23.06.2014 года – местной православной религиозной организации приход храма преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких присвоен статус архиерейского подворья. 9 декабря 2014 года, в день памяти преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, в Череповце произошло историческое событие – первая Божественная Литургия, которую возглавили два Архиерея – митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан. Несмотря на будний день, служба собрала большое количество верующих, потому что череповчане воздают дань памяти основателям города – преподобным Афанасию и Феодосию и всем хотелось стать участниками первой Литургии, которую совместно служили два епископа. Было торжественно и молитвенно. Митрополит Игнатий вспомнил о том, что, служа в Череповце и наблюдая малолюдность в храме, он обещал прислать сюда епископа: «Теперь у вас есть епископ Флавиан, и я спокоен за этот удел виноградника Христова. Владыка Флавиан сделает все возможное, чтобы активизировать церковную жизнь. Вы должны помогать ему в этом и не быть теплохладными, иначе мы станем иностранцами в своей стране и иноверцами на родной православной земле». Владыка Флавиан в своем слове отметил, что мы живем в историческое время: ещё на Поместном Соборе в 1917-1918 годов было принято решение о создании митрополий, однако, Промыслом Божиим сложилось так, что образуются они только в настоящее время. Цель создания епархий в том, чтобы епископ находился в непосредственной близости к своей пастве, был доступен. По мнению Владыки Флавиана, первоочередной задачей Вологодской митрополии является преобразование Вологодского духовного училища в семинарию. «Все мы являемся учениками преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, которые пришли на эту землю по благословению Игумена Земли Русской преподобного Сергия, и мы должны на этой земле принести добрые плоды веры и дел», — заключил череповецкий епископ Флавиан. 5 февраля 2015 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллом от 5 февраля 2015 г.) храму преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца присвоен статус кафедрального собора. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Металлические конструкции делали череповецкие мастера, а вот облицовкой занимались специалисты из города Трехгорье Челябинской области, приехали они в Череповец из Самары, где работали на храме Вера, надежда, любовь. Покрывали купала, точнее шашки из которых состоит покрытие, нитрид-титаном. 13.11.2010 г. – на храм подняли еще один малый купол (массой 3,5 тонны) и восьмиугольный шатер (высотой в 12 метров и весом в 14 тонн) на колокольню. 19 января 2011 года — освящение крестов храма. 19 января архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освятил пять крестов для куполов храма. В этот день устанавливали большой крест высотой 6 метров и весом 750 килограммов. Работы проходили под звучание аудиозаписи звона колоколов, которых на тот момент на колокольне еще не было. Четыре малых креста — по 250 килограммов — установили позже на малые купола. 28 мая 2011 года — освящение колоколов. 12 колоколов для строящегося храма благословил на долгий звон архиепископ Максимилиан. 5 июня колокола подняли на колокольню: два самых больших заняли место в центре, остальные разместились в арочных проемах колокольни. Две недели ушло на настройку оснастки для звона (тяг, педалей и т. д.). Звонить в колокола начали в преддверии 18 июля, когда отмечается память преподобных Афанасия и Феодосия. С тех пор звон стал раздаваться по выходным. 11.10.2011 г. — В Храме в Макаринской роще сегодня зажгли главное паникадило. Оно весит 350 кг, его украшают свыше семидесяти свечей, расположенных в пять ярусов. Всего освящать Храм будут 14 паникадил. 3 ноября 2011 г. освящен Нижний Храм. Иконостас, иконы, стены и двери святой водой окропил настоятель Воскресенского Архиерейского подворья Григорий Осипов. В церемонии приняли участие Губернатор Вячеслав Позгалёв и мэр Череповца Олег Кувшинников. Богослужение в храме началось 3 ноября в 9 часов с молебна в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. В 10 часов состоялся чин освящения храма, за ним — крестный ход и литургия. 26.05.2012 г. — церемония освящения Храма Афанасия и Феодосия Череповецких. Таинство провёл управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. Затем прошёл Крестный ход вокруг Храма, а в 9.15 — литургия.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

В XVIII веке первый череповецкий городничий, помещик из местного села Шухтово Фёдор Иванович Чекмарёв записал народное предание, повествующее об основании Воскресенского монастыря. Некий купец вёз по реке Шексне в Белоозеро московские товары, внезапно над ним сгустилась кромешная тьма, так что он даже посадил на мель свою лодку. Сотворив молитву, купец увидел, что гора, высившаяся неподалёку, вся озарена небесным сиянием, словно указывающим направление пути. Продолжив плавание, озадаченный купец достиг подножия горы и увидел живописную местность у слияния двух рек, Ягорбы и Шексны. Запомнив дорогу, купец возвратился сюда год спустя и поставил часовню, украсив её дорогим для своего сердца святым образом Воскресения Христова. Примечательно, что исследователь Леонид Васильевич Афетов в своей рукописной книге конца XIX века " Исторический очерк бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря и его земельных владений " напрямую связывал этого мифического купца со вполне реальной личностью - основателем Воскресенского монастыря Феодосием. Так или иначе, именно преподобный Феодосий известен как первый из настоятелей монастыря в Череповце, а сменил его на этом посту преподобный Афанасий по прозвищу Железный Посох. Прозвище он получил из-за тяжёлой палицы, которой преподобный изнурял свою греховую плоть. Известно, что отец Афанасий скончался в одно время со своим учителем Сергием Радонежским - в 1392 году. Место это прежде считалось выморочным: в конце 1350-х годов в Белозёрском крае жестоко свирепствовала чума. Однако люди всегда селились под защитой монастырских стен, и здесь в скором времени разрослись село Федосьево и Ягорбская подмонастырская слобода. Именно они заложили основу для будущего уездного города Череповца (1777), небесными покровителями которого считаются основатели святой обители, преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Храм Воскресения Христова ныне стоит на месте бывшего кладбища монастыря, территория которого простиралась до Соборной горки, где находится бывший дом городского головы Череповца Ивана Андреевича Милютина. Подъём на горку в своё время соорудили местные монахи, чтобы легче было добираться сюда от реки.

http://sobory.ru/article/?object=00242

1) основатели сии пришли из Троицкого Сергиева монастыря, ибо первоначальная церковь ими построена во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона Радонежских, а в древности обыкновение имели отшельники устраивать новые обители по образцу тех, в которых они восприняли монашество. Так, например, вышедшие из Киево-Печерского монастыря всегда полагали основание обителей своих сооружением церкви во имя Успения Божьей Матери и Преп. Антония и Феодосия, а выходившие из Московского Троицы Сергиева монастыря во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона. А что оные Феодосий и Афанасий действительно были основателями этой обители, доказывается надписью, имеющейся на одной вкладной книге, где значится: «Сия книга святой этой обители Воскресенья Христова и Св. Живоначальной Троицы и Святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святой этой обители преподобных отцов наших Феодосия и Афанасия, книги вкладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и ко святым Божьим церквам, подавая вклады свои по своей силе, чем кого Бог пошлёт, в вечный поминок по своим душам и по своим родителям, для ради вечных благ и в веки. Аминь. Лета 7076, месяца Сентября с 1 числа Воскресенский Архимандрит Макарий, поговорив со священниками, старцами и со всей братией, сии книги уложил в кладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих в святую обитель сию, и кто что даст вклада денег, или хлеба, или лошадей, или какими-нибудь животными Воскресению Христову в дом и святой Живоначальной Троицы и преподобным Святых чудотворцев Сергию и Никону, Феодосию и Афанасию, а похочет кто за свой вклад постричься у Воскресенья Христова, ино его за тот за его вклад постричь, и келью ему дать монастырскую и упокоить его как прочую братию»; 2) что построен этот монастырь ещё в первой половине XV столетия, сие видеть можно из грамот, данных этому монастырю (см. ниже). Здания в Череповском монастыре с самого основания оного до 1752 года были все деревянные; и при переписи 7184 (1626) года означено: «вотчина Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руссии в Череповецкой волости монастырь общий, а в нём храм был настоящий Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А в разоренье сожгли Литовские люди, да церковь Живоначальной Троицы, а в приделе Сергий чудотворец деревянный». В 1644 году построена церковь новая тёплая во имя Святой Троицы, с приделом Преп. Сергия Радонежского по благословенной Патриаршей грамоте следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В XII в. в Вологде был основан Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь, в XIII в.- Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Наиболее раннее сообщение о постройке храмов в Вологде относится к 15 авг. 1303 г., когда Новгородский еп. св. Феоктист в присутствии владимирского вел. кн. Андрея Александровича освятил храм во имя Пресв. Богородицы. В XIV-XV вв. трудами учеников прп. Сергия Радонежского и выходцев из Троице-Сергиева мон-ря преподобных Кирилла , Ферапонта и Мартиниана Белозерских , Афанасия и Феодосия Череповецких , Димитрия Прилуцкого , Дионисия Глушицкого , Сергия Нуромского , Павла Обнорского и др. в Вологодском крае были основаны многочисленные мон-ри. Их деятельность активно поддерживали местные удельные князья (ростовские и ярославские - потомки блгв. кн. Константина Всеволодовича , родственники московских вел. князей), чьи владения располагались к югу и востоку от Вологды. Устюг впервые упоминается в 1178 г., в XII в. в городе были основаны Иоанна Предтечи и великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри. До кон. XV в. территория совр. В. о. входила в Новгородскую и Ростовскую епархии . В 1492 г. Вологда была передана из Новгородской епархии в Великопермскую, в 1658 г. к Вологодской епархии от Ростовской присоединились Устюжский и Тотемский уезды (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Вологодской и Великоустюжской епархии. К кон. 2004 г. в епархии действовали 105 приходов, 4 мон-ря (3 муж. и 1 жен.). Н. А. Дойникова, А. В. Камкин, А. В. Кузьмин Первая проповедь старообрядчества на территории края связана с деятельностью Иоанна Неронова , сосланного в 1653 г. в Спасо-Каменный, затем в 1665-1666 гг. в Спасо-Прилуцкий мон-рь и оставившего после себя учеников. Ок. 1670 г. П. Осипов, крестьянин д. Рупосовой Комельской вол. Вологодского у., вместе с женой проповедовал «старую веру» в близлежащей дер. Сычёвой, вотчине Спасо-Прилуцкого мон-ря; в нояб. 1685 г. 55 крестьян сожгли себя в избе Осипова. Под влиянием Выголексинского общежительства в 40-х гг. XVIII в. сформировались центры старообрядчества в Белозерье и Чаронде, старообрядцы из Пошехонья переселялись в район р. Шексны, нижнего течения Суды и г. Грязовца (здесь в 1786 жили более 400 старообрядцев, в 1771 произошло самосожжение 15 чел.). Отдельные группы последователей «старой веры» в сер. XVIII в. известны в Тиксненской вол. Тотемского у. и на Кокшеньге (здесь произошло самосожжение в 1727), а также в ряде волостей Вологодского у.

http://pravenc.ru/text/155165.html

на площади перед кафедральным собором преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, 16 июня 2018 года, в канун празднества всем преподобным отцам Вологодским Не может быть сильного народа без силы духа Если мы в своей жизни будем свою силу соединять с силой Божией, мы будем очень успешными, и страна наша будет развиваться, народ наш будет духовно возрастать. Не может быть сильного народа без силы духа, а дух – от Бога. Из слова с паперти Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 16 июня 2018 года Святая Русь Недаром север Руси называется Северной Фиваидой. И у русских была своя Святая Земля. Она не была комфортной с точки зрения климата, с точки зрения условий проживания, она была очень трудной во всех этих отношениях, но она была святой – не потому, что здесь иначе солнце светит или иначе ветры веют, а потому, что здесь жили святые люди. Отсюда и пошло название «Святая Русь». Название «Святая Русь» не означает, что все русские были святыми. На Святой Руси было не меньше преступников, чем в других странах. Но святой наша земля называлась потому, что самой высокой ценностью жизни, доминантой нашей системы ценностей была святость. Ни в одной другой стране святость не была абсолютной ценностью для всего народа. А что это означало? Это означало, что каждый понимал, что и он должен соответствовать этой ценности народной, ценности земли Русской. Вот потому и приходили великие подвижники в такие места, как это, устрояли обители, проповедовали Слово Божие и, действительно, сформировали удивительный народ, исполненный веры, силы и мужества. Все это и дало нам возможность выстоять на тяжелейшем историческом пути. Как много войн, как много горя претерпели наши люди – чего только стоила Великая Отечественная война! Ни один народ за всю историю не претерпел таких мук, таких страданий, таких потерь, как наш народ. Казалось, что надломится народная жизнь, но она не надломилась, потому что сила духа нашего народа была сформирована духовной традицией. Не идеологией, а именно духовной традицией, которая требовала душу свою положить за други своя и исполнять эту заповедь как закон Божий.

http://pravoslavie.ru/113755.html

По завершении Литургии епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону святых подвижников Череповецкой земли — преподобных Зосимы Ворбозомского и Кирилла Новоезерского. Память этих святых празднуется 7/20 ноября, в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар кафедральному собору Святейший Патриарх Кирилл передал образ Спаса Нерукотворного. Епископу Флавиану Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар епархии Предстоятель передал 20 напрестольных Евангелий. Всем участникам богослужения по благословению Его Святейшества были вручены иконки преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких с Патриаршим благословением. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил кафедральный собор Череповца. Первый собор, посвященный преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким, был построен в 2012 году по проекту череповецкого архитектора Игоря Орлова при поддержке компании «ФосАгро». 5 февраля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии. На месте собора некогда находилась Макаринская роща, где располагалось имение Верещагиных. В 1920-30 годы Макаринская роща стала местом массовых расстрелов жертв политических репрессий. Во время посещения храма Предстоятель Русской Церкви выразил особую благодарность заместителю председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьеву и генеральному директору ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьеву, при деятельном участии которых был возведен кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел строящийся духовно-просветительский центр Череповецкой епархии «Преображение» на улице Парковой около храма Рождества Христова Череповецкая епархия Епархия объединяет приходы в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области. Входит в состав Вологодской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

Череповецкая епархия впервые была образованна в 1924 г. В Череповецкую епархию в 1935 г. входили приходы Череповецкого, Кирилловского, Белозерского и ряда других районов. В ходе Большого террора органы НКВД фальсифицировали раскрытие на территории епархии «контрреволюционной повстанческой организации церковников». По делу этой придуманной организации в Ленинграде 9 октября 1937 г. было расстреляно 100 человек — священнослужителей, монахинь и мирян. С образованием Вологодской области (23 сентября 1937 г.), в которую вошли районы, составлявшие Череповецкую епархию, в Вологде 31 октября 1937 года была создана Тройка при областном управлении НКВД, которая завершила уничтожение духовенства Череповецкой епархии. После 1937 года кафедра не замещалась. Упразднена официально в 1943 году при изменении епархиального устройства. 23 октября 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви вновь учредил Череповецкую епархию и включил ее в состав новообразованной Вологодской митрополии. На момент образования епархии в 2014 г. было 40 священнослужителей и  23 прихода. На данный момент в епархии 68 священнослужителей, 29 монашествующих, 88 приходов. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких 8 октября 2006 г. в Макаринской роще на месте предполагавшегося строительства храма установили поклонный крест. Активная работа по проектированию и возведению началась лишь после того, как инициативу горожан поддержала компания «ФосАгро». Святейший Патриарх Кирилл дал благословение на воплощение в жизнь эскизного проекта храмового комплекса череповецкого архитектора Игоря Орлова. В 2012 году собор был построен и стал первым храмом, посвященным преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким. 23 июня 2014 г. приходу храма был присвоен статус архиерейского подворья. 5 февраля 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии.  На территории храмового комплекса находится колокольня, дом причта, здание воскресной школы, административное здание и хозяйственные помещения. Нижний храм собора освящен в честь покровителей Череповца преподобных Афанасия и Феодосия, верхний храм — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс органично вписан в рельеф высокого правого берега реки Шексны.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

По случаю отнятия Крита у Арабов (в 960 году), военачальник Никифор послал много денег преп. Афанасию для того, чтобы он построил монастырь на избранном уже месте с кельями для самого Никифора, который желал удалиться от мира. Афанасий построил две церкви, кельи, трапезу, больницу и прочие здания, собрал много братии и, написав устав общежития, стал игуменом. Но услышав, что Никифор по смерти Романа 2-го провозгласил себя императором (в июне 963 г.), опечалился, так как ради Никифора только и принял на себя труд устройства обители, чем навлёк и недовольство многих пустынников. Посему и удалился было на остров Кипр, но через несколько времени, повинуясь откровению, возвратился в свою обитель. Случилась ему нужда идти к императору по монастырским делам, и Никифор при свидании сказал ему: «знаю, что я не исполнил своего обещания и причинил тебе много трудов и скорбей; но потерпи на мне, ожидая моего покаяния». Когда умер Никифор (в дек. 969 года), монахи Афонских обителей занесли новому императору Иоанну Цимисхию жалобу, что Афанасий воздвигает дорогие здания, копает новые источники, засевает нивы и делает гору как-бы мирским селением. Цимисхий лично разобрал дело и решил его в пользу Афанасия, а в предотвращение несогласий впредь издал в 971 году «Устав для монастырей Афонских». В обитель Афанасия собралось много братий из разных стран, даже из Италии и Грузии. Господь прославил его даром прозорливости и чудес. Скончался преподобный в 980 году от провала здания, которое осматривал с шестью учениками. При гробе его совершались исцеления; тело его в храме обители. Преподобного Лампада чудотворца Преп. Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в X веке. Преп. Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преп. Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); об них сохранилось, за разорением монастыря Поляками в начале XVII века, только скудное известие в одной вкладной книге. Преп. Афанасий скончался в 1382 г. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднён 1764 г.). См. Ратшина «Сведения о монастырях», стр. 404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010