О.Л. Фетисенко Неизвестный отзыв преподобного Амвросия Оптинского и иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове Источник Когда говорят о теме «Оптина пустынь и славянофилы», главным образом подразумевают преп. Макария Оптинского (1788–1860) и семью Киреевских – яркий пример синергии церковной и светской культуры. Пожалуй, кроме И. В. и П. В. Киреевских, из старших славянофилов никто в Оптиной «замечен не был». Гораздо теснее связь их с Троице-Сергиевой лаврой и Московской Духовной академией 1 . В истории изучения «оптинской» (и шире – церковной) темы заметна следующая тенденция: взгляд светских исследователей направлен преимущественно на выявление и характеристику творческих и биографических связей писателей с монастырем и старцами, церковные же писатели и агиографы используют литературные сюжеты в «апологетико-катехизических» целях, для того чтобы показать: глубокая религиозность не мешает литературному творчеству. В обоих случаях центр тяжести оказывается смещенным в сторону великих посетителей 2 , а не обитателей монастыря. Так, долгое время больше писали о том, что Достоевский думал о русских монастырях вообще и об Оптиной пустыни в частности, нежели о том, как воспринимали в Оптиной его самого и его произведения 3 . Между тем для исследования важен взгляд «из-за церковных стен» – отзывы старцев о писателях и философах, их отклики на светские публикации по церковным вопросам. Интересны фрагменты такого рода в письмах старцев или их высказывания, сохраненные мемуаристами, но еще значительнее заметки или письма аналитического характера. Один из документов подобного рода сохранился в фонде К. Н. Леонтьева в отделе рукописей Государственного литературного музея (Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 337). Это записка оптинского иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове. На л. 1 есть помета Леонтьева, сделанная карандашом: «О Хомякове. Оптинское мнение о. Амвр и о. Климента». Леонтьев упомянул об этой рукописи в заметке, получившей заглавие «О богословствовании мирян» 4 . К тексту о. Климента исследователи не обращались. Между тем он важен, поскольку является фактически записью отзыва Оптинского старца о богословствовании Хомякова и о его роли в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

10.10 Преподобнаго Амвросия, старца оптинскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Днесь светло торжествует/Введенская пустынь,/прославляющи своего великаго молитвенника,/преподобнаго старца оптинскаго,/Амвросия чудотворца,/иже зде подвизася ревностно/и, возшед на лествицу духовную,/просиял есть, яко светильник огнезрачный,//по всей земли Российстей. Приидите, вернии людие,/воздадим достойное поклонение/ныне прославленному старцу Божию/и согласно воспоим ему:/преподобне отче наш Амвросие,/молитвенниче наш пред Престолом Царя Небеснаго,/не забуди нас, убогих чад твоих,/чающих твоея помощи,/и избави нас от всякия нужды и печали. Что тя наречем, преподобне Амвросие?/В подвизех бо возшел еси/на гору святости и совершенства,/яко земный Ангел и человек Небесный/ныне же радуешися и веселишися в чертозех Царя царствующих,/и тамо зриши славу и доброту неизреченную,/и с горними Силами непрестанно/воспеваеши Трисвятую песнь//Богу, в Троице славимому. Празднующе память богоноснаго Амвросия,/великаго старца Оптинскаго,/всероссийскаго наставника благочестия,/воспойте, людие, песнь новую:/блажен еси, преподобне отче наш,/сотворивый вся, заповеданная Христом,/ныне бо ты, прославляемь в совете святых,/созерцаеши славу Вседержителя Бога,//прославляющаго прославльших Его. Ины стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Преподобне отче Амвросие,/кто исповесть труды и болезни твоя,/яже понесл еси ради Царствия Небеснаго?/И был еси образ терпения и смирения,/кротости и воздержания,/целомудрия и послушания,/темиже обогатил еси душу твою/и стяжал еси дары Духа Всесвятаго,//Имже всяка душа живится. Благословлял еси Господа/на всякое время,/в радости и печали земнаго жития,/всегда хвала Его бысть во устех твоих,/да услышат кротцыи и немощствующии глас твой и возвеселятся,/взыскал бо еси Господа, и услыша тя,/и от всех скорбей твоих избави тя./Приступим и мы, братие, к Богу и просветимся,//и лица наша не постыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имя великого Богоносного старца Амвросия стоит в одном ряду среди наиболее любимых и почитаемых народом святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского... Свеча его святости своим ярким пламенем освещала не только всю православную Россию, но ее яркий свет вышел далеко за пределы пространства и времени. " Подвиг его любви к ближнему изумлял его современников и волнующе захватывал и восхищал души последующих поколений... Этот подвижник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний - все знали смиренного прозорливого оптинского старца... Имя старца Амвросия было известно далеко за пределами России. Знали его и Афон, и святой Иерусалим - весь православный Восток " , - эти проникновенные слова схиархимандрита Иоанна (Маслова) как нельзя лучше отображают величие жизненного подвига преп. Амвросия Оптинского. О преподобном написано множество книг - различными духовными лицами, духовными и светскими писателями, давними и новыми авторами. И все же книга схиархимандрита Иоанна - особенная. В чем же ее особенность? О великом духоносном старце XIX века пишет духоносный старец нашего времени, ученик великих Глинских старцев, который сам пришел в меру " мужа совершенна " и в полноте обладал благодатными дарами Святого Духа: духовного рассуждения, прозорливости, исцеления, благодатного утешения и самым главным - совершенством христианской любви, безстрастием и чистотой сердца. О благодатной силе его духовного рассуждения свидетельствует тот факт, что о. Иоанна еще молодым иноком благословили Глинские старцы писать ответы на письма, приходившие в их адрес. При чем великий старец Андроник, дерзновенный молитвенник за мир, перечитывая ответы будущего схимника, с восторгом восклицал: " Так и надо писать! " Так еще с юности на нем лежала печать особого духовного избранничества. И главная особенность этой книги состоит в том, что схиархимандрит Иоанн как никто иной сумел проникнуть в духовный мир преподобного Амвросия, раскрыть красоту и глубину его святой личности. Об этой книге можно сказать ее же словами, но уже применительно к самому о. Иоанну: его слово горит огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревает теплотой любви каждое сердце; будучи чуждым холодности и внешней вычурности, оно дышит красотой христианского смирения, несет всем мир и радость. Житие Преподобного Амвросия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

О письмах преподобного Амвросия Оптинского В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. 18 февраля, 2009 В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. Со страниц писем преподобного старца иеросхимонаха Амвросия встает его образ, образ человека Божия, готового прийти на помощь любому во всяком его недоумении и вопросе. Здесь есть ответы родителям, как воспитывать детей, ответы детям, как себя вести по отношению к родителям, советы вопрошающим старца в духовной нужде и туге, советы, как распоряжаться своим материальным достоянием, и, конечно, более всего – указания людям, ищущим духовного пути, недоумевающим при возникших казалось бы неизбывных печалях. Простая бесхитростная речь старца как будто не обнаруживает в нем человека, обладающего изощренными познаниями. И только тогда, когда возникают серьезные недоумения по поводу догматов православной веры, во всем объеме обнаруживается глубокий духовный опыт преподобного Амвросия, его знание святоотеческой литературы, его беспреткновенное исповедание православных истин: святых догматов, учения о Святой Троице и проч. В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. Таково его письмо к NN. «Милостивая государыня! – пишет старец. – Вы отнеслись письменно к моей худости, объясняя свое положение Не зная хорошо ваших обстоятельств и настроения душевного, буду отвечать вам, сколько могу понимать из письма вашего» [ 1]. Далее он приводит слова своей корреспондентки: «Вы пишете: “Тяжело я страдаю душевным и телесным расслаблением, которое меня отчуждает от всех радостей и связей мирских, и даже от дел долга.

http://pravmir.ru/o-pismax-prepodobnogo-...

Месяца октября в 10 день Преподобнаго Амвросия, старца Оптинскаго На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Днесь светло торжествует/Введенская пустынь,/прославляющи своего великаго молитвенника,/преподобнаго старца Оптинскаго,/Амвросия чудотворца,/иже зде подвизася ревностно/и, возшед на лествицу духовную,/просиял есть, яко светильник огнезрачный,/по всей земли Российстей. Приидите, вернии людие,/воздадим достойное поклонение/ныне прославленному старцу Божию/и согласно воспоим ему:/преподобне отче наш Амвросие,/молитвенниче наш пред Престолом Царя Небеснаго,/не забуди нас, убогих чад твоих,/чающих твоея помощи,/и избави нас от всякия нужды и печали. Что тя наречем, преподобне Амвросие?/В подвизех бо возшел еси/на гору святости и совершенства,/яко земный Ангел и человек Небесный/ныне же радуешися и веселишися в чертозех Царя царствующих,/и тамо зриши славу и доброту неизреченную,/и с горними Силами непрестанно/воспеваеши Трисвятую песнь/Богу, в Троице славимому. Празднующе память богоноснаго Амвросия,/великаго старца Оптинскаго,/всероссийскаго наставника благочестия,/воспойте, людие, песнь новую:/блажен еси, преподобне отче наш,/сотворивый вся, заповеданная Христом,/ныне бо ты, прославляем в совете святых,/созерцаеши славу Вседержителя Бога,/прославляющаго прославльших Его. Ины стихиры, глас 2, Подобен: Егда от Древа: Преподобне отче Амвросие,/кто исповесть труды и болезни твоя,/яже понесл еси ради Царствия Небеснаго?/И был еси образ терпения и смирения,/кротости и воздержания,/целомудрия и послушания,/темиже обогатил еси душу твою/и стяжал еси дары Духа Всесвятаго,/Имже всяка душа живится. Благословлял еси Господа/на всякое время,/в радости и печали земнаго жития,/всегда хвала Его бысть во устех твоих,/да услышат кротцыи и немощствующии глас твой и возвеселятся,/взыскал бо еси Господа, и услыша тя,/и от всех скорбей твоих избави тя./Приступим и мы, братие, к Богу и просветимся,/и лица наша не постыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Советы супругам и родителям Выдержки из писем преподобного Антония Оптинского о семье. Антоний Оптинский затрагивал самые разные вопросы по этой теме: обязанности крестных родителей, скорбя матери о неверии сына, воспитание детей и даже выбор невесты. Преподобный Амвросий Оптинский СОВЕТЫ СУПРУГАМ И РОДИТЕЛЯМ   В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов. В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет — избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, — пишет богослов С. Н. Булгаков, — старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений… Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь… Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть — на бедных»… При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.   О СУПРУЖЕСТВЕ Счастье основано на страхе Божием Поздравляю тебя с новобрачными, а N — с новой супругой… Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения их благопокорностью и достодолжной почтительностью и уважением, какое приличествует родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое всегда вы должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь ваша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Амвросия Оптинского Житие преподобного Амвросия Оптинского Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Амвросия Оптинского День памяти: 23 октября Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Житие преподобного Амвросия Оптинского Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...» Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

11.10 Собор преподобных Оптинских старцев Тропарь, глас 6: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,/молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев Собор преподобных Оптинских старцев. Составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891,. память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий (†1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†1913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†1922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938,. память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жаждущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

составитель Терещенко Т. Н. ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ Покой обещан нам в будущем веке, а здесь, на земле, – труд и искушение (прп. Моисей, 23). Впрочем, надо знать, что только в Царствии Небесном будет совершенно покойно. А на земле, сказал Господь, будете иметь скорбь (см. Ин. 16, 33 ). Да и люди глаголят: «Там хорошо, где нас нет». Поэтому всегда заканчивают словами: «Как ни прикинь – все выходит клин». Поэтому люди по нужде и умудряются соединять клины и сшивать, чтобы выходил четвероугольник. Не без причины называется земная жизнь «юдоль 109 плача»: плачут подчиненные и бедные, воздыхают начальники и богатые. Без скорби и печали на земле никого нет. Соображая все это, обратимся мыслью и сердцем ко всеблагому Промыслу Божию, который нас доселе питал и все потребное давал. Возверзем 110 печаль свою на Господа (прп. Амвросий, 3, ч. 1). Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное (прп. Амвросий, 4). Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Вопрос: Как жить? Ответ: Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение. Другой ответ: Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Жить можно и в миру, только – не на юру, а жить тихо (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Земная жизнь есть великий дар Божий, которым мы можем заслужить себе такое блаженство, что Священное Писание Духом Святым именует таковых богами. Пока Господь еще не отнял этой жизни, будем всеусильно понуждаться спастись (прп. Иосиф, 19). Жизнь есть блаженство, и не только оттого, что мы верим в блаженную вечность, но и здесь, на земле, жизнь может быть блаженной, если жить со Христом, исполняя Его святые заповеди. Если человек не будет привязан к земным благам, но будет во всем полагаться на волю Божию, жить для Христа и во Христе, то жизнь еще и здесь, на земле, сделается блаженством (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Добродетель — не груша, ее сразу не скушать» — наверное, всем православным известны эти веселые и в то же время очень серьезные слова. Их любили повторять преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий Оптинский. Великий русский святой преподобный Амвросий Оптинский из своего личного опыта знает, как непросто обрести решимость всецелого посвящения себя Богу, о которой преподобный Серафим говорит как об обязательном условии святости. И сколь многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное. Смысл жизни святого — не только самому спастись, но и передать этот опыт всем ищущим спасения. От юности преподобный Амвросий был верующим человеком, учился в семинарии. Однако ему никогда и в голову не приходило стать монахом. Но вот он заболел так, что, кажется, не было надежды на выздоровление. И он дал обет, если выздоровеет, пойти в монастырь. «После выздоровления, — рассказывает он, — я целых четыре года жался, не решался сразу покончить с миром». Однажды, молясь у раки преподобного Сергия о благодатном укреплении, «он ощутил предчувствие какого-то громадного захватывающего счастья». Но, вернувшись домой, продолжал, по его словам, «жаться». Наконец, решился бежать в Оптину, тайно от всех. Там, по принятии пострига, Господь посетил его новым тяжким недугом, после которого он никогда уже не поправлялся. Он был столь слаб, что не мог совершать Божественную литургию, еле передвигался. А через некоторое время ему была послана новая болезнь, и с тех пор он уже не мог ходить в храм Божий, и должен был причащаться в келлии. Всю жизнь он благодарил Господа за эти скорби и говорил в утешение всем страждущим, что Дух не требует подвигов телесных, а только принятие с верой данного нам креста. Преподобный много трудился в Оптинской обители, был помощником своего старца, преподобного иеросхимонаха Макария, был духовником монастыря, участвовал в переводах и изданиях творений святых отцов, книг духовного содержания. Самое главное его служение начинается, как у преподобного Серафима Саровского, когда он достигает духовной зрелости. Господь благословляет его на подвиг духовничества не только братии монастыря, но всех приходящих в обитель. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих со всей России. Приезжали за советом многие искушенные в земной мудрости знаменитости. Такие писатели и философы, как Федор Михайлович Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьев, великий князь Константин Константинович Романов, Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой, Михаил Погодин, Константин Леонтьев, принявший в конце концов монашество в обители. Но каждый человек, самый простой, был для него не менее дорог, потому что он смотрел не на внешнее его положение, а на душу. Непостижимо, как, пригвожденный к страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, он мог принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем.

http://moral.ru/st_ambrosy/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010