В 1929 году Главнаука поставила Никольскую церковь на учёт как памятник архитектуры первой категории и даже делала попытки для реставрации здания. С 1940 по 1945 годы церковь использовалась под склады сельсоветом и более двух лет под склад соли. Только в июле 1945 года было разрешено совершать службу в Никольской церкви. Колокольня Завершающим звеном в формировании ансамбля стала колокольня. Она была построена в 1834 году, когда во многих местах на Севере развернулось каменное строительство. Снова, не желая отставать от времени, предприимчивые ненокшане, хотя и возводят деревянную колокольню, но в подражание каменной. В 1989 году начались реставрационные работы под руководством А. В. Попова. Колокола Количество колоколов менялось по мере ремонта и появлении новых на звоннице. Звучание колоколов было настолько внушительным, что его сравнивал с соловецкими звонами. Рассказывают легенду, по которой во время Крымской войны 1853-1856 годов к побережью в районе Нёноксы подошла английская военная эскадра. Когда колокола забили тревогу, англичане отступили. Самый массивный колокол «Обача» сохранился. На колоколе есть надпись: «Тизанием того посада Климента Коковина Ивана Скребцова 1764 года месяца сентября дня лит сей колокол у города Архангельского в Нёнокский посад к церкви Живоначальной Троицы», а ниже клеймо: «Лил сей колокол Соли Вычегодской человек Михайло Васильев сын Заикин». Кроме «Обачи», сейчас на звоннице три колокола, отлитые на СМП. Иконы Наиболее ценные иконы Нёноксы находятся в коллекции Государственного Эрмитажа: Новгородская икона 15 века «Св. Никола Чудотворец в Житии», икона 17 века: «Иоанн Богослов в молчании» и «Св. Кирилл Белозерский в Житии» — все они поступили из Троицкой церкви. В постоянной экспозиции Государственного музейного объединения» Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск) представлены десять икон из Троицкой и Никольской церквей, а также находившиеся в несохранившейся церкви Св. Климента. Это написанные в 16 веке иконы «Воскресение – Сошествие во ад», две иконы «Богоматерь Одигитрия», «Великомученики Флор и Лавр, священномученик Василий, епископ Севастийский», «Иоанн Предтеча, с житием», «Священномученик Климент Папа Римский, с житием». Относящиеся к 17 веку «Преподобный Зосима и Савватий Соловецкие, с житием», «Преподобный Антоний Сийский, с житием», «Преподобный Антоний Сийский», и к началу 18 века – «Мученики Флор и Лавр с житием». В Северодвинском городском краеведческом музее хранится икона «Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием», написанная в 1695 году.

http://sobory.ru/article/?object=16203

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Поморье издан уникальный альбом о северном Православии 20.07.2007 Недавно в Финляндии был отпечатан уникальный альбом настоятеля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандрита Трифона (Плотникова) , посвященный Православию северных земель и Антониево-Сийской обители. Во вступительном слове владыки отмечается, что Сийский монастырь “являет собой средоточие духовной жизни, преображающей мир, жизни монашеской, где оба крыла - труд и молитва - должны быть крепки”. Первый раздел (“Врата небесные”) рассказывает об истории обители с момента ее основания и до наших дней. История Сийской обители раскрывается в альбоме через очерки о каждом из архимандритов. Очерки написаны отцом Трифоном в такой манере, что возникает чувство живого разговора, благодатного диалога автора и читателя. В этом разделе собраны и обобщены интересные сведения и факты, например, о том, как преподобный Антоний вместе с братией выстроили храмы во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Сегодня Троицкий собор, Благовещенский и Сергиевский храмы составляют основу архитектурного ансамбля монастыря. В него входит также храм - колокольня во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы. Благодаря подвижническим трудам прп. Антония монастырь стал важным духовным и административным центром Русского Севера. Ему энергично помогали великие князья московские Василий Иванович и Иван Васильевич (Грозный). Преподобный Антоний , сийский чудотворец, отошел ко Господу 7 декабря 1556 года. Его мощи, погребенные в Троицком соборе, открыты для поклонения. Известны случаи, когда уже в наши дни молящиеся у мощей святого получали по вере своей исцеление и утешение. Основатель обители был канонизирован во время настоятельства “одного из самых деятельных его последователей игумена Питирима”. Православная книга России/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.07.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3416.html

И сразу же сообрази: а вот две келейных преподобного Сергия иконы, перед коими так же точно, как Серафим Саровский , молился, на коих Сергий угасающий взор остановил. Серафим близок, а Сергий почему далёк?? Вот тебе и ризы Сергиевы пестрядинные, и его ученика фелонь и книга тут. Добавлю, наконец, что и тому радуешься о святых нашего времени, что они доказательство пребывания благодати в церкви Христовой и в наши дни. Убоги, жалки, скаредны ценности мира сего. Только вера Христова есть действительность. Только Мессия истинная реальность. Люблю святых Божиих угодников Севера, своего родного края. Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний Сийский, Кирилл Белозерский и многие, многие… Но вот живу в Средней России два десятка лет, и уж близки стали не только, напр , божественный Сергий и Никон, его ученик чудный, люблю уж не только святых общеименитых «всея России чудотворцев»; Серафима и прочих великих, не только люблю Оптинского Амвросия и Льва, и Макария, и Антония, и Анатолия, в Оптинской подвизавшихся, Димитрия Ростовского , Тихона Задонского , Митрофана Воронежского . Их все знают и ублажают. Везде их лики. О них мог бы как-то и на Севере узнать. Живя в Средн России, люблю, полюбил и по брату ставшего близким сердцу моему Савву Звенигородского. И кто ещё? Да всех святых угодников, что в старых московских градах и обителях почивают. А святые угодники Севера рисуются мне: море шумит, волны бегут, ветры, бегут корабли, белые парусы. И они: Зосима и Савватий, Антоний Сийский, Елисей Сумский, Герман, Иринарх; Пертоминские Вассиан и Иона, Яренгские Иван и Логгин… Везде они по северным морям. Они как чайки, нигде им не загорожено. С кораблями они плывут, обороняют попавших в относ на льдинах, видят их у руля, направляющих в гавань шкуны, видят с веслом правильным на краю льдины. Угодников Соловецких Зосиму, Савватия, Германа, Иринарха, Елеазара, Святителя Филиппа (Колычева) в XVII, XVIII, XIX веках видали многажды на судах, стоящими, как мачты, с мантиями, наполненными ветром, проводящими гибнущий корабль в гавань.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Другой ученик преподобного Александра, преподобный Макарий, основал Макариевскую – Оредежскую пустынь в 110 км от Новгорода; преподобный Никифор (†1516; пам. 8 янв.), происходивший из крестьян Важинского погоста, основал Важеозерскую пустынь в 62 км от Олонца на Важе озере 33 , а преподобный Афанасий – Сяндомскую пустынь в 22 км от Олонца. Сын новгородского посадника Иван Климентьев занимался торговлей солью. В 1490 году пережил с опасностью для жизни сильную бурю на Онежском озере. Позднее, исполняя данный обет, он в 1520 г. на одном из островов Онежского озера основал Климецкий монастырь во имя Живоначальной Троицы 34 , где принял монашеский постриг с именем Ионы (†1534; пам. 6 июня). В связи с колонизацией Севера и миссионерской деятельностью Новгородского архиепископа Макария строятся храм и монастыри на Кольском полуострове, где проживали лопари. Так, преподобный Трифон (†1583; пам. 15 дек.), новгородец по происхождению, в 1533 году основал Печенгскую Троицкую обитель на реке Печенге на Мурманском берегу Кольского полуострова 35 . Основав монастырь, он приходил в Великий Новгород за антиминсом к святителю Макарию. В эти же годы в городе Коле старец Феодорит основал Усть-Кольский Троицкий монастырь. Преподобный Антоний Сийский (†1556; пам. 7 дек.) происходил из простых новгородцев. В миру его звали Андрей, родом он был из деревни Кехта Двинского края. Овдовев, он решил посвятить себя монашеской жизни, приняв постриг в Пахомиевской пустыни Каргопольского уезда на реке Кене от преподобного Пахомия Кенского (XVI в.; пам. 14 мая). В 1513 г. он заложил на Шелони, в 194 км к юго-востоку от Онеги, Николаевский монастырь, а затем в 1519 или 1520 г. – знаменитый Антониев Сийский монастырь в 78 км от Холмогор на реке Сии 36 . Скончался он в 1556 году в возрасте 79 лет. Он был особо почитаем в царской семье, царевич Иоанн Иоаннович (†1581) написал житие 37 и службу Преподобному 38 . Значительное число монашеских обителей было создано в Вологодском крае, получившем именование “Русская Фиваида”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Изгнанные монахи после долгих скитаний по лесу встретили охотника Самуила из с. Бросачева Емецкого стана, к-рый рассказал им о месте на полуострове Михайловского оз., неподалеку от р. Сии, отмеченном мн. чудесными знамениями: здесь старожилы неоднократно слышали колокольный звон, монашеское пение и видели монахов, вырубавших лесную чащу. Прп. Антоний и его спутники поставили здесь крест и положили основание Свято-Троицкому мон-рю. Согласно Житию, все 6 иноков, сподвижников прп. Антония, отличались особенной строгостью жизни. По-видимому, И. подвизался в Свято-Троицком мон-ре до кончины, погребение его неизвестно. В кормовой книге Антониева Сийского монастыря XVII в. записано празднование в 4-ю субботу Великого поста панихидной памяти И. в числе 6 «начальных» старцев обители вместе с памятью прп. Пахомия Кенского и памятью родителей прп. Антония: «В субботу 4-ю святаго Великого поста. Поминать чюдотворцева старца преподобнаго отца нашего игумена Пахомия и начальных старцев: инока Александра, инока Иоакима, инока Исайи, инока Елесея, инока Александра, инока Ионы. Да чюдотворцевых родителей: Никифора, Филиппа, Елевферия, иноки Агрипины. Пети панахида пред обеднею собором, и обедня служить собором же. На братию утешение» (РНБ. СПбДА. А. II. 383. Л. 58). Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Новгородских святых при возобновлении празднования Собору в 1981 г. (Собор известен с ок. 1831). Имя И. вошло в Собор Сийских святых, празднование к-рому в 3-ю Неделю по Пятидесятнице было установлено 15 июля 2008 г. указом Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . В подклете Благовещенской ц. в Антониевом Сийском монастыре обустраивается храм, посвященный Сийским преподобным. В монастыре составлена молитва Собору Сийских святых. Ист.: Житие прп. отца нашего Антония Сийского: С изображ. преподобного и объяснит. примеч. М., 1907; Никодим (Кононов), иером. О церк. почитании прп. Антония, Сийского чудотворца: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901; Пономарёв А. И., ред. Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-рус. Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-340; Даниленко А. Н. Празднование Собора Сийских святых//Духовный сеятель: Газ./Сийский мон-рь. 2009. 6(129). Июнь. С. 7.

http://pravenc.ru/text/468875.html

Преподобный Антоний Сийский В понедельник, в мглистый предрассветный час, в тот час, когда восток едва начинал сереть неясными очертаниями окружных гор в отсветах краткого зимой северного дня, на память Амвросия Медиоланского , 7 декабря 1556 года, в одной из скромных келий Троицкого монастыря, окруженного с трех сторон руслом полноводной Сии, умирал 80-летний старец, согбенный возрастом и трудами. Братия, столпившаяся в клетушке, которой суждено было принять последнее воздыхание молитвенника, казалась глубоко подавленной неожиданностью последовавшей развязки: всего несколько недель назад они правдами и неправдами уговаривали отца, уединившегося для сугубого подвига во внутренней пустыне, вернуться в монастырь и принять на себя игуменство, оставленное им за два года до того. И Антоний отказывался, ссылаясь на немощь, болезни, иссякновение сил… Тогда, полагая доводы старца слабыми, недостаточными, братия прибегли к прямым угрозам и даже манипуляциям: «Если ты не вернешься в обитель и не примешь в свои руки настоятельский жезл, мы все покинем монастырь и разбредемся, “аможе восхощем”, аки овцы, не имущии пастыря». И Антоний вернулся. Допустить опустошение обители, на устроение которой он потратил добрую половину своей жизни, было невозможно. Со свойственной ему прозорливостью, дар которой преподобный стяжал в конце своей монашеской жизни, он, по всей видимости, мог догадываться, что многие желали покинуть обитель льстиво, а на самом деле, эксплуатируя его отцовские чувства, они искали наиболее действенный аргумент для его водворения в непосредственной близости от места соборной молитвы и монастырских служб. Тем не менее Антоний почел за благо этого не заметить. Что он покидал во внутренней пустыне? «Само зрение места того в чювство привести может зрящих его», – в восхищении, свойственном очевидцу, своими глазами созерцавшему величественную красоту северной природы, восклицает агиограф, описывая эту внутреннюю пустыню, в которую Антоний перебрался из скита в трех поприщах от обители, где проживал с одним из братьев чуть ранее. Вообще с годами преподобный Антоний все более и более искал уединения, покоя…

http://pravoslavie.ru/109401.html

См. Житие Всеволода-Гавриила в редакции Григория//Охотникова В.И. Псковская агиография XIV–XVII веков: Исслед. и тексты. СПб. 2007. Т. 1. С. 186, 195. 519 Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии). С. 530. 522 Житие Филарета Милостивого. С. 216. К сожалению, мне не удалось познакомиться с исследованием: Ludwig С. Sonderformen byzantinischer Hagiographie und ihr literarisches Vorbild: Untersuchungen zu den Viten des Äsop, des Philaretos, des Symeon Salos und des Andreas Salos. Frankfurt/M. et al, 1997. S. 79−88. (Berliner byzantinistische Studien; Bd. 3), которое упоминает Т.Р. Руди (Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 95, примеч. 182). 523 Кстати, заметим, что в Житии Антония Сийского Иона тоже говорит о нищелюбии Антония в домонашеский период и косвенно, при упоминании повеления, данного Антонием-игуменом братии, кормить нищих и подавать им милостыню (ЖАС, с. 280), однако не уподобляет его Иову, что, вероятно, объясняется незначительностью темы нищелюбия в контексте жития. 531 О формуле «принятия ангельского образа» как одного из топосов подражания ангелам, присущего житиям преподобных, см. там же. С. 434−435. 532 Мотив борьбы с невидимым врагом, по словам Т.Р. Руди, широко распространён в житиях разных типов, а в житиях преподобных является обязательным (Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 483−485). 534 О теме аскетических подвигов и наиболее устойчивых способах её реализации см. Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 477−479. 535 Некоторые святые за несколько лет до смерти готовили себе гроб и плакали о своих грехах, как, например, Зосима Соловецкий (Житие Зосимы и Савватия Соловецких//БЛДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 94−95) и Мартирий Зеленецкий (Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь/Изд. подгот. Е.В. Крушельницкой. СПб. 1998. С. 104−105). Нередко, чувствуя приближение смерти, подвижник, если мог, усиливал пост и молитву, как тот же Мартирий Зеленецкий, а также Антоний Сийский (Житие Антония Сийского в редакции Ионы//Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь: Житие Антония Сийского. С. 297) и Дионисий Глушицкий (Житие Дионисия Глушицкого Основной редакции. С. 118:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В годы относительного благополучия своего мон-ря А. С. оставил управление им иером. Феогносту и удалился для отшельнического жития за 3 версты от мон-ря, на о-в в Дудницком оз., где поставил часовню во имя свт. Николая Чудотворца. Здесь преподобный предавался суровым аскетическим подвигам, питался только от труда рук своих: сам расчищал землю под посевы, сеял и убирал хлеб. После совершения молитвенного правила он всю ночь вручную молол хлеб, часть муки оставлял себе на пропитание, а остальное отправлял в мон-рь. Чтобы усугубить подвиг, во время молотьбы преподобный раздевался по пояс и отдавал свое тело на съедение комарам. Спустя нек-рое время А. С. удалился на 5 верст от прежней пустыни - на оз. Падун. Всего в пустынях близ мон-ря он прожил ок. 2 лет. Когда Феогност оставил игуменство, А. С. вынужден был вернуться в обитель и вновь стать ее настоятелем. В житии рассказывается, что преподобный обладал даром прозорливости. Однажды инок Филофей, к-рый хотел тайно покинуть мон-рь, зашел в келью А. С. Преподобный открыл Филофею его помысел и тем уберег от гибели. В др. раз, на праздник Преображения, иноки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. А. С. благословил их идти на озеро к мысу Красный Нос. Улов был так велик, что этой рыбой питались в мон-ре долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой. Незадолго до кончины А. С. составил «Духовную память» - наставление по устройству монашеского общежития (Архангельский краеведческий музей. Инв. 3590). Книги, собранные А. С. за годы игуменства, стали основой впосл. богатейшей б-ки Сийского мон-ря (в 1556, по отписному списку, составленному преподобным перед смертью для нового игум. Кирилла, числилось 66 книг). Местное почитание А. С. началось, по-видимому, сразу после его кончины. Общецерковная канонизация А. С. состоялась на Соборе 1579 г. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-ре была построена новая ц. в честь Св. Троицы с приделом во имя А. С. В 1652 г. Патриарх Никон по дороге на Соловки посетил Сийский мон-рь, и по указу Патриарха в Киехте был построен храм во имя А.

http://pravenc.ru/text/116108.html

С. При сийском игум. Феодосии (Лебедеве; 1643-1652 и 1663-1688) были записаны 11 посмертных чудес А. С., свидетелем к-рых был игумен: исцеление диакона (1660), 2 расслабленных (1661), слепого игум. Евфимия и др. В 1672 г. в окрестностях мон-ря больше месяца стояла дождливая, холодная погода, грозившая неурожаем. Монастырскому рабочему Иоанну Тырыданову явился А. С. и повелел передать игумену, чтобы он совершил крестный ход к Угловатому оз., а населению монастырской округи - строго соблюдать посты и постные дни. Игум. Феодосий 2 раза ходил крестным ходом к Угловатому оз., где стояла часовня в честь Воздвижения Креста Господня, устроенная Феодосием в 1668 г., после чего установилась хорошая погода. 7 июля, совершив 3-й крестный ход с благодарственным молебном, игум. Феодосий установил совершать его ежегодно в этот день. Значительные события в жизни обители фиксировал также летописец Сийского мон-ря, в к-ром записаны 24 чуда преподобного, случившиеся при игум. Феодосии; в частности, 15 сент. 1679 г. у гроба А. С. сама собой затеплилась лампада, масло из к-рой излечивало тяжелые недуги. Мощи преподобного почивали под спудом в Троицком соборе Сийского мон-ря, у юж. стены храма, рядом с приделом его имени. Над гробницей находился образ Св. Троицы, написанный преподобным. В 1859 г. над мощами поставили серебряную чеканную раку. 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт, мощи святого в советское время не вскрывались. 13 авг. 1992 г. Антониев Сийский мон-рь в полуразрушенном состоянии был передан РПЦ. В наст. время восстанавливается Благовещенский храм и ц. во имя прп. Сергия Радонежского, готовится восстановление Троицкого собора. С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко Гимнография Службу А. С. специально для Собора 1579 г. написал царевич Иоанн; создание службы предшествовало работе над житием А. С., о чем свидетельствует запись в списках службы XVI в. (напр., РНБ. Q. I. 22. Л. 390). Служба, созданная царевичем Иоанном, не получила широкого распространения; известна она по 2 ненотированным рукописям: РНБ ОСРК.

http://pravenc.ru/text/116108.html

Спустя несколько дней понял он грех свой и стал каяться в том; когда призвал он на помощь Антония, зрение к нему возвратилось, и после того поступил он в Сийский монастырь. Преподобный Сийский любил писать святые иконы. В обители его остается руки его, кроме чудотворного образа Святой Троицы, икона Богоматери; во многих других местах Архангельского края еще целы иконы искусного письма его. При нем многие из братии занимались писанием икон. Эта любовь к иконописанию долго оставалась в его обители и после его кончины. Ныне хранится там книга с рисунками XVII века 1000 . Преподобный и по кончине одним из чудес показал, что украшать храмы иконами считает он за дело святое. Питирим, бывший игумен Комельской Николаевской обители, живя на покое в Сийском монастыре, много занимался писанием икон новых и поновлением старых; но он стал тяжко болен; болезнь усилилась наконец до того, что он близок был к смерти. В тонком сне видит он, что от гробницы преподобного идет в келью его старец, согбенный летами, но благолепный, покрытый сединами. «Хочешь ли быть здоровым и окончить начатое?» – спросил больного старец. «Хочу, но не могу», – отвечал Питирим. «Святая Троица исцеляет тебя, – сказал явившийся, – не ослабевай в деле твоем: я настоятель Антоний пришел посетить тебя в болезни». Питирим почувствовал себя здоровым. Купец плыл с товаром к устью Двины, – в карбазе его была и монастырская рыба, – поднялась буря, волны катились горами; пловцы отчаялись в спасении. Неожиданно купец видит вблизи себя старца, который мантией прогоняет волны от карбаза. «Ты призываешь многих на помощь, – сказал он изумленному, – а меня не зовешь, хотя тут есть собственность нашей обители, но – Бог устроит тишину». «Кто ты, человек Божий?» – спросил пловец. Явившийся назвал себя Антонием и стал невидим. С той минуты море стало утихать, и подул попутный ветер. Купец прибыл в монастырь и принял здесь пострижение в иночество. Память преподобного Григория Отечеством святого Григория, ктитора Афонской обители Григориата, была Сербия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010