Афанасий и Феодосий Череповецкие преподобные Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Феодосий Череповецкие — ученики преподобного Сергия Радонежского. Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставился в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом и память совершается местно 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря. Ефросиния Суздальская, преподобная В древнем граде Чернигове жил святой благоверный князь Михаил Всеволодович, теплый верою к Богу, милостивый к убогим. Его княгиня — имя ее не дошло до нас — также была благочестива и милостива. Долго супруги не имели детей и, скорбя о своем бесчадии, молились Матери скорбящих Пресвятой Богородице о даровании им потомства. Часто ходили они в Киевский Печерский монастырь прпп. Антония и Феодосия, чтобы помолиться Пречистой Деве в храме, посвященном Ее имени, послушать наставления Печерских иноков и подать обильную милостыню на монастырь и братию. Усердная молитва благочестивых супругов был услышана. В одну ночь явились им Пресвятая Богородица и сказала: «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана и вот вам знамение: возьмите благоухание и покадите им весь дом свой». Испуганные супруги быстро встали и увидели в своем изголовье узел, в котором было завязано благоухание. Они вознесли слезную молитву к удостоившей их своим посещением Богоматери, потом взяли кадильницу и наполнили свой дом дивным благоуханием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Предсказание труженика скоро исполнилось: 22 сентября 1612 года ляхи напали на Вологду, и, по сказанию современника, «город взяли, и людей всяких побили, и церкви Божии поругали, и город и посады выжгли до основания». Злодеи не пощадили и келлии Галактиона, а его самого жестоко избили и истерзали, так что он через три дня скончался мучеником. Вологжане погребли тело страдальца в бывшей его келлии. Спустя несколько лет граждане Вологды, видя различные чудеса, при гробе страдальца совершавшиеся, вспомнили его совет построить храм Знамения Богоматери близ места его подвигов и построили над самою его могилою деревянный храм в честь Матери Божией; около храма потом возник монастырь, называемый Духовым по соборному храму Сошествия Святого Духа, построенному в 1654 году. Здесь почивают под спудом мощи преподобного Галактиона. При раке преподобномученика находится шапка, сделанная из двух железных полос, крестообразно сложенных, с обручем вокруг головы и железные вериги, соединенные с одной стороны таким же аналавом, а с другой крестом. На аналаве вырезана надпись: «Раб Божий Гавриил во имя Отца и Сына и Святаго Духа обещал терпети до конца». Духова-Спасо-Каменная Галактионова пустынь 3-го класса в губернском городе Вологде. По писцовым книгам 1627 года Галактионова пустынь значилась на речке Соденке, и в ней находилась часовня с мощами преподобного Галактиона и две келлии с тремя старцами. При издании штатов в 1764 году оставлена на своем иждивении, а в 1775 году сюда переведен штат третьеклассного Спасо-Каменного монастыря, ныне Белавинская пустынь, причем перенесены и мощи преподобного Иоасафа, в мире князя Андрея Димитриевича Вологодского. 25-й день. Преподобный Афанасий и Феодосий Череповецкие Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий, по прозванию «железный посох», и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Образ Пресвятой Богородицы " Фёдоровская " написан местными иконописцами в XVIII веке. Икона украшена медной чеканной посеребренной ризой, изготовленной во 2-й половине XIX века устюженским мастером М. И. Богдановым. Особым почитанием верующих пользуется образ Пресвятой Богородицы " Скоропослушница " . Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие почитаются как основатели Воскресенского монастыря и ученики преподобного Сергия Радонежского. Аналойная икона этих святых, написанная мастерами Троице-Сергиевой лавры, является одной из самых любимых прихожанами собора. Образ святителя Николая Чудотворца с Деисусом и избранными святыми в клеймах привезён в собор в 1960-х годах из николаевской Судбицкой пустыни на реке Шексне, где пользовался почитанием всех шествовавших по реке и многочисленных паломников. Он является уникальным произведением древнерусской живописи конца XV-haч. XVI веков, единичные аналоги которому имеются в собраниях Владимиро-Суздальского и Вологодского музеев. В клеймах написаны образы святых святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Алексия, Ионы, Григория Богослова, Петра, митрополита Московского, пророка Илии, святителя Афанасия Александрийского, преподобного Сергия Радонежского, священномученика Власия Севастийского. Образ преподобного Кирилла Новоезерского с видом основанного им монастыря представляет большой интерес для изучения монастырской архитектуры русского Севера. Икона написана местными мастерами в конце XVIII века. В настоящее время она хранится в ризнице, происхождение её неизвестно. Любимы и почитаемы прихожанами образы Пресвятой Богородицы " Тихвинская " , " Казанская " , " Смоленская " , святого великомученика и целителя Пантелеймона. В Воскресенском соборе находятся частицы мощей святых, просиявших на земле Вологодской: преподобномученика Ефросина Синозерского, преподобных Феодосия Тотемского и Филиппа Ирапского, святителя Антония Вологодского, почивающие в ковчежцах в специально устроенной резной раке, а также частица мощей преподобного Александра Свирского - основателя Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, что ныне находится в Ленинградской области.

http://sobory.ru/article/?object=00242

6 Точный возраст Преподобного на момент кончины неизвестен. 7 В 1920 году состоялось кощунственное вскрытие мощей Преподобного Сергия большевиками. Вплоть до 1946 года мощи хранились в музее, размещенном на территории Лавры. В 1946 году они были возвращены Церкви. 8 По разным источникам, речь идет о Куликовской битве или о битве на реке Воже. В XV-XVI веках Воскресенская Череповецкая обитель, основанная Феодосием и Афанасием, имела статус домового митрополичьего монастыря, обладала большими земельными угодьями. В годы Смуты обитель была сожжена поляками, вся братия перебита. В дальнейшем монастырь несколько раз горел и отстраивался заново. При Екатерине II обитель была упразднена, Воскресенский и Троицкий соборы стали приходскими храмами. В начале 1930-х годов Троицкий собор был снесен большевиками, Воскресенский обезглавлен. Сразу после войны изуродованный храм был возвращен верующим. После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году его восстановили. Сейчас храм является действующим. «Точно птички райские, разлетелись птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского по всему Востоку и Северу Русской земли и прославили Господа своею дивною жизнью; будто звезды по небу полуночному, рассыпались они по лицу родной земли и ярко горят по всему необъятному пространству ее пределов северных...» — писал иеромонах Никон (Рождественский), автор одного из самых популярных житий Преподобного Сергия. Монашеская традиция, основанная на Руси Преподобным Сергием, продолжалась не только в его учениках, но и в подвижниках последующих веков. Наследниками Радонежского старца могут считаться старцы XVIII и XIX столетий. Это и преподобный Паисий Величковский, и святитель Тихон Задонский, и преподобный Серафим Саровский, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и святитель Феофан Затворник. Все они являются великими учителями русского исихазма. Народное почитание Преподобного Сергия Радонежского как подвижника и чудотворца началось на Руси задолго до того, как появилась традиция соборной канонизации святых. И двести-триста лет назад, так же как и сегодня, получали верующие помощь от Преподобного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В XVIII веке первый череповецкий городничий, помещик из местного села Шухтово Фёдор Иванович Чекмарёв записал народное предание, повествующее об основании Воскресенского монастыря. Некий купец вёз по реке Шексне в Белоозеро московские товары, внезапно над ним сгустилась кромешная тьма, так что он даже посадил на мель свою лодку. Сотворив молитву, купец увидел, что гора, высившаяся неподалёку, вся озарена небесным сиянием, словно указывающим направление пути. Продолжив плавание, озадаченный купец достиг подножия горы и увидел живописную местность у слияния двух рек, Ягорбы и Шексны. Запомнив дорогу, купец возвратился сюда год спустя и поставил часовню, украсив её дорогим для своего сердца святым образом Воскресения Христова. Примечательно, что исследователь Леонид Васильевич Афетов в своей рукописной книге конца XIX века " Исторический очерк бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря и его земельных владений " напрямую связывал этого мифического купца со вполне реальной личностью - основателем Воскресенского монастыря Феодосием. Так или иначе, именно преподобный Феодосий известен как первый из настоятелей монастыря в Череповце, а сменил его на этом посту преподобный Афанасий по прозвищу Железный Посох. Прозвище он получил из-за тяжёлой палицы, которой преподобный изнурял свою греховую плоть. Известно, что отец Афанасий скончался в одно время со своим учителем Сергием Радонежским - в 1392 году. Место это прежде считалось выморочным: в конце 1350-х годов в Белозёрском крае жестоко свирепствовала чума. Однако люди всегда селились под защитой монастырских стен, и здесь в скором времени разрослись село Федосьево и Ягорбская подмонастырская слобода. Именно они заложили основу для будущего уездного города Череповца (1777), небесными покровителями которого считаются основатели святой обители, преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Храм Воскресения Христова ныне стоит на месте бывшего кладбища монастыря, территория которого простиралась до Соборной горки, где находится бывший дом городского головы Череповца Ивана Андреевича Милютина. Подъём на горку в своё время соорудили местные монахи, чтобы легче было добираться сюда от реки.

http://sobory.ru/article/?object=00242

(Афонск. Патер. Месяц. Вост. А. Сергия). Преподобн. Афанасия пустынника Преподобный Афанасий пустынник, называемый иначе «железный посох», был ученик святого Сергия. Еще при жизни преподобного Сергия, многие из его учеников, подражая учителю, отправлялись в пустынные места и способствовали основанию новых монастырей, которые являлись в одно и тоже время и прибежищами для ищущих уединения и могучим средством для населения пустынных стран. Афанасий вместе с преподобным Феодосием основали Череповецкий Воскресенский монастырь, около которого с течением времени возникла слобода. В 1780 г. эта слобода была обращена в уездный город Новгородской губернии, под названием Череповца (Пр. Макарий. Ист. Р. церкви. Т. 5-й). 6-е число Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Лукии девицы и с нею Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Дюна, Дюдора, Кутония. Ароноса (Ориона), Капика и Сатура. Св. муч. Коинта. Свв. Мучч. Исавра дьякона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия и Перегрина и с ними Руфа и Руфина. Свв. мучч. Марина и Марфы и чад их: Авдифакса и Аввакума и с ними Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. Св. Иулиании девицы, княжны Ольшанской. (Св. муч. Архиппа, Филимона и Онисима. Муч. Аполлония , Муч. Александриона. Муч. Епимаха. Пострадавших еще с Лукиею Анатолия, Серина, Апама, Виктора, Неаса, Аполлония, Паппиана). Пр. Сисоя Великого С юных лет св. Сисой стал думать об иноческой жизни. Образцом своим он избрал св. Антония Великого и, удалившись в Египетскую пустыню, жил в той самой горе, в которой подвизался св. Антоний. Окрестные жители считали пр. Сисоя великим чудотворцем и, приходя к нему, искали благословения, помощи и совета. Рассказывают, что однажды пришел к нему какой-то мирянин с маленьким сыном. Дорогою мальчик разболелся и умер. Отец нес своего мертвого сына к св. подвижнику с полною уверенностью, что последний возвратит ему жизнь. Положив мертвого мальчика к ногам святого, отец пал на землю, прося благословения Пр. Сисоя. Св. Сисой, не зная, что мальчик мертв, обратился к нему с следующими словами: «встань, дитя мое», и мертвый воскрес и пошел за своим отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 Одну из самых древних и больших обителей Русского Севера основал на Вологодчине ученик Сергия Радонежского Спасо-Прилуцкий монастырь. Фото Сергея Гармашова Местные жители стали принимать христианство еще в XII-XV веках. В это время на Вологодчине создаются православные обители — Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский монастыри в Великом Устюге, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский — вокруг Вологды, Кириллов и Ферапонтов — в Белозерье, Дионисиев Глушицкий, Спасо-Каменный — в Кубеноозерье, Спасо-Суморин, Агапитов Маркушевский Николаевский — в Тотемских землях. В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков. Другие ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского — преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Белозерский, святые Павел Обнорский, Сергей Нуромский, Афанасий и Феодосий Череповецкие, Сильвестр Обнорский — также основали на Вологодчине, по благословению учителя, свои обители. Преподобный Дионисий Глушицкий основал несколько монастырей, два из них — Сосновецкий и Покровский — возрождаются сейчас. 78 вологодских святых были связаны с Сергием Радонежским и вошли в собор Вологодских святых. 4 Иван Грозный мог перенести в Вологду столицу Опричник. Художник Сергей Ефошкин Он даже начал там грандиозное строительство — возведение каменного детинца (кремля). Этот проект чуть было не перетянул на себя основные и на тот момент не слишком великие ресурсы Московского государства. Вологодский кремль в новом по сути городе должен был быть в два раза больше московского. Главный храм — Успенский собор, позднее освященный в честь Софии Премудрости Божией, — был выстроен по велению царя. Роспись западной стены Софийского собора музейные экскурсоводы в советское время называли «самым большим Страшным Судом в Советском Союзе». Могло случиться, что столица перешла бы из Москвы в Вологду, но по разным причином этого не произошло. Удобно расположенная на торговом пути, ведущем из Европы (Англии) через Архангельск в Сибирь, Вологда в XV–XVI веке была важным торговым перевалочным пунктом для европейских и русских купцов и промысловиков. Иван Грозный включил несколько городов Вологодчины в свою опричнину. Из самой Вологды царь хотел сделать себе новую опричную резиденцию, видя город «воротами» на пути к Белому морю и оттуда — в Европу (куда рассчитывал эмигрировать в случае успешного боярского заговора). Но когда строительство было уже почти закончено, царь передумал и уехал из Вологды в Москву.

http://sever.foma.ru/pochemu-zdes-takoe-...

Преподобного Лампада чудотворца Преподобный Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в Х веке. Преподобных Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преподобного Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); из-за разорением монастыря поляками в начале XVII века о них сохранилось только скудное известие в одной вкладной книге. Преподобный Афанасий скончался в 1382 году. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднен в 1764 г.) 60 День шестой Святых мучениц Марина и Марфы и других с ними Марин и Марфа, знатные персияне, с сыновьями своими, Авдифаксом и Аввакумом, пострадали в Риме, куда прибыли на Богомолье, при императоре Клавдии II, в 269 году. Марин и сыновья обезглавлены, а Марфа утоплена. Мощи их ныне находятся в церкви святого Иоанна Кущника в Риме. С ними пострадали и еще многие другие, захваченные на молитвословии. Преподобных Фомы Малеина и Акакия, упоминаемого в Лествице Преподобный Фома был прежде воином, славился силою и храбростью; потом оставил мир и все в нем и удалился на горный мыс Малею (восточная часть Афона), где вел подвижническую жизнь, сияя добродетелями и чудесами. Скончался в Х веке. Преподобный Акакий, упоминаемый в «Лествице» Иоанна Лествичника , был учеником некоего Синайского старца, весьма грубого и злонравного, часто наносившего ему раны и огорчения. Пожив у старца девять лет в терпении и послушании, скончался молодым еще около 550 года. Когда же зверонравный тот старец донес некоему великому подвижнику о смерти Акакия, то он не поверил и, придя к могиле (уже чрез пять дней по погребении), возгласил: «Брат Акакий! умер ли ты?» И послышался ответ: «Не умер я, отец; послушливому невозможно умереть». Тогда покаялся тот старец в своей жестокости и, уединившись близ гроба Акакиева, провел там остальную жизнь в слезах (см.: «Лествица»). День седьмой Страдание святого Евангелла, епископа Томисского, Епиктета пресвитера и Астиона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На богослужении, в частности, присутствовали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, мэр Череповца Е.О. Авдеева. По окончании литургии Святейший Владыка посетил кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, осмотрел строящийся духовно-просветительский центр Череповецкой епархии «Преображение», побывал в деревянном храме святой великомученицы Варвары, покровительницы всех горняков, на призаводской площади Фосфорного комплекса АО «Апатит» череповецкого химического кластера компании «ФосАгро». Далее Предстоятель Русской Церкви ознакомился с интерактивно-познавательным центром «Зеленая планета», а также Азотным комплексом АО «Апатит» группы предприятий «ФосАгро» в Череповце, где совершил освящение закладного камня в основание храма-часовни во имя святой великомученицы Екатерины на территории производственной площадки «Аммиак 3». В тот же день Его Святейшество прибыл в Вологодскую епархию, в Кирилло-Белозерский монастырь, где вознес молитву у раки, устроенной над местом захоронения преподобного Кирилла Белозерского. Также были осмотрены территория и строения Малого Ивановского монастыря, находящаяся на реставрации церковь Иоанна Предтечи на холме, место первого поселения Кирилла и Ферапонта Белозерских. По прибытии на Архиерейское подворье Вологодской митрополии «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в храме преподобного Мартиниана и в Богородице-Рождественском соборе, где осмотрел фрески Дионисия, а также музейную экспозицию в трапезной палате собора, посвященную истории Ферапонтова монастыря. 17 июня 2018 года, в празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий, духовенство Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5236824.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви принял губернатора Вологодской области 5 апреля 2013 г. 17:49 5 апреля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Вологодской области О.А. Кувшинниковым. Во встрече приняли участие архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан и заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) . Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил губернатора за приглашение посетить в этом году Вологодскую землю и принять участие в торжествах, посвященных 500-летию обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского. О.А. Кувшинников рассказал Святейшему Патриарху Кириллу о ходе подготовке к юбилейным торжествам. Губернатор отметил, что на территории Вологодской области находится 777 объектов культурного наследия, и сообщил, что областное руководство уделяет большое внимание развитию паломничества к таким святыням, как Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий монастыри, Вологодский Кремль и др. Глава региона проинформировал Его Святейшество о завершении строительства храма в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких и пригласил Предстоятеля посетить Череповец в ходе Патриаршего визита на Вологодчину, запланированного на осень текущего года. На память о встрече губернатор преподнес Его Святейшеству художественную фотографию храма в Череповце. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2890747.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010