Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт. НЕСТОР свт. (пам. греч. 7 марта), еп. Тримифунтский - см. в ст. Аркадий и Нестор , святители, епископы Тримифунтские НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам.: 27 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Некнижный, в Дальних пещерах почивающий НЕСТОР († ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель

http://pravenc.ru/rubrics/122324_90.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АРКАДИЙ прп. (пам. 26 янв.) - см. Ксенофонт, прп. Константинопольский, супруга его Мария и сыновья их А. и Иоанн АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_24.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК ИЗ ЭВРИХУ Прп. Кириак из Эвриху. Икона. 1807 г. (ц. Кириака из Эвриху, Кипр) Прп. Кириак из Эвриху. Икона. 1807 г. (ц. Кириака из Эвриху, Кипр) [греч. Κυριακς τς Ερχου], прп. (пам. кипр. 24 мая). Точное время жизни К. из Э. не установлено, исследователи предполагают, что он жил между XI и XV вв. Этот святой не упоминается ни в синаксарях, ни в кипр. хрониках. В нач. ХХ в. служба К. из Э. была переписана в 2 экземплярах учителем Х. Канфосом из Платанистасы, но ее оригинал не сохранился. Новая служба составлена в 2000 г. гимнографом Х. Бусьясом. В службе святому говорится, что он род. в благочестивой семье и с малых лет был избранником Божиим. К. из Э. принял монашеский постриг и подвизался в посте и молитвах, достигнув под конец жизни состояния бесстрастия. Он получил от Бога дар чудотворения, исцелил и наставил на путь истинный мн. людей. В с. Эвриху находится церковь, построенная во имя этого святого, которая датируется кон. XV в. С сев. стороны к ней пристроена погребальная часовня с гробницей преподобного. В часовне хранится икона К. из Э., написанная архидиак. Лаврентием в 1807 г. Святой изображен в преподобнических одеждах, с серой раздвоенной заостренной бородой, с крестом в правой руке и со свитком в левой (надпись: «Тот, кто вкушает сладость Божию, ненавидит всё, что от мира сего»). Др. икона, написанная в 1743 г., сохранилась в плохом состоянии. В Эвриху в соборе вмч. Георгия Победоносца находится мощевик с честной главой преподобного, в ц. вмц. Марины хранятся 2 ковчега с его мощами. Близ дер. Айия-Марина в 3 км от с. Ксильятос есть церковь, посвященная К. из Э. Мон. Власий Ставровуниот предполагает, что посвящение могло быть связано с тем, что преподобный родился в этом селении, или с к.-л. чудом святого ( Βλσιος Σταυροβουνιτης. 1999. Σ. 113). Он упоминает о совр. чудесах К.: явлении святого пожилому жителю Эвриху, исцелении от рака головного мозга ребенка из Ларнаки ( Idem. Σ. 112-113). Лит.: Μακριος, ρχιεπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 36; Βλσιος Σταυροβουνιτης, μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 111-113; Καππας Δ. Χ. Ο ν Κπρ διαλμψαντες γιοι. Λεμεσς, 19982. Σ. 178-180; [Электр. ресурс]. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/1840207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рака с мощами свт. Василия Фессалоникийского [греч. Βασλειος] († до 869), свт., архиеп. Фессалоникийский (не позднее 858 - после 865) (пам. греч. 1 февр.). Родом из Афин, был поставлен митрополитом Гортины, но был вынужден оставить Крит из-за вторжения арабов (824). Прибыл в К-поль и затем был возведен на Фессалоникийскую кафедру. Вероятно, поставление было совершено Патриархом Мефодием I (т. е. после 843). В. не побоялся высказать упрек визант. имп. Михаилу III за насмешки над церковной иерархией, и за это был подвергнут жестоким наказаниям. В. являлся убежденным сторонником К-польского Патриарха Игнатия . Римский папа Николай I Великий в письме к имп. Михаилу III (865) называет В. в числе архиереев, наиболее враждебных Патриарху Фотию . Возможно, за приверженность Патриарху Игнатию В. был отправлен на нек-рое время в ссылку. Скончался до 869 г., поскольку на Соборе 869 г. присутствовал архиеп. Фессалоникийский Феодор ( Mansi. Т. 17-18. Col. 373). Рака с мощами В. находится в храме Св. Софии в Фессалонике. Иногда В. ошибочно считают одним лицом с Василием, архиеп. Фессалоникийским, автором Жития прп. Евфимия Нового Солунского ( Лопарев. С. 469; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 698). Память В. в соборе Афонских преподобных (2-я неделя по Пятидесятнице) следует отнести именно к агиографу Василию, основавшему на Св. горе мон-рь в честь Вознесения Христова. Память В. отмечалась в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 438-439; без жития), в нек-рых греч. стишных синаксарях (напр., Paris. Nat. gr. 1582, XIV в.) и затем была внесена в печатную Минею (Венеция, 1596). Фреска с изображением В. находится в алтаре собора ватопедского мон-ря на Афоне (1312). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 206; ActaSS. Febr. T. 1. P. 244; PG. 105. Col. 529-532 [ Никита Пафлагон. Житие Патриарха Игнатия]; PL. 119. Col. 956 [Послание папы Николая I]; SynCP. Col. 438-439. Лит.: Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 469-476; Janin R. Basile Ier, archevêque de Thessalonique//DHGE. T. 6. Col. 1160; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 698; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 75. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/150487.html

Прп. Неофит Затворник. Икона. 1600 г. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника) Помимо «Уставного завещания» одним из важнейших трудов Н. З. является «Панегирикон» - сборник Похвальных слов в честь мн. святых, нек-рые упомянуты только в этом источнике, напр. Аркадий и Феосевий Арсинойские. В сборник включены также сказания, посвященные чудесам и стихийным бедствиям: «Воспоминание о различных землетрясениях», «Слово о некоем монахе в Палестине, прельщенном демонами и впавшем в заблуждение в лето 1185 г.» (в сказании упомянут захват Св. земли Салах ад-Дином в 1187). «Панегирикон» содержит кипрские предания; так, в «Похвальном слове в честь Константинопольского патриарха Геннадия I» есть рассказ о смерти этого святителя от холода зимой в окрестностях Пафоса и о его посмертных чудесах, связанных со спасением замерзающих (см. ст. Геннадий I ). Похвальное слово в честь преподобных Андроника и Афанасии (IV-V вв., пам. 9 окт.) объясняет феномен особого почитания этих святых на Кипре, с к-рым они никак не были связаны. Согласно сведениям Н. З., изложенным в Похвальном слове, культ этих святых сир. происхождения, подвизавшихся в Египте, возник благодаря чудесам мироточения и исцеления от их икон, находившихся в посвященном им храме на Кипре (местонахождение храма на данный момент не установлено). Иконы и информация о святых попали на Кипр из Атталии (ныне Анталья, Турция), к-рая имела с островом прочные торговые связи и где хранилась часть мироточивых мощей подвижников. Сочинения Н. З. содержат сведения по истории, литургике, агиографии и климату, относящиеся ко времени жизни святого, они также являются источниками сведений по истории богословской мысли. Долгое время эти труды не привлекали особого внимания исследователей; начиная с XVIII в. издавались отдельные небольшие сочинения Н. З. Однако в кон. 90-х гг. XX в. интерес к литературному наследию подвижника возобновился. В изд-ве мон-ря Н. З. был подготовлен 6-томник всех сохранившихся трудов преподобного (Συγγρμματα Αγου Νεοφτου του Εγκλεστου. Πθος, 1996-2008). Издание осуществлено комиссией во главе с настоятелем мон-ря Леонтием, созданной при поддержке архиеп. Кипрского Хризостома.

http://pravenc.ru/text/2565024.html

263-264 АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) 264-266 266-267 267-268 АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; † 1868), старообрядческий епископ, управляющий Славской епархией 268-269 АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) 269-271 АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 1857), местночтимые старообрядческие подвижники, преподобномученики (пам. 18 янв., 29 июня) АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых) 272-273 273-274 274-275 АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда) 275-276 276-277 277-278 278-379 АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии 279-283 283-284 284-285 285-286 286-322 АРМЕНОПУЛ Константин (сер. XIV в.), византийский юрист и канонист, писатель, автор юридичических сочинений 322-323 323-324 324-325 325-326 326-329 АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей 329-355 АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном 355-356 356-374 374-375 375-376 378-378 378-379 АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви 379-380 380-381 АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОЕР название городов: 1) к вост. от Мертвого моря 2) близ г. Раввы город на юго-востоке колена Гадова

http://pravenc.ru/vol/iii.html

26. святитель Аркадий Арсинойский . Происходил из места Меландра Пафской области. Образование получил в Константинополе. Был призван обратно на Кипр после смерти епископа Арсинойского Никона. Прославился аскетической жизнью, добродетелями и чудесами. 27. святитель Аркадий Тримифунтский . Память – 7 марта. Много потрудился в борьбе с идолопоклонством и многие чудеса сотворил. 28. преподобный Артемон . 29. мученик Афанасий Анагност . Исповедовал Христа во время Максимиана, принял мученическую смерть в Саламине (Кипр) через отсечение головы. Память – 23 июня. 30. святой Афанасий Пентасхойнитский . Руины Пентасхойнита лежат южнее деревни Агиос Феодорос в области Ларнаки. Этот святой изображался в кипрских церквах в сане диакона. 31. святитель Афанасий Хитронский . Жил в IV веке, был епископом Хитрона (местность Китрея в области Никосии), преемствуя святому Паппию. Истинность избрания его была удостоверена чудесами. 32. преподобный Валантий . Также один из переселившихся на Кипр. Подвизался у места Пера, область Никосии. 33. преподобный Варлаам . Упоминается среди приехавших из Палестины на Кипр. Подвизался в месте Ародас, Пафской области. 34. апостол Варнава . Был родом с Кипра, эллинизированный иудей. Будучи в Иерусалиме, обратился ко Христу. Сопровождал апостола Павла в его путешествиях в Антиохию, Листру, Иконию, и Малую Азию. Отделившись от апостола Павла, вместе с племянником Марком отправился на Кипр и трудился, проповедуя христианство на устрове. Принял мученическую смерть в Саламине, будучи забросан камнями от иудеев. В 478 г. архиепископ Анфим обрёл мощи апостола. На груди у него было переписанное Евангелие от Матфея, которое было подарено императору Зинону, а мощи апостола погребли в специально построенном храме. 35. святитель Варнава I . Был одним из архиепископов Кипрских. 36. святитель Варнава II . Другой архиепископ Кипрский, упоминаемый среди святых. 37. святитель Варнава, епископ Лапифский . 38. преподобный Варнава . Один из тех подвижников, кто переселился на Кипр из Палестины. Был родом из Каппадокии. Подвизался вместе с прп. Иларионом в месте Перистерона, области Никосии. Память – 21 октября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

12. святитель Алексий, архиепископ Кипрский . 13. святой Амвросий . 14. мученик Аммон . Пострадал вместе со св. Александром, который был его учителем. Память в тот же день - 9 февраля. 15. преподобный Анастасий Чудотворец . Память – 17 сентября. Упоминается среди христиан, переселившихся из Палестины на Кипр. Могила его находится рядом с храмом, посвящённом его имени в местности Перистерон. 16. святой Андроник . 17. святитель Априон . Память – 7 февраля. 18. святая Арга . В области Никосии сохранился храм, посвящённый ей. 19. святой Аристон . В деяниях апостола Варнавы упоминается как служитель языческого храма в Кроммиакитине (ныне деревня Кормакитис в области Никосии). Аристон уверовал во Христа и стал верным последователем Варнавы. Церковный историк Евсевий приводит его как пресвитера Аристона, одного из «старцев», сообщавших апостольское предание святому Паппию Иерапольскому. 20. апостол Аристовул . Упоминается как брат апостола Варнавы. Рукоположен во епископа апостолом Павлом. Был послан в Британнию, где проповедовал язычникам. Память – 15 марта. 21. святитель Аристоклиан . Ученик апостола Варнавы. Был прокажённым и был исцелён в Антиохии. Поставлен апостолами Павлом и Варнавой во епископа и послан проповедовать на Кипре среди языников. 22. мученик Аристоклий Пресвитер . Память – 20 июня. Происходил из города Тамаса, ныне деревня Политику в области Никосии. Во время гонения Максимиана услышал от Бога повеление переехать в Саламину. Отправился вместе с мучениками Димитрианом Диаконом и Афанасием Анагностом. Сразу по прибытию в Саламину исповедовал Христа и вместе с другими был казнён через отсечение головы. Память – 23 июня. 23. святитель Аристон . Был епископом на Кипре, арестован и сослан во время гонения Диоклетиана, освободившись из ссылки (δεσμν), написал житие мученика Филонида. 24. святитель Аристон Арсинойский . Был епископом Арсиное (ныне место Хрисохус в Пафской области). Св. Неофит пишет о нём как о победителе демонов. 25. святитель Аркадий . Был предстоятелем Кипрской Церкви в 626-642 гг., архиепископом Саламина (тогдашней столицы Кипра). Память – 29 авргуста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Папа Феодор в послании патриарху Павлу настаивал на анафематствовании «Эктесиса», в чем ему было отказано. Ввиду малолетства и неизбежной поэтому несамостоятельности императора Константа, сына рано умершего Константина III, обнаружилось, что в столице империи монофелитство держится не только принуждением к нему со стороны светской власти, но приверженностью ему части епископата и духовенства и главным образом самого патриарха Павла, который оказался верным продолжателем дела своих предшественников Сергия и Пирра. Убедившись в этом, папа в 643 году объявил о низложении Павла, который, естественно, проигнорировал этот акт папы, и в результате каноническое общение между Римом и Константинополем было разорвано. Но не все епископы Востока были в единомыслии с монофелитом Павлом. 29 мая 643 года митрополит Кипрский Сергий созвал собор, от имени которого он писал папе о своей «солидарности с римским православием… заявляя готовность умереть за православие; надо уничтожить все, что противно Халкидонскому Собору. Сергий сообщает, что его предшественник Аркадий молчал, ожидая исправления заблуждения. Но теперь Сергий уже не питает этих иллюзий» . Очевидно, что и другие епископы продолжали молчать не из единомыслия с патриархом Павлом, а потому что, подобно ему, все еще надеялись на то, что он образумится. Этого, однако, не происходило. Монофелиту патриарху Пирру на диспуте оппонировал, защищая Православие, пожилой монах Максим В этот момент эпицентром богословской полемики становится Африка и столица этого экзархата Карфаген. В 640-е годы, после захвата Сирии, Египта и Ливии арабами, в Африку хлынул поток эмигрантов из завоеванных стран. Среди них были и православные халкидониты, и монофизиты и те, кто пытался ценой монофелитского компромисса примирить тех и других, и даже несториане. В Африку бежали, вероятно, не только от мусульман, но и от преследований со стороны приверженной монофелитству императорской власти. Господствующим языком диоцеза была латынь, в то время как беженцы говорили на разных языках: коптском, сирийском, армянском, но в основном все-таки по-гречески. И вот там, в Карфагене, в июле 645 года, состоялась имевшая далеко идущие последствия публичная богословская дискуссия в присутствии экзарха Африки Григория, православного диафелита по своим богословским воззрениям. Участниками диспута были низложенный патриарх Пирр и не имевший священного сана пожилой монах Максим, впоследствии прославленный Церковью в лике преподобных.

http://pravoslavie.ru/99861.html

Ближайшим сотрудником Аркадия был Марин (диакон, потом пресвитер), к которому прп. Максим будет направлять свои наиболее важные Богословско-полемические сочинения разных периодов полемики, в том числе при жизни Аркадия (ум. ок. 643 г.) 132 ; очевидно, настоящим их адресатом являлся Аркадий. Именно на Кипре по благословению архиеп. Аркадия на основе жития, написанного свв. Софронием и Иоанном Мосхом , будет составлено житие свт. Иоанна Милостивого 133 , в котором весьма высоко говорилось и о ближайших советниках патриарха – свв. Иоанне Мосхе и Софронии. Следующий епископ Кипра Сергий в мае 643 г. напишет папе Феодору, что Аркадий, пусть даже по икономии хранивший молчание в спорах, был на стороне православия и Рима и завещал ему следовать тем же путем 134 . Из всего этого можно сделать вывод, что, несмотря на определенную напряженность, которая могла иметь место между свт. Софронием и архиеп. Аркадием на раннем этапе моноэнергистского кризиса, в конечном счете последний рассматривался, возможно, свт. Софронием и уж точно прп. Максимом как важный стратегический союзник, способный к тому же хоть как-то повлиять на церковную политику в Константинополе. О том, что архиеп. Аркадий до самой своей смерти не переставал умолять принявших Экфесис отказаться от монофелитства, прп. Максим свидетельствует в opusc. 12: PL 129, 575B, так что и переписка прп. Максима с Марином наверняка играла важную роль в доведении до Аркадия аргументов в пользу православного учения, которое он, в сущности, разделял. Это следует иметь в виду, обращаясь к соответствующим Богословско-полемическим сочинениям. Если же вернуться к вопросу о начале спора о моноэнергизме, то, как бы ни решался вопрос о «Кипрском соборе», можно предположить, что к раннему периоду полемики, вероятно, еще до принятия Псифоса, относится opusc. 5 прп. Максима, датируемое Шервудом ок. 633 г. 135 , где, как отмечает этот исследователь, прп. Максим выказывает себя сторонником учения о двух энергиях и полемизирует с учением об одной (что было запрещено Псифосом, который прп. Максим принял, а значит, скорее всего, opusc. 5 было написано до него). Прп. Максим, что примечательно, приводит аргументы философско-богословского и отчасти диалектического характера (а не разбирает цитаты из Писания и отцов), сходные по своему типу (но, разумеется, не по содержанию) с аргументами теоретика моноэнергизма Феодора Фаранского в его письме к Сергию 136 . Не исключено, что opusc. 5 имеет какое-то отношение к полемике вокруг моноэнергизма на Кипре, в которой на ранней стадии споров (и безотносительно к «собору») мог так или иначе принять участие через своего ученика Анастасия прп. Максим, как об этом говорится в Псогосе 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010