В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Она говорили: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность». Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных. Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до 12000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу. Она находила возможности для помощи духовенству — давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она ободряла, укрепляла, помогала материально священникам — миссионерам, трудившимся среди язычников крайнего севера или инородцев окраин России. Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, потерявший человеческий облик лица. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».

http://pravoslavie.ru/27200.html

НА Блаженна отъ канона пснь 3я и 6я на 8. Тропарь святому царю мученику, гласъ 5й: Царства земнаго и многоразличныя,/кротко претерплъ еси,/свидтельствовавъ о Христ даже до смерти отъ богоборцевъ,/страстотерпче Боговнчанный царю Николае,/сего ради мученическимъ внцемъ на небесхъ/внча тя, съ царицею, и чады, и слуги твоими Христосъ Богъ,/Егоже моли/помиловати страну Россíйскую,/и спасти души наша. Тропарь преподобномучениц княгини Елисавет, гласъ 4й: Кротость и и любовь/вселивши въ душу свою,/усердно послужила еси страждущимъ,/страстотерпице святая княгине Елисавето,/таже съ врою претерпла еси и смерть за Христа,/съ мученицею Варварою./Съ нею же моли о всхъ съ почитающихъ васъ. Кондакъ царственныхъ мученикъ, гласъ 6й: Надежда царя мученика съ царицею и чады и слуги укрпи,/и къ Твоей любви имъ покой предвозвстивши,/тхъ молитвами, Господи, помилуй насъ. Кондакъ святй мучениц княгини Елисавет, гласъ 4й: Отъ славы царственныя,/вземши крестъ Христовъ,/прешла еси къ слав небеснй, молящися за враги,/и обрла еси радость вчную,/святая мученице княгине Елисавето,/съ Варварою мученицею,/тмже молите о душахъ нашихъ. Прокименъ, гласъ 4й: Тебе ради, Господи,/умерщвляеми есмы весь день. Стихъ: Вмнихомся яко овцы Апостолъ къ Римляномъ, зачало 99. Бpamie, вмы, яко любящымъ Бога вся поспшествуютъ во благое, сущымъ по npeдybдhiю званнымъ: ихже бо предувд, тхъ и предустави сообразныхъ быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многихъ бpamiяxъ, а ихже предустави, тхъ и призва, а ихже призва, сихъ и оправда, а ихже оправда, сихъ и прослави. Что убо речемъ къ симъ, аще Богъ по насъ, кто на ны? Иже убо Своего Сына не пощад, но за насъ всхъ предалъ есть Его, како убо не и съ нимъ вся намъ дарствуетъ? Кто поемлетъ на избранныя Бoжiя, Богъ оправдаяй. Кто осуждаяй? Христосъ Иисусъ умерый, паче же и воскресый, Иже и есть о десную Бога, Иже и ходатайствуетъ о насъ. Кто ны разлучитъ от любве Бoжiя, скорбь ли, или тснота, или rohehie, или гладъ, или нагота, или бда, или мечь? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день; вмнихомся якоже овцы зakoлehiя. Но во всхъ сихъ препобждаемъ за Возлюбльшаго ны. Извстихся бо, яко ни смерть, ни животъ, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити от любве Бoжiя, яже о Христ Иисус Господ нашемъ.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatym-c...

Елисавета — дважды святая Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь. 18 июля, 2016 Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь. Святыми не рождаются. Святым человека делает жизнь: его окружение, воспитание, впитанные книги, услышанные слова, совершенные поступки, принятые решения. Что послужило предпосылкой к тому, чтоб воспитанную в роскошных домах Европы принцессу Гессен-Дармштадтскую Елизавету еще при жизни называли ангелом? Ангелом-хранителем Москвы… Любимая мама и любимая святая На самом деле, не в такой уж роскоши росла маленькая Элла — одна из семерых детей английской принцессы Алисы и немецкого великого герцога Людвига IV. При дворе было принято воспитывать детей в строгости. “Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей”, — эту мысль внушали им с детства. С юности Элла была пленена образом католической святой XIII века, Елизаветы Венгерской. Она так же, как принцесса Гессен-Дармштадтская, происходила из королевского рода, и в 14 лет была выдана замуж. Все свободное время помогала нуждающимся, раздавала свое имущество для этой цели, и кроме того взяла на себя особое попечение о прокаженных. После гибели мужа в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская целиком и полностью посвятила свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты, вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных. Пример любимой святой оказал сильное влияние на Елизавету Федоровну , хотя, конечно, она не могла знать, что во многом повторит ее судьбу…

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Владимир Ештокин/Журнал " Фома " Стартует видеопроект о святой Елизавете Федоровне, участником которого может стать любой желающий 1 мин., 26.10.2020 Марфо-Мариинская обитель милосердия представляет видеопроект «Елизавета Федоровна в моей жизни», принять участие в котором может любой желающий. В рамках проекта его участники впервые в формате видео-интервью расскажут непридуманные истории из своей жизни, связанные с личностью преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны , сообщает пресс-служба обители. Участница видеопроекта – настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова) «Новый проект – возможность рассказать общественности о том, как почитают Великую княгиню сегодня. Какое значение она играет в жизни современных людей, какие ее замыслы остаются актуальными», – отметили в обители. 1 ноября, в день рождения святой Елизаветы Федоровны, на официальном УоиТиве-канале Марфо-Мариинской обители милосердия будут представлены первые два выпуска, героями которых стали настоятельница обители игумения Елисавета, а также писательница и телеведущая Дарья Донцова. Участница видеопроекта – писательница Дарья Донцова В создании проекта принимает участие главный режиссер дирекции общественно-политического вещания Первого канала Юлия Ермолина, выпустившая в 2018 году документальный фильм «Елизавета Федоровна. Осталась лишь одна молитва».  Марфо-Мариинская обитель приглашает всех желающих принять участие в проекте. Свои истории можно присылать через официальные страницы обители в соцсетях, или на почту пресс-службы  ekaterina.z@mmom.ru . Читайте также: О святой Елизавете Федоровне и памяти о ней сегодня  читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/startuet-videoproekt-o-sv...

Когда случилась эта катастрофа, то многие люди благочестивой жизни, прежде всего духовенство и аристократия, которых большевики считали оплотом царской России, подверглись так называемому «красному» террору. Поскольку некоторые белогвардейские войска объявили «белый» террор против большевиков, то последние, соответственно, обрушили «красный» террор, и сначала — на дворянство. Когда же духовенство во главе с патриархом Тихоном выступило против «красного» террора, тогда и оно подверглось гонениям со стороны большевиков. В первую очередь большевики, конечно же, хотели уничтожить всех членов Царствующего дома, чтобы не осталось никаких претендентов на престол и чтобы даже мысли о восстановлении монархии ни у кого не возникало. Некоторые из них спаслись, а некоторые были захвачены и погублены. Вчера мы вспоминали святых Царственных Страстотерпцев, Царскую Семью, а сегодня чтим память преподобномуче-ниц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, с которыми были замучены еще несколько Великих князей. Как вы знаете, Царственные Страстотерпцы были преданы страшной казни. Их кончину даже нельзя назвать казнью — это было кровавое убийство. Царственных Страстотерпцев расстреливали из наганов и, поскольку не смогли убить всех сразу, добивали штыками из страха произвести лишний шум. Описания этого ужасного кровопролития, написанные бесстыдно и с хвастовством, оставили сами большевики, осуществлявшие расстрел. Существует несколько таких описаний, расходящихся между собой лишь в мелочах. После убиения Царской Семьи тела Страстотерпцев сбросили в шахту и пытались забросать гранатами, думая, что стены шахты обрушатся и скроют следы преступления, но этого не произошло. Все это было на месте, которое называется Галина яма. Потом убийцам пришлось доставать тела своих жертв, пытаться их уничтожить, потом переносить на другое место и там уже захоронить. В начале 1990х годов останки Царственных Страстотерпцев были частично найдены в Поросенковом логу. Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара и заключенные с ними Великие князья были убиты еще более зверским образом. Их сбросили в шахту живыми и забросали гранатами. Многие из них погибли сразу, но некоторые остались живы, в том числе и преподобномученица Елисавета. Сильно пострадав сама, она перевязывала раны одному из оставшихся в живых князей. И так, с пением духовных богослужебных песнопений, через несколько суток они, будучи, конечно, искалечены, погибли все. Один случайно проезжавший мимо крестьянин слышал пение, доносившееся из шахты, но сам он из страха не попытался достать находившихся там людей. К тому времени, когда он привел белых, все уже умерли.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

1 ноября в российской столице открывается Музей Императорского палестинского общества 25 октября 2013 г. 16:52 1 ноября 2013 года, в день рождения святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, в Москве состоится торжественное открытие Музея Императорского православного палестинского общества . В этот день в Центре ИППО будет установлена мемориальная доска в память о первых председателях Палестинского общества — Великом князе Сергее Александровиче и Великой княгине Елизавете Федоровне. Мероприятие подготовлено в рамках программы «На службе Москве и Отечеству. Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна», разработанной по инициативе Фонда содействия возрождению традиций и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы, Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями, Департамента культурного наследия и Департамента культуры мэрии Москвы на 2013-2014 гг. Целью программы является возвращение российской истории имен этих исторических личностей, приложивших немало усилий для укрепления государственных устоев России, развития науки, культуры и благотворительности. В создании Музея ИППО приняли участие историки, ведущие специалисты в области музейного дела. Художественный проект музея выполнен Студией М.Б. Пекуровского. В экспозиции, представленной ко дню открытия музея, посетители смогут увидеть уникальные экспонаты: паломнические реликвии со Святой Земли, книги, листовки, брошюры, издававшиеся ИППО для многочисленных паломников, портреты и личные вещи председателей и почетных членов ИППО и многое другое. Отдельного внимания заслуживает доставленный на выставку из Италии исторический макет подворья ИППО в Бари, выполненный по заказу А.В. Щусева в 1913 г. Также на выставке будет представлен специально изготовленный для музея макет Сергиевского подворья в Иерусалиме. В этот же день в здании в здании ИППО (ул. Забелина д. 3 стр. 2) пройдут традиционные XVI Елисаветинско-Сергиевские чтения, посвященные теме «Москва в жизни великокняжеской четы». В 2014 г. исполняется 150 лет со дня рождения св. прмц. Елисаветы Феодоровны, поэтому предстоящие чтения станут своего рода подведением итогов проделанной за последние годы работы в деле изучения ее жизни и деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/3322938.ht...

Архив Пн В Орле прошел X Всероссийский семинар руководителей региональных отделений Императорского православного палестинского общества 28 мая 2018 г. 14:10 С 25 по 27 мая 2018 года в Орловской области прошел Х Всероссийский семинар руководителей региональных отделений Императорского православного палестинского общества  (ИППО). Мероприятие было посвящено 100-летию мученической гибели Царственных страстотерпцев и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая была вторым председателем ИППО.  Участники семинара представляли российские региональные отделения ИППО: Московское, Кировское, Калужское, Костромское, Курганское, Пермское, Псковское, Самарское, Тульское, Пензенское, Саранское, Якутское, а также одно из зарубежных отделений — Одесское. 26 мая в рамках семинара состоялось заседание в администрации Орловской области, в котором приняли участие временно исполняющий обязанности губернатора Орловской области Андрей Клычков, председатель ИППО Сергей Степашин , митрополит Орловский и Болховский Антоний , епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий , председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, другие официальные лица и представители руководства Орловской области. В ходе мероприятия в торжественной обстановке С. Степашин вручил почетные знаки и грамоты ИППО наиболее активным действительным членам общества и представителям руководства региона. Решением Совета ИППО глава Орловской митрополиии  митрополит Антоний удостоен почетного знака «Орден великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны». Семинар проходил на базе Орловского отделения ИППО. Участники семинара посетили места, связанные с жизнью и деятельностью представителей Дома Романовых, а также крупнейшие православные центры Орловщины. Орловское отделение ИППО является старейшей общественной организацией в регионе. Создание отделения способствовало в свое время развитию паломнической деятельности. В этом большую роль сыграл епископ Никанор (Каменский) (1847-1910). Ранее он, являясь Смоленским архипастырем (1896-1899), состоял председателем Смоленского отдела Общества и был избран почетным членом ИППО. Его назначение на Орловскую кафедру (1899-1902) не осталось незамеченным со стороны председателя центрального отдела Общества. Об этом говорит рескрипт первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича, в котором содержалось предложение по созданию Орловского отдела общества. Вскоре в Орле было учреждено отделение ИППО. Известно, что в 1915 году в нем числилось 18 действительных, из них 2 пожизненных, и 73 члена-сотрудника, из них 5 пожизненных. Общая численность отдела составляла 91 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5210640.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Смирением достоинство княжеское сокрывши,/богомудрая Елисавето,/сугубым служением Марфы и Марии/Христа почтила еси./Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши,/яко жертва праведная Богу принеслася еси./Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя,/яко истинную наставницу усердно просим тя:/святая мученице великая княгине Елисавето,//моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших». Кондак, глас 5 От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе Небесней, молящи за врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших. Перевод: От царственной славы (земной), подняв Крест Христов, ты перешла к славе Небесной, молясь о врагах, и обрела ты радость вечную, святая мученица княгиня Елисавета, с мученицей Варварой. Потому молим вас: «Молите о душах наших». Молитва 1я О, великая княгине, святая преподобномученице Елисавето, Российская похвало, града Москвы преславное украшение и Святыя Земли священное достояние! Ты во дни жития твоего веру, надежду, любовь неложны стяжавши, милосердием к страждущим светло просияла еси. Терпением же скорбей и искушений образ смирения ближним явивши, изгнанием и страданьми житие увенчала еси и во Царствии Небеснем ныне пребываеши. Сего ради молим тя, страстотерпице святая, молитвами твоими даруй нам сердце смиренное и покаянное, милосердие неоскудевающее, служение ближним жертвенное, терпение непоколеблемое, мужество в скорбех и обстояниих неослабевающее, в страшный же час смертный упование твердое на Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

     В этом году Марфо-Мариинской обители милосердия исполняется 112 лет. С настоятельницей игуменией Елисаветой (Поздняковой) мы поговорили о современной жизни Обители, о том, как сегодня соседствуют молитва и помощь ближнему, и кто теперь продолжает служение сестер, которые трудились в Обители в начале прошлого века. Марфо-Мариинская обитель милосердия сегодня Матушка, по книгам, по свидетельствам современников, можно сложить представление о том, какой Марфо-Мариинская обитель милосердия была в начале прошлого века. Расскажите, пожалуйста, чем сейчас живет Обитель, что сегодня главное и определяющее в ее деятельности? Получив в наследие такую святыню, как Марфо-Мариинская обитель мы, конечно, несем большую ответственность за все, что здесь происходит. Сегодняшняя жизнь Обители тесно связана с теми идеями, которые были заложены при ее создании святой преподобномученицей Елисаветой. И, делая сегодня здесь какие-то дела, занимаясь социальным служением, мы считаем, что главная наша цель – стать настоящими христианами. Потому что Великая княгиня Елизавета Феодоровна хотела служить Богу, стремилась к святой жизни. Так и наше служение должно нас привести, в первую очередь, к святости, оно должно помочь нам стать Христовыми. В этом цель нашего служения. Вы пришли в Обитель 10 лет назад, какой Вы ее тогда увидели? Когда меня сюда назначили, Обитель переживала переломный этап: только закончилась масштабнейшая реставрация, практически восстановившая ее из руин и предавшая Обители ее нынешний вид. Моя предшественница Наталья Анатольевна Молибога вложила в это восстановление очень много сил, сердца и души. А та жизнь, ради которой Марфо-Мариинская обитель создавалась, только начинала зарождаться. И так получилось, что возрождение этой жизни по большей части выпало на нашу долю. В 2011 г. передо мной стояла задача осмыслить, что такое Марфо-Мариинская обитель милосердия в современных реалиях. К тому моменту прошло 100 лет с ее основания, и мы понимали, что воссоздать обитель такой, какой она была при Великой княгине Елизавете Феодоровне, невозможно. Да это было бы и неправильно, потому что в таком виде она будет сегодня уже неактуальной, похожей на исторический артефакт.

http://pravoslavie.ru/137586.html

– Вопрос очень щепетильный, тонкий и очень нужный. Действительно, мы не можем силком добиться чего-то в этой ситуации. «Если захочешь – добьешься», – как учили нас в детстве. Будем кузнецами своего счастья. Нужно завоевать доверие, чтобы она подспудно не опасалась ничего, что нынче ее удерживает. А что может ее удерживать? Может, когда-то вы были слегка грубоваты в отношении с ней или психологическое давление оказывали – какой супруге приятно иметь мужем дядьку Черномора? Поэтому нужно проявить деликатность, такт. Я бы вам посоветовал сердечно молиться преподобномученице Елисавете Феодоровне. У нее был ангел – великий князь Сергей Александрович, губернатор Москвы (будем надеяться, что и новый мэр Москвы будет подражать нашему великому исповеднику веры). Так вот, он читал вечерами Елисавете Феодоровне классику, знакомил ее с Чеховым и Тургеневым. Когда она ехала только в свадебном поезде из Германии в Москву, на каждой станции (но ему это было доступно) он повелевал убирать станцию, интерьер вагона белыми лилиями, особо любимыми Эллой, будущей Елисаветой Феодоровной. Между прочим, цветы – самый короткий путь к сердцу женщины. Буквально недавно подошел ко мне один венчаный супруг и жаловался, что как-то потерял общий язык со своей милой. Я спросил, как давно он ей дарил цветы. – «Дарил, дарил, как раз на Венчание я ей дарил». – «Как давно это было?», – уточнил я. – «Лет 15 назад». – «А с тех пор не дарили?» – «Да нет, батюшка, не приходилось – все суета». Дорогие мужчины, не будем ждать псевдомеждународного женского дня, отдавая дань условности, а давайте сегодня – розы, послезавтра – мимозы, по весне – тюльпаны, и не просто так, формы ради, а с теплотой сердца – любовь овеществляется через малые знаки заботы. Думаю, что если вы проявите такую галантность настоящую, будете предлагать чаще прогуливаться по осенней аллее с вашей избранницей – ее сердце просто не выдержит: «Тебе навек я отдана, тебе пребуду я верна. Давно мечтала я о том, чтобы с тобою обручиться, и чувствую себя я ныне, как Шамаханская царица». В общем, все у вас будет хорошо! И вот этот поклончик, о котором мы говорили, утром и вечером: «Господи, даруй мне искомое, хочу под венец с избранницей своего сердца» – и Бог поможет, услышит!

http://azbyka.ru/semya/o-ljubvi-protoier...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010