Закрыть itemscope itemtype="" > Северные святые. Пейзажи на иконах 19.09.2016 522 Время на чтение 5 минут Посмотреть на икону как на образ, являющий сакральное, потаенное, рождающий чувства, влекущие к горнему, и как на предмет искусства, переносящий в ушедшие века и раскрывающий вполне обыденную жизнь. Именно в таком ракурсе можно воспринимать новую выставку «Северные святые. Пейзажи на иконах», открытую в Архангельске. Взгляд сквозь века По мнению искусствоведов, экспозиция уникальна крайне редкими образами с панорамными изображениями природы, архитектуры, предметов быта. Они способны напомнить о забытых страницах истории и даже раскрыть некоторые тайны. По мнению доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусского искусства музея ИЗО Татьяны Кольцовой, в этом отношении интересна икона «Житие святого Антония Сийского», написанная в середине XVII века: «В центре иконы - образ угодника Божия, а вокруг - его жизнь, протекающая на фоне пейзажей, архитектурных построек, чаще всего реально существовавших. Один из современных монахов Сийского монастыря указал на клеймо, считаю, уникальное: взгляд из XVII века, будто с птичьего полета, на полуостров, на котором Антоний Сийский основал монастырь. Вот реальный исторический факт: по сей день идут споры, что же там было - остров или полуостров - разные есть гипотезы. Судя по этому изображению, беремся утверждать, что монастырь все-таки основан на полуострове». Наверняка, не все себе представляют, что такое црен и как он выглядит. К тому же какая связь между этим загадочным предметом и северными святыми? Ответ - на иконописном житии Зосимы и Савватия Соловецких начала XVII века, привезенном из села Ненокса. Почему там так почитали святых? «В этом богатом поморском селе были солеварные вотчины монастырей, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Монастыри вкладывали туда деньги, дарили иконы. На одном из клейм житийной иконы изображено чудесное спасение преподобными Зосимой и Савватием человека, плывущего на црене по морю. Црен - это большая сковорода для выварки соли. Итак, перед нами опять реальная история из жития святых и важная деталь из истории нашего северного края».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Савинский. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не ранее 2013. Адрес: Архангельская обл, Плесецкий район, р.п. Савинский, ул. Цементников. Координаты: 62.940795, 40.152444 Проезд:По трассе Плесецк - Брин-Наволок до свёртка на п. Савинский. Перед въездом в посёлок справа на берегу р. Емца. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основание строящегося храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня освятили в праздник собора Сийских святых в поселке Савинский (Плесецкий район Архангельской области). Богослужение совершил благочинный Плесецкого округа протоиерей Николай Ласточкин в сослужении духовенства района, а также благочинного города Мирного протоиерея Артемия Эмке. Перед чином освящения прихожане прошли крестным ходом от действующего Савинского храма в честь прп. Антония Сийского до места строительства новой церкви. «Крестовоздвиженский храм строится в очень живописном месте — на слиянии небольших рек Емцы и Пярги. Давнее желание жителей поселка — видеть на этом месте храм Божий. Недалеко от этого места подвизался преподобный Антоний Сийский до своего исхода в те места, где сейчас находится его обитель. Промыслительно, что именно в день Сийских святых мы освящаем основание храма, который некогда уже стоял здесь и был разрушен в советское время. Храм станет символом духовного возрождения нашего поселка. Возрождая святыни, мы обретаем единение с теми, кто когда-то трудился здесь. Воздвигая церковь, мы почитаем память наших отцов и дедов и духовно укрепляемся», — рассказал отец Николай Ласточкин. Строительство нового Крестовоздвиженского храма в поселке Савинский началось в августе 2013 года. Значительную помощь в строительстве храма оказывает ЗАО «Савинский цементный завод», местная администрация, а также бизнесмены поселка. Празднование Собора Сийских святых утвердил своим указом епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. В настоящее время в Собор входят девять угодников Божиих: преподобные Антоний Сийский (1478–1556), Пахомий Кенский († ок. 1515), Александр Сийский ( XVI в.), Иоаким Сийский (XVI в.), Исаия (Илия) Сийский (XVI в.), Феодосий Сийский (1612–1687), Исаия Сийский, Ручьевский (XVI в.), Никанор Сийский (XVI в.) и преподобномученик Вениамин (Кононов), архимандрит Сийский, Соловецкий (1868–1928). Восемь из них включены в Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших; прмч. Вениамин – в Собор Новомучеников и исповедников Российских. Так как до образования Холмогорской епархии (1682 г.) Сийский монастырь, как и вся Двинская земля, входил в Новгородскую митрополию, пятеро Сийских угодников также почитаются в составе Собора Новгородских святых.

http://sobory.ru/article/?object=46500

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Антония Сийского , житие к-рого является основным источником сведений об А. С. В 1513 г. А. С. вместе с преподобными Антонием и Иоакимом Сийскими удалился из Кенского Преображенского мон-ря для пустыннических подвигов. Иноки добрались до порога Тёмного на р. Емце, где построили себе «хижицу» и часовню, а вскоре - ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Здесь отшельники, к-рых собралось 7 чел., прожили 7 лет, однако вынуждены были покинуть избранное место из-за враждебности окрестных жителей. Ок. 1520 г. они поселились на острове на Михайловском оз., куда впадает р. Сия, и основали Свято-Троицкий мон-рь (см. Антониев Сийский мон-рь ). 4 года ученики прп. Антония терпели скорби и лишения, но слава о подвигах их настоятеля распространялась, и многие желали вступить в братство. Видя это, прп. Антоний послал своих учеников - А. С. и Исаию в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу , чтобы «государь повелел богомоление свое монастырь строити на пустынном месте на диком лесу, и братию собирати и пашню пахати» (РГБ. Троиц. 694. Л. 29-29об.). Великий князь дал жалованную грамоту мон-рю, а также послал «церковной утвари и риз довольно». А. С. подвизался в Сийской обители до самой своей кончины. Здесь же он и был погребен. В 90-х гг. XVI в. в обители была установлена традиция совершать соборную панихиду по 6 первым ученикам прп. Антония - А. С., Исаие, Иоакиму, Елисею, Александру (2-му) и Ионе - в 4-ю субботу Великого поста. Память А. С. чтится местно. Ист.: Описание о российских святых. С. 156; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67. Лит.: Макарий [ Миролюбов] , еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-3; Кононов А. Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. С. 11-15, 79; Никодим [ Кононов] , иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 102-105, 208; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 271-276.

http://pravenc.ru/text/64400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

К 500-летию Антониево-Сийского монастыря сняли фильм 28 декабря 2018 г. 17:17 Фильм «Сийские хроники игумена Варлаама» режиссера Максима Гуреева вышел к 500-летию Антониево-Сийского монастыря. Работа создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Фильм рассказывает об истории обители, монашеском общежитии, духовном и социальном служениях. Лейтмотивом его стал рассказ наместника монастыря игумена Варлаама (Дульского) об обители. «Работа над кинокартиной шла три года, — рассказал отец Варлаам. — Работать с творческим коллективом было легко. Режиссер хотел поведать о монастыре словами самих насельков и трудников. В кадре люди вспоминают, как пришли сюда, как изменилась их жизнь после обретения веры. Съемочная группа приезжала в обитель в разное время года, им удалось запечатлеть всю красоту северной природы. Получилось красочное, подробное повествование о Сийской святыне». В съемках фильма поучаствовал и митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил . Он рассказал о своей первой встрече с обителью: «Меня поразил дух — было такое ощущение, что я в Троице-Сергиевой лавре . Строения разные, а дух один, ощущение сердечное. Потом я прочитал, что Антоний Сийский очень любил преподобного Сергия. Они были духовно близки, как учитель и ученик. Первый храм, который встречает нас, когда ты входишь в обитель, — храм в честь преподобного Сергия». Из фильма зрители узнают о богослужениях в храмах, крестных ходах, о пребывании монахов в скиту, об их труде в пекарне, библиотеке и иконописной мастерской. С фильмом можно ознакомиться по ссылке Сийская обитель отметит свое 500-летие в 2020 году. Она была основана преподобным Антонием в 1520 году. Святой родился в 1478 году, в миру носил имя Андрей, происходил из семьи богатого земледельца, жившего в селе Кехта близ Северной Двины. Он получил образование и выучился иконописи. Лишившись родителей, пришел в Новгород и поступил на службу к местному боярину. После пяти лет службы женился, но через год овдовел, после чего принял решение уйти в монастырь. Святой раздал свое имущество и пришел на реку Кену в Пахомиеву пустынь, где принял монашеский постриг с именем Антоний.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700). Монастыри и монашество АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль, на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/129083.html

Божий север ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск БОЖИЙ СЕВЕР Антониево-Сийский монастырь Господь Сам выбрал место для Своего дома. Пришел Антоний и построил его, с тех пор Господь там живет. Потом пришли другие люди, самые разные: бедные и богатые, разбойники и праведники, болезные, горемычные. Всех Господь кормил, согревал, утешал и таяло бедное человеческое сердечко. Одни, погостив, уходили, другие молили остаться, жить здесь до конца дней, не мысля, как можно из дома Божьего уйти, как с ним проститься. Места здесь северные, с тощими, невысокими деревцами, злющими комарами, голодными, истерично рыдающими чайками, совсем девственной недотрогой-природой. Нас и в лес не пускали, говорят: " Тайга! Медведи подходят к людям и пасутся на гороховых полях " . В этом году засуха, а обычно - темно-синий ковер черничный, морошковый и видимо-невидимо грибов разных, рыбы. В общем, природа монашеская, заповедная. Вокруг 76 озер, вода спит, как в ладошках, берега сосново-еловые, крепко, как невод сплетены, верески, краснокнижные колокольчики небывалой синевы, разные-разные, у нас таких нет. Можжевеловый дух, дышать хорошо, щеки краснеют: Водица чисто-чиста, стоишь в полный рост и глядишь на пятки свои: Плывешь - кажется, весь мир перед тобой, ты человек, как первый и единственный, и Господь на тебя глядит, и мир новый, будто только созданный, для тебя. Небо бежит, такое же прозрачное, мозаика облаков ежесекундно меняется, и в озере облака: Все кружится, пьешь жадно: сладко: На солнышко взглянешь, оно не яркое уже, поздно, а как через занавеску, небесную тюль, с ободком в круг. В полярный день солнце будто не заходит: дорожка от солнышка справа, от луны - слева. Дыхнет ветерок, побегут барашки, краски все изменятся: вода, то ярко-синяя, то сурово-серая, то лазурная финифть, никак не наглядишься, никак не запомнишь. Озера нанизывает ленточка реки Сия - вот и монастырь Сийский. Преподобный Антоний Сийский. Икона XVIIb. Антониево-Сийский монастырь

http://pravoslavie.ru/put/sever.htm

«Милостью Божией» Иеромонах Антоний (Ласточкин) о строящемся на Русском Севере храме «без единого гвоздя» Валентин Фролов Иеромонах Антоний (Ласточкин) «Спаси, Господи!» – настолько привычное выражение для верующего, как «Спасибо» или «Как дела». Но в речи отца Антония оно звучит постоянно, по любому поводу, просто и в то же время с особым трепетом. Из дневниковых записей сретенских волонтеров, отправившихся на Русский Север зимой 2016 г. Преподобный Антоний Сийский Есть тысячи уголков в нашем Отечестве, о которых не знают в столицах. Поселок Савинский – удивительное во всех отношениях место на Русском Севере. По соседству с легендарным космодромом Плесецк, Савинский стоит на реке Емце – одной из двух рек в мире, где не бывает ледохода, хотя он должен быть из-за географического положения. Савинский – место, богатое духовной историей. Здесь начинал труды преподобный Антоний Сийский, он построил первый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Удивительно: имена и труды повторяются – здесь же сегодня трудится иеромонах Антоний, в миру – Николай Ласточкин, полковник, 20 лет отслуживший на космодроме. Когда подошло время увольняться из армии, у него и мысли не возникло отправиться в родной Краснодарский край – греться на солнце. Он будет жить в «медвежьем углу», там, где гуляют пронизывающие ветры. И служение свое здесь не оставит, правда, уже в ином качестве – в священном сане, будучи настоятелем савинского прихода. О возрождении духовной жизни на Севере, о строящемся храме в честь Воздвижения Креста Господня – беседа с «неизвестным» священником – благочинным Плесецкого района иеромонахом Антонием (Ласточкиным). О том, как можно помочь в постройке Крестовоздвиженского храма в п. Савинском, – в конце сюжета. Иеромонах Антоний (Ласточкин) – Отец Антоний, как вы оказались на Севере? – Раньше Север для меня был в какой-то степени отталкивающим: казалось, холодно и некомфортно, я ведь родился и вырос в Туапсе – на берегу Черного моря. Всегда думал, что лучше моего города нет. Но, наверное, так для любого человека: то место, где он растет, для него самое родное и любимое. Тем не менее я покинул Туапсе надолго, отправляясь служить в Советскую армию.

http://pravoslavie.ru/91712.html

Преподобный Антоний Сийский В понедельник, в мглистый предрассветный час, в тот час, когда восток едва начинал сереть неясными очертаниями окружных гор в отсветах краткого зимой северного дня, на память Амвросия Медиоланского , 7 декабря 1556 года, в одной из скромных келий Троицкого монастыря, окруженного с трех сторон руслом полноводной Сии, умирал 80-летний старец, согбенный возрастом и трудами. Братия, столпившаяся в клетушке, которой суждено было принять последнее воздыхание молитвенника, казалась глубоко подавленной неожиданностью последовавшей развязки: всего несколько недель назад они правдами и неправдами уговаривали отца, уединившегося для сугубого подвига во внутренней пустыне, вернуться в монастырь и принять на себя игуменство, оставленное им за два года до того. И Антоний отказывался, ссылаясь на немощь, болезни, иссякновение сил… Тогда, полагая доводы старца слабыми, недостаточными, братия прибегли к прямым угрозам и даже манипуляциям: «Если ты не вернешься в обитель и не примешь в свои руки настоятельский жезл, мы все покинем монастырь и разбредемся, “аможе восхощем”, аки овцы, не имущии пастыря». И Антоний вернулся. Допустить опустошение обители, на устроение которой он потратил добрую половину своей жизни, было невозможно. Со свойственной ему прозорливостью, дар которой преподобный стяжал в конце своей монашеской жизни, он, по всей видимости, мог догадываться, что многие желали покинуть обитель льстиво, а на самом деле, эксплуатируя его отцовские чувства, они искали наиболее действенный аргумент для его водворения в непосредственной близости от места соборной молитвы и монастырских служб. Тем не менее Антоний почел за благо этого не заметить. Что он покидал во внутренней пустыне? «Само зрение места того в чювство привести может зрящих его», – в восхищении, свойственном очевидцу, своими глазами созерцавшему величественную красоту северной природы, восклицает агиограф, описывая эту внутреннюю пустыню, в которую Антоний перебрался из скита в трех поприщах от обители, где проживал с одним из братьев чуть ранее. Вообще с годами преподобный Антоний все более и более искал уединения, покоя…

http://pravoslavie.ru/109401.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010