1413.             Явление иконы Богоматери на Колоче. 9 июля. 1420.             Знамение от иконы Богоматери в Черсках. 16 июля. 1423.             Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. 5 июля. 1426.             Ферапонт, преп. Белоезерский. 27 мая. 1427.             Никон, преп. Радонежский. 17 ноября. Кирилл преп., игумен Белоезерский. 9 июня. 1429.             Павел, преп. Комельский. 10 янв. 1431.             Фотий, митрополит Киевский. 2 июля. 1434.             Максим блаж., юродивый Московский. 11 ноября. 1435.             Савватий, преп. Соловецкий. 27 сент. 1437.             Дионисий преп., игумен Глушицкий. 1 июня. 1439.             Александр преп., игумен Куштский. 9 июня. 1442.             Григорий, преп. Вологодский. 30 сент. 1444.             Арсений, преп. Коневский. 12 июня. 1452.             Михаил юродивый, преп. Клопский. 11 янв. 1458.             Евфимий, архиеп. Новгородский. 11 марта. 1461.             Иона, митрополит Московский. 31 марта. Савва, преп. Вишерский. 1 окт. 1471.            Иона, архиеп. Новгородский. 5 ноября. 1472.            Обретение мощей митрополитов Киевских, Киприана, Фотия и Ионы. 27 мая. 1474.             Исидор-Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 1477.             Пафнутий, преп. Боровский. 1 мая. 1478.             Зосима, преп. Соловецкий. 17 апр. 1480.             Празднование Владимирской иконе Богоматери, ради избавления от Ахмата, Ордынского царя. 23 июня. 1481.             Евфросин, преп. Псковский. 15 мая. 1483.             Макарий, игумен Калязинский. 17 марта. 1492.             Тихон, преп. луховский. 16 июля. Иоанн, Сочавский великомуч. 2 июня. Ефрем, преп. Перекомский. 16 мая. 1494.             Иоанн, юродивый Устюжский. 29 мая. 1495.             Савва, преп. Псковский. 28 авг. 16 век 1504.             Кассиан грек, Углечский чудотворец. 21 мая. Макарий, преп. Желтоводский. 25 июля. 1507.             Обретение мощей преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. 4 июля. 1514.             Георгий Новый, муч. Болгарский. 20 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

князю, – князь же Андрей, и прежде мало расположенный к миру, теперь, когда мир так несправедливо начал гнать его от себя, решился сам оставить его. В поступке в. князя он видел новое для себя доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, видел новое побуждение немедленно приступить к исполнению давно таившегося в его сердце желания посвятить себя жизни иноческой, приобретению благ вечных, которых бы немог отнять у него никакой недруг. Напрасно братья старались удержать его при себе, указывали на его молодость, со слезами просили не спешить произнесением рокового обета, – юноша остался непреклонным. В то время, когда князь Андрей решился удалиться из мира и посвятить себя иноческой жизни, – неподалеку от места его жительства были уже монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле им принадлежавшей. Но лучшим убежищем для молодого князя, желавшего порвать все связи с миром, представлялся древний Спасокаменный монастырь, отделенный от мира волнами бурного озера и славившийся строгостью устава и добродетельною жизнью своего игумена Кассиана, старца опытного и прозорливого. Поэтому он отправился туда и стал просить игумена о принятии его в монастырь и о пострижении в иноческий чин. Игумен Кассиан, никому не отказывавший в пострижении, не вдруг однако согласился исполнить желание юноши. Молодость просителя, воспитанного в неге и роскоши, его высокое происхождение, а особенно отношение в. князя московского к князьям заозерским навевали думы на душу игумена и приводили в сомнение осторожного старца, опасавшегося, как бы за принятие в свой монастырь опального князя, самому не подвергнуться гневу Темного и не лишиться его благоволения. «Благоверный князь, отвечал он юному Андрею, монашество не единственный путь ко спасению, можно спастись и в мире. Твое место не здесь, а в думе бояр или на поле брани. Служа верно в. князю, ты не только не лишишься наследия небесного, но можешь возвратить себе и отцевское». Тогда юноша, как бы угадывая опасения старца, сказал ему в ответ: «отче, что напрасно смущаешься? Ничто не поколеблет моего намерения и не изменить моей решимости посвятить себя иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Акафист святому преподобному Александру, игумену Куштскому, Вологодскому чудотворцу В Избранное Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою прибегающым источая многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти, творящии всечестную память твою, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Икос 1 Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности избра тя в жилище Себе, Егоже тя обиталище быти уведевше, похвальная восписуем ти: Радуйся, благочестивую родителю благоприятное испрошение. Радуйся, благочестиваго корене отрасле святейшая. Радуйся, от юности твоея Богу послуживый. Радуйся, воздержанием ангелов удививый. Радуйся, в молитвах теплый предстателю. Радуйся, скорбящых скорое утешение. Радуйся, просящым скорое поможение. Радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго. Радуйся, телес наших здравие и душ спасение. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 2 Видя тщету мирских попечений, Александре, жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси, сего ради оставил дом родителю своею и водворился еси с работающими в иночестем житии, во еже непрестанно и благоприятно вопити Ему: Аллилуиа. Икос 2 Плотский разум отринув и к небесным всю душу вперив, от юности твоея, преподобне отче Александре, горняя мудрствовал еси, а не земная, темже взываем ти: Радуйся, мудрости небесное жилище. Радуйся, братолюбия зерцало. Радуйся, иноков правило. Радуйся, на скрижали сердца твоего закон Божий написавый. Радуйся, сам себе и весь живот твой Христу Богу предавый. Радуйся, ум твой к небеси вперивый. Радуйся, страх Божий в сердце твоем до конца сохранивый. Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый. Радуйся, гордость мирскую поправый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 3 Сила Вышняго осени твое сердце, преподобне отче Александре, егда на острове посреде Кубесскаго езера, братии ради неусыпно труждаяся и различная искушения и скорби мужественне претерпевая, родил еси дух спасения, поя Всесильному Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, яко всякий недуг душевный и телесный врачуеши. Радуйся, в невечернем дни Царствия Божия почиваеши. Радуйся, злых помыслов прогонителю. Радуйся, беснуемых скорый целителю. Радуйся, во гресех закосневших исправление. Радуйся, немолчный наставниче. Радуйся, слепым прозрение даруяй. Радуйся, хромым и разслабленным хождение исправляяй. Радуйся, в Бозе нам потребная созерцаяй. Радуйся, многих прошения предваряяй. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 13 О великий чудотворче Александре! Моление сие наше прием, умоли Подвигоположника Иисуса, да избавит царствующий град и всякий град и страну христианскую от нахождения иноплеменных, от ересей и расколов, и от всякия напасти, да даст с тобою в селениих праведных сподобитися нам пети Триипостасному Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности избра тя в жилище Себе, Егоже тя обиталище быти уведевше, похвальная восписуем ти: Радуйся, благочестивую родителю благоприятное испрошение. Радуйся, благочестиваго корене отрасле святейшая. Радуйся, от юности твоея Богу послуживый. Радуйся, воздержанием ангелов удививый. Радуйся, в молитвах теплый предстателю. Радуйся, скорбящых скорое утешение. Радуйся, просящым скорое поможение. Радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго. Радуйся, телес наших здравие и душ спасение. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою прибегающым источая многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти, творящии всечестную память твою, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Молитва преподобному Александру, игумену Куштскому О священная главо, преподобне отче авво, Александре великий! Не забуди нищих твоих до конца, поминай нас всегда во святых твоих благоприятных молитвах к Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, щитом веры стрелы лукаваго разженныя угасивый. Радуйся, онем главу сокрушивый. Радуйся, предводителю добрый в пути спасения. Радуйся, всем преподобным уравнивыйся труды. Радуйся, умерщвлением страстей миру умерый. Радуйся, возделыванием добродетели живый Богови. Радуйся, себе самаго, яко агнца в жертву Богу посвятивый. Радуйся, светильниче, елеем благодати кипяй. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 9 Всякое естество ангельское удивися твоим подвигом, яко столь далекий путь прошед, вшел еси ко епископу Дионисию и от него благословение и вся потребная на устроение пустынное получил еси. Мы же прославльшемуся чрез тя Богу взываем: Аллилуиа. Икос 9 Витийство человеческое твое о Христе мужество всеблаженне, изрещи не может, яко по устроении обители час от часу преуспевая в трудех, бдениих же и пощениих, тайно обнажая себе до персей, и тако снедию комаров бывая, от них же неизреченныя претерпевая болезни, плоть твою духови поработил еси. Сего ради вопием ти: Радуйся, алкаяй и жаждаяй правды, яко ныне насыщаешися. Радуйся, во всецелое послушание Богу себе предавый. Радуйся, нищетою твоею Богу Сыну подражавый. Радуйся, чистоту твою Богу Духу Святому сохранивый. Радуйся, во плоти ангельски поживый. Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, куплями житейскими не обязавыйся, да Воеводе угоден будеши. Радуйся, не восхотевый двема господинома работати. Радуйся, от юности на плоть, мир и диавола вооруживыйся. Радуйся, сих врагов славно победивый. Радуйся, отец по духу чадолюбивый. Радуйся, обитель насадивый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 10 Спасти хотя душу твою, славы мирския всемерно бегал еси, и егда окрестнии народи начаша тя, яко велия подвижника почитати, удалился еси от них в пустыню, идеже Богу, яко в тимпане, во умерщвлении телесе непрестанно воспевал еси: Аллилуиа. Икос 10 Стена, ограждающая от всех прилогов диавольских, был еси братии, наставляя их, како избегати козней вражиих и како получити Небесное Царствие. Мы же зряще твое отеческое неусыпное попечение, благодарне вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Имея помышление таковое в себе, преподобне Александре, яко всякая умрети имут, благоразумне разсудив краткость сея жизни и приобретения ради Христа, яко уметы вся быти вменивый, ныне убо на небесех безсмертныя насыщаяся славы, слышиши от нас таковая: Радуйся, отвергий богатство, яко терние, подавляющее семена духовная. Радуйся, возненавидевый то, яко вещество пламене греховнаго. Радуйся, блаженство нищеты духовныя сподоблейся прияти. Радуйся, восхотевый внити в Небесное Царство узкими враты и в пространстве стати. Радуйся, иго Христово благое и бремя легкое понесый измлада. Радуйся, не обративыйся вспять в шествии до Горняго града. Радуйся, прежде кончины твоея во умерщвлении страстей облеченный. Радуйся, во умерщвленнем телеси нетления ризою украшенный. Радуйся, богатства негиблющаго в животе вечнем обладателю. Радуйся, непостижимыя славы святых созерцателю. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 4 Буря безмерная лукавых духов многоразличне тщашася препяти твоему, преподобне Александре, трудолюбному житию, но ты мужественне молитвою вооружася, прогнал еси вся их бесовския полчища, не бояся козней их, но зовый Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще твое терпеливодушное в безмолвии житие, мнози от окрестных стран стекахуся к тебе пользы ради, инии же хотяще с тобою жити и наставлятися на путь спасения, сего ради похваляем тя глаголюще: Радуйся, целомудрия столпе, имже бесовская шатания искоренишася. Радуйся, светильниче многосветлый. Радуйся, яко увядил еси плотская мудрования. Радуйся, в духовнем мужестве с древними пустынножители сравненный. Радуйся, молитвами твоими дивная сотворивый. Радуйся, господствию духа плоть покоривый. Радуйся, миром небесным приосененный. Радуйся, долготерпения искус стяжавый. Радуйся, земная мудрования презревый. Радуйся, Единаго Бога вседушно поискавый. Радуйся, сохранивый всечестне целомудрие. Радуйся, яко раб пред Господем по вся дни благочестно шествовавый. Радуйся, преподобне чудотворче Александре, пустынный жителю. Кондак 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

К началу XX в. в монастыре было 2 храма: деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний - во имя прп. Александра Куштского, нижний - во имя свт. Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоились мощи прп. Александра Куштского). Успенская церковь была построена вскоре после пожара 1519 года. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы одна из старейших в России. Крестчатый сруб храма завершен восьмериком под шатром с главкой, с запада окружен галереей на консолях. Рукава креста завершены кровлей бочкой. Перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1960-х годах. Для богослужений не используется. Сохранился праздничный резной золоченый иконостас (ок. 1718) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв., находящийся в Вологодском областном краеведческом музее. Использовалась информация из православной энциклопедии К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Успенский Александро-Куштский монастырь, в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Александро-Куштский мужской монастырь - один из самых ранних шатровых храмов, можно сказать, древнейший памятник деревянной шатровой архитектуры, дошедший до наших дней. Основан в 1420 году в болотистой глухой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера, преподобным Александром Куштским, мощи которого покоятся под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. Храм выгорел в 1519 году, но затем вновь был возведён с двумя церквями: Николаевской и Успенской. Главной церковью комплекса является Успенская. Монастырь был упразднен в 1764 году, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю. Никольский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Александра, обращён в приходской. Сейчас монастырь представляет собой небольшое здание: восьмерик на четверике с четырёхскатной крышей, увенчанной крестом. В настоящее время является действующим. Буквально в километрах пяти от села Чирково расположено поселение под названием Место Александрово. По грунтовке добираемся до Александро-Куштского Успенского монастыря. Основан он был в 1420 году преподобным Александром Куштским, выходцем из Спасо-Каменного монастыря при помощи князя Заозерского Димитрия Васильевича. Известно, что 1764 году обитель была упразднена и обращена в приход. В 1833 году вновь воссозданную Куштскую обитель приписали к Спасо-Каменному монастырю. В советские годы, конечно же, её разорили и закрыли в 1925 году, хотя община продолжала существовать до 1927 года. С 1939 по 2014 год в пустыни располагался Вологодский психоневрологический интернат

http://sobory.ru/article/?object=20096

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ († ранее 13.06.1436, г. Устюг), св. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), кн. заозерский, 4-й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Д. В. сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Не позднее 1391/92 г. в результате раздела владений покойного отца Д. В. получил Заозерье - земли, расположенные в Ярославском княжестве к востоку и югу от Кубенского оз., в нижнем течении р. Кубены. Центром его удела стало с. Устье на юго-вост. берегу Кубенского оз., рядом с местом впадения в него Кубены. В Устье располагался княжеский двор с ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. По-видимому, в 90-х гг. XIV в. установились связи Д. В. со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня мон-рем на Кубенском оз. , главными ктиторами которого в XIV-XV вв. выступали ярославские князья, и с игуменом обители св. Дионисием Греком (1389-1418). Д. В. активно поддерживал деятельность иноков Спасо-Каменного мон-ря по созданию новых обителей на его землях. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1400 г. Д. В. дал разрешение прп. Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , князь прислал людей для расчистки земли и постройки келий. В годы архиерейства свт. Дионисия Грека в Ростове (1418-1425) прп. Александр Куштский переселился из Спасо-Каменного мон-ря в устье р. Кушты, в 4 км от резиденции Д. В., где основал Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Князь дал подвижнику «потребная» на создание обители и Успенского храма, позднее супруга Д. В. св. кнг. Мария часто посылала инокам продовольствие. Обе обители, как подчеркивается в Житии прп. Иоасафа Каменского, получили от Д. В. вклады, в т. ч. села, деревни и земельные угодья. В Житии прп. Александра Куштского в редакции Четьих-Миней Германа (Тулупова) отмечено, что Д. В. наделил Куштский мон-рь также книгами (упом., в частности, Евангелие-апракос) и иконами (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1627-1632 гг.). Во владениях заозерского князя в кон. XIV - 1-й трети XV в. подвизались также ученик прп. Дионисия Глушицкого прп. Пахомий Святолучский, «иже бысть на Великом озере, чудотворец»,- в Никольском монастыре в местности Св. Лука (Лучица), преемник прп. Дионисия в управлении Глушицким Покровским монастырем прп. Амфилохий Глушицкий, постриженик Спасо-Каменного мон-ря прп. Петр Каменский, «иже бысть на Устье».

http://pravenc.ru/text/178193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 17.03.1371, Вологда - 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно иноком основанного А. К. мон-ря. Автор жития записал, что об А. К. он слышал «от отец своих» - монахов Савватия и Симеона, помогавших А. К. устраивать мон-рь. В нек-рых списках жития ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 300. Прим. 2) отмечены 20 чудес, совершившихся при гробе преподобного, последнее датируется 1575 г., на этом основании В. О. Ключевский считал, что житие было написано ок. 1575 г. Списков жития сохранилось немного, в основном XVII-XIX вв. (ГИМ. Увар. 422, XVII в.; ГИМ. Увар. 107, XVII-XVIII вв. и др.). Под 9 июня житие включено в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 677, 1627-1632 гг.). Кроме того, об А. К. сообщает также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). Алексий в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. к игум. прп. Дионисию Греку (1389-1418; пам. 23 мая) и через неск. месяцев был им пострижен в монашество с именем Александр. Афонский устав мон-ря способствовал подвижнической жизни А. К. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Ища уединения, А. К. удалился из мон-ря на сев. берег Кубенского оз., затем перешел на берег р. Сянжемы. Из-за близости своей кельи к деревням А. К. оставил и это место и ушел к устью р. Кушты. В 5 км от юго-вост. берега Кубенского оз. и в 4 км от с. Устья произошла его встреча с прп. Евфимием Сянжемским († 1465; пам. 20 янв., 11 апр.), к-рый уступил А. К. свою келью, а сам отправился на Сянжему, где построил ц. Покрова Богородицы и мон-рь. Вскоре на новом месте подвигов А. К. собралась братия. А. К. ходатайствовал перед Ростовским архиеп. Дионисием Греком (1418-1425), бывш.

http://pravenc.ru/text/64374.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010