора участники собора не стали и разъехались по домам. Впрочем, этот ответ, как и следовало ожидать, был не в пользу св. Софрония и его православных сторонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Послесловие писателя Минеи-четии за месяц Август, л. 1543–1546. Алфавитный указатель имен святых, писателей и сочинений, заключающихся в четиих-минеях священника И. Милютина Авгарь царь Едесский. Августа 16. Окт. 18. Авраам праотец. Октября 9. Аммоний монах. Генв. 14. Андрей Боголюбский Вел. Кн. Июн. 29. Андрей Нижегородский Вел. Кн. Март. 28. Андрониевский монастырь. Сентября 25. Аркадий, Архиеп. Кипрский. Сент. 15. Арефа черноризец. Мая 3. Архипп Преподобн. Его повесть о чудесах Архистратига Михаила. Сент. 6. Афанасий Архиеп. Александр. Мая 21. Батый царь. Февр. 29. Благовещение. Слова па этот день. Март. 23. Богородица, Св. Дева Мария. Авг. 13, 31. Окт. 17. Болгары. Июн. 21. Василий Димитриевич Вел. Кн. Вон. 2. Василий Иванович Вел. Кн. Дек. 23. Василий и Константин, Вел. Кн. Ярославские. Июн. 8. Виталий старец. Ноябр. 12. Владимирская икона Богородицы. См. Иконы. Введение Богородицы. Сент. 8. Ноябр. 21. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. Сент. 14. Вознесенский монастырь, о начале и поставлены его. Июн. 7. Вера православная. Прение Григория Омиритского с иудеями. Февр. 29. Георгий авва. Повесть от Патерика. Март. 30. Голутвин монаст. Сент. 25. Грамота духовная Митроп. Киприана. Сент. 16. Григорий монах и пресвитер. Дек. 17. Григорий Цамблак. Окт. 14. Даниил авва. Июн. 7. Апр. 27. Давид Кн. Смоленский. Март. 5. Сент. 19. Давид Святославич Вел. Кн. Окт. 14. Димитрий Александрович Кн. Переяславский. Мая 20. Димитрий Иоаннович Донский Вел. Кн. Мая 19. Димитрий Юрьевич Красный. Септ. 22. Домант Вел. Кн. Литовский. Мая 20. Домиан авва. Февр. 29. Духу Святому Утешителю канон Максима Грека . Июн. 30. О душах человеческих и Ангелах. Март. 27. Евагрий монах. Мая 3. Евдокия Вел. Княгиня, во иночестве Евфросиния. Июн. 7. Евсевий Памфилий ский. Дек. 30. Евтихий Патриарх Цареградский. Апр. 6. Евфимий Патриарх Терновский. Сент. 13. Еретики Новгородские. Грамота Преп. Иосифа Волотского. Сент. 30. Епитимии. Слово Св. Григория Папы Римского. Март. 11. Епифаний иеромонах; его слово о житии Пресвятой Богородицы. Авг. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кипрские святые АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) ЕВТИХИЙ (IV в.), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы) ЕПАФРОДИТ (V в.), еп. Тамасский, участник Вселенского IV Собора (451), подписавший его определения, свт. (без пам.) ИГНАТИЙ († 1166), прп., местночтимый кипрский св. (без дня памяти), основатель мон-ря Хрисорройятисса близ Пафоса ИЛИОФОТЫ († ранее XI в.), кипрские святые (преподобномученики или преподобные), получившие название по имени старшего из них - иерея Илиофота (пам. кипр. 13 июля) ИОАНН ДЕ МОНФОР (XII-XIII вв.), св. католич. Церкви (пам. кипр. 24, 25 мая), франц. происхождения, рыцарь-крестоносец

http://pravenc.ru/rubrics/133288.html

палестиский, 19 дек.     Ариадна, (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент.     Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек.     Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня.     Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта.     Аркадий, преп. палест., 26 янв.     Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.     Арпила монах, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Арриан, муч. египетский, 14 дек.     Арсений (мужественный, греч.), великий, преп. египетский, 8 мая.     Арсений, преп. латрский, 13 дек.     Арсений, архиеписк. керкирский, 10 янв.     Арсений, еп. сербский, 28 окт.     Арсений, еп. тверской, 2 марта.     Арсений, пр. коневский, 12 июня.     Арсений, пр. комельский, 24 авг.     Артема, ап. из 70, 30 окт.     Артема (здравый и свежий, греч.), муч. кизический, 29 апр.     Артемий (здравый, греч.), муч. антиохийский, 20 окт.     Артемия (здравая, цветушая, греч.) царевна, дочь Диоклитиана, муч. римская, 7 июня.     Артемон, (парус, брамсель, греч.) еписк. Селевкии писидийския, 24 марта.     Артемон, пресв. лаодикийский, муч. кесарийский, 13 апр. Архелая (начальница людей, греч.), преподобномуч. салернская, 6 июня.     Архилий иерей, муч., 6 апр.     Архипп (господин лошадей, греч.), ап. из 70,19 февр. и 22 ноября.     Архипп преп., живший в Хонах, 6 сент.     Асинкрит (несравнимый, греч.), ап. из 70, 8 апр.     Аскалон (Аскла), муч. антинойский, 20 мая.     Асклипиад (эскулапов — врача, греч. αδχελς πιος постоянно благоприятный, врачующий), муч. смирнский, 11 марта.     Аскипиодота муч., 19 февр.     Асклипиодот (данный эскулапом, греч.), 3 июля.     Асклиада, муч. фракийская, 15 сент. (она же Асклипиодота 19 февр.)     Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды, греч.) синклитик, муч. кесарийский в Палестине, 7 авг.     Астерий, муч. римский, 6 июля.     Астерий, муч. киликийский, 20 мая.     Астерий, муч. момпсвестийкий, 29 окт.     Астий (городский, греч.), еписк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010