Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

851 Буланин Д.М. Древняя Русь//История русской переводной художественной литературы. СПб., 1995. Т. 1: Проза. С. 49. 852 С 1640 по 1699 г. на Московском Печатном дворе вышло в свет не менее восьми изданий Жития Николая Мирликийского, два издания Жития Саввы Сторожевского (крупным и мелким шрифтом), Жития Сергия и Никона Радонежских, Житие Иоанна Воина – и каждое под одним переплётом со Службой святому (см.: Зернова. 152, 192, 194, 195, 155, 166, 355, 409, 457, 467:490). 853 Кочетков И.А., Крушельницкая Е.В. Малоизвестные памятники литературы Архангельска XVII в//ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50. С. 508. См. также: Ромодановская Е.К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в.: Истоки русской сибирской литературы. Новосибирск, 1973. С. 3–64; Брун Т.А. Муромская «Повесть о чудесах Виленского креста»//ТОДРЛ. Л., 1984. Т. 34. С. 323. 854 Перечислю остальных святых, для которых в Базе учтён лишь один монографический сборник (напомню, что сведения эти предварительные, работа над созданием Базы не завершена): Александр Куштский, Андрей Смоленский, Анна Кашинская, Арсений Коневский, Варлаам Пинежский, Василий Блаженный, Всеволод-Гавриил, Дионисий Глушицкий, Евфросиния Суздальская, Игнатий Вологодский, Иннокентий Вологодский, Иоанн Новгородский, Иона Новгородский, Иринарх, затворник Ростовский, Иродион Илоезерский, Митрофан Воронежский , Никандр Псковский, Никола Кочанов, Никон Радонежский, Нил Сорский , Пётр, Алексий и Иона митрополиты, Прокопий Устюжский, Серапион Новгородский, Тихон Воронежский, Трифон Печенгский, Козьма Яхромской, Леонтий Ростовский. 855 Всего нам известно 39 монографических сборников, посвящённых Кириллу Новоезерскому, в Базе на момент исследования было учтено лишь 10. Это связано с тем, что пока Картотека составляется на материале рукописей, хранящихся в РНБ, тогда как для Кирилла Новоезерского нами учитывались списки, находящиеся и в других рукописных собраниях (БАН, ИРЛИ, СПбИИ, ГИМ, РГБ, РГАДА, новгородском, владимирском и череповецком хранилищах рукописей). Кроме того, кодикологический анализ некоторых конволютов позволил нам выявить в их составе монографические сборники, посвящённые Кириллу. Выработанные же в ходе работы над Базой правила описания рукописей не предусматривают подробного кодикологического изучения рукописей, а потому монографические сборники в составе конволютов в ней не учитываются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

служба объединяет оба текста (с малой вечерней, 2 рядами стихир на «Господи, воззвах», на литии; 2 тропарями, 2 канонами, 2 кондаками и икосами - Минея (МП). Июнь. С. 286-306). Точная дата местной канонизации А. К. неизвестна, можно считать, что она произошла не позднее 1575 г.- предполагаемого времени составления службы святому и жития. Память А. К. отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. Троиц. 201. Л. 320об.), а также в печатном Прологе 1685 г. Мощи А. К. почивают под спудом в Никольской ц. Куштского мон-ря. В 1764 г. мон-рь был упразднен, а Никольская ц. стала приходской. В наст. время в Александро-Куштском мон-ре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, А. К., вериги преподобного хранятся в приходском храме св. Афанасия Александрийского совр. пос. Устье (Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.). Иером. Анфим (Чёрный) Иконография Сохранилось сравнительно немного икон с образом А. К., созданных в основном на Рус. Севере. В сер. XIX в. изображения А. К. находились в иконостасе и на крышке раки Успенской ц. Куштского мон-ря ( Муравьёв. С. 411-412). В иконописных подлинниках внешность святого уподобляется облику прп. Сергия Радонежского или прп. Кирилла Белозерского : «Рус, брада поуже Сергиевы, ряска вохра с белилы» (РНБ. Соф. 1523, 2-я четв. XVII в.); «Подобием надсед. Власы с ушей, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы монашеския» (XVIII в.; Филимонов. С. 364). В Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. А. К. представлен в монашеском одеянии, правой рукой благословляет, в левой, покровенной, держит свиток ( Маркелов. Т. 2. С. 283). В среднике житийной иконы нач. XVII в. из Афанасьевской ц. Кадниковского у. Вологодской губ. (УКНМ) преподобный изображен в полный рост, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, вокруг 12 клейм его жития: приход отрока Андрея в Спасо-Каменный мон-рь и пострижение, основание Успенского мон-ря, чудеса святого, его преставление и чудо с рябиной, выросшей над гробом.

http://pravenc.ru/text/64374.html

Он то же, что и Михайловский. Ефремовская Преображенская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Тульской Епархии в городе Ефремове. Соборная церковь этой пустыни в 1764 году обращена в приходскую города Ефремова . Евфимиев или Спасо-Евфимиев монастырь Мужской, Вологодской Епархии, с 1764 года упразднённый и обращённый в приходскую церковь . Находился в Кадниковском уезде на реке Сянжеме от Вологды к северу по Архангельской дороге в 120 вёрстах. Избирателем сего места был прежде Преподобный Александр Куштский, уединённо там живший несколько времени; а основателем сего монастыря был Преподобный Евфимий, живший до того на реке Куште близ Кубенского озера и местом своим поменявшийся с Преподобным Александром. Оба сии Преподобные жили в начале XV века, а потому и начало монастырей их должно отнести к сему же времени. Спасо-Евфимиев монастырь так назван по Спасской Вознесенской церкви, первоначально построенной, и по основателю своему Преподобному Евфимию, которого и мощи там под спудом почивают, а также и преемника его Преподобного Харитона, скончавшегося 7017 года, Апреля 11. До Штатов за монастырём сим было 530 душ крестьян и настоятельство Игуменское. Ныне там один священник с клиром, имеющий в приходе несколько окрестных селений. Евфимиев или собственно Евфимиин монастырь Новгородский упразднённый девичий. Находился в Великом Новгороде на торговой стороне, в Никольском Плотническом конце, на правом берегу реки Волхова, от кремля вниз по течению в одной версте. Основан этот монастырь в 6705/1197 году Архиепископом Новгородским Мартирием, а потом в 6923 году после пожара, бывшего в Новгороде и истребившего этот монастырь, возобновлён при Архиепископе Иоанне. Но и после того в 7029/1521 году паки весь выгорел, а когда и кем возобновлён, неизвестно. В 1615 году при описи Новгорода, после Шведского разорения, была в нём одна только церковь с трапезой и приделом. Около половины XVII столетия паки возобновлён этот монастырь и были в нём Здания следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Уздринская пустынь в Шенкурском уезде при Шенкурском Свято-Троицком монастыре. Уздринская, иначе называемая Уздренгская, женская пустынь находится в Липовской волости; в 112 верстах от города Шенкурска на юго-запад. Она расположена в довольно красивой местности при впадении реки Уздры в реку Тую. Основание этой пустыни относится к XVII веку, а точнее – к 1646 году, когда упоминается строитель ее Сергий. При введении монастырских штатов в 1764 году пустынь была упразднена. В настоящее время она приписана к Шенкурскому Св.-Троицкому монастырю. В ней имеется один храм в честь рождества св. Иоанна Предтечи. Вологодская губерния Обителей мужских 28, женских 5. Мужские обители Александро-Куштский Успенский монастырь в Кадниковском уезде. Александро-Куштский монастырь находится в 43 верстах от уезднаго города Кадникова и в 8 верстах от Спасо-каменного монастыря на восток. Он расположен на правом низменном берегу реки Кушты в 2 верстах от впадения ее в реку Кубену. Местность здесь луговая и болотистая, окаймленная густыми хвойными лесами, среди которых в безмолвном уединении приютилась Куштская обитель. Время основания монастыря относится к XV веку. Обитель возникла стараниями, неусыпными трудами и горячими молитвами прп. Александра Куштского, долгое время подвизавшегося здесь (ск. в 1439 г.). Деятельную поддержку новооснованная обитель нашла в лице князей Димитрия и Симеона, владевших Заозерской вотчиной вокруг Кубенского озера. Тем не менее, по причине своего неблагоприятного местоположения, монастырь никогда не отличался материальным благосостоянием. Поэтому при учреждении монастырских штатов в 1764 г. он был закрыт и обращен в приходскую церковь . А в 1833 году он был приписан к Спасокаменному монастырю, в ведении которого состоит и поныне. Храмов в обители два. Один древний деревянный храм, в честь Успения Божией Матери, построенный в половине XVI в., после пожара, истребившего почти все монастырские строения. В высоком старинном иконостас находится много древних икон. Рядом с этим храмом находится двухэтажная церковь : вверху во имя прп. Александра Куштского, внизу – во имя Николая Чудотворца. В верхнем храме на месте левого клироса стоит пустая гробница (кенотафий) над мощами прп. Александра, которые покоятся в нижнем храме под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тропарь, глас 4 Житием чистым просветився, в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение и, духовному твоему учителю последствуя, ум свой к Небесным управль, стаду твоему наставник был еси, тем тя молим, отче Ферапонте, моли Христа Бога спастися душам нашим. Сведения о преподобном отце нашем Евфимии Сянжемском 1 Память его празднуется месяца января в 20-й день † ок. 1470 Преподобный Евфимий подвизался первоначально в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении преподобного, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре в различных послушаниях довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыни близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келию, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда. Через несколько времени пришел к нему инок Александр, постриженик Спасо-Каменного монастыря, оставивший, как и он, Каменный монастырь по любви к безмолвию и поселившийся было на реке Сянжеме. Преподобному Александру (преподобный Александр Куштский, память его 9 июня) понравилось место жительства Евфимиева, как совершенно безмолвное, и он стал просить его уступить ему свою келию, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Преподобный Евфимий охотно согласился поменяться с преподобным Александром местом подвигов. Прощаясь, преподобный Евфимий оставил Александру в благословение свой крест, пошел на Сянжему и поселился там в келии преподобного Александра. Это место, где потом основан был преподобным Евфимием монастырь, находится в 74 верстах к северо-востоку от уездного города Кадникова, в 120 верстах от Вологды. Монастырь закрыт в 1764 г. Вскоре пришел к Евфимию Харитон, чтобы разделять с ним иноческие подвиги. Были и другие, желавшие поселиться с Евфимием и Харитоном. А так как поблизости не было храма Божия и окрестные жители в нем нуждались, то Евфимий и решился построить церковь во имя Вознесения Господня, при ней устроить монастырь и вскоре исполнил это. До глубокой старости трудился преподобный Евфимий над устроением своей обители и, только предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему. (Харитон Сянжемский скончался 11 апреля 1509 г.) Блаженная кончина преподобного Евфимия последовала около 1470 г. Мощи его почивают под спудом в приходской Вознесенской Евфимиевской церкви Кадниковского уезда, оставшейся на месте упраздненного монастыря. Местное празднование преподобному Евфимию началось, точно неизвестно когда, после 1549 г. и до учреждения Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ЛЕОНТИЕВ, женский, бывший общежительным, в Кадниковском уезде, в двух верстах от Глушицкого Покровского монастыря. Он был основан в начале XV века Преподобным Дионисием Глушицким; но когда уничтожен, неизвестно. Здесь была церковь св. Леонтия, Епископа Ростовского. ПЕРСОВА пли ПЕРЦОВА пуст. муж. в Грязовецком уезде, в 35 верстах от Вологды. Основана была в 1499 году Преподобными Онуфрием и Авксентием. Она упразднена еще до 1764 года. Здесь находится церковь (обращенная в приходскую) во имя Живоначальной Троицы, в которой почивают под спудом мощи основателей обители, Преподобных Онуфрия и Авксентия. АРСЕНИЕВА пуст. муж., в 40 верстах от губернского города Вологды, на речке Масляне, впадающей в реку Вологду. Основана была в 1529 году Преподобным Арсением Комельским, который чрез год после того, поручив здешнюю обитель другому настоятелю, удалился на безмолвие в Комельский лес. – Церковь здешняя, по упразднении обители, обращена в приходскую села, называемого и ныне Арсеньева пустынь. РАБАНГСКИЙ, муж. в 32 верстах от губернского города Вологды, при реках Сухоне и Рабанге. Основан был в 1448 году Преподобным Филиппом, бывшим первым Игуменом этой обители, который и погребен здесь, но в котором именно месте, неизвестно. Монастырь упразднен в 1764 году и церковь Преображения Господня обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-КУШТСКИЙ, муж. в 8 верстах от Спасокаменного монастыря, и в 45 верст. от губернского города Вологды, на восточном берегу озера Кубенского, при самом впадении в него речки Кушты. Основан в первых годах XV века, по желанию благочестивых князей Димитрия Васильевича Заозерского (отца св. Князя Андрея Вологодского), супруги его княгини Марии и князя Симеона Ярославского, которые пригласили для этого св. Александра (Куштского), спасавшегося в пустыне на реке Сынжеме. Здесь были две церкви: 1) Успения Божией Матери, построенная св. Александром, с пособием помянутых князей; 2) Николая Чудотворца, сооруженная уже по кончине Препод. Александра, по его завещанию, учениками его. В 1519 году обитель вся сгорела; после чего церкви Успенская и Николаевская с кельями были построены вновь. – В 1764 году, по упразднении монастыря, остававшаяся тогда одна церковь Николая Чудотворца обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преп. Александра. – В 3 верстах от этой обители, против села Ила, при деревне Чуриковой, находится древняя часовня, построенная на том месте, где были некогда дворы и терема князей Заозерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Эта скульптура служит лучшим подтверждением нашей мысли о влиянии украинской архитектуры на московскую XVII века. И особенно интересно для нас, что первые московские церкви стиля «ренессанс» – Иосифа Царевича в Измайлове (1678) и Покрова Пр. Богородицы в московском Новодевичьем монастыре (1688) имеют украинское традиционное «трехглавие» при вытянутом «троечастьи» плана. Блестящим представителем такого планового приема на Украине служит собор в Ромнах Полтавской губ. Три барочных купола возвышаются в направлении с запада на восток над притвором, средней частью и алтарной апсидой. Возможно, что такие тянутые пропорции в длину плана пришлись по вкусу москвичам, потому что напоминали общее теремное строение. Кроме такого, как бы базиличного типа, на Украине встречаются крещатые планы храмов, – напр. церковь в Судовцах Летического у. Подольской губ., которую принято относить к началу XVII века. На первый взгляд кажется правдоподобным, что московский Ренессанс заимствовал крещатый план у малорусских церквей того же типа. Однако возможность прямого заимствования опровер- —393— гается плановым приемом Борисоглебской церкви села, Зюзино Московского уезда от 1688 г. Эта трехглавая церковь при вытянутом «троечастьи», на подклете имеет в центре с севера и юга гранные аспиды, которые придали ей вид неравноконечного креста; ветви креста неодинаковы по своей ширине, на них водружен широкий восьмерик, подобно деревянной церкви в монастыре Александра Куштского Вологодской губ. Мне лично кажется, что такой конструктивный прием с апсидами на севере и юге плана преследует цели самые простые: широкий восьмерик на длинном и узком «троечастьи» не может быть особенно прочным и устойчивым. Необходимы контрфорсы с боков, чтобы диагональные грани восьмерика опирались не на две стороны прямоугольника, а на перекрестье. Это обстоятельство и позволяет рассматривать церковь в селе Зюзино, как переходную форму от украинского «троечастья» к крещатому плану большинства московских храмов стиля «ренессанс».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010