Во время моего путешествия Мезенский край был малонаселен, сотни километров, проделанные мной по этому краю на вертолетах и самолетах (обычно Ан-24), оставили в памяти бескрайние леса и болота, извилистые речки и голубые озера, иногда чудом сохранившиеся деревянные церкви на месте давно заглохших деревень, с заросшими дорогами и только изредка – дымок над избушкой охотника. Отдельным большим путешествием было движение по реке Онеге на Белое море. Шли пешком или плыли на сплавных катерах. Онежский край в полтора раза больше территории уже упомянутой мной Швейцарии, а своими красотами ничуть ей не уступает. Эти места в глубокой древности были освоены новгородцами.     12 По Онеге на сплавном катере. 1985 год   В числе первых святынь Каргопольского края идем поклониться местам, связанным с подвигами святого преподобного Александра Ошевенского (1427–1479), одного из столпов русского монашества. Преподобный основал монастырь, получивший его имя, на берегу реки Чурьяги. Ошевенская обитель стала одним из центров освоения этого края русскими. Она воспитала сонм великих подвижников Православия, святых основателей северных обителей, в частности преподобного Пахомия Кенского – учителя святого Антония Сийского. Как мне рассказывали старожилы, монастырь был закрыт после революции. Монахов выгнали. По всей округе большевики «собирали пьяных и непутевых», из которых образовали коммуну. Монашеское имущество и запасы растащили. Постоянно варили самогон и пьянствовали, а когда нечего стало продавать, коммунары разошлись, а в монастыре устроили школу, воспитанников которой преследовали всяческие несчастья. Мощи преподобного вывезли неизвестно куда, иконы XVI–XVIIbekob на подводах отправляли для продажи за границу. Часть сооружений монастыря была полностью разрушена, другая превратилась в руины. Тем не менее паломники в монастырь продолжали идти. С некоторыми из них я разговаривал. Именно они рассказали мне о судьбе монастыря после 1917 года. Терновый мой венец Через Няндому приходим в древний русский город Каргополь (известен с XIV b.). От 17 церквей и двух монастырей сохранилось только несколько поврежденных строений. Зато есть действующая церковь Рождества Богородицы (XVIIIb.) с уцелевшим иконостасом. Бабушки шепотом сообщают, что следующий действующий храм будет через 500 км в городе Онега на Белом море. Жалуются на притеснения верующих.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/05/...

Письмо это так опечалило его родителей, что с трудом их дети успокоили их, говоря, что Алексий не задумал ничего дурного, а только не хочет зарывать в землю дарованный ему талант. Алексий же, оставшись в обители, умолил игумена разрешить ему служить братии, а игумен, видя, что он хорошо знает Священное Писание и святоотеческие книги, поручил его дальнейшее образование одному ученому дьяку. Учитель полюбил его как родного брата, а Алексий старался исполнять все то, что он узнавал из духовных книг. На следующий год пришел в монастырь на престольный праздник отец Алексия — Никифор Ошевень. Сын на коленях, со слезами просил его простить за то, что он так огорчил его. Но Никифору так понравилось все в монастыре, что он сам предложил ему оставаться здесь еще. На праздник собралось множество народа, прошел он, как и всегда, с великой славой. Было множество исцелений, и все вернулись домой с духовной радостью. Алексий проводил отца за 5 верст от монастыря, и они простились с любовью. В душе Никифора была такая радость, точно он получил какое-то счастье от Бога, и он шел домой так весело, точно забыл свою старость. Когда он пришел домой, то, слушая его рассказы про монастырь и про Алексия, Фотиния и вся семья возблагодарили Бога и весьма утешились и повеселели. Через 6 лет после этого Никифор переселился с семьей ближе к городу Каргополю, во владения боярина Иоанна Григорьевича, собрал людей и основал там Ошевневу слободу. Узнав об отъезде родителей, Алексий принял постриг с наречением ему имени Александр и усилил свои подвиги, но особенно велики были его терпение, кротость и послушание. Все его любили. Но однажды, услышав случайно среди братии похвалы себе, он так огорчился, что стал думать о том, чтобы оставить монастырь, и стал просить игумена отпустить его посетить родных. Игумен не сразу согласился, потому что Александр был еще очень молод — ему было только 25 лет, — но потом отпустил его. Александр прогостил у родителей неделю. Когда же он стал собираться обратно в монастырь, отец стал просить его не покидать их, а поселиться в лесу на другом берегу реки, где есть удобное для обители место, и если Богу будет угодно, то устроить там монастырь. На другой же день Александр со старшим братом пошел посмотреть это место. Брат отошел в сторону рубить дрова, а Александр поставил крест, стал молиться и сам не заметил, как задремал. И во сне услышал он голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся»

http://sedmitza.ru/lib/text/437096/

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 На Триоде Цветной Суворовым Н. И. была обнаружена надпись киноварью: «Сия книга Дионисия чудотворца…». Суворов Н. И . Глушицкий монастырь… С. 86.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого…С. 112, 117–118.   Зарубин Н. Н . очерки по истории библиотечного дела в Древней Руси//Сборник Российской Публичной библиотеки. Т.2. Материалы и исследования. Вып. 1. 1924. С. 219.  Житие преподобного Корнилия Комельского… С. 285.  Имеется приписка в рукописи Бесед святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, находящейся в собрании Костромского музея-заповедника: «…а писана сия святая книга Беседы… и с перевода преподобного отца нашего святаго старца Корнилия Комелскаго чудотворца, а перевод его рука». Сергеев А. Г. Библиотека Корнилиево-Комельского монастыря: проблемы реконструкции/А. Г. Сергеев//Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/отв. ред. С. А. Семячко. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. С. 480.  Там же. С. 482.  Там же. С. 486.   Яблонский В . Пахомий Серб и его агиографические писания: Биографический и библиографически-литературный очерк/В. Яблонский. СПб., 1908. С. 48.   Бычков В. В. Русская средневековая эстетика, XI–XVII вв./В. В. Бычков. М.: Мысль, 1992. С. 189.  В житии преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских прямо говорится, что они не сразу выбрали место для жизни, а Ферапонт по своим соображениям отошел от прп.Кирилла и еще некоторое время походил один, прежде чем прийти на место будущего Богородице-Рождественского монастыря.  См. жития преподобных Авраамия Чухломского, Кирилла Белозерского, Александра Ошевенского, Александра Свирского, Кирилла Новоезерского. Верюжский И. П., свящ . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей Церковью и местночтимых/свящ. И. П. Верюжский. Вологда, 1880. Коноплев Н. А. Святые Вологодского края/Н. А. Коноплев. М., 1895. С. 231.   Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским/А. Н. Муравьев. М.: Институт русской цивилизации, 2014. С. 120.

http://bogoslov.ru/article/6174669

Джорд., 1988; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Соловьёва И. Д. К истории иконописного собрания Александро-Свирского монастыря//Там же. С. 403-406; она же. Икона «Александр Свирский в житии» в собрании Русского музея: (К проблеме атрибуции)//ДРИ: Новые атрибуции. СПб., 1994. С. 39-46; о на же. Преподобный Александр Свирский и его монастырь//София. Новгород, 1998. 4. С. 15-17; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 99-102, 111-113, 147-149; Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//Русская художественная культура XV-XVI веков. М., 1998. С. 118-144; История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского//ЖМП. 2000. 5. С. 17-25. Архим. Макарий (Веретенников), И. А. Журавлева, О. А. Полякова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64396.html

Улыбнулся слезам моим преподобный и трижды слегка коснулся меня прутом, так что не почувствовал я никакой боли и с тем проснулся. И вот внезапно ослабела моя правая рука, длань пригнулась к запястью, и едва мог я поднять три верхних перста, чтобы сложить для крестного знамения, два же перста нижних прикорчились 86 . (Вот как в обители преподобного Александра в 1562 году слагались персты для крестного знамения, – в самые дни Стоглава: три “верхние” перста – следовательно, первые три перста! Какое обличение для наших мнимых ревнителей старины! Пусть они размыслят об этом по совести.) Увидев себя в таком положении, познал я, что согрешил и наказан за мое маловерие. Я поспешил исповедать видение и болезнь свою старцу Елисею, который утешил меня надеждой на милость Божию. После того пришел я ко гробу Александрову и начал омочать слезами раку его, взывая к нему: “Верую, помози моему неверию!” Я показал свою больную руку всей братии и игумену и просил всех помолиться за меня. Все, что у меня было, я велел отнести в казну монастырскую, ибо уже не надеялся жить, и часто приходил на гроб преподобного, уже не прося себе многолетия, а только прощения, дабы с миром скончаться в обители. Однажды, выйдя из притвора, я почувствовал облегчение в болезни; тогда вспомнил, что при самой угрозе преподобный милостиво мне улыбался, и уразумел, что данные мне три удара предзнаменовали трехнедельную болезнь. С тех пор моя болезнь стала проходить и совсем миновала. В пятую неделю по Пасхе я начал уже совершать литургию и снова приступил к описанию жизни и чудес преподобного...» Александро-Ошевенский Кириллов монастырь 3-го класса (с 1764 г.) находится в Олонецкой губернии, Каргопольского уезда, в 41 версте к северо-западу от Каргополя при реке Чуруге. Соборный двухэтажный храм во имя Успения Богоматери наверху и Сретения Господня внизу построен в 1707 году; в нем покоятся мощи основателя в приделе его имени. 25-й день. Преподобный Сильвестр, Обнорский чудотворец Прежде всех других пустынножителей пришел в Комельский край преподобный Сильвестр и поселился на самом краю глухого леса, на берегу реки Обноры, не в дальнем расстоянии от жилищ человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XX - нач. XXI в. в соборе блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске (Православная Карелия: Издание посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2). Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чтения - 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп.

http://pravenc.ru/text/1840275.html

Еще до семнадцати монастырей Обонежской пятины находились ближе к Онежскому озеру, на нем и вокруг него. Это были монастыри: Николаевский на реке Шакше, построенный игуменом Корнилием, который в 1583 г. еще начальствовал над одиннадцатью черноризцами; Вознесенский на устье реки Свири с 20 кельями, которые все пожгли немецкие люди; Ильинский в Рождественском погосте на реке Саре с девятью кельями и 15 братиями; Благовещенский на озере Яше с девятью иноками; Николаевский на озере Онеге, считавшийся еще новым в 1583 г. и имевший одиннадцать братий; Николаевский на реке Шуе, в котором и церкви и все десять келий пожгли немецкие люди; Климецкий Троицкий на Климецком острове Онежского озера, основанный преподобным Ионою в 1532 г. и получавший руги на игумена и 19 старцев; Палеостровский Рождество-Богородицкий, общежительный на Палее острове Онежского озера, основанный преподобным Корнилием и получавший руги на игумена и 45 человек братии; Машеозерский, или Машина пустынь, на острове озера Маше в 15 верстах от западного берега Онежского озера, построенный при царе Иоанне IV; Николаевский на острове озера Котка к северо-западу от Онежского озера, имевший 22 кельи, из которых в пяти жили семь старцев, а в семнадцати — двадцать пять стариц; Покровский на реке Вытегре за Онежским озером, женский с двадцатью кельями; Троицкий на озере Лужанде с одиннадцатию кельями, построенный старцем Герасимом; Николаевский на реке Андоме, женский, в котором в пятнадцати кельях жили инокини, а в других пятнадцати — нищие, старики и старухи; Спасский на реке Шале, здесь в монастыре было десять келий для черноризцев, а за монастырем жили в пяти кельях черноризицы; Александровский Ошевенский на реке Чурьяге, в 44 верстах от Каргополя, основанный преподобным Александром Ошевенским, который родом был земледелец, сделался иноком в Кирилло-Белозерском монастыре, получил благословение на устроение своей обители и сан игуменства от Новгородского архиепископа Ионы (1459–1471) и, создав в ней церковь во имя святителя Николая, учредив общежитие, скончался на 52-м году своей жизни в 1479 г.; Кенский Спасо-Преображенский, или Пахомиева пустынь, близ озера Кени, в 50 верстах от Каргополя, основанный старцем Пахомием к концу XV в.; Кожеозерский Богоявленский на Кожеозере, на Лопском острове, в Каргопольском уезде, устроенный на правилах общежития старцем Серапионом около 1560 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Итак, все патриархи московские, бывшие до Никона, как неоспоримо доказывается их изданиями, не считали обязательным для себя постановление Стоглавого собора о перстосложении для крестного знамения, также и каждый патриарх не полагал обязательными для себя наставления о перстосложении своих предшественников патриархов. Справедливо ли после сего именуемые старообрядцы требуют, чтобы их наставления, столь разнообразные, были обязательными для вселенской церкви? И сами даже старообрядцы на практике не могут считать их для себя обязательными; напротив, держась изложенного в Псалтырях и прочих Иосифовских книгах наставления о перстосложении, они этим самым преступают не согласные с ними наставления о перстосложении других патриархов, а также и Стоглава. И если бы захотели следовать в перстосложении Стоглаву или патриархам Иову, Филарету, то должны были бы отступить от наставления, изложенного в Иосифовских Псалтырях. 2) Во время и после Стоглавого собора все ли русские молились двуперстным сложением? В житии преподобного Александра Ошевенского, которое написано учеником его иеромонахом Феодосием «в лето 7075-е, при державе царя и государя великаго князя Ивана Васильевича всеа Росии самодержца, при митрополите всеа Росии Филипе, при архиепископе Пимине Великого Новаграда и Пскова», составитель жития, повествуя о третьем явлении ему преподобного Александра для обличения его за леность в написании жития, повествует о себе следующее: «Аз же возбнов от видениа и никогоже виде. и наипаче начат плакати и рыдати понеже много пререковах святому. и уведе бывшаа над собою яко деснаа рука моя ослабе. длань же о запястии согнуся, три же перста верхних, едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображати. два же перста нижних ко длани прикорчишася» 45 . Иностранец Петрей, по его собственным словам, несколько раз бывавший в России при Борисе Годунове и последующих царях до Михаила Феодоровича, долго живший между русскими, тщательно наблюдавший их веру и обряды, вот что говорит в своём сочинении «О великом княжестве Московском»:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

325 Святые Каргопольской земли: (Живопись, графика). Из собраний музеев Архангельской области: Каталог. Сост. Т.М. Кольцова, М.Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Нумерация страниц отсутствует. 326 Кроме того, заглавие «Чуда 1» («Чюдо 1 преподобнаго о явлении его, како велъ икону свою написати») не соответствует его содержанию: в видении является Александр Ошевенский, но повелевает написать икону Макария Желтоводского. Это противоречие может объясняться тем, что источником «Чуда 1» послужил, по-видимому, рассказ из Жития Александра Ошевенского «О явлении преподобнаго старцу Тимофею и о написании образа святаго Александра»: Александр является «аки наяве» некоему старцу Тимофею и просит его передать игумену и братии повеление написать свою икону (см. Житие Александра Ошевенского//ГИМ, собр. Барсова, 783, л. 130 об. 133 об., XVI в.). 327 Именно так их и представляют некоторые исследователи (см., например: Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 179; Критский Ю.М., Синяговский С.А. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV – начале XX века//Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 120121). 328 Согласно описи Хергозерского монастыря 1769 г., в монастыре в этот период кроме чудотворного образа хранились ещё 3 иконы с изображением Макария Желтоводского (см. РГИА, ф. 834, оп. 3, 2457, л. 141 об.). 329 См. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. С. 182−183, 245. В описи Хергозерского монастыря 1769 г. (см. предыдущее примеч.) икона с изображением Тихона не отмечена. 332 См. Понырко Н.В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия//ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 43. С. 58−69. 334 Коллекция старопечатных книг XVI–XVII вв. из собрания М.И. Чуванова: Каталог. М., 1981. С. 74−75 (запись воспроизведена также на ил. 13). 335 Архив СПбИИ РАН, колл. 115, 41, л. 21−23. Документ входит в подборку грамот (в копиях XIX в.) Александро-Ошевенского монастыря за 1539−1656 гг. Хергозерский монастырь был одно время приписан к этой обители, чем, вероятно, и объясняется включение документа в данную подборку. Документ опубликован: Пигин А.В. Материалы к истории Макарьевской Хергозерской пустыни в Каргопольском уезде. С. 273−275.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010